Европейская комиссия (ЕС). Роль и место европейской комиссии Европейская комиссия является институтом осуществления законодательной инициативы

Беременность и дети 21.08.2019

Официальное наименование. Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа Европейского объединения угля и стали (первого из Европейский сообществ, созданного в 1951 г. Парижским договором). Название "Верховный орган" объяснялось тем, что данный институт фактически являлся главной руководящей инстанцией ЕОУС, был наделен не только исполнительными, но и законодательными полномочиями в области регулирования общего рынка угля и стали (лишь в отдельных случаях акты Верховного органа требовали подтверждения со стороны Специального совета министров – прообраза Совета ЕС).

При подписании в 1957 г. Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии исполнительный институт каждого из них был назван Комиссией (Комиссия ЕЭС и Комиссия Евратома), в то время как носителем законодательной власти стал Совет, позднее разделивший ее с Европейским парламентом.

В соответствии с "Договором о слиянии", вступившем в силу в 1967 г., Комиссия, как и Совет, превратилась в единый институт для трех Европейских сообществ, осуществляющий функции и полномочия бывшего Верховного органа ЕОУС, комиссий ЕЭС и Евратома. С этого момента она стала называться "Комиссия Европейских сообществ".

Наименование "Комиссия Европейских сообществ" сохранилось и в 1990-е гг., несмотря на то, что Маастрихтским договором 1992 г. на базе Европейских сообществ был учрежден Европейский Союз (напомним, что Европейские сообщества вплоть до 1 декабря 2009 г. оставались структурным элементом ЕС – его первой опорой). Однако в этот период по инициативе самой Комиссии стало использоваться и другое наименование – "Европейская комиссия".

После реформы Лиссабонского договора Европейская комиссия (англ. European Commission; франц. Commission europeenne) стало единственным официальным полным наименованием рассматриваемого института, закрепленным в учредительных документах обновленного ЕС. Наряду с ним продолжает использоваться краткое официальное наименование – "Комиссия".

Функции . В соответствии с учредительными документами (Договорами) Европейская комиссия осуществляет многообразные виды деятельности, связанные с текущим управлением, развитием ЕС и защитой его правопорядка от нарушений. Они перечислены в посвященной Комиссии статье базового учредительного документа ЕС – ДЕС: "Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних. Она осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда

Европейского Союза. Она исполняет бюджет и управляет программами. Она осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами. За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений" (§ 1 ст. 17 ДЕС).

Перечисленные виды деятельности в правовой и политической доктрине ЕС принято объединять в три группы, которые могут быть названы главными функциями Комиссии:

  • 1) инициативная функция (называемая также функцией "мотора", или "двигателя" ЕС) – выдвижение проектов и других инициатив, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках ЕС. Данная функция особенно ярко проявляется в законодательном процессе, поскольку, по общему правилу, Европейский парламент и Совет ЕС могут издавать законодательные акты ЕС "только по предложению Комиссии" (§2 ст. 17 ДЕС);
  • 2) надзорная функция (называемая также функцией "хранителя", или "стража" права ЕС) – осуществление надзора за соблюдением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС государствами-членами с возможностью предъявления к ним исков в Суд ЕС, уполномоченный официально констатировать факт нарушения и налагать на государства-нарушители санкции;
  • 3) функция текущего управления (называемая также административной функцией) – самостоятельное принятие мер, направленных на претворение в жизнь права ЕС, в том числе путем издания исполнительных и делегированных актов и посредством исполнения бюджета ЕС.

Исходя из того, что система главных функций и вытекающих из них полномочий Европейской комиссии во многом сходна с функциями и полномочиями высших органов исполнительной власти государств (национальных правительств), в средствах массовой информации, а иногда и научной литературе Комиссию нередко сравнивают с "правительством" ЕС (или "европейским правительством"). В пользу такого сравнения также свидетельствует сходство в порядке формирования и методах работы (Комиссия утверждается путем вотума доверия Европейским парламентом, а ее члены, подобно членам национальных правительств, несут ответственность за конкретные отрасли управления – выступают комиссарами по определенным делам).

Аналогия Комиссии с правительством, однако, возможна лишь частично, поскольку ряд важных политико-административных полномочий в ЕС возложены на Совет ЕС (см. 4.4), а функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики ЕС осуществляет Европейский совет (см. 4.3).

