Сборник ситуационные задания по экологии. Картинки на тему «Вопросы и задания по экологии города (урбоэкологии)

Семья и отношения 06.06.2019

Читайте – думайте – делайте выводы и запоминайте…

Задача 1. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли (твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в 15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет вредные последствия для здоровья

человека. Почему?

Ответ. Загрязнение воздуха пылью ведет к поглощению от 10 до 50% солнечных лучей. На мелких частицах пыли оседают пары поды, при этом пыль является ядром конденсации, и это необходимо для круговорота воды в природе. Но, нельзя забывать, что в современных экологических условиях пыль содержит огромное количество химических и высокотоксичных веществ (например, двуокись серы, канцерогенные вещества и диоксины), поэтому является, прежде всего, источником токсичных осадков.

Задача 2. Количество злокачественных опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания: лишайник – олень – человек. Как вы это понимаете?

Ответ. Следует отметить рост общего радиоактивного загрязнения среды. Лишайники из-за медленного роста и значительной продолжительности жизни способны накапливать радиоактивные вещества из окружающей среды. Олени питаются лишайниками (ягель), и концентрация вредных веществ накапливается в их организмах. Если человек питается преимущественно оленьим мясом, то радиоактивные вещества накапливаются и в его организме. Таким образом, происходит аккумуляция вредных веществ, которые приводит к серьезным заболеваниям.



Задача 3 . Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 4. Существующие проекты сероулавливающих установок позволяют превратить крупные города в источники производства серосодержащих соединений, например, серной кислоты. При утилизации 90% сернистого газа, выбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170-180 тонн серной кислоты в сутки во время отопительного сезона в расчете на город с пятисоттысячным населением. Какой природный принцип учтен в таких проектах? Какое значение для здоровья человека имеет реализация подобных проектов?

Ответ. Природа не знает такого понятия, как отходы: продукты жизнедеятельности одних организмов используются другими. Этот же принцип лежит в основе безотходных технологий. Выбрасываемый в атмосферу сернистый газ вместе с воздухом вдыхается людьми, оказывая вредные влияния на здоровье. Соединяясь с водой или водяным паром, сернистый газ образует серную кислоту. Но в одном случае получаем кислотные дожди, которые губительны для живой природы, а в другом – емкости с серной кислотой, так необходимой в различных производственных процессах.

Задача 5. Профессор А.М. Мауринь предложил несложный метод анализа изменений окружающей среды в городе. При этом используются срезы деревьев в городе и за его пределами. В чем заключается суть метода?

Ответ. Если принять равными погодные условия в городе и контрольной местности, то причиной изменения прироста деревьев в разных точках города может быть, главным образом, влияния загрязнения окружающей среды. При исследовании должны учитываться степень вытаптывания почвы, загрязнение ее хлоридами, возможность повреждения корней подземными коммуникациями.

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут

Задача 7. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

Задача 8. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.

Ответ. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений.

Задача 9. Сотни гектаров сельскохозяйственных угодий имеют засоленные почвы (почвы с избытком солей). Соли придают почве щелочность. При высокой щелочности почвы растения плохо растут, резко снижается урожай. Выяснилось, что соли, содержащиеся в почве, можно нейтрализовать разными веществами, например:

а) однопроцентным раствором уже использованной серной кислоты, которую обычно выливают на свалку, нанося природе вред;

б) дефекатором, являющимся отходом в сахарном производстве;

в) железным купоросом – побочным продуктом металлургических комбинатов.

Какой принцип природы учитывается человеком при борьбе с засолением почв? Какое значение для природы имеет такой подход?

Ответ. Природные системы действуют на основе принципа безотходности, т.е. отходы одних организмов используются другими. Для борьбы с засолением почв применяются отходы различных производств. Это дает двойную пользу: улучшение почв и снижение загрязнения окружающей среды в силу действия антагонизма ионов.

Задача 10. На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

Задача 11. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Ответ. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов

Задача 12 . Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?

