Презентация на тему формирование различных социально политических. Социально-экономическая политическая структура русских земель периода политической раздробленности

Авто 23.11.2020
Авто

Причины политической раздробленности
древнерусского государства
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРИЧИНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПРИЧИНЫ
Усиление
князейнаместников
Приходит в
упадок путь
«Из варяг в
греки»
Князьянаместники
становятся
независимы
от Киевского
князя
Киев
перестает
быть
экономическим
центром
Киевский князь теряет
прежнее влияние



ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Княжеские
усобицы
Хозяйственное
и культурное
развитие
княжеств
Ослабление
обороны
Руси
Рост
населения
ОСОБЕННОСТИ
Единый
язык
Одинаковые
законы
Единая вера
и церковь

Последствия и особенности политической
раздробленности древнерусского государства
ВЕЛИКИЙ
КИЕВСКИЙ
КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЕ
УДЕЛЬНЫЕ
КНЯЗЬЯ
КНЯЗЬЯ

II. Модели социально-политического
развития
в период раздробленности

Модели социально-политического развития
НОВГОРОДСКАЯ
ЗЕМЛЯ
ВЛАДИМИРОСУЗДАЛЬСКОЕ
КНЯЖЕСТВО
НОВГОРОДСКАЯ
ЗЕМЛЯ
ВЛАДИМИРОСУЗДАЛЬСКОЕ
КНЯЖЕСТВО
РЕСПУБЛИКА
МОНАРХИЯ
ГАЛИЦКОВОЛЫНСКОЕ
КНЯЖЕСТВО
ГАЛИЦКОВОЛЫНСКОЕ
КНЯЖЕСТВО
АРИСТОКРАТИЯ

Новгородская земля
1136 год - НОВГОРОДСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ
«В 1136 году
новгородцы изгнали
князя Всеволода;
посадили его
в епископский двор.
И сидел он два месяца.
А приняли его сына
Владимира.»
Новгородцы изгнали ставленника
Киева князя Всеволода Мстиславича

Новгородская земля
ВЕЧЕ
ВЫБИРАЕТ:
ПРИГЛАШАЕТ:
ПОСАДНИКА
КНЯЗЯ
С ДРУЖИНОЙ
ТЫСЯЦКОГО
ВЛАДЫКУ
(ЕПИСКОПА)
РЕШАЕТ ВОПРОСЫ
ВОЙНЫ И МИРА
РЕСПУБЛИКА –
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ПРИ КОТОРОЙ
ВЛАСТЬ ПРИНАДЛЕЖИТ
ВЫБОРНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ


1147 год – первое
упоминание о Москве
ВЛАДИМИР
МОНОМАХ
ЯРОСЛАВЛЬ
РОСТОВ
СУЗДАЛЬ
ВЛАДИМИР
ЮРИЙ
ДОЛГОРУКИЙ
(1125-1157)
1147 ГОД. ПОШЕЛ ЮРИЙ ВОЕВАТЬ НОВГОРОД.
АНДРЕЙ
ВСЕВОЛОД
А СВЯТОСЛАВА (ЧЕРНИГОВСКОГО) ПОСЛАЛ ВОЕВАТЬ СМОЛЕНСК.
БОГОЛЮБСКИЙ
БОЛЬШОЕ
ГНЕЗДО
СВЯТОСЛАВ НАБРАЛ ТАМ ПЛЕННЫХ.
И ПРИСЛАЛ
К НЕМУ ЮРИЙ
(1157-1174) СО СЛОВАМИ: «ПРИДИ КО МНЕ,
(1176-1212)
БРАТ, В МОСКВУ».
И ПОВЕЛЕЛ УСТРОИТЬ БОЛЬШОЙ ПИР.

Владимиро-Суздальское княжество
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО
1157 г. – становится Киевским князем,
но остается в Ростово-Суздальской земле
Переносит столицу во Владимир
Принял титул ЦАРЯ и ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Подчинил своей власти Киев и Новгород,
посадив там послушных князей
Попытался создать Владимирскую
митрополию
Создал административный аппарат
в лице «младшей дружины» (дворян)
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
(1157-1174)

Владимиро-Суздальское княжество
1174 год – Боголюбский убит в
результате боярского заговора
БОГОЛЮБОВО
БОГОЛЮБОВО

Галицко-Волынское княжество
Подчинено
боярам
ВЕЧЕ
БОЯРЕ
КНЯЗЬ
ВЛАДИМИРВОЛЫНСКИЙ
Находится в
постоянной острой
борьбе с боярами
Очень богаты
Имеют свой
административный
аппарат
Располагают
военными силами
ГАЛИЧ

III. Ордынское владычество

Держава Чингисхана
КАВКАЗ
СРЕДНЯЯ
АЗИЯ
ИРАН
ЮРТА –
жилище
монголов
КИТАЙ

«Когда татары
овладели
землями половцев,
то они ушли
в русские земли…»
«Татары
не переставали
отступать, а те
гнались по следам
12 дней…»
«Но потом татары
обратились на
русских
и половцев»
Битва на Калке
1223
«И все собрались
и решили биться
с татарами…
И вышли на путь
татар…»

