Ракетный комплекс эльбрус маз 543. National Interest: Почему все до сих пор боятся ракет «Скад

Техника и интернет 29.08.2019
Техника и интернет

Тактико-технические характеристики

P-17 (SS-1С «Скад-В»)

Длина, м

Диаметр, м

Стартовая масса, кг

Масса заряда, кг

Виды зарядов

атомный 50 кТ, осколочно-фугасный, химический и учебный

Минимальная дальность, км

80

Максимальная дальность, км

180 км с атомным зарядом;
300 км с осколочно-фугасным или химическим зарядом

450 м на дальности 180 км. (уменьшается с увеличением дальности)

Пусковая платформа

колесная транспортно-пусковая установка МАЗ-543П 8x8

Вид топлива

жидкое

Система наведения

инерциальная


Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года.
Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Известная в СССР как Р-11 и 8К11, данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена. Дальность SS-1B на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км.

В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР - как Р-17 «Эльбрус» и 8К14. Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы с тремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметилгидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году система «Скад-В» составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

В дальнейшем появилась система SS-1D «Скад-С» с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Но эта модель тоже могла быть не принята на вооружение.
Р-11 ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, по три пусковые установки, с тремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.
«Скад А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен Ливия была, пожалуй единственной страной, использовавшей «Скад С», и крупнейшим экспортером советского оружия. В 1986 году в ответ на пред принятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад-В». Однако ракеты в цель не попали.
17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель Авиву «Скад В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.

Впервые Ирак использовал «Скад В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану.
В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии.
К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии) В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.

С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.

В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.

Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.

Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)

Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.

Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.




В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.





С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.



Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)

Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.


Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.



Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.


Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.

К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.

Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства - яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.




Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».

Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)

В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.


Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.



С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.



Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».

Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.


В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.



На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.

Баллистическая ракета Р-11 и её последующие модификации до сих пор продолжают наводить ужас на большинство стран мира. И вот почему.

Баллистические ракеты Р-11 «Скад» являются одними из самых известных представителей своего класса. Причём завоевали свою дурную славу они уже в середине прошлого века, когда поступили на вооружение Советскому Союзу. Оперативно-тактические комплексы 9К72 «Эльбрус», которые являлись стартовой площадкой для этих ракет, были практически невидимы для самолётов противника, а также были способны нести ракеты с ядерной боевой частью. Всё это делало «Эльбрус» грозным противником, появление которого вызывало определённый дискомфорт.

На сегодняшний день, спустя шесть десятилетий после принятия на вооружение ракет Р-11, «Скады» разбросаны практически по всему миру. ОТРК «Эльбрус» были обнаружены даже в Северной Корее и Иране. Более того, даже сейчас «Скады» активно применяются в йеменской гражданской войне между хуситами и Саудовской Аравией. Повстанцы регулярно обстреливают позиции вооружённых сил королевства с помощью этих баллистических ракет. Причём, согласно заявлениям йеменских повстанцев, одна из последних модификаций «Скада» будет способна долететь даже до .

Так откуда берёт начало столь грозное вооружение? Баллистическая ракета Р-11 является прямым потомком трофейной немецкой ракетной техники военного времени. Советские эксперименты с захваченными нацистскими ракетами «Фау-2» позволило существенно продвинуться в этом направлении, что в итоге привело к созданию нового оружия, которое было продемонстрировано во время парада в честь 40-летия Октябрьской революции в ноябре 1957 года.

Впрочем, Р-11 была жидкотопливной баллистической ракетой, которая мало чем отличалась от северокорейского Pukkuksong-2 . Дальность стрельбы составляла около 300 километров для ракет с фугасной боевой частью и 150 километров для ракет с ядерной боевой частью. При этом точность оставляла желать лучшего - ракета падала в любую точку в радиусе 3 километров от цели. В связи со столь низкой точностью применение Р-11 было весьма малоэффективным.

Однако «Скады» неоднократно дорабатывались и улучшались, что в итоге и привело к появлению модификации Р-17 и ОТРК 9К72 «Эльбрус» в 1965 году, которые и прославились на весь мир. Да, советским учёным пока так и не удалось сделать эти ракеты высокоточными - радиус кругового вероятного отклонения не превышал 1 километра. Точность по-прежнему была невысокой, но теперь ракеты «Скад» представляли реальную опасность, поскольку взрыв ядерной боеголовки даже в километре от цели может нанести весьма ощутимый ущерб. Также у баллистических ракет этого класса до сих пор остаётся нереализованный потенциал, который и предопределил развитие «Скада» даже после окончания холодной войны.

В то время как к началу 80-х годов вооружённые силы Советского Союза, а впоследствии и России, сосредоточились на развитии высокоточного оружия, менее финансово обеспеченные государства продолжили развивать платформу «Скад», чему способствовала относительная дешевизна исследований и создания ракет этого класса. Впервые «Скады» были использованы во время ирано-иракской войны, когда иранские ракеты, приобретенные в Ливии, были использованы против иракских городов. При этом Ирак столкнулся с неспособностью нанести ответный удар из-за недостаточной дальности ракет собственной модификации. Это побудило Хусейна начать программу по разработке «Скадов» с увеличенным радиусом поражения, что привело к появлению ракет Р-17М «Аль-Хусейн» с дальностью до 650 километров. Заполучив улучшенную модификацию «Скада» вооружённые силы Ирака начал наносить ответные удары. В результате за 8 лет войны только Ирак выпустил более 500 баллистических ракет. Данные с иранской стороны отсутствуют.

Однако известно, что иранская модификация «Скада» - «Шахаб-3» - обладает дальностью поражения в 800 километров. Дальнейшее развитие ракетной программы Ираны привело к появлению более глубокой модификации - Ghadr-1, дальность которой, по данным некоторых источников, достигает уже практически 2 000 (!) км. Правда, полностью отсутствует информация о радиусе вероятного отклонения. Что не позволяет говорить о точности этой модификации. Впрочем, судя по тому, что в Йемене применяют баллистические ракеты именно иранского производства, то точность весьма высокая. Это, в свою очередь, позволяет хуситам поражать находящиеся на большом расстоянии военные базы вооружённых сил Саудовской Аравии и уходить от ответного удара безнаказанными.

Еще одним активным разработчиком платформы «Скад» является Северная Корея. Пхеньян получил две баллистические ракеты от Египта где-то в промежутке между 1976 и 1981 годом, после чего учёные начали работу над созданием собственных модификаций этого вооружения. Первым результатом стала ракета Hwasong-5 с дальностью 320 километров, вслед за которой появился Нодон с радиусом поражения около 1 500 километров. Однако стоит отметить, что северокорейские ракеты отличаются крайне низкой надёжностью и пока реальной угрозы не представляют. Впрочем, не стоит исключать случайного падения ракеты в густонаселённых районах, что также принесёт серьёзный ущерб.

В итоге ракеты «Скад» по иронии судьбы стали самой главной военной угрозой в эпоху после холодной войны. Да, в мире появилось огромное количество высокоточного оружия, однако эти старые ракеты оказались в руках государств-изгоев, которые получили возможность создавать собственное, пусть и ненадёжное, ракетное вооружение. В то время как Россия постепенно отказывается от не осуществившей ни одного пуска во время холодной войны ракеты, наследие «Скада» будет будоражить мировую общественность ещё несколько следующих десятилетий.

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A

Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B

Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B

Комплекс 9К72М "Эльбрус-М" (?), ракета Р-17М - SS-1D SCUD-C / KY-03

Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")

Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D

Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом и доработки ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при СМ СССР и Постановление СМ СССР о создании комплекса ОТР на базе Р-11М №378-181 вышло 1 апреля 1958 г. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. По Постановлению СМ СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с 1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.


Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)

Комплекс 9К72 SS-1C SCUD-B на СПУ 9П117М на Параде на Красной Площади в г.Москва (9 мая 1985 г.)

Летные испытания ракеты Р-17 проводились на полигоне Капустин Яр с 12 декабря 1959 г. по 25 августа 1961 г. (перый этап - 7 пусков - все успешные). Вторая серия ракет для испытания (Р-17 - вариант 2) производилась на Воткинском заводе с апреля 1960 г. (2 стендовые - готовность в июне 1960 г., лётные - июль 1960 г.). Огневые испытания второй серии - июль 1960 г. Второй этап летных испытаний начат на полигоне Капустин Яр 25 августа 1960 г. (всего проведено 25 пусков, первый пуск неудачный - ракета полетела в противоположну сторону, третий пуск так же неудачный - потеря управления на активном участке из-за короткого замыкания, остальные - успешные). 12 декабря 1960 г. начат третий этап испытаний. Испытания с колесной СПУ 2П20 велись в 1961 г. Пуски на дальность 300 км проводились 25 августа 1961 г. (2 пуска, успешные). Комплекс с СПУ 2П19 принял участие в параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1961 г. (4 СПУ). Ракета Р-17 / 8К14 была принята на вооружение 24 марта 1962 г. в составе комплекса с гусеничной СПУ 2П19 (всего выпущено 56 шт.). В 1962 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса 9К72 с ракетой 8К14 таблицы стрельбы.

Постановлением СМ СССР №1116 от 10 октября 1962 г. начата разработка новой СПУ для ракеты Р-17 на колесном шасси МАЗ-543. В 1964 г. прошли лётные испытания модернизированной ракеты Р-17М (8К-14-1, принята на вооружение и серийно проиводилась). 7 ноября 1965 г. комплекс 9К72 с СПУ 9П117 впервые был показан на Параде на Красной Площади в Москве. В 1965 г. Пентагоном были получены спутниковые снимки новой ракеты типа Р-17 увеличенной дальности ("Р-17М"), которая была идентифицирована как KY-03 (Kapustin Yar).

Постановлением СМ СССР №75-26 от 27 января 1967 г. на вооружение принимается комплекс "Эльбрус" 9К72 в составе модернизированной в процессе производства ракеты Р-17 (8К14 и 8К14-1) и СПУ 9П117 на шасси МАЗ-543А (SCUD-B). Серийное производство СПУ 9П117 / 9П117М велось на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (г.Петропавловск) начиная с 1970 г. (выпуск установочной партии - с мая 1965 г., ) и до конца 1980-х годов (всего произведено более 800 шт). Экспортное исполнение комплекса 9К72 носило наименование Р-300. Позже ведение конструкторской документации по ракете передано на Воткинский машиностроительный завод.

Пусковая установка:

Р-17 / 8К14 - гусеничная СПУ 2П19 / 2П19-1 ("объект 810") на базе ИСУ-152 (ИС-2) разработана на Кировском заводе (г.Ленинград) под руководством К.Н.Ильина. Установка серийно выпускалась Кировским заводом. Выводится из состава ВС СССР с заменой на 9П117 и модификации начиная с 1967 г. по 1976 г. В двух ракетных бригадах оставалась на вооружении до 1989 г. как минимум (ракетная бригада на Кавказе и в п.ПинОзеро с ПТРБ в Кандалакше).

Экипаж - 8 чел

Длина СПУ - 7,05 м

Длина СПУ с ракетой - 12,6 м

Ширина - 3,24 м

Высота на марше - 3.3 м

Дорожный просвет - 48 см

Масса СПУ с ракетой - 42.5 т

Мощность двигателя (дизель А-308) - 520 л.с.

Скорость максимальная по шоссе - 40 км/ч

Скорость максимальная по грунту - 25 км/ч

Скорость движения с заправленной ракетой с БЧ или без БЧ:

40 км/ч (шоссе, до 500 км, по инструкции)

25 км/ч (грунт, до 500 км, по инструкции)

40-50 км/ч при погрузке СПУ 2П19 на трейлер МАЗ-5247Г (грунт и шоссе, соответственно, по инструкции)

Запас хода по шоссе - 500 км

Радиостанции - Р-113 и Р-108 (по 1 шт)

СПУ 2П19 с ракетой Р-17 и без ракеты в Музее Артиллерии (Санкт-Петербург, 2007 г.)

СПУ 2П19 с ракетой Р-17 (Техника и вооружение. №2 / 1990 г.)

СПУ 2П19 с ракетой Р-17 / 8К14 SS-1B SCUD-A, апрель 1974 г. Бортовые номера СПУ - 401 и 410

(Советское военное обозрение. №8 / 1985 г.)

Комплекс 9К72 - ракета - Р-17 / 8К14 - опытная колесная СПУ 2П20 на шасси МАЗ-535. Испытания велись в 1961-1962 г.г. (не точно). Испытания не прошел - требовалось усилить раму.

Р-17 / 8К14 - опытные гусеничные СПУ типа 2П19 - "объект 816" / "объект 817". СПУ на базе ИСУ-152 разработаны ОКТБ Кировского завода под руководством К.Н.Ильина, генеральный конструктор - Ж.Я.Котин, в 1963 г. "Объект 817" оснащался краном для погрузки ракеты на лафет. Установка ""объект 817" выпущена в качестве опытного образца, установка "объект 816" выпущена опытной партией.


Опытная СПУ "объект 817" (Котин Ж.Я, Попов Н.С., Без тайн и секретов. С.-Пб., 1995 г.)

Р-17В / 9К73 - легкая 4-х колесная пусковая установка 9П115 / ВПУ-01 (вертолетная ПУ), предназначенная для перевозки вертолетами Ми-10 или Ми-6РВК. СПУ разработана ГСКБ / КБТМ под руководством Л.Т.Быкова. Опытный образец СПУ 9П115 изготовлен в 1963 г. испытания завершены в 1965 г.

Комплекс 9К72 - ракета - Р-17 / 8К14 / 8К14-1 - СПУ 9П117 / 9П117М / 9П117М1 / 9П117М1-1 / 9П117М1-3 на шасси МАЗ-543 "Ураган". Головной разработчик по наземным системам комплекса - ГСКБ (главный конструктор В.П. Петров, ведущий конструктор С.С. Ванин), приборы прицеливания - КБ завода №784 Киевского СНХ (главный конструктор С.П. Парняков), по СПУ - ЦКБ ТМ (главный конструктор - Н.А.Кривошеин). Серийное производство СПУ 9П117 / 9П117М и др. велось с 1965 г. на заводе "Баррикады", а с 1970 г. (как минимум) на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (г.Петропавловск).


Первый вариант компоновки СПУ на шасси МАЗ-543 по мнению создателей документального фильма "Автомобили в погонах" (ТРК ВС РФ "Звезда", 2009 г.)

СПУ 9П117, хорошо видно штанги гидравлического подъемника в задней части машины, которые исчезли на более поздних модификациях (фото - Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).

СПУ 9П117-1 отличается от 9П117 тем, что добавлен индикаторный блок П61502-1 для химической ГЧ 8Ф44Г / 8Ф44Г1;

СПУ 9П117М (серия как минимум 1968-1976 г.г.) - отличается от 9П117 изменением механизма подъема стрелы для работы с ракетами большей массы (изменена система гидравлики). Кроме того на СПУ 9П117 / 9П117-1 имелось устройство бескрановой погрузки ракеты на направляющую (на 9П117М и позже признано нецелесообразным). В т.ч. выпускалась для экспорта без аппаратуры КБУ и пультовой аппаратуры для химических БЧ. В 1970 г. на Параде на Красной площади в Москве впервые показаны публике вместе с СПУ 9П117.

