Людмила чурсина биография личная жизнь. Людмила Чурсина биография, личная жизнь, муж, дети (фото и видео)

Мода и стиль 06.09.2019
Мода и стиль

Людмила Чурсина - известная актриса театра и кино СССР и современной России. Прославилась съемками в киноленте «Донская повесть», получила и отвергла приглашение сниматься в Голливуде.

Творческий путь Людмилы Чурсиной прошел одинаково насыщенно как в кино, так и в театре. Людмила была актрисой и артисткой одновременно. Ее ценили за умение сыграть даже самую сложную роль в простой и понятной для рядового зрителя форме.

20 июля 1941 года родилась Людмила Алексеевна Чурсина, будущая актриса и звезда советского кинематографа. По неофициальным данным, Людмила родилась в июне 1941 года, в поезде. У Геновефы Ивановны случились преждевременные роды в поезде при эвакуации семьи из Псковской области в Душанбе. Фактическим местом рождении будущей звезды кинематографа стала деревня Груздово Псковской области.

Регистрация новорожденной из-за бюрократических формальностей военного времени произошла только в Душанбе. Семье Чурсиных пришлось много помотаться по Таджикистану из-за работы главы семейства. Он был военным, поэтому его часто переводили из города в город по службе. Все военные годы семья провела в Душанбе, тогда город назывался Сталинабад.

После войны семья жила на Чукотке, в Заполярье, на Камчатке и Кавказе. В школу маленькая Люда пошла в Тбилиси, она очень быстро освоила не только букварь и математику, но и грузинскую культуру.

Это наложило отпечаток на ее актерское будущее. Людмиле нравились грузинские песни, она с удовольствием их заучивала и пела в кругу семьи. Чурсина училась хорошо, больше всего ей нравилась математика, физика и геометрия. Девочка показывала великолепные способности в изучении точных наук.

После шестого класса Люда Чурсина перешла в школу в Великих Луках, родители решили вернутся в свои родные края. Здесь Людмила окончила школу, получила золотую медаль. Ей пророчили светлое будущее советского инженера, сама Люда предпочтительным вариантом рассматривала авиамеханику. Но в скрупулезно построенные планы вмешался случай.

Людмила в шутку решила подать документы на поступление в театральный вуз, как и ее подружка. Причем документы подружки подали не в один институт, а сразу в три престижных вуза: ГИТИС, ВГИК и в Щукинское училище. Девушку приняли сразу в три вуза, уже она выбирала, где продолжить учебу. Люда выбрала «Щуку», которую успешно закончила в 1963 году. А вот ее подружке повезло меньше - она не поступила ни в один из театральных вузов.

Карьера в театре

После «Щуки» Людмила Чурсина была принята на работу в Театр им. Вахтангова. Она трудилась в труппе Рубена Симонова. Дебют молодой актрисы состоялся в массовке «Принцессы Турандот», далее Людмиле дали роль в постановке «Русский лес». Актриса показала свое рвение и талант, что очень оценили именитые режиссеры. Поэтому более-менее значимые предложения посыпались сами собой.

Например, в спектакле «Ричард III» Людмила сыграла роль леди Анны, до мелочей повторив ее образ.

Партнерами Людмилы по сцене были Михаил Астангов и , они уже на то время зарекомендовали себя как успешные и знаменитые артисты. В Театре Вахтангова Людмила Чурсина проработала три года, после чего решилась податься в кинематограф. Кино стало дополнительным увлечением, основное место работы актрисы - Академический драмтеатр им. Пушкина. На сцене этого театра Людмила Чурсина выступала на протяжении 10 лет.

С 1984 года актриса постоянно живет в Москве. Причиной переезда стала перемена места работы. Людмила начала работать в Театре Советской Армии. Ей предложили роль ее мечты - Настасьи Филипповны из «Идиота». Это предложение заставило актрису поменять не только место работы, но и город проживания.

О своей решении Людмила Чурсина ни разу не пожалела, это был один из самых решительных шагов в ее биографии. Работа в новом для нее театре оказалась очень сложно и изнурительной, но очень интересной и увлекательной в то же самое время. Трудно было вжиться в роль противоречивой по характеру героини, которая стала воплощением пороков и достижений общества. При этом Людмила хотела сохранить свой характер.

