Ведущее колесо бмп 2. Конструктивные особенности силовых установок бмп, бтр

Авто 19.07.2019
Авто

Тактико-технические характеристики БМП-2

Боевая масса, кг: 13 800...14 000;
Экипаж (десант), чел.: 3 (7);
Основные размерения, мм: длина по корпусу (с пушкой вперед) – 6735, ширина – 3150, высота - 2059...2450; клиренс – 420;
Вооружение (боезапас): 30-мм пушка 2А42 (500); 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ (2000); ПУ ПТРК 9М111 «Фагот» / 9М113 «Конкурс» (4); ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7 (2);
Двигатель: УТД-20С1, дизель, 6 цилиндровый, V-образный, мощностью 300л.с. (220,8 кВт);
Удельная мощность, л.с./т: 21,8;
Емкость топливных баков, л: 460;
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 65 (7);
Запас хода, км: 550...600;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 35; ров, м - 2,5; стенка, м - 0,7; брод, м - плавает

БМП-2 создавалась на базе БМП-1 для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. (об.769) и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680, 675). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена.
На машинах первых выпусков, как на опытном объекте 675, отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.



Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка») с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей – открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР.
Основное вооружение БМП-2 – 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси БМП-1.
Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.



Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства – ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.
Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомлогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.



В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.
30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы – малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых – бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы – 700-800 выстрелов в минуту.



1 - орудие; 2 - двигатель; 3 - генератор; 4 - смотровой прибор механика-водителя; 5 - пулемет; 6 - смотровой прибор наводчика БМП; 7 - гранатомет постановки дымовой завесы; 8 - топливный бак; 9 - отсек аккумуляторов; 10 - топливный бак; 11 - каток; 12 - сиденья десанта; 13 - ограждение башни; 14 - сиденье наводчика; 15 - сиденье стрелка; 16 - сиденье механика-водителя; 17 - фильтро-вентиляционная установка; 18 - штурвал

Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы – автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию.

Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям – с места.



Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.
Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1. Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В.
Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции – корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.
Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.



Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча». Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1.
На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210...221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным – с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом – гидравлический (при неработающем двигателе – пневматический); переключением передач – механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота – гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами – гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе – пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) – механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.

Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков – масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х – пружинные упоры (ограничители хода катков).

БМП-2 имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку 2А42 и навесной ПТУР «Конкурс» второго поколения с проводной линией связи, что обеспечивает эффективную борьбу с машинами аналогичного назначения и танками второго поколения, составляющими основу армий большинства стран мира.

Вместе с тем, анализ тенденций развития современного вооружения показывает, что ряд основных характеристик, прежде всего управляемого снаряда, требует существенного улучшения. В первую очередь, это обеспечение поражения современных танков, оснащенных динамической защитой. Кроме того, дальность стрельбы БМП-2

ночью составляет 800 м, в то время как большинство современных танков и БМП оснащены тепловизионными приборами наблюдения с дальностью действия не менее 2000-2500 м. Необходимость перезаряжания ПУ ПТУР «Конкурс» связана с большими потерями времени и опасностью поражения одного из членов экипажа осколками или огнем стрелково-пушечного вооружения. Серьезным недостатком комплекса вооружения (КВ) БМП-2 является невозможность стрельбы ПТУР в движении.

Важной задачей является также совершенствование неуправляемого оружия, более эффективного и экономичного при применении в ближней зоне и при стрельбе по живой силе, однако ее реализация в штатной БМП-2 весьма ограничена из-за неавтоматизированной системы управления огнем (СУО).

Задача повышения огневой мощи существующих БМП, обеспечивающей их превосходство над всеми существующими образцами, решена в КБ приборостроения при минимуме затрат на переоснащение и в короткие сроки (при сохранении корпуса и внутренней компоновки башни) за счет оснащения БМП-2 ПТУР третьего поколения «Корнет-Э», 30-мм автоматическим гранатометом (АГ)

АГ-30, установки комбинированного прицела наводчика, телетепловизионного автомата сопровождения цели и баллистического вычислителя с системой датчиков. В качестве дополнительного элемента СУО на месте командира устанавливается панорамический телевизионный прицел. Для повышения уровня поражения легкобронированной техники целесообразно использование нового боеприпаса «Кернер» с бронебойным подкалиберным снарядом.

