Ракетный комплекс рк 55 гранат. Время новых крылатых ракет

Диеты 08.09.2019
Диеты

Крылатые ракеты спустя всего полвека после первого применения стали практически основным оружием бесконтактной войны.
Их системы наведения и способность «уходить» от ПВО улучшились на порядок. А скорости повысились до такой степени, что в ближайшем будущем им не понадобятся даже крылья — для ракеты, пролетающей полторы тысячи километров за 10 минут, достаточно соответствующего профиля самого корпуса.

В США разработка крылатых ракет (КР) нового поколения, удачно попавшая в русло концепции «ограниченной ядерной войны» президента США Картера, началась в первой половине 1970-х годов. На первых порах ВМС хотели получить противокорабельную ракету с дальностью до 500 км (проект TASM), но вскоре сочли возможным выполнить в тех же габаритах и стратегическую ракету. Наконец, в середине 1970-х было объявлено о проектах стратегических КР морского, воздушного и наземного базирования — соответственно SLCM, ALCM и GLCM. Ракеты должны были обладать дальностью пуска до 2 500—2 600 км, ядерной боевой частью мощностью до 200 кт и унифицированными системами наведения.

В 1982 году на вооружение ВВС поступила КР воздушного базирования AGM-86 фирмы «Боинг». Ее носителями стали стратегические бомбардировщики B-52 модификаций G и Н, а позднее — бомбардировщики В1В и В2А.

Прототип управляемой гиперзвуковой ракеты фирмы «Боинг» по проекту ARRDM (схема «волнолет»), США. Дальность пуска — до 1 100 км, скорость полета — 1 340 м/с

Созданная фирмой «Дженерал Дайнэмикс» противокорабельная ракета «Томахоук» («Томагавк») BGM-109B с дальностью 550 км и обычной боевой частью появилась в 1983 году, а в 1984-м на вооружение поступила стратегическая ядерная ракета морского базирования «Томахоук» BGM-109А той же фирмы. Они устанавливались в основном на атомные подводные лодки и ракетные крейсеры. На некоторых подводных лодках баллистические ракеты даже заменяли крылатыми. От новых КР ожидали «длительного превосходства» над потенциальным противником, как когда-то от атомной бомбы.

Однако советские КР нового поколения поступили на вооружение немногим позже американских. В 1976 году советское правительство приняло решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского (комплекс «Гранат») и наземного (комплекс «Рельеф») базирования. Первым проектом занялось ПКО «Радуга» в Дубне под руководством Игоря Сергеевича Селезнева, вторым и третьим — НПО «Новатор» в Свердловске под руководством Льва Вениаминовича Люльева.

Созданный дубнинцами и принятый на вооружение в 1983 году ракетно-авиационный комплекс с КР Х-55 с ядерной боевой частью мощностью до 200 кт и дальностью пуска до 2 500 км был основой советской стратегической авиации. Носителями ракет стали бомбардировщики Ту-95МС, позднее добавился Ту-160. Конечно, создание сложного комплекса не обходится одним исполнителем. На ту же Х-55 работало более 100 предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Так, бортовая система управления создавалась в ОКБ «Марс», двухконтурный турбореактивный двигатель — в МНПО «Союз».

Ракета Х-55 получила ряд модификаций: Х-55СМ — с увеличенной до 3 000 км дальностью (за счет дополнительных баков); тактическая Х-65 — с дальностью 500—600 км и обычной (фугасной или кассетной) боевой частью; противокорабельная Х-65СЭ с дальностью 250—280 км и радиолокационным самонаведением на конечном участке.

В 1984 году на вооружение ВМФ поступил комплекс РК-55 «Гранат» разработки НПО «Новатор», которым вооружили подводные лодки проектов 667АТ, 671РТМК, 945А, 971. Ракета рассчитана на запуск из 533-мм торпедного аппарата. Дальность пуска — до 3 000 км — превысила дальность «Томахоук». Характерная черта ракет Х-55 и «Гранат» — складывание внутрь фюзеляжа не только крыла и оперения, но и двигателя (на выдвижном пилоне), а у Х-55 для размещения во внутрифюзеляжном отсеке даже хвостовой кок корпуса складывается гармошкой.

