Советские артисты уехавшие за границу. Знаменитые беглецы из ссср: на что они променяли железные объятия родины

Полезные советы 05.07.2019
Полезные советы

На момент побега - худ. рук. Мариинского театра. Первый заслужил звание народного артиста Республики.

Когда : в июне 1922 г. остался в США после гастролей (его импрессарио там был знаменитый Сол Юрок). В СССР его невозвращение приняли очень болезненно. В. Маяковский даже сочинил стихи: «Вернись теперь такой артист назад на русские рублики - я первый крикну: - Обратно катись, народный артист Республики!» В 1927 г. Ф. Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание.

Чего достиг : много гастролировал, перечислял деньги в том числе в фонды помощи русским эмигрантам. В 1937 г. у него обнаружили лейкоз. Умер в 1938 г. в Париже. На Родину его прах вернулся лишь в 1984 г.

Рудольф Нуреев, балетный танцовщик, балетмейстер

Одна из ярчайших звёзд Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).

Когда : в 1961 г. во время гастролей Кировского театра в Париже отказался возвращаться в СССР.

Чего достиг : сразу был принят в Королевский балет Лондона, звездой которого был 15 лет. Позже работал директором балетной труппы парижского Гранд-опера. В последние годы был дирижёром. Собрал роскошную коллекцию произведений искусства. Умер в 1993 г. от СПИДа в Париже. Его могила до сих пор является культовым местом для его поклонников.

, балетный танцовщик

В Большом театре этому танцовщику прочили великую карьеру.

Когда : в 1979 г. во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился с просьбой о политическом убежище. В инцидент оказались вовлечены президент США Дж. Картер и генсек ЦК КПСС Л. Брежнев. По мотивам тех событий был снят фильм «Рейс 222».

Чего достиг : танцевал у М. Барышникова в Американском театре балета. После скандала с М. Барышниковым в 1982 г. ушёл из труппы. Пытался делать сольную карьеру.

Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Его тело нашли через несколько дней после смерти в 1995 г. Прах А. Годунова развеян над Тихим океаном.

, кинорежиссёр

Когда : в 1984 г. во время командировки в Стокгольм, где должен был обсуждать съёмки фильма «Жертвоприношение», прямо на пресс-конференции объявил, что на Родину не вернётся.

Чего достиг : год провёл в Берлине и Швеции, начал съёмки фильма «Жертвоприношение». В конце 1985 г. у него диагностировали рак. Умер в 1986 г. Его третий сын родился уже после его смерти.

Наталия Макарова, балерина

Была ведущей солист-кой Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).

Когда : в 1970 г. во время гастролей театра им. С.М. Кирова в Великобритании попросила политического убежища.

Чего дости гла: с декабря 1970 г. - прима Американского театра балета, танцевала в лучших балетных труппах Европы. В 1989 г. вновь ступила на сцену Ленинградского театра. В данный момент работает как драматическая актриса, живёт в США.

Михаил Барышников, балетный танцовщик

Солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).

Когда : в феврале 1974 г. во время гастрольной поездки балета двух столиц (Большого и Кировского театров) по Канаде и США под конец гастролей попросил политическое убежище в Соединённых Штатах.

Чего достиг : сразу получил приглашение от Джорджа Баланчина стать солистом Американского театра балета. Вскоре стал директором театра, а ещё чуть позже (и поныне) - миллионером. Сейчас работает и как драматический артист. Живёт в США. Является совладельцем знаменитого ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке.

Виктория Муллова, скрипачка

Победительница международных конкурсов (в том числе конкурса имени П.И. Чайковского).

Когда : в 1983 г. во время гастролей в Финляндии вместе со своим гражданским мужем, дирижёром Вахтангом Жордания, сбежала на такси из Финляндии в Швецию, где два дня просидела, запершись в гостиничном номере, в ожидании, Когда откроется американское посольство. В своём номере в Финляндии В. Муллова оставила «заложницу» - драгоценную скрипку Страдивари. Она рассчитывала на то, что сотрудники КГБ, обнаружив скрипку, её саму уже искать не будут.

