Водные ресурсы домашняя работа окружающий 4. Конспект урока "Водные богатства нашего края" (4 класс)

Карьера и финансы 15.07.2019
Карьера и финансы
  1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.
  2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

    В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природного объекта, составьте план самостоятельно.

    План описания реки

    1. Название.
    2. Где находится исток реки.
    3. Какое течение: быстрое или медленное.
    4. Притоки.
    5. Куда впадает река.
    6. Как река изменяется в разные времена года.
    7. Растения и животные реки.
    8. Использование реки человеком.
    9. Как люди влияют на реку.
    10. Что люди делают для охраны реки.
  1. Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

Значение водных богатств и их охрана

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Реки, озёра, моря должны быть чистыми! К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они.

В сельском хозяйстве применяют удобрения и ядохимикаты. Случается, что этих веществ используется больше, чем требуется. Тогда дождевая вода принесёт часть удобрений и ядохимикатов в реку, озеро или море.

А теперь представь, что водитель помыл в реке свой автомобиль. В воду попали бензин, машинное масло. Нельзя таким способом мыть автомобили, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды (некоторые их части тоже смазаны машинным маслом).

Очень часто люди бросают в воду мусор. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое другое. Представь, как опасно это для купающихся людей, особенно для тех, кто ныряет. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его и на берегу, откуда он может попасть в воду!

Школьники могут оказать помощь взрослым в охране водных богатств: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. В этой работе можешь участвовать и ты.

Внимание! Никогда не ныряй в незнакомом месте! На дне могут оказаться разбитые бутылки и другие предметы с острыми, режущими краями.

Проверь себя

  1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.
  2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря? Делают ли это в вашем крае?
  3. Почему при купании нужно соблюдать осторожность?

Задания для домашней работы

  1. Придумай и изготовь модель, показывающую значение рек, озёр, морей в жизни людей.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». А всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края?
  3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Боль природы

«Клад» на дне реки

Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 железобетонных плит, 34 куска рельсов, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

На следующем уроке

Узнаем о важнейших полезных ископаемых своего края, об охране подземных богатств. Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края.

Вспомни, что такое полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Водные богатства нашего края

1. Заполни схему. Приведи примеры водных объектов каждой группы.


2. Запиши, каково значение водных объектов в жизни людей.

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они радуют красотой, люди отдыхают на их берегах, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из рек и озер люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

3. Запиши причины загрязнения водных объектов.

  • Воду загрязняют заводы, фабрики, фермы.
  • В воду попадают химикаты, используемые как удобрения в сельском хозяйстве.
  • На берегу водоемов моют автомобили, мотоциклы, мопеды из-за этого в воду может попасть машинное масло, бензин.
  • Очень часто люди бросают мусор

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

4. Напиши названия водных объектов местности, в которой ты живёшь. Укажи в скобках: искусственный или естественный это водный объект.

Ока (естественный), канал имени Москвы (искусственный), Клязьма (естественный), водохранилище Можайское (искусственный), водохранилище Рублёвское (искусственный), Москва река (естественный).

Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»?

Одинакова ли вода по вкусу?

Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).

Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют … реки.

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется..... Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая.

Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает лишь Нева, на которой стоит город….

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако на многих реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи). Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду.

Весной лед начинает таять сначала вдоль берегов, а затем и на середине. Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный. Переходить водоемы по весеннему льду крайне опасно.

Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых. Помните хорошую пословицу: «Не зная броду, не лезь в воду».

Работа с картой Челябинской области:

– Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы нашей области.

– На берегу какой реки расположен наш город?

– Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город.

– На каком берегу (правом или левом) находится наш город?

– Как это узнать?

– Есть ли у этой реки притоки?

А теперь составьте рассказ-описание реки Миасс по плану на с. 145 учебника.

Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Насчитывается до 2 000 рек и речек, из них 323 имеют длину более 10 км. Реки Московской области целиком принадлежат бассейну Волги.

Самыми крупными реками Московского региона являются Ока и Москва с их притоками. Третья крупная река области Клязьма.

Реки: Москва, Яуза, Клязьма, Сетунь, Сходня, Химка.
Озера: Белое, Косинские озера, Святое (озеро, Москва), Тростенское, Нерское, Круглое
Болота: Черное, Великое, Святое, Дубовое

2) Заполните таблицы.

Таблица 1. Описание реки.

План описания Основные сведения
1. Название
Москва - река
2. Где находится исток реки на Смоленско - Московской возвышенности в Старьковском болоте
3. Какое течение: быстрое или медленное течение медленное
4. Притоки Сходня, Нищенка, Химка, Котловка, Чура, Таракановка
5. Куда впадает река в реку Оку на территории города Коломна
6. Как река изменяется в разные времена года замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в марте - апреле
7. Растения и животные реки берёзы, луговые травы, окунь, плотва, лещь, уклейка
8. Использование реки человеком для водоснабжения города
9. Как люди влияют на реку река загрязняется сточными водами и отходами заводов
10. Что люди делают для охраны реки стоят очистительные сооружения, отслеживают уровень загрязнений

Таблица 2. Описание Москвы - реки

План описания Основные сведения
1. Название
Москва - река
2. Общие характеристики протяженность 473 км, расположение - средняя река в Центральной России, в Московской области, Москве и, на небольшом протяжении, в Смоленской области, левый приток Оки (бассейн Волги)
3. Характер русла, ширина извилистая, от 80 до 120 м
4. Прибрежная флора берёзовые рощи, леса, луга
5. Рыбные ресурсы 35 видов рыбы: плотва, лещи
6. Хозяйственное значение водоснабжение, транспорт
7. Туризм и отдых прогулки, экскурсии, рыбалка
8. Красота реки свое впечатление

С помощью учебника составь схему.