Из всей номенклатуры целей для БМП, кроме сильнобронированных, существует большое количество целей, поражение которых на поле боя является задачей такой же важности, как и поражение танков. В этой связи важнейшее значение приобретает повышение эффективности стрельбы 30-мм автоматической пушки по легкобронированной технике и танкоопасной живой силе, которые составляют значительную часть танкоопасных огневых средств противника.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ

Использование в комплексе вооружения БМП-2 неавтоматизированной системы управления огнем не позволяет ей в современных условиях эффективно бороться с существующими БМП, а также своевременно поражать танкоопасную живую силу. Для устранения этого недостатка предлагается использование комбинированного дневно-ночного прицела с лазерным дальномером и лучевым каналом наведения ПТУР, автомата сопровождения цели и цифрового баллистического вычислителя с системой датчиков.

Прицел наводчика обеспечивает стрельбу всеми видами боеприпасов не только в любое время суток, но и в условиях ограниченной видимости (дымка, дымовые помехи). Прицел имеет модульную конструкцию и включает:

Блок головного зеркала, обеспечивающий независимую стабилизацию линии визирования с высокой точностью;

Визирно-дальномерный модуль с оптической системой и лазерным импульсным дальномером (частота – 5 Гц);

Тепловизионный модуль, обеспечивающий дальность действия по реальным целям до 5000 м;

Информационный лазерный канал для наведения управляемой ракеты.

Для наблюдения тепловизионного изображения используется видеосмотровое устройство (ВСУ).

Использование встроенного лазерного дальномера и системы независимой стабилизации линии визирования прицела, возможность автоматического учета более 10 параметров внешних условий в цифровом баллистическом вычислителе позволяют в 2-3 раза снизить суммарные ошибки стрельбы, а также реализовать эффективный алгоритм стрельбы по воздушным целям.

Автомат сопровождения цели позволяет существенно снизить влияние квалификации наводчика и его психофизического состояния на результат стрельбы, особенно при использовании управляемого вооружения.

В качестве варианта предлагается использование в составе СУО панорамического прицела командира, обеспечивающего повышение поисковых возможностей экипажа и стрельбу с места командира всеми видами оружия.

Модернизированная БМП-2.

МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Модернизация боевого отделения БМП-2 заключается в следующем:

Установка на месте прицела БПК 2-42 комбинированного прицела наводчика с независимой системой стабилизации линии визирования и включающего визирный оптический, тепловизионный и дальномерный каналы, а также канал наведения управляемой ракеты;

Размещение по бортам башни бронированных пусковых установок ПТУР «Корнет-Э» на две готовых к пуску ракеты каждая с автономными электромеханическими приводами наведения по вертикали;

Установка баллистического вычислителя с датчиками крена, положения АП и ПУ;

Установка телетепловизионного автомата сопровождения;

Установка 30-мм гранатомета с автономным приводом от пушки и магазином питания на 300 гранат, размещаемого на тыльной стороне бронеколпака;

Установка (по желанию заказчика) панорамического прицела командира.

При этом обеспечивается:

Стрельба днем и ночью с ходу всеми видами боеприпасов за счет оснащения всесуточной СУО;

Надежное поражение днем и ночью управляемой ракетой современных и перспективных танков, оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м, а также малоразмерных целей;

Повышение скорострельности при стрельбе ПТУР;

Исключение необходимости перезаряжания ПУ ПТУР в ходе боя, что увеличивает выживаемость экипажа;

Снижение влияния психофизического состояния оператора на результат стрельбы;

Поражение укрытой и залегшей танкоопасной живой силы за счет оснащения 30-мм АГ-30;

Увеличение вероятности поражения различных целей автоматической пушкой за счет доработки СУО и использования нового бронебойного боеприпаса.

Размещение нового оборудования требует минимальных доработок башни. Элементы комплекса вооружения закрепляются на корпусе серийного бронеколпака и могут быть установлены в местах базирования БМП-2.

АВТОМАТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕЛЕТЕПЛОВИЗИОННЫЙ

Автомат сопровождения целей дает принципиально новое качество системе управления огнем – обеспечивает принцип «выстрелил-забыл». Человек исключается из контура наведения, и точное сопровождение цели становится технической гарантированной характеристикой.

ОАО «КБП» более 20 лет ведет работы по системам автоматического сопровождения целей и первым в России начало разработку автомата сопровождения целей в составе системы управления огнем бронетанковой техники. В настоящее время автомат сопровождения целей прошел большой объем отработки и обеспечивает устойчивую работу в условиях сложных наземных фонов. Система автоматического сопровождения целей, разработанная ОАО «КБП», учитывая особенности применения БТТ (рельеф, фон, помехи), является наилучшей и наиболее отработанной.