Людмиле Алексеевне удалось на отлично справиться с этой ролью. Ее Настасья Филипповна каждый раз была иной, что радовало публику, и давало почву для размышлений критикам. Каждый новый спектакль был непохожим на предыдущий, это вызывало сопереживание зрителей и сильные эмоции от увиденного действа.

Героиней романа Достоевского карьера Чурсиной не завершилась, вслед за Настасьей Филлиповной последовали и другие образы. Чурсиной доверили роль Эрнестины Тютчевой в «Прощальном свете», а также баронессы Шталь в «Маскараде». Эти героини были сложными и многогранными, требовали творческого подхода и незаурядного актерского мастерства.

Людмиле Чурсиной пришлось вложить уйму сил и терпения, чтобы вжиться в роль. Но результат получался ошеломительным и радовал зрителей своей непосредственностью. Чурсина и в наши дни продолжает выступления в Театре Советской Армии. Театралам очень нравится ее роль Ив в постановке «Боже, Храни короля», созданная по произведению С. Моэма. Каждая премьера этого спектакля встречается полным аншлагом, зрители просто обожают постановки под руководством Леонида Хейфица.

Чурсина выступает в постановке под названием «Дуэт для солистки», в нем она играет роль скрипачки Стефани Абраахамс. Спектакль проходит в импровизированном кабинете психоаналитика, с которым скрипачка беседует по душам в рамках сеанса. Пьеса по своему сценарию очень монотонная, но благодаря актерскому мастерству Чурсиной она стала «живой», удерживает внимание зрителей на протяжении всего выступления актеров.

Фильмы

В середине 1960-х годов Людмила Чурсина начала сниматься в кино. Будет неправильно сказать, что самые первые роли принесли молодой актрисе всесоюзную популярность и головокружительный успех. Но Людмиле Чурсиной удалось стать одной из самых молодых актрис, которые получили почетное звание народной артистки Советского Союза. Звание было присвоено в 1981 году, когда Людмиле исполнилось 40 лет.

Путь к получению звания народной артистки был сложен и тернист, ей пришлось сыграть немало эпизодических ролей. Заслуживает внимания ее эпизодическая роль в фильме «Когда деревья были большими». Роль небольшая, но зато рядом снимались уже известные на весь Союз и .

Первой серьезной ролью Людмилы Чурсиной стала съемка в ленте «Донская повесть». У Дарьи, героини Людмилы, был строптивый и очень знойный нрав. Согласно сценарию, она была не венчанной женой отважного красноармейца Шибалко, эту роль сыграл . Чурсина оживила роль, сделала ее запоминающейся и яркой. Далее в фильмографии Чурсиной последовали несколько известных картин, которые признаны золотом отечественного кинематографа. Среди них: «Угрюм-река», «Любовь Яровая», Виринея», «Олеся».

Эти работы принесли артистке народное признание и награды. Например, за фильм «Журавушка» актриса получила Гран-при, проходившем на фестивале в Сан-Себастьяно. Приз был вручен самой Олдри Хелберн. Игра Людмилы Чурсиной тронуло за сердце западного зрителя, поэтому актрису пригласили в Голливуд. Людмиле был предложен контракт на три года, за это время ей предстояли съемки в 15 фильмах.

Но рывок в капиталистическую страну не состоялся, этому воспрепятствовали советские власти. Вторая причина - незнание Людмилой иностранного языка и нежелание жить вдали без своих близких.

Советские власти не оставляли работы Чурсиной без внимания. За фильм «Досье на человека в мерседесе» актриса получила премию КГБ.

На Аллее Славы в Москве смонтирована плита, на которой размещен отпечаток ладони Людмилы Алексеевны.

Актриса трудится и сегодня, больше внимания уделяет театру, но ее популярность в кинолентах также не стоит недооценивать. Последними известными сериалами с ее участием стали «Интерны», «Маргоша», «Дом на английской набережной».

