Сочетание красного с черным в мистике. Символическое значение красного и чёрного цвета. Цветовая символика в древней Индии и Китае

Дизайн и интерьер 29.09.2018

Цвета белый-красный-черный – устойчивая триада в символике цвета. Она встречается во многих древних культурах. В текстах Упанишад она служит цветовым выражением качеств (гун) материальной природы – благости-страсти-невежества. Во многих символических системах эти цвета соотносятся также с основными стихиями, качествами, органами, чертами характера итд. (например, в китайском «Каноне Перемен», где к базовой триаде добавляются желтый и синий (или зеленый) цвета).

Широкие застежки-липучки гарантируют легкое включение и выключение, а мягкий верхний материал и резиновый колпачок обеспечивают особую защиту во время ползания. Вы хотите найти нужный размер для своей ноги. По опыту, обувь марки немного меньше, чем вы могли бы привыкнуть. Диаграмма размера подскажет вам, какой размер подходит для вас. Просто пропустите ногу от пятки до пальцев ног.

Независимо от того, для мужчин или женщин, джинсы подходят к повседневной рубашке, объединенной в любой жизненной ситуации. Особенно с цветочными узорами женской обуви, особенно хороша блузка с пружинным принтом. Но это также намного более спортивно, в конце концов, кроссовок имеет свое происхождение в спорте. Со случайными брюками для бега трусцой и плотной рубашкой вы ставите гламур на улице с точки зрения случайности.


Базыма А.Б. Цвет и психика

1.1. Цвет и магия у первобытных народов

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

Не только летом, но и в холодные дни вы прекрасно экипированы. Есть, как правило, синий, желтый, черный и красный соединения. Мы выясним, что означают разные цвета. Предпосылкой для этого является то, что вы только подключаете сетевой штекер от ноутбука к гнезду.

  • Этот порт также может служить.
  • Если есть сомнения, обратитесь к руководству по материнской плате.
Адвокаты часто перевертывают нос, когда они комментируют вопросы о одежде. Слишком неважный, слишком кратковременный, слишком неустойчивый.

В то же время судебная система придает важное значение соответствующей одежде в суде. Вопрос о одежде частично регулируется рядом постановлений, а также воспринимается всерьез. Кроме того, мужчины должны носить белую рубашку с белым длинным или перекладиной, женщины в белой блузке, в которую можно носить белый лук, мужскую галстук или сопоставимую одежду. Если это не подробный эссе!

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.

Даже в средние века для судебного разбирательства были назначены определенные костюмы и цвета. В средневековом городе был показан красный вымпел. Судья вынес смертные приговоры красными чернилами, а палач также носил халат в крови. Костюмы, которые носят, в принципе, по-прежнему носят сегодня и в их простой и темной форме должны воплощать достоинство тех, кто решительно руководит процессом и отделяет их от простой публики.

Цвета халатов и отделки в основном чернокожие в обычной юрисдикции по всей стране, в Нижнем Саксонском государственном суде и в Конституционном суде Саксонии-Ангальт цвет ферм красный. Саксонский конституционный суд полностью зеленый, судьи в социальных судах часто носят пурпурные или синие стволы, многие администраторы несут синие цвета. Высшие судьи Федерального конституционного суда появляются в алом, согласно модели судебной власти в городе Флоренция.

1. Благо;
2. Источник сил и здоровья;
3. Чистота;
4. Безбедность;
5. Сила;
6. Отсутствие неудач, слез, смерти;
7. Главенство или власть;
8. Встреча с духами предков;
9. Жизнь, здоровье;
10. Зачатие или рождение ребенка;
11. Охотничья доблесть;
12. Щедрость;
13. Поминание духов предков;
14. Дружелюбие;
15. Поедание пищи;
16. Размножение;
17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность);
18. Возмужание или созревание;
19. Омовение;
20. Отсутствие насмешек.

Наша соседняя страна Австрии также пишет судьям ношение платьев разных цветов в зависимости от позиции и судебной ветви, тогда как в большинстве кантонов Швейцарии не считается запугиванием аудитории с помощью одежды. В Англии несколько лет назад судебная система была значительно упрощена, особенно в отношении париков, но с громким протестом со стороны значительной части судей, которые опасались нападения на свою судебную власть. В Соединенных Штатах простые черные одежды обычно носят в суде, хотя между государством и государством существуют большие различия.

Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

Мода в судебной системе длительная. В качестве резюме следует отметить, что одежда, цвета и мода в судебной системе играют очень важную роль. Они должны поддерживать авторитет и действия судебных органов. Появление судебной власти не столь кратковременно, как это обычно бывает в мире моды, принцип подчеркивания определенных характеристик по внешнему виду и, тем самым, достижение определенных эффектов не отличается от принципов остальной мировой моды. Даже Федеральный конституционный суд заявил, что проведение судебных решений должным образом поддерживается переводом официальных офисов. «Цвета закона», таким образом, связаны не только с разноцветным контентом, но и с их визуальным внешним видом.

Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти, траурным цветом. Каков же смысл его использования в данном ритуале? Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

Тот, кто не примет участия, например, как защитник, также будет поставлен перед дверью. Они облегчают идентификацию определенной группы и поддерживают образование Сообщества. Однако из-за множественного значения цветов в повседневной жизни содержание идей, которые должен связывать П. остается неопределенным и неоднозначным. Были определенные цвета для мировоззрений и сторон, или они были приписаны им. Якобинцы были красными. Они говорили о сером, красном или черном международном, что означает либералы, социалисты или консерваторы.

Особое значение приобрел цветной символизм в фашизме и коммунизме. С тех пор радикальные либералы назывались красными, старомодные альберты назывались серыми; Консерваторы получили цвет черный. С другой стороны, консерваторов называли красными, а либералы - черными.

Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.

Такая же окраска была в середине. Хотя в некоторых кантонах они почти не использовались, они сохранили свою справедливость в других и по сей день. Невшатель для социалистов, Дж. Оберваллис для либерала, Дж. Это связано с их разным использованием в отдельных кантонах и сильной позицией кантональных партий. Зелень наиболее четко идентифицируется с цветом. Социал-демократы и католические консерваторы также были известны на национальном уровне как красные и черные в этом веке. Копп, Консервативная партия Хатлера, «Интернационал», в Гешихтле.

Цвета и их названия - от красных торнадо и черных смокингов

Мой сосед по комнате купил новую машину. Моя девушка видит это по-другому. Для нее тушка похожа на ее помаду. И, может быть, подруга моей подруги при виде этого цвета не думает о ее помаде, а о помидоре. Короче говоря, красный цвет не равен красному, а зеленый не соответствует зеленому или синему - синему. Поскольку из каждого из этих цветов существует невероятное количество градаций и разных тонов, полезно только, чтобы каждый особый тон имел имя. В конце концов, красный киноварь выглядит иначе, чем кирпичный красный, и снова в отличие от горячего огня красного цвета.

Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие «белого поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».

Между тем, однако, никто почти ничего не знает о цвете имен цветов. Например, более 500 различных названий для синего цвета можно найти на немецком языке. Электрический синий, лук синий, синий синий или эфир синий. Конечно, было бы неплохо называть разные оттенки по-разному, просто чтобы избежать таких разговоров, как «Я думаю, что мы не должны нарисовать стену в этом желтом, а скорее в совершенно другом желтом, немного темнее и богаче, когда вы можете следовать за мной и, возможно, с ударом в зеленом цвете!»По этой причине никогда не бывает неправильно иметь правильное название цвета, чтобы прояснить с другой стороны, насколько желтой станет стена.

Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.

Оптическая манипуляция - любовь с первого взгляда?

Если противоположный цвет никогда не слышал об этом имени цвета, тогда вся система снова для кошки, потому что либо вы можете помочь в разговорах, как указано выше, либо просто показать ему цвет, который вы хотите. Мы узнаем, что мы судим другими по нашей внешности, после того, что мы, кажется, не по тому, что мы на самом деле являемся.

Тем не менее, всегда есть новые имена для старых добрых цветов. Автопроизводители особенно творческие. Торнадорот - только верхушка айсберга. Смысл и назначение красочных неологизмов: они должны возбуждать ассоциации с покупателем, отправлять голову в путешествие. Чувство жизни должно быть опосредовано цветом, но не только цветом, но и его именем. Давайте возьмем машину совладельца: хотя торнадо не красное, это быстро. Он дикий и неприрученный, естественная сила, которая берет все, что приходит на его путь.

