План урока на тему весна. Открытый урок по тема "Весна

Карьера и финансы 07.07.2019
Карьера и финансы
Конспект

открытого урока по теме:

«Признаки и приметы весны»

Провела Лозовская М.В.,

учитель 7 «А» класса

Цели: Закрепить ранее пройденный материал о весне, ее признаках и приметах.

Задачи

Образовательные : актуализировать и систематизировать знания детей о весне, ее признаках.

Коррекционные : развивать внимание, речь, память, зрительное и слуховое восприятие, познавательные интересы, моторику, расширять словарь учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, активность и любознательность, наблюдательность.

Оборудование: Экран, проектор, компьютер, картины «Март», «Наводнение», карточки на тему «Весна».

План урока

    Организационный момент (2 мин.)

    Сообщение темы урока (1 мин.)

    Актуализация знаний по теме. Беседа. Презентация (10 мин)

    Физкультминутка (2 мин)

    Работа с картинками у доски (8 мин.)

    Загадки (6 мин.)

    Дидактическая игра «Четвертый лишний (8 мин.)

    Заключение и подведение итогов урока (5)

    Оценка работы учащихся (1 мин)

    Задание на дом (1 мин)

    Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Сообщение темы урока.

Рыхлый снег на солнце тает.

Ветерок в ветвях играет.

Какое сейчас время года?

А по каким же признакам мы узнаем весну?

Тема нашего урока – «Признаки и приметы весны».

2. Актуализация опорных знаний. Беседа о весне.

Весна приходит не сразу, а постепенно. Длится весна три месяца. Кто может назвать весенние месяцы?

Март – 1-й месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце уже светит ярче и теплее. С каждым днем оно все дольше задерживается в небе. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небо голубое. Появились сосульки. Они тают днем на солнце и капают. Как называется это явление?

Посмотрите картину «Март». Еще лежит снег, но небо уже яркое, синее. А снег рыхлый.

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит.

Снег темнеет, мокнет, тает. Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает?

В конце марта возвращаются к нам первые перелетные птицы. Какие, кто знает?

Что они будут делать весной?

В апреле солнце стало припекать, снег ручьями стал стекать. Говорят, что апрель водою славен. Ведь от теплого солнышка снег тает и стекает ручейками. Появляются лужи. На реках тает лед, реки наполняются водой и разливаются. Это называется наводнение. На доске, посмотрите, слово.

Посмотрите на картину. Деревья стоят в воде. Почему? Разлилась река и затопила водой все вокруг.

Кто ответит, почему тают снег и лед?

Солнышко весною не только светит, но и греет. Это солнце разбудило деревья от зимнего сна. На деревьях набухли почки и появились молодые зеленые листочки.

Когда тает снег, мы видим мокрую, черную землю. Как называются эти места? На проталинах появляется молодая зеленая травка и первые весенние цветы. Как они называются?

Солнышко пригрело и растаял снег, и расцвел подснежник на виду у всех.

А еще солнышко разбудило лесных зверей. Кто проснулся в лесу и вылез из берлоги?

3. Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге, отряхнулся он от сна. К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил. Наклонялся взад-вперед. Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки. Несъедобные личинки для медведя - витаминки.

Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся.

4. Повторение пройденного материала. Работа с картинками на доске.

Покажи, где тает снег, бегут ручьи?

Где капают сосульки?

Покажите, где первые весенние цветы?

Где проснулись лесные звери?

Где первые перелетные птицы?

Где тает лед на реке,

5. Загадки.

Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня.

Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.

Но солнце весною ее припечет, заплачет она и умрет.

Черный, проворный, кричит: « крак», червякам враг.

На проталинке в лесу первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …..

7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

На доске 4 картинки. Из них три по теме нашего урока, а одна лишняя. Надо найти лишнюю картинку и убрать ее.

Покажи, где тает снег? Так бывает весной?

Покажи, где подснежники? Так бывает весной?

Покажи, где проснулся медведь? Так бывает весной?

А здесь что? Снеговики бывают весной?

Так какая картинка лишняя? Покажите?

8.Заключение и подведение итогов урока.

Весна приносит много радости людям и животным, потому что уходят холода, просыпается от сна природа, одеваются зеленью парки и сады. Солнце светит ярче и греет землю. Появляется нежная зеленая травка. Цветут первые весенние цветы.

Итак, давайте еще раз повторим, по каким же признакам и приметам мы узнаем весну.