Личная жизнь

Самое первое значимое событие в личной жизни Людмилы Чурсиной - это знакомство в Владимиром Фетиным. Он на то время был режиссером картины «Донская повесть». Влюбленные сыграли свадьбу, но прожить вместе было суждено 17 лет. Брак погубило чрезмерное пристрастие Владимира к спиртному. Людмила долгое время пыталась излечить мужа от пагубной зависимости, но в один момент руки просто опустились.

Спустя два года после развода Людмила влюбляется в океанолога Владимира Петровского. Роман закончился свадьбой, но спустя два года совместной жизни отношения Владимира и Людмилы дали трещину, брак распался.


Третьим супругом Чурсиной стал Игорь Андропов, сын генсека. Брак продлился 4 года.

Свои провалы в личной жизни Чурсина объясняет тем, что в два последних брака она вступала уже взрослым и состоявшимся в жизни человеком. Ей, как и ее взрослым мужьям, не хотелось меняться в угоду второй половинке.

Детей у Людмилы Чурсиной нет. Как отметила актриса, вопрос рождения детей постоянно откладывался: сначала по причине отсутствия жилья, потом - из-за насыщенной работы Людмилы.

Людмилу Чурсину называли одной из самых ярких актрис Советского Союза, о ней ходило множество слухов. А эта красивая женщина с царской осанкой за собственной неприступностью скрывала свои комплексы и очень ранимую душу.

Казалось, всё должно сложиться так, как описывалась в романах: замужество одно и на всю жизнь, общие интересы, совместное творчество, разговоры до рассвета. Однако судьба подготовила для неё целых три брака и множество неожиданных поворотов.

Величайшее естество


Людмила Чурсина в молодости.
В одном из своих интервью актриса призналась, что именно так назвала бы книгу о своём первом муже, режиссёре Владимире Фетине. Они познакомились на съемках картины «Донская повесть». К моменту знакомства режиссёр уже расстался со своей первой супругой, а в Людмиле увидел родственную душу.
Это совсем не была любовь с первого взгляда. Скорее, это было взаимное уважение, подпитываемое совместной работой, потом возникшая симпатия. Он нежно заботился о ней во время съемок, уделял ей много внимания, вёл нескончаемые интереснейшие беседы. Всё было так, как ей когда-то мечталось. Молодая актриса влюбилась в его ум, в его образованность и в его руки. Они были необыкновенно красивыми, живыми, говорящими.


Владимир Фетин и Людмила Чурсина.
После окончания съемок он уехал в Ленинград, а она в Москву, где служила в театре имени Вахтангова. Владимир и Людмила писали друг другу письма, едва выдавался свободный день, как актриса садилась в поезд и мчалась в Ленинград, чтобы побыть с любимым хоть полдня.
После была скромная регистрация брака и её переезд в Ленинград к любимому. Фетин снимал Чурсину в своих фильмах, раскрывая всё новые грани её таланта. А за пределами съемочной площадки он оказывался совершенно беспомощным. Не мог решить никакие бытовые вопросы, абсолютно не обращал внимания на окружающую обстановку. Во времена простоев не находил себе места и всё чаще прикладывался к бутылке.


Людмила Чурсина.
Она же заботилась не только об их семье, но еще и старательно зарабатывала на алименты сыну супруга от первого брака. Она возвращалась со съемок или гастролей и вместо желанного отпуска начинала выводить мужа из запоя, пытаясь вернуть его в реальность. Она слишком его любила и не могла просто взять и уйти.


Владимир Фетин.
Людмила Чурсина уговаривала мужа бросить пить, увещевала, даже сама пыталась разделить с ним тягу к зелёному змию, чтоб напугать Фетина. Ничего не помогало, а у неё опускались руки. Они всё больше отдалялись друг от друга. Когда наступил момент полной беспомощности, она попыталась свести счёты с жизнью. Она уже стояла над Невой, собираясь броситься вниз. К счастью, её заметил совсем незнакомый мужчина, усадивший актрису в машину. Он просто молча отвёз её домой.


Людмила Чурсина.


