Конспекты весенних природоведческих экскурсий в старшей группе. Конспекты экскурсий в природу

Полезные советы 29.08.2019

Экскурсия в природу: «В гости к деревьям».

Цель :

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Познакомить детей с осенним явлением природы - листопадом.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно - все взаимосвязано.

Закрепить знания детей о липе и березе.

Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

А вы знаете, почему листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки?

Любите ли вы их собирать? Почему?

Что вы с ними делаете?

Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

А летом так бывает?

А весной так бывает?

А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Листопад - это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Мы осенние листочки»

Мы - листочки, мы - листочки,

Мы - осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул - полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх - раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).

А для чего они нужны дереву?

Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте - запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?

А кто знает, что такое ветер? (Ветер - это воздух, который постоянно движется).

Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).

Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.

А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?

А как вы догадались, что липа и береза - деревья, а не кустарники?

Послушайте стихотворение о березе

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом - помочь им).

Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?

Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Конспект природоведческой экскурсии Тема: "Фруктовый сад осенью" для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» Московская область, г.Озёры

Подготовила: воспитатель Тишина Ирина Андреевна Озёры, 2017 год.

  1. Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
  2. Форма организации детей: фронтальная
  3. Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
  4. Программные цели и задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей об изменениях произошедших в фруктовом саду;
  • закреплять знания детей о яблонях и грушах;

Развивающие:

  • развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.

5. Подготовка к экскурсии: проверить место экскурсии, проработать маршрут, напомнить детям про вид одежды на экскурсии, подготовить материал, напомнить детям о поведении на дороге.

7. Ход работы:

Организационный этап:

Ребята, нам сегодня прислали подарок осенние феи (показываю конверт) . Давайте посмотрим что там (достаю диск и предлагаю детям его посмотреть) .

Просмотр обучающего мультфильма "Почему осенью опадают листья".

Ребята, непростой нам мультик прислали, правда? О чем он?

А осенние феи нам прислали еще и письмо, сейчас я вам его прочитаю:

"Дорогие ребята, мы надеемся, что вам понравился мультфильм. а еще мы хотим пригласить вас в наш фруктовый сад. Чтобы вы посмотрели, что же с ним случилось поздней осенью".

Ну, что ребята, принимаем приглашение? Но прежде чем мы пойдем на экскурсию в фруктовый сад, давайте вспомним, как же нам себя вести за пределами детского сада. А кто помнит, как переходить дорогу? Смотрю ребята, вы готовы к экскурсии, тогда можно собираться.

Одевание детей. Дальнейшее напоминание детям о поведении за пределами детского сада.

По дороге в фруктовый сад

Основной этап.

Вот ребята мы и пришли. Посмотрите вокруг, послушайте (даем детям осмотреться 1-2 мин)

Прекрасен наш осенний сад.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" – скажем.

Ребята, куда мы с вами пришли? (в фруктовый сад, яблоневый сад) . Правильно, мы пришли сюда чтобы посмотреть, какие же изменения произошли в этом саду поздней осенью.

Вы ведь уже здесь были, правда? А в какое время года вы были здесь? Что вы наблюдали в саду весной? А что вы наблюдали ранней осенью? А что же сейчас мы с вами видим? (с деревьев опали листья, плодов почти не осталось...)

А почему же все листья опали? (вспоминают мультик) . Как вы думаете почему осенью такие сильные ветра? (чтобы листочков на деревьях стало меньше) . А что бы было ребята, если бы листочки не опадали? (дереву было бы трудно под тяжестью снега, веточки бы сломались) .

Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.

Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.

Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.

Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.

Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка» )
Фиолетовый дала.

Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте.

Про что стихотворение? Как вы понимаете "на ветвях в прозрачной кроне?"Какими цветами осень разукрасила яблочки?

Грушу рвали и компот варили -
Сахарный, янтарный, просто ах!
Впечатленья душу захватили,
Тут и не расскажешь в двух словах!

Груша ароматна и прекрасна,
Сочная, румяные бока!
Может быть зеленой, желтой, красной -
Сладкое сокровище в руках!

Про что это стихотворение? А где в этом саду груша? Каким цветом бывают груши?

Подвижная игра "Здравствуй осень".

- А осенние феи для вас приготовили загадки:

Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.

Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)

А как вы догадались?
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Почему же это листопад?
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)

Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)

В саду растёт, весной цветёт,
Кувшин напоминает,
А кто-то с лампочкой сравнит,
Как фрукт тот называют?

(Груша)

Молодцы ребята, а какие еще вы знаете фруктовые деревья кроме яблони и груши? А теперь посмотрите на яблоню, на что похожа ее крона? (шар, яблоко) . А на что похожа крона груши? (на грушу) . Крона фруктового дерева ребята, похожа на свой плод.

А давайте подумаем ребята, что же из фруктов делают на зиму?

