История молодёжных движений в России. Сергей комяков - потерянные поколения

Дизайн и интерьер 19.09.2019
Дизайн и интерьер

В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Хиппи 1984 год


Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год


Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год

В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде, а в Москве назывались «бравистами»(по названиям групп Браво и Секрет)

Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год.Фото Дмитрия Конрада


Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада


Широкие Стиляги. Москва, 1987 год

Ньювейверы

Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем»
После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники -ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.

Ньювейверы. Ленинград, 1984 год


Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год


Ньювейверы. На Маяке, 1990 год

Брейкеры

В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров»(по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.


Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева


Брейк дэнс, 1987 год

Рокабиллы

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)

Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год


Рокабиллы. Ленинград, 1987 год


Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год

Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк клубам. В сентябре 1984 года (в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года

Рокеры, 1987 год


Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год


Рокеры, Ночной выезд, 1988 год

Металлисты

Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»/

Металлисты из Горького, 1987 год


Металлисты. ВДНХ, 1986 год


Металлисты. ХМР-89, Омск

Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубуже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.

Панки. ДК Горбуново, 1987 год


Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой


Панки. Москва, 1988 год

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".


Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике


Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства


Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.


Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд


Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".


Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

Доклад по социальной педагогики и самопознании

Детские общественные организации в СССР и современной России

Выполнила:

Редькина Елена, 2 курс

Усть-Каменогорск, 2013г.

1.1 Скаутская организация

1. Детские общественные организации в СССР

1.1 Скаутская организация

Детская общественная организация - добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов; форма детского движения.

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, „Майские союзы“ (движение по защите животных и птиц), „Артели тружениц“, товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.

Скаутская Организация - добровольное, неполитическое, образовательное Движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению.

Скаутский метод прост и понятен. В Скаутинге присутствуют эффективные приемы и методы организации сотрудничества. Эти приемы социализируют и расширяют границы самосознания подростка.

Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О.И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков.

ЦЕЛИ скаутинга направлены на развитие тела и духа детей и подростков, приобретение ими общего жизненного и социального опыта, на развитие нравственных качеств.

Скаутинг учит бережному отношению к природе и выживанию в природных условиях.

Скаутинг учит социализации: преодолевать трудности, индивидуальной дружбе и готовности оказывать поддержку многомиллионному отряду скаутов: «Скаутинг - это огромная семья».

Скаутинг развивает ценностное отношение к религии своего народа.

Скауты учатся оказывать помощь друг другу, семьям друг друга, соседям, народу своей страны и людям всех стран. Скаутинг учит дружбе, товариществу.

Скаутинг формирует способность к личной ответственности, готовит к социальной зрелости.

Скаутинг исходит из совместной жизни и деятельности подростков. В отрочестве, как известно, общение со сверстниками во всех видах деятельности приобретает исключительную значимость. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Следовательно, Скаутинг отвечает потребности подростка в сверстниках.

Скаутское движение имеет свои символы. Это скаутская эмблема, скаутские знаки отличия и символы. Скауты носят знаки отличия в виде нашивок на рукаве, которые обозначают их достижения. Скауты обязаны носить шейный платок (галстук). Галстуки в различных скаутских патрулях и группах самых разнообразных цветов - они могут быть близки к цветам герба края, города, местности. Скауты носят форму - сегодня форма разная, она зависит от географических условий, национальной традиции и др.

Подростки пристрастно ориентированы на реальность знаковых систем, существующих в человеческом окружении. Они стремятся вникнуть в их суть, познать таинство их значений и смыслов. Но так как подростки психологически ориентированы на то, чтобы жить и действовать в вожделенном объединении, в «Мы», они психологически готовы принять их объединяющую систему своих, им принадлежащих знаков, которые как во взрослом мире обозначают иерархию отношений, символизируют национальную принадлежность и многое другое.

Помимо знаков предметов Скаутинг изобрел знаки-жесты.

Поднятая вверх рука, ладонь открыта вперед, три выпрямленных средних пальца сжаты вместе соединенным мизинцем и большим пальцем. Скаут делает так всякий раз, когда произносит скаутское Обещание и Закон скаутов. Скаутский салют - государственному флагу, как уважение своему государству, скаутскому лидеру, как знак уважения к Скаутингу.

Скаутское рукопожатие левой рукой - как знак дружелюбия и преданности. Жесты как знаки, которыми обмениваются подростки, имеют глубокую психологическую привлекательность.

Идеология. Для Скаутинга важно усвоить Обещание.

Обещание в разных странах написано разными словами, но суть обещания одна. «Я обещаю сделать все, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной, помогать другим и подчиняться закону скаутской группы».

