Вирджиния вульф или вулф как правильно. Вирджиния Вульф: жизненный путь писательницы

Авто 19.09.2020
Авто
[…]

В межвоенный период Вулф была значительной фигурой в Лондонском литературном обществе и являлась членом кружка Блумсбери. К наиболее известным её работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй » (), «На маяк » (), «Орландо» () и эссе «Своя комната » (), содержащее известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Её романы считаются классическими произведениями «потока сознания ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Лекция о Вирджинии Вулф в честь 135-летия со дня рождения

    ✪ Лекция 18 | История зарубежной литературы XX века, 1 семестр | Юлиана Каминская | Лекториум

    Субтитры

Биография

Вирджиния Вулф родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт . Мать писательницы была внучкой фотографа Джулии Маргарет Кэмерон. Джулия Дакуорт в юности позировала художникам-прерафаэлитам, в частности, Эдварду Бёрн-Джонсу. Вирджиния была третьим ребёнком Лесли и Джулии (в семье было трое детей Джулии от первого брака с Гербертом Дакуортом - Джордж, Стелла, Джеральд; дочь Лесли от брака с Минни Теккерей - Лора; и четверо младших Стивенов: Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан). Когда Вирджинии было 13 лет, умерла её мать, и это стало причиной первого нервного срыва писательницы. После смерти Джулии сэр Лесли впал в депрессию.

Вулф получила домашнее дома, её учителями стали её родители. Лесли Стивен работал литературным редактором, критиком и биографом, был близок с Уильямом Теккереем, и дети воспитывались в литературной среде. После смерти матери делами в доме занималась старшая сестра Стелла, но вскоре и она умирает. У Вирджинии после её смерти случается ещё один нервный срыв. Но в это время она все же находит в себе силы учиться, изучая греческий, латынь, немецкий язык и историю в колледже для девочек в Лондоне. Домашними делами в это время занимается старшая сестра, Ванесса. У отца в этот период портится характер и он становится домашним деспотом. В 1904 году умер отец Вирджинии, и это спровоцировало ещё больший приступ. После смерти отца семья перебралась в Блумсбери, где их дом посещают многие известные молодые люди. С 1909 года Вирджиния начинает издавать свои критические статьи в журналах, продолжая дело отца. Идёт работа над первым романом.

В 1912 она выходит замуж за Леонарда Вулфа, писателя, журналиста. Брак стал союзом уважающих друг друга людей. В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс» (Hogarth Press), откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, поначалу не приносившее прибыли, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.

Головные боли, голоса, видения не оставляли Вирджинию, несколько раз она пыталась покончить с собой. Писательница была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. Она прекращала вести дневник только во время болезней, дневники вышли отдельным изданием в 4 томах, также вышло 5 томов писем Вирджинии, которые она писала друзьям, сестре, Леонарду и Вите Сэквилл-Уэст, её возлюбленной, с которой они познакомились в 1922 году. Любовь со стороны Вирджинии вместе с обидой, нанесённой изменами Виты, стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину.

С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время авианалета. После завершения работы над манускриптом последнего (посмертно опубликованного) романа «Между актами» (Between the Acts), Вулф впала в глубокую депрессию. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда, и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Уз (Ouse), неподалёку от их дома в Сассексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии, 18 апреля 1941 г. муж писательницы похоронил её кремированные останки под вязом в саду дома в Сассексе.

В предсмертной записке мужу Вирджиния написала: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал - за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы».

Творчество

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке, переведены на 50 языков, включая переводы таких писателей, как Хорхе Луис Борхес и Маргерит Юрсенар . Её считают одной из лучших романисток ХХ века и передовой модернистской писательницей. Вулф считают главным новатором английского языка . В своих работах она экспериментировала с потоком сознания и выделяла не только психологический, но и эмоциональный компонент в поведении главных героев. Её популярность уменьшилась после Второй мировой войны, но интерес к её произведениям вернулся после феминистических движений в 1970-х гг. Её романы носят большую долю экспериментальности : повествование часто не имеет четкого сюжета и места событий. Глубокая лиричность и стилистическая виртуозность соединяются, наполняя романы слуховыми и зрительными образами.

Вулф начала писать профессионально в 1900 году, сперва в литературном дополнении для Times . Её первый роман «По морю прочь» был опубликован в 1915 году при активном содействии её брата. На протяжении времени она несколько раз редактировала роман.

Глубокая поэтичность образов заполняет обычность жизни в её романах. Так, например, в романе «Миссис Даллоуэй» (1925) показана попытка Клариссы Даллоуэй, представительницы среднего класса, организовать вечер, при том, что через её жизнь проходит параллель с жизнью Септимуса Уоррена Смита, ветерана Первой мировой войны из рабочего класса.

Роман «На маяк » (1927) имеет сюжет, действие которого происходит на протяжении двух дней. Сюжет повествует о семье, которая собирается посетить маяк и о семейных разногласиях, которые происходят в это время. Одна из основных тем романа это борьба в творческом процессе. Героиня пытается рисовать в то время, как разыгрывается семейная драма. В романе также есть рассуждения о жизни народа в период войны и права женщины в браке.