Завещание Чингисхана
УЛУС ДЖУЧЧИ
ХАН БАТЫЙ

Вторжение в Рязанскую землю
ДЕКАБРЬ
1237
КОЛОМНА
«Татары захватили
Рязанскую землю…
Попленили Рязань
и сожгли, и князя
убили.
Схваченных же
одних рассекали,
других стрелами
Отряд
расстреливали»
Евпатия Коловрата
РЯЗАНЬ
1236

Разгром Владимирского княжества
ФЕВРАЛЬ
1238
р.Сить
ВЛАДИМИР
МОСКВА
КОЛОМНА
«В ту же зиму взяли
Москву татары и
«Той же зимой
Воеводу
убили
«В воскресенье
Подошли татары
Филиппа
Нанка…
7 февраля
к Владимиру…
А людей
от старца
Приступили
к городу
Разбили стены
и доимладенца
взяли город
у Владимира и
перебили,
до обеда…
начали
аА
город
и церкви
епископ
и княгини
устанавливать
святые
и села
с детьми,
и бояре,
камнеметные
сожгли…»
и иные люди
орудия…»
затворились в
церкви Богородицы,
и их запалили
огнем»

Поход на Новгород и окончание похода
НОВГОРОД
ТОРЖОК
КОЗЕЛЬСК

Нашествие на юго-западную Русь
сентябрь
1239
1242
1241
1240
ВЛАДИМИР
ЧЕРНИГОВ
КИЕВ
ГАЛИЧ
ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

Характер зависимости Руси от
Золотой Орды
1 этап
«Каждый
должен
ВЫХОД – дань Орде
Даньсдать:
собирают
1 медвежью
шкуру,
купцы«У
кого
денег
1 шкуру бобра,нет,
мусульмане
у того
дитя
1шкуру
соболя,
ВЛАДИМИР
возьмет;
1(бусурмане)
шкуру
хорька,
кого дитяти
нет,
РУССКИЕ
1ушкуру
лисицы.
ХАН БАТЫЙ
ВОЛЖСКАЯ
у того
жену
БУЛГАРИЯ
И всяк,
кто не
сдаст
КНЯЖЕСТВА
возьмет;
этого, должен
быть
ПРИУРАЛЬЕ
у
кого
жены
нет,
2 кэтап
отведен
татарам
ЗОЛОТАЯ ОРДА
самого
итого
обращен
Дань
собирают
ЗАПАДНАЯ
ПОЛОВЕЦКАЯ
СТЕПЬ
головой
в их раба»
СИБИРЬ
САРАЙ
русские
князья
возьмет»
Плано
Карпини
СРЕДНЯЯ
Из народной песни
3 этап
Дань собирает
Великий князь
Владимирский
АЗИЯ

Характер зависимости Руси от
Золотой Орды
ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
ХАН БАТЫЙ
УДЕЛЬНЫЕ
КНЯЗЬЯ
УДЕЛЬНЫЕ
КНЯЗЬЯ
ЯРЛЫК –
ханская
грамота,
дающая
право на
княжение
УДЕЛЬНЫЕ
КНЯЗЬЯ
УДЕЛЬНЫЕ
КНЯЗЬЯ
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
РУССКИЕ
ЗЕМЛИ

Характер зависимости Руси от
Золотой Орды
БАСКАКИ – ханские наместники
в русских землях
следили за своевременным
поступлением дани
следили за соблюдением
ханских предписаний
вызывали войско из Орды для
наказания провинившихся

Зависимость княжеской власти
от Золотой Орды
ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ЯРОСЛАВ II
(1238-1246)
АЛЕКСАНДР
(1252-1263)
Русские князья перенимают
политические приемы ханов:
начинают обращаться с
подданными как с
побежденными, т.е. с людьми,
лишенными прав
ЯРОСЛАВ III
(1263-1272)
ВАСИЛИЙ
(1272-1276)
Роль князя в условиях
внешней опасности возрастает:
постепенно сходят на нет
вечевые традиции

IV. Русь и Литва


ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИТОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
ПРИ КНЯЗЕ
МИНДОВГЕ (1230-1264)

Формирование литовско-русского государства
Полоцк
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Витебск
при МИНДОВГЕ
и ВОЙШЕЛКЕ
Вильнюс (ГЕДЕМИНОВИЧИ)

Особенности положения русских земель в
Великом княжестве Литовском
Продолжали действовать нормы
«Русской правды»
Вильнюс
ВЕЛИКОЕ
КНЯЖЕСТВО
ЛИТОВСКОЕ
Верховным органом правления в
городах оставалось ВЕЧЕ
Сохраняется народное
ополчение
Избираются церковные иерархи

В современной научной литературе 1132 г. – дата смерти Мстислава Великого – рассматривается как точка отсчета длитель­ной эпохи политической раздробленности Руси, продолжавшейся три с половиной столетия. Однако, распавшись, Русь не исчезла с лица земли, трансформировались лишь политические формы ее бытия. Она продолжила свое существование в виде земель и кня­жеств, число которых с полутора десятков в середине XII в. дохо­дит до пятидесяти к концу столетия. Выделение отдельных кня­жеств из состава Киевского государства сопровождалось быстрым развитием их экономики, культурным подъемом и активизацией внешнеполитической деятельности.

