Лев борисович збарский биография. Регина и Лев Збарские: личная трагедия «красной королевы» подиума и ее супруга

Карьера и финансы 21.06.2019
Карьера и финансы

Феликс-Лев Збарский (1931 - 2016) - график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».

Детство

От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.

Учеба и работа

Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет.

Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала - крыло и тело - создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно - совсем нет людей и деревьев.

То ли город обезлюдел, то ли на улице белая ночь. Но действительно все одето камнем, и от безжизненности пейзажа невольно холодеешь. Кроме того, Лев Збарский сделал иллюстрации к воспоминаниям французского певца и актера Ива Монтана «Солнцем полна голова», к пьесам Уильяма Сарояна.

Внешность художника

Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная - полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал.

А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии - это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это - настоящий светский лев.

Лев Збарский - художник

В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был музыку написал а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии - родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела.

Из машины времени вдруг является женщина, которая зовет лучших людей в 30-е годы двадцать первого века. Им там встретится первый космонавт, а все бюрократы полетят в мусор. На следующий год выходит новая картина - мультфильм «Москвичок». Это забавная история о тех, кто нарушает правила дорожного движения. И, наконец, картина «Страна Оркестрия» (1964) - кукольный мультфильм, в котором оживают музыкальные инструменты. К ним на гастроли из западных стран приезжает Саксофон. Везде развешаны его афиши, плакаты - он мастер рекламы. Но музыка у Саксофона и Гитары плохая, и его ждет провал.

Первый брак

Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой.

Она была на пике своей карьеры. Иностранные модельеры, когда стали возможны показы русской моды за рубежом, называли ее русской Софи Лорен. Регина прекрасно говорила с ними на французском языке. Манекенщица и художник поженились. Регина Збарская мечтала о спокойной семейной жизни, о детях. Но муж ввел ее в свой круг друзей, среди которых был, например, Борис Мессерер, родственник Майи Плисецкой, брал жену на официальные приемы, вел по-прежнему веселый легкий богемный образ жизни, и никакие дети и тишина его не интересовали. Так и не сбылась мечта Регины о тихой семейной жизни. По настоянию мужа Регине пришлось лишиться ребенка, когда она забеременела. Это впоследствии скажется на ее душевном здоровье.

Красивые женщины в жизни художника

А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной - рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе

Вот тут ждет удар - в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.

Эмиграция

В 1972 году, имея на Родине немало - положение, круг друзей, собственность (мастерскую, прекрасную дачу в Серебряном бору), Лев Збарский, художник, биография которого великолепно складывалась, навсегда оставляет страну и уезжает сначала в Израиль. Как объясняют друзья, ему стало просто скучно. Израильский писатель Эфраим Севела дал ему денег на покупку огромного чердачного помещения в Америке - лофта, и в 1978 г он переезжает в США. Так у художника появилась современная светлая огромная мастерская, оборудованная по его вкусу. Затем жизнь Льва Збарского на Манхеттене становится закрытой для людей, живущих в России. Известно, что, живя в Нью-Йорке, он любил посещать по пятницам ресторан «Русский самовар», хозяйка которого была его другом, и просматривать в нем русские газеты.

Его навещали только очень близкие друзья. Это был Максим Шостакович и его сын Дмитрий, режиссер Нина Шевелева, художник Кирилл Дорон. После распада СССР он ни разу не приехал ни в Москву, ни в Ленинград. Он не встречался ни с сыном, ни с внуком.

Болезнь и смерть

Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.

Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.

Знаменитый художник-график Лев Борисович Збарский родился в Москве 12 ноября 1931 года. Полное имя художника Феликс-Лев, а все потому, что отец хотел назвать сына в честь человека, которого очень сильно уважал, но не смог выбрать между Феликсом Дзержинским и Львом Карповым.

Перед началом Второй мировой войны семья Збарских переехала в Тюмень, здесь маленький Лев, по решению отца, начал брать индивидуальные уроки рисования. Окончив среднюю школу, он поступил в полиграфический институт на специальность художника-графика (иллюстратора книг).

При помощи знаменитой фамилии и своего таланта Лев Збарский быстро приобрел популярность и уважение московской богемы. Его работы были удостоены мировых премий и наград. Многие утверждали, что иллюстрации Збарского опережали свое время.


Художник не отличался привлекательной внешностью, но благодаря прирожденному обаянию, воспитанию и хорошему вкусу, как никто другой умел произвести эффектное впечатление на женщин. Лев Борисович дважды был женат официально. Первый раз на сокурснице Лауре Саакян. В этом союзе родился сын Борис. Второй раз на знаменитой советской манекенщице Регине Колесниковой. Помимо этого, у Збарского было 2 громких романа с Марианной Вертинской и Людмилой Максаковой. Кстати, последняя родила художнику второго сына Максима.

