Детские общественные организации в ссср и современной россии. История молодежного движения в ссср Детские и юношеские организации в ссср

Авто 19.09.2019
Авто

Прежде чем говорить о молодежных организациях, условимся, что под организацией мы будем понимать социальную систему, которая порождается, по замыслу, в соответствии с определенной идеологией, общей целью и частными задачами. Организация создается в соответствии с уставом, положением или инструкцией, которые предписывают ей цели, задачи, принципы строения и функционирования; имеет административно-распорядительный и исполнительный механизм (аппарат).

Социально-экономические и общественно-политические процессы в Российской Федерации, приведшие к ослаблению государственного контроля над обществом в целом и отдельной личностью в частности, обусловили дифференциацию детского и молодежного движения, существенно изменили его сущность. Этот процесс со всеми его противоречиями можно было наблюдать в нашей стране в 80-е годы, когда возникло более 60 тысяч различного рода молодежных объединений вместо единого и единственного коммунистического союза молодежи. Прежде всего, растет число и роль неформальных объединений, так как именно с неформальными движениями - различными политическими кружками, клубами, движением бардов, а затем рок-движением - было связано понятие о подлинном общественном движении в СССР. Среди появившихся неформальных объединений можно выделить асоциальные («мажоры» или хайлайфисты, хиппи, рокабилли), антисоциальные («банды»), просоциальные («зеленые», общество охраны зверей).

В сентябре 1991 года в связи с распадом СССР Всесоюзный ленинский коммунистический Союз молодежи прекратил свое существование. Комсомол потерял свои позиции как единственной молодежной организации в стране, контролирующей все молодежное движение. В январе 1993 г. ВЛКСМ был воссоздан силами активистов и патриотов прежнего молодежного движения. Правопреемником областной организации ВЛКСМ (ЛКСМ РСФСР) стала областная организация РСМ - Российского Союза Молодежи. На съезде обновленной молодежной коммунистической организации были внесены кардинальные изменения в Программу и Устав ВЛКСМ. Но это уже совсем другая история.

История современных молодежных движений началась в мае 2005 года, когда свою массовую акцию провело только что возникшее прокремлевское движение «Наши», позиционировавшее себя как антифашистское. 60 тысяч молодых людей, вышедших в честь 60-летия Победы на московские улицы, дарили красные гвоздики ветеранам Великой Отечественной войны. Такая масштабность акции призвана была показать: в нашем обществе появилась новая сила, которая станет важной частью политической жизни. В манифесте движения сказано: «История - это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Мы - те, кто верит в будущее России и считает, что судьба ее в наших руках». Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше. Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи.

С провозглашением принципов плюрализма во всех сферах общественной жизни начался бурный процесс создания новых и возрождения старых, дореволюционных общественных формирований детей и молодежи, призванных стать альтернативой переживающим глубокий кризис официальным организациям. Кроме того, создается великое множество профильных объединений детей и юношества по интересам: юнкоровских, экологических и т.д. Стремительно набирают силу возрождающиеся скаутские организации. Появление такого широкого спектра общественных объединений, реализуемых ими программ взамен единой идеологии и методики воспитательной работы определяет дифференциацию молодежного движения в России. И хотя количественный их рост не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. Но многие специалисты отмечают, что это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, в конечном счете - становления правового государства и гражданского общества.

Молодежные организации, существующие в современной России можно классифицировать по различным основаниям.

По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы:

  • 1) Аполитичные - их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам).
  • 2) Идеологические - руководители и лидеры, которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе. Они создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления». К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения.
  • 3) Политические - молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. В качестве примера можно привести молодежный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодежное единство» и другие молодежные крылья политических партий.
  • 4) Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Особенностями деятельности подобных формирований являются: во-первых, отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др.

По спектру деятельности можно выделить:

  • 1) Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности.
  • 2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации.
  • 3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Такими молодежными общественными объединениями в России являются:
    • - общероссийская Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;
    • - общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»;
    • - общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»,
    • - общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);
    • - общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»;
    • - общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации»,
    • - общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига»,
    • - общероссийская общественная организация «Молодежное единство».

Среди перечисленных, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи. Сегодня РСМ - крупнейшая молодежная общероссийская организация России. Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. С момента создания в 1990 году и по сей день, деятельность организации направлена на развитие и становление личности молодого человека, на реализацию программ, позволяющих юношам и девушкам реализовать свой потенциал, проявить себя, найти свое место в жизни. Юридически и структурно РСМ является правопреемником российского комсомола, но с 1991 года является неполитической, негосударственной, некоммерческой, самостоятельной организацией, которая работает во всех сферах жизни и деятельности молодежи: профориентация и занятость, образование и культура, досуг и спорт.

По региональному охвату организации подразделяются на:

  • 1) Региональные - городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки.
  • 2) Межрегиональные. Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций.
  • 3) Международные. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить:

  • 1) Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. В 2003 году в Федеральном реестре 61общественная организация, из них 44 молодежных и 17детских.
  • 2) Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.
  • 3) Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций, так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется.

В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения. Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: «надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации».

У нас в области активное развитие детского и молодёжного движения началось в 1996 году, когда была принята первая областная программа «Молодёжь Зауралья». С этого момента поддержка объединений со стороны государства стала носить системный и стабильный характер. Молодые люди поняли, что отныне их рассматривают не только как демографическую категорию, но и как важную часть общества, без которой невозможно полноценное развитие всех сфер общественной жизни. Молодые люди также осознали, что их инициативы, идеи и проекты интересны и необходимы Зауралью, получили гарантию поддержки.

Государственная поддержка молодёжных и детских общественных объединений на территории Курганской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и Законом Курганской области от 10.02.97 г. №12 “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области”.

