Конспект зимовье зверей старшая группа. Конспект НОД «Зимовье зверей» познавательное развитие старшая группа Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественноэстетическое

Авто 07.07.2019

Светлана Яцурина
Конспект образовательной деятельности по экологическому развитию в старшей группе «Зимовье зверей»

Программные задачи : формирование экологического сознания экологическому воспитанию , дать понятие о своеобразии слова общеразвивающие упражнения ).

Материал : костюм Старика-Лесовика , иллюстрации с изображением диких животных .

Воспитатель и дети входят в группу , оформленную под зимний лес.

Входит Старик-Лесовик .

Лесовик

Воспитатель

Лесовик : Все звери

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

зимой не замерзает ? Чем белка зимой питается ?

зимой .

Игра «Угадай, что делает белка?»

развешивает грибы

3. У кого берлоги нет,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают уши

А от голода – кора.

Почему зайца трудно зимой в лесу заметить ? Чем питается заяц зимой ?

У зайца много врагов в лесу

Игра : «Путаем следы» .

4. Рыжая птичница

В курятник пришла.

Всех кур перечла,

И с собой унесла.

Почему лиса не делает припасы на зиму?Программные задачи : формирование экологического сознания , закрепление знаний о диких животных, учить узнавать животных по описанию. Уточнить знания о подготовке животных к зиме. Способствовать экологическому воспитанию , дать понятие о своеобразии и неповторимости каждого живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе. Активизировать в речи слова : окраска, шерсть, берлога, дупло, медведь-шатун. Совершенствовать различные виды движений (ходьба в разном темпе, прыжки, общеразвивающие упражнения ).

Материал : костюм Старика-Лесовика , иллюстрации с изображением диких животных .

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как зимуют дикие животные. Скажите, чем дикие животные отличаются от домашних?

Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Возьмитесь за руки, закройте глаза и отправляемся в путь.

Воспитатель и дети входят в группу , оформленную под зимний лес.

Вот мы и на месте. Посмотрите, мы очутились в сказочном, заснеженном, зимнем лесу. А каких диких животных, живущих в лесу, вы знаете? Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы их увидим.

Входит Старик-Лесовик .

Лесовик : Вы кто? Что в моём лесу делаете?

Воспитатель : Мы с ребятами хотели узнать, как зимуют дикие животные, только никого из них в лесу не нашли.

Лесовик : Все звери заняты – пропитание добывают. Но я вам помогу, расскажу, как они зимуют, и вас спрошу, что вы о лесных животных знаете?

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Белка на зиму меняет свою летнюю рыжую шубку на тёплую зимнюю. Так почему белка зимой не замерзает ? Чем белка зимой питается ?

Белка запасает на зиму орехи, грибы, шишки. Белка прячет свои припасы в нескольких местах. Если вдруг она не сможет найти свой запас, то обязательно найдёт другой и сможет прокормиться зимой .

Игра «Угадай, что делает белка?»

Дети имитируют действия белки (белка ест семена из шишек, развешивает грибы , прячет орехи, прыгает, и т. д., выполняют прыжки на двух ногах, прыжки с продвижением вперёд.

3. У кого берлоги нет,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают уши

А от голода – кора.

Почему зайца трудно зимой в лесу заметить ? Чем питается заяц зимой ?

У зайца много врагов в лесу : лиса, волк, рысь. Чтобы от врагов спастись заяц, уходя от преследования, путает следы – скачет в одном направлении, затем делает большой прыжок в сторону, петляет, запутывая своих врагов.

Игра : «Путаем следы» .

Вы все зайчики. Запутайте свои следы, чтобы лиса и волк вас не нашли. (Дети подражают движениям зайца, прыгают на двух ногах, делая большие прыжки в стороны).

4. Рыжая птичница

В курятник пришла.

Всех кур перечла,

И с собой унесла.

Почему лиса не делает припасы на зиму?

добычу

Игра : «Лисичка и курочки» .

«Курочки» сидят на корточках, «спят»

5. Лесовик зимой

6. Воспитатель : Спасибо, Старик-Лесовик , что ты нам рассказал, как звери в лесу зимуют . Тяжело им зимой приходится .

обратно возвращаться .

Дети прощаются со Стариком-Лесовиком и уходят .

Лисичка – охотница, ищет себе добычу : зайцев, полевых мышей, может и в курятник залезть. Как вы думаете, почему лису в загадке птичницей назвали?

Игра : «Лисичка и курочки» .

Один ребёнок – лисичка, остальные – курочки. «Курочки» сидят на корточках, «спят» . Лисичка подкрадывается к курочкам. По сигналу воспитателя курочки разбегаются, лисичка их ловит.

5. Лесовик : Ребята, а кто из лесных жителей всю зиму в берлоге спит? Почему медведь не делает припасы на зиму? Летом и осенью медведь очень много ест, накапливает жир. А зимой он живёт за счёт этого жира. Но бывают медведи, которые не засыпают на зиму. Эти медведи очень злые, голодные, ходят по всему лесу, могут и на человека напасть. С ними лучше не встречаться. Таких медведей называют шатунами.

