Задания по теме экология города. Играем на природе и решаем задачи по экологии растений

Авто 21.05.2019
Авто

Основные экологические цели и экологические задачи состоят в создании информационной системы, которая позволяет получать правдивые сведения о состоянии среды, изменениях биотических и физических компонентов под воздействием антропогенных и естественных факторов.

Задачи, решаемые при экологическом мониторинге

Выясним основные направления, связанные с данными исследованиями. Цели и задачи :

  • получение первичной информации, ее обработка, систематизация, анализ, создание базы данных;
  • обработка и предоставление информации в виде карт, графиков, таблиц;
  • модернизация и совершенствование методик получения первичной информации;
  • оценка реального состояния окружающей среды, а также прогноз на ближайшее время;
  • выявление причин вероятных и наблюдаемых явлений такого состояния;
  • оперативность предоставления требуемой информации заинтересованным лицам.

Цели и задачи экологического мониторинга, отмеченные выше, способствуют принятию оперативных решений в сфере природопользования. Прогноз необходим для разработки решений, рассчитанных на длительный временной промежуток.

Основа для организации экологического мониторинга

Базируется подобная деятельность на трех основных принципах:

  • систематичности;
  • комплексности;
  • унифицированности.

Данные параметры способствуют построению системы экологического мониторинга, подразумевают применение определенных составляющих компонентов:

  • подбор объектов мониторинга и проверяемых характеристик;
  • создание специальных пунктов наблюдений;
  • систематизация полученных данных, анализ и оценка ;
  • рассмотрение информации и полученных решений для поиска способов устранения проблем в экологической ситуации.

Структура экологического мониторинга

Базируется он на основных четырех блоках:

  • база данных;
  • аналитический блок;
  • информационный блок;
  • система управления.

Составной частью системы экологического мониторинга считают систему управления состоянием ОС, ведь сведения о реальной окружающей среде и тенденциях изменения считаются базой для создания специальной природоохранной политики, а также для планирования экономического и социального развития определенных территорий.

Политика в сфере экологической безопасности

Долгое время экологические цели и экологические задачи основывались на следующих положениях:

Действие техногенных факторов опасности на человеческий организм связано с превышением предельных разрешенных концентраций радиоактивных и токсичных веществ в окружающей среде (ПДК);

Человек максимально чувствителен к негативному действию факторов со стороны биосферы, а потому он должен быть защищен государством.

Подобный подход к экологическим исследованиям предполагает разработку контролирующих мероприятий, ведь для подобной политики достаточно органов технического контроля за деятельностью служб здравоохранения и организацией очистных систем на предприятиях. Опыт показал ошибочность подобного подхода, при его использовании экологические цели и экологические задачи не решаются. Есть такие опасные химические вещества, которые даже в незначительных количествах способны вызывать негативное воздействие на организм человека, нарушать обменные процессы. Гигиенические нормы ПДК часто оказываются в реальности завышенными, они губительны для многих живых организмов: деревьев, хвойных растений, лишайников.

Комплексный мониторинг

В чем заключаются основные цели и задачи экологической экспертизы? Существуют специальные программы, предполагающие проведение комплексного мониторинга для всесторонней оценки разных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Что в себя включает комплексный мониторинг?

  1. Изучение глобальных воздействий на земную поверхность, например, анализ проблемы, связанной с выделением в атмосферу углекислого газа и галогенуглеродных соединений.
  2. Региональная проблема окружающей среды, которая способна негативно отразиться на соседних группах стран. К примеру, из-за трансграничного переноса агрессивных химических веществ воздушными и водными путями загрязняются моря, вырождаются тропические леса.
  3. Локальные проблемы, касающиеся достаточно небольшой территории. В таком случае основные экологические цели и экологические задачи связаны с определением качества питьевой воды, выявлением количественного содержания в почве тяжелых металлов, анализом состояния почвенного слоя.

Масштабы системы экологического мониторинга

Мониторинг проводится как на небольшой территории, так и в глобальном масштабе (по всему земному шару). На основе полученных данных анализируется общее состояние биосферы.