Отрезвила Чурсину встреча с мужчиной-инвалидом. У него не было ног, но глаза горели такой жаждой жизни, что актриса поневоле устыдилась своих проблем. Единственное, что она поняла: надо жить и двигаться дальше. Но даже после развода между супругами сохранились тёплые отношения. Она даже почувствовала, когда он покинул этот мир.

Нелепый брак


Людмила Чурсина.
Её второй супруг Владимир Петровский был океанологом. Людмилу Чурсину поразила в нём не только невероятная красота, но, в первую очередь, его полная самостоятельность и полное отсутствие тяги к спиртному.
Однако прожили вместе они всего два года. Слишком разными оказались людьми, да и не возникло между ними той душевной связи, в которой она так нуждалась.

Сын Генерального секретаря ЦК КПСС


Людмила Чурсина.
С Игорем Андроповым актриса познакомилась у общих друзей после своего переезда в Москву. Мужчина поразил её своей скромностью, умением поддержать беседу на любые темы и огромными, практически энциклопедическими знаниями. А вот о его происхождении она узнала немного позже.
После замужества ей пришлось, по настоянию супруга, взять двойную фамилию. Теперь на афишах она значилась, как Чурсина-Андропова, чем муж очень гордился.


Людмила Чурсина и Игорь Андропов.
Однако и третий брак не принёс ей ожидаемого счастья. Они оба не смогли или не захотели подстроиться друг под друга. А Игорь, кроме патологической ревности, стал демонстрировать и пристрастие к спиртному.


Людмила Чурсина.
Людмила Чурсина уходила от него 13 раз. И после окончательного расставания Игорь еще не раз предлагал ей снова воссоединиться. Но она к тому моменту уже поняла, что их брак состоял из взаимных претензий и бесконечной борьбы, вести которую ей уже надоело.

Счастливая и не одинокая


Людмила Чурсина.
Людмила Алексеевна, по её мнению, тему замужества для себя уже закрыла и сожалеет лишь о том, что у неё так и не нашлось времени родить ребёнка. Родной для актрисы стала семья её сестры, заботится о племяннике с женой, об их двух дочках.
Когда-то она всю свою любовь и почти материнскую заботу отдавала мужьям, теперь – только родным людям. Она по-прежнему востребована в профессии и надеется, что многое ещё успеет сделать в этой жизни.

Родилась в 1941 году в Сталинабаде (ныне - Душанбе, Таджикистан). Отец - Чурсин Алексей Федорович. Мать - Чурсина Геновефа Ивановна.

Мало кто испытал на своем артистическом веку такую громкую популярность, как Людмила Чурсина. Начиная с середины 1960-х она не сходила с экрана. Ее портреты украшали не только обложки киножурналов, но и стены "красных уголков", армейских казарм, студенческих и рабочих общежитий. К ней приходили тысячи писем от поклонников со всего Советского Союза, писали даже из мест заключения. И помимо признаний в любви просили помочь, советовались...

Она была самой молодой из удостоенных звания Народной артистки СССР (1981). За участие в кинофильмах "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка" Чурсиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых. За "Журавушку" получила Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (приз она получала из рук американской артистки Одри Хепберн). Затем ей предложили трехлетний контракт на 15 картин в Голливуде. В ее активе есть даже премия КГБ СССР за роль в фильме "Досье на человека в мерседесе".

Чем больше публикуется интервью и материалов об актрисе, тем более загадочной и романтичной фигурой она предстает. Даже о ее рождении гуляют в прессе разные версии. В соответствии с одной, это счастливое событие произошло во время бомбежки, где-то в пути. Ее мать пробиралась из Риги к родственникам, эвакуировалась в Сталинабад. Там и зарегистрировали рождение девочки.

В Таджикистане семья прожила всю войну. Последующая жизнь Чурсиной связана со сплошными переездами. Ее отец был военным, мама - медик и всюду следовала за отцом. Странствовали от Заполярья, Чукотки, Камчатки до Кавказа и Великих Лук.

Людмила училась в школе в Тбилиси. Хорошо знала грузинский язык, любила грузинские песни. Сама она признается, что в школьные годы была хулиганкой, заводилой уличного масштаба. За поведение имела посредственные оценки - мешал темперамент, но училась в целом неплохо и даже всерьез увлекалась геометрией и физикой. А с 7-го класса взялась за ум и окончила школу с золотой медалью.

