Библиотечные истории. Что сломало карьеру Ивана Цветаева? Цветаев - самое интересное в блогах Музей изобразительных искусств им

Туризм и отдых 28.08.2019
Туризм и отдых

За всю историю России можно назвать много выдающихся личностей, внёсших огромный вклад в развитие культуры и науки. Одним из них является Цветаев Иван Владимирович. Биография его рассказывает о том, что он был великим русским историком, философом, искусствоведом и археологом, признанным не только у себя на родине, но и во всей Европе. Именно он создал музей изобразительного искусства, располагающийся при императорском вузе Москвы.

Детство и юность

Иван Владимирович Цветаев вырос в очень бедной и скромной семье деревенского священника. История его жизни начинается с села Дроздово, где он появился на свет весной 1847 г. Кроме него у родителей было ещё шестеро детей, но трое из них умерли ещё в младенчестве.

Когда мальчику было шесть лет, скончалась его мать, и они вместе с отцом и братьями переехали в деревню Ново-Талицы, расположенную возле города Иваново. Священник прививал своим детям с юных лет любовь к Богу, поэтому Иван отправился получать своё начальное образование в духовное училище, расположенное в городе Шуе, где учился на протяжении шести лет. После этого перешёл во Владимирскую семинарию, где овладел в совершенстве древнееврейским, латинским и древнегреческим языками.

Иван Владимирович Цветаев, получив среднее образование, решил выбрать себе профессию врача, поэтому сдал экзамены в медицинский вуз, но вынужден был покинуть его по состоянию своего здоровья. После этого он приложил все усилия и был зачислен на исторический факультет в университет, расположенный в Петербурге. Молодой человек успешно закончил учебное заведение и вышел из него уже кандидатом наук.

Начало карьеры

Цветаев Иван Владимирович, получив свой диплом, сразу занялся преподаванием. Первым местом его работы была петербургская гимназия, где он учил детей греческому языку. Спустя год молодой человек был приглашён на должность доцента в императорский где смог защитить диссертацию и получить степень магистра. После этого он решает отправиться в Германию, а затем в Италию, чтобы усовершенствовать свои знания древних языков. По возвращении из поездки он был зачислен доцентом в Киевский университет.

Спустя некоторый промежуток времени профессора пригласили в Москву, так как на кафедре древних языков появилось вакантное место преподавателя латинской письменности. Кроме своей основной работы, выдающийся учёный ещё занимался сочинением различных статей на тему археологии и истории римлян.

Как создавалась экспозиция?

В этом же вузе он ещё занимал должность смотрителя кабинета, в котором хранились различные предметы древности и изящного искусства. В тот момент там располагалось всего пятнадцать гипсовых слепков и небольшое собрание книг. Периодически коллекция пополнялась частными пожертвованиями и располагалась в старых комнатах недействующего больничного корпуса. Как раз из этого места русский ученый и историк решил сделать настоящий музей. Затем для этой экспозиции Иван Владимирович Цветаев построил отдельное здание на общие средства.

На сегодняшний день это известное культурное заведение, расположенное в столице России, хранит множество экспонатов, представленных в виде копий первоклассных памятников, а на их примерах студенты и другие посетители учатся тому, как нужно правильно воспринимать скульптуру. В настоящее время эта коллекция также поддерживается частными предпринимателями.

Первый брак

Не спешил рано жениться Иван Владимирович Цветаев. Семья у него появилась, когда ему исполнилось уже тридцать четыре года. Свою будущую супругу он встретил в Москве, когда ей было двадцать лет. Её звали Варвара, она была весьма привлекательной женщиной. Несмотря на то что девушка приходилась дочерью одному известному историку, профессией она себе выбрала пение.

Новоиспеченные супруги поселились рядом с Патриаршими прудами в доме, который был приданым Варвары. Их брак длился десять счастливых лет, у пары появилось двое прекрасных детей. В 1883 году родилась их а 1890 - Цветаев Андрей (сын Ивана Владимировича Цветаева). Спустя несколько месяцев после появления на свет их последнего ребёнка, жена умерла в возрасте тридцати двух лет от тромбофлебита.

Вторая супруга

Оставшись один с двумя детьми на руках, Иван решился жениться ещё раз и вступил в брак спустя год после смерти своей первой жены. Его новой возлюбленной стала в девичестве носившая фамилию Мейн. Женщина потеряла свою мать, когда была в младенческом возрасте, поэтому её воспитывал один отец, который во всех отношениях был примечательной личностью. Иван Владимирович Цветаев любил своего тестя и заходил к нему с ежедневными визитами для того, чтобы делиться мыслями о музее.

Мария так же, как и его первая супруга, была артистичной личностью и знала несколько языков. Но это не мешало ей быть ближайшим соратником и постоянным советчиком своего мужа во всех его делах и начинаниях. В этом браке у Ивана родились две дочери - Марина и Анастасия. Обе они были творческими личностями, поэтому стали известными писательницами.

В 1903 году Марии был поставлен страшный диагноз - туберкулёз, от которого она умерла спустя три года, оставив своего супруга с двумя несовершеннолетними дочерьми.

Светлая память

На семь лет пережил свою вторую супругу Иван Владимирович Цветаев. Фото его дома, где он проживал со своей семьей, показывают, что там сейчас располагается музей, посвящённый жизни этой творческой семьи.