    Что происходит со снегом весной?

    Отчего тает снег?

    Что появляется весной на деревьях?

    Какие первые весенние цветы вы знаете?

    Какие изменения происходят весной в жизни лесных зверей?

    Какие птицы возвращаются к нам первыми?

9. Оценка работы учащихся.

10. Задание на дом. Раскрасить картинки.

Весна

Весна

Март, апрель, май.

Капель

Грачи и скворцы.

Вить гнезда и выведут птенцов.

Солнышко пригрело и растаял снег.

Проталины.

Подснежники и мать-и-мачеха.

Медведь

Ручей

Сосулька

Грач

Подснежник

Скворец

Снеговик. Нет

Тает.

Солнышко греет.

Листья

Подснежники и мать-и-мачеха

Просыпаются медведь, ежик. Появляются детеныши. Меняют шубку.

Грачи и скворцы

Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки

начала весны.
Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны.
  • Закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
  • Коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
  • Развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно; корригировать слуховое и зрительное восприятие при работе с иллюстрациями, при составлении осколочной картинки.

Воспитательные:

  • Прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны.
  • Воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Оборудование: презентация, детские рисунки и иллюстрации на тему «Весна», плакат «Образ Весны», аудиозапись «Звуки весны», конверты с заданиями, карточки с напечатанными предложениями, осколочные картинки, картина, изображения солнца, неба, ручья, птиц, букет вербы, разноцветные ленточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Вводный момент.

Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
- Ребята, вы заметили, что у нас сегодня урок не совсем обычный. У нас - гости. Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними…
- И начнём дружно и плодотворно работать. Готовы? Тогда тихонько занимаем свои места.

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)

2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Рассмотрите картинку.

Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)

Кто изображен на картинке?

Где сидела птичка? Сколько было птичек?

Что было нарисовано рядом с ёжиком?

Что было нарисовано на голове снеговика?

Снеговик весёлый или грустный? И т. д.

II. Введение в тему.

Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Какое время года было до весны?

Какое время года наступит после весны?

Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.

Какой месяц начинает весну?

А какой месяц завершает?

Назовите весенние месяцы.

Назовите самые заметные признаки наступления весны (ответы детей).

Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

II I . Сообщение темы урока.
1. Тема нашего урока: «Весна наступает»
(Включается аудиозапись «Звуки весны».)

Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
- Какие звуки весны вы услышали? (голоса птиц, шум ручья)

(Вывешивается плакат «Образ весны».)
- Посмотрите, какая она красавица!
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас много разных сюрпризов и интересных заданий. Готовы к весенним испытаниям? Ну что, тогда вперёд - за сюрпризами и новыми знаниями!

2. Речевая разминка.

Ра-ра-ра - нам весну встречать пора.
На-на-на - в гости к нам идёт весна.
Не-не-не - очень рады мы весне.

3. Наблюдение над интонацией.

Ребята, а вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. Сообщите мне эту новость радостно!

Весна наступает

Как произнесёт это предложение медведь-лежебока, который только что пробудился от долгого зимнего сна и не верит, что пришла весна?
- Какой знак вы поставите в конце предложения?

Как произнесут эту фразу цветочки, которые соскучились по яркому тёплому солнышку?
- Какой знак поставим?

А как произнесёт человек, которому безразличен приход весны?
- Какой знак поставим?
- Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
- А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
- А вы весну с зимой не перепутаете? Проверим.
4. Игра.
Зима ушла, весна…
Зима холодная, весна…
Зимой сугробы высокие, весной…
Зимой солнце морозит, весной…
Зимой снег чистый, весной…

I V . Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
2. Знакомство с весенними месяцами.
- Март - первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель - второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май - третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.

3. Весенняя физкультминутка (под музыку).

4. Работа в парах.

Мы с вами говорили о весенних признаках.

А теперь попробуем выделить основные признаки весны и расставить их в нужном порядке.

Возьмите карточки. Прочитайте и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День прибавляется.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День прибавляется и становится теплее)

А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны - проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка - наст; начинает таять снег - половодье: река переполняется водой, выходит из берегов - наводнение, которое приносит много бед)

Скажите, как наступление весны влияет на живую природу: птиц, растения и т. д. (прилетают первые птицы, на деревьях набухают почки).

А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Взад-вперёд по полю вскачь,

А зовётся птица ……………(ГРАЧ).

Грачи - перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Грачи - самые дружные и общительные птицы.