В 1972 году Лев Збарский эмигрировал в Израиль, оттуда перебрался в США, открыв на Манхеттене свою мастерскую. В 2015 году общественности стало известно, что знаменитый художник серьезно болен, у него диагностирована 4 стадия рака легких. Последние годы жизни Лев Збарский доживал один в хосписе в Нью-Йорке. Он не поддерживал связи ни с бывшими женами, ни с детьми и внуками.


22 февраля 2016 его не стало. Лев Збарский похоронен в городке Фэйрвью, Нью-Джерси на еврейском кладбище «Гора Мориа».

Льва Збарского по большей части знают как мужа звездной советской манекенщицы с трагической судьбой (Колесниковой). О том, что это талантливый, узнаваемый художник, помнят разве что искусствоведы и биографы.

Детство и юность

Лев родился в ноябре 1931 года и стал первым ребенком Бориса Збарского и Евгении Перельман. Мать Евгения Борисовна познакомилась с Борисом Ильичом благодаря университетской подруге Лидии Пастернак, сестре знаменитого поэта .

В 1928 году девушка, выросшая в Германии, вернулась в Россию и устроилась на работу в биохимический институт, которым руководил будущий муж. Борис Ильич – автор российской методики производства хлороформа, участник бальзамирования тел и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова.

Отец дал сыну двойное имя Феликс-Лев в память наиболее уважаемых им людей – основателя советской химической промышленности Льва Карпова и первого руководителя ВЧК (предшественника НКВД и ГПУ) .


О ранних годах биографии Збарского информации мало. Возможно, что наложил отпечаток гриф секретности, под которым жила семья, причастная к тайнам обращения с телом вождя мирового пролетариата. Спустя время о работе Бориса Збарского начали сочинять всевозможные небылицы, в том числе и Елена Щапова, одна из жен .

Перед началом войны Лева оказался в Тюмени. Там в мальчике проснулся художественный дар, и родители наняли для сына педагога по рисованию. По возвращении в Москву Лев окончил с серебряной медалью школу и получил образование в полиграфическом институте - стал художником-иллюстратором и мультипликатором.


Столичная жизнь оказалась подходящим обрамлением для представителя «золотой молодежи». Несомненный талант художника и тонкий вкус, хорошее воспитание и общительность вкупе с авторитетом родительской фамилии открыли для Збарского двери в высшее общество и сделали любимцем богемы. Женщины обожали мужчину, одетого в дорогие заграничные костюмы и похожего на и . Как писал поэт Анатолий Найман:

«В 1972 году, имея успех, мастерскую в центре Москвы, дачу в Серебряном Бору, окруженный друзьями, яркими людьми, Лев уехал в Израиль. Просто от скуки, от общей серости, от запертости, запретов, недосягаемости заграницы».

Через 6 лет Збарский перебрался в Америку, поселился в огромной квартире на Манхэттене, ставшей одновременно мастерской. Деньги на недвижимость дал знакомый из еврейского эмигрантского сообщества.

Жизнь в Америке протекала тяжело. Художник предпочитал абсолютное уединение, общался только с соотечественниками, из которых единицы были вхожи в его дом. Контактов с родственниками, оставшимися в Советском Союзе, Лев не поддерживал.


Близким другом стал Роман Каплан, такой же диссидент, переводчик и литературовед, а также хозяин ресторана «Русский самовар». Он же потом назвал совершеннейшей ложью фильм « » и то, каким авторы выставили Збарского в картине. В мелодраме затронуты взаимоотношения Льва с женой Региной Збарской, в главных ролях снялись и .

Авторы настаивали, что это все же не документальный фильм, а художественный вымысел. Каплан, по собственному признанию, его не видел, но утверждал, что у тех, кто посмотрел «Красную королеву» и знал Збарского, картина вызвала отвращение.

Творчество

Талантливого юношу отмечали еще преподаватели института. Для дипломной работы Збарский оформил книгу «Рюи Блаз» и буклет для театральной постановки.


Широкую известность Льву Збарскому принесли иллюстрации книги . На обложке художник изобразил легкую и прозрачную птицу, словно выполненную одним росчерком карандаша. Рисунок современники еще молодого, тогда 25-летнего, Льва окрестили вершиной его творчества.

Не меньший восторг вызывали иллюстрации биографии «The Head Is Full of Sun», произведений и Уильяма Сарояна, серий книг об искусстве и русских городах. Искусствоведами отмечены работы Збарского для издательств детской литературы. Графика, карикатуры, разработанная Львом так называемая «белая» серия для оформления книг удостоены грамот и премий всесоюзных конкурсов.


Збарский выступил художником-постановщиком мультфильмов «Баня», критикующего советскую бюрократию, «Моквичок» о нарушителях правил дорожного движения и «Страна Оркестрия» об оживших музыкальных инструментах.