Местонахождение . В соответствии с Протоколом об установлении местонахождений институтов, некоторых органов, учреждений и служб ЕС (см. 4.1) местонахождением Европейской комиссии является Брюссель. В то же время согласно Протоколу некоторые подразделения Комиссии, например, Статистическое ведомство (Евростат) или Ведомство официальных публикаций ЕС, расположены в Люксембурге , где размещался прообраз данного института (Верховный орган ЕОУС).

Маастрихт (Три опоры)
Амстердам Ницца Лиссабон Институты Комиссия (Текущая) Парламент Другие и будущие институты Выборы 2004 2007 Округа
Партии Фракции План Члены Расширение Право Евро
Внешняя политика Органы Агентства

Другие страны · Портал Политика

Текст перенесён без редактирования из статьи Европейский союз

Европейская комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) - высший орган исполнительной власти Евросоюза , политически независимое учреждение, призванное проявлять заботу об интересах всего ЕС . В ее состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз . Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Отвечает за выполнение решений Сообщества , контролирует соблюдение законов Союза в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейских Сообществ иск против стран-членов за нарушение членских обязательств. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Дополнительные сведения

К. имеет производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также участвует во встречах Большой восьмёрки , так как в неё входят некоторые страны-члены ЕС.

Состав

Председатель Еврокомиссии - Жозе Баррозу

Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по числу стран - членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом

Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС.

Функции

Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов.Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Скандал в 2004 году

Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, «зелёных» и «евроскептиков»). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.

Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.

В настоящее время в состав Еврокомиссии входят:

  • Маргот Валльстрем (Швеция) - связи с Европарламентом и административная реформа
  • Гюнтер Ферхойген (Германия) - политика в отношении предпринимательства и промышленности
  • Жак Барро (Франция) - юстиция, свобода и безопасность
  • Сийм Каллас (Эстония) - административная реформа, аудит, борьба с коррупцией
  • Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) - внешние связи
  • Антонио Таджани (Италия) - транспорт
  • Ласло Ковач (Венгрия) - таможня и налоги
  • Андрис Пиебалгс (Латвия) - энергетика
  • Неели Крус (Нидерланды) - конкуренция
  • Марианна Фишер-Боэль (Дания) - сельское хозяйство
  • Стравос Димас (Греция) - охрана окружающей среды
  • Вивиан Рединг (Люксембург) - развитие информационного общества
  • Янез Поточник (Словения) - наука, исследования
  • Чарльз Маккриви (Ирландия) - внутренний рынок, услуги
  • Хоакин Альмуния (Испания) - экономика и денежно-кредитная политика

Европейская комиссия (Комиссия) представляет собой институт, в котором тенденции европейской интеграции проявляются наиболее полно. Первоначально предполагалось, что Комиссия будет выражать интересы сообщества и станет главным органом, обеспечивающим дальнейшую интеграцию. Основные аспекты деятельности Комиссии следующие: представление Совету министров предложений о политике сообщества, посредничество между государствами-членами в целях реализации этих предложений, координация национальных политик государств-членов и контроль за реализацией политики сообщества.

Состав нынешней Комиссии был утвержден в октябре 2004 г. - 25 комиссаров, каждый из которых представляет государство - член ЕС и является гражданином этого государства. С 1 января 2007 г. в ее состав вошли еще два представителя: от Болгарии и Румынии. Итого - 27. При формировании Комиссии в первую очередь правительства государств-членов с общего согласия и после консультаций с Европейским парламентом выдвигают кандидата на пост председателя Комиссии и утверждают его кандидатуру (в настоящее время председателем Комиссии является ЭКозе Мануэль Баррозу (Португалия)). Затем правительства государств-членов в ходе консультаций с председателем Комиссии предлагают кандидатов для назначения членами Комиссии. Члены Комиссии (комиссары), определенные таким образом, подлежат утверждению Европейским парламентом «единым I списком»23. Председатель и члены Комиссии назначаются на пять лет.

Все назначения производятся государствами-членами с общего согласия. На практике каждое правитель-

ство может само определить кандидата, которого оно выдвигает в качестве «своего» члена Комиссии, при этом выдвинутый таким образом кандидат не должен быть отвергнут другими государствами-членами. Члены Комиссии не могут быть отстранены по инициативе правительств государств-членов, однако Комиссия в полном составе прекращает действовать в случае вынесения Европейским парламентом вотума недоверия (ст. 201 (бывшая 144) Договора о ЕС).