Какую пользу приносят грачи?

Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

А что же происходит с деревьями?

Деревья пробуждаются от зимнего сна, разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще. Появляются первые клейкие зелёные листочки.

(Наблюдения за веточками берёзы).

V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по восстановлению деформированного текста.
- А сейчас ещё один весенний сюрприз. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул тёплый весенний ветер и разбросал все слова в предложениях, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
2 класс. Составить «весеннюю» осколочную картинку.
4 класс. Восстановить деформированные предложения.

Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетают птицы.

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

3. Работа в тетрадях.
4 класс. Запись рассказа о весне.
2 класс. Работа по оживлению картины.

Лексическое упражнение «Подберём подходящие слова»
- Весне очень понравилось, что вы так много о ней знаете. Теперь весна уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.

Посмотрите, что вы видите на картине? (Деревья, кусты, скворечник).
(Учитель выставляет картину. По ходу урока после ответов детей на картине появляются изображения солнца, неба, ручья, птиц).
- Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Неба. Ответы детей полным предложением).

Небо какое? (Чистое, голубое, ясное, высокое)

Чего ещё не хватает на нашей картине? (Солнца)

Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
- Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
- Весной солнце что делает? (Светит и греет).
- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.
- Снег что делает? (Тает и превращается…) Во что же превратился снег?
- И побежал весенний ручеек.
- А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.)
- Что делает ручеек? (Бежит, радуется и приговаривает: «Весна пришла!»)
- Ребята, мне кажется, что нашей весенней картине кого-то не хватает. А кого - не могу понять! Может вы подскажете? (Птиц)

Птицы какие? (Заботливые, весёлые, поющие, радостные)

Птицы что делают? (Возвращаются, радуются, поют, летают, вьют гнёзда)

А как называется эти кустики? (Верба)
Верба - один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из нее делали музыкальный инструмент, дудочку, по приданию который мог развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
VI. Рефлексия . Подведение итогов.
- Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками, если вам все понравилось, у вас все удалось, украсьте веточку красной ленточкой. А если нет, считаете, что нужно еще работать, у вас были какие - то трудности во время ответов, то завяжите зелёную ленточку. (Дети выполняют задание) - Я вижу, что веточки стали очень нарядными.
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми

Вас непременно одарит.

Лилия Ильмурзина
Открытый урок «Весна»

Тема урока : Весна

Цели :

1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении

2. Научить определять последовательность событий в природе и их связи

3. Учить сравнивать состояние природы весной и зимой

4. Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование : картинки : цветы, птицы, весна , зима, фильм «Тайна мира» , разрезные картинки, раскраски.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель нашего урока познакомиться с характерными признаками весны .

Актуализация знаний.

Какой сейчас месяц? (Март.)

Какое сегодня число? (14)

Какой день недели? (Среда)

Ребята, сегодня на уроке мир вокруг мы продолжим говорить об изменениях в окружающей нас природе. А как будет звучать тема нашего урока , вы узнаете позже, а возможно и догадаетесь сами.

Какое время года закончилось? (Зима.)

Вспомним, какие основные признаки зимы нам знакомы? (Дети отвечают на вопрос)

Раздаются разрезные картинки : Дети должны собрать картинки и приклеить на бумагу, объяснить что на них изображено.

Посмотрите на доску. Какое время года изображено? Как догадались?

Какой месяц закончился? (февраль)

Ребята, значит, зима уже закончилась?

Существует праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица.)

Чем вам запомнилась масленица? (Ответы детей)

Что собой символизирует масленица? (Проводы зимы)

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня :

(Весна )

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .

Постановка проблемы.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока ? (Весна . Сегодня на уроке мы будем говорить о весне , об изменениях, которые происходят в природе)

Совместное открытие новых знаний .

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Посмотрите на первый верхний рисунок. Вся ли земля покрыта снегом. Что появилось на ней? (проталины)

Где раньше появились проталины? (Там, где мало снега, там, где солнце сильнее пригревает.)

Что происходит с деревьями в конце марта. (Набухают почки)

Какие праздники мы отмечаем в марте?

Март - первый месяц весны , начало весны - весна света . Объяснить детям по каким признакам мы узнаем о весне : солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая : то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

А кто из вас знает, как называется явление, изображенное на второй картинке? (ледоход)

Кто объяснит, что это за явление?

На реках происходит быстрый подъем воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы.