Все слова Обещания специально расшифровываются.

«Обещаю» - значит сдержать слово.

«Сделаю все от меня зависящее» - значит приложить все силы, чтобы дело, которое взял на себя, имело хороший результат.

«Выполнить мой долг перед Богом» - значит знать символы своей религии; следовать ее духовным заветам; использовать обряды своей религии в повседневной жизни; где и каким образом совершать обряды моления.

«Выполнить мой долг перед своей страной» - значит заботиться о своей стране; гордиться свой страной; защищать свои права и права других людей; уважать окружающий мир; знать, чем твоя страна отличается от других стран; знать главные события истории своей страны; знать и выполнять законы своей страны.

«Помогать другим людям» - значит помогать даже, когда не просят об этом; не ожидать вознаграждения за добрые дела.

Для Скаутинга важно запомнить и выполнять скаутский закон.

Каждый из одиннадцати пунктов скаутского закона выражен кратко, но наполнен глубоким и ясным смыслом.

1). Чести скаута следует доверять.

2). Скаут верен.

3). Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

4). Скаут - друг всем и брат любому скауту.

5). Скаут вежлив.

6). Скаут - друг животных.

7). Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также приказам руководителя: патруля, скаутмастера.

8). Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.

9). Скаут бережлив.

10). Скаут чист в мыслях, словах и делах.

11). Скаут верен Богу, предан родителям, Родине и начальникам.

Успех метода в том, что от игровых ситуаций, естественных для возраста соревнований и испытаний себя физическими трудностями, подросток постепенно переходит к испытаниям морального характера. Он осваивает такие понятия как честь, здравый смысл, сдержанность, чистоплотность, ответственность, уверенность, воля. Обсуждая в кругу сверстников эти понятия, он практически овладевает качествами характера, которые стоят за этими понятиями. Скаута ориентируют на то, чтобы он был готов к жизни. Он должен быть собран, бодр, должен учиться. Только он сам определит наполненность каждого момента жизни. Он должен воспринимать жизнь как праздник и радоваться празднику жизни. Следует стараться прожить полноценно каждую минуту жизни.

После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга. В 1922 году скаутинг в России был запрещен.

1.2 Коммунистические молодежные организации (октябрята, пионеры, комсомольцы)

Структура коммунистических молодёжных организаций СССР:

Октябрятская организация в состав входят ученики начальных классов;

Пионерская организация - в состав входят ученики средних классов школы;

Комсомольская организация - в состав входит молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет;

В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках.

В 1924 году пионерская организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались на предприятиях, либо по месту жительства пионеров. Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.

Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и советскому государству.

Структура пионерской организации.

Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.

Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.

Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.

Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета ВЛКСМ. Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома ВЛКСМ.

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина - объединяла все пионерские организации СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК ВЛКСМ (последний председатель Центрального Совета - секретарь ЦК ВЛКСМ Швецова Л.И.).

Задачи пионерской организации сводились к следующему:

1 - учиться коммунизму.

2 - бороться за знания.

3 - формировать активную позицию пионера.

Методы работы пионерской организации были во многом заимствованы из Скаутинга. Принципы организации пионерской организации по своей структуре совпадают с принципом построения Скаутинга, но по идеологии принципиально отличны. Пионерская организация имеет свои символы. Символ в пионерском движении - условное обозначение определенной социально-политической идеи, которая подчеркивает коммунистическую направленность деятельности организации юных пионеров. Основными символами пионерского движения являются:

Наименование члена детской коммунистической организации;

Девиз пионера;

Торжественное обещание пионера Советского Союза:

Законы пионеров Советского Союза;

Красное знамя пионерской организации или дружины;

Красный флаг отряда;

Красный галстук и значок пионера;

Пионерский салют;

Почетное имя дружины или отряда.

Вся совокупность символов объединяется общим названием - символика пионерской организации Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды, выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

Идеология. В центре идеологического и психологического воздействия - вождь. Портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина были обязательным атрибутом.

Таким образом, начиная с портрета вождя и воспитания через него любви и уважения к В.И. Ленину и его делу, с первых лет жизни детям прививалось отношение к общегосударственному делу - построению коммунистического завтра и формировалась личность советского человека.

