Физические процессы переработки растительного сырья. Хранение и переработка растительного сырья

Туризм и отдых 22.05.2019

Рассмотрена: Согласована: Принята: Утверждаю:

на заседании зам.директора на педагогическом Директор МКОУ

ШМО по ВР 29.08.12. Совете 30.08.2012г. «Первомайская

Протокол №1 ___Т.Ю.Аурис Протокол №7 СОШ»

от 27.08.2012г. ____В.П. Лопатин Руководитель: Приказ №71

От 01.09.2012г.

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Краеведение. История родного края»
Направленность – духовно-нравственное

художественно-эстетическое

срок реализации 4 года

возраст: 7 – 11 лет


Составила учитель начальных классов: Кабацкова Н.Н.

Программа кружка «Мой край»

для детей 7 – 11 лет (1-4 класс).
1Пояснительная записка.

Программа кружка «Мой край» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Использовались документы:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010)

«Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005

Локальный акт МКОУ« Первомайская СОШ» (об утверждении структуры рабочей программы

Образовательный план МКОУ «Первомайская сош», утвержденный приказом от 31.08. 2012 года №79 -Д

2.Актуальность.Специфика курса. Ценностные ориентиры.


Курс представлен для проведения кружка «История моего края» обучающихся 1-4 класса, желающих изучать свой край, исследовать историю своего поселка, узнать имена знаменитых земляков, прославивших нашу землю. У каждого города и поселка своя судьба, своя история. Можно гордиться и справедливо считать себя наследником старших поколений. Надо сделать все возможное, чтобы сберечь и приумножить красоту родного края. Надо сохранить и передать следующему поколению трудовые, культурные и нравственные традиции. Начнем изучать историю и современность своего поселка, города Новомосковска. Узнаем о тех, кто строил поселок, Новомосковск, кто защитил родной край в суровые годы Великой Отечественной войны. Занимаясь в кружке, ребенок обогатит свои знания, память многими интересными фактами и сведениями.

Программа кружка тесно связана с программой курса «Окружающий мир». Знания, умения, навыки, полученные на аудиторных занятиях, углубляются, совершенствуются, расширяются на занятиях кружка. .Данный курс играет значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Ценностные ориентиры. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Труд и творчество как отличительные черты духовно -нравственно развитой личности. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям


3Межпредметные связи:

4.Место занятий в учебном плане:

Распределение часов на год, отводимых на занятия кружка,

согласно учебному плану МКОУ «Первомайская сош», утвержденному приказом от 31.08.2012 года №79 – Для занятия кружка отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год

5. Цель курса:

1.Узнать об истории строительства своего поселка.

2.Исследовать и найти знаменитых людей, прославивших наш поселок, наш район, наш край. Рассказать о них.

3.Беречь природу своего края.

4. Узнать о тех, кто защищал и как защищал свой край в суровые годы Великой Отечественной войны.

5.Создать условия для воспитания гордости за свой край, за героические поступки старшего поколения.

7.Узнать в своей семье, о жизни своих прабабушек и прадедушек.

8.Узнать об истории города, края.

9.Создать условия для развития личности обучающегося,

10.развивать мотивацию личности к познанию и творчеству,

11. обеспечить эмоциональное благополучие ребенка,

12.профилактика асоциального поведения;

13. Создать условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

14.создать условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

15. Создать условия для укрепления психического, физического здоровья.

6.Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотисации к обучению «Окружающий мир».

Научность.

Системность

Практическая направленность

Реалистичность

7.Методы и формы

экскурсии –5часов,

заочные путешествия – 2 часа,

игры -2 часа,

викторины – 1 час,

проекты -3 часа,

конкурсы – 2 часа,

фотоконкурс – 1 час,

аудиторные занятия -15 часов,

исследовательская работа - 2 занятия

Формы подведения итогов:

Презентация проекта «Осень в гости к нам пришла»

Обобщение по теме «История моего края». Игра «У карты Тульской области»

Праздник «Чудеса Зимы». Обобщение по теме «Зима в поселке.» Конкурс! Конкурс! Конкурс! Обобщение по теме «Чем знаменит мой край»

Праздник «Ах, кудесница ты наша - долгожданная весна!»

Викторина «Я эту войну знаю по книжкам. Обобщение по теме «Память моего края о героях Великой Отечественной войне».