Национальный мониторинг

Под ним подразумевают проведение системы исследований на территории одной страны. Цели и задачи экологической экспертизы такого вида - получение информации и оценки состояния ОС в интересах национальной безопасности. При повышении уровня загрязнения в некоторых городах либо промышленных районах принимаются локальные меры по устранению выявленной проблемы.

Экологическое воспитание в образовательных учреждениях

В связи с актуальностью проблем, связанных с загрязнением природных территорий химическими веществами, в системе современного образования также уделяется особое внимание формированию у подрастающего поколения основ экологической культуры. Ребята под руководством своего наставника занимаются собственными мониторинговыми исследованиями, решают определенные проблемы, касающиеся ухудшения качества питьевой воды. Цели и задачи экологического проекта зависят от того, какую проблему хочет изучить, рассмотреть, проанализировать ученик. Например, можно оценить качество питьевой воды в разных местах одного населенного пункта, выяснить существующие трудности, предложить свои способы их устранения. Цели и задачи регламентированы федеральными образовательными стандартами второго поколения, направлены на воспитание в подрастающем поколении толерантного отношения к природе. Многие дошкольные учреждения выбирают в качестве главного направления своей деятельности именно экологию. Каковы основные цели, задачи и экологического воспитания в ДОУ? Малыши знакомятся с правилами поведения в лесу, изучают редкие растения, учатся отличать полезные и ядовитые цветы, грибы.

Экологическое право

В связи с тем, что в последнее время участились несанкционированные выбросы крупными промышленными предприятиями в атмосферу вредных химических веществ, актуальными стали вопросы юридической защиты природы от пагубного воздействия человека. Цели и задачи экологического права регламентируются российским законодательством. В нем предусматривается ответственность за нарушения правил природопользования, указаны все меры, которые могут быть предприняты к нарушителям. Крупные химические производства уделяют особое внимание созданию качественных очистных сооружений, которые препятствуют проникновению в воздушные и водные ресурсы отравляющих веществ. Каковы экологические цели и задачи предприятия, осуществляющего контроль за деятельностью химических комбинатов? В определенные сроки берутся пробы воды, почвы, воздуха, по результатам количественного и качественного анализа определяется соответствие образцов допустимым нормам. Если выявляются серьезные нарушения, осуществляется Цели и задачи его зависят от специфики организации, но в основном они касаются проверки соблюдения всех требований безопасности. Если полученные результаты свидетельствуют о наличии серьезных проблем, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту нарушения экологического законодательства.

Заключение

Экологический мониторинг является неотъемлемой составной частью обеспечения безопасности людей, живущих на нашей планете. Именно поэтому каждое государство старается находить материальные ресурсы для организации исследований, направленных на решение проблем, касающихся экологии. Для того чтобы цели и задачи экологического менеджмента соответствовали политике страны, существует такое направление, как экологическая политика. Данная отрасль права предполагает определенные нормативные акты, в которых оговариваются все требования к деятельности крупных компаний и предприятий, а также те меры ответственности, которые будут к ним приняты в случае нарушения нормативных актов. Для того чтобы у подрастающего поколения была сформирована экологическая культура, уже на ступени дошкольного и школьного образования вводятся специальные учебные курсы по экологии. На занятиях ребята учатся бережно относиться к окружающей среде, рационально использовать природные ресурсы. Новые федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают формирование у школьников стремления к самостоятельному изучению основ природопользования, проведению и мониторингов.

Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»

Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.

Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.

Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Предварительная подготовка.

Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд ).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри ).
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу ).

Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.

1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень )
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина )
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник )
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб )

Подведем итоги.

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий. Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода ).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода ).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу ).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя ).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде ).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь ).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет ).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу ).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам ).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели ).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю ).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде ).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю ).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели ).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели ).


Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью ).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю ).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде ).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю ).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде ).

Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».

Ведущий. Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.

А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.

Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты )
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось )
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж )
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра )
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони )
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля )
7. Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка )
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра )
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот )
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь )
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат )
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот )
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон )
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус )
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан )
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок )

Давайте подведем итоги.

Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель )

Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина )

Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа )

Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза )

Итак, жюри может подвести итоги.

Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.

Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра )
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука )
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода )
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д. )
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее )
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии )
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь )
9. Растет ли дерево зимой? (Нет )
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек )
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод )
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит )
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да )
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза )
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки )
16. Родина помидоров? (Америка )
17. Сколько ног у мухи? (Шесть )
18. Черный барс? (Пума )
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон )
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус )

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон )
2. Сколько ног у паука? (Восемь )
3. «Царица» цветов? (Роза )
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины )
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково )
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит )
7. Ископаемый слон? (Мамонт )
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука )
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка )
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь )
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка )
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек )
13. "Короткохвостый" рак? (Краб )
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец )
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива )
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра )
17. Кто первый землю пашет? (Червяк )
18. Кто родился с бородой? (Козел .)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя )
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву )

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову )
2. Хобот слона – это его …? (Нос )
3. Основная еда гиен? (Падаль )
4. Как называют лист лука? (Перо )
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница )
6. Ловчая сеть паука? (Паутина )
7. Какую траву любят кошки? (Валериану )
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик )
9. Самая маленькая птица? (Колибри )
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное )
11. Косой ли заяц? (Нет )
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной )
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус )
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты )
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица )
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр )
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи )
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние )
19. Самая высокая трава? (Бамбук )
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка )

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка )
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка )
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга )
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель )
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый )
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак )
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха )
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки )
9. Какой гриб растет на березах? (Чага )
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли )
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла )
12. Сушеный абрикос? (Урюк )
13. Кто на себе лес носит? (Олень )
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень )
15. Цветок солнца? (Подсолнух )
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана )
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин )
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар )
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль )
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница )

Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).

Ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...

(Н. Старшинов ).

Здравствуйте все! Сегодня делюсь с вами задачами по математике для начальных классов на экологическую тему.

Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу или в парке; рвать цветы; долго стоять у птичьего гнезда и т. п.

Для этого мы предлагаем на уроках математики занимательные задачи, показывающие, как человек может помочь природе или, наоборот, навредить.

Здесь, на странице я покажу задачи выборочно, для общего ознакомления, а весь материал можно скачать по ссылке ниже.

Задачи на увеличение, уменьшение в несколько раз

  1. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений? Какие предприятия нашего города загрязняют атмосферу?
  2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек?
  3. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
  4. Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по под­счетам ученых, 2 000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 12 см?
  5. Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров ткани можно получить из 25 т тряпья?

Некоторые цифровые данные, которые можно использовать при составлении задач или математического диктанта:

Длина рек (в км):

Урал - 2 428 Лена - 4 400

Волга - 3 530 Днепр - 2 200

Енисей - 3 487 Дон - 1 870

Расстояние от Земли до Луны - 384 000 км.

Длина экватора - 40 000 км.

Расстояние от Земли до Солнца - 149 500 000 км.

О продолжительности жизни отдельных пород деревьев :

ель - до 500 лет дуб - до 2000 лет

сосна - до 350 лет липа - до 500 лет

береза - до 150 лет кедр - до 850 лет

рябина - до 80 лет вяз - до 400 лет

ясень - до 100 лет осина - до 100 лет

О высоте отдельных пород деревьев :

береза - до 20 м липа - до 35 м дуб - до 40 м

сосна - до 45 м ель - до 30-40 м кедр - до 45 м

вяз - до 40 м сосна - до 36 м

Об экологической роли леса :

а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса - 5 кг; 1 га можжевелового леса - 30 кг.

б) 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового - 725 кг, соснового - 540 кг.

в) 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, лиственного леса — 50-70 т пыли.