Таким образом, политическая раздробленность Древнерусского государства, несмотря на ее определенные отрицательные послед­ствия, способствовала дальнейшему прогрессу русских земель. Первое столетие эпохи раздробленности было временем, когда от­дельные регионы Руси, свободно развиваясь и не испытывая дав­ления со стороны, самостоятельно прокладывали свой дальнейший путь. Их последующее историческое развитие приняло раз­личные направления, о чем свидетельствует история Новгородс­кой боярской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

Несмотря на политический распад, русские земли не порвали многих связующих их нитей. В частности, сохранилось единство княжеского рода, правившего Русью.

Священнослужители на Руси осуществляли не только свои прямые функции, но и принимали активное участие в граждан­ской жизни, выполняя миротворческие, представительские, посред­нические обязанности при светских правителях, как во внутрен­них, так и в международных делах.

Экономическое развитие. Все три региона после распада Киев­ской Руси переживали время экономического подъема. Обширные пространства, которые занимала Русь, разнообразие почв, климата, растительности предрасполагало к занятию различными видами хозяйственной и экономической деятельности. В Новгородской земле по причине скудости почв отсутствовали благоприятные ус­ловия для земледелия. По этой причине новгородцам приходи­лось ввозить хлеб извне. Зато большого развития здесь достигли промыслы и торговля, ставшие основой благосостояния этого края. Процветанию его способствовало и то обстоятельство, что в силу своего географического положения Новгород не подвергался разо­рительным набегам степных кочевников - печенегов и половцев. Избежал он впоследствии и татарского погрома. Земли Новгорода, как и земли подвластного ему населения, были богаты природны­ми ресурсами - пушным и мясным зверем, ценными породами рыб, дарами леса, драгоценными и полудрагоценными камнями, реч­ным жемчугом, самородным золотом и др. Этими природными богатствами успешно торговали новгородские купцы, имевшие свои организации - сотни, артели и т. д. В середине 30-х годов XII в. было учреждено купеческое общество при церкви св. Иоанна Пред­течи, объединившее наиболее богатых и влиятельных купцов. По­лучило в Новгороде развитие и ремесло, кузнечное, ювелирное, ко­жевенное и др. Ремесленники организовывались в цеха, работали как на заказ, так и на рынок.

Владимиро-Суздальское княжество не было расположено в зоне оживленной торговли, хотя р. Волга и связывала его с крупными торговыми путями. Основным занятием местного населения ста­ло земледелие. Удаленность от регионов, постоянно подвергавших­ся половецким набегам, обилие лесов, позволявших укрываться не только от внешних врагов, но и от княжеской администрации, боль­шое количество незанятой земли привлекали сюда выходцев из других земель и способствовали быстрому приросту населения. Это создавало предпосылки для роста городов, быстрого развития ремесла и торговли. В Галицко-Волынской земле счастливо сочетались условия, благоприятные как для земледелия, скотоводства, так и для тор­говли: мягкий климат, плодородные почвы, обилие рек, многочис­ленные сухопутные и водные пути, ведшие на Запад и на Восток. Политическое устройство. Среди русских земель и княжеств особым политическим устройством выделялся Новгород. Он из­древле был политическим соперником Киева. В IX в. оба претен­довали на роль центра складывавшегося Древнерусского государ­ства. Когда же Киев сделался «матерью городов русских» и поставил Новгород в зависимость от себя, целью новгородцев стало обрете­ние политического суверенитета. Постепенно, шаг за шагом Нов­город получает все больше свободы. Этот процесс завершился в 1136 г., когда жители Новгорода свергли насильно посаженного к ним из Киева князя Всеволода Мстиславича и с этого времени стали самостоятельно решать вопрос о призвании к себе князей, равно как и об их изгнании. Начинается формирование Новгород­ской боярской республики. Вече являлось также выс­шей судебной инстанцией для пригородов и частных лиц.

Текущее управление осуществлялось Советом господ, куда вхо­дили архиепископ, посадник, тысяцкий, князь, выборные предста­вители от концов (районов) и улиц.

Князь в Новгороде был должностным лицом, призываемым на службу городу по решению веча. Основная функция его заклю­чалась в защите новгородцев от внешнего врага и в обеспечении их торговых интересов. Ему также принадлежала определенная толика судебной власти и функция представления Новгорода в сношениях с другими странами и землями. Однако, согласно догово­ру, который заключался между городом и князем, последний не имел права проживать в самом Новгороде, иметь личную земель­ную собственность в пределах Новгородской земли, участвовать в торговле с немцами, нарушать торговые права жителей, назначать по своему усмотрению людей на административные должности.

