Международные экономические организации. Оон как универсальная международная организация Универсальные международные организации примеры

Карьера и финансы 19.09.2019

6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Речь идет об обладании международной организацией автономной волей, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.

Международные организации имеют свои особенности, позволяющие их классифицировать. Существует несколько способов их классификации:

1. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные, доступные для участия всех государств, например, ООН, и региональные, объединяющие государства одного региона, например, Европейский Союз, СНГ, Лига американских государств и др.

2. По порядку вступления международные организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (приём в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организации, относящиеся ко второй группе численно преобладают.

3. По объектам (направлениям) деятельности международные организации подразделяются на организации общей компетенции, в которую входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества между государствами, например, ООН и специальной – например, ИКАО (международная организация гражданской авиации), Интерпол, Евроюст.

4. По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные.

Международные межправительственные организации (ММО) создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также её цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.

Международные неправительственные организации (МНПО) – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем МНПО, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется МНПО, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и др.). МНПО представляет собой широкое и массовое антивоенное движение, в котором активно действуют люди различного социального положения, политических взглядов и идейных убеждений.

2. ООН – универсальная международная организация

Главные органы ООН

Система ООН в её современном виде складывалась на протяжении длительного времени. Вторая мировая война в силу её масштабности, жестокости, кровопролитности принесла человечеству неслыханные страдания и подтолкнула правительственную и общественную инициативу во многих государствах к разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности. Более того, параллельно научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга.

На первом этапе главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. Международные организации осуществляли скорее технико-организационную, чем политическую, функцию. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации требовало создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной международной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира возникла достаточно давно и подпитывалась военными лишениями. За период первой мировой войны было составлено более полусотни подобных проектов.

Один из таких проектов лёг в основу Лиги Наций (1919 г.), так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания безопасности государств.

Однако, организационно-правовой механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития межгосударственных отношений. Общеполитическая обстановка 1919-1939 годов, отмеченная усилением националистических тенденций государств-членов, стремящихся к изоляции или доминирующему положению в мире, не способствовала позитивным акциям новой международной политической структуры и разработки проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами.

Вторая мировая война, в силу её всеобщности, разрушительности для мировой цивилизации показала необходимость защиты общечеловеческих ценностей глобальной консолидации миролюбивых сил для создания послевоенной организации мира и безопасности. Вопрос о создании организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать, что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции уделяли немалое внимание и вопросу послевоенного устройства мира, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации.

В декабре 1942 года в Москве в беседах между представителями советского правительства и министром иностранных дел Великобритании имел место обмен мнениями по вопросам послевоенной организации мира и безопасности. Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации – от 30 октября 1943 года, подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства большие и малые.В этих документах была заложена принципиальная основа новой универсальной межправительственной организации.

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, направленный на решение вопросов мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Этим она отличается от ранее существовавших межправительственных организаций.

Важнейшими этапом создания ООН стала конференция в Думбартон-Оксе в 1944 году, на которой были согласованы основные принципы и параметры деятельности будущей организации. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года главы правительств трёх государств – советского, британского и американского обсудили пакет документов, принятый на конференции в Думбартон-Оксе, дополнили его в ряде пунктов, и приняли решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

На конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года были приняты учредительные документы Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года пять постоянных членов Совета Безопасности и большинство других государств сдали на хранение ратификационные грамоты. С этого момента был утверждён и вступил в силу Устав ООН.

В настоящее время ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу.