Посмотрите что изображено на третьей картинке. (Начинается обильное таяние снега и появляются ручьи)

Какие изменения в природе происходят в апреле? (Появляются первые цветы)

Какие первоцветы вы знаете? (Подснежник, мать-и-мачеха, медуница)

Какие праздники мы отмечаем в апреле?

Апрель - второй месяц весны , середина весны - весна воды . Дети должны знать признаки апреля : бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны : набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники.

Физминутка (на внимание)

У нас в классе разлетелись птицы по разным местам, вам нужно всех их найти и сосчитать.

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Что за месяц это?. (Май)

Что происходит у нас в мае? (Распускаются листочки, расцветаю цветы : сирень, черемуха, тюльпаны…. люди высаживают рассаду)

Какие праздники мы отмечаем в мае?

Май - третий месяц весны , конец весны - весна травы . Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья : яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде : копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.

Просмотр фильма «Тайна мира»

А сейчас давайте обобщим полученные знания на уроке и закрепим их с помощью создания картины зимы и весны . (На столе лежат картинки, дети подходят, выбирают и делят картинки на весну и зиму . Приклеивают к плакату)

Итог урока .

Что нового узнали на уроке ?

По каким признакам люди узнают весну ? (Таяние снега, льда, ледоход, первые листочки, проталины, появление цветов-первоцветов, прилет птиц.)

И в заключении я вам хочу дать тюльпанчики, за хорошую работу на уроке .

Публикации по теме:

День открытых дверей в ДОУ «К нам весна красна пришла», открытый показ образовательной деятельности. Художественное творчество – аппликация. Тема: «Домик для скворца» Программное содержание. Продолжать учить детей изображать в аппликации.

Открытый урок музыкального руководителя «Экскурсия по Хакасии» Тема: Экскурсия по Хакасии Цель: Создание условий для обогащения музыкального опыта детей, развитие музыкальных способностей через знакомство.

Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник. Задачи: - закрепить знания о понятии художественная.

Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.

Открытый урок по Дефиле театра моды и танца Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Профиль: дефиле Возраст: 9-14 лет Год обучения: 1-й Цель: постановка техники.

Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."

Цель: создание благоприятных условий для целостного восприятия, представления о явлениях ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Рубцовская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»

Урок по предмету

« »

Тема: Весна. Приметы ранней весны.

Составила учитель

Мокрякова Татьяна Яковлевна

Рубцовск – 2014

План урока по предмету

« Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности »

в классе для детей со сложной структурой дефекта четвёртого года обучения

Тема: Весна. Приметы ранней весны.

Цель:

Создание благоприятных условий для целостного восприятия, представления о явлениях ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о характерных признаках ранней весны;

Учить связно и последовательно составлять рассказ по наглядной модели-схеме.

Коррекционные задачи:

Развивать устную связную речь, слуховое внимание;

Обогащать чувственный опыт ребёнка;

Развивать мелкую моторику, выразительность движений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.

Словарь: проталины, капель, почки – набухают, лопаются.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

Беседа с элементами изобразительной деятельности;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность;

Использование литературных произведений в динамических паузах, физминутках, пальчиковых играх;

Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

Оборудование:

У учителя:

Запись «звуки весны»,

Сосуд с питьевой водой,

Пластиковые одноразовые стаканчики,

Поднос с тающим снегом, землей и растением с почками,

Модель-схема,

Сюжетные картинки «капель», «проталинки», «ручей»,

У детей:

Солнышко,

Прищепки,

Разрезная картинка «Весна» (индивидуальная работа)

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе на экскурсии,

Сравнение происходящего в природе зимой и ранней весной.

Литература:

  1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.

Методическая литература

  1. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к уроками «Окружающий мир» 1-4 классы коррекционной школы VIII вида.

Ход урока

I. Организационный момент

Какой по счёту урок мы начинаем?

Как называется наш урок? (Наш урок называется развитие речи.)

Чему вы учитесь на уроках развития речи? (Мы учим наблюдать за погодой, правильно составлять предложения, рассказы.)

Какое время года идёт? (Время года весна.)

Какой месяц весны идёт? (Месяц весны март.)

Речь с движением

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы весну встречать. (дети шагают на месте)

Весна – красна, иди скорей! (хлопают в ладоши)

Землю солнцем обогрей!

От времени года зависит погода. (поднимают вверх указательный палец, произносят с назидательной интонацией)

Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая погода.)

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы повторим приметы ранней весны.