Северо-Восточные земли, малонаселенные, сплошь покрытые густыми лесами, еще долго оставались глухим «медвежьим углом». Активное освоение их началось позднее и осуществлялось в форме княжеской колонизации. Поскольку князья играли перво­степенную роль в заселении, обустройстве и обживании этого региона, они, естественно, стремились к насаждению здесь угодных им поли­тических порядков. В силу этих причин в Ростово-Суздальской земле отчетливее, чем где-либо еще, проявилась тенденция к единовла­стию князей. Особенно сильно она сказалась в правление Андрея Боголюбского, действовавшего наперекор как общерусским поли­тическим традициям, так и политическим традициям Северо-Вос­точной Руси. Стремясь усилить свою власть, этот князь делает сво­ей опорой простых горожан и младших дружинников. Тем самым он добивался ослабления политического влияния боярства. По­скольку это влияние было особенно сильным в старых городах Се­веро-Восточной Руси – Ростове, Суздале, где прочно сохранялись и вечевые тенденции, Андрей Боголюбский перенес столицу княже­ства в сравнительно молодой г. Владимир, основанный в 1108 г. Мономахом. После перенесения во Владимир епископской кафед­ры город становится также и религиозным центром княжества. Таким образом, Андрей Боголюбский пытался использовать авто­ритет и влияние церкви для укрепления своей власти. С другими князьями Андрей Боголюбский вёл себя уже не как старший род­ственник с равными себе по происхождению, а как властелин со своими подданными, решительно подавляя попытки протеста с их стороны, лишая их вотчин, выгоняя недовольных из Суздальской земли, а подчас и казня. Завоевав в 1169 г. киевский престол, он посадил в Киеве брата Глеба, а сам, сохраняя титул великого князя, продолжал жить во Владимиро-Суздальском княжестве. Тем са­мым Андрей Боголюбский давал понять, что Киев утратил свой прежний высокий статус, а Северо-Восточная Русь, наоборот, приоб­ретает его.

До объединения Галицкая и Волынская земли жили самосто­ятельной жизнью. Галицкое княжество было основано в 1141г. путем поглощения ряда княжеств князем Владимиром Володаревичем (княжеская ветвь Ростиславичей). Волынское княжество образовалось в X в., а к середине XII в. полностью освободилось от власти Киева. Боярство занимало в Галицкой земле важное политическое положение благодаря своему богатству: боярское землевладение получило здесь очень большое развитие. Феодаль­ная аристократия располагала крупными вооруженными контингентами, ядром которых были ее многочисленные слуги. Земель­ные же владения князей в Галицкой земле по своим размерам намного уступали боярским. Это ограничивало возможности кня­зей привлекать к себе сторонников и вознаграждать их за службу. Кроме того, непокорность и агрессивность Галицкого боярства были следствием тесных контактов с сопредельными Венгрией и Польшей, которые не раз нападали на Галицкое и Волынское кня­жества и принимали активное участие в их внутриполитической жизни. В этих странах могущественная феодальная аристократия диктовала свою волю королям. По ее примеру Галицкое боярство также стремилось подчинить себе князей и сделать их орудием своей власти. В 30-х годах XII в. Происходил политический распад Киев­ской Руси. Эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый ее период, охватывавший одно столе­тие, шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одно­временно поиск ими путей развития, выбор цивилизационных ори­ентиров. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и по­литического развития. Этот органичный путь развития был пре­рван монголо-татарским нашествием в 30-х годах XIII в.

20.11.2016 21- номер по календарно-тематическому планированию

10Б Тип урока: комбинированный урок

§15-16. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства (1 из 2)

Цели:

Образовательные:

- Подвести к пониманию особенностей удельного периода Руси

Добиться усвоения учащимися причин распада Киевской Руси

Создать представление об особенностях удельной системы и последствиях ее на Руси.

Рассмотреть типы государственности княжеств: Новгородского, Владимиро-Суздальского,Галицко-Волынского

Воспитательные:

Формировать личное отношение учащихся к историческим событиям и лицам.

Воспитывать патриотизм, прививать уважение к историческому прошлому своего народа

Способствовать формированию мировоззрения и национального самосознания учащихся

Развивающие:

Способствовать формированию умений и навыков сравнивать и анализировать события одного процесса.

Продолжить развитие у учащихся исторического мышления, формирование навыков работы со словарем, учебником, исторической картой, умений делать выводы и обобщения, давать свои оценки изучаемым событиям.