Сравнение СПУ 9П917 и 9П917М (фото Министерства обороны США,

Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.)

СПУ 9П117М-1 - аналогично 9П117М, но с индикаторным блоком П61502-1 для химической ГЧ 8Ф44Г / 8Ф44Г1;

СПУ 9П117М1 отличается от предыдущих использованием новой вспомогательной силовой установки (АПД-8-П/28-2М с радиатором от автомобиля ГАЗ-69 вместо АПД-8-П/28-2 с радиатором от автомобиля ГАЗ-20 "Победа").

Двигатель - 12 цилиндровый дизель Д12АН-650 мощностью 650 л.с.

СПУ 9П117М1 Войска Польского, на снимке виден термочехол 2Ш2 для БЧ (фото - W.Luczak из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.)

СПУ 9П117М1-1 (серия как минимум 1969-1980 г.г.) - установлен пост 2В12М-1 и 9В362М1 (КБУ);

СПУ 9П117М1-3 - установлена автоматизированная боевая управляющая система (для управления нанесением ударов?).

ТТХ СПУ 9П117М:

Двигатель - 12 цилиндровый дизель Д12А-525 мощностью 525 л.с. при 2100 об/мин с рабочим объемом 38880 куб.см

Экипаж (расчет) - 4 чел. (2 кабины по 2 места тандемом)

Колесная формула 8 х 8 с независимой подвеской, первые две оси поворотные, шины с автоматической подкачкой.

Длина СПУ - 13360 мм

Ширина СПУ - 3020 мм

Высота СПУ с ракетой - 3330 мм (походное положение), 13670 мм (боевое положение)

База - 7700 мм

Клиренс - 440 мм

Колея - 2375 мм

Масса СПУ - 30,6 т (без ракеты и расчета), 37,4-39 т (с ракетой и расчетом)

Скорость движения с незаправленной ракетой без БЧ:

До 60 км/ч шоссе (расстояние до 2000 км, по инструкции)

До 40 км/ч грунт (расстояние до 500 км, по инструкции)

Скорость движения с заправленной ракетой с БЧ или без БЧ - 60 км/ч (шоссе), 40 км/ч (грунт) на расстояние до 2000 км (по инструкции)

Запас хода - 650 км (шоссе), 500 км (грунт)

Радиус поворота по колее наружного колеса минимальный - 13.5 м

Время подъема стрелы без ракеты в пусковое положение - 2.0-3.5 мин

Время подъема ракеты в пусковое положение - 2.25-3.5 мин

Время спуска стрелы без ракеты в предпусковое положение - 3.0-4.4 мин

Время спуска ракеты в предпусковое положение - 3.0-4.0 мин

Углы наведения по горизонтали - +-80 град.

СПУ оснащалась радиостанцией Р-123 и переговорным устройством Р-124. СПУ вписывалась в ж.д. габариты 1В (СССР) и 02-Т (Западная Европа).

Грунтовая тележка 2Т3 / 2Т3М / 2Т3М1:

Скорость движения с незаправленной ракетой без БЧ и в гермоукупорке:

До 40 км/ч шоссе (расстояние до 2000 км, по инструкции)

До 20 км/ч грунт (расстояние до 500 км, по инструкции)

Скорость движения с незаправленной ракетой с БЧ - 10 км/ч (на расстояние до 15 км, плавно, по инструкции)

Скорость движения с заправленной ракетой с БЧ или без БЧ - 40 км/ч (шоссе), 20 км/ч (грунт) на расстояние до 2000 км (по инструкции)

Стартовый стол ракет 8К14 комплекса 9К72

Ми-6ПРТБВ - передвижная ракетно-техническая база вертолетная. Разработана в 1960 г. и проходила испытания в 1960-1962 г.г. ПРТБВ предназначена для перевозки к месту старта ракет типа Р-11М и Р-17 вертолетом Ми-6.



Ракета Р-17 (8К14, 8К14-1) является баллистической ракетой с несущими топливными баками и неотделяемой БЧ. За счет использования насосной системы подачи топлива давление внутри баков ракеты Р-17 снижено более, чем в 6 раз по сравнению с Р-11М, что позволило уменьшить толщину стенок баков. Бак горючего размещен перед баком окислителя.

Материал корпуса - стали 12Г2А, нержавеющая ЭИ712, алюминиевые сплавы В95, АК-6, АЛ-4.

Материал баков - сплав 1Х21Н5Т (баки горючего и окислителя) и/или нержавеющая сталь ЭИ-811 (источник - "СКБ-385...")

Ракета 8К14 / Р-17, на первой фото ракета с габаритно-весовым макетом БЧ (фото ГРЦ КБ им В.П.Макеева)

Ракета 8К14 (Р-17 - SCUD-B).

Система управления и наведение - система управления ракеты инерциальная, наведение ракеты происходит прицеливанием на стартовом столе, на активном участке траектории с использованием газодинамических рулей (рулевые машины 1СБ14, 4 шт., графитированные рули 0100-0А/8А61) происходит стабилизация ракеты на траектории. В состав системы управления входят гироскопический интегратор продольных ускорений / автомат дальности 1СБ12 (управление скоростью, и, соответственно, дальностью полета, выдача команды на отсечку двигателя), гировертикант 1СБ10 с гироинтегратором боковых ускорений и гирогоризонт 1СБ9 (для стабилизации ракеты), временной механизм 1СБ15 и счетно-решающий прибор автомата стабилизации 1СБ13 (время непрерывной работы до 2 ч 15 мин, модификация 1СБ13М может работать 4 часа). В 1967-89 г.г. проводились НИОКР оптической цифровой системы наведения (см. ниже). Пуск может производиться с выносного пульта управления 9В344.

Применение комплекса 9К72 может осуществляться с использованием автоматизированных систем управления нанесением ударов "Плед" или 1У120 "Вискоза" с передачей данных через радиорелейные станции Р-412 телекодом.

При подготовке к старту снимаются данные по состоянию атмосферы до высоты 60000 м - для внесения кооректировки в наведение ракеты в зависимости от ветра - для этого используются метеорологические зонды РКЗ-1 поведение которых отслеживается метеорологическими РЛС типов РМС-1 (END TRAY), РПС-1 (BREAD BIN) или АРМС-3 "Улыбка" (комплекс 1В44 РПМК-1 LEG DRIVE). Данные о ветре поступают в командную машину 9С436. Метеобюллетень готовит метеобатарея (в него входит направление и скорость ветра на стандартных высотах, температура в этих слоях). Метеобюллетень с метеобатареи поступает в штаб ракетной бригады, окуда передается в дивизионы.

Система управления ракеты 8К14 разработана НИИ-592 (главный конструктор - Н.А.Семихатов), гироскопы - НИИ-944 (главный конструктор В.И.Кузнецов), электроавтоматика подрыва ядерного заряда - НИИ-1011 (главный конструктор - С.Г.Кочарянц, научный руководитель - Ю.Б.Харитон), приборы прицеливания СПУ - КБ завода №784 Киевского СНХ (главный конструктор - С.П.Парняков). В отличие от Р-11М приборы системы управления ракеты сосредоточены в специальном приборном отсеке.

По вариантам ракет 8К14 комплекса 9К72 с системами самонаведения - см. раздел Модификации и обозначения (ниже).

Гировертикант 1СБ10 ракеты Р-17

(Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005.

Osprey Publishing. 2006 г.).