Суд ЕС также может отстранить члена Комиссии от должности при выводе, что он не соответствует требованиям, необходимым для выполнения обязанностей, или если он совершил серьезный проступок (ст. 216 (бывшая 160) Договора о ЕС). Члены Комиссии с момента их назначения не являются представителями своих стран в Союзе и обязаны быть юридически независимыми. Для обеспечения этого в договоры включены соответствующие положения (ст. 213(2) (бывшая 157(2)) Договора о ЕС). Любое нарушение принципов, норм права или этики может стать причиной принудительной отставки члена Комиссии.

Баланс сил в сообществе таков, что Комиссия, являясь сама по себе независимой, не может выполнять свои обязанности без сотрудничества с государствами- членами. Вследствие этого она учитывает государственные национальные интересы, и одна из ее самых важных задач - согласование политики отдельных государств-членов и политики и целей сообщества. Комиссия наделена полномочиями предпринимать действия независимо от Совета министров и всячески стремится избежать конфликта с каким-либо государством-членом.

Между членами Комиссии распределяются сферы деятельности. Распределение происходит по соглашению между членами Комиссии при участии председателя, который играет ведущую роль.

Во время распределения имеет место интенсивное лоббирование государствами-членами возможности закрепления за своими представителями наиболее важных вопросов. Аппарат Комиссии состоит из генеральных директоров и служб. Не все они имеют одинаковое значение, отсюда борьба комиссаров за сферы деятельности. Каждый член Комиссии, как правило, отвечает за работу того или иного директората или службы. В ныне действующей Комиссии 17 генеральных директоратов по направлениям внутренней политики Союза, 5 директоратов по внешним связям, 5 общих служб и 9 внутренних служб.

Генеральные директораты и службы: 1)

по направлениям внутренней политики: по сельскому хозяйству;

по вопросам конкуренции;

по экономическим и финансовым отношениям; по вопросам образования и культуры; по вопросам занятости и социальным отношениям; по промышленности и предпринимательству; по вопросам окружающей среды; по рыболовству и морским делам; по здравоохранению и защите потребителя; по средствам массовой информации; по вопросам внутреннего рынка;

совместный исследовательский центр (на правах директората);

по вопросам правосудия свободы и безопасности; по вопросам региональной политики; по вопросам науки; по налогам и таможенному союзу; по вопросам транспорта и энергетики; 2)

по внешним связям: по вопросам развития;

по вопросам расширения Союза; по вопросам кооперации и взаимопомощи; по вопросам внешних сношений; по вопросам прав человека; по вопросам внешней торговли; 3)

общие службы:

по борьбе с мошенничеством;

Европейская статистическая служба; по связям с общественностью;

издательство;

секретариат; 4)

внутренние службы: по бюджету;

бюро европейских политических советников;

инфраструктуры и логистики;

внутреннего аудита;

информатики;

толкования;

юридическая;

управления персоналом;

переводов.

Например, Совместный исследовательский центр занимается вопросами научного и технического обеспечения развития, применения и контроля за реализацией направлений политики Союза. Важно, чтобы в результате реализации того или иного политического проекта были соблюдены общие интересы государств- членов, а не интересы финансово-промышленных групп или отдельных государств.

Юридическая служба обеспечивает генеральным директоратам консультации по правовым вопросам, представляет Комиссию в любых юридических процедурах и т. д.

Назначение на высшие должности в Комиссии является объектом соперничества государств-членов. Решения о назначениях принимаются членами Комиссии и частично основаны на принципе: каждое государство - член ЕС должно иметь свою долю таких постов.

Каждый член Комиссии в работе опирается на помощь кабинета - группы сотрудников, назначенных персонально им и непосредственно ему подчиненных.

Члены Комиссии (как и других институтов сообщества) в соответствии с правом сообщества пользуются привилегиями и иммунитетами24, самые важные из ко торых - иммунитет от судебного преследования в государствах-членах в связи с действиями, произведенными должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, и освобождение от подоходного налога в государствах-членах на заработную плату, получаемую ими в связи с работой в институтах сообщества. Однако с должностных лиц взимается специальный подоходный налог сообщества с низкой ставкой25. Все иммунитеты и привилегии, которыми пользуются должностные лица сообщества, предоставляются им исключительно в интересах сообщества, и соответствующий институт обязан отказываться от иммунитета всякий раз, когда это не противоречит интересам сообщества26.