Развивать и обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: Учебник: Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. Для 10 кл. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Контурная карта, наглядный материал, презентация

Ход урока:

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: Древнерусское государство и общество, а так же провели игру посвященную восточным славянам и по итогу игры, было ясно, что имеются большие проблемы с расположением восточных племен на карте. В связи с этим, у Вас на столах лежат контурные карты, по мере того, как мы будем с вами еще раз разбирать расположение племен, вы заполните ее и вклеите себе в тетрадь. (Выполнение работы, при помощи презентации и учителя)

После повторения место расположения славян дома, я думаю, у нас больше не возникнет проблем с данной темой. Помимо этого мы с вами изучили причины и этапы образования Древнерусского государства, а так же ознакомились с внутренним миром Древнерусского государства.

Какие причины и теории образования древнерусского государства, вы знаете? (Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока: Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. (Запись числа и темы урока в тетрадь)

Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(Ответ учащихся)

План:

    Причины раздробления Древнерусского государства

    Новгородская республика

    Владимиро-Суздальское княжество

    Галицко-Волынское княжество

Ребята, мы сегодня начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название удельной Руси.

Давайте вспомним из истории средних веков определение феодальной раздробленности. (Ответы детей)

Феодальная раздробленность – это период обособления отдельных земель во главе с князьями. (Запись в тетрадь)

Для того чтобы понять причины раздробленности предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника, стр. 127-129 и по мере прочтения, фиксирование в тетрадь причин раздробленности.

Самопроверка (сперва опрос класса, параллельно сверять со слайдом презентации)

Причины: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: рост крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства;

ПОЛИТИЧЕСКИЕ: стремление сыновей – наместников отделиться от Киева (они имели аппарат управления и военную силу); Поддержка местного князя местным населением (контроль князя через вече);

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ: разобщенность экономических и политических интересов жителей Руси (отпала необходимость охранять путь «из варяг в греки»);

ВОЕННЫЕ: отсутствие общего врага – половцев.

На территории Древнерусского государства образовалось около 15 княжеств в середине XII века, 50 княжеств в начале XIII в, а в XIV веке княжеств достигало 250. Это из-за разрастания династии Рюриковичей.

Основные 3 политические центра, которые бы сегодня изучим и их типы государственности это:

1. Республика
(Новгородская земля)

2. Монархия
(Владимиро - Суздальское княжество)
3. Ограниченная монархия(аристократия)
(Галицко-Волынское княжество)

Основная цель нашего урока, это рассмотреть типы государственности и начнем мы с Новгородской земли, которая на тот момент имела тип правления: республику.

В XII - XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общественно-республиканских форм общежития. Гос. управление осуществлялось через систему вечевых органов. Вече являлось высшим органом власти и решала важнейшие вопросы. Работа со схемой на доске.

Какие вопросы решало вече? Кто такой посадник и его функции? Тысяцкий? (ответы детей, если не знают запись определений в тетрадь)

Физкультминутка

Следующий тип государственности, это монархия и ограниченная монархия и данными типами были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Разобрать форму правления.

Если говорить, про политические особенности каждого княжества, то нам нужно разбиться на варианты и заполнить таблицу.

Ребят, а давайте подумаем, а последствия раздробленности были только отрицательные? (ответы детей)

Закрепление

Что было изучено нами на уроке?

Какие основные причины раздробленности на Руси?

Типы государственности княжеских центров?

Домашняя работа:

Доклады: Монголо-татарское нашествие, основные события.

Борьба Александра Невского с литовцами.

