Эссе на тему социальное развитие и молодежь. Эссе "право на счастливое будущее"

Семья и отношения 15.07.2019
Семья и отношения

Р е ф е р а т

на тему: «Социальные проблемы молодежи и способы их решения»

ВВЕДЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».

Вопросы формирования и реализации государственной молодёжной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоёв российского общества. Молодёжь обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, где осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого изменения общества во многом зависят от степени вовлечённости молодёжи в модернизационные процессы и от степени её интегрированности в социальную структуру общества.

Однако трудности экономических реформ в России особенно ударили именно по молодёжи. Лишь небольшая её часть сумела найти своё место в рыночных условиях, основной же массе пока не удаётся адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит понижение социального статуса молодёжи, сужаются возможности её доступа к образованию и культурным ценностям, растёт безработица

Целью данной работы является изучение социальных проблем молодежи и способов их решения.

Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:

Характеристика молодежи как особой социально-демографической группы;

Рассмотрение социальных проблем молодежи;

Описание способов и путей решения социальных проблем молодежи.

1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.

Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.

В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать:

Во-первых, путь жизненного становления молодого человека;

Во-вторых, включение его в систему общественных отношений;

В-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.

В стратегическом плане государственная молодежная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов, чем те, которые применяются в современной России.

В качестве исходных принципов следует признать четыре нижеследующих положения.

1. Принцип ответственности. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение полученного наследия..

2. Принцип преемственности. Государственная молодежная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет (мировой опыт показывает, что замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления).

3. Принцип приоритетности. Меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь..

4. Принцип участия. Молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательных участник социальных преобразований. Поддержка организованных форм молодежного движения в этом смысле является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах.

Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

На муниципальном уровне:

Обеспечение выполнения нормативных правовых актов о молодежи;

Работа социальных служб для молодежи;

Реализация региональных программ «Молодежь» и разработанных на их основе муниципальных программ.

Социальная поддержка молодежи, молодой семьи;

Поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи;

Противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления;

Информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.

В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.

Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне, укреплять материально-техническую базу органов по делам молодежи и их учреждений.

Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение кадровых работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ.

В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств, необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении:

Разных источников (бюджеты органов по делам молодежи; бюджеты отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, бюджетные фонды, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней, межмуниципальные целевые финансовые пулы и т.д.),

Принципов финансирования (конкурсный; целевой),

Объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования отраслевых институтов государственной молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты и т. д.)).

Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят итоги работы органов по делам молодежи.

Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 14 – 30 лет. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные социальные проблемы молодежи связанны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы.

В советском обществознании преобладала трактовка молодежи как монолитного целого. И тому были основания. В процессе строительства социалистического общества была создана система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей.

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят более глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Молодежь не редко сталкивается с серьезными проблемами в труде, учебе, личной жизни. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Ряд социальных проблем молодежи связан с досугом, общением, в том числе сексуальными отношениями, образованием семьи. Другой круг проблем связан у части молодежи с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков).

Протекающие в нашей стране процессы преобразований всех сфер жизни общества открывают новые возможности для решения социальных проблем молодежи: более активное выдвижение и продвижение кадров молодежи, развитие различных форм трудовой деятельности, развитие социальной инфраструктуры, включение молодежи в процесс демократизации, рост числа самодеятельных объединений и неформальных групп – все это способствует повышению ее активности в решении собственных проблем.

Объективные исследования показывают, что молодежь страны страдает от бедствий и невзгод, сотрясающих Россию. Речь идет о высоком уровне безработицы, неполной занятости, росте молодежной преступности, увеличивающейся эмиграции среди молодых людей, росте употребления наркотиков и алкоголя, заболеваний туберкулезом (здесь можно говорить даже об эпидемиях), болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, о высоком уровне смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (в связи с различными факторами риска), а также об отсутствии социальной инфраструктуры для молодежи, включая жилье, возможность получить образование, здравоохранение. Кроме того, не создана инфраструктура, позволяющая принять участие в модернизации, в том числе доступ к Интернету. Хотя глобализация и иммиграция предполагают высокий уровень толерантности в обществе, факты свидетельствуют об обратном: молодежь проявляет нетерпимость и ксенофобию к представителям других народов. Согласно проведенному анализу, 35% молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) обнаруживают резко отрицательное отношение к этническим меньшинствам, 51% поддерживает идею изгнания определенных этнических групп из российских регионов .