Стратегическая крылатая ракета РК-55 «Гранат», СССР, 1984 г. Класс «море— земля»

Малой заметности новых американских и советских КР для РЛС способствовали размеры (обусловленные требованиями размещения на носителях), использование в конструкции композиционных, радиопоглощающих материалов, зализанность обводов с минимумом выступающих частей, то есть применение отдельных элементов технологии малозаметных аппаратов, известной как «стелс».

Умение правильно прицелиться

Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,5—3 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности — благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60—100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100—200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40—110 м — ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.

Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» — сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты — технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.

После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 20—30 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 — Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска — обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С — 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли — по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.

Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздух—земля»

По командным пунктам

С ликвидацией Варшавского Договора и распадом СССР американцы и их союзники по НАТО (в основном — самый верный в лице Великобритании) начали практическое испытание КР в конфликтах другого уровня и на других противниках. При этом они смогли наглядно продемонстрировать возможности высокоточных ракетных комплексов в поражении стратегически и тактически важных целей, но и о «воздушном терроре» не забыли. Масштабы применения КР и круг задач, решаемых с их помощью, расширялись, а сами ракеты совершенствовались. Особенности КР делают их отличным средством первого массированного удара, призванного прежде всего подавить и уничтожить стационарные объекты ПВО противника и его систему управления. Затем можно наносить по наиболее важным объектам групповые или одиночные удары — по обстановке. Именно так они и применялись, начиная с операции «Буря в пустыне» 1991 года.

Правда, в первые четыре дня «Бури в пустыне» на них пришлось только 16% всех авиационно-ракетных ударов, но через два месяца — уже 55%. Основную массу составили BGM-109 «Томахоук» модификаций C и D, запускавшиеся с американских надводных кораблей (276 ракет) и подводных лодок (40 ракет), развернутых в Средиземном и Красном морях и в Персидском заливе. 33 ракеты сбили ПВО Ирака, 35 отклонились от цели. Бомбардировщики В-52Н произвели 35 пусков КР AGM-86С, 30 из них накрыли свои цели.

Стратегическая крылатая ракета AGM-86С, США, 1986 г. Класс «воздух— земля»

Стратегическая крылатая ракета AGM-129А, США, 1993 г. Класс «воздух—земля»

На наиболее важные цели наводилось обычно по нескольку ракет. Большое количество ракет в залпе затрудняло работу ПВО — она не успевала не то что поразить, но даже отследить все цели. В дополнение, как сообщалось, часть КР несла станции постановки помех. А вот в охоте за мобильными иракскими ракетными пусковыми установками ракеты были почти бесполезны — подвижная цель уходила раньше, чем ее координаты вводили в программу полета. В специфических условиях Ближнего Востока выявилась и проблема системы TERCOM — преимущественно однообразный ландшафт оставлял небольшой выбор участков для коррекции. Приходилось направлять несколько ракет по одному маршруту, а это повышало потери от огня ПВО.

Тогда разработчики снова «обратили взор к небесам». Но не на звезды, а на спутники. Собственно, без спутниковой разведки, связи, спутниковых карт местности применение КР в любом случае было бы затруднительно. Но первый опыт боевого применения ускорил реализацию программы, разработанной еще в 1980-е годы. Речь шла о коррекции траектории по сигналам космической радионавигационной системы NAVSTAR (GPS), позволяющей с высокой точностью определять координаты и скорость движения объекта. На «Томахоук» начали ставить приемники GPS, сопрягая их с имеющейся системой наведения. Выбор траекторий упростился, сократилось электромагнитное излучение ракеты на основной части траектории, всепогодность сохранялась, а нанесение высокоточного удара стало возможно в любой точке земного шара. Одновременно совершенствовали боевые части. На «Томахоук», например, унитарную боевую часть облегчили, сделали прочнее и ввели замедление подрыва — для поражения заглубленных объектов, защищенных толщей бетона. Ставили также боевые части, наводящиеся на радиоизлучение цели.

Но когда в сентябре 1996 года по различным объектам Ирака выпустили 44 КР воздушного и морского базирования, точность ударов оказалась невысокой. Из 16 выпущенных AGM-86С в цели попало только 5 — результат не назовешь впечатляющим. На AGM-86С также начали ставить приемники GPS. Модификация AGM-86D получила проникающую боевую часть и дальность пуска до 1 320 км. Для большей глубины проникновения ракете придали способность пикировать на цель практически вертикально.