  • 1.5. Историография отечественной истории
  • 2. Отечественное государство в IX – XIII вв.: проблема особенностей его становления и развития
  • 2.1. Становление и изменение форм государства
  • В древности и раннем Средневековье
  • 2.2. Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Роль варягов в этом процессе
  • 2.3. Особенности формирования Древнерусского государства
  • 2.4. Особенности социально-экономического устройства Древнерусского государства
  • 2.5. Особенности политического устройства Древнерусского государства
  • 2.6. Причины и предпосылки политической дезинтеграции Древнерусского государства
  • 2.7. Формирование различных моделей развития Древнерусского общества и государства в период политической раздробленности
  • 2.8. Специфика древнерусской цивилизации
  • 3. Формирование русского централизованного государства и европейское средневековье
  • 3.1. Дискуссия о феодализме как о явлении всемирной истории
  • 3.2. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и на Востоке
  • 3.3. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси
  • 3.4. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы
  • 3.5. Образование Русского централизованного государства
  • 4. Россия в XVI – XVII вв. В контексте развития европейской цивилизации
  • 4.1. Начало Нового времени в Европе: развитие капиталистических отношений, возрождение и реформация. Дискуссия об определении и генезисе абсолютизма
  • 4.2. Цели, формы, результаты реформ Ивана Грозного
  • 4.3. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы
  • 4.4. Смутное время в истории России
  • 4.5. Особенности социально-экономических отношений и сословно-представительной монархии в России XVII в. Дискуссии о генезисе самодержавия
  • 5. Модернизационные процессы в России и мире XVIII – XIX вв.
  • 5.1. Развитие мирового капиталистического хозяйства в XVIII в. Предпосылки промышленного переворота в Европе
  • 5.2. Пётр I и его борьба за преобразование традиционного общества в России: основные направления и результаты его реформ в политической, социальной, военной, религиозной сферах
  • 5.3. Пётр I и скачок в развитии российской промышленности
  • 5.4. Освещение петровских реформ в отечественной историографии
  • 5.5. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм
  • 5.6. Екатерина II и просвещённый абсолютизм в России
  • 5.7. Европейские революции XVIII – XIX вв. И их влияние на политическое и социокультурное развитие Европы и Северной Америки
  • 5.8. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проект м.М. Сперанского
  • 5.9. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. И его политические, экономические, социальные и культурные последствия
  • 5.10. Предпосылки, причины, итоги отмены крепостного права
  • 5.11. Политические преобразования 60–70-х гг. XIX в.
  • 6. Нарастание общенационального кризиса в России начала XX в. Общенациональный кризис и революция в России в 1917 г.
  • 6.1. Основные тенденции развития мировой экономики
  • На рубеже XIX – хх вв. Завершение раздела мира
  • 6.2. Российская экономика конца XIX – начала хх вв.: особенности и основные тенденции развития
  • 6.3. Причины, характер, особенности, этапы и итоги революции 1905–1907 гг.
  • 6.4. Политические партии в России начала хх в.: генезис, классификация, программы, тактика
  • 6.5. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги, влияние на европейское развитие
  • 6.6. Участие России в Первой мировой войне и её влияние на приближение общенационального кризиса
  • 6.7. Альтернативы развития России после Февральской революции. Октябрь 1917 г. И причины победы большевиков
  • 7. Формирование основ советской экономики
  • 7.2. Политический кризис начала 1920-х гг. И переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия
  • 7.3. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Альтернативные пути выхода из мирового экономического кризиса и идеологическое обновление капитализма
  • 7.4. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества
  • 7.5. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия
  • 7.7.Культурная революция в ссср в 1930-е гг.: причины проведения и последствия
  • 7.8. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны. Современные споры о международном кризисе 1939 г.
  • 7.9. Предпосылки и ход Второй мировой войны
  • 7.10. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы
  • 7.11. Начало холодной войны. Образование военно-политических блоков
  • 7.12. Трудности послевоенного переустройства и восстановления народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля в ссср в послевоенное время
  • 7.13. Попытки реформирования и обновления социалистической системы во второй половине
  • 1950-Х – начале 1960-х гг. «Оттепель» в духовной сфере
  • 8. Социально-экономический
  • 8.2. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. В стране
  • 8.3. Цели и основные этапы перестройки. Распад кпсс и ссср. Образование снг
  • 8.4. Россия в 1990-е гг.: изменение экономического и политического строя. Социальная цена и первые результаты реформ
  • 9. Россия и мир в XXI в.
  • 9.1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства и конец однополярного мира
  • 9.2. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе
  • 9.3. Государственно-конституционные реформы в России начала XXI в.
  • В результате политической дезинтеграции на территории Древней Руси сложилось несколько геополитических и субкультурных регионов. Каждый из них реализовывал свою цивилизационную модель развития. Поэтому он представлял собой определённую историческую альтернативу будущего цивилизационного развития нашего Отечества. Южный регион (Киевская земля) являлся зоной встречидревнерусской и кочевой (тюркской) цивилизаций . В геополитическом плане он был ориентирован на азиатскую степь. В политическом плане Киев представлял собой синтез власти бояр (и верхушки горожан) и достаточно сильного княжеского влияния. Боярско-купеческие верхи княжества играли на противоречиях между князьями, которые постоянно «грызлись» из-за обладания формальным политическим центром Руси. Поэтому они получили возможность приглашать князей в какой-то степени по своему усмотрению. Однако относительно сильная власть князей также была необходима вследствие близости к крайне опасным половцам, набеги которых на Киев (впрочем, как и контакты другого, мирного, рода) не прекращались. Эта альтернатива была уничтожена в результате монголо-татарского нашествия.Юго-Западный регион (Галицко-Волынская земля) в большей степени ориентировался на Восточную Европу (Литву и Польшу). Он испытывал значительное влияние романских культурных традиций, став в субкультурном плане местомславяно-православного и романо-католического синтеза . В политическом плане боярская колонизация и близость сильных государств-конкурентов (Венгрии, Литвы, Польши) привели к тому, что важнейшим из трёх политических институтов дворцово-вотчинной системы управления (в принципе не претерпевшей кардинальных изменений в период дезинтеграции ни у нас, ни в Западной Европе) сталБоярский совет . Вассальные отношения эволюционировали здесь в сторону усиливавшейся боярской автономии. Впоследствии эта альтернатива была реализована созданием Литовско-Русского государства. Оно претендовало в определённый период времени (реально вXIV–XVвв., а формально и много позднее) на общерусское значение. Однако со временем это значение было утрачено вследствие постепенного включения этого региона в орбиту сугубо католической романской цивилизации.Северо-Западный регион (Новгородская земля) ориентировался на своих основных торговых партнёров − союз североевропейских городов – Ганзу. В определённой мере он испытывалвлияние западноевропейской культуры . Экономическое своеобразие Новгорода, проявившееся в преобладании неземледельческого, торгово-ремесленно-промыслового, рыночного хозяйства; «купеческо-ремесленный» характер колонизации; наличие у боярско-купеческой верхушки материальной независимости от княжеской власти и необходимость с её стороны учитывать интересы достаточно мобильного, культурного, материально независимого ремесленного населения городов – всё это породило своеобразный политический механизм Новгорода. Подобно ряду западноевропейских городов, в которых преобладала торгово-ремесленная составляющая социально-экономической жизни, Новгород представлял собойолигархическую, боярско-купеческую республику . Основным институтом управления сталовече . Однако контроль над ним через различные дополнительные политические учреждения («Совет Господ») и колоссальные властные полномочия (исключительное право законодательной инициативы и занятия высших государственных должностей Архиепископа, Посадника и Тысяцкого) сохраняла городская боярская аристократия. Эта цивилизационная альтернатива была ликвидирована с образованием Московского государства. Цивилизационное своеобразиеСеверо-Восточной Руси (Владимиро-Суздаль-ская земля) было обусловлено, с одной стороны, формированием на этой территорииэтнической общности великороссов (русских), а с другой – социокультурным влиянием татар в период ига . Вследствие земледельческого характера хозяйства и «княжеской» колонизации центром политической жизни здесь сталКнязь и его Двор . Эта альтернатива была реализована образованием на территории Северо-Восточной и Северо-Западной Руси Московского государства. Оно и стало формой окончательного выбора исторической цивилизационной альтернативы развития нашего Отечества.

