Экологическая игра "экологическая ромашка". Познавательная игра "экологическая ромашка" Сценарий экологическая ромашка

Диеты 07.07.2019
Диеты

Слайд 1

»
Внеклассное мероприятие беседа с элементами игры «Экологическая ромашка»
Выполнила: НЕКЛЕСА ЛЮБОВЬ ГЕОРГИЕВНА студентка школьного отделения заочного обучения по модулю ПМ03 «Классное руководство

Слайд 2

Цель: расширять знания учащихся о многообразии и единстве окружающего мира, месте и роли в нём человека; повысить уровень экологической культуры детей. Задачи: -развивать творческие и коммуникативные способности. - развивать экологическое мышление у детей; - воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях; -развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Тип урока: беседа-игра. Используемое оборудование: презентация к уроку; проектор и компьютер, карточки с заданиями.

Слайд 3

Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить.

Слайд 4

экология
Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Слайд 5

Карточки - задания
Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»: Солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Слайд 6

Викторина «Звери и птицы»
Каких хищных птиц вы знаете? Как вы думаете, почему эту птицу назвали – осоед? Каких птиц можно встретить на болоте? Какой зверь может нести еду своим детёнышам в собственном желудке? Какой образ жизни ведёт кабан? Можно ли охотиться на зверей в нашем крае?

Слайд 7

Загадки
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут.

Слайд 8

Загадки
Окраской - сероватая, Походкой - мешковатая. Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая.

Слайд 9

Загадки
Длиннохвоста, белобока, И зовут ее...

Слайд 10

Загадки
Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом.

Слайд 11

Загадки
Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.

Слайд 12

Загадки
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?

Слайд 13

Загадки
Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица- ...

Слайд 14

Загадки
Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

Слайд 15

Физминутка
Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

Слайд 16

«Лишнее» слово
Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово, то есть выберите экологически чистый транспорт и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Слайд 17

Викторина
1. Почему после вырубки деревьев по берегам река становится беззащитной и начинает мелеть? 2. Подумайте, что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц? 3. Прошёл дождь. Потоки воды быстро бегут и размывают почву. А в лесу на своём пути потоки встречают препятствия в виде деревьев, кустарников, трав. О каком значении леса здесь говорится? 4. Какой вред атмосфере приносит сжигание бытового мусора?

Слайд 18

Аукцион лекарственных растений
герань
пион
Лук, чеснок
мята
гвоздика
кашка

Слайд 19

Правильный выбор
Много снега - много хлеба. Май холодный - год плодородный. Весной пролежишь, - зимой с сумой побежишь. Затянулись дожди - груздей не жди. Где ольха, там трава. Коль в мае дождь - будет и рожь. Весенний день год кормит. Осень - запасиха, зима - прибериха. Что посеешь, то и пожнёшь. Майский мороз - не выдавит слёз.

Слайд 20

Приметы погоды
Хорошую погоду можно ждать, если … Ненастье наступит, если...

Слайд 21

Какому животному принадлежит хвост?
- С помощью хвоста она плавает. - С помощью хвоста он ползает по дну реки. - У нее хвост вместо руля. - Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. - У нее хвост - дополнительная рука. - Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. - У нее хвост - мухобойка. - У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов - В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его.

Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

Ход игры

Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:

2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица - ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка.)

4. Расшифруйте криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Не стало бы воды?

Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

…………… Прилетают грачи.

………….. Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

…………… Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

(беседа с элементами игры)

Разработала: Плотникова Е.И.

2015 – 2016 учебный год

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на эко­ логическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит раз­ нообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ ристические задачи и т. д. Игра способствует повышению обще­ го уровня экологической культуры детей, развитию творче­ ских и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4- классов.