Становиться артисткой Людмила Чурсина вовсе не собиралась. Ей были ближе точные науки, и она надеялась, что поступит в какой-нибудь технический вуз, например авиационный. После школы за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, Чурсина отправилась в Москву. Поскольку экзамены в театральных вузах проходили раньше, она прошла отбор сразу в трех - ГИТИСе, ВГИКе и Щукинском. Людмила предпочла знаменитую "Щуку". А подруга ее так и не поступила...

Окончив Театральное училище имени Б.В. Щукина, Людмила Чурсина поступила в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, куда ее пригласил Рубен

Симонов и где она прослужила три года. Выходила в массовке рабыней в "Принцессе Турандот", в "Русском лесе" и других спектаклях. Потом появились самостоятельные роли. Например, официантка Настя в спектакле "Новые знакомые", поставленном Евгением Симоновым, леди Анна в "Ричарде III", где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов. Предстояли и другие, более значимые роли. Так, Симонов обещал попробовать Людмилу в роли Настасьи Филипповны в "Идиоте". Но театральная карьера Чурсиной неожиданно оборвалась, чтобы на некоторое время уступить место киносъемкам.

Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в картине "Когда деревья были большими". Самая юная исполнительница с восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, гордилась, что снималась вместе с ними. Потом были небольшие роли в фильмах "Утренние поезда" (1961), "Две жизни" (1961), "На семи ветрах" (1962). Впечатлений было много, но удовлетворения они не приносили. Первая серьезная и большая работа в кино - роль Дарьи в "Донской повести" - пришлась на окончание учебы в училище. В Дарье Чурсину привлек сильный характер, ее гордость и знойный, жаркий нрав. Непомерно тяжелый груз несла эта женщина, ставленница белой казачьей банды, невенчанная жена красноармейца Шибалко (Евгений Леонов), - богатейший материал для актрисы. Тут и любовь, и ненависть, и отчаяние - все завязывалось в тугой неразрешимый узел.

К концу съемок стало ясно, что молодая актриса и режиссер фильма Владимир Фетин неравнодушны друг к другу. Чурсина переезжает к мужу в Ленинград, где ей довелось прожить более 15 лет.

Фантастический успех "Донской повести" накрыл актрису с головой. Красивая, юная, талантливая, она сразу привлекла внимание зрителей и критики. Дальнейшее известно: исключительная востребованность в кино, членство в худсовете "Ленфильма", общественная работа. Людмила Чурсина сыграла более чем в 50 картинах, а ее роли в "Журавушке" (1968), "Виринее" (1968), "Угрюм-реке" (1969), "Любови Яровой" (1970), "Олесе" (1970), "Приваловских миллионах" (1972), "Открытой книге" (1973) стали классикой отечественного кинематографа. У ее героинь были разные судьбы, но всех их объединяло одно - необыкновенная сила характера, глубокая, страстная натура и какая-то "несоветская" красота.

Если посмотреть на список ролей, сыгранных Чурсиной в кино, то среди них много экранизаций: М. Шолохов, Л. Сейфуллина, К. Тренев, А. Куприн, Д. Мамин-Сибиряк, В. Шишков, М. Алексеев, В. Каверин... Поэтому на фестивале "Литература и кино", который проходил недавно в Гатчине, проводили ретроспективный показ фильмов с участием актрисы.

Спустя годы ее снова потянуло в театр. С 1974 года Людмила Чурсина работала в Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. В "ленинградский" период она очень много работает с Заслуженным деятелем культуры Российской Федерации Р.А. Сиротой.

В 1984 году Людмила Чурсина становится актрисой московского Театра Советской Армии. Ее переход из "Александринки" был связан с приглашением на роль, о которой она мечтала уже давно, - Настасьи Филипповны.