Модернизированные КР нашли применение в операции «Лиса пустыни» (Desert Fox) в декабре 1998 года. Предварительно была создана плотная группировка космических средств различного назначения, по информации с разведывательных спутников результаты ударов оценивали в реальном масштабе времени. Примерно по 100 военным и гражданским объектам Ирака запустили 415 ракет, причем часть из них (впервые) с бомбардировщиков В-1В. Доля крылатых ракет в авиационно-ракетных ударах возросла до 72%. Достичь этого позволило как совершенствование «навигационного обеспечения» самих ракет, так и наличие единой системы планирования полетных программ. Не поразили назначенные цели якобы лишь 13 ракет. Остальные же «влетали» не только в военные и промышленные объекты, но и в жилые дома, школы и т. п.

В августе 1998 года 13 ракет было запущено по «базам террористов» в Судане и 66 — в Афганистане , — дополнительно испытали новые модификации ракет. Масштабные боевые испытания крылатые ракеты прошли и в условиях Европы. Еще в сентябре 1995 года США, дабы помочь мусульманским группировкам в Боснии, выпустили 13 КР по позициям боснийских сербов.

В ходе боевых действий против Югославии 1999 года (операция «Решительная сила») НАТО опробовал ведение «бесконтактной» войны с применением разведывательно-ударных боевых систем. Последние основаны на сочетании космических средств наблюдения, управления, связи, навигации, информационно-управляющих систем и носителей высокоточных КР. Запуски КР производили с дальностей «всего» 200—800 км. Вначале удары наносились по ПВО. Югославы неприятно удивили НАТО, не раскрыв в момент первых же ударов свою систему ПВО. Задействованные ими мобильные зенитные комплексы включались на короткое время и быстро меняли позиции. Грамотно применялись маскировочные мероприятия и средства радиоэлектронной борьбы.

Тем не менее натовцам удалось нанести ущерб системам военного и государственного управления. Это позволило на следующем этапе сосредоточиться на выводе из строя коммуникаций, отдельных объектов инфраструктуры, затем — складов и объектов нефтеперерабатывающей промышленности, нанося удары группами или одиночными КР в сочетании с действиями пилотируемой авиации. Удары крылатыми ракетами (преимущественно ночные) нанесли по более чем 130 объектам, из которых 52 были гражданского назначения: так была доказана возможность поражать объекты в условиях городской застройки. Ракеты, к сожалению, эффективны и против гражданского населения. В первые же налеты крылатая ракета убила 26 человек в жилом доме в городе Алексинац. В Белграде и других местах были разрушены несколько больниц. 8 мая был нанесен памятный ракетный удар по китайскому посольству в Белграде. Позже генералы признали, что эти удары не были «случайностями» (вроде ракет, залетевших в Болгарию), а заранее планировались.

Всего за время налетов израсходовали более 700 КР (по другим данным, более 1 200, из них около 80 — AGM-86С воздушного базирования, остальные — BGM-109 модификаций C, D и F). Югославы сбили 40 ракет и увели от целей 17. И это при том, что система ПВО Югославии уже была разрушена и разорена гражданской войной. В ходе операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане в 2001 году применили более 600 ракет. Вслед за массированным их применением в начале операции (запуски производились с американских и британских кораблей и подводных лодок) перешли к одиночным ударам по наиболее важным целям — аэродромам, объектам ПВО, зданиям военного и государственного управления. Эффект от разрушения инфраструктуры оказался невелик — в Афганистане мало кто пользовался электроэнергией или центральным отоплением.