Кроме этого, память великого учёного и философа увековечена установленной на фасаде построенного им музейного здания в Москве. В его родном городе в честь Ивана и его дочери Марины открыты памятные бюсты, а астрологи в 1983 году назвали его именем астероид.

И. В. Цветаев, несомненно, был великим и гениальным человеком. На создание своего детища он потратил много своих сил и здоровья, поэтому его музей вот уже больше века знакомит посетителей с миром прекрасного искусства.

ЦВЕТАЕ́В ИВА́Н ВЛАДИ́МИРОВИЧ, российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, создатель и первый директор Музея изящных искусств при Московском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Родился в семье сельского священника, получил духовное образование в Шуйском духовном училище и во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию, но по состоянию здоровья оставил её и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. По окончании которого в 1870 г. был оставлен для приготовления к преподавательской карьере. С 1871 г. преподавал греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 г. стал приват-доцентом Варшавского университета, через год защитил магистерскую диссертацию — «Критическое обозрение «Германии» Тацита». За сочинение был удостоен золотой медали. В 1874 г. отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности. По возвращении в 1876 г. Цветаев стал доцентом Киевского университета, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности на историко-филологическом факультете. В 1877 г. в Петербурге защитил докторскую диссертацию: «Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием». Данное исследование до сих пор остается единственным в отечественной науке. С 1879 г. Цветаев - экстраординарный профессор кафедры римской словесности, с 1885 г. - ординарный профессор кафедры классической филологии, с 1888 г. ординарный профессор кафедры истории и теории искусств. Читал лекции по римской словесности, истории искусства. Помимо университетских лекций, помимо работы над своими эпиграфическими трудами И.В. Цветаев занимался изданием статей по археологии, по истории римского быта, принимал участие в работе археологических съездов. В 1888 г. стал почётным членом Болонского университета. В 1898 г. Цветаеву было присвоено звание заслуженного ординарного профессора Московского университета.

Наряду с преподавательской деятельностью, делом его жизни стала работа в музеях старой столицы. С 1881 г. Цветаев работал в Румянцевском музее. С 1882 — заведующий Гравюрным отделением, с марта 1883 — заведующий Отделением изящных искусств и классических древностей, в 1901—1910 гг. занимал должность директора. Был инициатором сбора частных пожертвований на приобретение коллекций, при нем проходили строительные и реставрационные работы. Продолжался рост фонда, в том числе и за счёт богатых пожертвований.

В 1894 г., на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев П.М. и С.М. Третьяковых, Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р.И. Клейна. В 1897 г. он познакомился с миллионером Ю.С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея. 17 августа 1898 г. состоялась торжественная закладка музея на Колымажном дворе. Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. 31 мая 1912 г. Музей изящных искусств был открыт. Музей находился в ведении Московского университета. Его собрание составляли слепки со скульптурных произведений классических эпох, фрагментов архитектурных сооружений. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. Кроме того, к моменту открытия имелась коллекция древнеегипетских памятников, приобретенная у знаменитого египтолога B.C. Голенищева, и небольшое собрание итальянской живописи. В середине 1960-х гг. на здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открыта мемориальная доска с его именем.

Сочинения:

Италийские надписи. Пелигинские надписи (1883)

Италийские диалектические надписи (1886)

Праздник христианской археологии в Риме весною 1892 г. (1893)

Римские катакомбы. Из истории изучения их (1896)

Записка о месте для памятника в Москве имп. Александру III (1897)

Из жизни высших школ Римской империи (1902)

Труды и жертвы Юрия Степановича Нечаева-Мальцева по Музею изящных искусств им. императора Александра III (1902)


искусствовед (с 1880-х годов),

Основатель нынешнего ГМИИ им. Пушкина, его директор и куратор(с 1890-х годов)



Иван Владимирович Цветаев (1847−1913) — искусствовед, ученый-историк, археолог, филолог, профессор и,наконец, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (теперь — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).


Один из четырех сыновей сельского священника (мать умерла рано), Иван Владимирович тоже готовился к духовной службе. Однако же в юности он основательно увлекся изучением латыни и древнегреческого, и это несколько увело его от богословия — к великолепной, сияющей античности. Следовательно, на классическое отделение Санкт-Петербургского университета.



Понедельник, 30 Сентября 2013 г. 09:47 ()


Это цитата сообщения

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.


Основателем знаменитого музея, который отмечает в эти дни свой сотый День Рождения и по праву считается одним из крупнейших в нашей стране и в мире, является историк искусства, педагог Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Сын простого сельского священника, который добился всего в своей жизни благодаря собственным природным дарованиям, труду и упорству, он всегда мечтал создать в Москве музей изящных искусств, который стал бы подлинной сокровищницей античного, средневекового и современного искусства.

Когда профессор приступал к осуществлению своей мечты, он не располагал ни коллекциями, ни деньгами. Строился музей, главным образом, на частные средства.

Марина Цветаева так писала об этом периоде жизни своего отца: « Сидит он у какой-нибудь московской купчихи, потягивает чаек и улещает: « Таким образом, матушка, всем радость будет, и польза…».