Актриса вспоминает о том, насколько мучительно давалась ей эта роль. Возможно ли было сыграть эту взвинченность, неистовство, вечный порыв в неизвестно какие выси и быть при этом неестественной? И только поняв, что играть надо радостно, несмотря на то, что женщина эта прямо-таки погружена в бездны мрака, тьмы и света, удалось сделать прорыв. Актриса сумела воплотить противоречия этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия, отверженности женщины, в которой вся грязь жизни не сумела убить нравственную чистоту. И каждое появление на сцене Настасьи Филипповны - Чурсиной открывало какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания.

В Театре Российской Армии Людмила Чурсина сыграла баронессу Штраль в лермонтовском "Маскараде", Эрнестину Тютчеву в спектакле "Прощальный свет" Павловского, играла в пьесе Дударева "Рядовые" и в "Ленинградце" Червинского - ролей было, может быть, не так уж и много, но проходными их никак не назовешь.

Сегодня актриса занята в двух спектаклях театра (оба идут на Малой сцене): "Дуэт для солистки" Тома Кемпински и "Боже, храни короля!" Сомерсета Моэма в постановке Леонида Хейфица - роль Ив потребовала от Чурсиной изрядного накала страсти, ведь героиня обвиняла в смертном грехе собственного отца, крушила все вокруг. Когда-то спектакль "Боже, храни короля!" шел на Большой сцене и уже более 10 лет держится в репертуаре.

Героиня Чурсиной в "Дуэте для солистки" - Стефани Абрахамс - всемирно известная скрипачка. Она серьезно и опасно больна. Впереди - только болезнь и инвалидная коляска. Все сценическое время она находится в кабинете врача-психоаналитика, с которым беседует изнурительно и трудно. Преодолеть эту заданную монотонность пьесы сложно. Но при этом роль дает исполнительнице возможности бенефисные, позволяет актрисе показать себя сполна - красавица, не боящаяся быть на сцене в иные мгновения почти старухой и в считанные минуты вновь обрести совершенство.

Участвует Людмила Чурсина и в антрепризном проекте "Императрица" по пьесе Елены Греминой "За зеркалом", где играет Екатерину II. С этим спектаклем ей приходится довольно много ездить по стране. Вообще, царственных особ актриса переиграла предостаточно. Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица "Павел I" и княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра по пьесе Юрия Волкова и в режиссуре Ольги Гарибовой. Это был фактически спектакль-монолог, бенефис Чурсиной. Да и нецарственные героини Чурсиной всегда выглядели царственно: шекспировская леди Макбет и Настасья Филипповна на сцене, Анфиса в "Угрюм реке" - колдовские женщины большой природной силы и притягательности.

Людмила Ивановна всегда была общественницей. Работала в профсоюзах, в оргкомитетах многочисленных смотров и конкурсов, была членом жюри на фестивалях в Аргентине, Сирии, в Москве. Исколесила всю страну в составе творческих бригад. Ездила на БАМ, другие "стройки века", побывала в Афганистане. Ей приходилось часто выступать на страницах газет, излагать свои взгляды на самые разные общественно-политические события, вплоть до оценок значения ленинской работы "Задачи союзов молодежи" и перестройки.

В последние годы Людмила Алексеевна почти не снимается в кино (если не считать сериалы "Горячев и другие", "Графиня" и "Хаги Траггер") и целиком посвятила себя театру. Она принимала участие в телевизионной постановке пьесы "Белые розы и розовые слоны" У. Гибсона (режиссер И. Унгуряну), в 1997 году участвовала в спектакле "Я ничего не помню", который был поставлен Н. Косенковой к 80-летию американского драматурга Артура Миллера.

Будучи звездой, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе "внутреннего полицейского": очень долго стеснялась самой себя - например, высокого - 177 см - роста.

Она ездит, как все, в метро, ходит сама на рынок и в целом равнодушна к буржуазным ценностям и не страдает меркантильностью. На досуге зачитывается любимыми стихами Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, произведениями русской классики, тепло общается с родными.

Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В августе 2002 года в Москве на аллее кинематографической славы была заложена плита с отпечатком руки Народной артистки СССР Л.А. Чурсиной.

В городе Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан). Ее отец был военным, мать — медицинским работником.