Наиболее массированно применялись КР во время американо-британской агрессии против Ирака в 2003 году («Шок и трепет»). Хотя здесь удары с применением КР воздушного и морского базирования составили всего около половины всех авиационно-ракетных ударов. Сравним, однако: в ходе «Бури в пустыне» за 43 дня запустили всего 282 КР «Томахоук», а в ходе операции «Шок и трепет» с 20 марта по 15 апреля — 950. Первые же пущенные ракеты обрушились на здания военного и государственного руководства в Багдаде, объекты ВВС и ПВО. В отличие от той же «Бури в пустыне» теперь наиболее интенсивными были налеты КР в первые дни операции, затем их применяли для поражения отдельных важных объектов. Около 150 таких пусков ракет AGM-86C и D произвели бомбардировщики В-52Н на удалении 400—600 км от целей — над территорией Турции, Иордании, самого Ирака, над Персидским заливом. Около 80% всех пусков пришлось на долю «Томахоук» BGM-109 модификаций C и D. Около 800 КР выпустили с надводных кораблей и подводных лодок США и Великобритании из Персидского и Оманского заливов (на удалении от целей 600—650 км), из восточной части Средиземного моря (удаление 1 250—1 600 км) через территорию Турции , из Красного моря (удаление 1 000—1 100 км) через территорию Саудовской Аравии . Но «бесконтактной» войны, как известно, не получилось.

За первую неделю войны только в Багдаде в результате авиационно-ракетных ударов погибло 350 мирных граждан. Потери среди мирного населения сопровождали всю операцию. А «промахнувшиеся» ракеты падали в Иране , Турции, Саудовской Аравии.

Тем не менее отрицать эффективность высокоточного оружия в борьбе с ПВО, разрушении системы управления, военной и гражданской инфраструктуры противника — особенно при столь интенсивном применении — не приходится. США закрепили за крылатыми ракетами роль основного и даже решающего ударного оружия.

С другой стороны, опыт пятнадцати лет показал, что хотя средства ПВО (ЗРК, ЗУ, истребители, даже аэростаты) играют важную роль, наиболее эффективной обороной против КР является уничтожение их носителей. А это требует систем космической разведки, дальнего радиолокационного обнаружения, оставляет главную роль за истребителями, противокорабельными и противолодочными комплексами даже в «обычной» войне. Не случайно США с таким старанием предварительно изолируют и «обкладывают» жертв агрессии и стремятся к завоеванию абсолютного превосходства в воздушно-космической сфере и на море.

Смена вех

Генералы из ВВС США были не слишком довольны точностью и надежностью КР AGM-86, и поэтому еще в 1983 году заказали разработку по программе ACM ракеты воздушного базирования следующего поколения. И в 1993 году на вооружение начала поступать AGM-129 (фирмы «Дженерал Дайнемикс» и «МакДоннелл Дуглас») с дальностью пуска до 3 000 км. Кроме инерциальной системы с лазерными гироскопами она отличается комплексным применением технологии «стелс» — это проявилось и в обводах, и в широком использовании композиционных материалов и радиопоглощающего покрытия, и в снижении тепловой заметности. Однако заменой ракет типа AGM-86 новая КР не стала. В новых условиях больше внимания уделили модернизации уже проверенных моделей.

Некоторые из этих мероприятий были упомянуты выше в статье. Одна из самых серьезных проблем — время подготовки к пуску. В 1991 году полетные задания вводились в КР на центральных базах, для «Томахоук» уточнялись с помощью корабельных систем управления ракетным оружием. Время подготовки достигало 80 часов, а в 2003-м, за счет новой системы ввода задания, стали управляться за сутки. Кроме того, было предложено снабжать ракету спутниковым каналом связи для автоматизированного обмена данными в реальном масштабе времени с аппаратами разведки и управления. Это позволит уже в полете перенацеливать ракеты в случае изменения координат цели, наносить удары по подвижным целям, «выстраивать» наиболее оптимальный строй КР, выпущенных в одном залпе. Появление канала обмена данными включает ракету в единую сеть управления вместе с другими воздушно-космическими средствами, но требует и соответствующей защиты канала. Иначе она может оказаться слишком чувствительной к средствам информационной борьбы — помните анекдот о российских хакерах, перепрограммировавших «Томагавки» в «бумеранги»? Впрочем, канал обмена можно и не задействовать.

Уязвимой выглядит и спутниковая корреляционная система. В случае большой войны NAVSTAR станет одним из первых объектов физических и информационных ударов. В «эпоху информатизации» противоборство средств нападения и защиты переходит на новый уровень. Но США и их союзники, судя по всему, рассчитывают воевать с противником, уже безнадежно отставшим технологически.