Расположение аппаратуры управления на ракете 8К14 (Р-17 - SCUD-B).


Расположение аппаратуры управления на разрезном макете ракеты 8К14 / Р-17 / SCUD-B в демонстрационном зале в Орево (фото - апрель 2014 г., http://users.livejournal.com/___lin___/ , обработано).


Двигатель:

Р-17 (вариант 1) - однокамерный ЖРД С3.42Т ОКБ-3 (главный конструктор - Д.Д.Севрук, ведущий конструктор - Н.И.Леонтьев) - использовался на стадии проектирования и в первых сериях ракет Р-17. Двигатель разработан на базе ЖРД С3.42А.

Масса сухая - 160 кг

Тяга - 13000 кг (приблизительно)

Р-17 (вариант 2) - однокамерный ЖРД С5.2 / 9Д21 ОКБ-5 (главный конструктор - А.М.Исаев, ведущий конструктор - Н.В.Малышева), созданный на базе С2.253А ракеты Р-11М. Заново разработана камера сгорания двигателя и закритическая часть сопла. Двигатель открытой схемы с ТНА и газогенератором. Стартовая раскрутка турбины ТНА - от твердотопливного пускача, работа на режиме от газогенератора на основных компонентах Двигатель производился серийно с 1962 г. по 1985 г. Воткинским машиностроительным заводом. Конструкторское сопровождение ЖРД осуществлялось так же Воткинским заводом, главный конструктор В.Е.Тохунц.

Горючее - керосиновая смесь ТМ-185 - 56+1,5% полимердистиллят; 40+1,0% легкое масло пиролиза; 4+0,5% трикризол
Окислитель - АК-27И - 69,8-70,2% азотной кислоты HNO3; 24-28% азотного тетроксида N2O4; 1,3-2% воды H2O; 0,03% оксид алюминия Al2O3; ингибитор 0,12-0,16% йод I2
Пусковое горючее - ТГ-02 "Самин" - 50+2% триэтиламин (с диэтиламином); 50+2% изомерный ксилидин; до 0,4 % H2O (сокращ. от «Топливо ГИПХ-02», также «Самин») ГОСТ 17147-80
Способ запуска - самовоспламенение пускового горючего и окислителя

Подача топлива - турбонасосный агрегат работающий от газогенератора

Тяга - 13310-13380 кг (по разным данным)

Удельная тяга на земле - 230 кг на кг/с

Расход топлива - 57.83 кг/с

Импульс на уровне моря - 226 сек

Импульс в вакууме - 258 сек

Длина - 1490 мм

Диаметр максимальный - 770 мм

Диаметр камеры сгорания внутр.- 380 мм

Диаметр критического сечения сопла - 124,5 мм

Диаметр выходного сечения сопла - 400 мм

Количество форсунок - 519 шт

Масса сухая - 120 кг

Давление в камере сгорания - 69,4 кг/кв.см

Давление на срезе сопла - 0,827 кг/кв.см

Ресурс двигателя - 100 сек

Двигатель 9Д21 (фото - Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and

Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).

Принципиальная схема двигателя 9Д21 ракеты 8К14 SCUD.

Ракета Р-17 / 8К14, вид со стороны двигателя. Хорошо видно графитированные газодинамические рули и сопло газогенератора (http://www.modelwork.pl).


Газодинамические рули двигателя 9Д21 ракеты 8К14 / Р-17 в демонстрационном зале в Орево (фото - апрель 2014 г., http://users.livejournal.com/___lin___/).

Горючее - керосиновая смесь ТМ-185 (ОСТ В6-02-43-84).

Масса (при температуре):

795 кг (при -40 или +50 град.С)

822 кг кг (при +20 град.С)

Полимердистиллят - 56+-1,5%
Легкое масло пиролиза - 40+-1,0% (для увеличения плотности и устойчивости к окислению)
Трикризол - 4+-0,5% (предотвращает кристаллизацию воды при отрицательніх температурах)

Окислитель - азотная кислота HNO_3 (АК-27И "Меланж" ГОСТ В18112-72).

Масса (при температуре):

2825 кг (при -40 град.С)

2830 кг (при +50 град.С)

2919 кг (при +20 град.С)

Концентрированная азотная кислота - 69,8 - 70,2 %
Четыреокись азота - 24 - 28 %
Вода - 1,3 - 2 %
Соли алюминия - не более 0,01%
Йод - 0,12 - 0,16 % (ингибитор)
Плотность - 1,596 - 1,613

Пусковое горючее - ТГ-02 "Самин" (ГОСТ В17147-71), масса - 30 кг / 35 +-1 литров, заливается в ракету непосредственно перед пуском.

Изомерные ксилидины - 50+-2%
Технический триэтиламин - 50+-2%
Вода - до 0,4%
Плотность 0,835-0,855

ТТХ ракеты :

Данные по 8К14 - отечественные, по SCUDам - западные

8К14 SCUD-B SCUD-C SCUD-D
Длина ракеты 11250 мм 11250 мм 12290 мм
Диаметр корпуса 880-885 мм 885 мм 885 мм 885 мм
Размах стабилизатора 1810 мм 1800 мм 1800 мм 1800 мм
Масса стартовая 5840-5950 кг 5900 кг 6370 кг 6500 кг
Масса БЧ 987-1016 кг 550-989 кг 600-700 кг 985 кг
Масса пустой (с БЧ) 2076 кг
Масса топлива и воздуха 3786 кг

Прим. - диаметр корпуса 8К14 согласно ТТХ - 880 мм, но некоторые БЧ имеют диаметр миделя 884-885 мм.

Масса стартовая (8К114) - 5860 кг

Масса окислителя - 2919 кг

Масса горючего - 822 кг

Масса пускового горючего - 30 кг

Масса сжатого воздуха - 15 кг

Масса пустой ракеты с БЧ 8Ф14 - 2076 кг

Масса пустой ракеты с БЧ 8Ф44 - 2074 кг

Масса заправленной ракеты с БЧ 8Ф14 - 5852 кг

Масса заправленной ракеты с БЧ 8Ф44 - 5860 кг

Дальность действия:

240 км (Р-17 / 8К14, по расчетным данным, 1957 г., а так же Р-17 вариант 1)

50-240 км (Р-17 / 8К14, по Постановлению СМ СССР о создании, 1958 г.)

270 км (Р-17 прототип и первых выпусков?)

50-300 км (Р-17 / 8К14 / 8К114, минимальная и максимальная дальность)

275 км (Р-17 / 8К14, гарантированная дальность)

450-575-600 км ("Р-17М" SCUD-C, разным западным данным)

300 км (9К72О SCUD-D)

Р-17 прототип и первых серий - до 2000 м

9К72О (SCUD-D) - 50 м

Скорость на траектории:

1500 м/с (максимальная)

1130 м/с (в апогее)

1400 м/с (на конечном этапе)

Максимальная высота траектории - 24-86 км (мин.-макс. дальность)

Пуск ракеты 8К14 допускается при температуре от -40 до +50 град С и скорости ветра до 15 м/с с порывами до 20 м/с.