По данным управления юстиции в Курганской области зарегистрировано около 40 молодежных и детских общественных объединений из них 17 имеют государственную поддержку (Приложение 15). Действует около 500 детских и молодежных общественных объединений, не прошедших официальную регистрацию. В программах и проектах общественных объединений участвует порядка 46 000 молодых людей. Основные направления в их работе: профилактика асоциальных явлений; экологическое воспитание; патриотическое воспитание; организация занятости детей и молодежи; решение социальных проблем молодежи; развитие спорта и туризма.

В Шадринске работу с молодежью организует Комитет по молодёжной политике. Основные направления деятельности комитета - гражданско-патриотическое, нравственное становление и самоопределение молодежи, решение социально-экономических проблем молодежи, социальная поддержка молодежи и молодых семей, эстетическое воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи. В городе реализуется целевая комплексная программа молодёжной политики «Молодёжь города Шадринска 2008-2009». В рамках, которой реализуются: программа межведомственного взаимодействия со средствами массой информации «Взаимодействие», программа по выявлению и становлению талантливой молодёжи в г. Шадринске «Родник», программа по профилактике социально-негативных явлений среди детей и молодежи «Лидер», программа, направленная на интеграцию трудных подростков в общество «Вектор успеха», программа по организации досуга и занятости подростков «Мужики», проект по трудоустройству «Наш город» и программа, направленная на профилактику негативных явлений в молодёжной среде «Перспектива». Более 10 лет в городе проводятся турнир по хоккею среди детских и юношеских дворовых команд «Золотая шайба», семейный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», турнир по футболу среди детских и юношеских команд на приз клуба «Кожаный мяч», фестиваль молодых исполнителей «Живой родник» и Городской сезон игр КВН. Стали постоянными такие дела, как фестиваль художественной самодеятельности среди учебных заведений города «Краски жизни», фестиваль современной музыки «Город на Исети». Организовывается работа отряда «Наш город», который занимается благоустройством и озеленением города, организацией досуга детей, помощью инвалидам и ветеранам.

В Шадринске по статистике за 2008 год насчитывается 21815 молодых людей от 14 до 30, что составляет 28,5% от общей численности населения, из них более 2400 человек состоят в молодежных общественных объединениях города Шадринска, что составляет более 11% от всей шадринской молодежи. Всего у нас в городе создано 15 молодежных общественных объединений, 8 из которых зарегистрированы в органах юстиции и 7 не зарегистрированы. Направления работы в этих объединениях очень разные. «Федерация тяжелой атлетики», занимается пропагандой здорового образа жизни, подготовкой спортсменов-разрядников, повышением спортивного мастерства.

«Спортивный клуб «Юниор» занимается популяризацией мотоциклетного спорта среди молодёжи города, а «Городской клуб туристов», организует досуг, пропагандирует и внедряет здоровый образ жизни, реализуют программу организации и развития спортивно-оздоровительного туризма. Основное направление работы Общественной организации Шадринского городского авиационного спортивно-технического объединения, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, довузовская подготовка учащихся для поступления в авиационные учебные заведения. Деятельность спортивного клуба бокса «Медведь» заключается в пропаганде здорового образа жизни. Физической подготовки и повышение спортивного мастерства. Детско-юношеский центр им. Поддубного развитие и популяризация Греко-римской борьбы. «Союз Молодежи ОАО ШААЗ» занимается краеведческой, благотворительной, шефской, здоровьесберегающей, художественно- эстетической работой. Молодежное движение «Лидер» занимается пропагандой здорового образа жизни, профилактикой наркомании, ВИЧ-инфекции, асоциального поведения и развитием лидерских качеств.

Познакомившись с деятельностью городских молодежных организаций, я убежден, что в них не только создается поле для социальной деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремления к преобразованию.

Результаты опроса фонда «Общественное мнение» 69 % населения России признают важность того, что молодёжь должна учувствовать в общественной жизни страны, однако, 75 % не смогли назвать ни одного существующего в Росси молодежного движения.

Чтобы выяснить мнение и отношение к молодёжному движению среди молодых людей нашего города был проведён социологический опрос. Всего в опросе приняло участие 178 человек. Среди респондентов 64 ученика гимназии №9, 43 учащихся ПУ-15, 48 студентов Финансового колледжа и 23 студента пединститута. Результаты опроса показал, что только 18 % смогли назвать всесоюзные молодежные организации. Самыми известными оказались движения «Наши» и «Молодая Гвардия». Стоит отметить, что самыми осведомленными оказались учащиеся гимназии №9 и ПУ-15. Почти 8 % респондентов в число всероссийских молодежных организаций по-прежнему включили комсомол. Почти 57 % опрошенных знают городское движение «Лидер». На вопрос: «Как вы относитесь к молодёжным движениям?» больше 50 % ответили положительно, 48,5 % нейтрально и только 1% отрицательно. Среди опрошенных всего 7 % являются членами молодежных организаций, и только 9 % собираются в них вступить. В одном из вопросов было предложено респондентам указать причины, почему они не вступают в молодежные организации. Среди основных причин 36 % назвали отсутствие времени, у 32 % нет желания, а 21 % отметили лень. 33 % респондентов считают, что молодые люди вступают в различные организации и движения для самореализации, 39 % с целью чем-либо заняться и 27 % чтобы отстоять свои идеи. Результаты опроса, показали, что в целом молодёжь относится к молодежным организациям положительно, но мало интересуется и знает про общественные молодёжные движения всероссийского и регионального уровня. Среди молодежных организаций нашего города в основном называют «Лидер» и совсем ничего не знают о других объединениях.

Сегодня важно осознать что, для построения правового государства необходимы изменения в политической культуре общества. Поэтому активное вовлечение молодежи в общественный процесс становится все более актуальным. Несмотря на то, что у нас в городе с молодежью проводится большая работа Комитетом по молодежной политике и молодежными общественными организациями этого оказывается недостаточно. Нас, молодых, необходимо учить разбираться в политических проблемах, прививать культуру политических дискуссий, знакомить с общественно-политической деятельностью, при этом ограждая нас от экстремистских действий, ориентируя на отстаивание интересов молодежи в правовых рамках.