Ответ. Выдра ловит больных и ослабленных рыб.Задача 13. Оказывается, не все болота одинаковые. Есть верховые болота, расположенные на водоразделах, они питаются только атмосферными осадками. В верховых болотах с толщиной торфа около 5 метров на каждые 100 гектаров площади приходится примерно 4,5 миллиона кубометров воды, причем чистой. Низинные болота, расположенные главным образом в поймах рек, питаются богатыми грунтовыми водами. Выскажите свое мнение относительно осушения болот.

Ответ. Решая вопрос о возможности осушения болот, необходимо предварительно изучить их особенности. Верховые болота – это резерв чистой воды; кроме того, они бедны минеральными солями, поэтому вода в них абсолютно пресная. Поэтому осушение таких болот имеет отрицательные последствия. Осушение низинных болот дает плодородные почвы для земледелия.

**Задача 14. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается? Ответ. Таким образом, вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

Задача 15. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ. Выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

Задача 16. « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки.

Ответ. Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы.Задача 17. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Литература . Савченков В.И., Костюченков В.Н. Занимательная экология. Смоленск-2000.

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Человек, который понимает природу, не сделает дурного поступка. Он чище и благороднее остальных. Но воспитать любовь к природе словами: " Не тронь!", "Не рви!", "Отойди!"- нельзя. Нужен другой подход. В своей работе стараюсь сделать все необходимое, чтобы природа для детей была открытой книгой, а они умело ею пользовались.

Считаю, что получение экологических знаний способствует расширению кругозора, формированию понимания природы, ее особенностей, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. Поэтому давно работаю над внедрением экологических знаний на каждом уроке.

Предлагаю математические задачи на экологическую тему (при составлении задач, содержащих сведения экологического характера, все числовые данные взяты из справочников, энциклопедических изданий).

Простые задачи с многозначными числами.

1. Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве?

2. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время?

3. Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая?

4.Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?

5.В среднем по величине в муравейнике живет до 300 000 муравьев, а в термитнике - 600 000 термитов. Во сколько раз в своих жилищах живет больше термитов, чем муравьев?

6. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет меньше живет липа, чем дуб?

7. Клен выделяет в год 2 кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

8. Один гектар леса выделяет ежегодно 28т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?

9. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Составные задачи.

1.С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого - на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?

2. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а береза - 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?

3. Дубовая роща выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Сосновая роща - на 3 кг больше, чем дубовая, а заросли можжевельника в 6 раз больше, чем сосновая роща. Сколько фитонцидов выделяет за сутки роща можжевельника?

4. Высота кедра 45 м, а березы на 20м ниже, чем кедра, а дуба на 13 м выше, чем березы. Какова высота дуба?

5. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

6.Высота можжевельника 10 м, а сосны - 40 м. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна?

7. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

8. Ласточка- воронок развивает скорость 45 км/ч, а ласточка-касатка- 28 км/ч. На сколько больше скорость воронка, чем касатки?

9. 1 кг шиповника содержит 20г витаминов С. Сколько витамина С в 30 кг шиповника?

10. Овца дает 10 кг шерсти в год. Сколько нужно таких овец, чтобы получить 70 кг шерсти? Сколько шерсти в год дает отара овец из 150 таких овец?

11. Из 60 кг семян хлопчатника отжимают 15 кг масла. Во сколько раз больше берут хлопчатника, чем получают масла?

12.Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?

13. Суточную норму витамина С содержит 4г свежего шиповника или 30 г черной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть черной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С?

14. Кучевые облака образуются на высоте 10 км, а перистые облака - на 2км выше. На какой высоте образуются перистые облака?

15. Масса одного мелкого пингвина 2 кг, а крупного - на 43 кг больше. Какова масса крупного пингвина?

Числовые данные, которые использую при составлении задач.

1.О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

ель - до 500 лет дуб - до 2000лет

сосна - до 350лет липа - до 500 лет

береза - до 150 лет кедр - до 850 лет

рябина - до 80 лет вяз - до 400 лет

ясень - до 80 лет осина - до 100 дет

2. О высоте отдельных пород деревьев:

береза - до 20 м липа - до 35 м

дуб - до 40 м сосна - до 45 м

вяз - до 40 м сосна - до 36м

3.Об экологической роли леса:

а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса - 5кг; 1 га можжевелового леса - 30 кг.

б)1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового - 725 кг, соснового - 540 кг.