И. В. Цветаев - основатель и первый директор музея

Однако необходимо отметить, что свою лепту внесло и государство. Государь Император Николай Второй повелел выделить из казны на строительство музея 200 тысяч рублей. Было принято решение о том, что музей будет именоваться Музеем Изящных искусств имени Императора Александра Третьего.

Деньги Иван Владимирович стал собирать еще задолго до закладки музея. Жертвовали на строительство музея не только представители купечества, но и издатель К. Т. Солдатенков, П. М. Третьяков, известный богач-меценат П. И. Харитенко, князья Юсуповы и многие другие. Главным, выражаясь современным языком, спонсором создания музея выступил Ю. С. Нечаев- Мальцов. Имена жертвователей присваивались тем залам, которые они финансировали.

17 августа 1898 г.состоялась торжественная закладка музея. Здание решено было построить в классическом, античном стиле по проекту архитектора Р. И. Клейна. На облицовку фасада шёл белый мрамор, цоколь облицовывался сердобольским гранитом, из южной Венгрии привозили мрамор для облицовки колон, главной лестницы, балюстрад.

Парадная лестница

Знаменитый "Итальянский дворик" музея

К концу 1902 г. здание было возведено, но отделочные работы продолжались еще 10 лет. К сожалению, здание несколько раз горело, экспонаты, которые с таким трудом собирал Иван Владимирович, гибли, и их приходилось восстанавливать, что причиняло профессору глубокую душевную скорбь.

Музей в 1912 году - в день открытия

Наконец наступил торжественный и долгожданный день открытия музея. Это произошло 31 мая (по старому стилю) 1912 г. Церемонию почтили высочайшим присутствием члены императорской семьи: государь император Николай Александрович, вдовствующая императрица Мария Федоровна, Великие Княжны - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Примечательно, что открытие музея было также приурочено к вековому юбилею победы в Отечественной войне над армией Наполеона.

Императорская Семья на церемонии открытия

В 1932 году музей был переименован и получил то название, которое носит, по сей день.

Уже более полувека его бессменным директором является Ирина Александровна Антонова.

Сейчас в этом замечательном музее представлена уникальная коллекция слепков с прославленных произведений архитектуры от античности до эпохи Возрождения. Здесь представлена также замечательная коллекция подлинных египетских древностей, античных ваз, прекрасных произведений итальянской живописи 13 - 14 веков и множество других шедевров мирового искусства и культуры.


Жемчужины живописной коллекции

Как тут ни вспомнить замечательное высказывание И. Е. Репина, который писал: « Вот честь и слава Цветаеву! Как собрано, как собрано! И все это так размещено, так преподнесено…».

А Марина Цветаева (ещё в далеком 1936 году!) с гордостью писала о Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, что это музей, « стоять имеющий, пока Москва стоит…».

Посещение этого прекрасного музея оставило в моей душе очень глубокое и приятное впечатление!

Вторник, 04 Января 2011 г. 18:15 ()
Родившись в семье бедного священника начальное образование Иван Владимирович Цветаев получил в Шуйском духовном училище, состоящем из трех отделений со сроком учебы в каждом 2 года, которое продолжил во Владимирской семинарии, в которой также проучил...
Метки:

Память – духовная составляющая жизни нации. Она хранит в своём арсенале события, лица, судьбы, историю… Историю создают люди. Одни из них рождаются в переломные моменты и ведут за собой тысячи других: они выигрывают сражения, изменяют границы государств, строят города, покоряют морские просторы и горные вершины, и их имена остаются в истории, других природа щедро одаривает талантами, и они пишут стихи, музыку, создают прекрасные полотна, и их имена тоже прочно входят в историю, в память человеческую.

Но бывают удивительны люди… Они не вершат судьбы других, не ведут за собой полки, не покоряют народы - они помогают сохранить саму историю, то прекрасное, что веками создавалось и веками преумножалось человечеством. Эти люди, как правило, трудолюбивы, готовы жертвовать своим временем, средствами, а иногда и собой, своим здоровьем ради достижения поставленной цели, а ещё – они удивительно скромны… Именно к таким людям относится Иван Владимирович Цветаев, филолог, признанный в Европе специалист по древнеитальянским языкам, археолог, основатель и первый директор Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), директор Румянцевского музея в 1900-1910 годах, отец русского поэта Марины Цветаевой (именно поэтом она называла себя) и писательницы, мемуаристки Анастасии Цветаевой!

Сама Марина Ивановна писала о своём отце: "…сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование "Осские надписи" и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств…".

Цветаевский род берёт начало из центра одной из крупнейших в мире равнин - Русской, из междуречья Волги и Клязьмы, где расположена Ивановская область, "Оттуда - из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический…." - так писала Марина Ивановна о своих истоках. Иван Владимирович родился в семье бедного священника в деревне Дроздово Ивановской области в 1847 году. Кроме него у Владимира Васильевича и Екатерины Васильевны Цветаевых было шестеро детей, однако, трое из них умерли в младенческом возрасте. Остались сыновья - Петр, Иван, Федор и Дмитрий. Это о них много позже Марина Цветаева напишет:

У первой бабки - четыре сына,
Четыре сына - одна лучина,

Кожух овчинный, мешок пеньки, -
Четыре сына - да две руки!