В целом Комиссия наделяется компетенцией, необходимой для реализации норм, установленных Советом министров. При этом Совет министров может разрабатывать определенные, обязательные для Комиссии требования. На современном этапе европейской интеграции Комиссия выполняет следующие основные функции: 1) предлагает проекты законодательных актов Совету министров и Ёвропарламенту, т. е. имеет право законодательной инициативы; 2) осуществляет реализацию политики ЕС во всех сферах, т. е., по сути, является исполнительным органом власти Союза; она расходует утвержденный бюджет Союза; 3) следит за исполнением права ЕС и при необходимости принуждает субъектов совместно с Судом к выполнению права; 4) представляет ЕС на международной арене.

Заседания Комиссии проходят при закрытых дверях (обсуждение носит конфиденциальный характер), а решения принимаются простым большинством голосов. Часто используется и так называемая письменная процедура, в соответствии с которой проект решения передается членам Комиссии, и в случае, если от них в течение определенного периода не поступает возражений, решение считается принятым.

При выполнении Комиссией обязанностей по реализации норм, установленных Советом министров и Европарламентом, предусмотрены специальные процедуры. Для сохранения определенного контроля Совет министров обычно создает специальный комитет, которому Комиссия должна представлять проекты актов, планируемых к изданию. В этот комитет входят представители правительств государств-членов, а председательствует должностное лицо Комиссии.

Для дальнейшего уточнения процедур и систематизации таких контрольных механизмов в Единый европейский акт было включено положение, предусматривающее принятие решения, определяющего их принципы и правила27. Такое решение было принято Советом министров в 1987 г. В решении определяются процедуры, которые могут быть необходимы в конкретных случаях, когда Комиссия наделяется компетенцией реализовывать нормы, установленные Советом министров.

В соответствии с первой процедурой, известной как «комитетская консультативная процедура» (consultative committee procedure), функции комитета носят исключительно консультативный характер, даже отрицательное мнение комитета не влияет на полномочия Комиссии.

В соответствии со второй процедурой, известной как «процедура по управлению комитетом» (management committee procedure), Комиссия должна представить комитету проект акта, после этого председатель комитета определяет срок, в течение которого комитет обязан представить свое мнение. Комитет использует сходную с действующей в Комиссии систему голосования, при этом решение принимается только квалифицированным большинством. Председатель не принимает участия в голосовании. Если Комиссия учитывает мнение комитета либо если комитет не представляет мнения в течение установленного срока, акт Комиссии носит окончательный характер. Если Комиссия не учитывает мнение комитета, акт все равно может быть принят, но в этом случае он должен быть немедленно представлен в Совет министров.

Из всего изложенного можно сделать вывод: в

высших звеньях ЕС действует отлаженная система контроля, сдержек и противовесов. Длительная практика отладила работу этой системы, но для ее эффективности необходимо наличие арбитражной инстанции, которая смягчала и разрешала бы объективно возникающие разногласия. Такой инстанцией является Суд ЕС.

Еще по теме § 4- Европейская комиссия:

  1. Приложение 6. Структура Комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН
  2. § 8. Финансовые учреждения Европейского Союза Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков
  3. 45. Чем комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отличаются от комиссий по ведению коллективных переговоров?
  4. Глава 2 ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО СПЕЦИФИКА. МЕСТО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  5. Глава IV. Дела, возникающие из правоотношений при формировании и расформировании избирательных комиссий, обеспечении полномочий членов комиссий
  6. Е.С. Крестинина, ИМЭМО РАН ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
  7. Раздел XV О ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВАХ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
  8. 6. Пояснительная записка по вопросу о подписании Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней Опубликовано: Европейский суд по
  9. Раздел II. Положения о внесении изменений в Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества с целью образовать Европейское Сообщество
  10. М. Е. Романова, В. А. Абрамович, Т. Ф. Цеханович. Европейское таможенное право; учеб. пособие / под ред. X. Херрманна, С. А. Ба- лашенко, Т. Борича, В. А. Гошина. 104 с. - (Европейское экономическое право)., 2010
  11. О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ и ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ежегодный доклад за 1998 год Европейскою центра контроля за распространением наркотиков и наркомании (ЕЦКРНН))

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Европейская Комиссия - главный исполнительный орган Европейского Союза.