Время полета - 165-313 с (50-300 км)

Время активной части полета - 90 с (максимальная дальность), 48 с (минимальная дальность)

Время пуска ракеты СПУ 9П117М:

Из готовности №1 - 5 минут

Из готовности №2 - 10 минут

Из готовности №3 - 18 минут

Время подготовки к пуску по ТТЗ при начале НИОКР - 60 мин

Время подготовки к пуску по результатам испытаний - 25 мин

Время пуска из готовности №1 - 15 мин (раскрутка гироскопов, включение электроцепей ракеты)

Время запуска стартовой последовательности команд - 12 сек до пуска

Время подготовки к старту - до 60 минут

Временной норматив операции погрузки ракеты с траспортного полуприцепа на СПУ - 45 мин

Время остановки гироприборов ракеты перед транспортировкой (в случае отказа от пуска) - 20 минут

Время непрерывной работы бортовой аппаратуры ракеты (перед пуском) - не более 2 часов

Предельный срок хранения ракет 8К14 / 8К14-1 в арсенале - 22 года (может быть продлен до 24 лет)
Предельный срок хранения гироприборов ракет 8К14 / 8К14-1 в арсенале - 19.5 лет

Гарантийный срок хранения ракет 8К14 / 8К14-1 - 7 лет

Гарантийный срок хранения ракет 8К14 / 8К14-1 в полевых условиях в незаправленном состоянии - 2 года

Гарантийный срок хранения заправленных ракет 8К14 - 1 год

Гарантийный срок хранения заправленных ракет 8К14 в условиях жаркого климата - 6 месяцев

Гарантийный срок нахождения заправленных ракет 8К14 в вертикальном положении - 7 суток

Боевое оснащение - ракета оборудована неотделяемой боевой частью (БЧ). Через разъемы аппаратура БЧ стыкуется с системой управления ракеты. Схема сопряжения аппаратуры БЧ предназначена для проверки состояния БЧ, проверки цепей взведения БЧ и снятия первой ступени предохранения в полете (схема для всех головных частей одинакова). Цепи взведения БЧ приводятся в рабочее состояние после отрыва ракеты от пускового стола. Через 4 секунды после подачи прибором 1СБ12 команды на выключение двигателя проходит команда на снятие первой ступени предохранения. Через разъем Ш5А система аварийного подрыва ракеты стыкуется с исполнительными элементами системы подрыва в головной части (взрыватель 8В53), а также готовится цепь снятия второй ступени предохранения. Вторая ступень предохранения снимается при спуске ракеты с 5000 м до 3000 м. Через разъем 03 кабельный ствол от разъема ОШО в хвостовой части ракеты стыкуется с электрической системой внутреннего подогрева БЧ в ядерном снаряжении. Донный взрыватель 8В53 системы аварийного подрыва уничтожает БЧ при поступлении сигнала на аварийный подрыв от системы АПР (ведущий конструктор системы АПР - Л.Н.Маслов, СКБ-385). Все головные части в ядерном снаряжении оснащаются системами внутреннего подогрева с термочехлом 2Ш2, позволявшими производить дистанционный контроль температуры заряда и подогрев заряда. Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Все специальные БЧ (ядерные, химические) траспортируются отдельно и устанавливаются на ракету перед применением.

Типы БЧ ракеты Р-17 и вариантов (8К14 и 8К14-1):

Фугасная сосредоточенного действия 8Ф44 (1959-1962 г.г.), масса 987 кг (экспортное исполнение - 8Ф44Э). Разработана с системой подрыва в НИИ-6. Способы подрыва:

Головной взрыватель контактный - 8В11706 с контактным устройством 8В11101

Донный взрыватель 8В11702 инициируется барометрическим блоком 8В11703 (взрыв на высоте над землей)

Взрыватель системы аварийного подрыва - 8В53

Взрывчатое вещество - ТГАГ-5. После взрыва БЧ образовывается воронка глубиной от 1.4 до 4 м и диаметром 12 м. Хранение БЧ осуществляется в контейнере 9101-0А/8Ф14.

Длина - 2650 мм

Диаметр миделя - 884 мм

Масса БЧ - 987 кг

Радиус поражения (по западным данным) - 50 м

Основные типы боевых частей ракеты 8К14 (Р-17 - SCUD-B). Предыдущая версия иллюстрации была неточной (previous version of this picture was uncorrect).

Ядерная БЧ - корпус 8Ф14 боевая часть "269А" заряд РДС-4 (1959-1962 г.г.) мощностью 10 кт. Взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР. БЧ разработана ВНИИТФ (г.Касли) / НИИ-1011 МСМ (главный конструктор - С.Г.Кочарянц, научный руководитель - Ю.Б.Харитон).

Хранение БЧ осуществляется в контейнере 9101-0А/8Ф14.

Длина - 2870 мм

Диаметр миделя - 884 мм

Центр тяжести корпуса ГЧ (от торца стыковочного шпангоута) - 892 мм
Центр тяжести окончательно снаряженной ГЧ (от торца стыковочного шпангоута) - 787 мм
Угол полураствора конуса носовой части БЧ - 9 градусов 35 минут

Масса корпуса БЧ - 278,3 кг

Масса БЧ - 989 кг

Максимальная температура внутри корпуса БЧ в полете - +50 град

При эксплуатации не менее, чем за 3 суток до пуска, поддерживается температура БЧ 20 град.С (+-5 град.С) при температуре воздуха от +15 до -40 град.С.

При хранении допускается поддержание температуры БЧ от +5 до +35 град.С.

8Ф14УТ - учебно-тренировочный вариант БЧ

Химическая 3Н8 (1967 г.) - проходила испытания с ракетой Р-17М / 8К14-1 в 1962-1964 г.г., принята на вооружение вместе с СПУ 9П117 в 1967 г. т.к. на СПУ 2П19 применяться не могла. БЧ подкалиберной формы (типа БЧ Р-17ВТО без аэродинамических рулей), на стандартную ракету 8К14 не могла быть установлена и потребовалась модернизация ракеты (Р-17М / 8К14-1), оснащалась ампульной батареей электропитания и вмещала в себя баллон с ОВ. Инициирующее устройство - прибор управления головной частью 9Б62 - перед стартом происходил наддув ёмкости с ОВ, а при срабатывании прибора управления ОВ вытеснением распылялось в атмосферу. Зона поражения - вытянутый эллипсоид с повышением концентрации ближе к точке падения БЧ. Снята с вооружения в 1980-е годы.

Тип ОВ - ипритно-люизитная смесь

Масса БЧ - 1016 кг

Химическая БЧ - корпус 8Ф44Г / 8Ф44Г-1 боевая часть "Туман-3" (1964 г.) выполнена в габаритах стандартной БЧ ракеты 8К14, но первоначально могла применяться только с ракетой 8К14-1 (т.к. использовала ампульные батареи электропитания 1СБ25 / 1СБ25М, а их применение на БЧ возможно только на этой модели ракеты), позже конструкция БЧ доработана и могла применяться и на 8К14. Прошла испытания в 1963-1964 г.г., была принята на вооружение вместо химической БЧ 3Н8. Можно устанавливать высоту срабатывания заряда. Инициирующее устройство - предохранительно-исполнительный механизм И-214А. К 1987 г. на вооружении модификация 8Ф44Г-1. Хранение БЧ осуществляется в контейнере 9101-0/8Ф44Г или 9101-0/8Ф44Г-1. Может применяться с любых типов СПУ. Взведение БЧ происходило после выключения двигателя, на конечном этапе траектории радиовысотомер выдавал команду на ПИМ, который иниццировал взрыв БЧ с распылением ОВ. Боевая часть состояла на вооружении до 1997 г. По состоянию на 1987 г. на хранении на базе в п.Щучье находилось 317 БЧ 8Ф44Г-1, боевая часть 8Ф44-1 была показана в 1987 г. западным наблюдателям в Шиханах.