Чего достиг ла: сделала блестящую карьеру на Западе, некоторое время была замужем за известнейшим дирижёром Клаудио Аббадо.

, филолог

Дочь И. Сталина. Филолог, работала в Институте мировой литературы.

Когда : в декабре 1966 г. С. Аллилуева улетела в Индию с прахом своего гражданского мужа Браджеша Сингха. Через несколько месяцев, в марте 1967 г., обратилась к послу СССР в Индии с просьбой не возвращаться в страну. Получив отказ, пошла в посольство США в Дели и попросила политического убежища.

Чего достиг ла: опубликовала в США книгу «Двадцать писем к другу» - об отце и кремлёвском окружении. Книга стала бестселлером и принесла С. Аллилуевой более 2,5 млн долл. В 1984 г. предприняла попытку вернуться в СССР, но неудачно - её родившаяся в Америке дочь не говорила по-русски, а оставшиеся в СССР дети от предыдущего брака встретили её прохладно. В Грузии С. Аллилуеву ждал такой же холодный приём, и она вернулась в Америку. Объехала весь мир. Умерла в 2011 г.

2 февраля 1653 года Нью-Амстердам получил городской статус. В 1664 году город стал называться Нью-Йорком. С этим городом многое в истории России XX века связано. Один только Брайтон Бич чего стоит? В этом городе осели многие известные люди: Бродский, Довлатов, Барышников.

Иосиф Бродский
Бродский у входа в свой дом на 44 Мортон стрит
Бродский прибыл в США в июле 72 года. В 1980 окончательно перебрался в Нью-Йорк. Все годы до переезда в «Большое яблоко» (как называют Нью-Йорк), как и последующие, Бродский преподаёт в качестве приглашённого поэта в университетах. В Нью-Йорке он селится в районе Гринвич-вилледж, пристанище творческой интеллигенции. Дом на время ему уступает друг, бывший профессором. Бродский, любивший море, просто обожал свой район. Его дом находился всего в паре кварталов от набережной.


Бродский с женой Марией, урождённой Соццани. Фото Михаила Барышникова
Другая любопытная часть биографии Бродского, связанная с Нью-Йорком, - это спасение ресторана «Русский самовар». Когда Бродский только получил Нобелевскую премию по литературе, к нему за помощью обратился другой эмигрант, Роман Каплан. Этот ресторан давно уже стал клубом, куда приходят и приезжают все, кто любит и знает русскую культуру. Когда ресторан оказался в затруднительном положении, Каплан позвонил Бродскому, а тот Барышникову. Деньги последних спасли место от закрытия.
Михаил Барышников
Барышников попал за границу, в Канаду, вместе с труппой Большого театра в 1974 году, да так и не вернулся. Получил приглашение от друга в труппу «Американского театра балета». Машина, на которой бежал Барышников, отвезла его на ферму, где, после подписания всех необходимых бумаг, Барышников выпил огромное количество спиртного - чтобы заглушить боль и тоску по тому, что осталось в Ленинграде - друзьям, пуделю Фоме, который много вечеров ждал его около входной двери…


Михаил Барышников и Жаклин Кеннеди
В Нью-Йорке талант Барышникова раскрылся в полную мощь. Роли в кино, балете, на Бродвее. Благодаря Леониду Лубяницкому, фотографу, публиковавшемуся в журналах «Vogue», «Time», «People», «The New York Times Magazine», Барышников начал заниматься фотографией.

Сергей Довлатов



В августе 1978 года из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы.


Бродский и Довлатов
К середине 1980 годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker». За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода». В 2014 году в честь Сергея Довлатова назвали улицу в Нью-Йорке: Sergei Dovlatov Way.