До 2001 г. численность Комиссии составляла 20 человек. Большие государства - Великобритания, Германия, Италия, Испания и Франция - назначали по 2 комиссара. Другие – по 1.

С 2001 г. по Ниццкому договору каждое государство-член представлено в Комиссии одним комиссаром, назначенным данным государством. Назначение каждого комиссара одобряется всеми государствами-членами.

Лиссабонский договор предусматривает снижение численности Комиссии , но только с 2014 г. Численность Комиссии будет сокращена до числа 2/3 от количества стран-членов Европейского Союза. От 27 стран, если состав Союза останется прежним, в Комиссии будут представлены 18 человек. Члены Комиссии будут избираться по принципу равной ротации между государствами-членами с учётом демографических и географических условий все государств.

Порядок формирования Комиссии устанавливается следующий.

Кандидатура Председателя Комиссии предлагается Советом ЕС и избирается Европарламентом на 2,5 года с правом дальнейшего переизбрания.

Председатель Европейской Комиссии предлагает список стран-членов Комиссии. Совет Европейского Союза голосует по утверждению этого списка по принципу квалифицированного большинства, руководствуясь только своим мнением об «общей компетентности» и «европейской преданности» лиц, предложенных в состав Комиссии. Назначение вступает в силу после вотума доверия Европейского Парламента. При этом Парламент не может отвести какую-то одну кандидатуру из предложенного состава Комиссии. Если комиссия не получает вотум доверия, формируется её новый состав.

В дальнейшем при вынесении Европейским парламентом вотума недоверия («резолюции порицания») Комиссия также уходит в отставку в полном составе.

Европейскими комиссарами могут быть только граждане государств-членов.

Срок полномочий комиссаров составляет 4 года, полномочия могут быть возобновлены.

Комиссары присягают на верность Европейскому Союзу. Они действуют в личном качестве, а не в качестве представителей своих стран и обязуются быть беспристрастными, независимыми и действовать в общих интересах Союза. «Государства-члены должны уважать их независимость и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач» (Договор о функционировании Европейского Союза, ст. 245). Комиссия подчёркивает, что она - неполитический орган, не связанный с политическими партиями или общественностью, с главами государств и правительств. Члены комиссии не могут быть отстранены по инициативе своих или иных правительств.

По отношению к комиссарам выдвигается не только требование их независимости и беспристрастности, но также требование быть щепетильными и осторожными и «воздерживаться от любых действий, несовместимых с их служебными обязанностями». Они не могут в период срока своих полномочий заниматься иной профессиональной деятельностью за вознаграждение или без него, а также «должны проявлять порядочность и щепетильность в том, что касается согласия занять определенные должности или получить выгоды после прекращения деятельности в комиссии».



Принудительная отставка члена Комиссии возможна, если им нарушены общие принципы деятельности Европейской Комиссии (например, выявлено лоббирование интересов определённого государства) или принципы Союза (например, выявлена дискриминация). Суд ЕС может отстранить от должности члена Комиссии при выводе, что он не соответствует требованиям, необходимым для выполнения своих обязанностей, или если он совершил серьезный проступок.

Должностные лица Комиссии (как и других институтов Союза) имеют привилегии. Они освобождены в государствах-членах от подоходного налога на зарплату, получаемую в институтах Союза, и вместо этого с них взимается специальный подоходный налог Союза с низкой ставкой; они имеют иммунитет от судебных преследований в государствах-членах в связи с их деятельностью по выполнению служебных обязанностей.

Каждый комиссар отвечает за конкретную сферу деятельности Европейской Комиссии. Распределение сфер деятельности осуществляется по соглашению между членами Комиссии при ведущей роли председателя.

Вся работа Комиссии осуществляется под руководством Председателя. Он же ведёт заседания комиссии.

