Занятие о природе родного края. Конспект открытого занятие в старшей группе на тему:«Путешествие в природу родного края

Интересное 07.07.2019
Интересное


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107»
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Природа родного края"
Воспитатель: Берестова А.Н.
Рязань 2016 г.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Материалы и оборудование: аудиозапись «С чего начинается Родина», набор картинок «Природа, не природа»,листы с изображением предметов природы и не природы, игрушки.

Ход занятия:
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
(Ответы детей)
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Ребята: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Ребята: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)
Набор картинок:
Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д.Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа». Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.
(воспитатель называет слова)
Воспитатель: Чем отличается неживая природа от живой природы?
Ребята: предметы не живой природы не питаются, не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем определить предметы созданные природой и предметы созданные человеком. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если «природа»- зеленым.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом -
А дунул ветерок
Остался стебелек. (Одуванчик).
На зелёном шнурочкеБелые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы …(Сирень).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Животные нашего края.
Ребята, а сейчас отгадайте загадки:
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода -
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Дидактическая игра с игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Рязанской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь.
Воспитатель: Природа - это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ И ЛЮБВИ К РОДНЫМ КРАЯМ.
Цель: Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее.
Задачи:
- Образовательные задачи: обобщить знание детей о растительном мире родного края.
- Развивающие задачи: продолжать развивать умение детей выразительно читать стихи, передавать эмоционально отношение к содержанию произведения.
- Воспитательные задачи: Формировать осознанное отношение к природе, желание беречь и охранять ее. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: формирование представлений об объектах окружающего мира (о тюльпанах, их места прорастания).
Художественно-эстетическое развитие:
- Познакомить детей с пробуждением весенней природы, развивать эстетическое восприятие;
Участники – воспитанники средней группы.
Предварительная работа:
Просмотр видеоролика о нашем городе
Чтение художественных произведений:
- «Юному другу» Д.Кугультинов;
- «В колыбели ковылей» Г.Кукарека;
- «Апрельская капель» В.Санджиев;
- «Степь послушаем с тобой» В.Шуграева.
Рассматривание иллюстраций картин художников:
- Г. Рокчинского: «Тюльпанный остров».
- К.Ольдаева: «Хозяин степи».
Заучивание стихотворений о степи.
Беседа о нашей местности, о степных цветах
Разгадывание загадок о цветах.
Работа с родителями (подобрать картинки по теме «Степь», нарисовать совместно с детьми рисунки по теме «Природа Донского края»
Оборудование: облака, ноутбук, проектор, макет степи, цветная бумага-оригами тюльпана, апельсиновые палочки - стебель цветка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
В : Ребята, давайте гостям скажем доброе утро
Дети. Доброе утро!

Восп .-Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети. Да!
Воспит . А на чем можно путешествовать?
Дети. Можно путешествовать на…
Воспит . А вот на чем сегодня мы отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав мою загадку
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ...(облака)
- А, вы, когда-нибудь путешествовали на облаках?
Дети. Нет!
-Тогда отправляемся в путешествие на облаках, полюбоваться природой родного края,а именно красотой донской степи. Потому что мы с вами живем на Дону.
(дети усаживаются на коврик, просмотр видеоролика «Донская степь»)
Видеоролик «Степь»
-Ребята, а куда же мы с вами попали? (степь)

Наступает весна, просыпается природа, степь оживает, все рады теплу, солнцу! Давайте спустимся с облачков, полюбуемся красотой степи, но сначала каждый возьмет по воздушному белому облачку себе.
Ой, ребята а у вас облака не обычные с картинками,.посмотрите внимательно на ваших картинках изображены признаки степи. Сегодня мы будем рассказывать про степь. Так вы готовы говорить свои предложения.

Красота Донских степей всегда воспевалась художниками, музыкантами,поэтами. И я предлагаю вам прочитать стихи о нашей донской степи.
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Степь... Лазурная синь.
Ты проста и сложна.
И куда взгляд ни кинь,
Красота... Красота.