- 134.00 Кб

Введение………………………………………………………… ……………………..2

Глава1. Организация Объединённых Наций (ООН), как универсальная международная организация

1.1 История создания ООН……………………………………………………………3

1.2 Правовой статус ООН……………………………………………………………..6

Глава 2. Главные составные системы главных органов ООН

2.1 Генеральная Ассамблея ООН…………………………………………… ……….8

2.2 Совет безопасности ООН…………………………………… …………………...10

2.3 Экономический и социальный совет ООН…………………… ………………...13

2.4 Совет по опеке. Международный суд. Секретариат……………………………15

Глава 3. Главные составные системы вспомогательных органов ООН

3.1 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)………………………………………………... 18

3.2 Программа развития ООН (ПРООН)……………………………………………19

3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)……………………..20

3.4 Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)………….21

3.5 Комиссия международного права (КМП)…………………………………….....22

3.6 Университет ООН (УООН)……………………………………………………... 23

Заключение…………………………………………………… ……………………....24

Список используемой литературы…………………………………………………. ..25
Введение

Организация Объединённых Наций (ООН) –– уникальная, крупнейшая в мире международная организация общепланетарного масштаба, членами которой являются 192 государства.

С момента своего создания ООН вела работу по трём ключевым направлениям: защита прав человека, борьба за мир и безопасность, а также содействие экономическому и социальному развитию.

После принятия в 1948 году одного из знаковых документов ООН –– Всеобщей декларации прав человека –– организация разработала широкий спектр международных стандартов в области прав человека.

Она также учредила ряд механизмов, в задачи которых входит поощрение и защита этих прав и оказание помощи правительствам в выполнении своих обязательств в области прав человека.

Целью данной работы является изучение Организации Объединённых Наций (ООН), истории ее создания, системы главных и вспомогательных органов.

Данная тема очень актуальна во все времена, ведь ООН существует уже много лет, и является организацией общепланетарного масштаба и связывает между собой 192 государства.

Значимость данного вопроса состоит в том, что Amnesty International стремится к тому, чтобы обеспечить каждому человеку в мире возможность пользоваться всеми правами, провозглашёнными во Всеобщей декларации прав человека.

Глава1. Организация Объединённых Наций (ООН), как универсальная международная организация

1.1 История создания ООН

Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой международной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.

Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей международной организации для установления послевоенного правопорядка, эта идея не нашла признания в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 странами.

Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного мира и безопасности было принято на территории бывшего СССР - государства, внесшего решающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирного сосуществования государств различных общественно-политических систем. Так, в п. 1 Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобритании и Китая 30 декабря 1943 г., отмечено, что правительства этих стран «признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства - и с другими членами Объединенных Наций, с целью совместных действий в интересах сообщества наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопасности (п. 5). Стороны обязались не применять до окончания войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только целями, предусмотренными в Декларации. Они обязались также совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период.

Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация, в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следующем: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г Президент США Ф. Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации безопасности. Резюмируя свои соображения об этой организации, Президент США подчеркнул: «Мы не имеем в виду создание сверхгосударства с собственной полицейской силой и другими реквизитами принудительной власти». К началу переговоров в Думбартон-Оксе (21 августа - 28 сентября 1944 г.) были составлены английские, американские и советские предложения. Согласованный в Думбартон-Оксе проект «Предварительных предложений» о создании Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности явился основой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).

На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.

Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолюция 168 II от 31 декабря 1947 г.).

1.2 Правовой статус ООН

Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.

Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.

В соответствии со ст. 1 и 2 ООН преследует следующие цели:

  • поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;
  • улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира,
  • развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  • осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;
  • быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

В настоящее время ООН является самой представительной (в нее входят 191 государство) и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией. В Декларации по случаю 50-летней годовщины, принятой в октябре 1995 г. на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается, что «в XXI век ООН " войдет обновленной, оснащенной и обеспеченной, чтобы эффективнее служить интересам народов, от имени которых она и была создана». ООН - это общая воля государств мира. Россия верит в Организацию Объединенных Наций, родившуюся в середине XX в. и устремленную в XXI в.

Тем не менее жизнь требует иных подходов ООН к глобальным и другим проблемам современности, особенно к операциям по поддержанию мира. Чтобы справиться со всеми проблемами, ООН сама нуждается в обновлении и адаптации к новым условиям, с тем чтобы она продолжала играть свою уникальную роль в сохранении и укреплении международного мира и безопасности, в объединении усилий государств для решения наиболее злободневных проблем.

