Неуправляемое ракетное вооружение вертолета. Современные российские ударные вертолеты

Карьера и финансы 19.07.2019
Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты Морозов В. П.

УПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Аэродинамические схемы, применяемые в авиационных управляемых ракетах: 1 – крыло; 2 – рули; 3-дестабилиза- тор; 4 – подвижные аэродинамические поверхности; 5 – стабилизаторы

Краткие сведения об устройстве управляемых авиационных ракет

Авиационные ракеты оснащаются тремя типами систем управления

– системами самонаведения;

– системами телеуправления;

– автономными системами управления.

Система самонаведения работает на принципе обнаружения какого-либо излучения цели (например, электромагнитного, теплового и т д.) или отраженного от нее излучения. Специальное устройство – ГСН – обнаруживает излучение, создаваемое или отражаемое целью, и по нему наводит ракету на цель. Различают пассивное, активное и полуактивное самонаведение и соответственно пассивные, активные и полуактивные системы самонаведения

При пассивном наведении ракета наводится по излучению самой цели, как, например, по электромагнитному излучению работающих РЛС или ИК-излучению сопла реактивного двигателя

В активной системе ракета облучает цель и наводится по отраженному от цели излучению

В полуактивной системе облучение цели производится с самолета-носителя, корабля или наземного пункта целеуказания.

Системы телеуправления авиационных ракет делятся на две группы:

– системы наведения по лучу радиолокатора

– радиокомандные системы

Управление ракетой осуществляется с помощью находящейся на ее борту аппаратуры по командам, подаваемым с самолета-носителя.

Систему наведения ракеты по лучу радиолокатора иногда считают частным видом командного наведения Различие состоит лишь в том, что с самолета на ракету посылаются не команды, а узкий радиолуч, указывающий ей направление движения.

От самонаведения наведение по лучу радиолокатора отличается тем что сама ракета хотя и управляется, но движется по лучу «слепо», независимо от того, имеется цель в пространстве или нет При самонаведении ракета «видит» цель, следит за ней

Автономные системы наведения предусматривают размещение всех средств управления на самой ракете, т е в процессе наведения ракета не связана ни с самолетом-носителем, ни с целью

Обычно автономная система наведения представляет собой инерциальную систему наведения. Она может оснащаться системами астрокоррекции и коррекции положения ракеты по наземным ориентирам

Для управления полетом УР обычно используются аэродинамические рули; реже – газовые рули; расположенные в сопле двигателя, или интерцепторы. Интерцеп- торы – это плоские пластины, обеспечивающие срыв потока воздуха, которые устанавливаются на крыльях или хвостовом оперении ракеты и приводятся в движение сдвоенными электромагнитами.

В авиационных УР применяется несколько аэродина

мических схем (см рис вверху), которые принято различать по взаимному расположению крыла и рулей на корпусе ракеты.

Нормальная схема – рули (2) расположены позади крыла (1).

Обратная схема, или «утка», – рули (2) расположены впереди крыла 1

Элевонная схема – рули (2), называемье элевонами, установлены на задних кромках консолей крыла (1), а спереди расположен дестабилизатор (3).

Схема с поворотным крылом – подвижные аэродинамические поверхности (4) создают основную часть управляющей силы и называются поворотным крылом, а в хвостовой части ракеты установлены неподвижные аэродинамические поверхности (5), называемые стабилизаторами.

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

ВООРУЖЕНИЕ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Основы партизанской войны автора Автор неизвестен

Из книги 100 великих тайн Второй мировой автора Непомнящий Николай Николаевич

Вооружение Давать какие-либо рекомендации о том, каким оружием следует (или не следует) вооружаться партизанам – бессмысленно и глупо. Партизан воюет тем, что сумел приобрести, захватить у противника, изготовить самостоятельно, украсть или добыть каким-либо другим

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Террористическое и нетрадиционное оружие автора Военное дело Коллектив авторов --

Рыцарское вооружение Каким оно обычно нам представляется? Тот, кому доводилось бывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, наверняка не забудет впечатления, оставленного знаменитым Рыцарским залом. Так и кажется - сквозь узкие прорези в шлемах, украшенных пышными

Из книги FictionBook Editor V 2.66 [Руководство по созданию книг] автора Izekbis

2.5. Управляемое оружие Террористические группы не оставляют попыток самостоятельного изготовления такого оружия. Примером могут служить радиоуправляемые (рис. 2.18) фугасы, которые применяются чеченскими боевиками в значительных масштабах. Время от времени к

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Управляемое исправление разрывов абзацев Иногда в исходнике книги, который приходится использовать для создания fb2, встречаются разрывы абзацев, запятые вместо точек в конце абзацев (при этом абзац кончается на маленькую букву) и прочие неправильности. Данный скрипт

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.