Девиз пионера - один из важнейших символов и идеологий пионерской организации. Он выражал самую главную идею пионерского движения. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»

Торжественное обещание пионера Советского Союза - клятва юного ленинца, которая звучала во время ритуала вручения ему красного пионерского галстука. У Красного знамени перед коммунистами и комсомольцами, вожатыми и учителями, перед лицом своих товарищей по пионерской организации каждый вступающий в ряды организации давал Торжественное обещание: «Я, ФИО, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю и клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Законы пионеров Советского Союза раскрывали подросткам содержание основных идейно-нравственных норм поведения и деятельности члена коммунистической организации детей и подростков страны:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму;

Пионер готовится стать комсомольцем;

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда;

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины;

Пионер настойчив в учении, труде и спорте;

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду;

Пионер - товарищ и вожак октябрят;

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Права и обязанности членов детской пионерской организации.

Члены детской пионерской организации имеют равные права:

Выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранными в выборные органы;

Пользоваться поддержкой, защитой и помощью организации;

Обсуждать и вносить предложения на сборах по развитию деятельности организации;

Получать полную информацию о деятельности организации;

Свободно вступать и выходить из членов организации.

Члены дружины обязаны:

Соблюдать Законы юных пионеров;

Участвовать в деятельности организации;

Подчиняться решениям органов самоуправления организации;

Защищать интересы детской пионерской организации, заботиться о ее авторитете, при необходимости отстаивать права организации на любом уровне.

Пионерская организация поощряет пионеров, отряды, дружины за успехи в учебе, труде и общественной работе. Отличившиеся пионеры, лучшие отряды и дружины награждаются Почетными грамотами. Имена особо отличившихся заносятся в Книгу почета пионерской организации.

К пионерам, нарушившим Законы, применяются меры взыскания: обсуждение на сборе отряда, сборе дружины, замечание, порицание или предупреждение и как крайняя мера исключение пионера из организации.

Члены детской пионерской организации могут быть исключены за деятельность, противоречащую целям и задачам организации.

Исключение из членов детской пионерской организации производится Советом дружины большинством голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Совета. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе, решение которого по указанному вопросу является окончательным.

Работа с октябрятами:

Важное поручение пионерской организации готовить себе достойную смену, знакомить ребят с Законами пионеров, стремиться, чтобы каждый октябренок вступил в пионерскую организацию. При пионерском отряде создавалась октябрятская группа. Отряд выделял вожатых октябрятских звездочек, но каждый пионер отряда участвовал в работе с октябрятами, стремился, чтобы малышам было интересно, весело. Вовлекал их в пионерские дела, помогал выполнять правила октябрят.

Пионерские мероприятия:

Поскольку пионерское движение формировалось выходцами из скаутизма, то по изначальной идее пионерская жизнь должна была напоминать скаутскую, с лекциями у костра, разучиванием песен, играми и т. п. Однако по мере формализации пионерского движения и слияния его со школой, формальный характер приобретала и пионерская жизнь, часто сводившаяся к набору мероприятий «для галочки». В основном это были смотры (особенно популярны были «смотры строя и песни» со строевой муштрой), концерты, спортивные соревнования, более редко походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

В целом пионерская практика сводилась к следующему:

Сбор макулатуры, металлолома,

Смотр строя и песни,

Помощь пенсионерам (тимуровское движение),

Военно-спортивная «Зарница»,

Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч», по хоккею с шайбой «Золотая шайба»,

Командная игра с мячом Пионербол, «Снайпер»,

Юные помощники инспекторов дорожного движения,

Юношеские добровольные пожарные дружины,

- «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов),

Юные натуралисты.

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», основанный в 1925 г. и имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

После распада СССР и потери привлекательности коммунистических идей, отмены фактически обязательного вступления детей в идеологические организации пионерские организации в массе своей самостоятельно распустились.

2. Детские организации современной России

Детские организации современной России - совокупность различных общественных организаций, объединений и неформальных сообществ граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет.

Детские организации условно можно разделить на общественные (формальные) и неформальные.

В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др. Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.

Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.

Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации - Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.

Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», «Юные за возрождение Петербурга», программами «Путь к истокам», «Родники» и т. п.

Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.

Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

Социально-реабилитационные и волонтёрские организации - широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации - например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

Религиозные детские объединения - организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.

Перспективы. В развитии детского движения в современной России эксперты видят серьёзные проблемы: отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения. На федеральном уровне нет единого исполнительного органа, объединяющего представителей всех или большинства ныне действующих организаций.

По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83 % учащихся 4-11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7 % детей являются участниками туристических объединений, 5 % - члены детских общественных организаций, а ещё 5 % входят в неформальные движения.