В рамках программы JASSM в США создана КР класса «воздух-поверхность» AGM-158 («Локхид—Мартин») с дальностью пуска до 350 км при круговом вероятном отклонении не более 3 м. Ее уже смогут запускать самолеты как стратегической, так и тактической и авианосной авиации. Комбинированная система наведения ракеты включает инерциальную систему с коррекцией траектории по данным системы NAVSTAR и тепловизионную головку самонаведения, а также — что существенно — программно-аппаратные средства автономного распознавания цели в условиях применения противником средств маскировки. На КР монтируется передатчик данных о собственном положении ракеты в полете. Боевая часть — унитарная бетонобойная или кассетная. Последняя может нести суббоеприпасы для поражения бронетехники, автотранспорта, зенитных комплексов, самолетов на стоянке. Близка к завершению программа JASSM-ER — КР той же «Локхид—Мартин» с увеличенной до 1 000— 1 150 км дальностью пуска и широким применением технологии «стелс». Пуск возможен с малозаметных ударных самолетов. От сочетания «малозаметный носитель — малозаметный боеприпас большой дальности» ждут качественного повышения боевых возможностей.

Оперативно-тактическая крылатая ракета проекта JASSM-ER, США, 2006 г. Класс «воздух—земля»

Не желая зависеть от США, крылатые ракеты продолжают создавать и европейцы. Правда, не покушаются на «стратегические» дальности — тем более что по опыту даже стратегические КР нередко запускали с дальности от 200 до 600 км. Скажем, франко-британская компания «Матра Би-Эй-и Дайнэмикс» разработала тактическую КР «Сторм Шэдоу» («Тень бури»). При дальности пуска 250 км она использует режим полета на предельно малых высотах с огибанием рельефа, коррекцию по сигналам GPS, оптико-электронное самонаведение на конечном участке. Программа сопоставления трехмерного теплового изображения цели с хранящимся в памяти позволяет ракете наводиться на объект даже в условиях задымления, а также перенацелиться в случае, если заданный объект уже разрушен. Для применения ракеты тоже требуется предварительная спутниковая разведка целей и местности, и здесь европейцы задействуют собственные космические аппараты. В ходе агрессии в Ираке в 2003 году «Сторм Шэдоу» уже запускались с британских истребителей «Торнадо».

Не хотят отставать и в «третьем мире». Так, Пакистан в 2005 году объявил об испытании КР «Хатф VII» («Бабур») с дальностью пуска до 500 км, способной нести ядерную или обычную боевую часть. Неудивительно, что это заявление увязано с поступлением на вооружение Индии сверхзвуковой КР «Брамос» универсального базирования с дальностью пуска около 300 км. Она разработана индийско-российским предприятием на основе ракеты «Яхонт», созданной в НПО «Машиностроение» под руководством Герберта Александровича Ефремова. В ней реализуется давнее стремление военных и конструкторов — единая крылатая ракета с возможностью загоризонтного пуска, реализацией принципа «выстрелил и забыл», морского, наземного (с вертикальным стартом) и воздушного базирования. А информация о появлении КР большой дальности в Иране породила большой переполох и предъявление обвинений Украине в продаже за рубеж бывших советских Х-55.

Саму же стратегическую ракету Х-55 подвергли глубокой модернизации в России, выполнив на ее основе неядерную Х-555 с повышенной точностью наведения и меньшей радиолокационной заметностью. Инерциально-доплеровская система наведения получила многоканальный приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и оптико-электронную головку самонаведения. «В форточку» ракета, конечно, не попадает, но все же круговое вероятное отклонение уменьшилось до 20 м, так что ракета может донести боевую часть до малоразмерной цели. Сама боевая часть может быть проникающей или кассетной. Хотя и тут обычная боевая часть сократила дальность пуска до 2 000 км. Х-555 могут положить предел американской «монополии» на применение неядерных КР большой дальности. Недаром за пуском четырех таких ракет в августе 2005 года лично наблюдал президент В.В. Путин с борта бомбардировщика Ту-160. У модификации Х-101 той же ракеты заявленная дальность пуска увеличилась до 5 000 км.

Интересным дополнением к стратегическим КР морского базирования становится российская 3М-14 «тактической» дальности (300 км), разработанная НПО «Новатор» в рамках комплекса управляемого ракетного морского оружия. КР способна поражать с моря наземные цели, расположенные на удалении от берега, полет над морем совершает на высоте 20 м, над сушей — 50— 150 м, с огибанием рельефа и коррекцией траектории по сигналам системы ГЛОНАСС.