Степь... Раздолье и ширь.
Миражи и простор.
Седовласый ковыль
И тюльпанов ковёр.
Слайд «Цветущая степь»

Посмотрите как много весной в степи цветов. А какие,ребята, самые первые весенние,степные цветы вы знаете?
-Я вам предлагаю превратиться в тюльпанчики и немного потанцевать.(физминутка- под музыку)

Ребята, на зеленой траве тюльпанчики очень красивы. Хоть их много, но не стоит их срывать. Пусть лучше цветы останутся и будут радовать нас своей красотой.
Дети . Пешком!
Двигательное упражнение «В путь! »
Выше ноги поднимаем.
Топают ножки по прямой дорожке (идут топающим шагом)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки (идут на носочках)
Друг за дружкой побежали.
В детский сад мы прибежали.
- Вот ребята мы вернулись в детский сад. Давайте все цветы поставим в вазу и пусть они нас радуют своей красотой и напоминают о нашем путешествии по нашему донскому краю.
- А в завершение хочется сказать:
- Природа – наш чудесный дом!
- Пусть всем уютно будет в нём!
- Пусть чистыми будут степь, река!
- По синему небу плывут облака!
- Берегите природу- это наш дом!

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе
«Природа родного края»

Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Алтайского края
Задачи: – закрепить знания детей о растительном мире родного края;
– воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
– познакомить с Красной книгой;
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
-развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
– воспитывать бережное отношение к родной природе;
– обобщить представления детей о временах года;
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение худ. лит-ры о природе алтайского края, просмотр видеороликов, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, экскурсии в музей и в природу, рассматривание картин и иллюстраций о природе.

Ход занятия

Видио-ролик
– Давайте, ребята, настроимся на работу. Она у нас будет трудная, но интересная.
– Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)
-Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!
– Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

– Мне на электронный адрес пришло видеописьмо. Давайте посмотрим.
(кадры из м/ф «Даша-следопыт»)
– Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране.
Как называется ваша страна? А город? А край, в котором вы живёте?
Я очень люблю путешествовать. Но ваша страна такая огромная, что мне очень страшно отправляться в путешествие. Так далеко я ещё никогда не ходила. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, леса. Это так интересно. Очень хотелось бы познакомиться с вашей родиной. Я раздобыла даже карту вашего края, где отмечены интересные места. Поможете мне познакомиться с вашей родиной? Отправляю вам электронным письмом карту. А я буду наблюдать за вами в онлайн-режиме.
– Ну, что, познакомим Дашу с нашим краем?

– Это карта нашей Малой родины – Алтайского края.
А в какие цвета она окрашена? (Карта окрашена в темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый цвета, здесь есть синие полоски и пятн.
– Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
– Посмотрите, темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, светло-зеленым – луг. Коричневым изображают – горы. А это что за синие полоски и точки, кто знает?
– Но, ни каждый это знает. Поэтому, предлагаю сегодня поработать картографами. Картографы – это люди, которые составляют карты. Есть карты, на которых изображают положение городов и населенных пунктов, место; есть карты, где изображают природные ископаемые; а есть карты, где отображают растительный и животный мир.
И мы с вами можем отобразить растительный и животный мир нашего края. Ну, как согласны?
– Берите каждый карточки с изображением растений и животных
Дети берут конвертики с мини-карточками, с липкой лентой с обратной стороны.
– Будем прикреплять их, там, где они обитают.
– А как Даша путешествует? (пешком). Значит, мы должны набраться сил, чтобы пройти длинный путь. А теперь представим, что мы путешественники, взяли “рюкзаки” и пошли по тропинке
(под весёлую музыку идут и садятся на подушки на привал)
Остановки на карте: край. лес, луг, водоем
– Для начала познакомим Дашу с нашим краем.
1 остановка «Край»
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю – леса, поля
В другом- озёра, реки
– О чём говорится в стихотворении? Что есть в нашем крае?
– Ребята, чем отличаются страны, города, области, края друг от друга?
Правильно. У любой страны, города, области, края есть отличительные знаки – символы. Что это за символы? (Флаг, герб, гимн)
– И наш Алтайский край имеет свои отличительные признаки.(флаг, герб)
– Продолжаем наш путь дальше. (переходим на следующую остановку)
2 остановка « Берёза»
Ребята, у нас много лесов, в которых много зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (Береза). . Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Алтайском крае берёза очень распространена.
Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла»
– Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

– Смотрите, какие необычные листочки на березе.(на них загадки про растения нашего края, а ответ находите на картинках под цифрами.)

