План конспект природоведческой экскурсии в доу. Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшей логопедической группы доу

Здоровье 29.08.2019

Экскурсия в природу: «В гости к деревьям»

Цель :- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.

Закрепить знания детей о липе и березе.

Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

А вы знаете, почему листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки?

Любите ли вы их собирать? Почему?

Что вы с ними делаете?

Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

А летом так бывает?

А весной так бывает?

А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).

А для чего они нужны дереву?

Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?

А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).

Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).

Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.

А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?

А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?

Послушайте стихотворение о березе

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом – помочь им).

Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?

Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.

Конспект природоведческой экскурсии Тема: "Фруктовый сад осенью" для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» Московская область, г.Озёры

Подготовила: воспитатель Тишина Ирина Андреевна Озёры, 2017 год.

  1. Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
  2. Форма организации детей: фронтальная
  3. Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
  4. Программные цели и задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей об изменениях произошедших в фруктовом саду;
  • закреплять знания детей о яблонях и грушах;

Развивающие:

  • развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

Воспитательные:

5. Подготовка к экскурсии: проверить место экскурсии, проработать маршрут, напомнить детям про вид одежды на экскурсии, подготовить материал, напомнить детям о поведении на дороге.

7. Ход работы:

Организационный этап:

Ребята, нам сегодня прислали подарок осенние феи (показываю конверт) . Давайте посмотрим что там (достаю диск и предлагаю детям его посмотреть) .

Просмотр обучающего мультфильма "Почему осенью опадают листья".

Ребята, непростой нам мультик прислали, правда? О чем он?

А осенние феи нам прислали еще и письмо, сейчас я вам его прочитаю:

"Дорогие ребята, мы надеемся, что вам понравился мультфильм. а еще мы хотим пригласить вас в наш фруктовый сад. Чтобы вы посмотрели, что же с ним случилось поздней осенью".

Ну, что ребята, принимаем приглашение? Но прежде чем мы пойдем на экскурсию в фруктовый сад, давайте вспомним, как же нам себя вести за пределами детского сада. А кто помнит, как переходить дорогу? Смотрю ребята, вы готовы к экскурсии, тогда можно собираться.

Одевание детей. Дальнейшее напоминание детям о поведении за пределами детского сада.

По дороге в фруктовый сад

Основной этап.

Вот ребята мы и пришли. Посмотрите вокруг, послушайте (даем детям осмотреться 1-2 мин)

Прекрасен наш осенний сад.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" – скажем.

Ребята, куда мы с вами пришли? (в фруктовый сад, яблоневый сад) . Правильно, мы пришли сюда чтобы посмотреть, какие же изменения произошли в этом саду поздней осенью.

Вы ведь уже здесь были, правда? А в какое время года вы были здесь? Что вы наблюдали в саду весной? А что вы наблюдали ранней осенью? А что же сейчас мы с вами видим? (с деревьев опали листья, плодов почти не осталось...)

А почему же все листья опали? (вспоминают мультик) . Как вы думаете почему осенью такие сильные ветра? (чтобы листочков на деревьях стало меньше) . А что бы было ребята, если бы листочки не опадали? (дереву было бы трудно под тяжестью снега, веточки бы сломались) .

Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.

Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.

Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.

Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.

Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка» )
Фиолетовый дала.

Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте.

Про что стихотворение? Как вы понимаете "на ветвях в прозрачной кроне?"Какими цветами осень разукрасила яблочки?

Грушу рвали и компот варили -
Сахарный, янтарный, просто ах!
Впечатленья душу захватили,
Тут и не расскажешь в двух словах!

Груша ароматна и прекрасна,
Сочная, румяные бока!
Может быть зеленой, желтой, красной -
Сладкое сокровище в руках!

Про что это стихотворение? А где в этом саду груша? Каким цветом бывают груши?

Подвижная игра "Здравствуй осень".

- А осенние феи для вас приготовили загадки:

Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.

Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)

А как вы догадались?
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Почему же это листопад?
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)

Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)

В саду растёт, весной цветёт,
Кувшин напоминает,
А кто-то с лампочкой сравнит,
Как фрукт тот называют?

(Груша)

Молодцы ребята, а какие еще вы знаете фруктовые деревья кроме яблони и груши? А теперь посмотрите на яблоню, на что похожа ее крона? (шар, яблоко) . А на что похожа крона груши? (на грушу) . Крона фруктового дерева ребята, похожа на свой плод.

А давайте подумаем ребята, что же из фруктов делают на зиму?

Вот и побывали мы с вами в осеннем фруктовом саду. Но нам пора возвращаться, но перед этим соберите немного красивых листочков, из которых мы потом сделаем красивую поделку.