Роман «Орландо » (1928) это пародийная биография молодого аристократа, который живёт три столетия, не старея, но при этом внезапно превращается в женщину. Эта книга частичная биография любовницы Вулф, Виты Сэквилл-Уэст. В этом романе стиль исторических биографий доводится до абсурда.

Роман «Волны » (1931) представляет группу из шести друзей, образы которых создают атмосферу волны, которая больше похожа на поэзию в прозе чем на роман c сюжетом.

«Флаш » (1933) это частично литературное произведение, а частично биография кокер-спаниеля, хозяйка которого викторианская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг. Книга написана от имени собаки.

Её последняя работа «Между актами» (1941) сосредотачивается на главной теме писательницы: трансформация жизни через искусство, быстротечность времени и жизни. Это наиболее лирическая книга среди работ писательницы, не только с точки зрения чувств, но и стиля.

  1. Женщины
  2. Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…

  3. Коко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…

  4. Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…

  5. Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…

  6. (1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…

  7. Валентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…

  8. Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…

  9. Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР.…

  10. (1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…

  11. (1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…

  12. (1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…

  13. (1647-1717)Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель. Совершила путешествие в Суринам (1699-1701). Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705). Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России. Из XVII века до современников дошло…

  14. Анна Франк родилась 12 июня 1929 году в еврейской семье, стала известна своим дневником очевидца еврейского геноцида, которая умерла в Берген-Бельзен один из контрационных лагерей смерти Освенцима. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты и начались притеснения еврейского…

  15. (1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…

Вирджиния Вулф


«Вирджиния Вулф»

Английская писательница и литературный критик. Автор романов "Миссис Дэллоуэй" (1925), "К маяку" (1927), "Волны" (1931) и др.

В судьбе и творчестве Вирджинии Вулф словно скрестились два столетия, создав разряд необычной гибельной силы, гибельной для души, несущей противоречия двух противоположных эпох, гибельной для человека, парадоксально вместившего в свой характер викторианские нравы "старой, доброй Англии" и рафинированность пороков декадентства. С недоумением можно читать о перипетиях биографии Вирджинии Вулф - как же не взорвалась эта женщина раньше, как смогла терпеть шесть десятков лет, снедаемая таким острейшим душевным раздвоением. И за что, за какие грехи именно ей выпала сомнительная "честь" селекционирования "особи" XX века.

Леди Вулф, урождённая Стивен, происходила из элитарного, аристократического семейства Великобритании. Её отец - фигура заметная в общественной и литературной жизни Англии: радикал, вольнодумец, атеист, философ, историк, литературовед. Первым браком Лесли Стивен был женат на младшей дочери Теккерея, Харриет Мириэм. Она умерла молодой в 1878 году, и Лесли женится во второй раз - его избранницей стала близкая подруга Харриет, Джулия Дакворт. Вирджиния стала третьим ребёнком Лесли Стивена и Джулии.

Искусство для Вирджинии Стивен было такой же повседневностью, как для какого-нибудь ребёнка - шалости и игры.


«Вирджиния Вулф»

Она выросла среди постоянных разговоров и споров о литературе, живописи, музыке. В доме её отца получали благословение начинающие писатели, ниспровергались общепризнанные авторитеты. И хотя Вирджиния, согласно незыблемым викторианским принципам отца, получала сугубо домашнее образование, возможности иметь таких учителей, какие наставляли нашу героиню, могут позавидовать и оксфордские студенты. Однако если интеллектуальное воспитание в доме Стивенов стремилось к высшему уровню, то с душевным благополучием дело обстояло весьма тревожно.

В своём самом значительном романе "На маяк" Вирджиния до некоторой степени обнажает обстановку собственного детства - нервный резкий мистер Рэмзи, похожий на Лесли Стивена, несёт в себе постоянное напряжение, поминутно ищет к чему бы придраться, проводит время в учёных разговорах. Этот холодный мир абстракций, логических построений, нетерпимости и самоутверждения, с одной стороны, стимулировал интеллектуальное совершенствование детей в семье, с другой - убивал живую душу, подавлял чувственность. Впечатлительной, талантливой Вирджинии отцовский рационализм стоил такого внутреннего напряжения, что она расплатилась за него душевным здоровьем и постоянными нервными срывами.

За фасадом внешней аристократической благопристойности скрывались, по-видимому, ещё и более сложные проблемы, с которыми столкнулась маленькая Вирджиния.


«Вирджиния Вулф»

По одной из версий, с шестилетнего возраста она подвергалась сексуальным домогательствам своих взрослых дядюшек. Эти детские впечатления принесли в мир нашей героини болезненный страх к физической любви. Во всяком случае, когда Литтон Стрэчи, один из близких друзей Вирджинии по литературному братству, сделал ей предложение, то она не посмотрела на то, что он слыл отъявленным гомосексуалистом, и согласилась. Правда, на следующий день новоявленный жених с ужасом отказался от свадьбы, но сама возможность вступить в брак с человеком, который нравился ей лишь за остроумие и интеллект, выдавала подлинное отношение Вирджинии к сексу с мужчинами.