– А кто знает, какие деревья растут в нашем крае?
Игра с мячом «Назови дерево»

– Нас Даша попросила помочь справиться с одним заданием. Она рассматривала альбом с картинками и рассыпала их. Давайте поможем соотнести листья с подходящим деревом.
Дидактическая игра «Чей листок?»
3 остановка «Степи»
– А сейчас мы отправимся с вами на следующий пункт карты. Мы с вами живём в местности, которая называется степь. Посмотрите, как красива бескрайняя степь.
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.
Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
– Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По степям, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в сказочный букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!
1. Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
4 остановка «Лес»
– Отправляемся дальше. И следующая остановка. . . Прежде отгадайте загадку
Если здесь деревьев много,
И кусты внизу растут,
Если вовсе нет дороги,
Лишь тропинки вдаль ведут,
Если кроны тех деревьев
Закрывают даль небес,
Облаков белесых перья –
Значит перед вами … лес
– Здесь лежит приглашение:
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
– Где же мы с вами остановились. Это что за интересный мир?
– Правильно это мир леса. А что же такое лес?
– Правильно – лес это место в природе, где растет много-много деревьев (хвойных и лиственных, это место обитания лесных животных?
Давайте представим, что мы превратились в деревья.
Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
– Посмотрим, кто же притаился на лесных полянках. (на одной стороне загадка, на другой – отгадка – картинка)
1.Косолапый великан
Лето круглое всё бродит
Медок, ягодки находит.
Лишь зима на пороге
Ты найдёшь его в берлоге. (медведь)
2.На собаку он похож,
Что ни зуб, так острый нож. (волк)
3.Хищная красавица по лесу бродит,
Зайцев, мышей на обед находит. (лиса)
4.Верещунья, белобока, а зовут её (сорока)
5. Всю ночь летает, Мышей добывает (сова)
6. Кто в лесу деревья лечит, Не жалея головы (дятел)
7. Летом сер, зимою бел, чтоб никто его не съел. (заяц)
– В лесу тоже существуют свои правила. А кто знает правила поведения
в лесу? Я буду показывать вам знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Игра «Что означает этот знак?»
(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
5 остановка «Реки и озёра»
Алтайский край богат реками. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Самая большая река в Алтайском крае. Обь протекает через всю Западную Сибирь. Протяжённость её в пределах края около 500 километров.
В Алтайском крае группами и в одиночку разбросаны более 2-х тысяч озёр. Величина их самая разнообразная. По своей форме они напоминают чашу с плоским дном.
На водоёмах тоже есть разнообразная растительность: кувшинка, ряска, рогоза. Вблизи водоёмов живут: утки, цапли, чайки, выдры.
– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

Дети рассматривают карту с прикреплёнными картинками.
– Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ!
– Все это многообразие животных надо беречь и охранять!
Будем с вами беречь нашу родную природу.
Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край!
Алтайский край – это… Наша малая Родина!
В. : Я очень люблю Алтайский край – мою Малую родину. И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце появляются такие строки:
Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый
Для сердца дорогой!

– Нам пора отправляться домой. А для этого мы должны перебраться через речку.
Эстафета “Переплыви озеро”
На Алтае есть много горных речек. И их непросто перейти. Это удастся самым смелым и ловким. (по импровизированным камням дети переправляются через речку)

– Наше путешествие завершилось. Надеюсь, Даша осталась довольна рассказом о нашей Родине.
– А что нового и интересного вы узнали сегодня?
1.Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали.
Раз растут иголочки,
Значит это ёлочки,
А, когда на ветку ели
Мы поближе посмотрели
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
2. Ирина Cереброва
МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ
Алтай - это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай - облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор;

Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов…

Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!
– Предлагаю вам окунуться в красоту нашего края и посмотреть фильм.

– Я вам предлагаю подготовить открытку для Даши. Если мы сегодня говорили о красоте природы родного края, что вы можете изобразить на своих открытках?
С помощью карандашей, мелков дети под песню М. Евдокимова про Алтай готовят открытки.

Надежда Валеева
Конспект занятия «Природа родного края»

Природа родного края .

Цель : закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области.

Задачи : вызвать интерес к изучению природы родного края . Активизировать словарь (Иркутяне, область, лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес.) Продолжать учить отвечать на вопросы, делать выводы.

Материал : физическая карта Иркутской области. Рисунки детей «Деревья - наши друзья» . Шапочки маски деревьев и их изображения. Картинки с изображением лиственного, хвойного и смешенного лесов.

Карта Иркутской области для игры «Обитатели лесов» . Картинки с изображением животных, обитающих в разных природных зонах .

Ход занятия.