Вот и побывали мы с вами в осеннем фруктовом саду. Но нам пора возвращаться, но перед этим соберите немного красивых листочков, из которых мы потом сделаем красивую поделку.

Возвращение в детский сад.

Завершающий этап.

Ребята, где мы с вами сегодня были? Какие деревья там растут? Какие изменения произошли в фруктовом саду поздней осенью? Что нового вы сегодня узнали?

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ

Экскурсия в парк (весна)

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиня­ются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках рас­пускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже - одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; воз­вращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухо­ловки).

Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологи­ческой почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Пе­ред входом в парк детей встречает экологический светофор.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:

красный цвет - предупреждает об осторожности;

желтый цвет - обрати внимание;

зеленый цвет - разрешаются действия, помогающие растени­ям и животным.

Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак ->. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения впе­ред.)

Дети идут по тропинке и видят знак «солнышко».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозна­чает? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Какие слова можно подобрать, чтобы охаракте­ризовать майское солнышко? (Теплое, оно согревает землю; солнце светит сильнее, поэтому всюду появилась зеленая травка). Ребята, а каким становится световой день? (Он более длинный по време­ни, чем осенью и зимой). Если день удлиняется, то каким стано­вится ночь? (Короткой). Посмотрите, рядом со знаком «солныш­ко» стоит желтый знак. Вы помните его значение? (Обрати внима­ние). Месяц Май говорит нам о том, что с его приходом изменя­ется световой день. Каким он становится? (День длиннее, ночь короче).

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В кон­верте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, кле­на, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья ка­ких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои пред­положения, воспитатель подводит итог высказываний.

Воспитатель: Месяц Май предлагает нам обратить внимание на листочки этих деревьев. Я предлагаю поиграть в игру «Найди дерево» по листочкам, которые даны в задании. Но нужно не просто найти деревья, но и определить, распустились на них листочки или нет.

Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и опре­делить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?

Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились ли­сточки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.

Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вер­бы, затем - у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)

Из зеленой почки выросли листочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали:

«Мы проснулись!»

Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся лис­точков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.

Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочка­ми, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.

Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?

Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.

Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?

Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясня­ют, почему она так называется), фиалка, ветреница.

Воспитатель: А это листья какого растения?

(Дети отвечают.)

Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснеж­ники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и лан­дыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.

Воспитатель: Еще я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на лужайку. Кроме растений здесь еще кто-то живет? Вы догада­лись, о ком я говорю? (Это насекомые.) Посмотрите, вовсю бе­гают муравьи, торопятся, спешат, им нужно поправить свой му­равейник. Перезимовали гусеницы и выползают из своих доми­ков, им есть чем полакомиться, посмотрите, сколько вокруг зе­лени. А в воздухе с шумом над головой, как маленькие моторчи­ки, летают... кто это? (Майские жуки.)

Дети изображают жуков: летают, опускаются на листья; по сигналу воспитателя «сачок» должны вернуться в домики.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.

Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.

Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.

Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)

Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы отклады­вать яйца и выводить птенцов.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его... (Скворец)

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)

Спереди шильце, сзади вильце, на груди - белое полотенце. (Ласточка)

В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы и ку­кушка».

На слова: «Птицы по лесу летают, материал для гнезд собира­ют» - дети бегают, на слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо; оставшийся без гнезда становится кукушкой. Гнезда можно обозначить с помощью условных ориентиров.

Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. По­прощаемся с нашим добрым другом - парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологиче­ском дневнике.

Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.

Экскурсия в парк «Золотая осень»

Цель: обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени»: стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет меньше, температура воздуха понижается. Листья деревьев и кустарников изменяют свою окраску. С понижением тем­пературы травянистые растения желтеют, вянут, уменьшается чис­ло насекомых, начинается отлет птиц. Развивать умение устанавли­вать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Раз­вивать потребность передавать свои впечатления в образной речи. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.

Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предла­гаю вам поприветствовать парк.

(Приветствие парку.)

Воспитатель : Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На мно­гоэтажный дом.)

Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором - кустарники, на третьем - деревья.)

Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть измене­ния, а самое главное - ответить на вопрос: почему эти измене­ния произошли?

Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Мож­но предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.

Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать ли­ству, начался листопад.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жел­тыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступле­нием осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэто­му листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малино­вая, как у рябины.

Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях - зеле­ных или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас - теплая пора осени.)

Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также по­явились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбра­сывать листву.)

Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)

Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)

Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, со­кратился световой день.)

Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.

(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)

Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы мо­жете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)

А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)

Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)

Как попали листья на луг, ведь деревья расположены доста­точно далеко? (На луг листья принес ветер.)

Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на земле? (Листья называют «золотым ковром».)

Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья на­зывают потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)

Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)

Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)

Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.

(Общение детей с любимым деревом.)

Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на люби­мое дерево.

Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают лис­точки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.

Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)

С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже засну­ли до будущей весны.)

Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился све­товой день.)

Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слыши­те? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)

Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)

Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)

Заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели парк «золотой осенью»?

(Дети обмениваются впечатлениями.)

Воспитатель: Мы прощаемся с парком. Вы увидели много ин­тересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром осень называют «очей очарованье». Еще раз обратите внимание на кра­соту парка и постарайтесь запомнить. В детском саду мы с вами, кто захочет, превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени».

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

    Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

НАДЕЖДА АНТОНОВА
Конспект экскурсии в природу

Экскурсия в средней группе

«Люблю я пышное природы увяданье….»

Цель

Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц.

Задачи

Учить различать виды деревьев (по форме и окраске листьев, показать различие окраски деревьев (клён, берёза, осина).

Расширять и пополнять словарный запас детей.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа.

Предварительная работа

Наблюдения за окраской листьев деревьев из окна группы;

рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображением осеннего леса, листопада;

наблюдения за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края;

чтение стихов об осени: «Осень» (А. Майков, «Лес осенью» (А. Твардовский). и т. д

Ход экскурсии.

Воспитатель

Ребята, отгадайте загадку:

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

Воспитатель.

Когда это бывает?

Дети

Воспитатель

Молодцы!

(Перед выходом на экскурсию.)

Скажите, ребята: «Какая сегодня погода?» (ответ детей)

Воспитатель.

Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, я предлагаю вам отправиться в осенний парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.

Дети идут со словами

: Наши ножки, наши ножки

По дорожки, по дорожки

Топ-топ-топ.

Воспитатель

Вот мы и в парке. Обратите внимание на красоту разноцветной листвы, яркость её расцветки и разнообразие красок (зелёные, жёлтые, оранжевые, красные листья).

Воспитатель

Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой.

Стало вдруг светлее вдвое,

Парк, как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Какого цвета листья на берёзе?

Дети.

Жёлтого, золотого.

Воспитатель. Посмотрите, как они красиво блестят на солнце.

А какого цвета листья были летом?

Дети.

Зелёного.

Воспитатель

Наступила осень, и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки.

Давайте и мы с вами покружимся как берёзовые листочки.

Танец с листочками.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(водят руками влево-вправо)

Воспитатель.

А сейчас мы подойдём к другому дереву.

Листья у него крупные и узорные. (Рассматриваем листья).

На что они похожи?

Дети.

На ладошки, на салфетки.

Воспитатель

Кто знает, как называется это дерево?

Дети

Воспитатель.

Скажите, ребята, какого цвета кленовые листья?

Дети.

Зелёные, жёлтые, красные, рыжие.

А вы знаете, почему они становятся такими (ответ детей)

Воспитатель.

Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее, и листья клёна постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.

Дети

Давайте вспомним скороговорка про клён.

Все клёны стали рыжие,

И не один не дразнится:

Раз все равно все рыжие -

Кому какая разница!

Подвижная игра «Раз, два, три – к клёну (берёзе) беги!»

Воспитатель

Дети, подойдите тихонечко сюда, посмотрите.

Загадка.

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит?

Дети

Воспитатель.

Это дрожат листья осины.

Как вы думаете, почему они дрожат?

Дети.

Им холодно на ветру. Жалко, что кончилось лето. Бояться упасть вниз и т. д.

Воспитатель

Дети, а когда листья опадают с деревьев, как это называется?

Дети

Листопад.

Воспитатель.

Правильно.

Воспитатель

Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)

Почему птицы не поют своих весёлых песен?

А где они сейчас?

Дети.

Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно.

Воспитатель.

Птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.

А мы ещё раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев.

Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.

Дидактическая игра «Осенние слова»

(Упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?

Деревья осенью какие?

Листья осенью какие?

Воспитатель

А сейчас давайте соберём букет из осенних листьев.

Нам пора возвращаться в группу.

Вам понравилось в парке?

Что больше всего понравилось?

Вернувшись с прогулки. Сделать аппликацию «Узор из осенних листьев»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Берегите природу» Берегите природу Цели: 1. Формировать экологическую культуру у детей. Задачи: 1. Воспитывать, прививать любовь к природе и воспитывать.

Конспект НООД «Поможем Лесовичку сохранить природу мордовского края» Задачи: Образовательные. учить беречь и охранять природу; Продолжать учить правила безопасного поведения в природе Развивающие:; развивать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Тот свой край не любит, кто его природу губит» "Тот свой край не любит, кто его природу губит" Подготовительная группа Цель: формировать интерес к познанию родного края. Задачи: Образовательные:.

Конспект по познавательно - речевому развитию «Путешествие в природу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 123 города Тюмени Конспект Непосредственной.

Конспект по экологии НОД «Берегите и защищайте природу» Цель: учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности. Уточнить представление об.

Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Основная образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных.



Рекомендуем почитать

Наверх