Простым советским гражданам уехать за границу было очень непросто. Однако прецеденты всё же случались. В основном в эмиграцию отправлялись представители творческой интеллигенции. сайт вспомнила некоторых известных советских киноартистов, которые переехали из СССР в США

Простым советским гражданам уехать за границу было очень непросто. Однако прецеденты всё же случались. В основном в эмиграцию отправлялись представители творческой интеллигенции. сайт вспомнила некоторых известных советских киноартистов, которые переехали из СССР в США.


Кадр из фильма

Знаменитый советский кинокомик Савелий Крамаров покинул Родину в 1981 году. Его выпустили из СССР после того, как он написал письмо Рональду Рейгану. За океаном он не смог найти достойную работу - некоторое время он играл эпизодические роли во второсортных низкобюджетных американских фильмах, однако друзьям говорил, что у него всё в порядке и своей жизнью в Америке он очень доволен. Савелий Викторович после того, как в Советском Союзе началась «перестройка», получил возможность вернуться, но этого не случилось - артист ушёл из жизни в 1995 году в Сан-Франциско.

Елена Соловей


Кадр из фильма

Актриса уехала в Америку, когда находилась на пике своей популярности, в 1991 году. Для многих режиссёров, которые очень любили Елену Соловей, эта новость стала полной неожиданностью. Дело в том, что в стране наступили смутные времена — Елена Соловей и её супруг, художник Юрий Пугач, приняли решение эмигрировать в США ради детей. Актриса по началу занималась исключительно домашними делами и воспитанием детей и внучки. Позже она стала преподавать актёрское мастерство в Университете Нью-Йорка и вести передачу на одной из русскоязычных радиостанций. В начале 2000-х Елена Соловей создала детскую студию для занятий искусством.

Илья Баскин


Кадр из фильма

Самая знаменитая работа Баскина в советском кино - это роль одного из учеников Нестора Петровича Северова в многосерийном телефильме «Большая перемена». Баскин - один из немногих советских актёров, у которых сложилась профессиональная карьера в США. Он уехал в Америку в 1976 году. Поначалу ему пришлось поработать в ресторане, в страховой компании и в газете, но потом он добился своего - режиссёры стали приглашать его на съёмки. В фильмографии Ильи Баскина много успешных работ - актёр играл в таких картинах, как «Имя розы», «Тринадцать дней», «Человек-паук 2» и многих других. Он работал на съёмках со многими голливудскими знаменитостями. Савелий Викторович Крамаров смог уехать в США благодаря приглашению, которое ему выслал Баскин.


Кадр из фильма

Легендарный Буба Касторский из «Неуловимых мстителей» покинул СССР в 1979. Уехать ему пришлось из-за уголовного дела о хищении госимущества, которое завели против артиста. Впоследствии Сичкина оправдали, но его репутация была подмочена. Он вместе с семьёй поселился в Нью-Йорке. Жил знаменитый артист очень тихо и скромно. В 1994 году, после развала СССР, он впервые после отъезда смог приехать на Родину. Артист ушёл из жизни в 2002.


Кадр из фильма

Известный и востребованный киноактёр Ильичёв в 90-х практически потерял работу, как и многие его коллеги в то трудное для страны время. Его супруга (она работала в театре балериной) получила от знакомых приглашение на должность преподавателя в школе балета и семья Ильичёвых уехала в США. За океаном у артиста карьера не сложилась - он так и не смог найти возможность реализовать своё дарование и применить колоссальный актёрский опыт. Он очень переживал из-за того, что его супруга зарабатывала гораздо больше денег, чем он. Виктор Ильичёв занимался домашними делами и воспитанием сына. Актёр ушёл из жизни в 2010 году.

– своеобразное, неповторимое явление в мировой музыкальной жизни. Отметим основные особенности этого жанра:
- отражение в песнях, прежде всего, душевных переживаний, стремление затронуть душу слушателя;
- ярко выраженный национальный колорит. Шансонье рисуют картины жизни в России, передают страдания именно русской души, такой загадочной и непонятной для иностранцев;
- главенствующая роль текста над музыкой. Шансон часто исполняют авторы, не обладающие сильными голосами, но покоряющие публику выразительностью стихотворных строчек;
- связь шансона с «блатными» песнями, которые во все времена оплакивали жизнь в неволе. Отсюда главная тема песен – жажда свободы, упоительной, ничем и никем не ограниченной.