В целом, имеющиеся факты позволяют сделать вывод о том, что в РФ растет асоциальное, аполитичное, нездоровое, часто нарушающее закон, недовольное жизнью поколение молодых людей, которым выпала участь строить будущую Россию .

Понятие «переход к самоорганизованному обществу» дает возможность осознать, какие уроки мы извлекли из развала Советского Союза, а что упустили. С одной стороны, оно помогает понять тот факт, что диктат советского образа жизни контрпродуктивен, особенно в сфере формирования молодежной политики. Похоже, что оно также отражает нечто гораздо большее - а именно - понимание того, что применение централизованного подхода по типу «сверху вниз» к социальным и экономическим процессам в современном мире обречено на неудачу. И, напротив, в условиях глобализации, с ее огромными трансграничными потоками и неолиберальными аргументами, адаптивные формы организации представляются надгосударственными и достаточно гибкими, демонстрируя высокую степень автономии и способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации и общественным потребностям. По этим причинам «самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие должны стать основой общества будущего», как того требуют новейшие политические директивы. С другой стороны, в переходный период существует настоятельная потребность в тщательной подготовке почвы для создания такого самоорганизованного общества, то есть необходимо «сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях» .

Положительным моментом в демографической ситуации является прогнозируемый рост количества молодых людей .

Результаты социологического исследования показали, что для молодежи в значительной мере важно получение качественного образования, повышение квалификации. В подтверждение данных показателей ежегодно более 70 % выпускников общеобразовательных учебных заведений республики продолжают образование в высших и средних учебных заведениях страны и за рубежом. Сегодня 24567 молодых людей являются учащимися и студентами начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации, что составляет 24 % от общего количества молодежи республики (104152 чел.) .

Молодежь больше, чем остальные категории населения, испытывает социальную дискриминацию. В результате молодые люди не видят для себя перспектив служебного и профессионального роста в рамках своего предприятия . Особенно молодые люди, работающие на агропромышленных предприятиях, служащие, инженерно-технические работники, управленцы и т.д. В различных отраслях работает лишь 32 тыс. молодежи от 16 до 30 лет.

При формировании и реализации региональной государственной молодежной политики необходимо различать:

а) особенности ресурсов, не поддающихся регулированию в рамках осуществления государственной молодежной политики (природная среда, наличие/отсутствие социальной солидарности в российский обществе, экономический, социальный, духовный подъем/спад в масштабах страны, фактор глобализации);

б) особенности управляемых ресурсов (возможности правового закрепления решений, бюджетные средства субъекта Российской Федерации и привлекаемые средства, подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров на местах, научное и методическое сопровождение избранного курса региональной государственной молодежной политики, а также - в пределах компетенции органов государственной власти регионов - корректировка планов социально-экономического развития региона, мероприятий в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного строительства, культурного развития, социального обеспечения);

в) особенности, характеризующие молодежь как объект и субъект социального развития региона (уровень образования, занятость в решающих сферах производства, науки, культуры, готовность связать свои жизненные планы с данным регионом) .

Эти особенности предопределяют различение факторов региональной государственной молодежной политики, требующих адаптационных или инновационных стратегий действия как государственных органов, так и структур гражданского общества.

2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики представляют собой несколько основных блоков:

Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.

Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.

Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.

Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.

Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования.

Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.

Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области.

Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом рекомендаций всероссийского конгресса молодежи, предложений молодежных, детских общественных объединений, молодых граждан.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать с участием молодежных, детских общественных объединений, программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятия по ее реализации.