  • 1 слайд

    Формирование социально- политических и нравственных установок Автор: Соболева Ирина Михайловна, учитель МОУ лицея №76, г. о. Тольятти Руководители: к.п.н., доцент Пивнева С.В., к.п.н. доцент Витковская Н.Г.

    2 слайд

    Проблема проекта Современное молодое поколение имеет низкий уровень патриотизма и гражданственности, но в России такого не должно быть, молодежь должна знать, какой ценой одержана победа в ВОВ

    3 слайд

    Цель проекта Воспитать чувство патриотизма и гражданственности молодого поколения

    4 слайд

    5 слайд

    Аннотация Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им? Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Целями и задачами творческой работы являются: Рассмотреть, на примере каких фильмов, книг, произведений ИЗО воспитывалось молодое довоенное поколение Найти конкретные примеры героев (из жизни, художественной литературы), которым подражала молодежь 40-х годов Цели учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ. Работа состоит из семи частей: Встреча с ветеранами Встречи учащихся с детьми военных лет Письма ветеранам Отрывки сочинений Посещение краеведческого музея Рисунки учащихся Музыкальная композиция Знакомство с фильмами, художественной литературой о ВОВ, встреча с ветеранами, посещение краеведческого музея, беседы с детьми военных лет помогут увидеть примеры для преклонения и подражания, помогут понять патриотические чувства героев войны и задуматься над тем, каковы наши патриотические качества, нужны ли в наше время.

    6 слайд

    Война глазами современных детей и детей военного времени Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Не только на мужские, но и на хрупкие женские и детские плечи легли тяжелые испытания. Многие трудились в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, растили хлеб.

    7 слайд

    8 слайд

    Проблема ВОВ и отношение к ней современной молодежи: низкий уровень патриотизма и гражданственности среди молодежи; отсутствие высоких идеалов.

    9 слайд

    Цели учащихся Найти и изучить информацию о судьбах детей военного времени. Познакомиться художественной литературой о ВОВ. Создать творческие работы (сочинения, рисунки, стихи, письме ветеранам). Посетить краеведческий музей. Провести акцию «Живые цветы».

    10 слайд

    задачи учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ.

    11 слайд

    Задачи работы над проектом учащихся: Подготовить выставку книг о ВОВ. Взять интервью у детей военного времени. Написать сочинение по теме: « Этих дней не смолкнет слава». Задачи работы над проектом для учителя: Помочь в подготовке выставки книг о ВОВ. Помочь учащимся провести интервью с детьми военного времени. Научить писать сочинение о ВОВ. Написать письма ветеранам. Посетить краеведческий музей

    12 слайд

    13 слайд

    Встреча учащихся с детьми военных лет Кротова Алена: Моя бабушка, Мотыленко Анастасия Емельяновна, во время войны работала в своем родном селе Хрящевка в Самарской области. Ей было всего 13 лет. Она вместе с колхозниками убирала хлеб, который отправляли на фронт. Я очень горжусь своей бабушкой. Светличный Игорь: Я хочу рассказать о своем дедушке Светличном Степане Алексеевиче. Когда началась война, в свои 13 лет он работал в колхозе шофером. Он имеет ордена и медали, одна из них « За доблестный труд в ВОВ». Его отец, Алексей Корнеевич, был участником войны. Погиб на Украине в 1942 году.