Как ни навалишь им чашку - чисто!
Чай, не барчата! - Семинаристы!

Дети рано лишились матери. Она умерла молодой. Когда Ивану исполнилось шесть лет, Цветаевы переехали в Талицы, сейчас это село Ново-Талицы близ города Иваново. Отец Ивана Владимировича, священник Владимир Васильевич Цветаев (1818-1884) был назначен на службу в Николаевский храм Талицкого погоста в 1853 году. Три поколения семьи Цветаевых с 1853 по 1928 гг. жили в доме, стоящем на высоком берегу над речкой Вергузой, которая, затопляя весной в половодье низинные окрестные луга, дала название этим местам - Талицы... Дом сохранился, сейчас в нём находится музей семьи Цветаевых, открытый в мае 1995 года.

Начальное образование И. В. Цветаев получил в Шуйском духовном училище, продолжил его во Владимирской семинарии. Преобладающее значение в учебном курсе семинарии занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий, благодаря чему Иван Владимирович получил возможность изучать древние языки: древнееврейский, древнегреческий и латынь.

Получив среднее образование, И. В. Цветаев поступил в Медико-хирургическую академию, однако из-за слабого зрения и склонности к изучению гуманитарных наук (ещё в Шуйском духовном училище увлёкся изучением латыни и латинской литературы) перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, обучение на котором закончил в 1870 году с золотой медалью и степнью кандидата и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.

С 1871 г. он начал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 г. был приглашен "исполняющим должность доцента Императорского Варшавского университета по кафедре римской словесности". В 1874 г. И. В. Цветаев отправился в первую заграничную командировку в Германию и Италию для изучения древних итальянских языков и письменности. В 1876 г. он был зачислен доцентом Киевского университета Святого Владимира. Следует уточнить: Марина Ивановна Цветаева в ответе на анкету, выдержка их которой приводилась выше, утверждала, что Иван Владимирович был "профессор истории искусств … в Киевском" университете, однако это ошибочно.

В 1877 г. И. В. Цветаев защитил диссертацию на соискание степени доктора римской словесности по теме "Сборник Осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием" (народ осков населял Кампанию: территория вокруг современного города Капуа во времена римлян называлась Агро Капуано, позже Агро Кампано и, наконец, Кампания. Сейчас – это один из регионов Италии, включающий в себя пять провинций. Столицей региона является город Неаполь. Оски больше других народов Аппенинского полуострова испытали влияние греческой культуры). Иван Владимирович перевёл свой труд на латинский язык и в 1879 году опубликовал перевод, сделав свою работу доступной всем исследователям. Это сочинение обратило на Цветаева внимание европейского ученого мира.

Одним из самых ярких представителей итальянской науки об античности второй половины XIX века, с которым сотрудничал И. В. Цветаев в своей исследовательской работе в области латинской эпиграфики и италийской диалектологии, был профессор Туринского университета Ариоданте Фабретти. Одно из писем Фабретти к Цветаеву, хранящееся в Отделе рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина, итальянский учёный посылает Цветаеву как благодарный отклик на присланные ему два тома "Сборника осских надписей…" в переводе на латинский язык. "Эти исследования, в которые Вы так углубились, – плоды лингвистических изысканий, полученные Вами при горячей поддержке <итальянских коллег>, не могли не обрадовать меня тем, что и среди Ваших соотечественников вырастает, таким образом, понимание важности знакомства с древними говорами Италии. Ответить Вам тысячей благодарностей было бы недостаточно: к ним я добавлю, что считаю драгоценным украшением своей библиотеки два Ваших тома".

Италию Иван Владимирович называл благославенной страной, "видеть которую для человека, занимающегося изучением античного мира, всегда составляет венец желаний" - именно так он писал в своей книге "Путешествие по Италии в 1875 и 1880 годах". Он работал непосредственно на месте раскопок в Помпее, копируя там настенные надписи, сотрудничал с итальянскими археологами.

В 1888 году Иван Владимирович отправился в очередную командировку за границу, которая начиналась в Италии с празднования 800-летия Болонского университета. Ему было присвоено звание почётного доктора этого университета. А через много лет, в 1949 году, из Италии в Москву, в Академию наук была прислана медаль, которой посмертно наградили Цветаева в год 200-летия раскопок в Помпее.

После защиты докторской диссертации Иван Владимирович получил кафедру римской словесности в Московском университете. Только в 1888 году И. В. Цветаев перешёл на кафедру теории и истории искусства историко-филологического факультета и в 1889 году возглавил её. Помимо Московского университета Иван Владимирович читал лекции по античному искусству в Московской Консерватории и на Высших женских курсах. Была ещё одна форма проявления педагогической деятельности Ивана Владимировича, характеризующая его как человека безмерно преданного делу просвещения, готового жертвовать личным ради достижения благой цели. В одном из писем Вере Буниной Марина Ивановна Цветаева писала: "…мой отец на свой счёт посылал студентов за границу, и за стольких платил, и, умирая, оставил из своих кровных денег 20000 рублей на школу в его родном селе Талицы Шуйского уезда…".

