Сценарий игры-конкурса "экологическая ромашка". Познавательная игра "экологическая ромашка" Сценарий игры по станциям экологическая ромашка

Беременность и дети 07.07.2019

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

Познавательная игра

Витухина Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №22 г.Сызрань, Самарская область

«Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему.

Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие, как логические задачи, загадки, крипто­граммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ристические задачи и т. д.

Игра способствует повышению общего уровня экологиче­ской культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4-го классов.

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды рас­тений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить ее, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что эколо­гия - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить. Надеюсь, что игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел­тый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков простав­лены их номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске. Дети делятся на группы (по желанию). Каждая груп­па выбирает себе командира, придумывает название. За­тем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами, и команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Карточки - задания

1 .Распределить слова в два столбика по принципу «жи­вая - неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, по­чва, дерево.

Ответ: мальчик солнце

ягода небо

гриб вода

рыбка камни

заяц ливень

дерево почва

2. Изобразить животных с помощью жестов и мимики:
медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обе­зьяну.

3. Отгадать загадки

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

(Соловей)

Всех прилетных птиц черней, Хоть я птичка-невеличка,

Враг личинок, друг полей, У меня, друзья, привычка

Взад-вперед по пашне вскачь. Как начнутся холода,

А зовется птица... (Грач). Прямо с севера сюда.

(Синичка)

4 . Расшифровать криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15

9,3, 1 - 10, 5, 6, 3

12, 8, 11, 5, 13, 1, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10,8, 11, 15 - нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у кар­тофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ. Береги лес - наше богатство.

5 . Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ. Велосипед, т.к. это экологически чистый вид транс­порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспор­та вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6 .Пофантазировать: что было бы, если... Если вдруг исчезли бы с лица земли все цветы? Если бы не стало воды? Если бы исчезли птицы?

7. 7. Провести с учащимися аукцион лекарственных растений.

Задача учащихся: «собрать» как можно больше лекарственных растений, т.е. по окончании чте­ния стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - жень-шень - чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь жень-шень обозначает

Чудо «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник, -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День-другой пройдет - и диво

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать: Белый крошечный цветочек - Для припарок, для примочек. Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

8. Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество

ОСЕНЬ Рождество.

Ледоход

Гололёд

9. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

(Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

(Железная руда)

10 .Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и пры­гает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезья­на.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, он отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание:

АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ. Красная книга.

12 . Решить задачи из задачника Г. Остера.

Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому поло­вина учеников этой школы приходит на за­нятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13 . Снег - один из признаков русской зимы. Его на­зывают по-разному. Вставьте в предложения недо­стающие слова. Они вразнобой должны быть на­писаны ниже.

    Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется... (пороша).

    Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них... (хлопья).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупка).

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вью­га).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ...(буран).

    Для старого, залежалого, черствого снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Подведение итогов игры.

Список использованных источников:

1. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-Принт, 2011г.

2. Занимательный материал на уроках природоведения. Гращенкова В.С. Смоленск, 2010г.

3. Вредные советы. Остер.Г. Москва 2010г.

4. Задачник. Остер.Г. Москва 2010г.

Казенное учреждение Омской области

"Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района"

Беседа с элементами игры

"Экологическая ромашка"

Подготовила воспитатель

отделения по предоставлению

временного приюта

Плечий С.Н.

Январь 2016

Цель: способствование повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей.

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д.

Возраст детей: 10-14 лет

Ход игры

Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

(беседа с элементами игры)

Разработала: Плотникова Е.И.

2015 – 2016 учебный год

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на эко­ логическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит раз­ нообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо­ ристические задачи и т. д. Игра способствует повышению обще­ го уровня экологической культуры детей, развитию творче­ ских и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4- классов.

Ход игры

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растени­ям... Над нами одна общая голубая крыша- небо. У нас под но­ гами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источ­ ники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими пи­ таются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Зем­ ле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке раз­ рушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить расте­ ния, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подоз­ ревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это по­ няли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, лю­ ди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух гре­ ческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, мож­но сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел­ тый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выби­ рает себе командира, придумывает название команды. Затем ко­ мандиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответст­ вующими номерами. Команды приступают к подготовке зада­ ния. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ: мальчик; солнце;

ягода; небо;

гриб; вода;

рыбка; камни;

заяц; ливень;

дерево; почва.

