Высшим органом организации европейского экономического сотрудничества. Оэср: расшифровка указывает на мировое господство

Туризм и отдых 19.09.2019
Туризм и отдых

Ряда развитых стран с целью реконструкции общеевропейской политики под эгидой внедрения так называемого плана Маршалла. Рассмотрим в общих чертах ее основной состав и деятельность.

План Маршалла

Итак, начало было положено еще в далеком 1948 году в рамках плана, изложенного годом ранее американским госсекретарем Как известно, результатом Второй мировой войны стал серьезный экономический упадок на территории всей Европы. И если Советский Союз справлялся собственными силами, сплотив ряды железной рукой своего диктатора, то Европа лежала в руинах, и при этом была достаточно разрозненной структурой.

По большому счету, история железного занавеса начинается здесь. сотрудничества и развития задумана была в США как панацея от послевоенных бед, навалившихся на Европу. В 1948 году в Париже состоялось собрание представителей 16 западноевропейских государств. Интересным фактом является то, что на него были приглашены руководители стран Восточной Европы. Однако советское правительство усмотрело в этом угрозу собственным интересам и не позволило им посетить данное собрание.

Железный занавес

Первые члены организации экономического сотрудничества и развития — это, конечно же, США и несколько западноевропейских государств, которым и была оказана финансовая помощь с американской стороны согласно плану Маршалла. В их число вошли Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Голландия. Именно эти страны получили максимальные денежные вливания, причем в порядке уменьшения количества финансов, вложенных США в них. Однако главным условием направления денежных потоков американцы выставили устранение в партийных порядках этих стран любых коммунистических течений. Таким образом, США начали прибирать к рукам политику Западной Европы. Еще одним немаловажным фактом является усиление политической конфронтации стран этого блока по отношению к Советскому Союзу и странам, попавшим в результате послевоенного раздела под влияние последнего.

Выгода США

Естественно, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) являлась прямым корыстным интересом Соединенных Штатов, поскольку таким образом они не только смогли грамотно инвестировать огромное количество денег — более десяти миллиардов долларов, но и выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию, жизненно необходимую странам, находившимся в руинах, особенно с точки зрения производства продовольствия. На требования стран-участников альянса предоставить средства производства им направлялись предметы потребления, поскольку за годы войны США смогли создать большие объемы излишков подобной продукции. В итоге эта помощь выразилась в еще большей организации экономического сотрудничества и развития от США.

Развитие и состав ОЭСР

В 60-е годы состав участников значительно расширился и продолжает увеличиваться и по сей день. Организация экономического сотрудничества и развития насчитывает на данный момент 34 члена. Штаб-квартира располагается в Париже, а руководящим органом является совет представителей стран-участников. Все действия ее членов координируются, и выработка любых решений осуществляется на основании консенсуса. Перечислим страны Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме упомянутых ранее участников на 2015 год числятся следующие: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Канада, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония.

Деятельность

Основная деятельность Организации экономического сотрудничества и развития заключается в координации и аналитической деятельности по следующим вопросам: отмывание денег, а точнее, борьба с этим явлением, кроме того, пресечение ухода от налогов, взяточничества, коррупции и других проблем денежных взаимоотношений разнообразных социальных структур.

По сути, это платформа для осуществления многосторонних переговоров между странами-участницами по вышеозначенным вопросам. Она вырабатывает рекомендации для членов организации в решении разнообразных экономических проблем, с которыми те сталкиваются в рамках хозяйственной деятельности на своей территории.

Современная история

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) постоянно рассматривает предложения о вступлении от различных государств со всей планеты. Например, в 1996 году такие заявления подали страны Прибалтики и Россия, однако все они были отклонены. И лишь в 2010 году Эстонии было позволено присоединиться к коалиции.

В 2005 году рассматривался вопрос о принятии Китая в альянс. Началось все с предложения генерального секретаря ОЭСР, заявившего, что в свое время такие страны, как Португалия и Испания, в которых процветали собственные диктатуры, были приняты в члены организации. Кроме того, политические предпосылки не должны вмешиваться в вопросы экономические. По его мнению, Китай представляет собой самую многообещающую экономику в масштабах всей планеты. Он поставляет самые большие объемы стали на мировой рынок. И еще множество преимуществ привел генеральный секретарь ОЭСР в поддержку своей идеи. Однако вопрос пока не решен. Тем не менее есть определенный прогресс в отношении КНДР, поскольку Организации экономического сотрудничества и развития была предоставлена возможность проверки состояния страны. Что обычно является предвестником вступления государства в ряды ОЭСР.

Россия и ОЭСР

Непростые отношения связывают нашу страну и ОЭСР. Вопрос был поднят Россией еще в 1996 году, как уже упоминалось. Однако сначала был твердый отказ по причинам огромного несоответствия страны стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Это не мешает руководству Российской Федерации продолжать лоббировать данный вопрос.

Эти действия привели к тому, что в 2007 году было принято решение о начале переговоров по членству руководством ОЭСР. Важным шагом на этом пути стало вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Следующей вехой было объявление главы ОЭСР о том, что в 2015 году Россия примет членство Организации экономического сотрудничества и развития при выполнении всех необходимых для этого условий. Однако этого так и не произошло. Мало того, недавно было объявлено, что решение по данному вопросу откладывается на неопределенный срок. Так что ждем и мы, представители культуры, еще тридцать лет назад отрицавшие любое влияние Запада на нас.