История развития молодежного движения в России насчитывает не более 200 лет с момента зарождения самой молодежи как социальной группы. Но даже за это не столь продолжительное время молодежное движение успело претерпеть множество изменений, периодов расцвета и деградации. Так в чем же состояла сущность молодежных движений царской России и Советского союза? Каковы были их жизненные ценности и приоритеты? В этой статье проведен краткий анализ сущности 10 ключевых молодежных движений царской России и СССР.


Период расцвета:
1860–1880-е

Принимаемые ценности: Равенство, образование, справедливость, социальный прогресс, жертвенность, построение идеального мира.

Отвергаемые ценности: Аристократизм, привилегированность, консерватизм.

Стиль жизни: Сегодня народников можно было бы назвать волонте­рами. Тысячи молодых людей бросали учебу, семьи и «уходили в народ» - учить, лечить, пропагандировать. Одни просто обучали крестьянских детей грамоте, другие надеялись разжечь крестьянский бунт. Позднее многие из них разочаровались в просветительстве и сменили книги на бомбы и револьверы.

Главные произведения: Тексты Герцена, Лаврова, Бакунина, Михайловского; газеты и журналы «Народное дело», «Народная воля», «Вперед!», «Набат».


Период расцвета:
1890–1910-е

Принимаемые ценности: Равноправие, принадлежность к рабо­чему классу, революционная борьба, построение идеального мира.

Отвергаемые ценности: Частная собственность, накопительство, эксплуатация, царизм, капитализм.

Стиль жизни: Добросовестные акти­висты-рабочие, которые в отличие от своих товарищей по вечерам не напивались, а усердно штудировали революционные брошюры и готовили забастовки. Противостояние нередко выливалось в кровавые столкновения с полицией и черносотенцами.

Главные произведения: Труды Ленина, Маркса, Плеханова и прочих теоретиков, а точнее краткие брошюры с пересказом их идей. Газеты «Искра», «Революционная Россия», «Рабочее дело».

Период расцвета: 1910-е

Принимаемые ценности: Эстетика, индивидуализм, эксперимент в творчестве и сексе, утонченность, мистицизм.

Отвергаемые ценности: Консервативная мораль, мещанство, государство, деньги, социальность.

Стиль жизни: Писали стихи, картины, сочиняли музыку. Создавали свои журналы, галереи, художественные и поэтические группы. Собирались в кафе или на квартирах и устраивали творческие вечера с бесконечными спорами о принципах творчества. Постоянно тусуясь, подчеркивали свой индивидуализм. Так, поэт Константин Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, / Я от него бегу спеша. / Мое единое отечество - / Моя пустынная душа».

Главные произведения: Поэти­ческие сборники Сологуба, Брю­сова, Мережковского, Гиппиус, Бальмонта.

Период расцвета: 1890-1930-е

Принимаемые ценности: Эксперимент, прогресс, новизна, построение идеального мира, технологии будущего.

Отвергаемые ценности: Традиции, историческая преемственность.

Стиль жизни: Это атеисты и анархисты. Как пишет Вадим Руднев, составитель «Словаря культуры ХХ века», «смысл авангардистской позиции в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж - без этого авангардное искусство невозможно». Авангардисты мечтали о переустройстве жизни, самое малое «в мас­штабе земного шара». Некоторые их произведения до сих пор до конца не расшифрованы, например ставший уже притчей во языцех «Черный квадрат» Малевича.

Главные произведения: Картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, стихи Маяковского, Введенского, Хлебникова, Хармса.

Период расцвета: Конец 1950-х - середина 1980-х

Принимаемые ценности: Труд, коллективизм, дух товарищества, альтруизм, социальная активность.

Отвергаемые ценности: Стяжательство, накопительство, гедонизм.

Стиль жизни: Студенты обычно жили в палатках со всей вытекающей романтикой. Главный атрибут внешнего вида - рабочая куртка, «бойцовка», как ее называли сами стройотрядовцы, с пришитыми шевронами и знаками конкретного отряда.

Чем занимались: Поднимали целину, строили автомагистрали и ГЭС. Практически ни одна глобальная стройка СССР не обошлась без студенческой рабочей силы.

Главные произведения: БАМ, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС, города Усть-Илимск и Братск.

Период расцвета: 1960–1970-е

Принимаемые ценности: Кол­лективизм, искренность, само­управление, творчество, эксперимент.

Отвергаемые ценности: Индивидуализм, формализм.

Стиль жизни: Коммунары хотели воспитать нового человека, стопроцентно подготовленного к тесной жизни коммуной. И чтобы этого достичь, начинали со школьников: учили детей по новой методике - эдакой смеси движения скаутов, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающих игр. По некоторым оценкам, педагогические отряды насчитывали более 60 тыс. студентов.

Главные произведения: «Педагогическая поэма» Макаренко, методические труды педагога-исследователя Игоря Иванова, рубрика «Алый парус» в «Комсомольской правде».

7. Туристы-каэспэшники


Период расцвета:
1960–1970-е

Принимаемые ценности: Творчество, природа, коллектив, преодоление трудностей, искренность.

Стиль жизни: Штормовка и рюкзак - максимум брезента, минимум комфорта. Один из обязательных атрибутов - гитара, под аккомпанемент которой исполнялись свои и чужие песни. Образ жизни - регулярные выезды на природу, от ближнего Подмосковья до Алтая и Памира. Нередко туристическая группа была своего рода мини-государством, в котором конструировались образы идеального мира.

Главные произведения: Песни Визбора, Городницкого, Окуджавы и многих-многих других.

Период расцвета: Конец 1940-х - начало 1960-х

Принимаемые ценности: Индивидуализм, расслабленность, гедонизм, аполитичность.

Отвергаемые ценности: Коллективизм, унификация, жесткая мораль, аскетизм.