И если не известно ни одного романа Вулф с представителями противоположного пола, то слухами о любви к женщинам пополнились многие рассказы и воспоминания о нашей героине. Уже в шестнадцатилетнем возрасте Вирджиния была увлечена своей подругой, близкой ей по литературным вкусам. А в двадцать страстный эпистолярный роман связывал девушку с тридцатисемилетней особой из аристократического дома. "Когда ты просыпаешься ночью, ты всё ещё чувствуешь, я надеюсь, как я тебя обнимаю", - поверяла Вирджиния подруге весьма интимные фантазии. Но всё-таки этот роман был только платоническим, хотя и продолжался целых десять лет.

После смерти отца семья переехала в Блумсбери - район в центре Лондона, где по традиции селились художники, музыканты, писатели.


«Вирджиния Вулф»

Этому месту суждено было сыграть немалую роль в истории английской культуры XX века. Дети Лесли Стивена сохранили дух эстетских разговоров и интеллектуального соревнования, царивший при жизни отца. Сыновья, Тоби и Андриан, дочери, Ванесса и Вирджиния, составили ядро кружка, или салона, который получил название "Блумсбери". В доме Стивенов собирались молодые люди, которые до хрипоты, засиживаясь за полночь, спорили об искусстве. Одно лишь перечисление имён - завсегдатаев салона - говорит об уровне этих встреч: поэт Томас Элиот, философ Бертран Рассел, литературовед Роджер Фрай, романист Эдуард Форстер...

Новичку, впервые попавшему сюда, бывало не по себе. Молодому Дэвиду Лоуренсу, впоследствии классику английской литературы XX века, показалось, что он сходит с ума от нескончаемых бесед, вписаться в которые оказалось не так легко. В этом салоне почитали пророком Фрейда и изучали теорию архетипов Карла Юнга. По этим новым учениям получалось, что область подсознательного не менее важна, чем сфера сознательного, - здесь скрыты импульсы, неосуществлённые желания, сексуальные проблемы, здесь бытуют некие неизменные модели поведения и мышления, которые роднят современного человека с его древними предками. Все эти идеи брались на заметку молодыми литераторами, переплавлялись в художественные открытия.


«Вирджиния Вулф»

В салоне "Блумсбери" созревало творческое кредо молодой Вирджинии.

Её первые напечатанные рассказы вызвали взрыв недовольства критики, недоумение читателя и неуверенность автора. "Дом с привидениями", "Понедельник ли, вторник...", "Пятно на стене", "Струнный квартет" трудно даже было назвать рассказами за полным отсутствием сюжета, временной и географической определённости. Герои, как тени, скользили на периферии словесной конструкции. Это походило на стихотворения в прозе, заготовки для будущих произведений, лирическое эссе, и скорее описывало психологическое состояние автора, раскрывало анатомию мышления, чем представляло собой рассказ в классическом понимании слова. Вирджиния Вулф стояла у истоков той прозы XX века, которая сегодня получила претенциозное название: "поток сознания".

Она писала рассказы всё время. Если какое-нибудь событие или впечатление привлекали её внимание, она тотчас же записывала их. Потом не раз возвращалась к наброскам, и получалось законченное произведение, но из-за чрезвычайной закомплексованности и боязни критики она достаточно долго не отдавала свои вещи в печать, постоянно что-то переделывая, совершенствуя.

Пристрастным отношением к собственному труду объясняется и тот факт, что Вирджиния достаточно поздно опубликовала и свой первый роман, после написания которого она впала в тяжелейшую многомесячную депрессию со слуховыми галлюцинациями и принуждена была лечиться в психиатрической клинике.


«Вирджиния Вулф»

К тому времени она уже была замужем за Леонардом Вулфом, мужчиной из круга "Блумсбери".

Наверное, обывателю трудно будет поверить, что, несмотря на отсутствие сексуального влечения друг к другу, эта семья прожила в гармонии почти тридцать лет. Леонард, как никто другой, понимал свою "трудную" жену. Когда после первой брачной ночи муж почувствовал, что Вирджиния испытывает мучительное отвращение к физической близости с ним, он навсегда прекратил с ней интимное общение, а писательница всю жизнь была благодарна ему за это. Не зря в предсмертном послании она написала: "Мне кажется, что два человека не смогли бы прожить более счастливую жизнь, чем прожили мы с тобой".

И всё же порой Вирджиния завидовала тем, кто своим талантом не обязан был в отличие от неё самой оплачивать самое простое женское благополучие. Она с тоской смотрела вслед родной сестре Ванессе - роскошной женщине с кучей ребятишек. О себе Вирджиния однажды сказала: "Я ни то, ни другое. Я не мужчина, и не женщина". Сначала она мечтала о материнстве, любви, страсти, о чём ей постоянно напоминал цветущий вид Ванессы, но Вирджиния так и не смогла избавиться от отвращения к сексу. "Этот туманный мир литературных образов, похожий на сон, без любви, без сердца, без страсти, без секса - именно этот мир мне нравится, именно этот мир мне интересен".

И всё-таки у Вирджинии были любовные связи.