6. Воспитатель : Спасибо, Старик-Лесовик , что ты нам рассказал, как звери в лесу зимуют . Тяжело им зимой приходится .

А как люди могут помочь диким животным пережить суровую зиму? Правильно, животных надо подкармливать. А теперь нам пора из зимнего леса обратно возвращаться .

Дети прощаются со Стариком-Лесовиком и уходят .

Непосредственно организованная деятельность с дошкольниками.

Конспект занятия.

Тема: «Зимовье зверей» Для детей старшего возраста.

Программное содержание:

Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в условиях их обитания. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: волчья, лисья, медвежья. Развивать доказательную речь.

Вызвать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа:

1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных: подготовка животных к зиме.

2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные зимой», составление рассказов по картинкам.

3. Проведение дидактических игр «Зоологическое домино», «Кто лишний?» Проведение подвижных игр.

4. Игровые ситуации по правилам обращения с животным.

5.Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», Скребицкий Г.А. Сказка "Всяк по-своему",В. Бианки «Готовимся к зиме».

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка.

Оформление: слайды.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход занятия:

Слайд №1 Зимний пейзаж.

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы!

Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы?

Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

Воспитатель

А теперь, ребята, начинается самое интересное. Чтение зимней лесной книги. Каждая

страница книги начинается с загадки.

Загадка №1.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком, Уши серые торчком.

Слайд №2. Мнемотаблица и картинки волка.

Воспитатель:

Составим рассказ о волке с помощью таблицы.

(Инструкция воспитателя по использованию мнемотаблицы).

Дети рассказывают о волке.

Воспитатель: Загадка №2

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст И спит,

Кочерыжку съест - и сыт

Слайд № 3 Картинка с зайцем.

Воспитатель:

Вспомните, как называется сказка, в которой зайчонок увидел, как звери готовятся к зиме (Г. А. Скребицкий «Всяк по - своему»).

Расскажите, как заяц зимует (рассказы детей) Физкультминутка: «Успей спрятаться о волка».

Воспитатель:

Какое животное тоже питается корой деревьев? (Лось)

Слайд №4 «Лось»

Воспитатель:

Ребята, как спасается лось от сильных морозов?»

Воспитатель:

Загадка № 3

Грызун, но не мышь,

Прыгун, но не заяц,

Рыжий хвост, но не лиса

Слайд №5. «Белка».

Расскажите, как белка зимует.

Слайд №6 Следы животных.

Воспитатель:

Кроме волка в лесу много разных животных. Посмотрите на следующую страницу нашей книги. На снегу расписные узоры разных следов. Опытный лесник умеет читать лесную азбуку по следам. Нам нужно с вами разобраться в следах и определить, какие животные их оставили.

На ковролине выкладываются следы зайца, волка, лося, вороны (воспитатель предлагает детям «пройти по лабиринту следов» и дойти до квадрата, назвать животное и открыть квадрат?

Воспитатель:

Ребята, а следы каких животных мы не увидим в лесу и почему?

(медведя, барсука, ежа).

Слайд №7 Медведь, еж, барсук.

Слайд №8 «Медведь».

Воспитатель:

Расскажите, как готовится к зиме медведь.

Воспитатель:

Играем в игру "Так бывает или нет?" Я задаю вопрос, бросаю мяч, а вы отвечаете на него либо "Трик-трак, это так!", либо "Трик-трак, это не так!, и бросаете мяч мне обратно.

Цель:

Приобщение детей к миру художественной литературы.

Задачи:

Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Передавать интонацией голоса персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия:

Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.

Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»

Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.

Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу?

Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).

Выявление уровня восприятия

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!

Продолжение беседы, разъяснение пословицы

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.

Итог занятия:

С какой русской народной сказкой мы познакомились?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

Тема: «Зимовье зверей».

Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы с вами были в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?

Зимний лес. Волшебница-зима постаралась украсить его на славу.

Четыре художника (отрывок)

Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.

Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу подними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

(Г. Скребицкий)

Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.

Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.

Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.

Воспитатель выкладывает на ковролине следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т.д., предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.

Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам.

- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».

Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев... За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его... Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону... Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел.

Дети играют в подвижную игру «Найди зайца». Они делятся по парам: один ребенок - заяц, другой - охотник. «Заяц» прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник» пытается повторить траекторию.

А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.

Воспитатель предлагает детям приложить на ковролине зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика - около сугроба, белочку - на ствол сосны и т.д.

Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

Беличья память

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.

Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)

Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.

Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.

Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустарников и деревьев.

А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)

Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие — воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказывал:

У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь - показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

Воспитатель предлагает детям иллюстрацию.

Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты и др.)

Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам - желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и доживут до весны «братья наши меньшие».



Рекомендуем почитать

Наверх