в)1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, лиственного леса - 50-70т пыли.

4. Об экологической роли птиц и насекомых:

1. Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

2. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов и др.

3. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

4. Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей.

5. Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но она съедает за день 300 мух и комаров.

6. Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500-4000 различных насекомых.

7. Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может пролететь она за сутки. если скорость ее полета всегда одинакова?

8. Ласточка - касатка летает со скоростью 28 км/ч, а стриж - в 4раза быстрее. С какой скоростью летает стриж?

Цифровые данные, которые можно использовать в период изучения нумерации многозначных чисел.

Длина рек (в км):

Урал - 2428 Лена - 4400

Волга - 3530 Днепр - 2 200

Енисей - 3487 Дон - 1 870

Расстояние от Земли до Луны - 384 000км

Длина экватора - 40 000км

Расстояние от Земли до Солнца - 149 500 000км.

Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать. почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу, рвать цветы, долго стоять у птичьего гнезда и т.п. Детям нравятся задачи на экологическую тему. Они начинают понимать как человек может помочь природе или, наоборот, навредить.

О.А.Лях, учитель начальных классов МБОУ ООШ №8

Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»

Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.

Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.

Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Предварительная подготовка.

Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд ).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри ).
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу ).

Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.

1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень )
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина )
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник )
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб )

Подведем итоги.

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий. Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода ).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода ).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу ).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя ).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде ).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь ).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет ).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу ).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам ).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели ).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю ).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде ).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю ).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели ).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели ).


Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью ).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю ).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде ).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю ).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде ).

Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».

Ведущий. Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.

А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.

Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты )
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось )
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж )
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра )
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони )
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля )
7. Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка )
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра )
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот )
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь )
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат )
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот )
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон )
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус )
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан )
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок )

Давайте подведем итоги.

Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель )

Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина )

Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа )

Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза )

Итак, жюри может подвести итоги.

Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.

Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра )
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука )
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода )
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д. )
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее )
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии )
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь )
9. Растет ли дерево зимой? (Нет )
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек )
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод )
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит )
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да )
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза )
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки )
16. Родина помидоров? (Америка )
17. Сколько ног у мухи? (Шесть )
18. Черный барс? (Пума )
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон )
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус )

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон )
2. Сколько ног у паука? (Восемь )
3. «Царица» цветов? (Роза )
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины )
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково )
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит )
7. Ископаемый слон? (Мамонт )
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука )
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка )
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь )
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка )
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек )
13. "Короткохвостый" рак? (Краб )
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец )
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива )
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра )
17. Кто первый землю пашет? (Червяк )
18. Кто родился с бородой? (Козел .)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя )
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву )

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову )
2. Хобот слона – это его …? (Нос )
3. Основная еда гиен? (Падаль )
4. Как называют лист лука? (Перо )
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница )
6. Ловчая сеть паука? (Паутина )
7. Какую траву любят кошки? (Валериану )
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик )
9. Самая маленькая птица? (Колибри )
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное )
11. Косой ли заяц? (Нет )
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной )
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус )
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты )
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица )
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр )
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи )
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние )
19. Самая высокая трава? (Бамбук )
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка )

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка )
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка )
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга )
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель )
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый )
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак )
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха )
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки )
9. Какой гриб растет на березах? (Чага )
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли )
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла )
12. Сушеный абрикос? (Урюк )
13. Кто на себе лес носит? (Олень )
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень )
15. Цветок солнца? (Подсолнух )
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана )
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин )
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар )
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль )
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница )

Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).

Ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...

(Н. Старшинов ).

Ситуативные задачи по экологии

    На берегу реки планируется стройка, подрядчиком предложен план размещения базы отдыха и свиноводческой фермы. Как по отношению к реке необходимо разместить данные объекты и почему?

Ответ: Базу отдыха необходимо разместить выше по течению, а свиноводческую ферму ниже и как можно дальше от реки, чтобы животноводческие стоки с фермы (жидкий навоз) не загрязнил водоем.