«Вирджиния Вулф»

В сорокалетнюю Вирджинию влюбилась тридцатилетняя Вита Сэквил-Уэст. Это чувство стало взаимным. Вита неплохо писала и происходила из аристократической семьи. Их любовная связь продолжалась 5 лет. В жизни Вулф эта сердечная привязанность была, пожалуй, единственной, в которой присутствовал элемент секса. Леонард по этому поводу не имел возражений, так как связь между двумя женщинами не представляла угрозы браку. В письме Вите Вирджиния написала: "Как всё-таки хорошо быть евнухом, как я". Именно в годы связи с Витой Вирджиния написала лучшие свои книги.

Роман "Миссис Дэллоуэй" принёс известность Вулф в литературных кругах. Как и все её произведения книга писалась с невероятным напряжением сил, с множеством набросков и этюдов, переросших позже в рассказы. Вирджиния панически боялась оказаться просто формалисткой, которую могут обвинить в игре со словом. Она слишком трагически воспринимала своё миросуществование, чтобы кокетливо играть с литературными образами. "Я принялась за эту книгу, надеясь, что смогу выразить в ней своё отношение к творчеству... Надо писать из самых глубин чувства - так учит Достоевский. А я? Может быть, я, так любящая слова, лишь играю ими? Нет, не думаю. В этой книге у меня слишком много задач - хочу описать жизнь и смерть, здоровье и безумие, хочу критически изобразить существующую социальную систему, показать её в действии...


«Вирджиния Вулф»

И всё же пишу ли я из глубины своих чувств?.. Смогу ли я передать реальность? Думаю о писателях восемнадцатого века. Они были открытыми, а не застёгнутыми, как мы теперь".

О чём роман? Да в общем-то, об одном-единственном июньском дне 1923 года. Светская дама, Кларисса Дэллоуэй, весь этот день проводит в хлопотах о предстоящем вечернем приёме. Её муж, Ричард, член парламента, завтракает с влиятельной леди Брути и обсуждает важные политические новости. Их дочь, Элизабет, пьёт чай в кафе с очень несимпатичной учительницей истории, давно ставшей её подругой.

Литературоведческая традиция не включила Вирджинию Вулф в число авторов, нарисовавших в своих произведениях драматический портрет "потерянного поколения". Но ощущение бессмысленности жизни, безумие, захлестнувшее мир накануне Второй мировой войны, находят в лице писательницы своего верного исповедника. Самоубийство сумасшедшего героя романа "Миссис Дэллоуэй" - Септимуса - метафора трагедии её поколения, раздавленного гигантскими потрясениями двух эпох. Для неё, как для англичанки, воспитанной в традиционном викторианском духе, особенно остро ощущается потеря дома-крепости. Значение дома Вирджиния понимает широко. Дом как материальный носитель жилища, и дом как хранитель души его обитателей.

Книги Вулф - предугадание сегодняшних женских судеб, а потому отчасти и предостережение.

Мы не найдём у неё ответа на вопрос "Что делать?". Да Вирджиния в начале XX века и не представляла себе размаха феминистского движения и его возможных потерь. Но писательница была наделена даром слышать внутренние голоса своих героинь, а потому стоит вслушаться в её заветы. Уж она-то, своими душевными муками спалённая в огне, предназначенном для женщины, которая в силу обстоятельств отлучена от мужчины, от семьи, и в конечном счёте - от дома, знала, о чём говорила. Вулф говорила, что женщине надо быть мужественной, помнить, что брак - это каждодневный духовный подвиг, что отношения супругов очень хрупки, а потому надо учиться взаимной терпимости. И ещё: хотя XX век - век интеллекта, Вирджиния предостерегала от восприятия разума как панацеи. Чаще более действенной может стать красота. Вулф была художницей, вечно стремившейся и в жизни, и в творчестве к обретению гармонии, которую она так никогда и не почувствовала.

Но не стоит делать вывод, что Вирджиния была мрачной, меланхоличной женщиной. Наоборот, она в любой компании становилась центром внимания. Остроумная, оживлённая, всегда в курсе всех литературных и политических событий, наконец, просто красивая женщина, она производила впечатление сильного, цельного человека. Мало кто знал, как страдает она от депрессий и галлюцинаций, как мучают её страхи, и как она терроризирует своих домашних.

Все те, кто знал Вирджинию по литературным салонам, были потрясены её уходом. Самоубийство так не вязалось с её обликом женщины, ненасытно любившей жизнь.

Как шекспировская Офелия, она бросилась в реку, да ещё, заказав себе путь назад, положила в карманы платья камни.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Вирджиния Эделин Вулф (урожденная Стивен) — британская писательница (романы «На маяк», «Миссис Делоуэй», «Волны» и другие) и литературный критик. Она известна и как переводчик, поскольку издавала на Туманном Альбионе русскую классику – Толстого, . Она много сделала вместе М.Прустом и Дж.Джойсом для становления современного романа. Трагически ушла из жизни в 1941 году.

Вирджиния Вулф – загадочная женщина и потрясающая писательница с невероятной судьбой. Трагедийные нотки постоянно подстерегали ее на протяжении всей жизни, которые серьезно ослабили ее психику. Все это привело, в конце концов, к фатальному исходу.