Будем учиться составлять рассказ о весне.

III. Работа по теме

На доске модель- схема «Зима»

1 . Работа по сюжетной картине (модель-схема)«Зима»

Какое время года изображено? (Изображено время года зима)

Почему? (На земле лежит снег, деревья стоят без листьев.)

2. Составление весенней картинки.

Мы сейчас с вами зимнюю картинку превратим в весеннюю.

Учитель на картину (модель-схему) вешает солнце.

Что происходит весной, когда пригревает солнышко? (Когда пригревает солнышко тает снег, бегут ручьи.)

Учитель вешает проталины, ручей.

А ещё, что происходит, когда пригревает солнышко? (появляются сосульки на ветках деревьев, на крышах домов)

Учитель вешает картинку «дом, с крыши дома свесилась сосулька».

Физминутка «Сосулька»

Кап-кап-кап, - капель звенит,

(Ритмично хлопают в ладоши)

Словно с нами говорит.

(Ритмично хлопают ладоням по ногам)

Плачут от тепла сосульки,

И на крышах талый снег.

(Собирают «слёзы» в ладошку)

А у всех людей весною

Это вызывает смех

(Поворачиваются вокруг себя).

Но что я слышу? Мне кажется, подул весенний ветер.

Логоритмика «Ветер»

Мы подуем высоко: ш-ш-ш встать на носочки, поднять руки вверх

Мы подуем низко: ш-ш-ш присесть

Мы подуем далеко: ш-ш-ш вытянуть руки вперед

Мы подуем близко: ш-ш-ш поднести ладони ко рту

На нашей картине ещё прохладно.

Но солнышко будет греть и что станет с деревьями? (На деревьях набухнут почки.)

Учитель на приготовленных веточках показывает почки.

Какие почки? (Почки маленькие, клейкие)

Учитель предлагает детям на картине из клейкой бумаги к веткам дерева прикрепить «почки».

Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась.

Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?

(Учитель предлагает детям закрыть глаза, и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением (листочками). Дети нюхают снег, землю, цветы. Учитель предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях).

Вы почувствовали, чем пахнет весна? (Почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести) .

А какие звуки у весны?

Учитель предлагает детям послушать на записи звуки весны.

Что вы услышали?

(Журчание ручья, капель, треск льда в лужах, щебет птиц…)

Учитель предлагает детям попить воду из ручейка

Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой и стаканчики. Учитель поясняет, что эту воду он зачерпнул из ручейка. Раздаёт детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.

Расскажите, какая вода в весеннем ручейке. (Вода в ручейке холодная, свежая, вкусная).

Верно. Только запомните, что пить воду можно только из волшебного ручья. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить.

3. Составление рассказа по получившейся картине

Послушайте, какой рассказ у нас получился о весне.

Запомните, чтобы повторить его.

Наступила весна. Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи, ручейки. На крышах висят сосульки. На деревьях набухают почки. Радостно весной!

Свой рассказ учитель сопровождает показом на картине (модели-схеме).

Кто из вас попробует составить рассказ по картине?

Ответы детей.

IV. Закрепление

О каком времени года мы составляли рассказ? (Мы составляли рассказ о весне)

Сейчас проверим, все ли дети запомнили приметы весны.

4. Игра «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

Что такое проталинки? (оттаявшие от снега участки земли)

Рад весне братишка Саша

И собака рада Жулька.

На припёке, с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька)

Что такое сосульки? (Замёрзшая вода, которая свисает с крыш домов, с веток деревьев в виде морковки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

Что такое капель? (Тают сосульки и капают)

Когда бывают проталинки, сосульки, капель? (Проталинки, сосульки, капель бывают весной)

5. Стихотворение с движениями «Весна»

Дети встают из – за парт, строятся в круг.

Улыбаются все люди

(Идут по кругу).

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке

(Ритмично шагают на месте.)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться

(Взмахивают обеими руками к себе.)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно

(Ритмично щелкают пальцами.)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой

(Потирают ладони.)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду

(Делают из пальцев «бутон».)

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит

(Прикладывают руку к уху.)

Весенний звон!

(Хлопают в ладоши.)

V. Итог

О чём мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о весне.)

На память об этом уроке мы с вами что-то сделаем.

Что у вас лежит на парте? (На парте лежит солнышко.)

Чего у него не хватает? (У него нет лучиков.)

Сделайте лучики из прищепок.

Учитель показывает.