Глава 2. Главные составные системы главных органов ООН

2.1 Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея –– главный совещательный орган ООН, где представлены все 192 государства-члена ООН, на каждое из которых приходится по одному голосу. Ассамблея собирается один раз в год на три месяца и обсуждает широкий круг вопросов, включая положение с правами человека в отдельных странах, насилие над женщинами, а также пытки и жестокое обращение. Ежегодно Генеральная Ассамблея принимает около 300 резолюций. Они не являются юридически обязательными для властей государств, однако олицетворяют собой моральный авторитет международного сообщества. Amnesty International борется за принятие сильных и прогрессивных резолюций по ключевым правозащитным вопросам и за их полное и своевременное выполнение.

Компетенция. Генеральная Ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит их всех членов Организации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заключить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации, она получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам - членам ООН и Совету Безопасности.

Порядок работы. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомляет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каждой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.

Глава1. Организация Объединённых Наций (ООН), как универсальная международная организация
1.1 История создания ООН……………………………………………………………3
1.2 Правовой статус ООН……………………………………………………………..6
Глава 2. Главные составные системы главных органов ООН
2.1 Генеральная Ассамблея ООН…………………………………………………….8
2.2 Совет безопасности ООН………………………………………………………...10
2.3 Экономический и социальный совет ООН……………………………………...13
2.4 Совет по опеке. Международный суд. Секретариат……………………………15
Глава 3. Главные составные системы вспомогательных органов ООН
3.1 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)………………………………………………...18
3.2 Программа развития ООН (ПРООН)……………………………………………19
3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)……………………..20
3.4 Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)………….21
3.5 Комиссия международного права (КМП)…………………………………….....22
3.6 Университет ООН (УООН)……………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………………....24
Список используемой литературы…………………………

Универсальными являются принципы цепной связи, ингрессии, подбора, подвижного равновесия, слабого звена.

Принцип цепной связи - всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь.

Иначе, для образования единого целого из нескольких компонентов необходимо, чтобы эти компоненты имели нечто общее, т.е. совпадающие элементы. Например, что может объединять людей? Кого-то объединяют общие интересы или общие задачи. Кого-то объединяет общее горе и т.д. Цехи на промышленном предприятии объединены общим производственным процессом. Продавец и покупатель объединены товаром, который одному нужно продать, а другому - купить.

Принцип ингрессии (вхождения) - образование цепной связи осуществляется путем вхождения организующих комплексов между организуемыми.

Принцип ингрессии является логическим продолжением принципа цепной связи, так как он гласит, что образование связи между компонентами происходит потому, что активные организующие компоненты имеют общие элементы с организуемыми и «входят» между ними.

Принцип ингрессии проявляется и в природе, и в человеческой деятельности. Например, образование химической связи между элементами происходит путем движения электронов по орбитали, объ- единяющей химические элементы. В этом случае ядра химических элементов являются организуемыми комплексами, а электроны внешнего слоя - организующими.

Подобным образом в производстве объединение отдельных рабочих мест в поточную линию осуществляется посредством конвейера. При этом рабочие места являются организуемыми комплексами, а конвейер - организующим.

Следуя принципам цепной связи и ингрессии, для установления контакта с другим человеком необходимо говорить с ним о том, что его интересует. Это необходимо учитывать при установлении межличностных контактов, в частности при организации и ведении переговоров.

Принцип подбора - всякое событие или утверждение можно рассматривать как сохранение или умножение одних активностей и связей в том или ином комплексе или системе в целом, так и устранение, ослабление других.

В природе наиболее ярким проявлением этого принципа является естественный отбор, возникающий по причине борьбы за существование. Примеров разнообразных проявлений принципа подбора в человеческой деятельности можно привести множество. Человек осуществляет искусственный отбор, проводя селекцию животных и растений.