В эмиграции Лев по-прежнему рисовал, но главным образом занимался преподаванием дизайна и рисунка в нью-йоркском Fashion Institute of Technology.

Личная жизнь

По словам Бориса Мессерера и брата Льва, Ильи, первой женой Збарского была вовсе не «советская », знаменитая манекенщица и муза Регина Колесникова. Лев впервые женился, будучи студентом, на Лауре Саакян. Девушка училась в консерватории по классу фортепиано, заведовала музыкальной частью театра «Современник». В браке родился сын Борис. Так утверждала Нелли Осипова, которая была студенткой Бориса Збарского в медицинском институте.


Никто в паре Збарский-Максакова не настаивал на заключении брака. По слухам, Льву вечно не хватало денег на госпошлину, а Людмила списывала все на занятость в театре и на съемках. Но когда родился сын Максим, Збарский дал мальчику свою фамилию. После эмиграции Льва в Америку актриса, испугавшись, что такой отец испортит Максу жизнь в дальнейшем, поменяла фамилию на Максаков.


По другой версии, сменой фамилии Людмила освободила художника от уплаты алиментов за 15 лет вперед, заявив, что Максим – не сын Збарского.

Максим не пошел по творческому пути родителей, стал бизнесменом в области рекламы. В 2014-м вместе с партнерами обвинялся в особо крупном мошенничестве – на десятки миллионов рублей обманул федеральное Министерство спорта, но отделался домашним арестом.


Внука Петра, зятя , Лев Борисович ни разу в жизни не видел. Но молодой человек со сводной сестрой Аней успели к деду на похороны. Согласно распространенной в Сети информации, на печальной церемонии присутствовал мужчина по имени Алексей Вайнтрауб, которого в эмигрантских кругах называли сыном Збарского, родившегося уже в Америке.

Смерть

Последние годы жизни Лев Збарский доживал в хосписе – художнику диагностировали неоперабельный рак легких, ставший впоследствии причиной смерти. На то, чтобы лечиться в частных клиниках, у Льва Борисовича не хватало средств, а обращаться за помощью не позволяла гордость. Поэтому объем медицинских услуг ограничивался тем, что входило в стандартный набор по страховке.


Людмила Максакова в интервью «Собеседнику» сообщила, что встречала бывшего мужа в Нью-Йорке. Разговор между людьми, любившими друг друга, не сложился. Не сказал Лев и о том, что болен.

Лев Збарский умер в феврале 2016 года. Могила художника расположена на еврейском кладбище «Гора Мориа» в городке Фэрвью, Нью-Джерси.

Память

  • 1958 – Илья Эренбург. «Путевые записи. Япония, Греция, Индия» (шрифтовое оформление)
  • 1962 – мультфильм «Баня»
  • 1963 – мультфильм «Москвичок»
  • 1970 – Юрий Герчук. Сборник «Искусство книги-65/66»
  • 1971 – альбом «Поэзия танца» (совместно с Борисом Мессерером. Конструирование издания)
  • 2007 – Игорь Кваша. «Точка возврата»
  • 2011 – Борис Мессерер. «Промельк Беллы»

Феликс-Лев Борисович Збарский ( -22 февраля , Нью-Йорк) - советский и американский художник. Сын биохимика Бориса Збарского , брат биохимика Ильи Збарского , первый муж актрисы Людмилы Максаковой и манекенщицы Регины Збарской .

Биография

Лев Збарский - первый сын от второго брака Бориса Ильича Збарского с Евгенией Борисовной Перельман. Лев родился в ноябре 1931 года в Москве. Отец решил назвать сына именем человека, которого он больше всех уважал. Поскольку таких людей было двое: Лев Яковлевич Карпов и Феликс Эдмундович Дзержинский , то сыну дали двойное имя - Лев-Феликс .

В интервью журналу «Только звёзды» друг Збарского Роман Каплан рассказал о том, что художник тяжело болен, у него рак лёгких 4 стадии. Он живёт в Нью-Йорке, стал затворником, со своим сыном Максимом от актрисы Людмилы Максаковой не общается, как и с внуком Петром .

Личная жизнь

Лев был единственным возлюбленным, а затем и мужем (в начале 1960-х годов), Регины Збарской . Когда Регина забеременела, Збарский не захотел ребёнка, и она решилась на аборт, после чего пыталась подавить чувство вины антидепрессантами.

Вскоре Лев увлёкся актрисой Марианной Вертинской , а затем ушёл к Людмиле Максаковой , которая родила ему сына.

Напишите отзыв о статье "Збарский, Лев Борисович"

Примечания

Ссылки

  • Анатолий Найман .
  • // Московский комсомолец , 1 февраля 2006

Отрывок, характеризующий Збарский, Лев Борисович

«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.

Рекомендуем почитать

Наверх