Диаметр - 884 мм

Масса БЧ - 985 кг / 989 кг

Масса отравляющего вещества - 555 кг (8Ф44Г / 8Ф44Г1)

8Ф44Г - нервно-паралитический газ V первого поколения (в виде вязкой субстанции)

8Ф44Г-1 - нервно-паралитический газ VX третьего поколения (ВР-33)

Химическая БЧ с вязким зоманом - создание БЧ планировалось Постановлением СМ от 11 сентября 1961 г. с использованием новых производственных мощностей заводов в Волгограде, Новочебоксарске и Павлодаре. Планы по созданию БЧ не реализованы.

Ядерная БЧ - корпус 9Н33 заряд РА17 (испытания - 1964 г.) - плутониевый заряд имплозивного типа, мощность 300 кт, замена ядерной БЧ 8Ф14. Взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР. Хранение БЧ осуществляется в контейнере 9101-0А/8Ф14 (все модификации БЧ). В боевом заряде РА17 диаметр шарового имплозивного заряда меньше, чем в БЧ 269А (при более высокой мощности), поэтому заряд размещается ближе к носу БЧ, а корус головной части более острый - это улучшило статическую
устойчивость и аэродинамику ракеты.

Длина - 2870 мм

Диаметр миделя - 884 мм

Центр тяжести окончательно снаряженной ГЧ (от торца стыковочного шпангоута) - 933 мм
Угол полураствора конуса носовой части БЧ - 9 градусов 30 минут

Масса корпуса БЧ - 347 кг

Масса БЧ - 989 кг

Максимальная температуре внутри корпуса БЧ в полете - +50 град

Температура БЧ при хранении - от +5 до +15 град.С. (при температуре воздуха ниже +5 град.С, все 9Н33)

Температура БЧ при хранении - от +5 до +35 град.С. (при температуре воздуха выше +5 град.С, все 9Н33)

Модификации корпуса БЧ:

9Н33ГВМ - габаритно-весовой макет

9Н33У, 9Н33УТ - учебный и учебно-тренировочный варианты БЧ

Ядерная БЧ - корпус 9Н33 заряд РА17-2, модификация заряда РА17

Мощность - 300 кт

Ядерная БЧ - корпус 9Н33 заряд РА17-3, модификация заряда РА17

Мощность - 300 кт

Ядерная БЧ - корпус 9Н33-1 заряд РА104 - мощность 20 кт. Взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР. Хранение БЧ осуществляется в контейнере 9101-0А/8Ф14 (все модификации БЧ).

Температура БЧ при хранении - от 0 до +15 град.С. (при температуре воздуха ниже 0 град.С, все 9Н33-1)

Температура БЧ при хранении - от 0 до +35 град.С. (при температуре воздуха выше 0 град.С, все 9Н33-1)

Масса БЧ - 989 кг

Ядерная БЧ - корпус 9Н33-1 заряд РА104-01 - мощность 200 кт. Взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР.

Масса БЧ - 989 кг

Термоядерная БЧ - корпус 9Н33-1 (9Н33-1Б) заряд РА104-02 - мощность 500 кт. Взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР.

Масса БЧ - 989 кг

Ядерная БЧ 407А14 в корпусе 8Ф14 мощностью 5 кт. На вооружение не поступала. Взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР.

Фугасно-зажигательная БЧ 8Ф45 - опытная БЧ, на вооружение не принята. ВВ - ТГАГ-5 с активной оболожчкой из состава АЦ-8 (вещество с высокой температурой горения).

Кассетная БЧ 8Ф44К, НИОКР начаты в 1970 г. На вооружение не поступала либо не существовала вообще. Поражающие суббоеприпасы - 42 шт 122 мм боевых осколочно-фугасных элемента.

Объемно-детонирующая БЧ (применялась советскими частями в Афганистане, 1979-1989 г.г., не подтверждено - возможно имеется ввиду взрыв обычной БЧ в сочетании с остатками топлива ракеты).

Ядерные 3 х РГЧ (1980-е годы) - в 1980-е годы велись НИОКР модификации с 3 х ядерными РГЧ (похожими на РГЧ БРСД "Пионер" (SS-20 SABER). Оценочная мощность одной БЧ - 100 кт. Суммарная масса РГЧ должна была быть меньше массы стандартных БЧ, что должно было привести к увеличению дальности действия. Возможно, предполагалось использование на РГЧ оптических ГСН (предположение). Разработка была прекращена на стадии проектирования. Других данных нет.

Примечание: ракета может оснащаться БЧ в боевом варианте либо в телеметрическом, так же у всех штатных БЧ существуют БЧ ГВМ - габаритно-весовые макеты;

Компоновочная схема комплекса 9К72 (рисунок из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.):

Цифрами обозначены:

1 - Отражатель стартового стола 20 - Отсек экипажа / радиостанция
2 - Стартовый стол 9Н117 21 - Захваты подъемной рампы ракеты (открыты)
3 - Стабилизирующая опора СПУ 22 - Подъемная рампа ракеты (опущена)
4 - Контрольная панель системы стабилизации и запуска 23 - Кабина управления насосами
5 - Огнетушитель 24 - Бак окислителя
6 - Контрольная панель подъема/опускания стола 25 - Бак горючего
7 - Контейнер с инструментами 26 - Отсек приборов системы управления 1
8 - Места для персонала в кабине упраления 27 - Взрывчатое вещество БЧ
9 - Кабина управления предстартовой подготовкой 28 - БЧ 8Ф44Ф
10 - Решетка забора воздуха 29 - Контактный взрыватель
11 - Места экипажа 30 - Донный взрыватель
12 - Баллоны сжатого воздуха для запуска двигателя СПУ 31 - Отсек приборов системы управления 2
13 - Ступени для подъема в кабину 32 - Кабельный канал

14 - Место водителя

33 - Шланг подачи горючего к двигателю
15 - Фара 34 - Труба подачи окислителя
16 - Моторное отделение 35 - Турбокомпрессор двигателя
17 - Верхняя часть подъемной рампы 36 - Двигатель 9Д21
18 - Воздухозаборник двигателя 37 - Сжатый воздух для запуска топливной системы
19 - Антенна радиостанции

Модификации и обозначения:

Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A (1962 г.) - оперативно-тактическая ракета, базовый вариант - глубокая модернизация ОТР Р-11М (СКБ-385). Баки окислителя и горючего по сравнению с Р-11М поменяли местами, установлен новый ЖРД с турбонасосным агрегатом, усовершенствована система управления. первый вариант комплекса базировался на гусеничной СПУ 2П19.

Разрез ракеты 8К14 / Р-17 (рис. КБМ им. В.П.Макеева)

Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 (1963 г.) - вертолетный комплекс 9К73 с вертолетом Ми-6РВК (1963 г.). Постановлением СМ СССР №135-66 от 5 февраля 1962 г. начата разработка ракетно-вертолетного комплекса Р-17В в составе облегченной СПУ и вертолета Ми-10. Разработка велась ОКБ-235 завода №235 - Воткинского машинастроительного завода, главный конструктор - Е.Д.Раков. В ходе работ по реализации проекта Р-17В в 1963 г. был создан комплекс 9К73 с вертолетом Ми-6РВК, ракетой 8К114 и СПУ 9П115. СПУ разработана ГСКБ / КБТМ под руководством Л.Т.Быкова. Опытный образец СПУ 9П115 изготовлен в 1963 г. испытания завершены в 1965 г. После испытаний в 1965 г. по неподтвержденным данным комплекс поступил в опытную эксплуатацию в войска (на вооружение не принят). По состоянию на 1970 г. комплекс еще находился в опытной эксплуатации.

SS-1C SCUD-B (1965 г.) - экспортная модификация / исполнение Р-17.