Ход игры

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растени­ям... Над нами одна общая голубая крыша- небо. У нас под но­ гами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источ­ ники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими пи­ таются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Зем­ ле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке раз­ рушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить расте­ ния, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подоз­ ревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это по­ няли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, лю­ ди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух гре­ ческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, мож­но сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел­ тый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выби­ рает себе командира, придумывает название команды. Затем ко­ мандиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответст­ вующими номерами. Команды приступают к подготовке зада­ ния. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ: мальчик; солнце;

ягода; небо;

гриб; вода;

рыбка; камни;

заяц; ливень;

дерево; почва.

    Изобразите животных с помощью жестов и мимики: мед­
    ведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая.

(Ворона.)

Длиннохвоста, белобока, И зовут се ... (сорока).

Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом.

(Дятел.)

Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.

(Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. Л зовется птица- ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

(Синичка.)

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» сло­
во и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед,
мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транс­ порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транс­ порта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

    Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    Не стало бы воды?

    Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных
растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарст­ венных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по оконча­нии чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеж­дает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Вели кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке - Всюду чирьева трава, Или просто подорожник - Всем знакома, не нова! Привязал листок к нарыву. День-другой пройдет- и диво! Ты здоров без докторов. Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды, Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет. Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка- Всех цветов не сосчитать. Есть аптечная ромашка, Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек - Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар - успокоение.

Семена мои целебны - При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды И снимают в почках боль. У меня одна беда: Зацветаю я когда, То цветов моих краса Всем бросается в глаза. И в букеты рвут меня, Я боюсь их как огня! Я прошу вас, пощадите И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды, Что микробам так страшны, Мы содержим витамины, Что, бесспорно, всем нужны. И поэтому, чтоб реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, чеснок Круглый год должны иметь. Тот, кто с нами крепко дружит, Никогда не занедужит.

В доме много аромата, Если в доме сохнет мята. Мятная лепешка, Настоя мяты ложка - Нету больше тошноты, Нету в горле хрипоты. Валидол, зубная паста - Всюду мята, мята, мята! Собираем не напрасно Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: со­ единить верно стрелками левый столбик с правым.

Набухают почки.

ЗИМА

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето.

ВЕСНА

Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО

Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

Ледоход.

Гололед.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг, Строителям - надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу.

(Глина.)

На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички.

(Природный газ.)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Они на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Он черный и блестящий, Друг наш настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

(Каменный уголь.)

Без нее машина даже Километра не пройдет, Самолеты, вертолеты Не отправятся в полет, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

(Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения.

(Торф.)

Она варилась долго в доменной печи, Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

< (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

    С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    У нее хвост вместо руля. (Птица.)

- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает
дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
    (Белка.)

    У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пуга­
    ет врагов. (Гремучая змея.)

    В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбра­
    сывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы де­ тей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

- Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не ли­
лась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы
приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ре­
бят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми
лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый
день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и
46 девочек?
(672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчи­
ком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакоми­
лась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Те­
перь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчи­
ком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят
имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке маль­
чик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниж"е.)

Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег на­
зывается... (порошей).

Если снежинки слипаются па лету, мы называем их ...
(хлопьями).

« Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ...
    (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разы­
    граться настоящая снежная буря - ... (буран).

    Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в
    русском языке хрустящее слово - ... (наст).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

Познавательная игра

Витухина Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №22 г.Сызрань, Самарская область

«Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему.

Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие, как логические задачи, загадки, крипто­граммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ристические задачи и т. д.

Игра способствует повышению общего уровня экологиче­ской культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4-го классов.

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды рас­тений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить ее, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что эколо­гия - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить. Надеюсь, что игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел­тый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков простав­лены их номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске. Дети делятся на группы (по желанию). Каждая груп­па выбирает себе командира, придумывает название. За­тем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами, и команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Карточки - задания

1 .Распределить слова в два столбика по принципу «жи­вая - неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, по­чва, дерево.

Ответ: мальчик солнце

ягода небо

гриб вода

рыбка камни

заяц ливень

дерево почва

2. Изобразить животных с помощью жестов и мимики:
медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обе­зьяну.