Формы оценивания результатов:

участие в праздниках, конкурсах, викторинах, в проектах, презентовать доклады, делать фотографии, тесты, диагностика, лист личностного роста, портфолио, самооценка, взаимооценка.Для оценки планируемых результатов освоения программы используетсядиагностический инструментарий в пособии «Как проектировать УУД в начальной школе» под редакциейА.ГАсмолова.
8.Общеучебные умения и навыки:

1.Личностнных УУД: Обучающиеся научатся: положительно относиться к школе, к изучаемой теме, проявлять особый интерес к новому,

2. Научатся выполнять моральные нормы, научатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, научатся выделять нравственный аспект поведения,

3. Научатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Получат возможность формировать основы гражданской идентичности.

5. Узнают нормы и правила охранно – бережного отношения к природе.

6. Получат возможность для формирования чувства патриотизма и гордости за свою страну, чувства уважения к ее истории, к культурным и историческим памятникам.

7. Научатся доброжелательно относиться к окружающим.

8.Уважать ценности семьи.

9. Научатся сравнивать свои достижения вчера и сегодня.

10. Научатся адекватно реагировать на неуспех и поощрение, преодолевать трудности

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве привыкать работать в коллективе и принимать совместно решения

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после завершения работы на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задач сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способы и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть иопределятьобъектыиявленияокружающейдействитель¬ностивсоответствииссодержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделятьиобобщеннофиксиро¬ватьсущественныепризнакиобъектовсцельюрешениякон¬кретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природу родного края; Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

7.Способы деятельности:

Характеризовать признаки времен года, исследовать, проводить наблюдения, оценивать, анализировать народные приметы, различать, характеризовать, группировать, обсуждать, рассуждать, доказывать, описывать, соотносить свои наблюдения, измерять погоду, рассказывать, конструировать монологическую речь,исследовать, сравнивать, сопоставлять.

8.Образовательные технологии:

технологии использования игровых методов, технологии развивающего и саморазвивающего обучения, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, технология развития «критического мышления.



Темы.

Количество часов.

Цели

Всего

Теория

Практика

1

«Земля Новомосковская» - обзорная лекция. Сообщение детей из опыта. Знакомство с картой Новомосковского р-на.

1

30мин

5 мин

Воспитание любви к родному краю. Совершенствовать умение работать с картой.

2

Путешествие по Новомосковскому р-ну.

Старина земли Новомосковской.

Экскурсия в краеведческий музей с. Гремячее.


3

1

2

Вызвать интерес к истории края.

3

Официальная символика Новомосковска. Практическая работа (раскрашивание герба).

1

20

15

Познакомиться с символикой.

4

«Город у самого сердца России». История г. Новомосковска (презентация).

1

1

-

Проинформировать о значимости данной местности для России.

5

Экскурсия в г. Новомосковск (достопримечательности).

1

1

Совершенствоваться в умении выделять главное.

6

Просторы родного края (рельеф). Полезные ископаемые р-на. Беломестное – карьер для добычи камня (просмотр фотографий). Составление таблицы использование в народном хозяйстве полезных ископаемых.

2

1

1

Расширить детский кругозор.

7

Времена года. (осень, зима, весна, лето). Сбор и оформление гербария. Конкурс рисунков. «Любимое время года»

3

1

2

Познакомиться с климатическими условиями края.

8

Растительный и животный мир (презентация). Работа в библиотеке с книгой на тему: «Живая и не живая природа родного края». Составление экологического обращения «Сохраним свою землю».

3

1

2

Совершенствоваться в навыках работы с информацией.

9

Наши далекие предки. Уроки истории.

1

1

-

Умение работать с толковым словарем.

10

История моей семьи (информация детей).

Выставка семейных фотографий «Семейный архив».

Чаепитие «Я и моя дружная семья»


2

2

Вызвать уважение к семейным традициям.

11

Профессии всякие нужны «Труд на родной земле». Встреча с ветеранами труда (сборы интервью). Экскурсия на ферму, зернохранилище.

2

2

Расширить представление детей о труде взрослых, и его значимости.

12

Создание альбома «Работы разные важны» (профессии родителей)

2

1

1

Работа с информацией.

13

Знаменитые люди земли Новомосковской (сообщения уч-ся).

Работа с периодической печатью.



1

1

Умение выделять главное в происходящих событиях.

14

В годы великой отечественной войны. Хроника военных событий г. Новомосковск, Новомосковский р-он.