Финансирование федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий по их реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, направленных на поддержку молодежи, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, соответствующими программами (проектами) поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан и программами содействия обеспечению занятости населения, другими федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в данных областях, государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, договорами на исполнение муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи, а также за счет средств фондов поддержки молодежного предпринимательства, если такие фонды сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансирование местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Информационное обеспечение предполагает использование данных государственной статистики, данных социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, данных государственных федеральных и региональных докладов о положение молодежи в Российской Федерации с целью организации информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.

Организационный механизм предполагает разработку системы структурного управления государственной молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управления системой подведомственных организаций и учреждений.

Кроме того, организационный механизм предполагает разработку моделей и методов межведомственного взаимодействия по вопросам государственной молодежной политики.

Основным инструментом политического механизма государственной молодежной политики является разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.

Также важным инструментом политической составляющей государственной молодежной политики является взаимодействие отделов по делам молодежи (ОДМ) с политическими и общественными организациями в плане содействия поддержке общественных инициатив, направленных на развитие творческого, интеллектуального, репродуктивного и экономического потенциала молодежи, в том числе в вопросах финансового обеспечения государственной молодежной политики. Следует исходить из того, государство, определяя молодежную политику, как государственную, выступает основным вкладчиком и координатором данного курса, но в тоже время, не мыслит реализацию обозначенной стратегии без поддержки как общества в целом, так и самой молодежи.

Государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью создания правовых, экономических, социальных, культурных, организационных условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодых граждан в интересах всего народа.

Государственная молодежная политика осуществляется органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления, предприятиями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, гражданами в сотрудничестве с молодежью, путем разработки и реализации мер в области государственной молодежной политики .

Все возрастные группы молодежи нуждаются в активной, целенаправленной заботе и поддержке. Если младшие возрастные группы - старшеклассники школ, учащиеся профессиональных училищ, студенты (с 14 до 22 лет) защищены семьей, учреждениями образования, то старшие возрастные группы - молодые специалисты или те, кто начал самостоятельно трудиться, безработная молодежь - остаются один на один с работодателем и проблемой безработицы. Большая часть молодежи считает, что поддержка со стороны государственных органов слабая, недостаточная.

Можно отметить недостаточность предпринятых мер в области правовых реформ с целью приведения национального и регионального законодательства в соответствие с положениями ООН. Законы принимались с большим опозданием и государство не сумело создать необходимые структурные институты, адекватные происходящим переменам, и обеспечить эффективную поддержку молодого поколения в кризисных условиях.

С уходом с исторической арены таких общественных организаций, как КПСС, ВЛКСМ, проблемы молодого поколения решались вне общественной структуры.

Меры по реализации государственной молодёжной политики можно свести к трём группам: экономическим, административно-юридическим, идеологическим. Тем не менее, весь комплекс вышеуказанных мероприятий носил адресный, т.е. выборочный характер и большинство молодёжи оставалось вне поля внимания государства и общества.

В реализацию политики в отношении молодёжи практически включены все министерства, ведомства, учреждения исполнительных органов власти и местного самоуправления. Главным «механизмом участия» в решении проблем молодёжи является реализация ими социальных программ, включение в них подпрограмм, разделов по работе с молодёжью и форм социальной жизнедеятельности молодёжи, включая заботы об их здоровье, воспитании, развитии.

Таким образом, реализация государственной молодёжной политики является важным элементом социальной политики в отношении подрастающего поколения. Однако необходимо признать, что молодёжная политика во многом нуждается в корректировке с учётом изменений, происходящих в стране в целом, и прежде всего в области социальной защиты молодёжи, трудоустройства и занятости, молодёжного предпринимательства, семейной политики и т.д.

молодежь политика социальный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество должно осознать и открыть для себя молодежь как субъекта истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социально-экономических и политических процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодежи человечество не сможет прогрессировать, прорваться к новым высотам цивилизации. Особенно важна в этом роль молодежных объединений - организованных форм выражения мнений и стремлений молодежи. Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, концепция молодежной политики.