Детство и юность, омраченные большими утратами

Затем проблемы ее воспитания легли на плечи отца. У него была огромная библиотека, и доступ к ней был доступен для всех детей. Никакой цензуры в отношении книг никогда не наблюдалось, и девочка много времени проводила в библиотеке. Любовь к чтению намного превышала тягу к скучному, по ее словам, времяпровождению – вышиванию или игре в куклы.

Вирджиния не училась в университете как ее братья. А в 1904 году ушел из жизни отец. Ей вместе с братьями Эдриеном, Тоби и старшей сестрой Ванессой пришлось сменить прописку. Они сменили богатый лондонский Кенсингтон на другой столичный квартал Блумсбери, где предавалась радостям жизни местная богема. Новое нервное потрясение поджидало Вирджинию в 1906 году, когда очередная утрата — смерть Тоби, привнесла в ее жизнь новую боль.

Непреодолимая тяга к чтению

Его последствия нивелировались именно книгами. Она отказалась от любого общения, посвящая все время чтению и только чтению. Она начинает писать и печататься. Если 1904 год ознаменовался первой литературной рецензией в престижном издании «Гардиан», то потом последовали сотни публикаций. Например, с «Таймс» ее сотрудничество насчитывало более трех десятков лет. Тот особый стиль письма, который позже пришелся по душе благодарным читателям его романов, девушка оттачивала многолетними публикациями в периодике, той же «Таймс», «Литературном обозрении» и других изданиях.

Кружок Блумсбери

В 1907 году сформировалась так называемая «группы Блумсбери». Она представляла собой коллектив единомышленников, готовых к свободному объединению по взглядам на жизнь и на творчество. Началу такого союза положил круг знакомств Тоби по его учебе в Кембридже. Большинство членов союза были гомосексуалами, находящиеся под впечатлением от философских идей философа Мура. Они ставили превыше всего идеалы любви, дружбы, любви и «взаимного притяжения». Эти идеалы работают только тогда, когда искренность и свобода побеждают притворство и раболепие. Для этих молодых лет высшей целью становилось именно частое общение людей друг с другом. Вирджиния всецело разделяла идеологию данного союза.

Что собой представляла девушка Вирджиния?

Девушка была высокой и стройной, а ее выразительные черты лица выдавали настоящую классическую красавицу. Но для многих она производила странное впечатление, что приводило к ее отчуждению от людей и одиночеству. Многие боялись общаться с ней, видя ее сложный характер и выраженное в ее глазах безумие. Все это было следствием нервных расстройств. Они были нередки, поскольку она неожиданно погружалось в такое состояние, когда вполне отчетливо слышала потусторонние голоса, и наблюдались галлюцинации. Продолжительные временные периоды она проводила и в психических лечебницах. На ее счету четыре ощутимых приступа нервного характера. После амбулаторного лечения она достаточно долго чувствовала себя в полном порядке, пока не случался новый срыв.

Что такое любовь и ее отношение к интимной стороне вопроса

Проводниками в мир секса для Вирджинии стали ее единокровные братцы Дакуорты (Джеральд и Джордж). Знакомство с ним произошло грубо и очень рано (девочке было шесть лет). Джеральд, который был старше сестры на четырнадцать лет, решил исследовать ее тело, не забывая о самых интимных его уголках. Этот «процесс изучения» оставил нервный рубец в памяти Вирджинии до самой смерти. Со временем последовал примеру брата и повзрослевший Джордж, навещая спальню Вирджинии по ночам. Не мудрствуя лукаво, он устремлялся в кровать к ней, целуя и лаская ее. Как истинная британка со строгим викторианским воспитанием, она стойко «принимала» избыток чувств братца в безмолвной тишине. И это имело место до той поры, пока ей не исполнилось двадцать два года.

Нетрудно догадаться, какое отношение после всего этого она испытывала к сильному полу. Объектами ее влюбчивости становились женщины, хотя периодически она и не отказывалась от маленького флирта с мужчинами. В шестнадцать лет объектом ее обожания стала романтическая красавица Мэдж Воген, с которой у нее были одинаковые взгляды на литературу, но та вскоре вышла замуж. Когда исполнилось двадцать лет, она обменивалась пылкими любовными посланиями с Вайолет Диккинсон, которая была старше Вирджинии на целых семнадцать лет. «Роман на расстоянии» продолжался десять лет, но был он лишь отражением их эмоций, не несущих собой какого-либо физического наполнения.

С думами о семье

Эти мысли не раз посещали Вирджинию. В 1909 году член «группы Блумсбери» Литтон Стрейчи даже сделал девушке предложение. Зная, что Литтон – «нетрадиционный товарищ», она спокойно дала положительный ответ, ценя высокий интеллект и остроумие молодого человека. Но тот уже на следующий день, извинившись, дал обратный ход. Этот инцидент абсолютно не повлиял на их дальнейшую дружбу. Мало того, именно Литтон посоветовал Леонарду Вулфу, известному писателю и политику, обратить внимание на Вирджинию и поухаживать за ней.