В процессе стратегического планирования происходит отбор наиболее благоприятной для организации программы перспективного развития. В ходе конкурентной борьбы происходит упрочение положения на рынке одних участников и ослабление других.

Любой кризис имеет не только негативные, но и позитивные последствия для экономики страны. Любая неприятность в жизни человека должна служить ему уроком в будущем. Как сказал кардинал де Рец: «Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача приносила нам известные выгоды».

Принцип подвижного равновесия - всякое сохранение форм нужно рассматривать как подвижное равновесие этих форм, а подвижное равновесие является относительным равенством процессов ассимиляции и дезассимиляции.

Этот принцип можно пояснить следующим образом: любая организация, как биологическая, так и социальная, устойчиво функционирует за счет процессов ассимиляции и дезассимиляции.

Ассимиляция - это усвоение системой элементов из внешней среды, которые при этом образуют группировки с другими ее элементами, т.е. употребляются системой.

Дезассимиляция - это потеря элементов системы во внешнюю среду. Далее эти элементы вступают в сочетания с элементами внешней среды.

Процессы ассимиляции и дезассимиляции протекают в биологических системах в ходе обмена веществ, а в социальных системах - как движение кадров, материалов, энергии. Кроме того, равновесие между отдельными формами организаций достигается за счет разрушения одних и зарождения других, подобных. Таким образом, обеспечивается определенная пропорциональность между крупными, средними и малыми организациями в регионе или стране, между людьми разного возраста, уровня образования, пола и т.д.

Принцип слабого звена - целостность любой системы определяется устойчивостью ее наиболее слабого звена.

Этот принцип непосредственно вытекает из закона наименьших. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной и политической деятельности. Например, в процессе проведения анализа хозяйственной деятельности выявляют резервы производства и разрабатывают направления их использования. Это могут быть мероприятия по повышению эффективности ресурсов:

  • - оборудования - введение многосменного режима его работы, модернизация устаревшего оборудования;
  • - материалов - ужесточение соблюдения норм расхода материалов и их пересмотр;
  • - персонала - повышение норм выработки, исключение прогулов и опозданий на работу, совершенствование системы оплаты труда и т.д.

Аналогичным образом в процессе стратегического планирования выявляют слабые стороны конкурентов и учитывают их при разработке своей стратегии.

К универсальным международным экономическим организациям относятся:

1) Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС). Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

· Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;

· Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

· Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;

· Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

2) Всемирная торговая организация (ВТО). 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру:

1. Конференция министров (раз в два года).

2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).

3. Вспомогательные органы: Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность; Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам. Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Например, допускается принятие следующих мер: административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям; административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия

платежного баланса и др.); пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров; добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран - экспортеров и импортеров; ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).


3) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организа́ция европе́йского экономи́ческого сотру́дничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств - членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

4) Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:

Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;

Экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству;

5) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South-East Asian Nations, ASEAN) была подписана 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Секретариат АСЕАН был образован в 1976 г. и находится в Джакарте. Основные цели АСЕАН на основе Бангкокской декларации : содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона; обеспечение экономической и политической стабильности в регионе; разрешение внутрирегиональных проблем.

6) Европейская экономическая комиссия ООН. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - региональная организация Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).

Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН) была создана в 1947 г. для содействия развитию экономического сотрудничества между странами-членами этой комиссии. Является одной из пяти региональных комиссий Организации Экономического и Социального Развития ООН (ЭКОСОС). Организация насчитывает 56 государств-членов. Наряду с европейскими странами в состав организации входят Соединённые Штаты Америки, Канада, Турция, Израиль, бывшие советские республики Средней Азии. Штаб-квартира ЕЭК ООН находится в Женеве, Швейцария. Годовой бюджет составляет около 50 млн. долларов США.