Радикальный переход России к рыночной системе с неизбежностью повлек за собой глубокие изменения в экономической, политической структуре и во всём социальном пространстве, что затронуло все стороны жизни молодёжи. Устойчивость молодого поколения в социально-политическом пространстве общества обусловлена тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодёжью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений. Однако на сегодняшний день преемственность поколений значительно деформирована и нарушена.

Процесс воспитания помимо того осложняется тем, что в ситуации быстрых перемен очень сложно спрогнозировать, какие ценности и стандарты поведения могут обеспечить адекватность социального поведения на ближайшее будущее.

Молодёжная политика непосредственно связана с утвердившейся системой социального управления, её приоритетами и механизмами. В современных условиях трансформации российского общества всё более значимым для молодёжной политики становится поддержка самореализации молодого поколения.

Механизм управления молодёжной политикой не должен строиться путём изменений только управляющих структур государства, он не будет эффективным, если будут созданы только его государственные элементы, как бы идеально они не выстраивались. Необходимо обеспечивать взаимодействие всех структур, формирующих и реализующих государственную и общественную молодёжную политику.

1. Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2007, № 1, с. 52-56.

2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – 420 с.

3. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 87-90.

4. Першуткин, С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосибирск: СибАГС, 1995.

ирский Государственный университет. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.

5. Проект «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» от 18 декабря 2006г. № 1760-п. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mon.gov.ru/press/news/3318/

6. Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.

7. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.

8. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)».

9. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004. – 368 с.


Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004.

Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – С. 32.

Проект «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» .

Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.

Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 89.

Першуткин С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосиб. Гос. ун-т. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.

Звоновский В., Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2007, № 1, с.54.

Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.

  • Кого считать молодым?
  • В каких условиях живет российская молодежь?
  • Каковы особенности ее интересов и устремлений?
  • Молодежная субкультура: быть похожей или отличаться?

Социальные процессы в современной россии

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.

Одной из проблем нашего общества является все более очевидное социальное расслоение на богатых и бедных. Это чрезвычайно глубокий, серьезный процесс, меняющий лицо общества: происходит глубокая социальная дифференциация, основанная на имущественном расслоении и доходах- Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых групп социального риска. К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры. (Вспомните, что государство делает для этих категорий населения.)

Особенность российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием, прежде всего представителей массовых интеллектуальных профессий (преподаватель, врач, инженер). Из-за значительного снижения ассигнований на науку и отсутствия спроса на научные достижения со стороны экономики произошло падение социального статуса интеллектуального труда вообще.

Одной из особенностей социального развития последних лет стало усложнение социальной структуры общества. Появились новые группы и социальные слои общества: предприниматели и банкиры, мелкие торговцы, «новые русские» и «новые бедные». Возникли новые тенденции в социальной среде рабочих и крестьян, связанные с приватизацией собственности, акционированием предприятий, появлением фермерства.

Еще одна особенность - быстрое нарастание социальных различий по территориям. Социальные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе, на селе, в разных регионах России. (Приведите известные вам примеры.)

Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Маргинальные слои формируются в большинстве случаев из бывших работников умственного труда (инженеров, работников научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро), беженцев из других республик СНГ, женщин в возрасте старше 35 лет и молодежи. Возможно, у вас возникнет вопрос, почему среди перечисленных категорий населения оказалась молодежь. Чтобы ответить на него, необходимо определить, какое место занимает молодежь в социальной структуре общества.

Прежде всего молодежь наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются на сегодняшний день социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Вот почему кому-то из молодых свойственно неверие в свои силы и разочарование в обществе. Кто-то, наоборот, полон оптимизма, верит в возможности реализации своих способностей.

Наряду с этим, к сожалению, очевидна криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий,- с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

План урока

Класс: 10

Раздел программы: Социальная сфера.

Тема: «Социальное развитие и молодежь».