Комплекс 9К77 "Рекорд", ракета Р-17М / 9М77 - SS-1D SCUD-C / KY-03
(1965 г.) - вариант ракеты с увеличенными баками и дальностью до 500 км. Разработку в инициативном порядке вело ОКБ-235 (КБ Воткинского машиностроительного заввода) под руководством Е.Д.Ракова. Разработка велась под шифром ОКР "Рекорд" в 1964-1968 г.г. Техническое руководство проектом возложено на СКБ-385 (В.П.Макеев) и СКБ-626 (Н.А.Семихатов). Предложение по созданию ракеты было рассмотрено ВПК при СМ СССР и разработка была начата Постановлением СМ СССР от марта 1963 г.

Ракета создавалась на базе конструкции ракеты Р-17 с использованием нового типа топлива и новой системы управления ракеты. Проектная дальность - 500 км. Головная часть ракеты была неотделяемая. При увеличении дальности уменьшался и угол подхода ракеты к цели, особенно на предельной
дальности, при этом коническая часть головной части за счет подъемной силы создавала кабрирующий момент, который приводил к заначительному ухудшению точности стрельбы. Главный конструктор Е.Д.Раков предложил использовать оригинальную конструкцию - головную часть с конусной перфорированной оболочкой и уменьшенным конусно-цилиндрическим приборным гермоотсеком. В этой конструкции аэродинамика обеспечивалась по конусу, подъемная сила - по цилиндру внутри его. Особые трудности возникли при подборе материала для перфорированного конуса - предложенная жаропрочная сталь горела на нисходящем атмосферном участке тракетроии ракеты. Из-за большого количества отверстий перфорации в наружней оболочке нанесение теплозащитного покрытия было практически невозможно.

Летно-конструкторские испытания ракетного комплекса 9К77 проходили на полигоне Капустин Яр с апреля 1964 г. по 1967 г. Председателем Государственной комиссии был генерал-полковник И.И.Волкотрубенко. Испытания проходили очень удачно, но четыре последних пуска прошли успешно и всего по программе ЛКИ было проведено 5 успешных пусков. Ракета по спутниковым снимкам была идентифицирована Министерством обороны США как KY-03.
Масса стартовая - 6370 кг (данные западные)
Масса БЧ - 600-700 кг (данные западные)
Дальность действия - до 450 км (данные западные)

В связи с созданием ОТР на твердом топливе «Темп-С» с дальностью полета до 900 км работы по комплексу Р-17М были прекращены. В дальнейшем из-за разногласий с директором завода №235 В.Г.Садовниковым, не без участия А.Д.Надирадзе - конкурента проекта 9М77, главный конструктор ракеты и комплекса Е.Д.Раков был отстранен от разработки и в скоре уволен (ист - Карпенко ).

Комплекс 9К72, ракета Р-17 / Р-17У / 8К14-1
(1967 г.) - ракета 8К14 с конструктивными изменениями для применения химической БЧ 3Н8 (испытания 1962-1964 г.г., принята на вооружение в 1967 г. вместе с СПУ 9П117), в некоторых источниках ракета называется Р-17У. Ракета состояла на вооружении. Стальной стыковочный шпангоут вместо алюминиевого, возможность установки более тяжелых (более 1000 кг) БЧ. По корпусу ракеты подведены воздухопроводы низкого и высокого давления к срезу приборного отсека (плоскости стыковки ракеты с БЧ). Может применяться с любыми БЧ, но с БЧ 3Н8 только на СПУ типа 9П117 (т.е. не применялась на гусеничной СПУ 2П19).

Ракета-мишень Р-17 (1972 г.) - по решению ВПК при СМ СССР КБ Воткинского машиностроительного завода вело разработку ракеты-мишени на базе ракеты Р-17. Предназначение мишени - испытание зенитных ракетных комплексов с ограниченными возможностями ПРО. В корпусе ГЧ ракеты располагалась аппаратура с датчиками и устанавливался специальный бронированный блок для передачи данных о координатах и типе поражения ГЧ на землю. Конструкторская документация разработана в 1971-1972 г.г. В ноябре-декабре 1972 г. на полигоне Эмба тремя успешными пусками проведены испытания ракет-мишеней. Ракеты-мишени рекомендованы к принятию на вооружение и до 1977 г. изготавливались серийно небольшими партиями на Вотскинском машиностроительном заводе. Позже, вероятно, в мишени переделывались штатные ракеты Р-17. ракеты-мишени использовались для отработки возможностей ЗРК С-300, а позже и С-300ПМ на полигоне Капустин Яр.

Ракета Р-17 серийное усовершенствование
- модернизированный в ходе производства в Воткинске вариант серийной ракеты (середина 1970-х годов). Увеличено время хранения топлива в заправленной ракете до 90 суток (согласно данным СМИ) и до 1 года при хранении без пускового горючего. Дальность не менее 270 км.

Комплекс 9К72-О (оптический) "Аэрофон", ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф - SS-1E SCUD-D / SCUD-C VTO (?) / SCUD-D (1979 г.) - в 1967-1973 г.г. в ЦНИИАГе (Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики) под руководством З.М.Персица совместно с НПО "Геофизика" велись НИОКР оптической фотоэталонной ГСН (фотоэталон - фотоснимок местности с расположением цели) для изделия на базе ракеты 8К14-1 (проект "Аэрофон"). В 1974-75 г.г. был создан прототип оптической ГСН с цифровой обработкой данных (цифровой снимок местности с выборкой из компьютерной библиотеки снимков). В 1975-79 г.г. велись испытания ГСН на самолете Су-17.

Опытно-конструкторские испытания ракетной системы с ГЧ "Аэрофон" начаты на полигоне Капустин Яр в рамках первого этапа испытаний (тема ОКР "Флаг") с ноября 1977 г. по сентябрь 1979 г. ГЧ с ГСН испытывалась пусками на ОТР 8К14-1. Первый пуск ракеты 8К14-1 с БЧ с работающей ГСН произведен 29 сентября 1979 г. Дальность пуска - 300 км, КВО - несколько метров. Всего в ходе первого этапа испытаний проведено 3 пуска ракет. Принято решение о создании серийного войскового варианта комплекса "Аэрофон" - подрядчики - ЦНИИАГ, ПО "Воткинский машиностроительный завод" и ПО "Подольский машиностроительный завод".

Второй этап испытаний - заводские летно-конструкторские испытания комплекса - проходил с 1983 по 1986 годы (всего произведено 8 пусков). 24 сентября и 31 октября 1984 г. - неудачные пуски. С 1985 г. успешные испытания.

Третий этап - государствнные испытания комплекса "Аэрофон" с учетом доработок и модернизаций по итогам первых двух этапов испытаний - проходил с марта 1986 г. по сентябрь 1989 г. Председатель государственной комиссии заместитель начальника ракетных войск и артиллерии Ленинградского ВО генерал-майор Алексей Петрович Гробовой. В ходе госиспытаний проведено 22 пуска ракет с ГЧ "Аэрофон". Принято решение принять комплекс в опытную эксплуатацию и для изучения в ВВУЗах.