    В последнее время возросло количество пожаров в лесах, причины их возникновения различны от засухи и жары, до человеческого фактора. Какие меры необходимо принять, чтобы снизить их количество.

Ответ: Необходимо очищать лес от сухостоя, не разжигать костров, не бросать окурки, опахивать лес или лесополосу от дорог и степной зоны, т.к. сухая трава быстро загорается и огонь со степи может легко перебросится на лес.

    В последнее время при проведении субботника принято собирать листву в мешки или закапывать ее. Почему при проведении субботника рекомендуют закапывать листву?

    Какие научные направления в экологии вам известны?

Ответ: географическая экология, популяционная экология, химическая экология, промышленная экология, экология растений, животных, человека.

    Какие ресурсы используют для жизни зеленые растения?

Ответ: Тело зеленого растения создается из молекул неорганических веществ и ионов. Для построения своего тела растению требуется энергия, которая черпается от солнечного излучения при фотосинтезе.

    К чему в первую очередь может привести орошение проводимое без надлежащего контроля?

Ответ: к вторичному засолению почв.

    Какому закону соответствует данная формулировка: с одного трофического уровня биоценоза организмам, находящимся на более высоком трофическом уровне, передается не более 10% энергии?

Ответ: закону Линдемана.

    Известно, что саранчовые наносят существенный вред посевам и пастбищам, хотя злакоядные саранчовые, как показали ученые Новосибирского гос. университета, играют важную положительную роль в минеральном питании растений в период вегетации, выступая в качестве «связующего звена» пастбищной и детридной цепей питания. Почему?

Ответ: саранчовые выбрасывают вместе с выделениями микроорганизмы, переводящие в азот из воздуха и почвы в усваиваемую растениями форму.

    В ХХ веке в Баренцевом море увеличилась численность мойвы, минтая, хека и других рыб меньшего размера. С чем это связано?

Ответ: в связи с проводимым в это время интенсивным ловом трески, которая является хищной рыбой.

    Снег, собранный уборочной техникой с проезжей части городских улиц целесообразно вывозить на биологические пруды очистки, а потом на поля для орошения. Для чего это нужно?

Ответ: снег, собранный с дорог, содержит большое количество химических веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу). Попадание этих веществ в водоемы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно. Поля орошения используют для круглосуточного и круглогодичного обеззараживания сточных вод, предназначенных для орошения и удобрения сельскохозяйственных структур. В биологических прудах можно очищать как бытовые, так и промышленные сточные воды, если они не содержат веществ, оказывающих непосредственное токсическое действие на живущие в воде организмы, а также сырые (неочищенные) сточные воды после предварительного удаления из них жира и взвешенных частиц.

    Почему в северных районах хозяйственную рубку леса нужно проводить только зимой и вывозить древесину по глубокому снегу?

Ответ: так как значительно меньше нарушается почвенный покров; не уничтожается подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи, изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы; значительно меньше уничтожается подрост и подлесок.

    До недавнего времени существовали проекты по осушению болот для оптимизации природных ландшафтов, но в настоящее время эти проекты закрыты, в связи с очевидной огромной ролью болот в биосфере для поддержания стабильности климата Земли. С чем это связано?

Ответ: болотистые районы являются одними из главных поставщиков в атмосферу газа метана, который вырабатывается бактериями в бескислородных нижних слоях болот. Метан относится к так называемым «парниковым» газам, которые задерживают часть теплового излучения Земли в космическое пространство. Если содержание метана в атмосфере резко упадет, климат Земли похолодает вплоть до наступления нового ледникового периода.

    Почему березу называют «пионером» леса, а березовый лес временным?

Ответ: береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; ее сеянцы не бояться яркого солнца и заморозков. Под кроной берез поселяются ели, которые со временем вытесняют ее, которой среди елей не хватает снега.

    Как в середине ХIХ в. нефть спасла некоторые виды китов от полного уничтожения?

Ответ: до 1857 года, когда в продаже появилась первая керосиновая лампа, и начались первые промышленные разработки нефти, для освещения и смазки разных механизмов (в основном паровых машин) люди пользовались китовым жиром и спермацетом.