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Кто не хочет ездить в таком автомобиле? Другой пример: смоченный черный, такой же черный, как тонкий костюм, который можно было бы носить, например, на кинопремьер или на гала. В грозе печати вы выходите, самоуверенный и крутой, с аурой денег, силы и успеха. И в какой машине вы ушли?

Конечно, это должно быть Курение Черным. Конечно, что-то положительное стимулирует воображение. Цвета не влияют на наш эмоциональный мир, потому что мы связываем определенные вещи с их зрением. Красный самоочевидный с любовью и страстью и теплом, зеленый с природой, синий с морем, со спокойным и холодным и так далее. Реклама особенно выгодна для этого эффекта. Таким образом, цвета также имеют огромный психологический эффект. Красный имеет аппетитный эффект, желтый цвет должен быть коммуникативным, а синий - успокаивающим.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер - 1983).

1. Зло, дурные вещи;
2. Отсутствие удачи, чистоты;
3. Страдание;
4. Болезни;
5. Ведовство и колдовство;
6. Смерть (в том числе и ритуальную);
7. Половое влечение;
8. Ночь, тьму.

Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.

Скорее, мой сосед по комнате и моя подруга ссорятся о цвете автомобиля в течение хорошего часа. В этом смысле автомобиль также может быть красным. Возможно, также искусственно возбужденный красный цвет. Когда у нас есть поступок как повседневная повседневная повседневность, мы в итоге все делаем одинаково. Мы привыкли к некоторым заранее задуманным формулам и повторяем, не задумываясь, потому что это быстро, легко и не требует, чтобы мы перестали думать. Оттуда мы в конечном итоге всегда делаем одни и те же координации: цветов, кусков, идей.

Это просто стоит попробовать новое, выйти из очевидного и попробовать другие комбинации, чем те, которые все делают. Это очень хорошее упражнение, чтобы узнать, как ваш шкаф может быть намного больше, чем вы думаете! Начиная незаметно, для тех, кто любит более классический вид: голый красный или его варианты. Еще один хороший нейтральный матч - серый в его различных оттенках. Для тех, кто не боится смешивать сильные цвета, предложение состоит в том, чтобы сделать цветную печать цветов сестер - те, которые стоят бок о бок в хроматическом круге.

Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть - окончание предыдущего этапа существования.

Они не очень контрастны и составляют чуть менее привлекательный вид - и, будучи крупными тонами, помогите растянуть силуэт - красный с оранжевым, красный с розовым или красным с вином! Переходя к более сложному уровню смешивания цветов, мы можем согласовать красный цвет с другими сильными цветами, такими как желтый, фиолетовый, синий бик.

В случае отпечатков полоса классическая, потому что делает эту морскую симпатичную комбинацию. Во всяком случае, есть множество вариантов, каждый из которых более крут, чем другой, вы просто открываете ум для возможностей и опыта. Но упражнение доказать комбинацию в теле и увидеть себя в зеркале стоит гораздо больше!

Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.

Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение - «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.

Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный - это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный - отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река - река смерти и забвения. Е.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1. Кровь животных;
2. Кровь последа (роженицы);
3. Кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. Кровь убийства;
6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).

Все «красные вещи» разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает.

Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Е. Вундерлих - 1925). По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.

Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить (Х.Э. Керлот - 1994).

Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.

В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. (L. Griale - 1950, В. Тэрнер - 1983). Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый - радость, свет, надежду, чистоту; красный - силу, могущество, богатство, успех (A. Leib - 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный - кровь (С. Мountford - 1962). Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый - мир, счастье; красный - успех, торжество; черный - смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий - к черному.

Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.

1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру - 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).

Основа основ для древних индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider - 1946).

Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом (H. Zimmer - 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.

Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот - 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.

К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. Л.Н. Миронова (1984) указывает, что у древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. - 1960).

В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии (A.Beaumont - 1949). Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).

В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению В. Тэрнера (1983), цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему.