3. Методы и технологии деятельности детских организаций

Метод длительной игры - основа скаутинга, а также движения ролевого моделирования, коммунарской методики, тимуровского движения. (МДИ отличается большей продолжительностью, приоритетной направленностью на решение задач социализации). Суть метода:

Подросткам предлагается сюжетно-ролевая игра, которая может длиться в течение нескольких лет»;

В рамках игры дети и подростки принимают некие образы (у скаутов - «бобрята», «волчата», «разведчики»);

В данных образах играющие должны выполнять определенные правила и соблюдать предлагаемые взрослыми нормы.

Условия эффективности метода:

Правильное целеполагание - ориентация на взрослую жизнь;

Создание среды, в которой достаточна свобода творчества; правильный тон отношений: искренняя увлеченность, демократизм, но без заигрывания (вспомнить «переигрывающих» взрослых»).

Метод ролевой игры. Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Воспитание через корпоративные нормы. Цель - формирование положительных установок по отношению к ценностям объединения. Примеры корпоративных норм:

Законы, обещание и традиции скаутов,

Законы пионеров,

- «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Формы работы:

- «осознание»: сочинения и доклады на тему, диспуты,

Внушение (проговаривание хором, размещение текстов на видном месте и т.п.).

Метод общественного поручения. С помощью поручений детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п.

Соревнования - метод воспитания, который направлен на обеспечение условий для социального развития личности, форму усвоения умений и навыков путем здорового соперничества в определенных видах коллективной деятельности. Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. Примером коллективного соревнования может служить борьба пионерских отрядов за честь быть правофланговыми, индивидуального - конкурс на лучший рассказ о походе по ленинским местам. По времени действия соревнования различаются на длительные и эпизодические. Марш «Всегда готов!» - длительное соревнование, трудовой десант - эпизодическое.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать ленинские принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Метод коллективной творческой деятельности - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Ключевые принципы основаны на стимулировании инициативы и самоуправления:

Сами планируем,

Сами организуем,

Сами анализируем.

Плюс - напряженная эмоциональная обстановка (эмоции - катализатор творчества): романтика как основа корпоративной культуры («свечки» и «костры», песни под гитару). советский пионер комсомолец

Метод убеждения (словом и положительным примером) активно воздействует на сознание и чувства пионеров.

Этот метод применяется, как правило, в единстве с методами пионерского поручения, соревнования, игры, которые тесно связаны с общественно полезной деятельностью отрядов. Метод поощрения и наказания - способ стимулирования деятельности отрядов и отдельных пионеров. Все методы пионерской работы взаимосвязаны, и только их комплексное применение обеспечивает эффективную в воспитательном отношении методику пионерской работы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования данных умений, оценка их практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    Понятие молодежного движения, его характеристика. Типы детских общественных объединений. Молодежная субкультура и неформальные ассоциации. Вариативно-программный подход к организации деятельности молодежных общественных объединений в условиях школы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Характеристика и типы детских общественных организаций. Роль детских общественных организаций в воспитании учащейся молодёжи. Анализ деятельности детских общественных организаций и их роль в воспитании и формировании личности детей в Омской области.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2012

    Праздник как специфичная форма коллективного единения. Обобщение опыта работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов. Влияние детских праздников на формирование и развитие психических процессов у детей.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Своеобразие современного этапа развития общества. Недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи. Необходимость новых подходов к задачам, функциям детских общественных организаций. Проблемы социализации ребенка в детских организациях.

    доклад , добавлен 06.05.2009

    Нормативно-правовые документы по организации театральной деятельности в советский период. Понятие театральной педагогики. Театральная деятельность с детьми в системе дополнительного образования в СССР и современной России. Методы и приемы работ с детьми.

    реферат , добавлен 16.04.2017

    Разновозрастная группа в контексте научно-педагогических идей. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей. Реализация разновозрастного подхода при организации образовательного процесса в дошкольных учебных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Понятие духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и его содержание, специфика и ценность. Формы православного воспитания: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, детские и молодежные организации, паломничество.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

    Психологические особенности совместной деятельности дошкольников. Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Воспитание трудолюбия в совместной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности детей. Принципы организации воспитания ребенка раннего возраста, формирование их совместной предметной деятельности.

Детское общественное объединение - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.

Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т.д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.

Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т.д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное времяорганизуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.

Более правильным бы звучала на наш взгляд формулировка «ДОО» как объединение молодых граждан РФ, объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

Начало ХХ века ознаменовано качественным скачком в развитии детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в относительно самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества.

Л.В. Алиева пишет, что исторически объективен, закономерен подъем детского движения в России. Она рассматривает детское движение как социально-педагогическую реальность - результат двух процессов:

  • - объективного процесса естественного развития ребенка и его самопроявления, самореализации в обществе;
  • - субъективный социально, профессионально - педагогически организованный процесс по осознанию, осмыслению возможностей ребенка - субъекта окружающей жизни и своей собственной .