Возвращение в детский сад.

Завершающий этап.

Ребята, где мы с вами сегодня были? Какие деревья там растут? Какие изменения произошли в фруктовом саду поздней осенью? Что нового вы сегодня узнали?

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Конспект занятий в подготовительной группе. Экскурсия в природу

Цель:

Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Программные задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных превращений и фокусов;

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;

Развивать диалогическую форму речи;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать связную, доказательную речь;

Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;

Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;

Воспитательная:

Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.

Закрепить знания детей о липе и березе.

Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев», и они приглашают нас к себе в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

А вы знаете, почему листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки?

Любите ли вы их собирать? Почему?

Что вы с ними делаете?

Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

А летом так бывает?

А весной так бывает?

А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).

А для чего они нужны дереву?

Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?

А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).

Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).

Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.

А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?

А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?

Послушайте стихотворение о березе

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом – помочь им).

Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?

Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.


Зоя Разумная

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…» В. А. Сухомлинский

Цель : закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

Задачи:

Образовательные: формирование представлений о живой и неживой природе весной, учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой; на основе проведения наблюдений выяснить особенности раннецветущих растений Брянской области.

Развивающие: развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательные : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка воспитателя к экскурсии:

1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать особенности пробуждения природы разных биоценозов).

2. Провести беседу об охране природы.

3. Познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

4. Организовать посадку деревьев и кустарников, принесенных из леса.

Подготовка детей к экскурсии:

1. Побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Поручить детям подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май, выучить стихотворения о природе весной.

Ход экскурсии:

Ознакомление детей с правилами поведения в лесу

Воспитатель : Ребята, мы отправляемся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя) .

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши)

Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.

Остановка 1 Секреты неживой природы.

Воспитатель: Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Воспитатель: Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее, теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет) .

Какой весенний месяц самый холодный? (Март) .

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

Воспитатель : Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

Воспитатель:

Хочу пригласить вас сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес.

Если внимательны будете дети

Тайны чудесные откроете эти.

Воспитатель: Послушайте стихи нашего поэта-земляка А. К. Толстого

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Остановка 2 . Мир первоцветов.

Воспитатель:

Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

Воспитатель:

Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни.

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

Подснежник это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу.

Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).

Найдите в лесу уже знакомые вам первоцветы. Назовите эти растения.

«Ключ цветок», «небесные ключи» так называют первоцвет . Желтыми весенними цветами весна отпирает двери теплу и солнцу.

Воспитатель: После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже цветет маленькое хрупкое чудо-ветреница лютиковая. У нее желтые, яркие цветы, напоминающие цветы лютика. Когда ветреница цветет. Лесные деревья и кустарники начинают распускаться. Хитрая же эта ветреница. Стоит небу нахмуриться, как цветки закрываются –будто бы их не было.

Но как солнышко приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках.

Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем»

Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного первоцвета.

Кто знает этот цветок? (медуница)

Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие.

Поэтому шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые. Другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые.

Холодно еще по ночам и вечерам, но медуница не боится низкой температуры.

Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками воздух, он-то и защищает медуницу от холода. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели к цветку.

Когда зацветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название, потому что в цветках ее содержится много нектара.

Воспитатель:

Дети, найдите еще цветущие растения, обратите внимание на окраску цветков. Давайте пойдем и рассмотрим еще одно весеннее чудо-это хохлатка .

Она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца. А мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка очень быстро - через несколько дней. Семена хохлатки распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек. Здесь хранится запас питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

Остановка 3 Ребятам о зверятах

А кто из этих животных живет в нашем лесу?

Воспитатель: Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши.

Кто из животных меняет цвет весной? (заяц-беляк)

Кто просыпается от зимней спячки? Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной?

Воспитатель : Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.

Воспитатель: Что вы знаете о жизни весной других зверей? (рассказы детей)

Игры:

1. Игра «Что мы видим» - назвать одним словом, что видят вокруг. (небо, солнце, деревья).

Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими.

2. Игра «Что какое?»

Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо -голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля -теплая и т. д.

3. Подвижная игра «Перелет птиц».

Остановка 4. Зеленый десант.

Воспитатель:

Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.

Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постарайтесь исправить это. (дети собирают мусор в пакеты. Беседуют о том, что бы сохранить природу).

Природа наш дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса. Текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым.

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листья и цветочки для гербария. Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.

Подведение итогов экскурсии:

Понравилась ли вам экскурсия?

Что новое вы сегодня узнали?

Как нужно относиться к растениям и животным и почему?

Зачем нужен лес?

Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!



Рекомендуем почитать

Наверх