Цели урока :

Образовательная - изучить понятие «молодежь»; выявить социальные проблемы молодежи в современном обществе; продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации.

Развивающая цель - в рамках данного урока продолжается формирование

умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения.

Воспитательная цель - помочь выработать своё собственное социальное поведение,

направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.

Основные понятия:


  • молодежь;

  • социальная сфера.
Тип урока : изучение нового материала.

Форма обучения : фронтальная, групповая.

Приемы обучения : объяснительно-побуждающий, проблемно-деятельностный.

Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный материал (Приложение I).

Литература:


  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2010.

  2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: «Эксмо», 2012.
Структура урока :

  1. Стадия вызова (5 мин).

  2. Стадия осмысления (15 мин).

  3. Стадия рефлексии (8 мин).

  4. Инструктаж домашнего задания (2 мин).
Ход урока.

  1. Стадия вызова (5 мин).
Добрый день. Я очень рада видеть вас. Сегодня я проведу у вас урок обществознания. Предлагаю вам, ребята, придерживаться следующих правил:

  • умей слушать и слышать;

  • каждое мнение важно.
Пока я ехала к вам, по радио услышала фразу, которая не оставила меня равнодушной и я решила, что обязательно поделюсь ею с вами: «Политики заявляют о том, что молодежь является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества. Вот только этот самый фундамент некому заливать и поддерживать в надлежащем состоянии». Складывается впечатление, что услышанные мною слова актуальны во все времена и этому доказательство слова Е. Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»: «…Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос Базарова в течение урока и понять актуален ли он сегодня.

Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?

Правильно сегодня мы поговорим о теме «Социальное развитие и молодежь».

Давайте откроем тетради и запишем число и тему сегодняшнего урока.


  1. Стадия осмысления (15 мин).
Перед вами на доске, изображено колесо в центре, которого основной термин – «молодежь», давайте вы назовете слова-синонимы данного слова (молодость, возраст, группа, досуг, друзья, семья и т.д.).

Что такое молодёжь в вашем понимании?

А теперь попробуйте сформулировать из предложенных вами слов определение термина «молодёжь».

Запишите определение термина «молодежь» в тетрадь, которые вы видите на доске.

Предположите возрастные рамки молодежи уставлены в нашей стране?

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило:


  • младшая группа: подростки 14 - 15 лет. Находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак);

  • средняя группа: молодежь 16 -24 года. Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей;

  • старшая группа: молодые взрослые 25-35 лет. Это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт.
(В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 35 лет.)

Запишите возрастные рамки молодежи в тетрадь (младшая возрастная группа - 14-15 лет, средняя - 16-24, старшая - 25-35 лет).

Мы с вами находимся на одной лестнице, которая ведет в дом – во взрослую жизнь.

Каково ваше представление о «взрослости»? (Это самостоятельность, трудовая деятельность и др.)

А к какой сфере все это можно отнести? (К социальной; допускается перечисление всех сфер жизнедеятельности человека.)

Молодежь является социальной группой, члены которой имеют общие цели, интересы и проблемы.

А что порождает социальные проблемы? (Неустойчивое будущее. Возможны различные варианты.)

Обратите свое внимание на доску. Вам предстоит в группах заполнить схему, которая выглядит в виде рыбных костей, в голове написана проблема (социальные проблемы молодежи порождают неустойчивое будущее ), которую предстоит решить совместно, в группах. На «костях» вы запишите причины и факты, которые найдете в текстах находящихся в файлах ноутбуков (Приложение I I), также можно использовать для выявления причин и фактов примеры из жизни. В хвосте рыбы напишите вывод, который сформулируете совместно в группе. В процессе работы разрешается меняться местами внутри группы и консультироваться с учителем. По окончанию заполнения схемы, представитель от группы раскрывает записанные на ватмане причины и факты социальных проблем молодежи, которые для вас являются важными на сегодняшний день и пути решения основной проблемы, прописанной в схеме.