Сбор информации о жизни односельчан в годы войны (уборка около памятника погибшим в ВОВ).



2

1

1

Воспитание патриотических чувств.

15

Литературный и художественный Новомосковск. Писатели, художники, ученные.

3

1

2

Умение работать с книгой (энциклопедией).

16

Воспитывай в себе гражданина. Настоящее и будущее Новомосковска.

1

1

-

Воспитание гражданской позиции.

17

Хронология важнейших событий (исследование материалов печатной информации).

1

-

1

Умение ориентироваться в событиях.

18

Мой край в рисунках (конкурс)

1

-

1

Воспитание эстетического восприятия.

19

Викторина «Знаю и берегу свой край»

1

-

1

Понимание собственной значимости в развитии края.

20

В здоровом теле здоровый дух «Богатыри земли Русской» (спортивные состязания)

1

-

1

Воспитание привычек здорового образа жизни.

21

Итоговое занятие. Урок праздник «Песни моего края».

1

-

1

Воспитание любви к родине.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей –

Дворец творчества детей и молодежи

Дополнительная образовательная программа

Краеведение

рассчитана на детей 11-17 лет

на год обучения

Программа утверждена

педагогическим советом

протокол №___________

«___»_____________2014г.

Составитель: Анкудинова Т.Л.,

педагог дополнительного

образования

Пояснительная записка

Программа «Краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.

Актуальность:

Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Краеведческая работа в школе позволяет связать с собой многие вопросы разных дисциплин, что позволяет обеспечить тесный контакт учебных занятий с историко-краеведческой работой.

Отличительные особенности программы:

Историческое краеведение позволяет лучше узнать и полюбить историю своего родного края, своей малой родины, а это, в свою очередь, способствует раскрытию индивидуальных способностей, помогает выбору профессии, готовит к вступлению в жизнь.

Цель программы:

Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, и гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

Подробное изучение истории родного края, анализ факторов, которые способствовали формированию в данной местности общежития людей, выявление основных точек соприкосновения человека с природой;

Формирование у обучающихся навыков краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Занимаясь в кружке, обучающиеся имеют возможность для получения и развития разнообразных практических навыков, самоорганизации и самоуправлении, общественной активности и дисциплины.

Реализация программы осуществляется с использованием всего многообразия форм и методов краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записи воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, различных учреждениях и организациях.

Учебно-тематический план включает в себя базовые знания по истории Топкинского района, поселка Рассвет, деревни Соломино, деревни Терехино, деревни Симоново, поселка Ключевой.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения детей равна 144 часам.

Программа включает следующие направления деятельности:

    Научно-исследовательское.

    Просветительское.

    Организационно-техническое.

    Организационно-методическое.

    Коммуникативное.

    Аналитическое.

Форма работы с обучающимися: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий, творческие задания позволяют педагогу в течение года следить за процессом освоения нового материала и овладением навыками исследовательской работы.

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 - 15 минут в рамках каждого часа. Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом. Практические занятия организуются только после того, как обучающиеся освоят теоретическую часть. На этих занятиях проводятся экскурсии, исследовательская и поисковая работа, обработка полученной информации, составление экспозиций.

Количество детей в группе первого года обучения – 15 обучающихся, возраст – 11-17 лет.

Формы подведения итого реализации программы:

Своеобразным показателем успешности для детей станет участие в муниципальной и областной конференциях «Турист. Эколог. Краевед» и « Живи, Кузнецкая земля!», муниципальных и областных краеведческих конкурсах и викторинах.

Учебно-методический план первого года обучения

п/п

Раздел 1 «Семья»

    Древо жизни. Знакомство с родословным древом семьи, правила его составления. Сбор информации для составления родословного древа.

    Сбор фотографий и документов о трудовых династиях.

    «Орден в моем доме». Записать воспоминания родственников, участников Великой Отечественной войны.

Раздел 2 «Школа»

    Подготовка и размещение материалов по истории поселка Рассвет на стендах в кабинетах истории.

    Сбор материала по истории школы. Сбор документов, фотографий, воспоминаний.

    Сбор и оформление материалов о выпускниках Рассветской школы. Запись воспоминаний, награды, заслуги.

    Учителя нашей школы. Собрать материал об Макиенко О.И., Белоножко З.В., Янченко Е.Ф., Лосевой А.И., Слизове И.В.