    Изобразите животных с помощью жестов и мимики: мед­
    ведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая.

(Ворона.)

Длиннохвоста, белобока, И зовут се ... (сорока).

Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом.

(Дятел.)

Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.

(Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. Л зовется птица- ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

(Синичка.)

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» сло­
во и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед,
мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транс­ порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транс­ порта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

    Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    Не стало бы воды?

    Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных
растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарст­ венных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по оконча­нии чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеж­дает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Вели кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке - Всюду чирьева трава, Или просто подорожник - Всем знакома, не нова! Привязал листок к нарыву. День-другой пройдет- и диво! Ты здоров без докторов. Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды, Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет. Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка- Всех цветов не сосчитать. Есть аптечная ромашка, Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек - Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар - успокоение.

Семена мои целебны - При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды И снимают в почках боль. У меня одна беда: Зацветаю я когда, То цветов моих краса Всем бросается в глаза. И в букеты рвут меня, Я боюсь их как огня! Я прошу вас, пощадите И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды, Что микробам так страшны, Мы содержим витамины, Что, бесспорно, всем нужны. И поэтому, чтоб реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, чеснок Круглый год должны иметь. Тот, кто с нами крепко дружит, Никогда не занедужит.

В доме много аромата, Если в доме сохнет мята. Мятная лепешка, Настоя мяты ложка - Нету больше тошноты, Нету в горле хрипоты. Валидол, зубная паста - Всюду мята, мята, мята! Собираем не напрасно Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: со­ единить верно стрелками левый столбик с правым.

Набухают почки.

ЗИМА

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето.

ВЕСНА

Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО

Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

Ледоход.

Гололед.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг, Строителям - надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу.

(Глина.)

На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички.

(Природный газ.)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Они на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Он черный и блестящий, Друг наш настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

(Каменный уголь.)

Без нее машина даже Километра не пройдет, Самолеты, вертолеты Не отправятся в полет, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

(Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения.

(Торф.)

Она варилась долго в доменной печи, Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

< (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

    С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    У нее хвост вместо руля. (Птица.)

- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает
дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
    (Белка.)

    У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пуга­
    ет врагов. (Гремучая змея.)

    В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбра­
    сывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы де­ тей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

- Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не ли­
лась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы
приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ре­
бят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми
лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый
день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и
46 девочек?
(672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчи­
ком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакоми­
лась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Те­
перь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчи­
ком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят
имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке маль­
чик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниж"е.)

Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег на­
зывается... (порошей).

Если снежинки слипаются па лету, мы называем их ...
(хлопьями).

« Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ...
    (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разы­
    граться настоящая снежная буря - ... (буран).

    Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в
    русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Экологическая игра «Экологическая ромашка»

Методические рекомендации: игра под таким названием проводится для учащихся 5 - 7 классов. Перед началом игры кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Условия игры.

Изготавливается модель ромашки (жёлтый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведённого времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на познавательной игре «Экологическая ромашка»! Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Карточки-задания»
Ведущий: Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
За каждый правильный ответ – 1 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: мальчик; солнце;
ягода; небо;
гриб; вода;
рыбка; камни;
заяц; ливень;
дерево; почва.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Собери животное»
Ведущий: Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать изображение животного, разрезанного на 12 частей. Максимальное количество баллов – 3 балла.

.
Конкурс 3. «Отгадайте загадки»

1.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

2. Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая. (Ворона.)

3.Длиннохвоста, белобока,
А зовут её….(Сорока.)

4.Живёт в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

5.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)


6.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)

7.Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица - …(Грач.)

8.Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)

Конкурс 4. «Расшифруйте криптограмму»
Ведущий: Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Лишнее слово»

Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги


Конкурс 6. «Лекарственное растение»

Ведущий: Каждая команда получает изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Кто быстрее? За правильно собранный одуванчик и быстроту команда получает 5 баллов
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 7. «Сделайте правильный выбор»
Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.

ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнёзда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололёд
Ответ: ЗИМА: рождество, гололед;
ВЕСНА: набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход;
ЛЕТО: сбор клюквы, уборка зерновых, сенокос;
ОСЕНЬ: листопад, бабье лето, грибная пора.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 8. «Загадки из земли»
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

4. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

5. Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

6. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

7. Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

8. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 9. «Расшифруйте словосочетание»
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 10. «Чей хвост?»
Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ – 1 балла.
1. С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
2. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
3. У неё хвост вместо руля. (Птица.)
4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
5. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
7. У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!

Сарычева Юлия Юрьевна,

учитель начальных классов

Игра – конкурс «Экологическая ромашка»

Цель : воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:
закреплять знания детей о природе;
формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
обобщать знания детей о природных сообществах;

продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;
активизировать словарный запас детей;
развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;
увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;
воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;

воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Ход игры

I. Организационный момент

Класс делится на 4 команды.Команды усаживаются за столы

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед!

II. Сообщение цели и темы игры

Сегодня мы проводим игру – конкурс для знатоков природы. Каждая команда должна была приготовить эмблему и название. Представьте, пожалуйста капитаны свои команды. - Команда «Лучики». Наш девиз: «Лучик - ты, Лучик – я! Вместе дружная семья!» - Команда «Капельки». Наш девиз: «Пусть наша капелька мала, но ждут великие дела» - Команда «Радуга». Наш девиз: «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!» - Команда «Росточки». Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету» Большая эмблема от каждой команды прикрепляется на доску возле ромашки.

Молодцы. Можно начинать игру «Экологическая ромашка» - Ребята, а что такое ромашка? (ответы детей) Экологическая от слова «экология». Что оно обозначает? (ответы детей) - «Ойкос» по - гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука». Экология - это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА. - В ходе игры вы узнаете новое о природе и поделитесь с нами тем, что вы уже знаете.Но вы должны быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

III Сообщение правил игры- Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из нескольких этапов. Эти этапы записаны на лепестках нашей экологической ромашки. На обдумывание и обсуждение задания команде дается определённое время . Игроки между собой обсуждают вопрос и назначают того кто будет отвечать. Победит сильнейший. Итак, начинаем.

Проведем жеребьевку. Первыми начинают……….

Капитаны подходят и вытаскивают жетон.

IV . Проведение соревнования.

1 станция «Разминка»

-Каждая команда дает ответ на загадку, которая ей досталась.

Скачет Шапка по бору
Объедает в нём кору.
Посмотрите! Поглядите!
Сколько удали и прыти. (Заяц)

Кто же в речке проживает?
И плотины сооружает?
Что за леса обитатель,
И зубов столь длинных обладатель? (Бобер)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (
Медведь)

Зубы острые большие,
А глаза-то страшные какие!
Каждый путник его знает
И скорее убегает. (Волк)

Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза. (Рысь)

Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны . (Лось)

В одежде богатой,
Да сам слеповатый,

Живет без оконца,
Не видывал солнца
(Крот)

А сейчас порошу капитанов подойти ко мне и взять задания. После следующей станции будет конкурс капитанов. Готовьтесь пока.

2 станция: «Литературная».

Про растения и животных написано много сказок. Ребята, а вы знаете сказки, в которых героями являются растения или животные? (ответы детей) Это мы сейчас и проверим:

1. В кого превратился гадкий утёнок? /В лебедя/.

2. Чипполино – это мальчик …? /Луковка/

3. Кто из обитателей болота стал женой Ивана Царевича? /Лягушка/.

4. Какое дерево помогало девочке спасти брата? /Яблоня/

5. Кто одолел Тараканище? /Воробей/.

6. На какой птице летала Дюймовочка? /На ласточке/.

7. Какой овощ смогли вытащить только целым коллективом? /Репка/.

8. Кто помог Бабе - Яге украсть братца Иванушку? (гуси-лебеди)

Молодцы. Подсчитаем жетоны за этот конкурс. Победила команда….

6 станция «Конкурс капитанов»

Обведите правильный ответ

    Какое дерево считается национальным деревом России?

а) тополь

б) берёза

в) ель

    Какое дерево цветёт первым?

а) ольха

б) липа

в) берёза

    Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?

а) кустарники

б) деревья

в) травы

4. Какую птицу называют лесным доктором?