И в тридцатилетнем возрасте Вирджиния вышла замуж за него. Какие-либо интимные отношения между супругами закончились в день окончания медового месяца и больше о них они не вспоминали. Это не помешало им совместно и счастливо прожить двадцать восемь лет. Их брак — образец уважения, эмоциональной и профессиональной поддержки. Например, плодом их совместных усилий стало учреждение издательства «Хогарт Пресс», ставшее в последствии прибыльным и процветающим предприятием.

Многим это покажется весьма странным, но только не самим супругам. Вирджиния не любила никого больше Леонарда, разве что только сестру Ванессу. О себе она часто говорила, что она – и не женщина, и не мужчина. Когда-то у нее были мечты о материнстве, пламенной любви и обжигающей страсти. Но отвращение к сексу, полученное в раннем детстве, брало верх.

Для нее мир литературных образов без любви и секса был всегда ближе и интереснее. В нем ей всегда было намного спокойнее, и он ей безумно нравился. Правда, случались в ее жизни и разные по продолжительности любовные связи с женщинами (Этель Смит, Вита Сэквилл-Уэст). Иногда она даже получала удовольствие от физического контакта с партнершей. Супруг к этим «интригам» относился абсолютно спокойно, поскольку они не были угрозы их «счастливому» браку.

Писательская карьера

С самого старта писательской карьеры Вирджиния вызывала уважение. К сорока годам она стала популярным романистом. Тиражу ее книг позавидовали многие маститые авторы. Если в ней и «пряталась» где-то сексуальность, то она выплескивалась наружу в ее литературных произведениях. Первый ее роман «Путешествие» дался нелегко. Его окончание совпало с самым масштабным в ее жизни нервный срывом вплоть до мысли о самоубийстве, длившимся целых два года. Продолжительное лечение дало о себе знать. Став относительно здоровым человеком, она опять углубилась в свою литературу, публикуя в среднем по одному роману в два года. Допуск к своей израненной душе она представляла только через свои произведения. Ее страхи, причины частой перемены настроения, тонкие нотки радости ее внутренней жизни – все это может прочувствовать внимательный читатель в ее романе «Волны».

Те же, кто привык к «легкому чтиву», называли ее романы «сложными для восприятия» и «нарочито интеллектуальными». Популярность к ней пришла, но она доставила и немало горьких мгновений. Консервативная читательская аудитория ругала писательницу, пугаясь излишней откровенности поднимаемых тем. И только поддержка супруга и сестры заставляли Вирджинию не останавливаться на достигнутом, а писать и писать свои труды: романы, эссе, авторские заметки, критические статьи.

В своих романах автор старается сделать упор на детальном изображении психических состояний героев, а не на конкретных событиях. Читателю дается право поочередно «посещать» мысли разных персонажей, тем самым «проявлять» одно и то же событие под разным ракурсом. Так в романе «Миссис Дэллоуэй» автор показывает безукоризненное владение формой, демонстрируя события одного июньского дня в Лондоне глазами «двух половинок» одной личности. Роман «На маяк» стал своеобразным дневником детских лет Вирджинии, проведенных в летнем доме на морском побережье. «Мистер и миссис Рэмзи» – дань глубокого уважения родителям, настолько Вирджиния ярко и эмоционально показала красавицу-маму и любимого отца. В биографическом романе «Орландо» на суд читателей она представила своих друзей и сделала это в фантастическом стиле, поскольку Орландо – это и юноша шестнадцатого века правления Елизаветты, и женщина тридцати восьми лет ровно четыре века спустя.

Многие романы писательницы, несмотря на сложность их восприятия, с разной долей успеха были экранизированы.

Уход из жизни

Шел страшный своими событиями 1941 год. Отголоски Второй мировой войны не могли не нарушить душевный покой ранимой Вирджинии. Немецкая авиация осуществила бомбардировку Лондона и их дом был разрушен. Она с Леонардом переехала в графство Сассекс. Эти невзгоды, появляющиеся кошмары и галлюцинации, а также психическое опустошение после последнего своего романа «Между действиями» дали о себе знать. Она почувствовала, что теряет почву под ногами и вновь погружается в безумие. Силы стали оставлять ее и они была не в силах больше переносить страдания своей истерзанной нервной системы. Она решилась на роковой поступок – набила плотно камнями карманы и устремилась за долгожданным покоем в пучину реки Оус. Ей было всего пятьдесят девять лет.

Книги

  • По морю прочь
  • День и ночь
  • Комната Джейкоба
  • Миссис Дэллоуэй
  • На маяк
  • Орландо. Биография
  • Экранизирован в 1992 году.
  • Волны
  • Между актов
  • Долгая прогулка: лондонское приключение

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вирджиния Вульф (в некоторых переводах - Вирджиния Вулф) - знаменитая британская писательница и литературный критик, которую считают одним из ведущих представителей модернистской культуры начала двадцатого века. Её романы написаны с помощью техники «потока сознания». Была активной участницей кружка британских интеллектуалов: писателей, поэтов, выпускников лучших университетов и колледжей - так называемой «группы Блумсбери».