Глава 2 Химическое, ракетное и другое оружие Адамсит Адамсит – отравляющее вещество раздражающего действия. ДигидрофенарсазинхлоридКристаллическое вещество светложелтого или темно-зеленого цвета, почти без запаха. Плотность паров по воздуху 9,6. Температура плавления

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

Ракетное оружие Ракетное оружие – оружие, в котором средства поражения доставляются к цели при помощи ракет; совокупность различных ракетных комплексов (ракета с обычной боевой частью или ядерной, средства наведения на цель, пусковая установка, проверочно-пусковое

Из книги автора

БОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Из книги автора

ВООРУЖЕНИЕ ВДВ И СПЕЦНАЗА К этому времени на вооружение частей специальной разведки было принято значительное количество инженерных и специальных боеприпасов и оружейных систем, с помощью которых диверсанты должны были уничтожать средства ядерного нападения

Пилотировать эту машину можно как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. “Ночной охотник” с двойным управлением значительно упростит и ускорит процесс обучения боевых экипажей, что откроет перед Ми-28НЭ новые экспортные возможности, отметили в беседе с корреспондентом “РГ” представители авиазавода. Ведь помимо приобретенной учебной функции, машина должна сохранить весь арсенал всепогодного ударного вертолета, нацеленного на уничтожение бронетехники противника, поражение низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушную разведку – причем не только в дневное, но и – оправдывая свое название – в ночное время, в том числе в сложных метеоусловиях.

На данный момент в портфеле производителя два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж, рассказали в компании. Какие именно страны получат новые вертолеты и в каком количестве, представители предприятия не уточнили.

Напомним, что ранее заинтересованность в покупке “Ночного охотника” высказывали, в частности, Алжир, Индия, Кения и Ирак. Последний подписал контракт на закупку у России более 40 вертолетов Ми-35 и Ми-28Н еще в 2013 году, а первая партия Ми-28НЭ была поставлена в эту страну осенью 2014 года. Алжир же, по некоторым сведениям, планировал получить именно вертолеты с двойным управлением.

В числе наиболее ценных преимуществ Ми-28НЭ с двойным управлением не только его маневренность и возможность круглосуточного применения, но и огневая мощь. В арсенале вертолета – управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижная пушечная установка, которая оснащена пушкой калибра 30 мм. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублируются. Кабина экипажа надежно бронирована – ей не страшны бронебойные пули и снаряды калибра до 20 мм.

“Непробиваемость” вертолета стала возможной благодаря применению новейших материалов и конструктивных решений. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ с двойным управлением сделаны из композиционных материалов, а конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание топлива.

Кроме того, нового “Ночного охотника” будет очень сложно обнаружить наземным средствам ПВО. Вертолет оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, который помимо прочего позволяет находить и распознавать наземные и воздушные цели, определять их координаты и передавать целеуказания на наземные и воздушные командные пункты.

В 2014 году был изготовлен опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением. В конце 2015 года завершились Государственные совместные испытания.

Характеристики “Ночного охотника”

Нормальная взлетная масса – 10900 кг;
Скорость полета максимальная – 300 км/чСкорость полета крейсерская – 265 км/ч.

Основное вооружение

Комплекс управляемого ракетного вооружения “Атака-В” класса “воздух-поверхность”;

Комплекс управляемого ракетного вооружения “Стрелец” класса “воздух-воздух”;

Несъемная подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм;

Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-8В20А с ракетой типа С-8 калибра 80 мм;

Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-13Л1 с ракетой типа С-13 калибра 130 мм.

Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

Управляемые авиационные ракеты (УАР);

Авиационные противолодочные ракеты (АПР);

Авиационные морские ракеты-мины.

В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

По назначению НАР подразделяются на ракеты:

Ос­новного назначения (средства поражения);

Вспомогательного назначения (средства обеспечения).

И те, и другие делятся на отдельные группы по дру­гим признакам классификации, среди которых можно выделить два основ­ных: тип боевой части и калибр.

Тип боевой части и особенности ее устройства предопределяют не толь­ко целевое предназначение НАР, но и отражают особенности ее действия у цели. Так, рассматривают НАР с БЧ фугасного, осколочного, кумулятивного, проникающего, комбинированного (осколочно-фугасного, кумулятивно-осколочного и др.), осветительного типа и т. д.