Кроме научной и педагогической деятельности И. В. Цветаев проявил себя и на музейном поприще: в 1882 – 1910 годах он работает в Московском Публичном и Румянцевском музеях. Будучи хранителем Отделения изящных искусств и древностей, Иван Владимирович занимался каталогизацией гравюрного собрания музея. А в годы, когда он стал директором (с 1900 по 1910 г.г.), музейные коллекции значительно пополнились, что влекло за собой огромную работу по обновлению экспозиции. Фонды библиотеки музея стали в будущем основой Государственной публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).

Говоря о Иване Владимировиче, погружённом в научную, педагогическую, музейную деятельность, всё же нельзя не рассказать о его личной жизни, в которой в 1880 году произошли большие перемены: он женился на Варваре Дмитриевне Иловайской, дочери известного историка Иловайского, по учебникам которого учились несколько поколений гимназистов. В качестве приданого ей был отдан отцом дом в Трехпрудном переулке в центре Москвы. Варвара Дмитриевнав была очень красивой, артистичной женщиной, у неё был прекрасный голос: пению она обучалась в России и Италии. Иван Владимирович безмерно любил жену. Десять лет супруги прожили счастливо. Варвара Дмитриевна подарила мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея. В 1890 году, на девятый день после рождения сына, в возрасте 32 лет, она умерла. Дочери в то время было 8 лет… Посмертный портрет Варвары Иловайской, созданный художником по фотографиям и указаниям И. В. Цветаева, висел в зале в доме в Трехпрудном. Она навсегда осталась его первой, бесконечной любовью…

Иван Владимирович никак не мог смириться с ранней смертью Варвары Дмитриевны. С этой незаживающей раной, стремясь заменить детям мать, Цветаев женился вторично в 1891 году. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн, дочь богатого и известного в Москве человека. Она даже внешне чем-то напоминала первую жену Ивана Владимировича. Мария Мейн была моложе Ивана Владимировича на 21 год, она потеряла мать в юном возрасте. Как и первая супруга Ивана Владимировича, Мария Александровна была одарённой личностью: музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько языков, сама писала стихи на русском и немецком языках, проявляла способности к живописи. Книги и музыка были ее вечными спутниками.

В 17 лет Мария влюбилась. Любовь была взаимной. Но Александр Данилович Мейн счел избранника своей дочери недостойным её и потребовал прекращения всякой дружбы. Ей оставался только один выход – замужество. Бесспорно, и Мария Александровна, и Иван Владимирович – личности неординарные, одарённые, интересные – не могли не привлечь внимание друг друга; было чувство глубокого уважения, увлечённость общим делом (с первого же года их брака Мария Александровна разделила с Иваном Владимировичем Цветаевым мечту о музее и с большим энтузиазмом помогала мужу), но любви не было никогда… Через много лет Марина Цветаева напишет в письме к В. В. Розанову: "Мама и папа были люди совершенно не похожие. У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка, стихи, тоска, у папы – наука. Жизни шли рядом, не сливаясь". Марина родилась октябре 1892 года, а через два года - Ася.

Чем шире становилась с годами сфера научных и профессиональных интересов Цветаева, тем больше проявлялось в нём просветительское начало, что и привело к созданию музея: занявшись преподавательской деятельностью, Иван Владимирович столкнулся с тем, что для работы со студентами не хватало иллюстративного материала. Существовал Кабинет изящных искусств и древностей, но находился он в помещении не пригодном для демонстрации и коллекция его пополнялась нерегулярно. Возникла идея создания музея изящных искусств, выполняющего просветительскую функцию.

С огромным трудом Иван Владимирович получил в центре Москвы земельный участок – площадь бывшего Колымажного двора, где размещалась старая пересыльная тюрьма. Председателем комитета по устройству музея стал великий князь Сергей Александрович. Финансировать такое грандиозное строительство университет был не в силах. Иван Владимирович обратился к общественности. В комитет по созданию музея вошли, кроме представителей аристократии и купечества, художники В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, А. В. Жуковский, архитектор Р. И. Клейн, им же был создани проект здания будущего музея.

Что касается первых пожертвований на музей, хочется вспомнить строки из очерка Марины Цветаевой "Музей Александра III": “Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, и в то же время отходила одна московская старушка. И, слушая колокола, сказала: “Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя”. Состояние было небольшое: всего только двадцать тысяч. С этих-то двадцати старушкиных тысяч и начался музей…".

Главным жертвователем музея стал крупный фабрикант Ю. С. Нечаев-Мальцов (в автобиографических произведениях Марины и Анастасии Цветаевых – Нечаев-Мальцев). Юрий Степанович окончил юридический факультет Московского университета. Служил в главном архиве Министерства иностранных дел, ездил с дипломатическими поручениями в европейские города.

В 1880 году Ю. С. Нечаев получил наследство от дяди по материнской линии Ивана Сергеевича Мальцова, включающее несколько фабрик и заводов в различных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии. Вступая в права наследования, Ю. С.Нечаев принял также и фамилию дяди и стал Нечаевым-Мальцовым. Марина Ивановна, в уже упомянутом нами автобиографическом очерке, писала: "Нечаев-Мальцев на музей дал три миллиона, покойный государь триста тысяч. Эти цифры помню достоверно. Музей Александра III есть четырнадцатилетний бессребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессребреных миллиона".