Функции комиссии многообразны:

1) аналитическая заключается в изучении и проработке конкретных политических вопросов. «формулирование политики» и предоставление предложений о политике Союза другим институтам является задачей Комиссии;

2) комиссия участвует в законотворческой деятельности. Она наделена правом законодательной инициативы по вопросам «текущей политики», т.е. повседневной жизни Европейского Союза. Предложения Комиссии вносятся в Совет Евросоюза;

3) координационная функция осуществляется в рабочих связях Комиссии с другими институтами и органами Союза и правительствами государств-членов ЕС. Комиссия является при этом передаточным механизмом от институтов ЕС к национальным правительствам; кроме того, она осуществляет посредничество между государствами с целью реализации решений и координации национальных политик;

4) исполнительская (управленческая) функция является для Комиссии основной. Она управляет программами Союза, исполняет бюджет;

5) контрольная функция реализуется через общий надзор за применением права органами Союза и государствами-членами, через надзор за реализацией политики Союза правительствами стран, контроль за добросовестным выполнением принятых решений Советом ЕС.

Особенное внимание при этом уделяется сфере конкурентной политики. Комиссия полномочна осуществлять надзор за действиями как государственного, так и частного сектора национальных экономик, за действиями правительств при выделении дотаций, льготных кредитов, установлении таможенных ограничений или установления особых стандартов или требований к импорту и т.п. При нарушении кем-либо «правил конкурентной игры» накладывается штраф.

Еврокомиссия надзирает также за тем, чтобы не происходило нарушений антимонопольного законодательства Союза, чтобы монопольным положением не злоупотребляли, чтобы не было чрезмерной незаконной концентрации капитала. При констатации нарушений Комиссия может в этой сфере также наложить на виновную сторону штраф или передать дело на рассмотрение Европейский Суд Правосудия;

6) внешнеполитическая функция связана с тем, что Комиссия наделена правом осуществлять внешние сношения и готовить международные соглашения. Она проводит переговоры по тексту такого соглашения, но заключает его с иностранной стороной Совет Европейского Союза, проведя предварительные консультации в Европарламенте.

До 2009 г. ответственным за данное направление деятельности был комиссар ЕС по внешним связям. По Лиссабонскому договору это направление возглавляет новое должностное лицо – Высокий (Верховный - High) представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, который входит в состав Комиссии на правах заместителя Председателя Комиссии.

В целом «исполнительная», властно-распорядительная направленность в деятельности Комиссии преобладает.

Заседания Европейской Комиссии проходят при закрытых дверях.

Решения по всем вопросам принимаются простым большинством. Часто используется «письменная процедура», которая предусматривает, что если на полученный проект от членов Комиссии в течение определённого времени не поступило возражений, документ считается принятым.

В подготовке решений Комиссии большое значение имеют контакты с комитетами. В связи с этим предусмотрены: комитетская консультативная процедура, комитетская управленческая процедура, комитетская регулятивная процедура.

Структурными подразделениями Комиссии являются генеральные директораты (дирекции) во главе с Генеральным директором, который подчиняется соответствующему члену Комиссии. Генеральная дирекция подразделена на дирекции, а они - на сектора.

Существует ряд специализированных служб при Комиссии, в т.ч. Юридическая служба, которая консультирует по правовым вопросам и представляет Комиссию в юридических процедурах, Статистическая служба, Служба переводов и др., а также Комитеты советников.

деятельность комиссаров обеспечивают также вспомогательные службы Комиссии. Каждый член Комиссии имеет штат вспомогательных сотрудников – кабинет. Главы кабинетов всех членов Комиссии координируют свою деятельность и принимают участие в подготовке заседаний Комиссии.

Решения по кадровым назначениям в рамках специализированных и вспомогательных служб принимаются самой Комиссией с учетом принципа, что все государства-члены должны иметь свою долю постов.

Объединенный чиновничий аппарат Комиссии составляет около 5000 человек.

Местонахождение Европейской Комиссии - Брюссель.

3.5. Счётная Палата

По Лиссабонскому договору Счётная палата (или Суд аудиторов) признана институтом Европейского Союза.

Её задача состоит в контроле финансовой деятельности Европейского Союза и его институтов. Исполнение этой задачи предполагает проверку отчетов о расходах и доходах Союза, контроль финансовых операций, борьбу против мошенничества и финансовых злоупотреблений. Счётная Палата оказывает также помощь Европейскому Парламенту и Совету в осуществлении их полномочий по контролю за исполнением бюджета.

Счётная Палата состоит из 27 членов, исходя из того, что в её составе должно быть по одному представителю от каждого государства-члена. К аудиторам предъявляются строгие квалификационные требования. Аудиторы назначаются на 6 лет решением Совета после его консультаций и Европейским парламентом и могут быть переизбраны на новый срок.