Именно это стремление к свободе, поиск новых возможностей для самовыражения заставило многих музыкантов эмигрировать из СССР (позже из СНГ) за океан. В Америке никто не диктовал артистам, что и как они должны петь, какие выбирать костюмы. Брайтон - Бич, район Нью-Йорка, в 70-х годах двадцатого века стал своеобразной «маленькой Одессой». В ресторанах звучал русский шансон. Например, стены ресторана «Садко» помнят чувственный голос бывшей советской эстрадной звезды Майи Розовой и её красивый роман с русским криминальным авторитетом Евсеем Ароном. У знаменитого путь на сцену «Садко» был долгим. Ему пришлось сначала сменить в Нью-Йорке несколько рабочих специальностей и хорошо выучить язык. За свою настойчивость Виля был сполна вознаграждён. Записав альбом 1981 года «В шумном балагане», он становится кумиром, «почётным евреем» на Брайтон – Бич. Слушателям особенно понравились юмористические и лирические песни, которые он очень удачно стилизовал под «ресторанные».В один из солнечных дней 1978 года предприимчивый хозяин «Садко» встретил в аэропорту им. Кеннеди Любовь Успенскую. Опередив конкурентов, он предложил ей работу в своём заведении и не ошибся – каждое выступление сопровождалось полным аншлагом. Зрители помнили певицу по концертам в Армении, на Кавказе. Но полностью раскрыться ей в СССР не удалось – голос Любы не вписывался в «совковые» рамки. Чтобы занять свою нишу в Америке, пришлось много и напряжённо работать. Но после выхода в 1985 году дебютного альбома «Любимый», за Успенской прочно закрепилось звание «королевы шансона» на все времена. Несколько выразительных песен для альбома написал Вилли Токарев, а в дуэте «Люба – Любонька» русскоязычная Америка узнала хрипловатый голос . Этот талантливый музыкант также пересёк океан в поисках творческой свободы. Он начал играть, а позже и петь на Брайтон – Бич, создал лучший в эмиграции оркестр. Песни Миши-атамана не могли оставить слушателей равнодушными: в них маэстро тоскует и надеется, сомневается и верит в счастливое завтра.

Послушайте песню 1985 года «У нас на Брайтоне». Там она перечисляет многих знаменитостей «маленькой Одессы» на тот момент: , Могилевского, Токарева, Каминского и других. Кто – то из них вернулся потом в новую Россию с триумфом и признанием. А многие решили не возвращаться – так и остались певцами-эмигрантами.

Экономическая разруха бывшего Советского Союза в смутные 90-е годы приводит к расцвету на Брайтон - Бич. Район становится престижным, туда тянутся российские музыканты следующей волны эмиграции. Там они обретают новое дыхание, большой диапазон для творчества. Русский шансон продолжает звучать на американской земле.

Уже в 1919 году начался исход русских из России. Страну покинуло несколько миллионов человек. Центрами русского рассеяния по миру были и Стамбул, и Прага, и Берлин, и Париж, и даже Харбин. Первая волна эмиграции оказалась чрезвычайно богата талантами. Еще бы – ведь, по сути, эмигрировал почти весь «серебряный век».

Кощунственно проводить параллели между судьбами тех, кто остался, и тех, кто уехал – кому, дескать, было тяжелее? Эмиграция – всегда несчастье. Поэт и критик Г.Адамович, размышляя над психологией эмиграции, приходил к выводу о том, что изгнанник не чувствует за собой народа, он обречен заполнять образовавшуюся пустоту собой, в одиночестве.