Закладка здания происходила на глазах императора и его семьи в августе 1898 года. И снова слова из очерка Цветаевой "Музей Александра III": "Одно из первых моих впечатлений о музее - закладка… Дай Бог, чтобы в день закладки была хорошая погода. На закладке будет государь и обе государыни… день был сияющий, мама и Лёра (старшая сводная сестра М. И. Цветаевой) поехали нарядные, и государь положил монету. Музей был заложен".

В 1902 году Иван Владимирович вместе с Марией Александровной отправились на Урал, чтобы лично осмотреть и отобрать мрамор для стоительства музея. Кроме этого образцы мрамора были запрошены из Тироля и Норвегии.

Само здание музея в основном было закончено в 1904 году. Слепки и другие копии заказывались Иваном Владимировичем за границей по формам, снятым непосредственно с оригиналов, часто - они делались впервые. Основную часть экспозиции музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения составляло самостоятельные разделы экспозиции.

Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Сам Иван Владимирович Цветаев часто выезжал за границу, бывал во многих европейских музеях, вел переговоры о приобретении или изготовлении копий скульптур, знакомился с методами хранения памятников. Нужно отметить, что многие экспонаты были принесены музею в дар. Верным другом и помощником в нелёгком деле создания музея, сбора его коллекции стала для Ивана Владимировича его жена, Мария Александровна. Марина Цветаева писала: "Ближайшим сотрудником моего отца была моя мать, Мария Александровна Цветаева, рожденная Мейн. Она вела всю его обширную иностранную переписку… Главной же тайной ее успеха были, конечно, не словесные обороты …, а тот сердечный жар, без которого словесный дар - ничто. И, говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности, вхождения во все и выхождения из всего - победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, а когда нужно, и за него".

И ещё один немаловажный факт: не только Мария Александровна принимала активное участие в деле создания музея, но и её отец, Александр Данилович. И снова обратимся к очерку Цветаевой "Музей Александра III": "Говоря о матери, не могу не упомянуть ее отца, моего деда, Александра Даниловича Мейна, еще до старушкиных тысяч, до клейновского плана, до всякой зримости и осязаемости, в отцовскую мечту - поверившего, его в ней, уже совсем больным, неустанно поддерживавшего и оставившего на музей часть своего состояния. Так что спокойно могу сказать, что по-настоящему заложен был музей в доме моего деда, А. Д. Мейна, в Неопалимовском переулке, на Москве-реке…".

Марина и Ася с детства не просто постоянно слышали о музее, они росли вместе с ним, не зря Марина Ивановна называла отцовский музей "колоссальным младшим братом". Воссоздавая в поэме "Чародей", написанной в 1914 году в Феодосии, атмосферу дома в Трёхпрудном, атмосферу детства, Марина Цветаева пишет:

Вплываем в царство белых статуй
И старых книг.
….
Как переполненные соты –
Ряд книжных полок. Тронул блик
Пергаментные переплёты
Старинных книг.
________________

Цвет Греции и слава Рима,-
Неисчислимые тома!
Здесь – сколько б солнца не внесли мы, -
Всегда зима.

Последним солнцем розовея,
Распахнутый лежит Платон…
Бюст Аполлона – план Музея –
И всё – как сон.

В процессе создания музея возникало много трудностей, часто – совершенно непредвиденных и даже трагических: в 1904 году в помещении музея вспыхнул пожар, уничтоживший более полутораста ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов европейских музеев. Иван Владимирович в это время был в Германии с семьёй (Мария Александровна в 1902 году заболела туберкулёзом и выехала вместе с Мариной и Асей на длительное лечение в Италию, Швецарию, Германию) "…отец был с нами во Фрейбурге. Телеграмма. Отец молча передает матери. Помню ее задохнувшийся, захлебнувшийся голос, без слов, кажется: “А-ах!” И отцовское - она тогда была уже очень больна - умиротворяющее, смиренное, бесконечно-разбитое: “Ничего. Даст Бог. Как-нибудь”...) И его безмолвные слезы, от которых мы с Асей, никогда не видевшие его плачущим, в каком-то ужасе отвернулись". - так описала Марина Цветаева этот эпизод в очерке "Музей Александра III".

Но и это событие не смогло заставить профессора Цветаева опустить руки. Он настойчиво шёл к исполнению своей мечты. На этом пути его ждали новые беды и испытания…

В 1906 году – страшный удар судьбы: в июле умерла Мария Александровна. Марине не было ещё 14 лет, Асе – 12… Иван Владимирович потерял не просто жену, любящую мать своих детей, но и верного друга, разделившего с ним дело его жизни – создание музея.

Но это было не всё… Жизнь продолжала испытывать Ивана Владмировича на прочность. В 1910 г. министр народного образования А. Н. Шварц передал обвинение в суд на Цветаева. Дело, якобы, заключалось "в служебном нерадении". Обвинение было связано с пропажей в Гравюрном отделении Румянцевского музея. Человека, совершившего кражу, быстро отыскали, нашли у него почти все украденные гравюры. Снятие Ивана Владимировича с должности не было поддержано Сенатом. Но Шварц не унимался, ревизии в музее не прекращались. В том же 1910 году Иван Владимирович был уволен с должности директора Московского публичного и Румянцевского музеев. Цветаев написал и предоставил в Сенат книгу "Московский Публичный и Румянцевский Музеи. Опыт самозащиты И. Цветаева, быв. директора сих Музеев". Сделано это было для доказательства своей невиновности. Дело профессора Цветаева, наконец, было прекращено.