    При составлении истории Терехинской школы посетить районную, сельские библиотеки, Топкинский городской музей, ОМС УО Топкинского района; познакомиться с материалами газет «Провинция», «Наш Городок», «Топкинский вестник».

    Изучение материалов конференций «Живи, Кузнецкая земля!» и «Отечество». Познакомить обучающихся с работой их сверстников, изучить требования к подобного рода публикациям.

Раздел 3 «Родина»

    Посещение музеев г.Кемерово, г.Топки и Топкинского района (музей «Военной истории Кузбасса», Топкинский городской музей, музей Зарубинской школы.

    Начать сбор и систематизацию газетных публикаций по истории Кузбасса, г.Топки, Топкинского района, поселков нашей территории.

    Церковь в д.Соломино. Сбор материалов, воспоминания старожилов, поиск газетных публикаций и фотографий.

    Собрать материал, написать работы и подготовить выступление к конференции «Турист. Эколог. Краевед».

    Игра «Что? Где? Когда?». Подобрать материал по теме «Великая Отечественная война». Составить вопросы, подготовить команду знатоков.

    Изучение истории памятников на территории Соломинского сельского поселения. Организация субботников по уборке территории парка Победы, почетный караул 9 мая.

    Изготовление макетов общественных зданий поселка Рассвет (детский сад, клуб, почта, ФАП).

Раздел 4 «Память»

    Методика поисковой работы среди старожилов и ветеранов, анкетирование, порядок опроса, тактическое направление беседы.

    Труженики тыла. Продолжить сбор материалов и записей воспоминаний в личной беседе, отснять копии документов и фотографий. Оформить стенды в кабинете истории.

Методическое обеспечение программы «Краеведение»

Первый год обучения

п/п

Ожидаемые результаты после изучения программы дополнительного образования «Краеведение»

п/п

Список литературы для обучающихся

    Великая Отечественная война.

    Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти

    Верховцева, З.П.

    Дергач, А. Книга вожатого

    Грибова, Л.В.

    Девятко, Н.

    Денискин, В Были земли Кузнецкой

    Медведев, В. В самом сердце Кузбасса

    Пермина, М.А. Ономастика

    Соловьв, Л.И.

    Шадрина, Г.В.

    Филиппова, Л.И. . [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004.- 72с.

Список литературы для педагогов дополнительного образования

    Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. / Г.А.Архандеева – Кемерова.: Издательство облИУУ, 1999. – 111с.

    Великая Отечественная война. 1941-1945. [Текст]: Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр.

    Верховцева, З.П. Всекузбасская книга памяти . [Текст]: Том 10. г.Топки, Топкинский район, Крапивинский район. / З.П.Верховцева – Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с.

    Верховцева, З.П. Величие подвига на днепровских рубежах . [Текст] / З.П.Верховцева. – Кемерово.: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с.

    Гвоздикова, Л.И. Книга памяти жертв политических репрессий Кемеровской области. 1 том. [Текст]: Администрация кемеровской области областная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Кемеровский Государственный университет. / Составитель Л.И.Гвоздикова. – Кемерово.: Полиграфкомбинат, 1995. – 247с.

    Дергач, А. Книга вожатого . [Текст]: Спутник старшего вожатого. / Составители А.Дергач, Г.Чубаврова, Л.Янушина. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 272с.

    Грибова, Л.В. Летопись города Топки и Топкинского района . [Текст]: Администрация муниципального образования «Город Топки и Топкинский район», муниципальное учреждение культуры «Исторический музей». / Л.В.Грибова. – Топки.: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 49с.

    Девятко, Н. Историческая энциклопедия Кузбасса . [Текст]: Том 1 Познань: Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с.

    Денискин, В Были земли Кузнецкой . [Текст]: Книга подготовлена Кемеровским областным отделением Союза журналистов СССР к 50-летию Великой Октябрьской революции. / В.Денискин. – Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с.

    История. Содержание образования . [Текст]: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Авторы составители Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

    Красношлыкова, О.Г. Воспитание на региональном компоненте . - [Текст]: Методическое пособие. / О.Г.Красношлыкова, Н.А.Чернова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.

    Кузьминых, Т.Н. Библиографическое описание документов . [Текст]: Методические рекомендации. / Т.Н.Кузьминых, Т.Б.Усачева. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2007 – 47с.

    Кудрина, Т.А. Музей и школа . [Текст] / Т.А.Кудрина. – Москва. «Прочвещение» 1985. – 192с.