    На конкретной территории в течение 20 лет произошла смена видового состава птиц, характерных для определения экосистем. Вначале на территории гнездились одни виды птиц (серая славка, зяблик, иволга), затем другие (коростель, чибис, трясогузка желтая). С чем это связано?

Ответ: это связано с дигрессией первичной экосистемы (антропогенным воздействием на первичную экосистему). Например, в результате вырубки мелколиственного леса (антропогенного воздействия), где гнездились одни виды птиц, за достаточно короткий срок происходит образование вторичной сукцессии, т.е. новой на месте разрушенной человеком существовавшей экосистемы. Избыток света, достаточное увлажнение способствует активному развитию луговых видов, которые и формируют новую экосистему.

    В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят к смене лесных экосистем болотными. Почему?

Ответ: при проведении рубки с использованием тяжелой техники, идет сильное разрушение и уплотнение почвенного покрова. Это, в свою очередь, ведет, как правило, к цепным реакциям природных процессов, в частности, сложившиеся круговороты воды сменяются накоплением застойных вод на поверхности почв с последующей сменой лесных экосистем болотными.

    Почему в искусственных экосистемах, особенно в агроценозах, численность вредителей сельскохозяйственных культур при массовых вспышках их размножения многократно превосходит их таковые в естественных сообществах?

Ответ: это связано с огромным пространством, занятого одной культурой (монокультуры), что является идеальным условием для быстрого распространения на значительных пространствах насекомых и других вредителей сельскохозяйственных культур.

    Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрики и свинофермы с поголовьем животных более 5000) с незарегулированными стоками повлияет на химический состав поверхностных и грунтовых вод. С чем это связано?

Ответ: животноводческие стоки с ферм (жидкий навоз), попадая в реки и озера, ведут к эвтофикации этих водоемов, так как увеличивается содержание в воде азотосодержащих соединений. Растворенные в поверхностных водах соединения азота могут попадать и в грунтовые воды (верховодка), делая не пригодными для питья воду из колодцев.

    К каким последствиям для природного сообщества может привести уничтожение хищников и увеличение поголовья травоядных животных?

Ответ: хищники являются естественными санитарами, регулирующими поголовье травоядных животных, убивая слабых и больных. Если сократится число хищников, то некому будет регулировать численность травоядных, поголовье будет увеличиваться, будет увеличиваться количество больных и слабых травоядных, что приведет к распространению заразы.

    Почему к ДСП (древесно-стружечным плитам), используемым в быту экологи относятся с осторожностью?

Ответ: т.к. они увеличивают концентрацию формальдегида в квартирах.

    При стабильном повышении температуры более чем 2° С произойдет глобальное потепление климата. К каким последствиям это может привести?

Ответ: повышение температуры приведет к таянию ледников в зоне сплошной многолетней мерзлоты, увеличится площадь мирового океана, что приведет к затоплению окраины материков. Площадь суши значительно уменьшиться.

    Как сказывается на растениях применение в осенне-зимний период большого количества соли, которой посыпают тротуары для предотвращения людского травматизма?

Ответ: растения испытывают водное голодание, из-за гипертонического растворения солей в почве.

    Почему многоэтажные дома экологически более опасны, чем одноэтажные?

Ответ: в многоэтажных домах нестабильный воздухообмен, вентиляция, неравномерный нагрев этажей.

    После разрешения охотится в лесу, рядом в поле резко увеличилось число грызунов. С чем это связано?

Ответ: так как раньше хищники леса сдерживали рост грызунов, являясь их естественным регулятором. Соответственно после разрешения охоты число хищников сократилось, поэтому наблюдается рост грызунов.

    Почему заселение миногой озера Эри нанесло огромный вред рыбному хозяйству?

    Что означает следующая формулировка – «с одного трофического уровня биоценоза организмам, находящимся на более высоком трофическом уровне, передается не более 10% энергии».

Ответ: данная формулировка соответствует правилу 10% (закону Линдемана).

    Как называются участки территории, на которых сохраняются в возможно более полном естественном состоянии все природные компоненты и их сочетания – природные комплексы и не разрешена хозяйственная деятельность?

Ответ: они называются заповедником.

    Чем характеризуются биоэкологические особенности произрастания и влияния ели на условия жизни в растительном сообществе?