Стиль жизни: Подражали увлечениям продвинутой молодежи Европы и Америки. Это была «пощечина общественному вкусу» серых и форменных среднестатистических советских граждан. Внешне это выражалось у юношей в ношении ярких пестрых рубашек и галстуков, мешковатых клетчатых пиджаков и шляп с широкими полями. У девушек - в ярком макияже и таких же ярких нарядах. Разговаривали стиляги на особом сленге, словечки из которого в ходу и сейчас: например, «хата» - квартира, «чувак» - свой пацан, «соксы» - носки.

Главные произведения: Мелодии в стиле буги-вуги и рок-н-ролл.

9. Хиппи


Период расцвета:
1970–1980-е

Принимаемые ценности: Свобода, естественность, гедонизм, пацифизм, индивидуализм, творчество, путешествия.

Отвергаемые ценности: Унифи­кация, милитаризм, патриотизм, семья, деньги, власть, пафос.

Стиль жизни: Среднестатистический типаж напоминает Христа во плоти: длинные волосы, недорогая простая одежда ярких цветов, всевозможные этнические украшения, которые символизировали отказ от рас и культур. Часто ленточка на лбу - чтоб «не срывало крышу», на запястье «фенечка», подаренная прияте­лем-хиппи «на память». Сидели на улицах и площадях, напевали душевные мотивы под гитару, читали стихи и курили травку. Часто путешествовали автостопом с места на место.

Главные произведения: Фотографии и картины Сергея Сольми, музыка Умки, ранний «Аквариум».

10. Панки


Период расцвета:
1980-е

Принимаемые ценности: Протест, независимость, эксперимент.

Стиль жизни: Первый и самый заметный отличительный панк-признак - цветной гребень-ирокез на макушке. Далее - кожаная куртка-косуха, дырявые потертые джинсы, заправленные в высокие ботинки или солдафонские сапоги. Весь этот незамысловатый наряд украшен черепами и другими металлическими атрибутами.

Главные произведения: Музыка «Гражданской обороны», произведения панк-рока.

День рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина), вождя мирового пролетариата, 22 апреля, почитался как великий праздник советского народа и был одним из любимых праздников детворы тех времен.

Имя Ленина носили октябрята (7 -9 лет), пионерская (дети с 9 до 13лет) и комсомольская (КОМмунистический СОюз МОЛодежи, молодежь с 14 до 28 лет) организации. Нас воспитывали в любви к труду, знаниям, каждый стремился вырасти и стать достойным членом общества. Существовал даже лозунг "от каждого по возможностям, каждому - по потребностям".

  • Октябрёнок - Ученики начальных классов
  • Пионер - Ученики средних классов школы
  • Комсомолец - Старшеклассники, Студенты, Молодёжь до 28 лет.

В США и других странах были похожие массовые молодежные организации, например, скауты, но по масштабу и массовости они сильно уступали нашим. В ГДР (социалистическая Германская Демократическая Республика, существовала до распада СССР) была своя пионерская организация имени Эрнста Тельмана .

Так выглядел октябрятский значок. "Учиться, учиться и еще раз учиться, - так завещал великий Ленин".

Октябрята - в Советском Союзе учащиеся 7-9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник. ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята - будущие пионеры.
  • Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине

Пионерский значок

Торжественное обещание пионера

Пионерское движение носило всеобъемлющий и всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую идеологическое воспитание преданнных защитников Родины и социалистического строя. Отличием от похожей организации скаутов в США является, в частности, всеобъемлющий характер, охватывающий все слои и социальные группы общества, и отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек.

У пионеров была своя форма. Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек, летом (особенно в летних пионерских лагерях) у мальчиков брюки заменялись на пионерские шорты обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы.

Девиз пионера "Всегда будь готов".

В настоящее время в странах, входивших в состав республик бывшего СССР, пионерская организация осталась, наверное, только в Белоруссии.

Белорусских школьников принимают в пионеры.

Значок комсомольца.

"Партия сказала "Надо", комсомол ответил "Есть"" . Это был девиз Комсомола, и по масштабу это была грандиозная организация, воспитательный проект, который охватывал все слои молодежи. Построение ВЛКСМ (Всесоюзная имени Ленинского Союза Молодежи) было организовано по тому же принципу, что и КПСС (компартия Советского Союза).

История создания ВЛКСМ.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), также известный как Комсомол (Коммунистический союз молодежи) - политическая молодёжная организация в СССР.
ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза.
Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина - Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14-28 лет.

Структура ВЛКСМ.

ВЛКСМ состоял из республиканских организаций отдельных республик (кроме РСФСР), региональных (областных, краевых и т.д.) и первичных организаций. Как и в КПСС, в ВЛКСМ главным лидером являлся ЦК (Центральный Комитет), избираемый высшим органом - съездом. Формальным же лидером являлся первый секретарь ЦК ВЛКСМ.

Роль ВЛКСМ.

Первоначально в ВЛКСМ принимались в основном дети рабочих и беднейших крестьян. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 60-х-80-х года XX века в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР.

В. И. Ленин, выступая на 3-м съезде РКСМ, призывал комсомольцев учиться, но не просто учиться, а «учиться коммунизму». Комсомол был активно задействован партией большевиков для осуществления широкомасштабных действий.

В последние годы существования советской власти Комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе СССР.

Весь советский строй, вся его идеология базировался на учении марксизма-ленинизма, люди отмечали праздники, крупнейшие из них дошли до нас, в несколько измененной форме.

Праздники времен СССР (сравните с современными)

7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции (в 1917 году, 25 октября по старому стилю, произошла революция и свержение царского режима династии Романовых)

Детское общественное объединение - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.

Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т.д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.

Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т.д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное времяорганизуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.

Более правильным бы звучала на наш взгляд формулировка «ДОО» как объединение молодых граждан РФ, объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

Начало ХХ века ознаменовано качественным скачком в развитии детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в относительно самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества.

Л.В. Алиева пишет, что исторически объективен, закономерен подъем детского движения в России. Она рассматривает детское движение как социально-педагогическую реальность - результат двух процессов:

  • - объективного процесса естественного развития ребенка и его самопроявления, самореализации в обществе;
  • - субъективный социально, профессионально - педагогически организованный процесс по осознанию, осмыслению возможностей ребенка - субъекта окружающей жизни и своей собственной .