Члены Счётной Палаты полностью независимы в своей деятельности как от государств, гражданами которых они являются, так и от институтов Евросоюза. В течение срока своих полномочий члены Счётной Палаты не имеют права заниматься никакой иной деятельностью, оплачиваемой или не оплачиваемой.

На аудиторов распространяются привилегии и иммунитеты, применимые к судьям Суда Европейского Союза.

Член Счётной Палаты может быть отрешен от должности на основе решения Суда.

Из состава Счетной палаты избирается её председатель. Срок его полномочий - 3 года, после чего он может быть переизбран вновь. Его обязанность состоит в координации деятельности аудиторов. Он же представляет Счётную палату в контактах с институтами Евросоюза и международными организациями.

за каждым аудитором закреплено определённое направление работы. Аудиторы объединены в аудиторские группы, которые также курируют определённые направления работы: контроль расходования средств бюджета, контроль расходования средств фондов, контроль расходования средств в рамках международных программ, контроль доходной части бюджета.

Счётная Палата проверяет в той части, которая касается бюджетных средств Европейского Союза, правильность ведения бухгалтерских документов, законность и правильность финансовых операций, финансовые отчёты всех институтов и органов Союза, кроме тех, в учредительных документах которых указано на невозможность такой проверки. Счётная Палата имеет право вести проверки как непосредственно в проверяемых институтах, органах и учреждениях, так и получать любую необходимую информацию по своим запросам. В государствах-членах ревизия должна проводиться в сотрудничестве с национальными органами аудита.

Обязанностью Счётной Палаты является составление ежегодного доклада по итогам финансового года, который должен содержать материалы всех проведённых проверок и сведения о выявленных нарушениях. доклад направляется в другие институты Союза и публикуется в «Официальном журнале» вместе с ответами институтов по замечаниям и выводам аудиторов.

Омбудсмен

Европейский Омбудсмен избирается Европейским Парламентом после каждых выборов на срок его полномочий, после окончания срока полномочий он может быть назначен повторно.

Омбудсмен полностью независим в выполнении своих обязанностей. При исполнении своих обязанностей он не должен запрашивать или получать указания от какого-либо правительства, института, органа, офиса или организации. Омбудсмен не может в течение срока его полномочий заниматься никакой другой деятельностью, будь она оплачиваемая или нет.

Он может быть освобожден от должности Судом по просьбе Европейского Парламента в случае неисполнения возложенных на него обязанностей или виновен в совершении серьезных проступков.

Омбудсмен наделен полномочиями принимать жалобы от любого гражданина Союза или любого физического или юридического лица, проживающего или имеющего свой юридический адрес в государстве-члене, в связи с ненадлежащим управлением со стороны институтов, учреждений и органов ЕС (за исключением судебных органов). Он рассматривает такие жалобы и отзывается на них. Если в заявлении он находит основания, он осуществляет запрос в заинтересованный институт, орган, офис или учреждение, которое должно в течение 3 месяцев сообщить свою точку зрения по данному вопросу.

После этого Омбудсмен направляет информацию в Европейский Парламент и заинтересованное учреждение. Лицо, подавшее жалобу, также должно быть проинформировано о результатах расследования.

Омбудсмен или Европейский Парламент не могут принять решения о конкретном возмещении ущерба пострадавшему лицу. Но это, как подразумевается, должно быть сделано заинтересованным институтом, учреждением или органом, обязанность которого возместить ущерб была установлена на основании расследования Омбудсмена.

Омбудсмен представляет ежегодный доклад Европейскому Парламенту о результатах своих расследований.