Комплекс принят в опытную эксплуатацию под наименованием 9К72-О в 1989 г. В сентябре 1990 г. часть 22-й ракетной бригады Белорусского ВО (состав - 381, 383, 397 ордн, всего в бригаде 18 СПУ 9П117М, г.Кременчуг, г.Домбовар, в/ч 14359. Расформирована 3 мая 2005 года) прибыла в Капустин Яр для ознакомления и проведения пробных пусков комплекса 9К72-О "Аэрофон". Пуски производились испытательными вариантами ракет с белыми отделяемыми частями и штатным вариантом с БЧ зеленого цвета. Первый пуск произведен одиночной ракетой, второй пуск - парный. Результаты - на дальности пуска 150-200 км (если судить по стартовой траектории и времени отсечки двигателей) КВО составляло от 2-6 м до немногим более 10 м. Пуски производились в ясную погоду. В 1993 г. для опытной эксплуатации поступил в 22-ю ракетную бригаду в комплекте с автоматизированной системой управления нанесением ударов 1У120 "Вискоза" (хотя есть неподтвержденные данные о расформировании бригады в 1992 году) и в 1990-е годы комплекс был предложен на экспорт. На вооружение комплекс не принят в связи с высокой метеозависимостью ГСН (облачность). По состоянию на 2008 г. комплексы 9К72-О находятся на хранении в одной из ракетных бригад.

Проекции Р-17ВТО

(Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.)


Ракета "Р-17ВТО2"
- название условное, модификация ракеты 8К14 с радиолокационной системой самонаведения. По неподтвержденным данным НИОКР такой системы велись. Вероятно, до испытаний НИОКР не доведены, разработка (вероятно) прекращена. Точных данных по ГСН нет (т.е. может быть ГСН была пассивной радиолокационной, а может быть РЛ-ГСН с наведением по цифровой карте местности или какой-то другой принцип).

Одним из ярких представителей ракетных комплексов класса земля-земля является советский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» (в кодировке НАТО — SS-1C SCUD-B).

Он предназначен для поражения командных пунктов, бункеров, аэродромов, живой силы и других важных объектов противника в тактической и оперативно-тактической глубине обороны противника . Стоявшая на вооружении Советской Армии баллистическая ракета Р-11 (9К11) к концу 50-х требовала модернизации. Весной 1958г. вышло постановление ЦК КПСС и правительства, согласно которого, требовалось начать разработку новой ракеты. Эту работу было поручено провести СКБ-385, под руководством главного конструктора В.П. Макеева. В основу были положены имеющиеся наработки, полученные при проектировании ракеты Р-11М, что позволило значительно сэкономить ресурсы. Новая ракета получила обозначение Р-17, а в ГАУ ей был присвоен индекс 8К14. Хоть ракеты Р-11М и Р-17 были внешне похожи, конструктивно они различались принципиально. Полностью была изменена компоновка изделия, спроектирована новая система управления, изменены методы заправки компонентов топлива. Для ракеты был разработан новый жидкостный двигатель с лучшими характеристиками, благодаря чему удалось повысить максимальную дальность пуска. 12 декабря 1959года, на полигоне Капустин Яр, состоялся первый испытательный пуск новой ракеты Р-17. Для транспортировки и запуска ракет, на базе самоходной установки ИСУ-152, было спроектировано гусеничное шасси 9П19. Одновременно с ним разрабатывался и колесный вариант шасси на базе МАЗ-537, но он не прошел испытания и не был принят на вооружение. После испытаний, признанных успешными, оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17 (8К14), постановлением Совмина СССР от 24 марта 1962 года, был рекомендован к принятию на вооружение. Одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-17 (8К14) с неотделяемой боевой частью оборудована инерциальной системой самонаведения. Она обладала не высокой точность стрельбы, отклонение от цели могло достигать более ста метров. Это планировалось компенсировать применением ядерной БЧ. Ракета Р-17 могла оснащаться фугасной боевой частью 8Ф44 весом 987кг, ядерной БЧ 8Ф14 с зарядом мощностью в десять килотонн или химической. В 1967г. на вооружение была принята пусковая установка 9П117, на базе колесного шасси тягача МАЗ-543П. Этот вариант получил обозначение в НАТО SS-1C SCUD-B. В дальнейшем, оперативно тактический комплекс 9К72 «Эльбрус» неоднократно модернизировался, усовершенствования, в основном, касались ракеты. Комплекс, с экспортным вариантом ракеты Р-300, в больших количествах поставлялся в армии других стран. Он стоял на вооружении стран Варшавского Договора, Ливии, Ирака, Египта, Вьетнама, Северной Кореи и ряда других государств. 9К72 «Эльбрус» неоднократно принимал участие в вооруженных конфликтах. Во время войны в Афганистане советские ракетчики совершили более тысячи пусков. Не редко производились пуски ракет на минимальную дальность. При этом после остановки двигателя, в баках оставался приличный запас горючего, что вместе с действием фугасной боевой части вызывало пожар и значительно усиленный поражающий эффект. Использовались комплексы Scud - B и во время войны в Персидском заливе 1991г. со стороны иракской армии, доставив американцам и их союзникам немало хлопот. Ракетами комплекса обстреливались цели на территории Кувейта, Саудовской Аравии и Израили. Большая часть ракет, выпущенная по территории Израиля, упала в жилых кварталах, вызвав большие разрушения. Результатом от атак ракет Scud были не столько разрушения, сколько психологический эффект. Стоит еще отметить, что до сих пор нет точных данных о результативности ЗРК Patriot , которые должны были перехватывать иракские ракеты. По некоторым сведениям, близкий подрыв зенитной ракеты не уничтожал ракету Р-300, а всего лишь отклонял ее от курса, что не особо сильно влияло на результат стрельбы. Во время второй чеченской войны было произведено 250 пусков ракет Р-17. Нареканий не было и к изделиям с истекшим гарантийным сроком. После этого ОТРК 9К72 «Эльбрус» были переданы на хранение, а на смену им пришли более новые и совершенные комплексы 9К720 «Искандер». В некоторых странах ракетные комплексы 9К72 стоят на вооружении и по сей день.

Тактико Технические Характеристики (ТТХ) 9к72 «Эльбрус» :

Характеристики пусковой установки 9П117:

Длина: 13360 мм
Ширина: 3020 мм
Высота:
- в походном положении – 3330 мм
- в боевом положении — 13670 мм
Дорожный просвет (клиренс): 440 мм
Колея: 2375мм
Масса с ракетой и расчетом: 37,4 т
Боевой расчет: 7 человек
Максимальная скорость:
- по шоссе – 60 км/ч
- по грунту– 40 км/ч

Запас хода по топливу: 500-650 км
Расход топлива: 80 л/100 км
Преодолеваемые препятствия:
подъем — 30 град.
ширина рва – 2,5 м
глубина брода – 1,1м

Характеристики ракеты Р-17 (8К14):

Длина: 11164 мм
Диаметр корпуса: 880 мм
Масса незаправленной ракеты: 2076кг.
Стартовая масса: 5862 кг
Размах стабилизаторов: 1810 мм
Двигательная установка: одноступенчатая, жидкостная.
Дальность стрельбы:50-300 км.

До недавнего времени, 9к72 «Эльбрус» был представлен моделями: пластиковой в масштабе 1:35 от фирмы Dragon и смоляной в масштабе 1:72 от польской фирмы Armo . Обе оставляли желать лучшего в плане качества и копийности. И вот, недавно на рынке появилась пластиковая модель в масштабе 1:72 от китайской фирмы Toxso Model . По некоторым данным, это уменьшенная модель Dragon . Еще на ближайшее время запланирован выход сразу двух моделей в масштабе 1:35 от китайских производителей Trumpeter и Meng .

Ну а пока идут посылки из Китая, и ожидается выход новых моделей, предлагаю посмотреть фотообход walkaround 9К72 «Эльбрус», сделанный мною 25 июня 2014 года в Техническом музее АвтоВАЗ в городе Тольятти. Здесь представлена пусковая установка 9П117М на базе тягача МАЗ-543П. Надеюсь, данный фотоматериал поможет Вам при работе над моделями и снимет некоторые вопросы по матчасти.



Рекомендуем почитать

Наверх