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т.В. Трухачева, Л.В. Алиева И.В. Руденко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые так или иначе влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

  • - Допионерский;
  • - Пионерский;
  • - Постпионерский.

Л.В. Алиева дает следующую периодизацию:

  • 1 этап: 10-е годы ХХ века - возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
  • 2 этап: 20е - начало 30х годов ХХ века - становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания.
  • 3 этап: 30е - 80 е годы - развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации - специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения.
  • 4 этап: 90е годы ХХ века - 10 годы ХХI века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально - экономических, исторических условиях российского общества .

Авторы другой периодизации Т.В. Трухачева и А.Г. Кирпичник связывают этапы развития детского движения с состоянием институализации детей и подростков, формой их объединений. М.В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого - руководителя, показывая как меняется образ взрослого в истории детского движения в России - от фантазеров, романтиков к рабочим - производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с пионерами.

Дадим краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.

Допионерский период.

Началом этого периода можно считать конец ХIХ века. Это был период становления на законодательной основе объединений (обществ, союзов) самых разных направлений деятельности. Предполагается, что в них участвовали и подростки. В конце 19 начале 20 века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях - школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы появляются в разных городах. Они называются по-разному: Ижевске - Дом юного пролетария, в Перми - муравейник и т.д. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально - политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

В многообразии направлений детского движения (в 1917 г. насчитывалось более 17 значительных детских организаций) постепенно оформилась идеология детского пролетарского движения - союзника государства диктатуры пролетариата .

Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т.В. характеризуется следующими признаками:

  • - выбор группы, как ребенком, так и взрослым;
  • - выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе со взрослыми, самими детьми, самими взрослыми;
  • - многочисленность состава групп и разнообразие мест их базирования;
  • - отсутствие контроля за их деятельностью со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самих органов;
  • - добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.

Многообразие структур, разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствует о фактах наличия в обществе в 10-20-е годы уникального социально - педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

Однако постепенно детское движение в России приобретает классово - политическую направленность, постепенно унифицируя, сужая рамки движения - от широкого спектра форм к единой массовой организации.

Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречии в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация - часть пионерства - ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века. В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение (российское - часть его), в которое оказались втянуты и дети. Второй. Собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года). Природа пионерства (его рождение, развитие) отразилась на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, которые способствовали превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Таким образом, пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране. Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и пытались делать исследователи - Гордин И.Г., Алиева Л.В. и др.

Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Фактически — широкомасштабный социально-экономический эксперимент, новая социальная технология. Эксперимент, который имел положительную оценку в народе и дал позитивный резонанс в общественной жизни страны.
По признанию экспертов «…Движение МЖК… качественно отличалось от многих строек социализма и комсомольских инициатив (освоения целины, строительства БАМа и других). Оно было лишено их многих недостатков, обладало широким спектром достоинств… Оно отражало и отстаивало коренную потребность человека в собственном жилище, личном материальном благополучии. При этом (а это, наверное, самое важное!) — в сочетании с духовным развитием, с учётом интересов семьи и общества в целом… Движение МЖК во многом переняло опыт 1950—1980-х движения ССО — студенческих строительных отрядов.

Стагнация и застой в СССР в период 1960—1980-х привели к обострению кризисных явлений, в том числе в продовольственном, товарно-материальном и жилищном обеспечении граждан. XXVII съезд КПСС отмечал, что недостаток жилья наиболее остро сказывается на молодёжи и молодых семьях, при этом в стране — невысокие темпы строительства, дефицит кадров на предприятиях стройиндустрии (на начало 1980-х годов он составлял в стране примерно 500 000 человек) и на многочисленных домостроительных комбинатах (ДСК), незагруженностью, недоиспользованием мощностей домостроительной базы. Стало очевидно, что одно из условий изменения ситуации — немедленная помощь молодёжи.

Удачный пример, когда молодёжь проявила инициативу по созданию жилищных и социально-бытовых условий, был обнаружен в подмосковном городе Калининграде (ныне наукоград Королёв). Здесь в 1968 году среди молодых учёных (космическая отрасль), появилась группа энтузиастов, пожелавших попробовать построить дома с элементами нового коллективистского быта. Для реализации идеи был создан комсомольско-молодёжный строительный отряд (50 % — молодые учёные, 50 % — рабочая молодёжь) и в 1971 году была вбита первая свая первого в стране МЖК. Дом был построен и заселен в 1976 году, коллектив жителей начал реализовывать социальные проекты по месту жительства. Город сознательно пошёл на эксперимент, «…суть которого состояла в том, чтобы активно поддерживать прогрессивные формы быта и культурного досуга, способствовала гармоничному развитию детей…». В поэтажных холлах домов Калиниградского МЖК расположились комнаты продлённого дня для школьников, вечерний детский сад, ясли, библиотека, зал семейных торжеств, помещения для занятий спортом и т. д. Сложившийся по месту жительства коллектив организовывал совместные для всех жителей мероприятия, субботники и праздники, что вело к повышению уровня сознательности, социализации граждан и снижению количества правонарушений в микрорайоне. Опыт начал активно популяризироваться.