    14 слайд

    Встреча учащихся с детьми военных лет Марьин Кирилл: В нашей школе работает Тарасенко Таисия Ивановна. Во время войны ей было 14 лет. В Воронежской области она помогала взрослым строить платформы для самолетов. Таисия Ивановна помнит, как взрывались бомбы, летели снаряды. В одной из бомбежек она была ранена, на лице остался шрам. В 1943 году ее отправили домой: умерла мама, и остались маленькие брат и сестра. А ее отец в это время был на фронте.

    15 слайд

    16 слайд

    Письма ветеранам Здравствуйте, Дмитрий Петрович! Сегодня я узнал от своей мамы, что и нашу семью не обошла война. Вы - мой прадед, были участником военных событий 1941-1945г.г. Я узнал о том, что Вы были младшим ребенком в своей семье после трех сестер. В1941 году закончили школу и добровольцем ушли на фронт. С фронта ваша семья получала письма, в которых Вы спешили «выговориться», сказать родным и близким то, что переполняло ваше сердце, оставить своеобразное завещание. И во всех этих завещаниях непременный пункт: победа (в ней никто тогда не сомневался, в нее верили непоколебимо). А победа завоевывалась очень и очень дорогой ценой. В конце войны пришло известие о том, что Вы пропали без вести. Это было уже в 45 году. Я посчитал, Вам тогда было всего 21 год… А моему старшему брату Сергею сейчас 19 лет. Почти ровесники...Мой брат в настоящее время получает будущую профессию и учится в университете. А Вы не смогли продолжить образование и получить профессию, познали лишь на себе, что такое война. После войны близкие разыскивали Вас, писали в часть, в которой Вы служили. И только через несколько лет получили ответ, который развеял их всякую надежду на Ваше возращение, - «младший сержант Кузнецов Дмитрий Петрович, погиб в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество 21 апреля 1945 года. Похоронен юго-западнее села Преденков (Германия)». Мне сейчас 11 лет. Я учусь в школе, в пятом классе и занимаюсь спортом. Я не слышал смертельного свиста пуль и о войне знаю только по книгам и кинофильмам. Мне трудно представить события тех военных лет и Вас – моего прадеда. Но я отважился написать письмо в прошлое – Вам, Дмитрий Петрович. Мы никогда уже не встретимся, но я не хочу отставать от своих предков. Свою отвагу и мужество постараюсь проявить в спортивной борьбе, чтобы Вам не было стыдно за меня. Благодарю Вас за возможность жить, учиться и радоваться каждому мирному дню. С большим уважением Макар Дементьев.

    17 слайд

    Отрывки сочинений учащихся Хуснеева Алина - сочинение по повести Б. Васильева « А зори здесь тихие» Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далеких событиях 1942 года. Автор повести относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Главными героями повести являются старшина Васьков и пять девушек зенитчиц. Васьков имеет лучшие качества защитника, солдата: благодаря подвигу таких Васьковых и была одержана победа. Помощником старшины была сержант Осянина. Старшина выделил ее среди других: «строгая, не смеется никогда». Осянина погибает последней из девушек. Перед смертью она рассказывает о том, что у нее маленький ребенок. Его она вверяет старшине, как самому дорогому человеку. Рыжая красавица Комелькова пожертвовала собой ради товарищей. Страшной смертью погибает Лиза, провалившись в трясину. Задание было выполнено, но какой целью! Тяжело переживает Васков гибель своих девушек. Он чувствует свою вину. В каждой он видит будущую мать, у которой были бы свои дети. Эта книга учит видеть чужую боль, сопереживать. Учит быть сильными, горячо любить свою Родину.

    18 слайд

    Отрывки сочинений учащихся Копорева Катя – сочинение по произведению М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ Шолохова «Судьба человека» - это Повествование о том, какой страшной трагедией Является война, как она ломает и калечит души человека. Это произведение о судьбе солдата, о судьбе оставшегося во время войны сиротой мальчика. М. Шолохов изобразил своего пережившего плен героя Андрея Соколова честным и мужественным патриотом, решившим усыновить оставшегося без родителей мальчика. Война отняла у него все: семью, дом. Но человек не может и не должен быть в мире один, жизнь должна иметь смысл, что воевать можно с ненавистью, жить только с любовью. Андрей Соколов уверен в своем будущем, свою жизнь посвящает воспитанию Ванюши.

    19 слайд

    Отрывки сочинений учащихся Баринова Ольга – сочинение по произведению В. Закруткина « Матерь человеческая». Имя советского писателя Виталия Закруткина хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. За роман « Сотворение мира» он удостоен Государственной премии СССР. В книгу включена повесть « Матерь человеческая», которая получила высокую оценку критиков и читателей. Главная героиня повести, Мария, потеряв любимого мужа и десятилетнего сына, нашла в себе силы, чтобы выжить, родить ребенка и воспитывать еще семерых детей, оставшихся без родителей.



    Рекомендуем почитать

    Наверх