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т.В. Трухачева, Л.В. Алиева И.В. Руденко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые так или иначе влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

  • - Допионерский;
  • - Пионерский;
  • - Постпионерский.

Л.В. Алиева дает следующую периодизацию:

  • 1 этап: 10-е годы ХХ века - возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
  • 2 этап: 20е - начало 30х годов ХХ века - становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания.
  • 3 этап: 30е - 80 е годы - развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации - специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения.
  • 4 этап: 90е годы ХХ века - 10 годы ХХI века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально - экономических, исторических условиях российского общества .

Авторы другой периодизации Т.В. Трухачева и А.Г. Кирпичник связывают этапы развития детского движения с состоянием институализации детей и подростков, формой их объединений. М.В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого - руководителя, показывая как меняется образ взрослого в истории детского движения в России - от фантазеров, романтиков к рабочим - производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с пионерами.

Дадим краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.

Допионерский период.

Началом этого периода можно считать конец ХIХ века. Это был период становления на законодательной основе объединений (обществ, союзов) самых разных направлений деятельности. Предполагается, что в них участвовали и подростки. В конце 19 начале 20 века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях - школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы появляются в разных городах. Они называются по-разному: Ижевске - Дом юного пролетария, в Перми - муравейник и т.д. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально - политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

В многообразии направлений детского движения (в 1917 г. насчитывалось более 17 значительных детских организаций) постепенно оформилась идеология детского пролетарского движения - союзника государства диктатуры пролетариата .

Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т.В. характеризуется следующими признаками:

  • - выбор группы, как ребенком, так и взрослым;
  • - выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе со взрослыми, самими детьми, самими взрослыми;
  • - многочисленность состава групп и разнообразие мест их базирования;
  • - отсутствие контроля за их деятельностью со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самих органов;
  • - добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.

Многообразие структур, разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствует о фактах наличия в обществе в 10-20-е годы уникального социально - педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

Однако постепенно детское движение в России приобретает классово - политическую направленность, постепенно унифицируя, сужая рамки движения - от широкого спектра форм к единой массовой организации.

Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречии в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация - часть пионерства - ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века. В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение (российское - часть его), в которое оказались втянуты и дети. Второй. Собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года). Природа пионерства (его рождение, развитие) отразилась на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, которые способствовали превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Таким образом, пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране. Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и пытались делать исследователи - Гордин И.Г., Алиева Л.В. и др.

Привет, дорогой друг!
Сегодня много изданий уделяют время рассказам о молодёжных движениях как в дореволюционной России, так и во времена СССР. Интернет газета «Дни.ру» подготовила масштабный материал на эту тематику, охватив историю воспитания молодёжи в нашей стране с Российской Империи и до наших дней. Попробую с помощью данного издания рассказать тебе об этом в краткой, но интересной форме.
Итак, начнём. Как отмечают «Дни. ру», активно заниматься вопросами воспитания молодежи в мире начали в конце XIX столетия, когда появились первые детские и юношеские движения. В начале XX века они пришли и в Россию.
До революции 1917 года молодёжные организации в Российской Империи были большей частью религиозными, и инициированы они были миссионерами Всемирного христианского союза молодых людей, которые появились в России в 1900 году. Довольно быстро Христианский союз молодых людей преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк». Только в Санкт-Петербурге в 1908-1909 годах насчитывалось 1615 членов «Маяка», большинство из которых были в возрасте от 17 до 25 лет, однако общество «Маяк» просуществовало в России до 1923 года.
В ноябре 1906 года в Российской Империи было зарегистрировано московское общество «Сетлемент», которое можно назвать первым в России детским клубом, где действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория. Подобные клубы «Сетлемент» были открыты по всей России, ведь дети были предоставлены сами себе, но им было предложено ухаживать за огородом, варить пищу, убирать свои комнаты, а также велась и культурно-просветительная и спортивно-оздоровительная работа с детьми. Но общество-клуб «Сетлемент» также просуществовало недолго и было закрыто полицией в декабре 1908 года «за пропаганду социализма среди детей».