Опыт МЖК-1 был одобрен VII пленумом ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1980) и XIX съездом ВЛКСМ. Данный МЖК был награждён «Премией Ленинского Комсомола» (1976). В ЦК КПСС состоялось совещание по теме МЖК. Январская (1977) статья в Комсомольской правде об опыте калининградской молодёжи была с воодушевлением изучена в Свердловске. Евгений Королёв сразу же собирает группу своих друзей по движению студенческих строительных отрядов (ССО) — «…собралось тогда около 20 бывших командиров, комиссаров, бригадиров ССО, молодых сотрудников Уральского политехнического института и Уральского научного центра…» и вскоре их десант отправился в командировку в Калининград изучать опыт, достижения и неудачи. В 1980-м году началось сооружение МЖК-1 города Свердловска. Главную цель эксперимента председатель оргкомитета Свердловского МЖК Евгений Королёв сформулировал так: «Человек строит дом — дом строит человека». Опыт Свердловского МЖК изучался выездным заседанием секции Союза Архитекторов СССР в мае 1983 года (был рассмотрен целый комплекс вопросов по проблеме проектирования и функционирования МЖК); вопросы МЖК были вынесены на обсуждение во всесоюзном ЦНИИЭП жилища. В 1985 году коллектив МЖК-1 был удостоен Премии Ленинского Комсомола. С 1982 года идеи МЖК приняли массовый характер — во многих регионах появились сторонники идеи создания среды обитания, достойной современного человека. В Томске, Новосибирске, Архангельске, Ленинграде были сформированы оргкомитеты первых МЖК…
Будущее социально-экономическое молодежное движение зарождалось на фоне дефицита всего материального, на фоне острейшей жилищной проблемы — очереди очередников (не считая параллельных очередей «льготников» и «ветеранов») на предприятиях были на десятки лет вперед, а львиная доля жилищного строительства приходилась на создание временного жилья — различного рода общежития — унылые многоэтажные коробки будущих трущоб.
В такое время успешный опыт МЖК подмосковного Калининграда и Свердловска стал поистине лучом надежды. Опыт активно популяризировался в общенациональной молодёжной прессе, в частности, — в газете Комсомольская правда и на радиостанции «Юность» Гостелерадио СССР.

МЖК создавались при крупных промышленных предприятиях, но под контролем и координацией региональных органов ВЛКСМ; имели статус территориальных ударных комсомольских строек (УКС). МЖК возводились в зависимости от местных условий — это или новый микрорайон на новом месте, или интеграция МЖК в существующий микрорайон, или реставрация комплекса старинной и исторической застройки. В основном МЖК создавались по особым, экспериментальным, специально разработанным проектам, отличным от домов типовых серий.
Строительство домов МЖК и объектов соцкультбыта в 1980—1987 осуществлялась в части неосвоенных и невостребованных средств на строительство, на обновление и реконструкцию предприятия (включая объекты жилья и соцкультбыта для работников), ранее выделенных Госпланом СССР. После 1987 года средства на МЖК стали планироваться государством отдельной строкой, получатель средств — базовые предприятия и предприятий-дольщиков проекта. «Положение о молодёжном жилом комплексе», утверждённое II-м пленумом ЦК ВЛКСМ от 12 декабря 1987 года дало определение МЖК: «Молодёжный жилой комплекс (МЖК) представляет собой жилые дома, объекты социального, культурно-бытового и спортивного назначения, предназначенные для проживания и обслуживания рабочих и служащих, принимавших непосредственное участие в их возведении». Положение отмечает, что «… Основной целью создания МЖК является улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей, повышение трудовой и общественно-политической активности молодёжи, развитие принципов коллективизма, дальнейшее совершенствование прогрессивных форм социального общежития, трудового, нравственного и физического воспитания…». Положение регламентировало создание и деятельность организации МЖК, строительство комплекса (как через участие строительного подрядчика, так и «хозяйственным способом»), трудовое участие членов МЖК в строительстве комплекса, жилой фонд («…вся жилая площадь в домах молодёжного жилого комплекса предоставляется молодым рабочим и служащим, выполнившим программу трудового участия в проектировании и строительстве комплекса и работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, для работников которых этот комплекс строится…(!)»), финансово-хозяйственная деятельность, порядок контроля за деятельностью МЖК (органами местной власти — рай-гор-исполкомами, а также райкомами и горкомами ВЛКСМ), порядок реорганизации или прекращения деятельности.

Устойчивый прогресс социума в своём культурном развитии (определение, данное на межрегиональной конференции МЖК СССР в Новосибирске, 1988) перерос во всесоюзное «социальное движение», получившее широкое развитие с 1984 года и в шутку называемое «создание условий коммунизма в отдельно взятом микрорайоне». В 1980—1985 годах решения о создании МЖК региональные власти принимали самостоятельно. Первый всесоюзный нормативный документ — Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1985 года № 628. Движение МЖК в полной мере соответствовало популярным в ту пору лозунгам КПСС — создание гармоничных условий жизни, создание условий здорового и физического воспитания детей и подрастающей молодежи, воспитание патриотичности, укрепление семьи, повышение деторождаемости, повышение культурного и образовательного уровня граждан, снижение уличной преступности и хулиганства. В основе идеи — создание условий для молодых семей, где есть условия творческого развития как детей, так и их родителей. В период от беременности, родов и последующего взросления детей здесь им можно было бы получить возможность всестороннего гармоничного развития, при непосредственном участии их родителей и специально созданной социальной инфраструктуры (в рамках микрорайона). Родители могли самореализоваться в творчестве, в работе различных структур микрорайона, получить условия для спорта, улучшения здоровья и отдыха. Найденная форма решения проблемы давала уверенность, что в новых комплексах и жизнь пойдёт по-новому. С этой надеждой в комсомольско-молодёжные строительные отряды МЖК пошли люди с активной жизненной позицией. Уникальным стал фактор массового привлечения ученых к процессу проектирования жизни нового типа.
Несмотря на появившиеся многочисленные сложности, движение МЖК в целом по стране встало на ноги в 1984—1986 гг. Во многом благодаря наличию в региональных системах власти руководителей, которые смотрели на перспективу, мыслили стратегически и в том числе активно поддержали молодёжную инициативу.