Семья постоянно переезжала — они жили в Грузии, на Камчатке, на Чукотке, в Заполярье, Великих Луках.

В 1963 году Людмила Чурсина окончила Высшее театральное училище (ныне институт) имени Б. Щукина (курс Леонида Шихматова).

Поступила в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где прослужила три года. Начав с ролей в массовках в "Принцессе Турандот", "Русском лесе" и других спектаклях, Чурсина вскоре стала играть самостоятельные роли — официантку Настю в спектакле "Новые знакомые", поставленном Евгением Симоновым, леди Анну в "Ричарде III", где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов.

Кинодебют Людмилы Чурсиной состоялся в 1961 году в картине "Когда деревья были большими". Потом были небольшие роли в фильмах "Утренние поезда" (1961), "Две жизни" (1961), "На семи ветрах" (1962). Первая серьезная и большая работа в кино — главная роль Дарьи в "Донской повести" (1964).

На съемках фильма "Донская повесть" Чурсина замуж за режиссера Владимира Фетина и уехала с ним в Ленинград (Санкт‑Петербург). До середины 1970‑х актриса играла только в кино.

Артистка создала в кинематографе образ красивой гордой русской женщины с сильным характером. Партнерами Чурсиной были Евгений Леонов, Армен Джигарханян, Василий Шукшин, Юрий Никулин, Леонид Куравлев и другие.

Чурсина снималась в таких известных фильмах, как "Два билета на дневной сеанс" (1966), "Туманность Андромеды (1967), сериалах "Щит и меч" (1968) и "Адъютант его превосходительства" (1969).

Она исполнила главные роли в картинах "Весна на Одере" (1967), "Виринея" (1968), "Журавушка" (1968), сериале "Угрюм‑река" (1969), "Любовь Яровая" (1970), "Олеся" (1970).

За участие в кинофильмах "Виринея", "Угрюм‑река", "Журавушка" Чурсиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

За "Журавушку" она получила Гран‑при XVII Международного кинофестиваля в Сан‑Себастьяне (1969).

В 1972 году вышли фильмы с Чурсиной в главных ролях: "На углу Арбата и улицы Бубулинас", "Приваловские миллионы", "Схватка". В 1973 году она исполнила главную роль в популярном сериале "Открытая книга".

Актриса снималась в таких фильмах и сериалах, как "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976), "И это все о нем" (1977), "Собственное мнение" (1977), "Гонка с преследованием" (1979), "Долгая дорога в дюнах" (1980‑1981), "Демидовы" (1983), "Русь изначальная" (1985), "Досье человека в "Мерседесе" (1985).

В 1990‑х годах Чурсина играла в картинах "Графиня" (1991), "Дело Сухово‑Кобылина" (1991), "Кодекс бесчестия" (1993), сериале "Горячев и другие" (1992‑1994) и др.

В 2000‑х годах исполнила главные роли в сериалах "Надежда уходит последней" (2004), "Держи меня крепче" (2007), "Застава" (2007), драме "Дом на Английской набережной" (2007), комедии "Юбилей" (2007), биографической драме "Мой муж — гений" (2008), драме "Бабушка Ада" (2009) и др.

Среди киноработ Чурсиной последних лет — роли в комедии "7 главных желаний (2013), сериалах "Людмила" (2013), "До смерти красива" (2013), "Орлова и Александров" (2015), драме "Иерей‑Сан: исповедь самурая" (2015).

На театральную сцену актриса вернулась в 1974 году, став артисткой Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр).

С 1984 года Людмила Чурсина выступает на сцене Центрального академического театра Советской (ныне Российской) Армии. Среди ее ролей в театре — Настасья Филипповна ("Идиот"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Эрнестина Тютчева ("Прощальный свет"), Ив ("Боже, храни короля!"), Мария Федоровна ("Павел I") и др.

В текущем репертуаре Театра Российской армии Чурсина играет главные роли в спектаклях "Та, которую не ждут" (Странница), "Элинор и ее мужчины" (Элинор), "Игра на клавишах души" (Лив), "Этот безумец Платонов" (Войницева).



Рекомендуем почитать

Наверх