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ *** НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ *** НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ *** НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ *** НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ *** НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

"КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ"

Презентация выставки

Из сокровенного света вечного покоя.
Вместе с белой надеждой,
рождаются все цвета!
Бондс. Л

Символическое значение красного и черного цвета
Визитной карточкой любой библиотеки являются выставки. Выставочная работа – одна из основных видов деятельности библиотеки, позволяющая раскрыть книжный фонд, сделать рекламу книг, привлечь внимание читателей к юбилеям писателей и поэтов. Оформление выставки – это достаточно трудоёмкий процесс требующий материальных затрат, а так же моральных сил оформителей. Только ту выставку, которую читатель воспримет как свою, интересную именно ему, можно считать понастоящему состоявшейся, выполнившей свои задачи. По ним можно судить об уровне и стиле работы сотрудников, их творческих возможностях. Смелый и нетрадиционный взгляд – без этого выставочная работа в библиотеке не достигнет своей цели.
Из практики выставочной работы можно сделать вывод, что современные читатели обратят внимание на выставку только если она будет необычной, актуальной. Подтверждением выше сказанному является недавно созданная выставка -инсталляция «Красное и чёрное». Такое понятие как инсталляция в современное искусство вошло недавно.
Инсталляция - это совокупности предметов, композиция, форма, цвет, текстура которых должны вызывать у зрителя определённые ассоциативные образы. Выставка «Красное и чёрное» и представляет собой именно инсталляцию, произведение искусства. Причём, по сравнению с обычной ин­сталляцией, воздействие на зрителя оказывается ещё более сильным, поскольку огромное значение имеет со­держание выставленных объектов – книг. Поле восприятия расширяется во много раз, захватывая всего «человека культурного», ведь в основе культуры лежит текст, книга. Такая выставка помогает подготовленному читателю обратить внимание на те книги и жанры, которые до сих пор не входили в круг его интересов.
Почему мы обратились именно к этой теме, теме цвета? Цвета постоянно присутствуют в нашем окружении, дома, на работе, в школе, в магазинах, оказывая на людей сильное влияние. Цвет воздействует на наше самочувствие, настроение и даже эффективность работы. Люди давно признали животворное влияние цвета. История свидетельствует о том, что цвет с древнейших времен при­водил человечество в восхищение и изумление. Несмотря на современные высокие технологии мир вновь и вновь с неослабевающим интересом возвращается к изучению цвета. Все мы пребываем в окружении разнообразных колебаний и вибраций, звуковых, световых и прочих. Каждый новый день не похож на предыдущий, все вокруг меняется. Неизменно лишь то, что цвет продол­жает оставаться неотъемлемой частью окружающего мира.
Наша выставка - это средство постижения символики цвета, а именно красного и чёрного цветов. Эти цвета контрастны, но они дополняют друг друга, находясь в гармонии. Данные цвета присутствуют буквально во всех сферах нашей жизни: литургии, иконографии, геральдике, алхимии, художественной литературе и изобразительном искусстве.
Выставка состоит из шести разделов: «Постижение символики цвета», ««Духовная сила Цвета», «Магия цвета», «Взгляд сквозь таинственную пелену», «Скажите цвету «Сезам откройся» и «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
Первый раздел «Постижение символики цвета» раскрывает значение чёрного и красного цвета – как символа. Иоганн Иттен сказал:«Цвета являются излучаемой силой, которая воздействует на нас позитивным или негативным образом, независимо осознаём ли мы это или нет». Когда мы обращаемся к исследованию цвета, то выясняется, что воздействие его намного обширнее, чем это представляется на первый взгляд. Наши сознание и подсознание постоянно реагируют на цвет. Цвет представляет собой нашу среду обитания. Он затрагивает все, чего мы касаемся, что едим и пьем, что нас окружает. Цвет и особенно красный и чёрный, помогает человечеству постигать собственную историю. С помощью цвета мы, находясь в нашем времени, можем «докопаться» до корней, уходящих глубоко в прошлое.
Чёрный, красный - две стадии супрематизма, в котором соединились искусство и философия.