Идет поиск и в области совершенствования боевых частей. Автономно наводимые суббоеприпасы позволяют придать черты ударной крылатой ракеты беспилотному разведчику — распознав и выбрав цели, он может сбросить боевые блоки и вернуться. В плане радиоэлектронной борьбы вызывают интерес боевые части, генерирующие мощный электромагнитный импульс — они не заменят другие поражающие средства, но существенно помогут их применению.

Выход на гиперзвук

С 1930-х годов идут исследования гиперзвукового полета, то есть полета на скоростях, превышающих скорость звука в 5 и более раз. Не менее четырех десятилетий идут работы над гиперзвуковыми управляемыми ракетами. Резкое сокращение времени полета способствует преодолению современной и даже существующей пока только в разработках ПВО/ПРО, поражению маневренных целей в глубине обороны противника. Гиперзвуковые ракеты преодолевают «высотобоязнь» — высоты полета возвращаются к 10—30 км.

В 1997 году НПО «Радуга» представило гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90 со складным треугольным крылом дальностью полета до 3 000 км, маршевым гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для выхода на сверхзвуковой режим и запуска маршевого двигателя используется твердотопливный ускоритель. А ведь это старая уже разработка, едва не похороненная «постперестроечным» периодом. Неудивительны признания зарубежных специалистов, что в работах над гиперзвуковыми аппаратами они используют ряд советских разработок.

Гиперзвуковой «экспериментальный летательный аппарат» Х-90, Россия. Длина — 12 м. Дальность пуска — 3 000 км, скорость полета — 4—5М

В США с 1998 года реализуется программа ARRDM по созданию гиперзвуковых ракет класса «воздух-земля» и «корабль-земля». Согласно расчетам, ракета со скоростью 8М тех же размеров, что и AGM-86, пролетит 1 400 км всего за 12 минут, а при столкновении с целью обеспечит большие глубину проникновения и разрушительное действие.

«Крыла» в строгом значении этого слова у такой ракеты уже может и не быть. На этих скоростях хватает подъемной силы, действующей на корпус, которому придается соответствующий профиль. Так, корпус прототипа ракеты фирмы «Боинг» выполнен по схеме «волнолет» — для создания подъемной силы используется поток за ударной волной, порождаемой при гиперзвуковом полете. Рассматриваются комбинированные двигательные установки (в СССР ракету Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем создали уже в 1980-е годы), установки изменяемого цикла — ракетно-прямоточные, турбопрямоточные. Высокие скорости способствуют реализации и такой идеи, как ионизация обтекающего ракету потока воздуха, электромагнитное управление потоком и создание плазменного шлейфа, снижающего заметность ракеты.

Займут ли гиперзвуковые аппараты место в ряду стратегических крылатых ракет или станут маневрирующими боеголовками баллистических ракет — вопрос недалекого будущего. В любом случае поиски нового облика крылатых ракет большой дальности идут весьма активно.

Семен Федосеев | Иллюстрации Михаила Дмитриева

Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 "Гранат" (в тендерной документации они почему-то - видимо из каких-то "конспиративных" соображений - названы "противокорабельными ракетами").

Напомним, что ракетный комплекс морского базирования 3К10 (С-10) "Гранат" с крылатой ракетой стратегического назначения 3М10 (КС-122), предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами, был разработан Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» и принят на вооружение ВМФ СССР 31 декабря 1983 года (фактическое поступление серийных ракет на флот, по известным данным, началось лишь в 1987 году) . Ракета 3М10 имела ядерную боевую часть и фактически являлась аналогом американской корабельной стратегической крылатой ракеты BGM-109A Tomahawk TLAM-N. Согласно неформальным "политически обязывающим" советско-американским договоренностям осени 1991 года, все стратегические крылатые ракеты с ядерными боевыми частями к середине 1990-х годов были сняты с кораблей обеих сторон и заскладированы. Считается, что все американские КР TLAM-N с конца 1990-х годов были переделаны в неядерные варианты.