В 1913 году Иван Владимрович Цветаев будет избран почётным членом Румянцевскогомузея …, но это будет потом, а пока история с кражей гравюр и последующей грязью, искусственно распространяемой вокруг имени Цветаева, нанесла тяжелейший удар по здоровью пожилого профессора…

Открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось в Москве 31 мая 1912 года. Всё было торжественно: присутствие царской семьи и высоких сановников, множество народа, молебен. А в памяти Анастасии Ивановны Цветаевой в первую очередь запечатлился образ отца, так много вынесшего на тяжелейшем пути к созданию музея: "Шестидесятипятилетний, вынеся пожар в музее и удар после маминой смерти, последние напряжённые годы непосильных трудов по обоим Музеям…, в Университете и на Высших женских курсах, где читал лекции по истории изящных искусств; после нескольких обострений сердечной серьёзной болезни, чудом вынесший травлю министра просвещения А.Н.Шварца, папа держался только крепостью духа, непостижимым упорством радостного служения делу, высоким счастьем близившегося исполнения непомерного своего замысла и труда, светлой верой в великое назначение музея, - в просвещение грядущих поколений России".

Утром этого же знаменательного для Цветаевых дня друг семьи, Лидия Александровна Тамбурер, увенчала голову Ивана Владимировича лавровым венком, который сплела сама: "Я должна была первой поблагодарить вас за подвиг вашей жизни, за подвиг вашего труда. От имени России и от своего я принесла вам - вот это. Перед ошеломленным отцом - лавровый венок… И, пользуясь тем, что отец мой, движением смущенной благодарности, протягивает ей обе руки, она предательским, воистину итальянским жестом, возлагает, нет, нахлобучивает ему на голову венок".

После открытия музея Иван Владимирович продолжил работу в нём уже в качестве директора. Не ослабевал его интерес и к науке. Он собирался зимой 1913 года отправиться в Италию, чтобы писать книгу об архитектуре древнеримских храмов. В эту поездку хотел взять с собой дочь Анастасию, которая, как и Марина, в 1912 году вышла замуж, и в этом же году подарила ему внука Андрюшу (а у Марины родилась дочь - Арианда). Иван Владимирович был крёстным отцом своего внука. Планами насчёт Италии он поделился с Асей уже во время болезни, в конце августа 1913 года. Но осуществиться этой мечте суждено не было… 30 августа Иван Владимирович Цветаев ушёл из жизни…

А трогательная, светлая история с лавровым венком, преподнесённым Ивану Владимировичу в день открытия музея, получила трагическое продолжение, вернее окончание: "Отец мой скончался 30 августа 1913 года, год и три месяца спустя открытия музея. Лавровый венок мы положили ему в гроб". Это последние строки автобиографического очерка Марины Ивановны Цветаевой "Отец и его музей".

На фасаде Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве установлены мемориальные доски в честь его создателя и первого директора Ивана Владимировича Цветаева, а также мецената, оказавшего колоссальную помощь в деле создания музея, Ю. С. Нечаева-Мальцова. Юрий Степанович скончался вскоре после Цветаева. В "Воспоминаниях" Анастасии Ивановны Цветаевой есть строки: "…в сороковой ли день после смерти папы или чуть позже скончался его соратник по Музею изящных искусств имени Александра III – Юрий Степанович Мальцев, на средства коего было воздвигнуто здание Музея".

Дело жизни профессора Цветаева – его музей. Суть своей деятельности Иван Владимирович раскрыл в одном из писем: "…идея этого музея – дать университету и нашему юношеству новое, идеально изящное учреждение. В этом вся награда, всё честолюбие, наивысшее удовольствие – всё остальное исключается из души совсем, как тлен, как вздор, как суета. В самом деле, не для чина же тайного советника или какой-нибудь звезды предпринята вся это совершенно добровольная большая работа. Тайными советниками делаются люди, просидевшие спокойно несколько стульев в канцелярия. У профессоров (учёных) иные цели – альтруистического добра, высшего просвещения.

Чего стоит наше "я", наше самолюбие в виду этого добра, которое будет приносить дело в течение неизмеримого отсюда ряда лет? Чего стоят перед этим наши затраченные силы, покой, наше самолюбие?.. Христос со всем этим, лишь бы задуманное дорогое дело двигалось вперёд".

Дорогое дело Ивана Владимировича Цветаева было доведено до конца. На его алтарь было положено здоровье, силы, жизнь… Как велико было желание человека показать своему народу величайшие образцы исусства, просветить его! И сегодня, сквозь пелену "неизмеримого ряда лет", мы, благодарные потомки, думая об этом удивительном человеке, любуясь его детищем – музеем, преклоняемся перед величием души и значимостью дела жизни Ивана Владимировича. Сто лет музей, задуманный, выстраданный, тяжелейшим трудом созданный профессором Цветаевым, знакомит людей с миром прекрасного, помогает приоткрыть завесу лет, понять истоки красоты и навсегда сохранить её в душе!