В 1908 году, после поражения России в Русско-японской войне (в 1904-1905 годах), появилась молодежная организация «Потешные войска». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки - Семеновский и Преображенский. Инициатива их создания принадлежала лично императору Николаю Второму. В «Потешных войсках» отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, выполнять приемы с деревянными ружьями. Широкому распространению движения помешали начавшаяся Первая мировая война и революция.
С 1908 года также получило распространение в России и скаутское движение, пришедшее в Россию из Великобритании. Главной его целью являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом). Царь Николай II распорядился, чтобы книга Баден Пауэлла «Scouting for boys» была переведена на русский язык, и предложил школам испробовать метод воспитания мальчиков в соответствии с ней. После 1917 года скаутское движение стало рассматриваться как враждебное советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитала от скаутинга. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены.
В СССР было много молодёжных объединений, но в основном они были с определённой идеологической направленностью.

Процитирую «Дни.ру»: « Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году - во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). 29 октября — 4 ноября 1918 года прошел Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Комсомол был создан большевиками для поддержки на уровне молодежи действий партии большевиков. Если в октябре 1918 года в РКСМ состояли 22 тысячи человек, то к III съезду комсомола (1920 год) движение насчитывало уже почти полмиллиона членов. Комсомолу отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач. В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширялась, в 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. В эти годы ВЛКСМ активно продвигал участие членов организации на всесоюзных или региональных «ударных комсомольских стройках».
Под крылом ВЛКСМ было создано подшефное движение - пионерская организация. Её появление произошло на фоне борьбы со скаутизмом и было обусловлено осознанием того, что необходимо создать собственную, коммунистическую, организацию для работы с детьми. При этом ряд скаутских элементов, пусть и в измененном виде, позаимствовали идеологи пионерии. Так появились ее символы: красный галстук (вместо зеленого), белая рубашка (вместо зеленой), а скаутский девиз «Будь готов!» трансформировался в пионерский лозунг «Всегда готов!» Окончательное формирование пионерской организации произошло 19 мая 1922, когда на Всероссийской конференции ВЛКСМ была принята резолюция о создании организации для детей от десяти до 15 лет. Организация получила название «Юные пионеры имени Спартака», а через два года после смерти вождя революции ей было присвоено имя Владимира Ленина».

Надо отметить, что главной целью пионерского движения в СССР было воспитание детей в советском духе, подрастающему поколению прививались коммунистические идеалы, патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех событиях, имеющих большое значение для нашей страны.
За все время существования членами пионерского движения побывали более 200 миллионов человек.
Следует также отметить, что ребята, прежде чем стать пионерами, посвящались в октябрят, а после пионерской организации вступали в комсомол.
После 1991 года ВЛКСМ официально прекратил своё существование, а вместе с головной организацией ушли в прошлое и пионеры с октябрятами.
31 мая 1990 года, перед самым распадом СССР, в стране появился Российский союз молодежи (РСМ), когда объявило свою независимость от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ.
К настоящему моменту в ее составе насчитывается более 70 территориальных организаций, в которых состоят свыше 150 тысяч членов.
РСМ реализует огромное количество различных программ и проектов. Именно благодаря РСМ в жизни российской молодёжи появились такие проекты, как «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Lа-Русь», программа «Кадры» и другие. Российский союз молодежи представлен в Общественной палате, Госдуме, его члены участвуют в экспертных советах парламента, органов власти.
В начале 2000-х появилось молодёжное движение «Идущие вместе». В марте 2000 года молодёжная организация «Идущие вместе» провела свою первую акцию на Тверской улице в Москве. А 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» провели в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек.
15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши». Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших».
Одним из наиболее заметных проектов движения «Наши» стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. Главная задача форума - сплочение коллектива, встречи с видными политическими деятелями, журналистами, экспертами в различных областях, представителями власти, активный отдых, работа по различным направлениям.
Форум пользуется большой популярностью и по сей день. Навещает его и президент России Владимир Путин.
Как отмечают «Дни.ру», «получил новую жизнь форум «Селигер», который трансформировался в несколько молодежных мероприятий федерального уровня. Ежегодно сотни тысяч молодых людей собираются на профессиональных площадках от Калининграда до Камчатки для обсуждения наиболее актуальных вопросов по самому широкому кругу проблем. Центральным форумом является «Территория смыслов» на Клязьме, собирающий более шести тысяч участников для обсуждения политических, экономических и общественно значимых тем. Форум «Таврида» второй год подряд приглашает в Крым представителей творческой молодежи: художников, музыкантов, журналистов (около 3,5 тысячи человек за лето). Также проводятся форумы масштабом поменьше. В Калининграде «Балтийский Артек» посещают около 600 участников, которые обсуждают вопросы российской идентичности, культуры, литературы, взаимодействия власти и общества. А на другом конце страны - на Курилах - проходит форум «Итуруп», собирающий около 200 юношей и девушек. На каждом из четырех федеральных форумов работает «Конвейер проектов», в рамках которого участники представляют экспертам свои проекты, лучшие из которых получают поддержку в виде грантов».
В 2015 году президент наш президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Цель её создания - совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Отделения организации скоро появятся во всех регионах страны. От государства учредителем движения является Росмолодёжь. При движении будет создан Российский детско-юношеский центр, который станет обеспечивать взаимодействие движения с органами исполнительной власти, местного самоуправления.
По большому счёту, новая молодёжная школьная организация должна с момента распада СССР объединить всех школьников в одно движение. И это правильно. Общество сильно единением, а не атомизированной массой людей, которые не доверяют друг другу.
Более подробно об истории молодёжных движений в России читайте тут: http://story.dni.ru/?p=1645
В заключении хочу сказать, что общество должно воспитывать своих детей, иначе государство разрушится, так как наших детей будет воспитывать кто-то другой. Кто другой? Да тот же интернет, в котором полно заграничного контента. Например, одинокая студентка Варвара Караулова после общения с представителями ИГИЛА в интернете, поехала сама в ИГИЛ воевать. Мы не должны допустить, чтобы умами наших молодых людей манипулировали иностранные организации, поэтому общество должно быть единым, а не атомизированным! Патриотичные молодёжные движения - это то, чему государство должно уделять первостепенное значение. Слава Богу, в России подобных движений становится всё больше!