Крылатая ракета РК-55 (3М10) советского стратегического наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" перед уничтожением в ходе реализации Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Елгава (Латвия), октябрь 1988 года. Ракеты 3М10 наземного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" были практически идентичны ракетам корабельного комплекса 3К10 "Гранат" (с) СеРЖ/offtop.ru / militaryrussia.ru

Оригинал взят у коллеги twower в Утилизация противокорабельных ракет

Минобороны продолжает начатую ранее утилизацию старых противокорабельных ракет ЗМ-10, используемых в 80-е годы на советских подводных лодках.

Основная цель - утилизация в полном объёме ракетного оружия, его составных частей и элементов ВВТ, (далее РАВ), высвобожденных ранее (снятого с вооружения, выработавшего ресурсные показатели, имеющего истекшие сроки службы, негодного по техническому состоянию, морально устаревшего, не имеющего дальнейшего предназначения для обороны государства).

Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».

Для утилизации изделий номенклатуры РАВ, содержащих взрывчатые вещества, могут использоваться основные методы:

Предварительной разборки (с отделением взрывоопасных элементов от компонентов);

Уничтожение средств взрывания и воспламенения, пиротехнических средств методом выжигания в бронепечах;
-выжигания крупных зарядов взрывчатых веществ.

Для утилизации аппаратуры и блоков, содержащих сведения, составляющих государственную тайну (ТМ аппаратура 3П-11.0300-01, АБ-51-1, А065МА) провести разрыв межблочных связей и демилитаризацию методом дробления на мелкие фрагменты.

С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования

Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.
Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.

Корабельный комплекс ПКР
Ракета РК-55
Тип ПУ - ТА 533мм
Носитель - ПЛ
Дальность - 3000 км
Скорость - 0.7 М
Тип БЧ - ядерная
Длина - 8.09 м
Диаметр - 0.51 м
Размах крыльев - 3.3 м
Стартовый вес - 1.7 т
ИНС+по рельефу местности

В 70-е гг. в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания
миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000 - 2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных
вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк".
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных
ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна,
возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. Следовало учесть и тот факт, что для успешного отражения массированного удара советских крылатых ракет Соединенным Штатам потребовалось бы создать систему ПРО, затраты на которую в несколько раз превосходили стоимость развертывания группировки КР.
В результате руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).
Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ ("Груша"), созданные на базе подводных лодок 667А проекта. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.
В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался ракетный отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагались по 4 с каждого борта 533-мм торпедных аппарата, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под утлом к ДП корабля. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс
"Тобол-6б7АТ", БИУС "Омнибус-АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.
выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).

В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».

Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».

Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.

Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.

Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.

Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.

Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.

Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.

В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.

Основное предназначение РК «Рельеф» - решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.


Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.

Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.


Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.

Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.

Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».

Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.

Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
- автономной СПУ;
- машины транспортировки и заряжания;

Машины управления МБУ;
- наземного комплекса оборудования.

Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы - полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Основные характеристики пусковой:
-длина - 12.8 метров;
- ширина – 3 метра;
- высота – 3.8 метра;
- расчет – командир машины и водитель-механик;
- силовая – дизель типа Д12АН-650;
- мощность дизеля – 650 л.с;
- формула колес – 8Х8;
- вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность марша до 850 километров;
- время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
- время запуска ракет – около минуты;
- запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
- преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;

КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.

Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО "Союз". Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.

Основные характеристики ракеты:
- общая длина – 8.09 метра;
- длина контейнера – 8.39 метра;
- крыло – 3.3.метра;
- диаметр ракеты – 51 сантиметр;
- диаметр контейнера – 65 сантиметров;
- стартовый вес – 1.7 тонны;
- вес в ТПК – 2.4 тонны;
- вес БЧ не превышала 200 килограмм;
- мощность БЧ – 20 килотонн;
- максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
- средняя скорость полета – 0.8 Маха;
- средняя высота полета – 200 метров;
- используемое топливо – керосин/децилин;
- стартовый двигатель – пороховой РДТТ.

Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.

Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
- длина 6.4 метра;
- вес – одна тонна;
- средняя скорость 0.7 Маха;
- двигатель с тягой в 270 килограмм;

Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.

Состав комплекса:
- 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
- 16 крылатых ракет BGM-109G;
- две машины управления.

Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.

Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
- малая ЭПР;
- дальность до 2.5 тысяч километров;
- средняя высота полета 30-40 метров;
- мощность боеголовки до 150 килотонн.

Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.

Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.

Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.

Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.

Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw



Рекомендуем почитать

Наверх