Об экологической роли птиц и насекомых :

Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

Дятел - это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых - короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают свои дупла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнезд и ноч­лега маленькие птички.

Кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий в лес, съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов, и др.

Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров.

Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20 т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей. Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500-4500 различных насекомых.

Эти числовые данные дети оформляют в виде таблиц и используют для составления задач.

Простые задачи

  1. Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить?
  2. В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 3 грядки больше. Сколько в огороде грядок с морковью?
  3. Высота березы 20 м, а дуба - 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб?
  4. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
  5. 5. Вокруг школы растет 70 деревьев. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 30 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?

Составные задачи

  1. С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого - на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?
  2. На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
  3. Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?
  4. На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя появилось еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?
  5. На одном кусте орешника созрело 35 кг орехов, а на другом 32 кг. 15 кг собрали белки для запасов на зиму. Сколько килограммов орехов осталось на двух кустах?

Многозначные числа. Нумерация.

  • Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 кв. м.
  • Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса.
  • Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.
  • Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.

Простые задачи с многозначными числами

  1. Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве?
  2. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время?
  3. В 1984 г. в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
  4. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?
  5. Клен выделяет в год 2кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Составные задачи с многозначными числами

  1. Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт - в 8 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт вместе?
  2. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн орехов, 330 тыс. тонн грибов. Сколько всего природных даров собирают в нашей стране?
  3. В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 ч, если в 1 л 5 стаканов воды? А столько воды вытекает за сутки?
  4. Богомол (насекомое, похожее на кузнечика) съедает за месяц 42 тли, плодовых мушек в 3 раза меньше, чем тлей, а комнатных мух в 6 раз больше, чем плодовых. Сколько всего насекомых поедает богомол за 1 месяц? А за 3 летних месяца?

Очень нравятся ребятам задачи-шутки . Их мы даем в конце урока для активизации внимания учеников.

Семь воробьишек спустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке?

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Человек, который понимает природу, не сделает дурного поступка. Он чище и благороднее остальных. Но воспитать любовь к природе словами: " Не тронь!", "Не рви!", "Отойди!"- нельзя. Нужен другой подход. В своей работе стараюсь сделать все необходимое, чтобы природа для детей была открытой книгой, а они умело ею пользовались.

Считаю, что получение экологических знаний способствует расширению кругозора, формированию понимания природы, ее особенностей, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. Поэтому давно работаю над внедрением экологических знаний на каждом уроке.

Предлагаю математические задачи на экологическую тему (при составлении задач, содержащих сведения экологического характера, все числовые данные взяты из справочников, энциклопедических изданий).

Простые задачи с многозначными числами.

1. Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве?

2. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время?

3. Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая?

4.Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

5.В среднем по величине в муравейнике живет до 300 000 муравьев, а в термитнике - 600 000 термитов. Во сколько раз в своих жилищах живет больше термитов, чем муравьев?

6. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет меньше живет липа, чем дуб?

7. Клен выделяет в год 2 кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

8. Один гектар леса выделяет ежегодно 28т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

9. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Составные задачи.

1.С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого - на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?

2. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а береза - 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?

3. Дубовая роща выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Сосновая роща - на 3 кг больше, чем дубовая, а заросли можжевельника в 6 раз больше, чем сосновая роща. Сколько фитонцидов выделяет за сутки роща можжевельника?

4. Высота кедра 45 м, а березы на 20м ниже, чем кедра, а дуба на 13 м выше, чем березы. Какова высота дуба?

5. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

6.Высота можжевельника 10 м, а сосны - 40 м. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна?

7. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

8. Ласточка- воронок развивает скорость 45 км/ч, а ласточка-касатка- 28 км/ч. На сколько больше скорость воронка, чем касатки?

9. 1 кг шиповника содержит 20г витаминов С. Сколько витамина С в 30 кг шиповника?

10. Овца дает 10 кг шерсти в год. Сколько нужно таких овец, чтобы получить 70 кг шерсти? Сколько шерсти в год дает отара овец из 150 таких овец?