Отрадно, что многим хватило духовного потенциала и «золотых копей ностальгии». Деятели первой волны воспринимали себя «зарубежной Россией», ощущали кровную связь с оставленной Родиной. Они смогли дать даже больше, чем сами того ожидали.

«Уходили мы из Крыма…»

На чужбине оказались также певцы, музыканты и композиторы: Ф. Шаляпин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, А. Вертинский, П. Лещенко. Мыслями и душой, конечно, они оставались там, в России, захваченной большевиками и коммунистической утопией.

Существует большое количество подделок под т.н. «белогвардейскую» песню. Одни более талантливы, другие – менее. Но вот настоящих стихотворений, ставших песнями, отразивших исход русских из России, всего несколько.

Автор одного из таких стихотворений – казачий поэт Николай Туроверов. Сама же песня родилась значительно позже, уже в постсоветское время. Группа «Любэ» исполняет её под названием «Мой конь» . Обратите внимание на кадры из фильма «Служили два товарища», которые служат своеобразной иллюстрацией к песне:

«Мы для них чужие – навсегда!»

Огромной в эмиграции была популярность Александра Вертинского. Отсутствие голоса компенсировалось своеобразной манерой исполнения, полетом рук, грассированием. На стихи погибшей в нацистском концлагере поэтессы Раисы Блох Вертинским написана песня «Здесь шумят чужие города» . Это самая что ни на есть настоящая и подлинная русская песня в изгнании. Она словно насквозь пропитана страшной ностальгией по России, оттого и воспринималась остро. Да и жанр Вертинский выбрал довольно своеобразный – это в ритме танго:

Пожалуй, Вертинский так и остался лучшим исполнителем песни, если не считать очень достойной современной интерпретации актера А.Домогарова.

«Только светлая не унимается грусть…»

Другая песня, известная по исполнению Аллы Баяновой, Петра Лещенко, Киры Смирновой, – «Я тоскую по Родине» . Стихи написаны в самом конце Второй мировой войны. Их автор – Георгий Храпак, будущий Заслуженный художник РСФСР. Парадоксально, что созданные им строки оказались так поразительно созвучны эмигрантской ностальгии.

В Румынии Храпак познакомился с Петром Лещенко, подарил ему свой текст, композитор Жорж Ипсиланти подобрал мелодию, и песня «выстрелила». Самого же Храпака ждали годы сталинского ГУЛАГа и поздняя реабилитация. К великому сожалению, именно в исполнении Петра Лещенко песня не сохранилась. Сегодня песню не дает забыть «серебряный голос России» – Олег Погудин:

Всё летят и летят журавли…

Не менее парадоксальная история произошла со стихотворением одного из создателей образа Козьмы Пруткова, поэта Алексея Жемчужникова – «Журавли» . Оно датируется аж 1871 годом. В переработанном варианте стихи стали песней в середине 1930-х гг. Солист т.н. «Джаза табачников» Николай Марков исполнял эту песню неоднократно, и в Советском Союзе она шла нарасхват благодаря гибким пластинкам «на костях». Народная молва упорно приписывала песню все тому же Петру Лещенко. Существуют «лагерные» и «дворовые» переделки текста. Передача «В нашу гавань заходили корабли» во многом подарила песню вторую жизнь.

«Сердца не стало, а память жива…»

Мало кому что-то скажет имя Юрия Борисова. А между тем, одна из самых пронзительных стилизаций под эмигрантскую лирику, под песни русского зарубежья принадлежит именно ему. Песня «Всё теперь против нас» , как и многие произведения подобного тематического ряда, написана как бы от «общего» имени – здесь нет узколичностного «я», только «мы». Песня известна в исполнении «светлого отрока» Максима Трошина:

Своеобразным памятником русской эмиграции можно считать стихотворение вполне благополучного советского поэта Роберта Рождественского «Кладбище Сент Женевьев де Буа» . Певец Александр Малинин часто исполнял песню на эти стихи в первые годы своей популярности:



Рекомендуем почитать

Наверх