  1. Стадия рефлексии (6 мин).
А теперь каждый индивидуально в своей тетради, используя шаблон, попробует ответить на вопрос, который звучал сегодня в начале урока: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» (Е. Базаров, роман С.И. Тургенева «Отцы и дети») Кто нужен современному обществу? Какая молодежь нужна современной России?


  1. Постановка домашнего задания (2 мин)


Приложение I

Домашнее задание.


  1. Выделить общие черты и различия таких социальных групп как молодежь и взрослые.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ:

РАЗЛИЧИЯ

МОЛОДЁЖЬ

ВЗРОСЛЫЕ





2.





3.





  1. ЭССЕ: «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. В. Гоголь)

Приложение I I

Молодёжь в современном мире

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. Сегодня многие молодые люди активно занимаются спортом и стремятся вести здоровый образ жизни, что является для них идеалом. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с миром, в котором нужно постоянно доказывать, что ты лучший, что ты справляешься не хуже других, и планка постоянно только растет.

Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, но она готова к любому начинанию.

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы.

Молодёжь и политика

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодежных политических организаций:Молодёжное движение «Наши», «Молодая гвардия Единой России», которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодежными коммунистмическими организациями и молодёжным крылом» ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Молодёжь и идеалы

По данным исследования Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %). Президент В. В. Путин является кумиром 14 % российской молодёжи.

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - «да, и довольно скоро».

Молодёжь и социально-экономическая ситуация

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4%).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей.

Эссе «Социальные проблемы молодежи

в современном обществе».

Молодежь–это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и поли­тике, так и в социальной, духовной сферах общества. Это число значительно меньше числа граждан в начале XXI в. Такое изменение численности молодых граждан обусловлено их образом жизни. Особую тревогу вызывает высокая смертность среди молодых людей, что связана с частыми несчастными случаями , с большими проблемами со здоровьем молодых. А с этим тесно связана проблема с низкой рождаемостью.

Молодежь – это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности .

Легко ли быть молодым?

Этот вопрос актуален во все времена. Я считаю, что быть молодым трудно, потому что у сегодняшней молодежи много обязанностей и развлечений. В этот период каждому приходится сделать правильный шаг, выбирать правильные пути решения проблем.

А какие же проблемы волнуют молодежь?

Основными социальными проблемами являются:

· Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, табакокурение);

· Подростковая преступность;

· Беспризорность;

· Безработица;

· Интернет;

· и многие другие.

Социальные проблемы– это вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Алкоголизм–заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него.

Наркомания–хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Табакокурение– вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл, трубок или кальяна.

Употребление молодежью алкоголя, токсических и наркотических веществ приобретает угрожающий характер, что является девиантным поведением молодых людей. По данным исследователей, большинство старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблением наркотиков. До 20 % российских подростков имеют опыт употребления токсических средств, 40% госпитализаций в психиатрическую клинику составляют подростки с преступным поведением в сочетании с токсикоманией. В их криминальном поведении начинают преобладать корыстно - насильственные преступления, а также изготовление, хранение и сбыт наркотических средств.

Беспризорность–социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Беспризорными становятся дети, у которых прекращается связь с семьей, родственниками; которые проживают в местах непредназначенных для человеческого жилья, добывают средства жизни попрошайничеством, воровством.

По приблизительным подсчетам МВД, в России более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребенка. Сложившаяся ситуация, представляет серьезную опасность для развития нашего общества.

Безработица–социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Наша страна находится в кризисной ситуации, не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к сокращению спроса на рабочую силу. И соответственно – росту безработицы . И это является на самом деле огромной проблемой для всей молодежи.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи должен осуществляется целый комплекс мер.

Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Социальные проблемы молодежи до сих пор актуальны, но нынешнее развитие современного общества требует кардинального пересмотра всей политики государства и воспитания молодежи в отношении данных и других социальных проблем, а также перевоспитание взрослого населения как авторитета для молодежи.

Список литературы:

http:///articles/76-socialnie-problemi-molodezhi. html

http://www. *****/poleznoe_pisma_1.html



Рекомендуем почитать

Наверх