По устройству БЧ НАР под­разделяются на ракеты с моноблочными БЧ, с БЧ разделяющегося типа, раке­ты с БЧ кассетного типа и др. Например, НАР с тандемным расположением кумулятивных БЧ; НАР с разделяющейся боевой частью, снаряжаемой бое­выми элементами объемно-детонирующего действия, и т. д.

Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.



С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

Возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

Значительная доля самой боевой части в общей стартовой массе ракеты (до 65%), что значительно больше, чем для УАР;

Большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

Большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

Достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

Широкий диапазон дальностей пуска ракет, обеспечивающий возможность поражения целей и в том случае, когда для артиллерийского оружия или авиабомб они оказываются недосягаемыми;

Относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

Простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

Достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

Относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

Возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

В дополнение к перечисленному следует остановиться еще на одной особенности НАР. Представляя собой систему, состоящую из боевой (БЧ) и ракетной (РДТТ) частей, неуправляемые ракеты вследствие очевидных преимуществ начали применяться не только «в целом», но и «по частям», что послужило толчком к созданию боеприпасов других видов. Их приме­рами могут служить уже упоминавшиеся ранее противолодочные торпеды-ракеты АПР, всплывающие ракеты-мины РМ, бетонобойные авиабомбы БЕТАБ-500Ш, включающие тормозной и разгонные двигатели, работающие на твердом топливе, а также управляемая ракета С-25Л, созданная на основе НАР С-25, и др.

В настоящее время возможности НАР еще далеко не исчерпаны. Весьма актуальной и перспективной является задача создания НАР крупного калибра с кассетной боевой частью (КБЧ), обеспечивающей применение боевых элементов (бомб, мин и др.) в больших количествах – до нескольких тысяч штук в БЧ. На базе такой ракеты легко может быть создана НАР с плани­рующим полетом на пассивном участке траектории, позволяющая атаковать цели с больших дальностей (до 10 км и более). Разработка и принятие на воо­ружение планирующей НАР в значительной мере расширило бы боевые воз­можности современных носителей, в том числе и в плане успешного преодо­ления объектовой ПВО противника.

Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

Во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

Во-вторых, как оперенный снаряд, ракеты имеют большой запас статической и динамической устойчивости. На пассивном участке траектории центр массы НАР из-за выгорания топлива смещается в сторону головной части. Хвостовое же оперение находится на значительном расстоянии от центра массы из-за двигателя, имеющего большую длину, поэтому в плане стабилизации является очень эффективным.

В-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

Из приведенной сравнительной оценки следует, что НАР, как средства поражения занимают промежуточное положение между авиабомбами и управляемыми авиационными ракетами и в значительной мере дополняют боевые свойства и возможности артиллерийского оружия. По точности попа­дания в цель НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают им по мощности взрыва (действия) боевых частей. НАР заметно превосходят авиа­бомбы при решении задач поражения особо прочных и заглубленных целей благодаря обеспечению высокой скорости соударения БЧ проникающего ти­па. В сравнении с боеприпасами высокоточного оружия (управляемыми авиационными ракетами и корректируемыми авиационными бомбами) НАР уступают им по точности попадания в цель, но превосходят по таким свойст­вам, как независимость от метеоусловий применения и помехоустойчивость.

НАР малого калибра, так же как и снаряды авиационного артиллерий­ского оружия, позволяют формировать при атаке наземных целей зоны рас­сеивания точек падения, имеющие такую форму и размеры, при которых дос­тигается максимальная эффективность поражения цели.

Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.

Вертолет Ми‑28Н при выполнении учебного полета 6 августа 2012 года на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке экипаж вертолета не пострадал, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения.

В 2002 году были завершены заводские испытания.

В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно‑воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми‑28Н.

В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ .

26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми‑28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.

Серийное производство Ми‑28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").

За время эксплуатации этой машины Ми‑28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми?28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.

Экипаж ‑ 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2‑3 человека).

Силовая установка ‑ 2 двигателя ТВ3‑117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

Нормальная ‑ 10400 кг,
- максимальная ‑ 11500 кг.

Масса боевой нагрузки:

Максимальная - 1605 кг,
- нормальная - 638 кг.

Масса пустого вертолета ‑ 7890 кг.

Скорость полета:
- максимальная ‑ 282 км/ч,
- крейсерская ‑ 260 км/ч.

Статический потолок ‑ 3450 м.

Динамический потолок ‑ 5750 м.

Дальность полета с нормальной взлетной массой ‑ 460 км.

Перегоночная дальность ‑ 1105 км.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Рекомендуем почитать

Наверх