Ответ: тем, что корни располагаются в поверхностном слое почвы, а хвоинки остаются на ветвях в течении 8-10 лет.

    В соответствии с экологическими законами любой вид способен к беспредельному росту численности, занимая все пригодные для жизни экологические ниши (так называемое «давление жизни»). Тогда почему существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?

Ответ: в настоящее время главным фактором служащим ограничителем роста численности организмов, приводящий к угрозе их исчезновения, является антропогенная деятельность человека.

    В природе широко распространены взаимовыгодные отношения видов – мутуализм. Пример – отношения между сибирской кедровой сосной и гнездящимися в кедровниках птицами – кедровкой и кукшей. В чем заключается польза таких отношений?

Ответ: эти птицы, питаясь семенами сосны, обладают инстинктами запасания кормов. Они прячут мелкие порции «орешков» под слой мха и лесного опада. Значительную часть запасов птицы не находят, и семена прорастают. Деятельность этих птиц способствует, таким образом, самовозобновлению кедровников, так как семена не могут прорастать на толстом слое лесной подстилки, преграждающей им доступ к почве.

    Известно, что инфузория-туфелька размножается делением. Она питается некоторыми бактериями, которые хорошо размножаются в растворах, используемых обычно для выращивания культуры инфузории (например, в сенном настое). Если в этот раствор добавить некоторые соли (безвредные для инфузорий), то размножение инфузорий прекратится. С чем это связано?

Ответ: размножение инфузорий происходит благодаря питанию бактериями, если добавить соли (безвредные для инфузорий) в раствор, где выращивают и кормят инфузорию, то размножение бактерий прекратится, и размножение инфузории тоже, т.к. нечем будет питаться.

    Вы знаете, что большинство физических факторов внешней среды имеют электромагнитную природу. Так, возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит, по этой же причине нам представляется чистым и и освежающим воздух после грозы. С чем это связано?

Ответ: с нахождением в воздухе отрицательных ионов, которые положительно влияют на здоровье.

    Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, звук всегда является одним из воздействий окружающей среды. Почему в последнее время врачи все чаще говорят о шумовой болезни?

Ответ: длительный шум (особенно в настоящее время, в связи с техническим прогрессом) неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма.

    Почему природные многовидовые ассоциации растений значительно реже страдают от вспышек развития насекомых-вредителей, чем популяции монокультур в агроценозах?

    Какой эффект в борьбе с сельскохозяйственными вредителями могут дать агротехнические приемы?

Ответ: густые посевы создают свой микроклимат: на поверхности почвы резко падают освещенность и температура, увеличивается влажность, что препятствует размножению вредителя и создает условия для развития некоторых видов грибов и бактерий, способных уничтожить вредителей за несколько дней.

    Гидроэлектростанции на первый взгляд являются экологически чистыми предприятиями, не наносящими вред природе. В нашей стране построили много крупнейших ГЭС на великих реках. Теперь стало ясно, что этим строительством нанесен большой урон и природе, и людям. Почему, ответ обоснуйте?

Ответ: строительство плотин на больших равнинных реках под ГЭС приводит к затоплению огромных территорий под водохранилища, идет переселение людей и потеря пастбищных угодий. Во-вторых, плотина создает непреодолимые препятствия на путях миграций проходных и полупроходных рыб, поднимающихся на нерест в верховья рек. В-третьих, вода в хранилищах застаивается, ее проточность замедляется, что сказывается на жизни всех живых существ обитающих в реке. В-четвертых, местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию, к эрозии берегов и оползням.

    В Ю. Либих обнаружил, что урожай растений может ограничиваться любым из основных элементов питания, если только этот элемент находится в недостатке. После чего сформулировал это простое правило. Сформулируйте его.

Ответ: это закон минимума – успешное функционирование популяций или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий; ограничивающим или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для организмов интересующей нас группы.

    Почему моллюски, не представляющие собой большой пищевой ценности для человека и других животных из-за их низкой продуктивности, имеют первостепенное значение как фактор, позволяющий сохранить плодородие той зоны, где обитают?