Во многих регионах новое социально-экономическое жилищное движение молодежи столкнулось с сопротивлением консервативной части руководящих органов партии и госуправления. Возникли явные противоречием между идеологией создания нормальных жилищно-бытовых условий для молодой семьи и популистской идеологией звучащей в выступлениях некоторых лидеров профкомов и парткомов. «Компромисс» находили в увеличении трудовой повинности, увеличении количества и сроков отработки. Это сказывалось на затягивании сроков строительства МЖК, часто создавало сложности в процедуре предоставления жилья. Не мало было тех, кто требовал полностью прекратить этот социальный эксперимент, как потенциальную угрозу строительству коммунизма. Фактор МЖК вызывал постоянные дискуссии, что «коммунистично», а что — идеологический уклон. Подобное наблюдалось во многих городах страны.
В условиях массовых проявлений прессинга руководители МЖК в разных городах СССР не могли не начать выработку системы контр-противодействия. В Новосибирске, Набережных Челнах, Томске, Свердловске, Новокузнецке, Ленинграде, Риге, Таллине, Киеве, в Московской области в 1986—1990 прошли конференции, где вырабатывалась идеология движения МЖК. На деловых играх вырабатывались способы ведения дискуссий и получение шансов для успеха дела. В числе прочего идеологи движения МЖК чётко определились в понимании реализации коммунистического лозунга создание условий для всестороннего развития творческой гармоничной личности.
В основу формирующейся идеологии движения МЖК легли основные принципы создания полноценной жилой среды, среды обитания, а именно:
— каждый МЖК имеет собственную, детально продуманную социальную программу, связанную созданием соответствующих элементов инфраструктуры микрорайона — своими руками бойцы КМСО создают не только жилые дома (основа комплекса), но и объекты соцкультбыта, спорта, досуга, образования, культуры и воспитания; самоуправление по месту жительства или в форме ЖСК, или в форме кондоминиумов с собственным органом управления — Советом МЖК
— добрососедство и взаимопомощь, в том числе — организация совместных праздников и спортивных состязаний, детских и семейных клубов, оздоровительных центров, хобби-центров, клубов технического творчества и др.;
— совместное, гармоничное и всестороннее воспитание и развитие детей;
— приоритет свободному времени (вне производства) для культурного развития и самосовершенствования человека, самореализация его в творчестве и увлечениях;
— закрепление молодёжи и подрастающего поколения на базовом предприятии.

Процесс самоорганизации стал тревожить партийное руководство и в 1987 году комсомол попытался взять движение МЖК под свой окончательный и полный контроль, создать центральный орган МЖК (по типу «центрального комитета»). ЦК МЖК мог бы стать новым органом, по аналогии с вертикальными структурами власти, политики и управления в СССР. Однако в регионах уже 2 года шли дискуссии, мозговые атаки, деловые и оргдеятельностные игры, семинары, тренинги, шло основательное переосмысление ситуации. Оценка факторов внешней среды, воздействующих на процессы движения МЖК, дала поначалу неожиданный и показавшийся удивительным результат, — основное противодействие идёт именно со стороны региональных партийных органов. Казалось бы, парадокс: с одной стороны — попытка реализации основных красивых лозунгов строительства коммунизма, с другой стороны — явная незаинтересованность в этом идеологов партии, неприемлемость всего этого для партийной бюрократии. Активом организаций МЖК были привлечены демографы, юристы, педагоги, врачи, экологи, культурологи, философы, социологи, специалисты по системному анализу, специалисты по системам управления и др. для поиска рационального решения проблемы. Учёные помогли понять основное, что «идеология коммунистического строительства» и «власть партии» — вещи совершенно разные. Осознание необходимости противостояния партийно-бюрократическим силам привело движение МЖК к реальной самоорганизации, к выстраиванию собственных региональных и межрегиональных структур, формируемых по принципу «снизу вверх». На деловых играх и межрегиональных конференциях МЖК была сделана попытка заново выработать современную теорию коммунизма в условиях реалий конца XX века. Такая идеологическая и методологическая работа велась, в частности, в организациях МЖК городов Томск, Ленинград, Новосибирск, Набережные Челны, Архангельск и др. Полученный «идеал» разительно отличался от всех теоретизирований апологетов коммунизма. Это заставило многих эмжековцев сделать вывод о недоверии идеологиям современных левых движений.

Наиболее развитые организации МЖК пришли к необходимости системного, комплексного осознания общих проблем и выработки общих способов развития движения МЖК. Попытка контроля «сверху вниз» через некий ЦК МЖК, высказанная ЦК ВЛКСМ в 1987 году, уже опоздала. В 1986—1993 в стране самоинициативно стали организовываться и проходить конференции, посвященные тем или иным аспектам действительности. По итогам серии межрегиональных конференций руководителей движения МЖК в СССР, на конференции в Новосибирске была создана организация «Сибирский договор» (19.11.1988)— это межреспубликанское, межрегиональное объединение организаций МЖК по упрочнению деловых и социальных контактов, для обмена опытом., открытое для присоединения различными состоявшимися МЖК. Договор регламентировал экономические отношения сотрудничества, а также взаимопомощь по консультациям и совместной деятельности в общих для всех вопросов. Одним из оснований заключения «Сибирского договора» стало не согласие региональных МЖК с предложением центральных московских структур создать единую, вертикально-интегрированную, централизованную при ЦК ВЛКСМ общесоюзную структуру управления движением МЖК. Конференции Новосибирская, Уральская, Ленинградская и Набережно-челнинская решили, что создание ЦК МЖК нецелесообразно.
После Всесоюзных конференций 1988 в Ленинграде и 1989 в Набережных Челнах была инициирована идея создания на общегосударственном уровне объединённой структуры, для общения с органами центральной власти, возможности влиять на законотворчество в стране. Структуры, представляющей собой не орган, командующей всеми МЖК страны, а орган консультационно-координационный. С 1988 года также остро стоял вопрос о принятии на государственном уровне нового, более конкретного «Положения о МЖК в СССР». Текст 1987 года явно не удовлетворял участников движения МЖК. В 1989 году через делегатов XXI съезда ВЛКСМ удалось провести в качестве законодательных инициатив СССР несколько важных предложений по молодёжному предпринимательству. Следует отметить, что в время разрабатываемый «Закон о МЖК» предполагался как часть формируемой общегосударственной молодёжной политики. XXI съезд ВЛКСМ, в рамках права законодательной инициативы, предложил и вскоре в стране был принят закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

