Страны на политической карте мира конспект урока. Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира

Дизайн и интерьер 01.07.2020
Дизайн и интерьер

На современной политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение их границ и территорий, названия стран и столиц и др. Политическую карту мира и закономерности изменений на ней исследует отрасль географии, называемая политической географией.
Политическая карта мира отражает государственное устройство стран, особенности их государственной системы управления, взаимоотношения между государствами, а также региональные конфликты, возникающие в связи с определением государственных границ и расселением населения. Политическая карта мира постоянно меняется. Этому способствуют факторы:
- войны на различных уровнях;
-лишение страны независимости, изменение границ территории;
-межгосударственные и международные соглашения;
-формирование новых независимых государств;
-изменение названия страны и столицы;
-распад и объединение государств;
-изменение устройства и государственной системы управления страной;
-перенесение столицы страны в другой город.
Все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира, условно делят на два периода: новый – с 17 века до первой мировой войны и новейший – с Первой мировой войны до сегодняшнего дня. Новейший период делится на 4 этапа. 1-ый этап с 1918 по 1945, 2-ой с 1945 по этап 3-ий этап с 1945 по 1985, 4-ый этап с 1985 г. по настоящее время.
На современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, объявивших о своей независимости. Среди них, количество стран, признанных на международном уровне – 191. К ряду объектов современной политической карты мира относятся 67 зависимых территорий, не имеющих статуса самостоятельного управления.

Тестовые вопросы

1.Как называется отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности изменений на ней?
A) экология
B) физическая география
C) биология
D) политическая география

2.Сколько независимых государств насчитывается на современной политической карте мира?
A) 400
B) 300
C) 200
D) 100
3. На какие 2 периода условно делят все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира?
A) старый и новый
B) новый и современный
C) новый и новейший
D) старый и новейший

2. Сколько независимых территорий насчитывается на современной политической карте мира?
A) 27
B) 47
C) 67
D) 87
Глоссарий
Русский язык
Казахский язык
Английский язык
Социально-экономическая география
Әлеуметтік-экономикалық география
Social-economic geography
Географические открытия
Географиялық ашулар
Geographical openings
Великие путешественники
Атақты саяхатшылар
Great travelliers
Исследования
Зерттеулер
Studies
Политическая карта мира
Дүние жүзінің саяси картасы
Political card of the world
Периоды формирования
Қалыптасу кезендері
Periods of the shaping
Независимые государства
Тәуелсіз мемлекеттер
Independent state
Территория
Аумақ
Territory
Темы СРС

1) Изучить тему «Земля как планета». Л1, стр. 5-9.

Темы СРСП
1) На основе схемы 5 провести анализ изменений, происходивших на политической карте мира на примере одного государства. Л1, стр. 78-81.

Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

Цель:

Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

Задачи:

Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

- изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

Дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

Познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

Развивающие : - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

Развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

Формировать следующие УУД:

Личностные:

формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора, гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные : пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

Образовательные технологии :

исследовательский метод, метод групповой работы.

Оборудование : настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

Индивидуальное оборудование : учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

Слайд 1

В географии чертёж

На ковёр большой похож.

На нём каждая страна

Из конца в конец видна.

Что это такое?

Ответы обучающихся: политическая карта мира.

ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

Слайд 2

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

Какую информацию несёт ПКМ?

Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

Какие процессы не отражает ПКМ?

Ответы обучающихся

С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

Тема нашего урока: Формирование политической карты мира (открывается слайд 3)

Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

Слайд 5 (из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

Ответы обучающихся

Слайд 6

Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

Слайд 5 Древний период Тамарова Т.(работает с картой Древнего Египта + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

Слайд 7: Новый период: Позднякова А.(карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

Слайд 8 : Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

(карта изменения после 1 мир. войны)

Слайд 9: Современный период Рукин Н.

ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

Ответы обучающихся

Коллаж из фото: мировых войн, «горячих точек» и др.

Используя текст п.5 учебника, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2 на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

Политическая карта мира

Сто лет назад мир был иным

Взгляните - ка на карту:

Колонии рассеялись как дым,

И стали суверенны государства.

Изменчив мир, он не стоит на месте,

Границы движутся туда – сюда.

В мире стран сейчас за двести,

Их чисто меняется всегда.

Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

Слайд 7

Задания 1 группы : Распечатано для группы

Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

Ответьте на вопросы:

  1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
  2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

Задание 2 группы: Распечатано для группы

1. Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

А) Эти страны являются однонациональными;

Б) Это бывшие колонии Франции;

В) имеют выход к Индийскому океану.