Черный - это цвет, обладающий властью для вынесения приговора. Отсюда черные мантии членов верховного суда. Черный способен контролировать ситуацию. Но не с помощью физической силы, подобно красному, а благодаря тайным знаниям. Черный цвет использует любые возможности для того, чтобы сохранить свою власть. Этот цвет может указывать также на то, что человек испытывает потребность во внешнем контроле. Это часто бывает продиктовано страхом. Все не настолько черно и плохо, каким представляется. Истинно черный цвет встречается крайне редко. Черный поглощает любой цвет и ни один не «выпускает».
Красный цвет – это первопроходец, он отметает все преграды и предрассудки. Он подталкивает человека, заставляя без устали двигаться, не имеет значения куда именно. Красный прокладывает путь и разрушает устои. Красный подобен сковороде, на которую вы сели: он вынуждает мнгновенно вскочить и бежать.
В этом разделе мы приоткрыли тайну алхимической символики цвета.
В символике алхимического цвета четыре этапа алхимического процесса обозначались четырьмя цветами: чернымобозначалось состояние «первичной материи» - символ души в исходном греховном состоянии, в начале работы, знак господства низших сил, а также символ теневой или темной стороны личности по Юнгу. Белый цвет означал простейшую работу, первое превращение, полученный металл - ртуть. Красный цвет - знак страсти, его вещество - сера. И конечный этап - это получение золота, или философского камня, именовавшегося также эликсиром.
Второй раздел инсталляционной выставки посвящён «Духовной силе цвета».Художник В.Кандинский в статье «О духовном искусстве» так охарактеризовал духовную силу цвета: « Цвет – это клавиши, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль…»
В книгах по искусству: «Поздняя русская икона конец XVIII-XIX век», Рафаэль «Альбом репродукций», «А.Рублёв. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» и т.д.и репродукциях, представленных в разделе, можно найти ответы на вопросы, связанные с символикой красного и чёрного цветов, часто встречающихся в христианской иконописи и становится ясно, что хотели выразить древнерусские иконописцы, используя данные цвета в своём творчестве.
Красный цвет - символический цвет мученических страданий христиан. На божественном языке символов красный является цветом Божественной любви. Концепция красного как цвета любви восхо­дит к огню, несущему тепло. Серафимы, которые в иерархии ангелов занимают высшее положение, располагаются к Богу ближе всех и, «пребывая в божественном жаре», обычно изображаются красным цветом. Красный цвет служит цветом богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресенья и в День святого креста. Красный цвет используется в церкви в дни празднования сошествия Духа Святого. Святые отцы говорили: «Пролей кровь и стяжаешь дух».
Не стоит забывать и о чёрном цвете, ведь вначале Ной выпустил черного ворона, а потом белого голубя. Чёрный цвет - ночь, мрак, смерть, печаль
Но в православии и в других христианских конфессиях чёрный цвет, цвет дьявола, уродства, а потому и греха его искупления Иисусом Христом.
Для примера мы выбрали несколько икон в которых доминируют красный и чёрный цвет. Икона «Никита, побивающий беса» (1844 г.,) В центре иконы изобразил святого Никиту в воинских доспехах, в развевающемсяоранжево-красном плаще, вооруженного мечом и держащего на цепи беса.
Иконы Святого великомученика Дмитрия Солунского. Особое внимание привлекают две иконы одного сюжета «Чудо Димитрия Солунского» (XIX в.) и «Чудо Дмитрия Солунского миролюбивого» (XVIII в.) Изображении подвига этого святого продолжает древние традиции и отличается высокими художественными достоинствами. Мастерски передано движение коней Димитрия и поверженного царя Колуяна, названного в иконе Мамаем. Если черный конь святого - горделивый, торжествующий, нарядно украшенный - победоносно побивает Мамая подковой в правый глаз, то белый конь - поверженный, со встрепанной гривой - падает вместе с Мамаем в бездну.
Третья раздел называется «Магия цвета» - это экскурсия в неизвестный мир цвета, и не просто цвета, а того оттенка, в который раскрашено имя каждого человека. Ибо, так писал Гомер в Одиссее, что «Между живущих людей безымянным никто не бывает, вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный, Имя своё от родителей в сладостный дар получает».