Потерянные поколения

История детских и молодежных организаций СССР


Сергей Комяков

Береги честь смолоду

© Сергей Комяков, 2017


ISBN 978-5-4485-8083-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Атрибутом гражданского общества выступают организации граждан. Но в неразвитых, протогражданских обществах функция организации граждан принадлежит не им самим, а верховной институционализированной структуре, которой выступает государство. Такая организация носит весьма специфические черты и оказывает как позитивное, так и негативное влияние на развитие социальных отношений. Характерным примером такой организации граждан выступает система организации тоталитарных и авторитарных режимов, которая носит мобилизационные черты. И здесь интересен опыт отечественных организаций возникших под влиянием советского государства и коммунистической партии. Но если коммунистическая партия была специфическим органом управления, то вторичные организации, в первую очередь молодежные, комсомол и пионерия показывают особенности механизма организации населения авторитарного государства с целью его политической социализации в угодном для правящего режима русле. Влияние этого процесса Россия испытывает до сих пор, и будет испытывать еще длительное время. Поэтому проблема развития молодежных и юношеских организаций в СССР 1918-1991 годах является одной из наиболее актуальных и спорных в отечественной истории новейшего времени. Достижения молодежных движений в Советском Союзе весьма противоречивы – с одной стороны это высокий уровень организации и проведения досуга молодежи, большие достижения юношеского молодежного спорта, с другой подавление свободомыслия, догматизация общения молодежи. Все это говорит о сложности изучения истории молодежных и юношеских организациях СССР 1920-1991годах.

Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть в исследовании историю молодежных и юношеских организаций СССР 1920-1991годах, оценить достоинства и недостатки молодежных организаций в СССР.

Важность исследования данной проблемы возрастает, если учесть то, что в современной России продолжается поиск оптимальных моделей и систем работы с молодежью, а роль и значение системной и методической социализации подрастающего поколения в современном мире постоянно возрастает.

1.Вечно молодые: российские организации скаутов

1.1.Формирование скаутских организаций

Зарю ХХ века Россия встретила в состоянии капиталистической трансформации. Российская монархия сосуществовала с обществом, развивавшимся по западноевропейскому пути, но сохранявшего серьезные сословные пережитки. Новейшие тенденции соседствовали с институтами средневековья. Такое положение оказывало влияние на российскую молодежь. Как наиболее гибкая, восприимчивая к переменам молодежь была авангардом социального развития.

Оценивая институционализацию молодежи необходимо отметить то, что до Манифеста 1905 года никаких легальных молодежных организаций в России быть не могло. Даже участие в небольшом кружке, члены которого изучали биологию, экономику или историю могло быть чревато для молодых людей. Отчисление из учебного заведения, ссылка, а то и тюрьма были наказанием за участие в молодежной организации. Манифест 1905 года, разрешивший общественные и политические движения, позволил молодежи начать процесс самоорганизации.

В это время существовало три тенденции в молодежном движении совпадавших социальной структурой российского общества. Первая была связана с отпрысками аристократических и дворянских семей. Эти семьи ориентировались на классическое воспитание детей, домашнее воспитание, обучение верховой езде, фехтованию, иначе говоря, всему тому, что считалось необходимым для молодого дворянина.