Идея «Сибирского договора» нашла поддержку в колыбели движения МЖК — Свердловске, признанном флагмане движения. В той или иной форме — в городах Урала, Поволжья, в Ленинграде, в наукоградах Подмосковья, в Таллине и Риге. До 1989 года главной идеей в движении МЖК оставалась идея «улучшенного марксизма», «социализма с человеческим лицом», идея построить зачатки коммунизма в отдельно взятом микрорайоне. Органы партии и профсоюзы оказались слабой подмогой на этом пути. Инициатива ЦК ВЛКСМ по единому централизованному органу реализовалась лишь в виде создания ВЦ МЖК — Всесоюзный Центр МЖК при ЦК ВЛКСМ. Его основной деятельностью стали вспомогательные функции — информационного бюро; центра помощи в проектировании и научной разработки социальных инициатив; органа по популяризации передового опыта. Самоорганизация, исследования в области теории коммунизма, в теориях развития социумов, способствовали выработке различных новых социальных инициатив. Так в 1988 московские МЖК выступили с инициативой (конечно же, не поддержанной властью) о необходимости делегирования государством части властных полномочий «Совету МЖК», руководящему органу коллектива по месту жительства. В частности — предоставление прав микрорайисполкома. То есть впервые было заявлено о возможности осуществления гражданами функций местного самоуправления в микрорайоне. Самоуправление по месту жительства, самоорганизация жителей (сейчас это называется ТСЖ — товарищество собственников жилья и «кондоминиумы») — так и осталась до сих пор пока не реализованной мечтой, ей не помогает и общегосударственная кампания по созданиям ТСЖ, идущая с 2002 г, уже совсем в другой стране.

К очередному (как оказалось, последнему), XXI съезду ВЛКСМ (1989) представители комсомольско-молодёжных строительных отрядов, оргкомитетов и советов МЖК всех регионов страны пришли уже с конкретными социально-экономическими предложениями. Следует отметить, что некоторые из эмжековцев в 1990-е годы вернулись к позициям коммунистической идеологии, не восприняв создавшегося дикого капитализма. МЖК после комсомольских съездов продолжили создание своей всесоюзной организации — Союза МЖК (зарегистрирован только в 1993), и практически решили уже в 1990-м создать всесоюзное спутниковое телевидение МЖК. Однако страна уже погрузилась в экономический коллапс и последующий политический излом…

Первоначально социальный эксперимент, на который пошло руководство советского государства, предполагал решение достаточно простых вопросов — возможность создания для передовой части молодёжи улучшить условия жизни и, через педагогические новации, а также другие объекты соцкультбыта, помочь этим молодым семьям вырастить из их детей новую, образованную и воспитанную молодёжь, основу стабильной экономики и обороноспособности страны в будущем.
Проект создания МЖК для них был возможностью сделать новый, лучший образец жизни — комфортные условия проживания в сочетании с развитием духа коллективизма, общности, и в условиях полноценной среды обитания (в том числе по экологической, транспортной, социально-бытовой, педагогической сторонам). Это превосходило первоначальные ожидания органов власти — создать микрорайоны с минимальным уровнем антисоциальных явлений и костяком здорового общества. Эксперимент, творческими усилиями эмжековцев, выплеснулся на новые уровни. Социальные программы МЖК формировались на основе уникальных творческих, авторских проектов педагогов, медиков, тренеров, экологов, культурологов, телевизионщиков, театральных деятелей и др. Соединение нескольких социальных инноваций в одном месте не могло не приводить к синергетическому эффекту — сам по себе МЖК становился уникальным социальным экспериментом. Это был не просто набор объектов соцкультбыта, а целостная, живая система.
Как было осмыслено впоследствии, социальный эксперимент шел и в латентных плоскостях. Например, прошла проверка на прочность и истинность коммунистическая идеология. Состоялся эксперимент на раскрытие творческих качеств людей, МЖК раскрыл созидательный, деловой и организационный потенциал, научно-технические (рационализация и изобретательство, инновации) способности. Высвободилась энергия молодых людей, самореализовавших себя в педагогике, культуре (театр, телевидение, поэзия), техническом творчестве, предпринимательстве. Комплексный эффект от движения МЖК оказался много шире ожидавшегося.
Эксперимент имел и явно выраженные политические последствия — актив движения МЖК в массе своей стал основой носителей демократической идеологии в обществе. Организации МЖК с 1986 года активно использовали методы мозговых атак, открытых дискуссий и системного анализа для выработки решений по стоящим перед ними проблемам. Эта тактика оказалась эффективной и позволила находить неординарные, порой неожиданные результаты. Самое главное — позволяла не поссорить МЖК и окружающий социум. Позволила организациям МЖК часто становиться локомотивом этого социума.
Комплексное решение ряда социальных задач — создание гармоничных условий жизни, создание условий здорового и физического воспитания детей и подрастающей молодежи, защита окружающей среды, воспитание патриотичности, укрепление семьи, повышение деторождаемости, повышение культурного и образовательного уровня граждан (и, как следствие этого — снижение уличной преступности и хулиганства), в условиях творческого подхода различных МЖК в регионах страны стало поистине глобальным социальным экспериментом, пока до конца не осмысленным современниками.

Изменение государственной системы привело к тому, что с 1991 года система МЖК окончательно лишилась своей материальной базы — базовые предприятия в последней стадии эпохи социализма, в 1989—1990 гг. потеряли все средства на социальные программы. В том числе средства на строительство жилья и объектов соцкультбыта. Молодёжные объединения тоже не имели возможности где-либо самостоятельно получить такие большие средства. Многие, уже состоявшиеся организации МЖК, как юридические лица, смогли выжить, но строительство жилых комплексов было отложено. После 1993 года не имеется информации о создании где либо в стране полноценных жилых комплексов, эпоха МЖК свёрнута. Началась пора «спальных микрорайонов» и уплотняющей застройки…



Рекомендуем почитать

Наверх