2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

Выступление групп по предложенным вопросам.

Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия: «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

Слайд 9

Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2 ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛ КАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

Ответы обучающихся.

Слайд 13 Баренцево море

15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

Фото. О каких изменениях идёт речь?

Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

Обучающиеся поднимают смайлики.

Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

Слайд14

П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

Слайд 15

Спасибо за внимание

Класс: 10

  • Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.
  • Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
  • Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.
  • Понятие геополитика.

Оборудование : компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)

  1. Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.
  2. Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
  3. Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи
  4. Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
  5. Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.

Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.

Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5 ), в которую делят на 3 подгруппы:

  • страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;
  • менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;
  • страны переселенческого капитализма.

Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6 ), выделяют 2 подгруппы:

  • бывшие социалистические страны Восточной Европы;
  • постсоциалистические.

Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:

  • ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;
  • страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;
  • “Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;
  • Нефтеэкспортеры;
  • большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;
  • наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.

Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10 )

Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.

  • страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км 2 ;
  • страны – крупные, площадь более 500 тыс. км 2 ;
  • микрогосударства.

Слайд 9: По численности населения

  • страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;
  • средние страны;
  • микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.

Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:

  • страны с приморским положением
  • страны, располагающиеся на полуостровах
  • страны, располагающиеся на островах
  • внутриконтинентальные страны

Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.

  • Республики – президентские, парламентские, смешанные;
  • Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;
  • Содружество;
  • Ливия.

Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.

  • Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);
  • Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);
  • Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).

Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.

3. Итоги урока.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.

4. Задание на дом.

Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.

Данный урок – первый урок в 10 классе. В данном уроке вводятся новые термины, кратко сказано об основных задачах курса изучения. Учащиеся знакомятся со значением экономической и социальной географии мира, ее особенностями, главными понятиями. Кроме того, в уроке рассмотрены особенности современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги.

Тема: Современная политическая карта мира

Урок: Политическая карта мира

Экономическая и социальная география мира - общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует различные методы исследования как географической науки, так и других дисциплин.

Предмет исследования экономической и социальной географии - территориальный аспект общественного воспроизводства в конкретных социально-исторических условиях.

Политическая карта выступает как важный инструмент для овладения знаниями по географии в 10 и 11 классе. На современной политической карте мира располагается более 230 стран.

Рис. 1. Политическая карта мира

Виды изменений политической карты мира - различные трансформации на политической карте.

Изменения бывают количественными и качественными.

Количественные изменения:

1. Присоединение к территории государства вновь открытых земель.
2. Приобретение или потеря земель после войны.
3. Добровольные уступки.
4. Распад или присоединение территорий.

Качественные изменения:

1. Изменение политического строя в стране.
2. Образование военных блоков.
3. Образование экономических союзов.

В экономической и социальной географии существуют два важных понятия: границы и территории.

Граница государства - это линия и проходящая через нее вертикальная поверхность, разделяющая территорию суверенитета государства (куда входят суша, воды, недра).

Границы устанавливаются на основе соглашений между государствами. Существует два способа обозначения государственных границ:

1. Делимитация - определение границ на карте.
2. Демаркация - определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками.

Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Государство является главным объектом политической карты мира.

Границы различаются по способу их проведения:

1. Орографические границы - проводятся по природным рубежам (рекам, горам и т.д.).
Примеры: Россия - Китай, Россия - Грузия, США - Мексика.
2. Геометрические границы - проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности.
Примеры: Нигер - Мали, Чад - Ливия, Ливия - Египет.
3. Астрономические границы - проводятся через точки с определенными географическими координатами.
Примеры: США - Канада.

Рис. 2. Граница между США и Канадой

Территория - это часть земной поверхности с присущими ей антропогенными и природными ресурсами, условиями.

Территории бывают государственными, международными и со смешанным режимом.

Государственная территория - участок поверхности земли, находящийся под суверенитетом какого-либо государства.

В состав государственной территории входит суша, внутренние воды, территориальные воды и недра.

Территориальные воды - это полоса прибрежных вод шириной от 3 до 12 морских миль.

1 морская миля - 1852 метра.

Территории с международным режимом - территории, лежащие за пределом государственной территории. Эти земные пространства находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом.

Примерами могут служить Антарктида и космические пространства.

Территория со смешанным режимом - это участки акватории Мирового океана, дно за пределами территориальных вод.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие порядок пользования какой-либо территорией.

Несамоуправляющиеся территории:

1. Колонии.
2. Заморские департаменты или свободно ассоциированные государства.