Современный комплекс вооружения БМП предназначен для ведения боевых действий как в наступлении, так и в обороне, и должен обеспечивать поражение широкой номенклатуры целей:

Открыто расположенной и укрытой живой силы, оснащенной разнообразным противотанковым вооружением (ПТУР, РПГ), как одиночной, так и рассредоточенной на площади;

Небронированной техники и вооружения;

Легкобронированных машин (БМП, БТР);

Танков;

Средств воздушного нападения.

Использование комплекса «Корнет-Э» позволяет решить проблему поражения бронированных целей, оснащенных ДЗ, в том числе и перспективных танков, инженерных сооружений типа дот, дзот, обеспечивает непрерывную огневую поддержку танков в наступлении днем и ночью.

Использование универсальной 30-мм автоматической пушки в сочетании с автоматической СУО дает возможность эффективной борьбы с небронированными и легкобронированными целями, а также отражать атаки вертолетов и самолетов армейской авиации. При этом эффективная дальность стрельбы по сравнению со штатным вариантом повышается в 1,4-1,7 раза.

Новым свойством модернизированного комплекса вооружения (КВ) БМП-2 является возможность эффективного поражения находящейся в обороне живой силы, а также залегшей и укрытой за обратными скатами местности. Это обеспечивается за счет использования автоматического гранатомета с осколочно-фугасной гранатой.

Применение современного прицельного комплекса, включающего комбинированный прицел наводчика и панорамический прицел командира, позволяет резко увеличить возможности командира и наводчика в обнаружении целей с места и с ходу, днем и ночью.

Оценка технического уровня модернизированного КВ БМП-2 проведена в сравнении со штатным КВ БМП-2 по соотношению потенциалов вооружения и размеров эквивалентных по боевой мощи группировок. Под потенциалом вооружения понимается сумма площадей под графиками зависимостей вероятностей поражения, умноженных на боекомплект по каждому виду оружия. Этот показатель отражает возможности стрельбы с места и с ходу по различным целям от сильнобронированных (танков) до небронированных различными типами снарядов и величины их боекомплектов.

Эквивалентные численности определяются решением боевых задач группировками из модернизированных или штатных машин. Расчеты эффективности действия группировок модернизированной и штатной БМП-2 в бою показали, что при равном уровне вероятности выполнения боевой задачи необходимое количество машин может быть сокращено в 3,8 раза. Это достигается за счет более высокой вероятности поражения танков ПТУР, большего их боекомплекта, эффективной стрельбы ночью и повышения эффективности 30-мм автоматической пушки. Технические решения, заложенные при создании модернизированного боевого отделения, позволяют обеспечить его преимущества по сравнению со штатным боевым отделением БМП-2 по потенциалу вооружения в среднем в 3,3 раза.

Модернизированная БМП-2 по боевому могуществу выходит на уровень лучших современных БМП. При стрельбе из автоматической пушки по легкобронированным целям модернизированная БМП-2 не уступает БМП М2 «Бредли» и имеет явное превосходство по возможности поражения танков управляемой ракетой. Как показали результаты моделирования боев, указанное преимущество модернизированной БМП-2 в параметрах вооружения обеспечивает ей выигрыш дуэли с М2 «Бредли» в 62% случаев.

Мобильность пехотинца – это одна из наиболее важных составляющих в современной войне. Насколько быстро солдат сможет попасть на нужный участок театра боевых действий, во многом определяет результат всей операции. Ведь искусство войны – это умение концентрировать свои силы в определенном месте. Также имеет важное значение огневая мощь пехоты. Во многом эти функции в современном конфликте выполняет боевая машина пехоты. Сегодня эта бронемашина является одним из самых важных видов бронетехники.

В настоящий момент основной боевой машиной пехоты, которая стоит на вооружении российской армии является БМП-2, которая, по сути, является глубокой модернизацией БМП-1 – первой машины подобного класса в мире.

Технические характеристики БМП-2 образца 1980 года

  • Годы производства — 1980-1990гг.
  • Всего изготовлено — около 15000 шт. всех модификаций.
  • Боевое применение — военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 3 человека, десант — 7 человек.
  • Боевая масса — 14 т.
  • Длина — 6,74 м, ширина — 3,15 м, высота — 2,1 м, клиренс — 420 мм.
  • Вооружение: 30-мм пушка (боекомплект — 500 снарядов); четыре ПТРК «Фагот «/»Конкурс «; ПЗРК «Стрела-3″/гранатомет РМГ-7. 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2000 патронов).
  • Толщина брони — 6-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность — 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.

История создания БМП-2

Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.

Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.

Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.

В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.

Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка ».

Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли », могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.

Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.

Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.

Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.

Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.

Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.

Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе . Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.

Устройство

БМП-2 – это, по сути, глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевых машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет такую же компоновку, как и ее предшественница. Двигатель и силовое отделение находятся спереди, там же расположено отделение управления, а боевое отделение – в самом центре машины. Сзади имеется десантный отсек, который вмещает шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десантирования пехотинцев.

Броня машины катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, легкого стрелкового оружия и оружия массового поражения. В десантном отсеке сделаны специальные амбразуры, снабженные шаровыми установками, которые позволяют вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.

Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является система вооружения. На новой машине установлена автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов. Благодаря этой пушке, которая имеет большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 – до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также был установлен пулемет, а для уничтожения бронетехники на машину могут быть использованы ПТРК «Фагот» или «Корнет».

Для установки нового вооружения на БМП-2 была оборудована новая более просторная башня. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет ей вести огонь на ходу. В башне оборудованы места для наводчика и командира машины. Благодаря новым, более совершенным прицельным приспособлениям и приборам наблюдения, теперь вести огонь могут и командир машины, и наводчик.

По сравнению с предыдущей машиной, количество десантников и их размещение изменились. В десантном отсеке может находиться шесть бойцов, еще одно место для пехотинца имеется за механиком-водителем.

На БМП-2 установлен более совершенный двигатель, с системой турбонаддува. Устройство ходовой части и трансмиссии остались прежними. Добавлена более совершенная система установки дымовой завесы, которая состоит из термодымовой аппаратуры и шести дымовых гранатометов «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.

Установка новой башни большего размера увеличила массу машины, однако, БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость передвижения на воде составляет 7 км/ч, движение происходит благодаря перематыванию гусениц.

Видео о БМП-2

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объект 675 началась в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода в 1974 году, а в апреле 1980 года появился приказ срочно приступить к серийному производству и начать поставки в Афганистан в этом же месяце новой машины.

Интересно, что Объект 675 принят на вооружение и получил обозначение БМП-2 в октябре, в то время, когда уже несколько месяцев принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Эта спешка во многом случилась из-за генерала Зайцева, который был уверен в необходимости новой техники.

Устройство

БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.

Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.

Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.

Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.

Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.

Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.

Вооружение

Пушка БМП-2 – это стабилизированная 30 мм 2А42 со спаренным 7.62 мм пулемёт ПКТ. Может показаться странным уменьшение калибра, однако есть причины. Прежнее орудие калибром 73 мм не было способно уничтожать танки, из-за чего приходилось использовать ПТУР, при этом слабо справлялось с поражением пехоты, легкобронированных машин и медленных воздушных целей из-за низкой точности и дальности стрельбы.

30 мм пушка на испытаниях показала себя с хорошей стороны, уничтожив всё навесное оборудование и повредив броню обстреливаемого танка, при этом обладая хорошими точностью и скорострельностью. Скорострельность более 550 выстр/мин, дальность стрельбы 2000 метров бронебойными снарядами и 4000 метров осколочно-фугасно-зажигательными. Боекомплект состоит из 500 снарядов калибра 30 мм и 2000 7.62 мм.

Как и предшественница, БМП-2 имеет на крыше башни ПТРК Конкурс или Фагот в зависимости от модификации с 4 ракетами. Для защиты установлено 6 дымовых гранатомётов 902В «Туча».

Благодаря такой комбинации вооружения, боевая машина пехоты способна вести огонь по живой силе противника, различным машинам, танкам и вертолётам.

Подвижность

Максимальную скорость в 65 км/час обеспечивает дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и жидкостным охлаждением. Он находится вместе с трансмиссией БМП-2 спереди, справа от механика-водителя за бронированной плитой, которая делает практически невозможным ремонт и обслуживание в полевых условиях. Зато коробка передач вместе с рулевым управлением и сцеплением находятся рядом и легкодоступны.

Ходовая часть идентична ходовой части БМП-1 и имеет шесть опорных катков. Из-за переднемоторной компоновки БМП-2 имеет отвратительную управляемость на больших скоростях и сильно клюёт носом на бездорожье, из-за чего неопытные водители пробивают амортизаторы и ломают торсионы. Приятной особенностью является рулевое управление, представляющее собой своеобразный штурвал и позволяет плавно менять тягу при поворотах.

Боевое применение

Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.

Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс . Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.

Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.

Модификации

БМП-2Д появилась сразу после начала боевых действий в Афганистане, получив стальные экраны на бортах и дополнительную бронеплиту на днище корпуса.