    Медведев, В. В самом сердце Кузбасса . [Текст]: / В.Медведев. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с.

    Милонов, Н.П. Историческое краеведение . (Основные источники изучения истории родного края). [Текст]: Пособие для студентов педвузов. / Н.П.Милонов. – М.: «Просвещение» 1969. – 319с.

    Пермина, М.А. Ономастика Топкинского района 17 – начало 20 веков. [Текст] / М.А.Пермина – Кемерово 2003.

    Соловьв, Л.И. География Кемеровской области : Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст]: учебное пособие для 8-9кл. общеобраз. Школ / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»: ООО «СКИФ», 2009. – 348с.

    Титова, А.М. Памятники Кузбасса . / А.М.Титова. – Кемеровское книжное издательство, 1980. – 192с.

    Шадрина, Г.В. Всесоюзная пионерская организация имени В.Ленина. [Текст]: Атлас. / Г.В.Шадрина. – М.: Главное управление геодезии и картографии, Фабрика № 4, 1984. – 72с.

    Шмидт, С.О. Об истории, современном состоянии и перспективах развития краеведения . [Электронный ресурс]: Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск. 2004г

    Шуранов, Н.П. История Кузбасса . [Текст]: Учебное пособие для учащихся средних школ, средних специальных учебных заведений и студентов вузов. / отв. Ред. Н.П.Шуранов. – Кемерово: «СКИФ», ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 352с.

    Филиппова, Л.И. Летопись народного образования . [Текст]: Очерки истории народного образования. / Л.И.Филиппова. – Топки: Типография ООО ПКП «Схема», 2004. – 72с.

Словарь терминов

    Генеалогия – собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий.

    Генеалогическая картотека – карточка на отдельного представителя рода, в которой содержится информация о члене рода или фамилии.

    Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.

    Колхоз (коллективное хозяйство) – производственные объединения крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществленных средств производства.

    Краеведение – изучение истории и природы родного края.

    Музееведение – наука, изучающая процессы сохранения информации, познания и передачи знаний по средствам музейных экспонатов.

    Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты.

    Ономастика – наука изучающая происхождение имен собственных (в том числе названий географических объектов).

    Родословие – изучение истории своей семьи (рода).

    Совхоз (совместное хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие.

    Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

    Топонимика – наука о географических названиях.

    Фамилия – наследственное имя семьи, переходящая от отца или матери к детям

    Экспонат – музейный предмет.

    Экспозиция – коллекция экспонатов по одной теме, собранная в музее для показа посетителям.

    Этнография – наука, изучающая историю, быт, обычаи и традиции какого либо народа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей зам. директора по УР директор МСОШ №8

Расширение знаний учащихся о православной культуре, о возникновении, распространении и возрождении православия в Среднем Приобье; о миссионерской деятельности Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири;

Знакомство с историей развития христианства в Западной Сибири, начиная с завоевания Сибирской земли Ермаком и до наших дней;

Знакомство с историей Абалакского свято – знаменского мужского монастыря и Иоанно – Введенского женского монастыря;

Знакомство с жанрами литературы «Жития святых» на примере Сибирских святых;

Приобщение учащихся и православной литературе и литературному краеведению;

Привить интерес учащихся к составлению своей родословной, изучению своих корней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 15-16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы): Программа «Православное краеведение в школе» рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).

Формы и режим занятий – лекции, семинары, круглые столы , заочные путешествия по святым местам Сибири, конференции по книгам писателей Югры, защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни», выступление на ТРК «Югория» в радиопередачах «Сибирь православная», «Земля моя Югорская», «О корнях моих Сибирских», экскурсионные и паломнические поездки по историческим и памятным местам нашей Родины, по святым местам Сибири на Рождественских каникулах.

Ожидаемые результаты: к окончанию изучения курса у обучающихся должен быть сформирован высокий уровень духовно – нравственной культуры, чувство любви к своей малой Родине, знание православной литературы и литературного краеведения; умение составлять свою родословную, знать свои корни.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие обучающихся в городских концертах, посвящённых праздникам Рождества Христова, Пасхи на сцене Дворца искусств, участие в городских краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего», в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность» в городской центральной библиотеке; в школьных и городских научно-исследовательских конференциях, публикации лучших проектов в городских СМИ.

Программа

«Православное краеведение в школе»

Учебно – методический план

(34 часа, 1час в нед.)