Значение водных богатств в природе и жизни человека

Используя схему, расскажи о значении водных богатств.

Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Загрязнение водных ресурсов производственными отходами

Загрязнение водных ресурсов мусором и продуктами жизнедеятельности человека

Попадание вместе с грунтовыми водами в реки и озёра химических веществ, например удобрений и ядохимикатов с полей
Загрязнение воды бензином и машинным маслом при мойке автомобилей в реках

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам . В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Мальчики и девочки ! Все водные ресурсы (реки, озера, моря, океаны, ручьи) - это самое главное богатство нашей планеты. Чистая питьевая вода необходима для жизни людей, животных и растений. Без воды не возможна жизнь! В воде обитает множество рыб и других животных, которые участвуют в разнообразных пищевых цепях. Кроме того, человек научился использовать водные ресурсы в своей хозяйственной деятельности. Охраняйте водные богатства: следите за чистотой воды, расчищайте родники и ручьи, оберегайте растения и животных. Берегите воду!

Презентация по окружающему миру 4 класс «ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Юлия Анатольевна


Карта Воронежской области

Найдите свой район на административно – политической карте Воронежской области.


Наша малая Родина – г.Бутурлиновка

Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем!»


Какие виды водоёмов вы знаете?

РЕКА

ОЗЕРО

КАНАЛ

МОРЕ

ОКЕАН

РУЧЕЙ

ПРУД

БОЛОТО

ВОДОХРАНИЛИЩЕ


На какие группы можно разделить водоёмы?

ВОДОЁМЫ

Естественные

Искусственные

Создал человек

Создала природа

Река, озеро, море, океан,

болото, ручей

Пруд, канал, водохранилище


Части реки

Части реки.

Левый берег

Правый берег

На своём пути река встречает другие речки

и ручейки, которые впадают в неё и отдают

свою воду. Они называются притоками .

Если смотреть в сторону течения реки,

то справа будет правый берег,

а слева – левый.

Русло –это углубление, по которому

То место, где река впадает в другую

течёт река.

реку, в озеро или море, называют устьем .

У реки есть правый и левый берега .

Как их определить?

Как называют начало реки?

Что такое устье реки?

Что такое русло реки?


Какое значение имеют водоёмы для природы и человека?

Для питья и

приготовления пищи

Для хозяйственных

нужд человека

Дом для животных

и растений

Для работы

заводов и фабрик

Место отдыха


Карта г.Бутурлиновка

  • Рассмотрите карту г.Бутурлиновка, найдите и покажите водные ресурсы нашего города.
  • Как называется река в нашем городе?
  • Что вы знаете о ней?

Река Осередь в Бутурлиновке

Река Осередь - левый приток Дона. Течет с северо-востока на юго-запад по Калачской возвышенности и впадает в Дон в городе Павловске-на-Дону. Река начинается в 4 километрах к востоку от города Бутурлиновка в заболоченной балке. Общая длина равна 89 километрам. Левее реки Осередь на юг распространяются степи, а правее вдоль реки шириной 10–12 километров тянется Шипов лес. В нём преобладают преимущественно лиственные деревья, большей частью дубы.

р. ОСЕРЕДЬ

Шипов лес это памятник природы; наиболее значительная по площади 35,6 тысяч га - островная дубрава. Шипов лес имеет большое защитное и водоохранное значение - находится под охраной.

Наиболее заметные притоки слева, ручьи - Гаврило и Данило. Ледостав с декабря по март. Река протекает по условной границе степной и лесостепной зоны. Правый берег более высокий, достигает отметки 187 метров.


Лекарственные растения реки Осередь

МАТЬ - и - МАЧЕХА

МЯТА

БЕССМЕРТНИК

КРАПИВА

ПОДОРОЖНИК

ДУШИЦА




Как люди влияют на реку

1. Общее состояние реки далеко неблагополучное. Начатая очистка реки в 1984 году не завершена. Ил выброшенный на берег реки смывается с талыми и осадковыми водами обратно в реку, заиливая реку. В результате этого река обмелела, произошло заболачивание поймы реки, Осередь заросла осокой и камышом. Очистка реки проводимая в 2007 году несколько улучшила положение реки. На некоторых участках она стала более глубокой.

2. Также неблагоприятное влияние на реку оказывают нерадивые жители, выбрасывая бытовой мусор, металлолом, навоз на берег реки и непосредственно в саму реку

3. Некоторые автолюбители моют свои машины на берегу реки Осередь. Из-за чего нефтепродукты попадают в воду, тем самым загрязняя её.


Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал..
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…


Рекомендуем почитать

Наверх