Вирджиния Вулф по праву считается одним из тех людей искусства, которые изменили мир.

Биография

Вирджиния Вулф (до замужества она носила фамилию Стивен) появилась на свет в Лондоне в январе 1882 года. Её биография детских времён не особенно интересна.

Необходимо сразу отметить, что будущая великая писательница родилась в совершенно необыкновенной семье. Например, бабушкой её матери, Джулии Дакуорт, была одна из первых в Великобритании женщин-фотографов, а отца, сэра Лесли Стивена, современники называли самым влиятельным и талантливым критиком-литературоведом Лондона. Кроме Вирджинии в семье было ещё восемь детей.

Мать будущей писательницы умерла, когда девочке было всего тринадцать лет. Начиная с этого страшного момента у будущей писательницы регулярно случались приступы депрессии, а также нервные срывы. Эти психические заболевания преследовали талантливую женщину всю её жизнь, и именно они в конечном итоге послужили причиной её преждевременной гибели.

Первыми учителями Вирджинии стали её родители, входившие в интеллектуальную элиту того времени. После их смерти девушка перебралась в Блумсбери - средоточие амбициозной молодёжи с огромным творческим потенциалом. В Блумсбери Вирджиния, тогда ещё носившая фамилию Стивен, продолжила дело своих родителей: она активно печаталась в журналах, писала критические очерки и статьи, начала работать над своим первым романом.

В 1912 году произошло значимое событие в жизни Вирджинии: она вышла замуж за журналиста и писателя по имени Леонард Вульф. Семья была счастливой, супруги безмерно уважали и поддерживали друг друга на творческом поприще. Леонард одобрял свою талантливую жену во всех её начинаниях, при этом понимая, что ему никогда не достичь таких творческих высот.

При этом сердцем Вирджинии безраздельно владел только один человек - женщина из мира искусства Вита Сэквилл (Уэст). Спустя некоторое время она предала писательницу, что лишь приблизило великую женщину к могиле…

Совместно супруги основали небольшое издательство, которое впоследствии стало приносить им хороший стабильный доход, достаточный для безбедного существования двух взрослых людей. Несмотря на то что этот союз думающих людей был, в общем-то, счастливым, жизнь молодой женщины была сложной. Её часто мучили припадки безумия, она страдала от галлюцинаций и голосов в своей голове…

Писательница Вирджиния Вулф была своего рода перфекционисткой: свои романы она могла переписывать по тысяче раз, стремясь добиться идеального сочетания мелодичных звуков и логичного сюжета. Как это ни парадоксально, работая, она использовала метод «потока сознания», основанный на свободном движении мыслей и чувств, переносимых на бумагу.

Но хрупкое семейное счастье четы Вульф нарушила Вторая мировая война - трагедия в жизни большей части населения планеты. Леонард Вульф был евреем, и его жене приходилось постоянно за него волноваться. В их дом в Лондоне попала бомба - к счастью, супруги не пострадали, но галлюцинации и припадки участились, депрессия у женщины не прекращалась. В марте 1941 года состояние писательницы стало нестерпимым. Вирджиния Вулф написала предсмертное письмо мужу и покончила с собой, утопившись…

Вклад в литературу

Эту бесстрашную в своём творческом поиске уроженку Лондона можно назвать действительно великой писательницей: её вклад в английскую, да и вообще в мировую литературу невозможно переоценить. Её работы изменили взгляд на модернизм, а также на женщин в литературе. Сразу после войны книги Вульф потеряли популярность, однако в семидесятых годах, когда феминизм набирал обороты, романы Вирджинии получили второе прочтение и новое рождение.

Эта необыкновенная женщина стала одной из основоположниц творческого направления «модернизм» в литературе, подобно - в современном пластическом танце («модерне»). Кроме того, Вирджиния Вулф по праву считается новатором современного английского языка, который она сделала более гибким, удобным и пластичным. До этой британской писательницы звания новатора английского языка удостоился только великий классик – поэт Уильям Шекспир.

Перу этой удивительной женщины-литератора принадлежат уже ставшие классикой романы:

  • «На маяк» - роман о борьбе женщины за личную и творческую свободу.
  • «Орландо» - биография-пародия о вечно живущем мужчине, который однажды проснулся женщиной. Экранизация была создана в 1992 году.
  • «Волны» - роман о шести друзьях, который больше напоминает поэму в прозе.

Созидательная сила перечисленных романов невероятна. Эти книги изменили судьбу нескольких поколений, они давали людям силу в самые тяжёлые моменты их жизни, они подвигали миллионы женщин бороться за свои права до победного конца. Для многих феминисток романы этой странной, неординарной женщины с трагической судьбой стали своеобразной «Библией», то есть любимыми и настольными книгами.

Про Вирджинию Вульф был снят потрясающий фильм «Часы» (2002 год). Роль великой писательницы исполнила голливудская звезда Николь Кидман. Впоследствии за эту роль знаменитая актриса была номинирована на престижную кинопремию «Оскар».