БМП-2К – командирская версия, оборудованная дополнительными средствами связи и местами внутри со столиками и подсветкой для штабистов. Визуально определяется по второй антенне.

БМП-2 с АГС-17 Пламя – небольшая серия машин с гранатомётом в задней части башни с дистанционным управлением.

БМП-2 с БМ Бахча-У – опытная машина, получившая боевой модуль Бахча-У со спаренными 100 мм орудием, способным запускать управляемые ракеты, 30 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом. Удалось значительно повысить огневую мощь, но десант сократился до 5 человек, а сама машина перестала плавать.

БМП-2М Бережок – модификация, используемая в Алжире и отличающаяся ещё одним панорамным прицелом и 4 пусковыми установками ПТУР Корнет.

Эпилог

БМП-2 находится на вооружении огромного количества стран и за годы своей службы поучаствовала во многих вооружённых конфликтах. Несмотря на некоторые ярко выраженные недостатки, машина пользуется популярностью у зарубежных заказчиков, а в отечественных войсках будет использоваться вместе с более новыми

Классификация:

Боевая машина пехоты

Боевая масса, т:

Компоновочная схема:

Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Экипаж, чел.:

Десант, чел.:

Разработчик:

Производитель:

СССР, Чехия, Индия

Годы производства:

Годы эксплуатации:

Основные операторы:

СССР, Россия, Украина, Белоруссия, Индия, Иран

Длина корпуса, мм:

Ширина корпуса, мм:

Высота, мм:

2450 (по осветителю) 2250 (по приборам прицеливания)

Колея, мм:

Клиренс, мм:

Бронирование

Тип брони:

Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

Калибр и марка пушки:

Тип пушки:

Нарезная малокалиберная автоматическая пушка

Боекомплект пушки:

500 (бронебойные,осколочно-фугасные)

Углы ВН, град.:

Углы ГН, град.:

Дальность стрельбы, км:

До 4 по наземным до 2,5 по воздушным

БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3

Другое вооружение:

ПТРК 9К111 или 9К113

Подвижность

Тип двигателя:

Мощность двигателя, л. с:

Скорость по шоссе, км/ч:

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

40-45 по грунтовой дороге 7 на плаву

Запас хода по шоссе, км:

Удельная мощность, л. с./т:

Тип подвески:

Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Преодолеваемая стенка, м:

Преодолеваемый ров, м:

Преодолеваемый брод, м:

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Вооружение

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Модификации

Советские

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

БМП-2М «Бережок»

Зарубежные модификации

Машины на базе

Операторы

Современные

Служба и боевое применение

БМП-2 (Индекс ГБТУ - Объект 675 ) - советская/российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башнявмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение -автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

История создания

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек - механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).

В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Вооружение

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2(для водителя) который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идет в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

Двигатель и трансмиссия

В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй - блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210...221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой ее передней части машины под "ребристым". В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведен только на специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, и доступ осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне еще не выше чем снаружи, хотя команда "по машинам!" уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счет перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчета на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

По пересеченной местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая еще нет, как бы объезжая ее.

В машинах серий БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулем в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (между собой экипажи зовут его рулем), состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колесной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дергать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счете для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, вроде змейки на скорости, получаются более плавными.

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.

БМП-2К

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

БМП-2Д

Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР "Корнет". В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации

BVP-2 - БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» - БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 - модификация БМП-2 для армии Финляндии

Машины на базе

  • БРЭМ-4 - ремонтно-эвакуационная машина
  • БМО-1 - боевая машина огнемётчиков
  • ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Операторы

Современные

  • Россия:
  • Азербайджан:
    • Армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Пограничные войска Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Алжир - 304 БМП-2М с 9М113, по состоянию на 2012 год
  • Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2012 год
  • Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Индия - 980 БМП-2 Sarath и 250 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
  • Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2012 год, по другим данным 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
  • Казахстан - 700 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2012 год
  • Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году
  • Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Украина - 1434 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Финляндия - 92 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Южная Осетия:
    • МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
    • Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

Служба и боевое применение

  • Афганская война (1979-1989) - первые машины поступили в 1982 году, где был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
  • Война в Персидском заливе - применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
  • Разгон Верховного Совета России - использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
  • Первая Чеченская война - основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты.
  • Эфиопо-эритрейский конфликт
  • Вторая Чеченская война
  • Иракская война - применялись армией Саддама Хусейна. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
  • Война в Южной Осетии (2008)


Рекомендуем почитать

Наверх