(European Commission) Комиссия Европейского Союза (European Union), бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не издает законов. Чтобы лучше понять роль Комиссии, достаточно обратить внимание на растущую связь между этим органом и Советом министров (Council of Ministers). Обычно говорят: "Комиссия предлагает, а Совет располагает". В соответствии с Римским договором (Treaty of Rome), Совет (представляющий правительства государств-членов) превращает законодательные инициативы Европейского Союза в законы, но сделать это он может только по предложению Комиссии. На практике работа Комиссии и Совета настолько взаимосвязана, что зачастую разница между ними практически исчезает. Прежде всего следует отметить, что Комиссия в составе двадцати четырех человек назначается правительствами государств – членов ЕС на 4-летний возобновляемый срок. Существует неформальная система квот, согласно которой пять наиболее крупных государств имеют по два члена, а остальные – по одному. Председатель Комиссии назначается на 2-летний возобновляемый срок и утверждается Советом. Он может в определенной степени формировать свою "команду" и влиять на распределение ключевых постов по двадцати трем "генеральным директоратам" (чем-то похожим на министерские управления), в т.ч. таким, как генеральные директораты сельского хозяйства, промышленности, конкуренции и внешних сношений. Однако желание государств продвинуть своих представителей на ключевые посты выливается в сложные политические игры. Члены Комиссии обязаны отстаивать интересы Союза в целом, а не правительств, которые их делегировали. До сих пор это правило работало сравнительно хорошо, а члены Комиссии и чиновники ЕС, откомандированные национальными правительствами, "приживались" в Брюсселе, где располагается штаб-квартира Комиссии. Государства-члены относятся с известной долей скептицизма, а часто и с подозрением к предложениям передать ЕС некоторые полномочия, традиционно относящиеся к национальной "компетенции" или юрисдикции. Если законы ЕС противоречат национальным, признается главенство первых. Отсюда возникает необходимость предварительных переговоров с национальными правительствами, которые осуществляются через их представителей в Комитете постоянных представителей (COREPER), расположенном в Брюсселе. Также проводятся консультации с чиновниками национальных министерств, с секретариатом Совета, Европейским парламентом, с представителями групп интересов национального уровня Европы в целом и крупными корпорациями, чьи интересы затрагиваются выдвигаемыми предложениями. Они могут циркулировать в брюссельской бюрократической машине довольно долго, прежде чем удастся достичь согласованного мнения и можно будет надеяться на положительное решение Совета. Многие предложения так и остаются непринятыми или забытыми на долгие годы – до возникновения благоприятных условий. Бывает и так, что предложения, особенно ценные для определенного состава Комиссии, передаются в Совет, не получив открытой поддержки. В таком случае Комиссия пытается их лоббировать и мобилизует соответствующие силы поддержки. Европейский парламент может отклонить бюджет, предложенный Комиссией и утвержденный Советом. И наконец, Комиссия наблюдает за ходом исполнения или применения законов, но, поскольку брюссельские штаты весьма ограничены, применение законов обычно возлагается на национальные министерства, за которыми наблюдает Брюссель и которых, в случае необходимости, подстегивает Европейский Суд (European Court of Justice). Возможности Комиссии по успешному "проталкиванию" своих решений по всем инстанциям зависят от многих факторов, в т.ч. от преобладающего среди европейской общественности взгляда на интеграцию в рамках ЕС, от экономической конъюнктуры, оперативности членов комиссии (в особенности ее председателя), позиции правящих партий ведущих государств, уровня консенсуса среди национальных правительств и, конечно же, от прав, предоставленных ей различными договорами. Прерогативы Комиссии в этом отношении со временем увеличивались, однако дорога была негладкой, а движение по ней не всегда приводило к цели. Примерно до 1964 г. Комиссия на удивление успешно способствовала процессу интеграции и даже ускоряла его, опираясь на мощную поддержку Европейского Суда. Потом Комиссии бросило вызов французское правительство, и тогдашнее Европейское сообщество превратилось в нечто подобное "Европе в составе отдельных государств". Такое положение существовало от первого увеличения численности состава (1973) и до начала 1980-х гг., когда члены ЕС ощутили потребность в преодолении общих экономических трудностей и деблокировании механизма принятия решений. В итоге был принят Единый европейский закон (Single European Act). Он лишь немного расширил полномочия Комиссии, но набранный темп привел к Маастрихту (Maastricht), который еще больше укрепил ее позиции. С течением времени Комиссия набирала силу, число политических решений, принимаемых ЕС, увеличивалось, а он сам постепенно превращался в наднациональную организацию. В постмаастрихтский период ЕС занимается в основном проблемами единой валюты и полного экономического и валютного альянса, усиливаемого интеграцией внешней и оборонной политики. Важную роль в этом сыграл председатель Жак Делор, но сейчас, похоже, начался период национальной интроспекции. Совет все еще испытывает трудности в получении согласий национальных правительств, и пока неясно, какова будет политическая поддержка долговременной программы работы Комиссии со стороны некоторых государств-членов.



Рекомендуем почитать

Наверх