Воспитатель. Как называется город, в котором мы живём? (Иркутск.) А как называются жители нашего города? (Иркутянами.) Может быть, вы знаете названия области, главным городом которого, является Иркутск? (Иркутская область) Молодцы! Сегодня мы вспомним всё, что узнали о природе нашего края . Что означает слово «природа » ? (То, что нас окружает, но не создано руками человека.) Верно (Указывает на карту Иркутской области.) Эта карта нашего края . Какими цветами она раскрашена? (Синим, зелёным.) Каким цветом обозначены реки и озёра? (Синим.) Какие реки вы знаете?

Дети отвечают. Воспитатель показывает водоёмы на карте, называет те, которые не вспомнили дети.

Воспитатель. Для чего нужны водоёмы? (В них обитают различные животные, в том числе те, которыми питается человек.) На нашей выставке рисунков представлены некоторые животные, обитающие в наших водоёмах.

Для чего, ещё нужны водоёмы? (Человек берёт из них воду для питья.) Что было бы, если бы высохли все водоёмы? (Погибли все живые существа.) Какой вывод мы из этого сделаем? (человеку необходимо беречь реки и озёра.)

Воспитатель. Каким цветом, кроме синего, раскрашена карта нашей области? (Зелёным.)

Что обозначено этим цветом? (Леса.) Верно. Леса – богатство и красота нашего края . Для кого лес является домом? (Лес – дом для зверей, птиц, насекомых.)

Проводится разминка.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто по лугу прошагал,

Не споткнулся, не упал, молодец!

Воспитатель (Выставляет игрушечного бельчонка.) К нам прибежал бельчонок. Послушайте его историю.

«Однажды я услышал от соседки – белки слово «лес» .

Мама, что такое лес? – спросил я.

Лес – это много деревьев, растущих вместе, - ответила моя мама».

Расскажите бельчонку, какие деревья растут в лесах нашего края .

Дети в шапочках масках деревьев читают стихотворения и выкладывают изображения деревьев на фланелеграфе.

Первый ребёнок.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками. (А. Прокофьев.)

(О берёзе.) как называется лес, в котором растут только берёзы? (Березняк.)

Второй ребёнок.

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Воспитатель. О каком дереве говорится в стихотворении? (О ёлке.) Как называется лес, где растут только ели (Ельник.)

Третий ребёнок.

Сосну не спутаешь ты с ёлкой,

Хоть есть и шишки, и иголки.

Как колонна, каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.

Воспитатель. Как называется сосновый лес? (Бор.)

Четвёртый ребёнок.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу можно простудиться?

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зелёный!

Значит, он выносливый,

Значит, закалённый. (И. Токмакова.)

Воспитатель. Дуб – это самое могучее дерево в наших лесах. Это дерево считается символом силы и здоровья. А про людей сильных и здоровых говорят : могуч, как дуб.

Какие деревья, встречаются в наших лесах, не были названы? (Клён, осина, тополь, рябина, липа.)

Теперь послушайте стихотворение. Только самый внимательный сможет ответить на вопрос, который я потом задам.

Кусты и деревья, листочки на ветках –

Лиственный лес это, помните, детки!

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки в место листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лесом тот зовётся, друзья,

Тут все деревья от А и до Я. (А. Кочергина.)

Как же называется лес, где растут деревья с листьями, такие, как липы, осины? (Лиственный лес.) Как называется лес, где растут деревья с иголками вместо листьев? (Хвойный лес.) Если все деревья растут по соседству, то этот лес называют… (Смешанным.) В нашем крае встречаются и лиственные, и хвойные, и смешанные леса. (Выставляются соответствующие картинки.)

Вот мы и помогли бельчонку разобраться, какие деревья растут в Иркутской области.

В начале занятия мы говорили , что лес – это дом для многих животных. Давайте вспомним, какие животные обитают в лесах Иркутской области.

Посмотрите на карту области. Запомним её изображениями обитателей наших лесов. Выберите картинки, где изображены такие животные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Вспомните пословицы и поговорки о лесе. (Лес – богатство и краса, береги свои леса. Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему миру краса.) О чём говорят эти пословицы и поговорки? (О том, что – лес красота и богатство.) Что бы его сберечь, мы должны соблюдать правила поведения в лесу.

Дети (Поочередно.)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь

И нельзя здесь громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай :

Мусор надо убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять.

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают :

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие . Я верю, что вы будите беречь природу родного края .