Тема занятия:

Кол-во часов

модель о6у-

Педагоги

ческие сред-

деятельности

учащихся

Вводное занятие.

ное изло-

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщение

Раздел 1. Жития Сибирских святых

1. Святой мученик Василий Мангазейский

2. Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец

3. Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

4. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

5. Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор

6. Святитель Антоний, митрополит Тобольский

7. Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

8. Святитель Софроний, епископ Иркутский

9. Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий

10. Праведный Петр, отрок Томский

Праведный Феодор Томский

11., Сибирский

Аналитическая беседа

Проектная (информационные проекты)

рецензирование проектов

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщения

Раздел 2. Литературное краеведение

22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир.

ное изло-

Проектная

Исследова-

тельская

Проектная

Исследова-

тельская

Анализ стихов

Исследова-

тельская

Анализ стихов

Анализ стихов

Исследова-

тельская

Исследова-

тельская

Проблемное изложен. Проектная

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Самостоятельная работа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщения

индивидуаль-

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Групповая

индивидуаль-

групповая

Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней.

3. Защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни».

4. Собирание материалов и написание сочинений на тему: «Моя семья на Земле Югорской»

Проектная

Исследова-

тельская

Выступление с докладами на конференциях;

рецензирование проектов

Индивидуальная

групповая

Тематическое планирование курса

1.Вводное занятие.

Из истории развития христианства в Западной Сибири. Завоевания Сибирской земли Ермаком (). История Абалакского свято – знаменского мужского монастыря. Иоанно – Введенский женский монастырь. Возрождение православия в Среднем Приобье.

Раздел 1. Жития Сибирских святых.

1.Святой мученик Василий Мангазейский

2.Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец

3.Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

Святой блаженный Косьма Верхотурский, Христа ради юродивый

Преподобный Арефа Верхотурский

4.Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

5.Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор

6.Святитель Антоний, митрополит Тобольский

7.Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

8.Святитель Софроний, епископ Иркутский

9.Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий

10.Праведный Петр, отрок Томский

Праведный Феодор Томский

Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская

11., Сибирский

12.Преподобный Варлаам пустынник, Чикойский, Сибирский

13.Новомученики Сибирские. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский. .

14.Святые Царственные Страстотерпцы в Тобольске.

Раздел 2. Литературное краеведение.

15.Литература родного края. Знакомство с писателями и поэтами Земли Югорской. Обзор литературно - художественного альманаха «Зори Самотлора» (городского литературного объединения «Замысел»), литературно - художественного альманаха «Эринтур» (окружной писательской организации).

16.Архимандрит Тихон (Бобов). «Апостол Сибири. Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято – Троицкий монастырь» - книга об историческом пути древней сибирской обители и личности просветителя Сибири митрополита Филифея.

17. Исторические романы. «Мангазея».Образ святого мученика Василия Мангазейского в романе.

18. . «И дум высокое стремленье…. Декабристы-литераторы на поселении в Тобольской губернии». (, - Пушкин).

19.Сибирский гений. Учёный - тоболяк с мировым именем – Дмитрий Иванович Менделеев.

20.Светлана Поливанова. «Вера в опале» - памятник жертвам политических репрессий.

21.Творчество Дмитрия Мизгулина. «Духов день», «Утренний ангел» - поэзия, основанная на канонах православия, любви к Родине. Очерки о посещении православных святынь Греции.

22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир.

23.Основные мотивы поэзии Валерия Акимова. Православная тематика его творчества. «Рождество», «Пасха», «Равноапостольным Кириллу и Мефодию», «Отче Гермогене», «Паломник» и др. стихотворения. Цикл стихотворений «День Победы».

24 «Поставим память в караулы», «Молитва», «Я не верю, что Россия умирает…» Творчество Александры Петровны Дарьиной, . «Наш ратный крест».

25.Конференция по книге В. Салмина «Сибиряки».

26. Альбина Кузьмина. «Письма памяти». «Звонкоголосая Сибирь» - неповторимые жемчужины народной мудрости.

27.В. Овсянников – Заярский «Вера православная». Очерки истории христианства и православная поэзия.

28. «Писатель в рабочей спецовке». Смирнова.

29. «Я рыбацкого племени сын…». Творчество В. Мазина.

Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней.

1. Участие учащихся в городских Краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего»;

2. Участие учащихся в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность»;

3. Защита творческих проектов учащихся



Рекомендуем почитать

Наверх