Известные ученики: Известен как:

создатель и первый директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Награды и премии:

Ива́н Влади́мирович Цвета́ев (4 мая , Дроздово , Шуйский уезд , Владимирская губерния - 30 августа [12 сентября ] , Москва) - российский учёный-историк , археолог , филолог и искусствовед , член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник , создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Биография

Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818-1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824-1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть - во Владимирской духовной семинарии . После этого поступил в Медико-хирургическую академию , но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Закончил университет в 1870 году , получив степень кандидата наук. С 1871 года преподавал греческий язык в 3-й Санкт-Петербургской гимназии , а в 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета , там же, в Варшаве , защитил магистерскую диссертацию - «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.

Память

  • На фасаде Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.
  • В Тарусе (Калужская область), в доме, где некогда жила семья Цветаевых, создан музей. В городском парке Тарусы установлен памятник дочери ученого-искусствоведа - Марине Цветаевой. В 2010 году в городе также открыт памятный бюст самому Ивану Владимировичу.
  • В честь И.В. Цветаева назван астероид (8332) Ivantsvetaev, открытый Л. Г. Карачкиной и Л.В. Журавлевой в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.

Сочинения

Основные труды Ивана Цветаева посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.

  • Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием, К., 1877;
  • Учебный атлас античного ваяния, в. 1-3, М., 1890-1894;
  • Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902;
  • Inscriptiones Italiae mediae dialecticae…, v. , Lipsiae, 1884-85;
  • Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae, Mosquae, 1886;
  • «Комитет по устройству музея античного искусства в Москве» (М., 1893), «Художественный музей Московского университета» («Московские ведомости » и «Русские Ведомости», 1894);
  • «Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств» (Москва, 1896);
  • «Записка о музее изящных искусств» (М., 1898);
  • «Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал» (М., 1900).

Семья

  • Марина Цветаева ( -) - русский Поэт , прозаик, переводчик , одна из самых самобытных поэтов Серебряного века .
  • Анастасия Цветаева ( -) - русская писательница.

Напишите отзыв о статье "Цветаев, Иван Владимирович"

Примечания

Источники

  • Демская А. А., Смирнова Л. М. И. В. Цветаев создает музей. - М .: Галарт, 1995. - 448 с. - 7 500 экз. - ISBN 5-269-00718-5.
  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • Корыхалова Т. П. Труды И. В. Цветаева по италийской эпиграфике // Вестник древней истории . - 1973. - No 2.
  • Цветаева М. И. Воспоминания
  • Каган Ю. М. И. В. Цветаев: Жизнь. Деятельность. Личность: (Учёный, основатель Музея изящных искусств в Москве) / Отв. ред. д-р ист. наук И. Н. Осиновский ; Рецензенты: С. С. Аверинцев , И. А. Антонова , Е. В. Завадская , В. А. Кулаков, А. Ф. Лосев ; Академия наук СССР . - М .: Наука , 1987. - 192, с. - (Из истории мировой культуры : Научные биографии). - 50 000 экз. (обл.)
  • Коваль Л. М. Трудное десятилетие: Иван Владимирович Цветаев // На благое просвещение: Из истории Российской государственной библиотеки: (К 150-летию основания Московского публичного и Румянцевского музеев) / Л. М. Коваль; Худож. оформление: В. В. Покатов; Российская государственная библиотека . - М .: Пашков дом , 2012. - С. 241-358. - 500 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7510-0546-7 . (обл.)
  • (нем.) . - «Устроить в Москве маленький Альбертинум ». - Переписка Ивана Цветаева и Георга Трея (1881-1913). - под ред. М.Рота и И.Антоновой
  • Смирнов А. Е. Иван Цветаев. История жизни. - СПб. : Вита Нова , 2013. - 386 с. - (Жизнеописания). - 1000 экз. - ISBN ISBN 978-5-93898-384-7 .
  • Соснина Е. Б. 1913: Последний год жизни И. В. Цветаева. - Иваново: Изд-во О. Епишева, 2013. - 64 с. - 1000 экз. - ISBN ISBN 978-5-904004-43-2 .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • - видео

Отрывок, характеризующий Цветаев, Иван Владимирович

«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.
Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке.
Он был глух и не слыхал подъезда князя Андрея. Он сидел на лавке, на которой любил сиживать старый князь, и около него было развешено лычко на сучках обломанной и засохшей магнолии.
Князь Андрей подъехал к дому. Несколько лип в старом саду были срублены, одна пегая с жеребенком лошадь ходила перед самым домом между розанами. Дом был заколочен ставнями. Одно окно внизу было открыто. Дворовый мальчик, увидав князя Андрея, вбежал в дом.
Алпатыч, услав семью, один оставался в Лысых Горах; он сидел дома и читал Жития. Узнав о приезде князя Андрея, он, с очками на носу, застегиваясь, вышел из дома, поспешно подошел к князю и, ничего не говоря, заплакал, целуя князя Андрея в коленку.
Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
– Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
«Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.
– Да, отпускай, – сказал он.
– Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения.
– Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей.
Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху.
– Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он.
Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею.
– Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее.
На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.



Рекомендуем почитать

Наверх