Публикации по теме:

Природа родного края. Я родом из города Бутурлиновка. В разных частях земного шара природа отличается. Поэтому родная природа для каждого.

Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.

Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Цель: Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего.

«Природа родного края». Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы» Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы». Тема: «Природа родного края». Цели: -учить формулировать свои мысли, обобщать и систематизировать.

Елена Новожилова
Конспект занятия «Природа родного края»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район

«Природа родного края »

(специально организованная образовательная деятельность по ФЦКМ образовательная область «Познание» с детьми подготовительной к школе группы с использованием современных образовательных технологий :

информационно-коммуникационная;

деятельностная;

рефлексивная; физкультурно-оздоровительная; обеспечения социально-психологического благополучия)

Открытый просмотр в рамках решения годовой задачи и реализации ФГОС ДО

Воспитатель МАДОУ Д/С 11 Елена

Андреевна

Новожилова

Апрель 2015

Цель :

Развитие интереса к родному краю , знакомство с достопримечательностями природного мира Кубани .

Задачи :

Познакомить детей с крупными реками Краснодарского края ;

Конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского края ;

Закрепить умение передавать своё отношение к природе в речевой и других видах деятельности;

Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за малую родину.

Ход СОД:

Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту Краснодарского края .

Воспитатель :

Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? Правильно, это карта. Географические карты могут много рассказать о той местности, которая на них изображена. Как вы думаете, что изображено синим цветом? Зелёным? Жёлтым?

Приглашаю вас отправиться в путешествие. Посмотрите, о чём нам может рассказать карта Краснодарского края . Что это за синие волнистые линии? Правильно, это реки (слайды) . А какая река протекает у нас в городе? Правильно - Белая. Давайте посмотрим, какие еще реки протекают в Белореченске (слайды) .

Первой нашей остановкой будет река Белая.

Смотрите! Это берег реки Белой. Поэт …писал о ней :

Воспитатель :

Ребята, давайте, с вами посмотрим, какие рыбы обитают в реке (слайды) .

Воспитатель :

Ребята, мы с вами познакомились с рекой, которая протекает в Белореченске, а теперь давайте совершим прогулку в леса нашей родины. Леса – это главное богатство России. Я хочу задать вопрос : "Зачем люди сажают леса? "(Дети высказывают свои предположения) .

Воспитатель обобщает : - Люди разных профессий ответят нам по-разному. Леса дают человеку древесину, чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Но, что бы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, даже два новых.

Ребята, а как нужно вести себя в лесу?

Дети перечисляют правила поведения. - Ребята, а какие же деревья растут в Краснодарском крае. (Слайды)

Воспитатель :

Лес является домом для зверей, птиц и насекомых. Отгадайте загадки про зверей и птиц, которые живут в наших лесах :

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

3. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке.

Кар! - всё время говорит.

Клюв – страшней иголки. (Ворона)

Воспитатель :

Много разных птиц живёт и зимует в лесах Краснодарского края . Одни птицы живут круглый год – осёдлые, другие только летом – перелётные, а третьи - только зимой - зимующие. Ребята, давайте разберёмся, какие птицы в какое время у нас живут. (слайды)

Гимнастика для глаз :

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель :

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках леса.

Воспитатель :

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что же нам рассказала карта?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы Краснодарского края в разные времена года.

Компьютерная презентация «Мой Краснодарский край» .

А теперь давайте нарисуем свою карту со всеми ее красотами.

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата , красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Краснодарский край находится в области предгорий и гор и омывается двумя морями. Нас окружают шикарные моря, горы, душистые ароматы трав и цветов и чистый воздух. По утрам солнце освещает своими золотистыми лучами всю окрестность и тогда начинает блестеть алмазная роса на солнечной зеленой траве, все начинает расти и расцветать. Также в нашем крае есть красивейшие водопады, минеральные источники и зеленые луга. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Публикации по теме:

Цель: 1. Расширить представление о с. Левоча, о его достопримечательностях Задачи: 1. Формирование бережного отношения к природе и всему.

Природа родного края. Я родом из города Бутурлиновка. В разных частях земного шара природа отличается. Поэтому родная природа для каждого.

Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Цель: Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего.

Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы Краеведение начинается с Краелюбия. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то, чего не знаешь. Цель: Расширить.

«Природа родного края». Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы» Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы». Тема: «Природа родного края». Цели: -учить формулировать свои мысли, обобщать и систематизировать.



Рекомендуем почитать

Наверх