11. Из 60 кг семян хлопчатника отжимают 15 кг масла. Во сколько раз больше берут хлопчатника, чем получают масла?

12.Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?

13. Суточную норму витамина С содержит 4г свежего шиповника или 30 г черной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть черной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С?

14. Кучевые облака образуются на высоте 10 км, а перистые облака - на 2км выше. На какой высоте образуются перистые облака?

15. Масса одного мелкого пингвина 2 кг, а крупного - на 43 кг больше. Какова масса крупного пингвина?

Числовые данные, которые использую при составлении задач.

1.О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

ель - до 500 лет дуб - до 2000лет

сосна - до 350лет липа - до 500 лет

береза - до 150 лет кедр - до 850 лет

рябина - до 80 лет вяз - до 400 лет

ясень - до 80 лет осина - до 100 дет

2. О высоте отдельных пород деревьев:

береза - до 20 м липа - до 35 м

дуб - до 40 м сосна - до 45 м

вяз - до 40 м сосна - до 36м

3.Об экологической роли леса:

а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса - 5кг; 1 га можжевелового леса - 30 кг.

б)1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового - 725 кг, соснового - 540 кг.

в)1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, лиственного леса - 50-70т пыли.

4. Об экологической роли птиц и насекомых:

1. Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

2. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов и др.

3. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

4. Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей.

5. Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но она съедает за день 300 мух и комаров.

6. Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500-4000 различных насекомых.

7. Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может пролететь она за сутки. если скорость ее полета всегда одинакова?

8. Ласточка - касатка летает со скоростью 28 км/ч, а стриж - в 4раза быстрее. С какой скоростью летает стриж?

Цифровые данные, которые можно использовать в период изучения нумерации многозначных чисел.

Длина рек (в км):

Урал - 2428 Лена - 4400

Волга - 3530 Днепр - 2 200

Енисей - 3487 Дон - 1 870

Расстояние от Земли до Луны - 384 000км

Длина экватора - 40 000км

Расстояние от Земли до Солнца - 149 500 000км.

Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать. почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу, рвать цветы, долго стоять у птичьего гнезда и т.п. Детям нравятся задачи на экологическую тему. Они начинают понимать как человек может помочь природе или, наоборот, навредить.

О.А.Лях, учитель начальных классов МБОУ ООШ №8

другие презентации на тему «Вопросы и задания по экологии города (урбоэкологии)»

«Пособие по экологии» - На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронного пособия. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Объект данной работы – технология подготовки и реализации электронного учебного пособия. Актуальность. Пособие может использоваться как полностью, так и частично по выбранным темам.

«Основы экологии» - В водоем запустили карпов. Компоненты биоценоза. Задания для самоконтроля. Основы экологии. Инфузорий –туфелек поместили в закрытую пробирку. Схема действия экологического фактора. Основные понятия. Задания к теме «Зависимость организмов от факторов среды». Популяция – совокупность особей одного вида.

«Развитие экологии» - Изучение приспособлений растений и животных к жизни в суровых условиях. Экологические классификации. Емкость среды (K). Основные теоретические обобщения биоценологии. автор термина «Экология». Основы экологии. Количественные оценки. Плиний Старший (ок. 23–79 н.э.). Карл Бергман, 1847. Время. Правило Аллена.

«Сообщества» - Взаимосвязи живых организмов с окружающей средой могут быть изучены наиболее полно в природе. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Экология животных. Сообщество обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств. Одно из подразделений экологии ставит в центр внимания изучение человека.

«Общая экология» - Состояние и функционирование экологической системы. Совокупность особей одного вида. Антропоцентрический подход. Главные задачи современной экологии. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества. Биогеоценоз. Вопросы лекции. Биоценоз объединяет только живые организмы. В основе общей экологии лежит теоретическая экология.

«История развития экологии» - История развития экологии. Подготовившего капитальный труд «Описание животных российско-азиатских». Особенно большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании».



Рекомендуем почитать

Наверх