Смерть Вирджинии Вульф была страшной потерей для всего литературного мира. Эта прекрасная писательница изменила мир - но жить в нём не смогла…

Эту талантливейшую женщину по праву можно считать истинным мастером слова, превосходной романисткой и величайшим гуманистом своего времени. Автор: Ирина Шумилова

(урожденная Вирджиния Эделин Стефенс) (1882-1941) - английская писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства "Хогарт Пресс". Первой в мировой литературе 20 века решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться "видимыми" в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них.

Родилась 25 января 1882 года в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов - Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, - леди Джулия Дакворт - светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея . Дом Стеффенсов был известнейшим литературно-художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие "поток сознания"; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга , в нем бывали писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов воспитывались в среде, где все "имели свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались".

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.

Когда в 1904 году скончался ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема - Блумсбери. Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни - по примеру матери Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 года она регулярно писала для "Литературного приложения" к газете "Таймс", и очерки ее пользовались популярностью. Новая смерть - ее брата Тобиаса в 1906 году - стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 году сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой "блумсберийской группы". Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот ), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (Эдуард М. Форстер), философов (Бертран Рассел ), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большинство из них были гомосексуалами), группа эта возникла с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г. Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом были слова писателя Э. Форстера "Ничто не заменит общения".

В 1912 году среди членов "блумбергской группы" появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году - честно заявив о том, что ей противна телесная близость с мужчиной - Вирджиния вышла за него замуж. Брачные узы, объединившие Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки.

Леонард активно поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и состоялась как писательница. Вдвоем с мужем Вирджиния учредила издательство "Хогарт Пресс", занималась переводами, издав в Англии и русских классиков: Ивана Сергеевича Аксакова , Льва Николаевича Толстого , Ивана Сергеевича Тургенева .

Работая над своим первым романом "Путешествие", Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 году до новой попытки самоубийства. Однако она оправилась, и в 1919 году опубликовала написанное. Успех "Путешествия" стал основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году вышел роман В. Вульф "Ночь и день", далее последовали "Комната Якоба" (1922) и "Миссис Делоуэй" (1925). У "обыкновенных" женщин вехами жизни становились в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее книги. Она писала много, неутомимо, помимо романов выпустив в 1925-1940 годах несколько трудов по литературной критике, в том числе литературно-критические: эссе "Обычный читатель", "Обычный читатель: часть вторая" и "Смерть мотылька" (вышла после ее смерти, в 1942 году). Литературное наследие Вирджинии включает также десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, конечно, рассказы... В. Вульф стала создательницей новой манеры письма - где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует "тайнопись души", где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания множества путей преломления сознания, произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и лишь поддержка мужа и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским ремеслом.

Она всегда была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой "чуть ли не до мысленного инцеста"), подругам (М. Ван, В. Дикинсон, Э. Смит). Влюбившись в 1922 году в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, продолжавшиеся почти 20 лет. В 1928 году Вульф отобразила свою подругу в романе "Орландо" - фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виктории назвал это произведение "самым очаровательным любовным письмом в истории литературы". Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы - следствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин - но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами Вульф переживала в воображении, поэтому включение Вульф в круг "самых известных лесбиянок мировой истории" (а имя ее часто упоминается в справочниках именно в таком контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения Вирджинии Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии "Собственная комната" (1929), а также роман "Три гинеи" (1938) по сей день считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Давая ответ на вопрос "А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?" - Вульф придумала мини-роман ("Собственная комната") - историю о том, что случилось бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически завершила свою жизнь - не имея возможности быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа Вульф призывала своих современниц не довольствоваться "своим углом в общей комнате" (как миллионы женщин прошлого), но "обживать свои комнаты, развивая в себе привычку свободно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры - нет, мы идем одни..."

Страдая из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям - прежде всего к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан - подающий большие надежды поэт. И она сама, и муж Леонард относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 году повергла семью Вульфов в новое море отчаянья. Писательница опять попыталась с головой уйти в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман "Между актами", который она начала писать уже в состоянии тяжелой депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, кошмарами. Врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж, - окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вульф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния стала жаловаться домашним на то, что все время "слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции". Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике - покончила с собой, утопившись в реке Оус.

Имя Вирджинии Вульф стало известно в России вместе с обнаружившимся во времена политической "оттепели" начала 1960-х интересом к модернизму в литературе. Интерес к ее творчеству особенно оживился после создания американским драматургом Эдвардом Олби пьесы под названием "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1966), по которой был снят одноименный фильм. Экзальтированную и глубоко несчастную героиню - киноаналог Вульф - сыграла в нем молодая Э. Тейлор. И пьеса, и фильм имели весьма отдаленное отношение к реальной биографии писательницы, зато были наполнены острейшим драматизмом и психологизмом, доходящими до душевного эксгибиционизма, столь свойственными произведениям романистки и эссеистки Вирджинии Вульф, покончившей с собой за четверть века до создания пьесы. В 2002 году на мировой экран вышел новый кинофильм, рассказывающий о странной и трагичной жизни Вульф - "Часы", в котором роль писательницы сыграна Н.



Рекомендуем почитать

Наверх