Вторая тенденция была связана с юношами из семей представителей промышленного и торгового капитала, квалифицированных рабочих. Уровень развития экономики России в это время уже привел к формированию достаточно значительной прослойки торговцев, промышленников, врачей, педагогов, чиновников, квалифицированных рабочих, приказчиков (составляла 3-5 процентов населения Российской империи). Эти люди имели экономические возможности, что дать образование своим детям, но они были скованы сословными пережитками и не могли претендовать быть принятыми в высшем свете, быть членами клубов верховой езды, яхт-клубов, различных элитных обществ .

Русское купечество и промышленники ориентировались на иные ценности, чем дворянство и аристократия. Проявлялось и в организации досуга. Так, в противовес аристократическим конным бегам, велосипедным гонкам, российские предприниматели завезли в России популярные в Великобритании бокс и футбол, устраивали соревнования по классической борьбе, лыжным гонкам и бегу на коньках.

Так же молодые люди из этой социальной группы не имели экономических возможностей получить образование равноценное образованию элиты, они не моги на таком же уровне организовать свой досуг, но в тоже время они не были связаны сословными нормами и представлениями, что позволяло им выбирать формы организации свободного времени.

Третья тенденция была связана с институционализацией молодежи рабочего класса и крестьянства, составлявших подавляющее большинство российской молодежи. В этом направлении все было достаточно просто – большая часть молодых людей, детей рабочих и крестьян не имела ни времени, но средств для досуга. Для этой группы была характерна ранняя алкоголизация, ране начало трудовой жизни. Но незначительная часть городской молодежи из рабочих включалась в политическую борьбу. Она вела агитацию, участвовала в стачках, забастовках и террористических актах.

Все эти тенденции имели право на существование, но логика исторического развития должна была сохранить наиболее адекватную для исторического пути России.

Сначала рассмотрим организации аристократической и дворянской молодежи. Как ни странно их фактически не существовало. Связано это было с тем, что ее было сравнительно мало, а карьера и жизнь были предопределены от рождения. Рамки, которые ставило общество перед молодыми аристократами и дворянами были очень сильны. Сначала следовало домашнее воспитание, потом классическое образование – гимназия или лицей, а потом обучение в военном или гражданском учебном заведении. В начале ХХ века организация учебного процесса в России была такова, что фактически не оставляла свободного времени учащимся и студентам. Более того, золотая молодежь была вязана участием в различных общественных мероприятиях своего круга – балах, приемах, посещении родственников и т. д.

Правда, некоторые неформальные организации, подражавшие английским организациями выпускников элитных учебных заведений существовали, но широкого распространения эта форма самоорганизации молодежи в России не получила. Здесь необходимо отметить и то, что созданию молодежных организаций российской элиты препятствовал прямой запреет военным и гражданским служащим императорской России состоять в политических партиях, а фактически интересоваться политикой и выражать собственное мнение по политическим проблемам, которые считались прерогативой государя императора. Когда, после Февральской революции, это запрет был отменен, времени на организацию у молодежи элиты, выжившей в Первой мировой войне не осталось – началась гражданская война.

Значительно большие возможности для самоорганизации были у молодых людей, детей нарожавшего среднего класса. Средний класс в любой стране имеет определенные институциональные черты. Эти черты проявлялись в формировавшемся среднем классе Российской империи. Конечно, на него оказывало влияние длительное политическое бесправие, а так же возможность реализации экономических прав, которая возникла только после судебной реформы 1864 года. Однако, интересы среднего класса в отношении своих отпрысков были очевидны. Детей хотели видеть образованными, достаточно грамотными для карьеры, которая часто продолжала карьеру родителя, а так же физически здоровыми, не пьющими. Такую возможность предоставляли военизированные молодежные организации скаутов.

Скаутские организации в России возникли в тоже время, что и в Западной Европе и США. В начале ХХ века европейские страны и США были охвачены широким молодежным движением, котрое было добровольным и ориентировалось на широкие слои молодежи.

Возникновение скаутских организаций связано с несколькими внешнеполитическими событиями, среди которых можно выделить операции колониальных войск против восставших народов и англо-бурскую войну. Общим для них было то, что они показали чрезвычайно низкий уровень физической подготовки молодых офицеров, происходивших из высших и средних слоев общества. Оказалось, что среднестатистический английский офицер плохо стреляет, быстро устает даже во время езды на лошади, не умеет ориентироваться на местности, не знает как развести костер и т. д. Это было следствием воспитания в закрытых военных школах, где учили общеобразовательным предметам, шагистике и выездке в манеже, а не тому, что было необходимо в реальной боевой обстановке.



Рекомендуем почитать

Наверх