Какое солнышко у вас получилось? (Солнышко получилось весеннее, весёлое).

О каком времени года вы учились составлять рассказ? (Мы учились составлять рассказ о весне.)


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Дать представление о признаках весны, учить различать изменения в природе, происходящие весной.
  • Развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны.
  • Коррекция общеречевых навыков, наглядно – образного мышления, памяти, восприятия. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас.
  • Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к своей малой родине, трудолюбие.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,учебник «Знакомство с окружающим миром» автор Е.Д. Худенко, карточки для практической работы, творческое задание.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Психологический настрой

Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Будь и ты трудолюбивый,
Как весна красавица.

– Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (Разморозить землю, птиц вернуть из теплых стран, укрепить бутон цветка, окропить природу росой с утра.)

3. Проверка домашнего задания

– А для кого весна должна подсластить цветы? (Для пчёлки)

– Пчела – это насекомое. Каких насекомых вы знаете?
– Какое домашнее задание вы подготовили?
– Загадки и рисунки. (Ответы детей, оценки)
– В какое время года появляются все эти насекомые?

4. Основная часть (сообщение темы и цели).

1. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы – весне. Кто мне подскажет весенние месяцы?

Дружно лопаются почки,
Распускаются цветочки. Март
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки. Апрель
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.

Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром. Май
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.

– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О том, какие весной происходят изменения в живой и неживой природе)

– А кто мне подскажет, что относится к живой природе? К неживой природе?

2. Изменения в живой и неживой природе.

С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.

а) Солнечный зайчик коснулся снега.

– Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)

б) Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его.

– Предлагаю ученикам рассмотреть ветки с дерева:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать веточки.)
– Что находится на ветке? (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)
– Такое превращение вы можете наблюдать, если поставишь ветку в банку с теплой водой.

Опыт.

– К какому выводу привели нас наши наблюдения?

Вывод: Распускаться листьям весной помогают тепло и вода.

Загадка:

Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький. (Подснежник)

– А кто знает, почему его так назвали? (Они первыми появляются из-под снега)

– Объясните значение слова проталинка .

Физминутка. Упражнение «Подснежник».

– Прочитайте слоги на одинаковых геометрических фигурах и узнаете названия других раннецветущих растений. (Мать-и-мачеха, медуница)

Слайды 9,10

Мать-и-мачеха . Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать.
Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые.

– Где появляются первые весенние цветы? (На открытых местах, где много солнца, света, влаги)
– Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
– Почему эти растения назвали первоцветами?

Вывод: Весной распускаются первые цветы – первоцветы.
Помни, что первоцветы очень хрупкие и нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих цветов.

в) Солнечный зайчик коснулся льда на реке.

– Что с ним происходит? (Лед становится тоньше, трескается, плывет по реке.)
– Это явление называется ледоход.
– Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой.
– Расположи льдинки от большой к маленькой и прочитай народную примету: Увидел скворца – значит весна у крыльца.

Слайд 12

– Как вы понимаете это высказывание?
– Рассмотрите птиц и их гнёзда.

– Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?
– Почему птицы вернулись? (Стало тепло, появились насекомые.)
– Какие птицы построили гнёзда сами, а каким помог человек?

Вывод: Птицы прилетают с юга и строят гнёзда.

5. Закрепление

а) Практическая работа

Слайды 14, 15

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе?

Вычеркни лишнее.

Таяние снега, потепление, метель, дожди, ледоход.

2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

Большие и маленькие льдины плывут по реке – это ___________________.

3. Какие растения раннецветущие?

Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) мать-и-мачеха
б) тополь
в) медуница

4. Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;

Гимнастика для глаз.

Интеграция (живой мир – русский язык).

– Прочитайте слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.)
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)
– Закончи мои высказывания:

1 марта наступила … (весна) . Солнечный зайчик коснулся лиц ребят. На носу и на щеках появились… (веснушки) .

– Какое слово осталось? (Веснянка)

Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:

Прилетите, скворушки к нам!
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.

– Вот и пришла к нам весна. А вот с чем она к нам пришла, вы мне сейчас и подскажите.

Творческое задание. Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами:

Март с _______________ , апрель с _____________ , май с ____________ .
Растение – земли _________________ .

Слова для справок: цветами, водой, травой, украшение.

6. Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о раннецветущем растении.

7. Итог урока

– О каком времени года говорили на уроке?
– Как пробуждается природа весной?



Рекомендуем почитать

Наверх