Заключение

Организация, созданная как механизм помощи разрушенной после Второй мировой войны Европе, построенная на самоуверенности политических руководителей Соединенных Штатов Америки, в итоге приобрела черты саморазвивающегося и саморегулирующегося союза крупнейших экономических систем планеты, действующего на благо мира. Действительно, вопросы устранения уклонения от налогов, взяточничества и коррупции требуют решения. И хотя сами эти явления человеческих взаимоотношений имеют корни в глубинах сознания людей, тем не менее даже такая попытка вызывает уважение. В целом позиция организации внушает надежду, что человечество справится с экономическими проблемами за счет объединения усилий всех стран на этой планете в направлении их решения.

Организация европейского экономического сотрудничества (на англ. Organization for European Economic Cooperation, аббревиатура OEEC) – это международное экономическое объединение развитых стран мира, признающих принципы свободной рыночной экономики. Штаб-квартира вышеуказанной организации расположена в Париже.

Несколько слов из истории OEEC

Данная организация была учреждена в 1948 году с целью координирования проектов реконструкции европейской экономики в рамках плана американского секретаря Маршалла. Членами OEEC в этот год стали такие государства, как Австрия, Дания, Бельгия, Греция, Франция, Исландия, Швейцария, Португалия, Турция, Швеция, Норвегия, Люксембург, Италия, Нидерланды, Испания, Великобритания, французская и англо-американская оккупационные зоны немецких земель.

16 апреля 1948 года был принят устав OEEC в Париже, согласно которому определялась ее структура. Итак, Совет членов, возглавляемый председателем и состоящий из представителей 18 европейских государств, считался центральным органом OEEC. Данный орган назначал генерального секретаря и его заместителей. Также в структуру OEEC входил Исполнительный комитет, состоящий из 7 членов, которые ежегодно назначались Советом.

В 1949 году к союзу вышеуказанных государств присоединилась ФРН, а уже через год - Соединенные Штаты и Канада (ассоциированные члены).

Деятельность вышеуказанной организации по восстановлению конвертируемости денежных средств привела к образованию Европейского платежного союза в 1950 году.

В 1953 году согласно распоряжению OEEC было учреждено Европейское производственное агентство. Основная цель его образования: содействие росту производительности в промышленности европейских государств.

В 1957 году был образован так называемый Общий между государствами-участниками OEEC, то есть Европейское экономическое сообщество.

В 1958 году было подписано Европейское валютное соглашение, согласно которому был учрежден Европейский . Целью работы этого фонда было предоставление странам-участникам OEEC специальных краткосрочных ссуд для покрытия дефицита платежного баланса.

OEEC и современность

Сегодня вышеуказанная организация осуществляет свою деятельность уже под другим названием таким, как Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (аббревиатура ОЭСР). В настоящий момент ее участниками являются 40 государств. Совет представителей государств-членов является руководящим органом этой организации. С 2006 года обязанности генерального секретаря исполняет мексиканец Хосе Анхель Гурриа.

Россия не является членом вышеуказанного объединения. С мая 2007 года между правительством РФ и руководством Организации ведутся активные переговоры по членству России в ОЭСР.

Цели деятельности вышеуказанной организации сегодня

Данная организация на сегодняшний день в прерогативе своей деятельности ставит исполнение следующих задач:

  • осуществление научного исследования мировых экономических процессов как в целом, так и на уровне определенных отдельных государств и регионов;
  • организация международных проектов, проведение консультаций и дискуссий по ключевым мировым проблемам в плане экономики;
  • сотрудничество с Мировым банком, ВТО и МВФ;
  • оказание помощи государствам, которые развиваются (например, применяются пониженные ставки процента по ссудам, разнообразные формы продовольственной помощи).

Для достижения своих целей вышеуказанное объединение активно занимается сбором статистических данных в , их анализом и обработкой. Данная используется специалистами Организации для составления экономических прогнозов, а также для создания детального анализа текущего экономического положения государств-членов. Результаты активной работы данного объединения печатаются в сборнике Организации «Экономические перспективы ОЭСР», который выдается дважды в год.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизация валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношения с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официально-провозглашенные цели ОЭСР:

  • 1. Содействие устойчивому социальному и экономическому развитию как участвующих так и не участвующих в организации стран, разработка эффективных методов координации их торговой и общественной политики;
  • 2. Содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
  • 3. Содействие развитию мировой торговли и многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
  • 4. Стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам;

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

  • 1. Оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
  • 2. Содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
  • 3. Содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
  • 4. Содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
  • 5. Поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
  • 6. Содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
  • 7. Осуществление сношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
  • 8. Поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
  • 9. Обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
  • 10. Проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК, кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющих обоюдный интерес, и приходить к согласию, в вопросах требующих совместных действий.

Деятельность

ОЭСР активно занимается различными вопросами, вязанными с глобализацией. Деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (например, услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по контролю над соблюдением условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты налоговой конкуренции между отдельными странами (речь идет о практике создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала, расширяет доступ стран, не входящих в организацию к «Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию».

Быстрое развитие международной торговли требует создания соответствующей конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников широко используется торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, и это искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок». Конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Однако ОЭСР делает здесь акцент, прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

Канада

Словения

Корея

США

Латвия

Турция

Великобритания

Финляндия

Венгрия

Люксембург

Франция

Германия

Италия

Чехия

Греция

Мексика

Чили

Дания

Нидерланды

Швейцария

Израиль

Новая Зеландия

Швеция

Ирландия

Норвегия

Эстония

Исландия

Польша

Япония

Испания

Португалия

Италия

Словакия


Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:

oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП) , итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda ).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседания комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".



Рекомендуем почитать

Наверх