Ведь имя каждого человека обладает своим цветом. Имя дается при рождении, человек узнает эти звуки, вибрирующие особым образом. Звук имени синхронизирован с определенной длиной волны света. Имя представляет собой цветной ярлычок человека, обладающий определенными цветовыми характеристиками. Имя - не что иное, как серия глухих и звонких звуков, составляющих оригинальную «мелодию» и вместе неповторимую цветовую гамму. Читателям предоставляется возможность самим определить цвет своего имени с помощью цветового каталога, опубликованного в книге Лилиан Бондс «Магия цвета».
Существует ли какая-либо связь между характером человека и цветом его глаз? Некоторые специалисты - психологи в последнее время склоняются к мнению, что это именно так. Информационный лист с описанием по каждому цвету глаз, поможет вам узнать особенности своего характера.
Магию цвета имеет колоссальное значение при планировании цветового оформления вашего дома или садового участка, при составлении цветочных композиций.
Цветовое решение Вашего дома - один из важнейших элементов интерьера. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли ваш дом уютным и комфортным, или, наоборот, «холодным» и раздражающим. Чтобы не ошибиться в своём выборе, необходимо знать основы теории цвета. Разобраться во всём многообразии цветов и оттенков можно вместе с книгой Н. Куприсова. «Гармония цвета вашего дома», советы дают дизайнеры экстра – класса.
При составлении цветочной композиции особое внимание следует уделять окраске входящего в ее состав растительного и искусственного материала. Аранжировщик, так же как и художник, должен знать основные свойства цвета, сочетаний цвета по тону, а также различному эмоциональному воздействию на человека. Правильно составить композицию поможет фотоальбом Н.Наумовой. «Цветов таинственная сила».
А как красив и насыщен язык цвета: «малиновый звон», «розовые мечты», «красна девица», «голубые города», «белая ворона», «золотое сердце», «чёрным по белому». Этот список можно продолжать бесконечно, а ведь именно эти словосочетания помогают нам в повседневной жизни. С их помощью можно выразить свои чувства, желания, охарактеризовать человека как личность.
Четвёртая раздел - «Взгляд сквозь таинственную пелену» раскрывает прекрасный мир изобразительного искусства. Главный контраст здесь составляют две картины: «Чёрный квадрат» Казимира Малевичаи «Купание красного коня» известного художника К. Петрова-Водкина.
Первая – это «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. «Чёрный квадрат, по мнению русского художника А.Бенуа - главный фокус в балаганчике самоновейшей культуры»,
Казалось бы, что может быть проще: чёрный квадрат на белом фоне. Любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: эта картина русского художника Казимира Малевича, созданная в начале прошлого века, до сих пор притягивает к себе исследователей и любителей живописи. Её называют главным символом русского авангарда. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать и сам не понимает, что такое сделал. Споры о «Чёрном квадрате» не утихают вот уже почти 100 лет. А это значит, что художнику удалось главное - он разбудил мысль, заставил людей по-новому взглянуть на привычное, включил их воображение.
Вторая картина известного художника К. Петрова-Водкина. «Купание красного коня». Картина то же имеет свою необычную историю. Ведь вдохновение пришло к художнику когда он увидел икону Георгия Победоносца. Вот как пишет о их встрече И.С.Ненарокомова: «Они встретились, наконец,- Петров-Водкин и Красный конь. Это был конь Георгия Победоносца. Хрупкий, тонконогий, он нес огромного всадника. Конь был изящен, как шахматная фигурка. Всадник - грозен и прямодушен, как его разящее копье.
Бросило в жар, а в следующий миг наступило вдруг такое спокойствие, что стали холодными ладони рук. Русская икона, русский дух, откровенность и высота помысла, наивность и тончайшее мастерство - вот она, земля русского художника!»
Очень много сюжетов в красных тонах присутствуют в картинах Роберта Фалька: «Автопортрет в красной феске», «Натюрморт с красным горшочком», «Красная мебель», «Дама в красном», «Женщина в красном лифе».и т.д.
Дополняют насыщенность красных и чёрных тонов такие книги с репродукциями картин: «Живопись 20-30-х годов» (К.С. Малевич. Красный дом, И.А. Пуни. Красная скрипка, А.В. Куприн. Розовые, лиловые и чёрные цветы. и т.д.), Елена Романова «Альбом репродукций» (Автопортрет в красном свитере), Г. Островский «Рассказ о русской живописи» (И. Айвазовский. Чёрное море.) и т.д.
На полочке присутствует картина нашего Губкинского художника Хадарцевич О.М. «Купание красных драконов», которая в основе своей состоит из красных тонов разных оттенков.