Ответ: по типу питания моллюски относятся к фильтраторам. Они засасывают и фильтруют воду, извлекая оттуда мелкие организмы и детрит. В результате тока воды, создаваемого этой фильтрацией, большое количество детритных частиц, богатых фосфором и другими элементами, удерживается в мелководной зоне прилива.

    В последние годы ученые все с большей тревогой отмечают истощение озонового слоя атмосферы, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. В чем основная причина истощения озонового слоя?

Ответ: основной причиной истощение озонового слоя является применение людьми фреонов, широко используемых в производстве и быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, аэрозолей.

ВАРИАНТ 1

1 уровень на «3» -

2 уровень на «4» -

3 уровень на «5» - 2

ВАРИАНТ 2

1 уровень на «3» - На основании правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг. (дельфин в цепи четвертый)

2 уровень на «4» - Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений (в кг) съели эти зайцы.

3 уровень на «5» - Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания: планктон→мелкая рыба→щука (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м 2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60 % составляет вода.

ВАРИАНТ 1

1 уровень на «3» - Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг?

2 уровень на «4» - Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

3 уровень на «5» - 2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода).

ОТВЕТЫ

1 ВАРИАНТ

1 уровень : цепь: планктон - рыба - щука. Ответ: 800 кг

(8х10)х10 8х10 8

2 уровень: цепь: растение - насекомое - мышь

(7х10)х10 7х10 7

2 детеныша х (4,5 - 1) = 7 г.

Ответ: летучая мышь должна потребить 70г насекомых, что сохранит 700г растений .

3 уровень:

Определяем процент органического вещества в теле человека: 70 кг. 0,37 = 25,9 кг (26)
Определяем количество биомассы в первом звене цепи питания:
растения→консументы →консументы →
человек.
26000 кг 2600 кг 260 кг 26 кг
Определяем, сколько гектаров экосистемы могут прокормить человека на протяжении года: 1 м 2 - 0,8 кг
х - 26000 кг х = 26000/0,8 = 32500 м 2 =3,25 га
Ответ. Необходимо 3,25 га.

ОТВЕТЫ

2 ВАРИАНТ

1 уровень : цепь: планктон - рыба - рыба - дельфин. Ответ: 300000 кг = 30т

30000х10 3000 х10 300х10 300

2 уровень:

Масса волка = 40 - 1 = 39 кг

цепь: растение - заяц - волк

390х10 39х10 39

1 заяц - 2кг, а 390 кг зайцев - это 195 штук

Ответ: волк съел 195 зайцев, которые съели 3900 кг растений.

3 уровень
Определяем сухую массу тела щуки:
х = 10 . 0,4 =4 кг
Пользуясь правилом экологической пирамиды, определяем массу планктона:
Планктон→мелкие рыбы→щука
400 кг 40 кг 4 кг
Площадь водоема, которая может прокормить 1 щуку: х=400/0,6 = 666,6 м 2
Ответ . Необходимо = 0,07га водоема

Задача повышенной сложности.

Вычислить возможность существования в озере Лох-Несс плезиозавра, причем не одного, а целой семьи, так как для сохранения вида необходима репродукция.
Допустим, что общая масса семьи плезиозавров-100 тонн (5-7 особей, 40% сухое вещество). Общая площадь озера Лох-Несс- (57000 км 2 ). Цепь питания: фитопланктон -рыбы - семья плезиозавров. Вычислим, какая площадь акватории озера необходима, чтоб прокормить этих животных, когда известно, что биомасса фитопланктона - 500г/м 2 сухой массы.

Решение:

По правилу экологической пирамиды для семьи динозавров необходимо в 10 раз больше биомассы, чем их собственная масса (сухая масса пресмыкающихся - 40 тонн), а именно 400 тонн рыбы, а для рыбы, в свою очередь, необходимо

4000 тонн фитопланктона. Площадь, которую занимает количество продуцентов: 4 000 000 000 г (4 тонны): 500 г/м 2 = 8 000 000 м (8000 км)

Ответ:

Площадь озера Лох-Несс (57000 км 2 ) хватит, чтобы прокормить семью плезиозавров общей массой 100 тонн. Значит, теоретически существование динозавров в этом озере возможно.



Рекомендуем почитать

Наверх