7) Международная торговая палата. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) - всемирная предпринимательская организация, основными задачами которой являются выработка рекомендаций по экономической политике и практике на основе правил торговли и инвестирования, а также разработка стандартов коммерческой деятельности.

МТП создана в 1919 г. Членами МТП являются национальные комитеты и группы более чем из 60 стран. В 75 странах, где такие комитеты или группы не созданы, экономические субъекты (фирмы) осуществляют прямое членство в МТП. Местонахождение - Париж (Франция). Основными целями МТП являются:

Представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;

Обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;

Разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;

Предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;

Поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран.

8) Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (англ. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощьразвивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединённых Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 174 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.

9) Организация Черноморского экономического сотрудничества. Организация черноморского экономического сотрудничества - межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.

Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы и упрощают работу на мировом рынке.

Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной.

Количество и состав МЭО меняется в зависимости от политической ситуации, особенностей развития глобального рынка и целей сотрудничества в организации. Например, ООН была создана для поддержания мира по окончании Второй мировой войны, однако со временем полномочия организации значительно расширились. В организационную структуру добавились десятки специализированных МЭО, работающих под эгидой ООН.

Разновидности МЭО

В зависимости от спектра решаемых задач, такие объединения государств разделяются на универсальные и специализированные.
  • Специализированные регулируют отдельные направления международной деятельности: торговлю (ВТО, ЮНКТАД), валютные отношения (МВФ, ЕБРР), экспорт сырья и материалов (ОПЕК, МССТ), сельское хозяйство (ФАО).
  • Универсальные организации — крупные объединения, которые способствуют развитию международных отношений в целом, упрощают доступ на мировой рынок. Например, ОЭСР — Организация экономического развития и сотрудничества.
В зависимости от международного правового статуса, МЭО разделяются на межгосударственные и неправительственные организации.
  • Межгосударственные оформлены договорами, заключенными между несколькими странами (или их объединениями) для решения установленного списка задач. Например, система ООН включает десятки специализированных международных организаций, которые выпускают законодательные нормы для государств-участников.
  • Неправительственные организации — объединения стран, не предполагающие заключение соглашений между властными структурами. Такой вид МЭО преследует гуманитарные цели (Комитет Красного Креста), расследует нарушения прав человека (Комитет по надзору в сфере прав человека), борется с цезурой (комитет Репортеры без границ), сохраняет культурное наследие (комитет Мемориал).

Функции МЭО

Все международные организации создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям. Субъектами (участниками) МЭО могут быть отдельные государства или их объединения, а объектами (предметами сотрудничества) таких организаций становятся экономические отношения.

В зависимости от правового статуса и перечня решаемых задач, выделяют пять основных функций МЭО.

  • Решение задач, актуальных для всех стран мира: борьба с голодом, эпидемиями, бедностью, безработицей, обеспечение стабильного экономического развития. Такие вопросы решает ООН и ее специализированные организации, группа Всемирного банка, Евразийский экономический союз.
  • Решение экономических, правовых и социальных проблем, актуальных для данного региона. Например, Европейский банк реконструкции и развития финансирует структурные изменения в экономике стран Центральной и Восточной Европы.
  • Создание комфортных условий для ведения бизнеса в отдельном сегменте рынка. Такие организации объединяют несколько стран, выпускающих одну группу товаров для мирового рынка. Например, ОПЕК — объединение государств-экспортеров нефти, которая координирует продажи сырья, контролирует уровень цен на рынке.
  • Неформальные и полуформальные группировки, которые созданы несколькими странами для решения узких проблем. Например, Парижский клуб кредиторов — финансовый союз лидирующих экономик для урегулирования выплаты долгов отдельных государств.
Большинство МЭО образуется и развивается по мере расширения рынков, исчезновения национальных границ в торговле, создания новых отраслей производства. Например, массовое внедрение интернет-технологий привело к созданию европейского регламента по защите персональных данных (GDPR) пользователя.

Рекомендуем почитать

Наверх