Колония - это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

Примерами могут служить небольшие островные государства в Тихом океане.

В настоящее время на политической карте мира существует огромное количество спорных территорий.

Примерами таких территорий могут служить Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах.

В результате возникают непризнанные или частично признанные государства - территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН.

Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань.

Домашнее задание

Тема 1, П. 1

  1. Что такое колония? В каких частях земного шара сохранились колониальные владения?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.

5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

  1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

Современная политическая карта мира

Форма проведения: урок-зачет.

Цели урока: закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме. Формирование географической культуры, становления географического мышления о политической карте, об ос­новных проблемах и направлениях миро­вого развития, технологии стран, государ­ственном строе, об особенностях между­народных отношений на современной этапе.

Оборудование урока: политическая карта мира, учебник, атласы, справочник «Страны мира», географические справоч­ники.

Ход урока

Учащиеся работают в течение урока письменно и устно. Для письменных за­даний они заранее подготавливают лист учета знаний, который заполняется посте­пенно и сдается в конце урока.

I этап. Устные вопросы и задания. Уча­щиеся отвечают с места и у доски, рабо­тая с политической картой.

1. Что называется политической кар-то и мира? Сколько стран на политичес­кой карте мира? (230.)

2. Что такое суверенное государство? Сколько суверенных государств на политической карте мира? (195)

3. На политической карте мира пока­зать 7 самых больших по территории стран мира. (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)

4. На политической карте мира пока­зать 5 стран с населением более 100 млн. человек. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.)

5. На политической карте мира пока­зать несколько полуостровных стран (Ин­дия, Италия, Турция), островных (Вели­кобритания, Ямайка, Куба, Кипр), стран-архипелагов.

II этап . Учащиеся начинают работать с листом учета знаний и умений.

Что общего у следующих стран?

I вариант

А. США, ФРГ, Франция, Великобрита­ния, Япония - все входят в «Большую восьмерку».

Б. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бах­рейн, Иран - нефтеэкспортирующие страны.

II вариант

А. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - страны переселенческого капитализма.

Б. Южная Корея, Сингапур, Тайвань - новые индустриальные страны.

Какие из перечисленных ниже стран могут стать примерами:

А. Страны, имеющие республиканскую форму правления. (Болгария, Польша, Ве­ликобритания, Франция, Япония, Саудов­ская Аравия.)

Б. Страны, имеющие федеративное ад­министративно-территориальное устрой­ство. (Великобритания, Куба, США, Фран­ция, Индия, Египет, Бразилия.)

III этап. Устно. «Самое - самое на поли­тической карте мира». Этот этап урока можно провести в виде групповой рабо­ты в форме соревнования.

Вопросы

1. Самое большое по площади государ­ство мира. (Россия, 5 = 17,01 млн. км2)

2. Самое маленькое в мире независимое государство. (Ватикан, 5 = 0,44 га.)

3- Самое маленькое в мире владение. (Гибралтар - 6,5 км2)

4. Государство, чья территория (без уче­та владений) находится одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях. (Республика Кирибати.)

5. Государства, расположенные в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция, Дания с о. Гренландия, Испания с Канар­скими островами, Португалия с о. Ма­дейра.)

6. Самое большое по площади остров­ное государство. (Республика Индонезия - 1904 тыс. км2)

7. Древнейшая в мире республика и одновременно древнейшее из существую­щих государств Европы. (Сан-Марино,рес­публика с 301 г. н.э.)

9. Самое молодое государство (Респуб­лика Палау, 1994 г.)

11. Самая южная столица государства (Веллингтон. Новая Зеландия - 41° 18 "ю.ш., 174°48" в.д.)

IV этап. Учащиеся работают с листом учета знаний и умений. (Письменно .)

Ключевые слова темы. Дать определе­ние терминам.

I вариант

1. Республика.

2. Федеративное государство.

II вариант

1. Монархия.

2. Унитарное государство.

Заполнить пропуски в следующих предложениях

I вариант

Основным критерием типологии стран современного мира служит... (уро­вень социально-экономического разви­тия) того или иного государства, выра­женный через показатель... (ВВП) на душу населения.

II вариант

В основе региональных и локальных конфликтов лежат либо... (пограничные споры), либо... (религиозно-этнические противоречия).

V этап. Проводится устно. Заранее уча­щимся было предложено домашнее зада­ние: выписать в рабочие тетради топони­мические названия любых 5 государств и их столицу.



Рекомендуем почитать

Наверх