3. Отгадать загадки

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

(Соловей)

Всех прилетных птиц черней, Хоть я птичка-невеличка,

Враг личинок, друг полей, У меня, друзья, привычка

Взад-вперед по пашне вскачь. Как начнутся холода,

А зовется птица... (Грач). Прямо с севера сюда.

(Синичка)

4 . Расшифровать криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15

9,3, 1 - 10, 5, 6, 3

12, 8, 11, 5, 13, 1, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10,8, 11, 15 - нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у кар­тофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ. Береги лес - наше богатство.

5 . Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ. Велосипед, т.к. это экологически чистый вид транс­порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспор­та вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6 .Пофантазировать: что было бы, если... Если вдруг исчезли бы с лица земли все цветы? Если бы не стало воды? Если бы исчезли птицы?

7. 7. Провести с учащимися аукцион лекарственных растений.

Задача учащихся: «собрать» как можно больше лекарственных растений, т.е. по окончании чте­ния стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - жень-шень - чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь жень-шень обозначает

Чудо «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник, -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День-другой пройдет - и диво

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать: Белый крошечный цветочек - Для припарок, для примочек. Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

8. Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество

ОСЕНЬ Рождество.

Ледоход

Гололёд

9. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

(Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

(Железная руда)

10 .Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и пры­гает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезья­на.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, он отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание:

АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ. Красная книга.

12 . Решить задачи из задачника Г. Остера.

Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому поло­вина учеников этой школы приходит на за­нятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13 . Снег - один из признаков русской зимы. Его на­зывают по-разному. Вставьте в предложения недо­стающие слова. Они вразнобой должны быть на­писаны ниже.

    Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется... (пороша).

    Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них... (хлопья).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупка).

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вью­га).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ...(буран).

    Для старого, залежалого, черствого снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Подведение итогов игры.

Список использованных источников:

1. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-Принт, 2011г.

2. Занимательный материал на уроках природоведения. Гращенкова В.С. Смоленск, 2010г.

3. Вредные советы. Остер.Г. Москва 2010г.

4. Задачник. Остер.Г. Москва 2010г.














ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

Познавательная игра

«Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему.

Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие, как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и т. д.

Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4-го классов.

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить ее, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить. Надеюсь, что игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены их номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске. Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами, и команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Карточки - задания

1 .Распределить слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ: мальчик солнце

ягода небо

гриб вода

рыбка камни

заяц ливень

дерево почва

2. Изобразить животных с помощью жестов и мимики:
медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадать загадки

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

(Соловей)

Всех прилетных птиц черней, Хоть я птичка-невеличка,

Враг личинок, друг полей, У меня, друзья, привычка

Взад-вперед по пашне вскачь. Как начнутся холода,

А зовется птица... (Грач). Прямо с севера сюда.

(Синичка)

4 . Расшифровать криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15

9,3, 1 - 10, 5, 6, 3

12, 8, 11, 5, 13, 1, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10,8, 11, 15 - нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ. Береги лес - наше богатство.

5 . Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ. Велосипед, т.к. это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6 .Пофантазировать: что было бы, если... Если вдруг исчезли бы с лица земли все цветы? Если бы не стало воды? Если бы исчезли птицы?

7. 7. Провести с учащимися аукцион лекарственных растений.

Задача учащихся: «собрать» как можно больше лекарственных растений, т.е. по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - жень-шень - чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь жень-шень обозначает

Чудо «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник, -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День-другой пройдет - и диво

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать: Белый крошечный цветочек - Для припарок, для примочек. Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

8. Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество

ОСЕНЬ Рождество.

Ледоход

Гололёд

9. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

(Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

(Железная руда)

10 .Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, он отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание:

АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ. Красная книга.

12 . Решить задачи из задачника Г. Остера.

Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13 . Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. Они вразнобой должны быть написаны ниже.

    Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется... (пороша).

    Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них... (хлопья).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупка).

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ...(буран).

    Для старого, залежалого, черствого снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Подведение итогов игры.



Рекомендуем почитать

Наверх