а) синица

б) поползень

в) дятел

5. Кто не является птицей?

а) ястреб

б) пингвин

в) летучая мышь

6. Кто быстрее всех бегает?

а) антилопа

б) гепард

в) волк

Молодцы. Подсчитаем жетоны за этот конкурс. Победила команда…..

V . Физминутка - - Хорошо потрудились. А сейчас привал.

Я называю среду обитания: вода, воздух.земля и называю животных. А вы должны показать где они обитают. Но будьте осторожны: некоторые звери обитают и в воде. И на суше, и в воздухе. Готовы?

- Карась, бабочка.кошка, ястреб, крокодил, морж, дельфин, корова, аист.

Молодцы. Отдохнули. А теперь опять посоревнуемся.

4 станция «Лесная викторина»

1. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

2. Можно ли вырубить в лесу все деревья у которых есть дупло.? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик).

4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

5 Почему нельзя дотрагиваться до яйца в гнезде?

6Какое влияние на лес оказывает мусор, оставленный человеком в лесу?

7 Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)

8 Куда заносят растения и животных, которые почти исчезли? (Красная книга)

Красная книга есть на нашей выставке книг. Почему именно красный цвет выбрали для этой книги? (ответы детей)

-А как вы думаете, растения живые? Они могут чувствовать боль? Зачем нам нужны цветы? Они злые или добрые ? ( ответы детей)

Я хочу вам сейчас рассказать притчу о цветке. А кто знает, что такое притча? (маленький поучительный рассказ)

Вы послушаете притчу о цветке и скажите, чему она нас учит. ( Учит тому, что растения тоже могут чувствовать боль, что если тебе сделали больно, то не надо на зло отвечать злом.)

5 станция «Зеленая аптека»

Капитаны, подойдите ко мне, возьмите карточки с загадками и всей командой отгадайте ее, найдите отгадку на доске и скажите какую пользу приносят эти растения. (Ответы детей)

Спасибо. Прошу пройти к своим местам.

    У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)

Её отваром полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту .

    Не огонь, а жжется! (крапива)

Её листья даже останавливают кровь. Из неё варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Её добавляют вкрема, шампуни, ополаскиватели для волос.

    И ограда в саду, и закуска дрозду,

И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)

В плодах этого кустарника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло его используют при ожогах. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из него делают кремы, мази, бальзамы для губ.

    Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

Чистотел применяют для лечения самых разнообразных кожных заболеваний, болезней печени, желчного пузыря, носоглотки и ротовой полости,

Молодцы. Подсчитаем жетоны за этот конкурс. Победила команда…..

6 станция « Живые синонимы».

Часто людей сравнивают с каким-либо животным , например, говорят: «Здоров, как бык». С кем мы сравниваем человека, когда говорим:

1. Голоден, как … /волк/

2. Нем, как … /рыба/

3. Грязный, как … /свинья/

4. Хитёр, как … /лиса/

5. Упрям, как.. /осёл/

6. Колючий, как …/ёж/

7. Трусливый, как …/заяц/

8. Плюется как … (верблюд)

Молодцы. Подсчитаем жетоны за этот конкурс. Победила команда…

-А зачем людей сравнивают с животными? ( повторяют повадки животных) А кто более культурный? Кто больше наносит вреда природе? (человек) Чем вредит? Давайте посмотрим сценку. Кого и за что в ней обвиняют?

Дети играют сценку «Я обвиняю человека.»

- Та за что обвиняли человека?

Вы еще маленькие. А какую вы пользу можете принести? (Сажать деревья, цветы, не мусорить).

-Вот давайте наш город украсим деревьями , цветами и поставим мусорки. У нас есть даже облака и солнышко. (Каждая команда по очереди выходит и ставит макеты)

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

- Какой вывод можно сделать после нашей игры ? (Берегите природу!)Плакат вывешивается на доске.

Вот и закончились наши соревнования. Давайте подведем итог .

Победила команда… (награждение грамотами)

А закончим нашу игру давайте песней «Пусть всегда будет солнце». Ведь солнце, природа нам очень нужны и только мы, люди можем сделать мир чище и добрее!

Исполнение песни.



Рекомендуем почитать

Наверх