Следующий раздел называется « Скажите цвету «Сезам откройся». Какие же тайны о красном и чёрном цвете остались закрыты для нас? «Сезам открылся» и перед нами политическая, национальная и государственная символика цвета.
Красный цвет символизирует во всем мире революционную борьбу против эксплуататоров. Впервые он был применен в этом значении во время антифеодального восстания иранских крестьян в провинции Торган в 162 году хиджры (778-779 гг.). Одно из последних использований красного цвета во время восстаний на Востоке в доимпе­риалистическую эпоху относится к середине XIX века (1850-1864 гг.), когда красные военные знамена применялись во время восстания тайпинов в Южном Китае. С 1917 года красный цвет - символ пролетарской революции и коммунизма.
Черный же цвет политически трактовался в XIX-XX веках различно. В Западной Европе со времен Лионского восстания ткачей в 1831 году он символизировал рабочее движение, в основном во Франции, Италии и Испании, и в этом качестве как символ бунтарства был усвоен анархистами всех стран (21 ноября 1991 г. Конфедерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия «Черного знамени»). В России в 1879 году его признали своим наро­довольцы («Черный передел»). В то же время черный цвет в странах Центральной, Северной и Восточной Европы отождествлялся в основном в XIX веке с клерикализмом, а отсюда позднее, с конца XIX века, и вообще с реакцией.
В разделе представлены революционные плакаты в которых в основном доминирует ярко красный цвет: «Красный лотос революции», «Красный подарок белому пану» и т.д. Книги «Сатира в борьбе за мир», «Сатирики мира в борьбе против империолизма», ведь именно с помощью красного и чёрного цветов сатирики в своих плакатах ведут борьбу за мир.
Национальная и государственная символика цвета. К ней относится официальное толкование цвета государственного флага и главныхгосударственных эмблем, а также цветов, исторически закрепившихся за тем или иным народом или страной как национальные.
Нередконациональные и государственные цвета не совпадают, ибо государственные цвета могут отражатьне национальные особенности народа, нации, а классовый характер государства, его форму правления или иметь династическое и идеологическое значение, связанное с предшествующей историей данногогосударства, а не с этническими особенностями населяющей его нации или наций. Например, в России в XIV-XV веках знамя великого князя Владимирского было черного цвета; царя Московского и всея Руси - красного, регального , цвета. Представлена иллюстрация красные и чёрные стяги над войсками. Деталь иконы «Битва Новгородцев с суздальцами». XVв.
Заканчивает нашу выставку раздел под романтическим названием « Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
Что же значит красный и чёрный цвет в творческих исканиях писателей и поэтов, для выражения каких чувств они используют эти цвета. О богатстве красного цвета превосходно сказал Александр Грин в своих «Алых парусах», что нам остается только повторить эти великолепные строки. «Грэй смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розо­вый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана... Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя... Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».
На полочке расположились книги с указанными в названии выставки цветами, либо каким-то образом соотносится содержание этих книг, либо их оформление: на переплётах и в иллюстрациях доминируют красный и чёрный цвета.
Стендаль «Красное и чёрное», Вересов «Чёрный ворон», Айрис Мердок «Чёрный принц», Саша Чёрный «Стихотворения», В. Тихвинский «Цыганский роман», В.Шукшин «Калина красная» и т.д.
Великолепным дополнением и украшением выставки являются красочно оформленные детали: стихотворение Е. Евтушенко «Чёрная смородина», текст песен «Чёрный ворон», «Чёрный кот», «Красные листья рябины», «Кони чёрные, кони белые» и многое другое.
В заключении хочется сказать, что подготовка и проведение таких выставок - инсталляций важны не только для читателей библиотеки, но и для самих библиотекарей. Она открывает поистине неограниченные творческие возможности совершенствования в профессии. Инсталляция помогает более полно раскрыть фонд библиотеки, причём раскрыть со всех сторон, создать дополнительный стимул для читательской активности, открыть ему нечто новое и побудить в нём жажду познания.
Потому что, как сказалДжулиан Гренфелл, жизнь – это цвет, тепло и свет, и вечное к ним стремлении.



Рекомендуем почитать

Наверх