Виккерс 6 тонный альтернативная модернизация. Экспортный бестселлер

Полезные советы 27.06.2019
Полезные советы

Официальное обозначение: Vickers Mk.E
Альтернативное обозначение: Vickers-Armstrong Mark E, Vickers 6 ton, VAE, Mk.E
Начало проектирования: 1926 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: в 1930-1939 гг. построено 143 танка.

В 1920-е гг. когда танкостроительная промышленность Великобритании находилась на пике своей активности, сложилась парадоксальная ситуация – из десятков образцов перспективной бронетехники на вооружение британской армии принимались только единицы из них. Но даже эти «счастливчики» не пошли в крупносерийное производство, причем вовсе не потому, что их тактико-технически характеристики не соответствовали текущим требованиям или отставали от зарубежных аналогов – как раз всё обстояло совсем наоборот – британская фирма Vickers стала на некоторое время «законодателем мод». Причина заключалась в сокращении военного бюджета и конъюнктурных соображениях, которые плодились в недрах War Office с регулярной периодичностью. Тем не менее, инициативные разработки имели место в довольно значительных количествах.

В 1927 году группа конструкторов фирмы Vickers, среди которых главную роль сыграли Джон Карден и Вивиан Лойд, выступили с предложением создать легкий танк для поддержки пехоты. Официальное заводское название этой машины звучало как Vickers-Armstrong 6-Ton tank, но для экспортных поставок применялось обозначение Vickers-Armstrong Mark E , сокращаемой теперь до VAE или Mk.E . Происхождение индекса «Е» не имеет однозначного толкования. В абсолютно большинстве источников указывается, что буква «Е» означала «Export». С другой чтороны имеется версия о «сквозных индексах», согласно которой буква «Е» идет следующей, после буквы «D».

Оригинальные технические решения, использованные в данном проекте впоследствии активно использовались за рубежом на протяжении ещё 15 лет. Достаточно сказать, что общая схема шасси с подвеской тележек на пластинчатых рессорах нашла широкое применение на чехословацких легких и средних танках фирм CKD-Praga и Skoda, а также на итальянских танках от М11/39 до Р26/40 включительно (тут стоит упомянуть, что образцом для этих машин был всё тот же «виккрес 6-тонный»).

С большой долей оригинальности Карден и Лойд подошли к вопросу вооружения. Уже на начальной фазе проектирования прогнозировалось, что одном строю будут использоваться как чисто пулеметные «чистильщики окопов», так и «истребители танков» со смешенным пушечно-пулеметным вооружением. В связи с этим в разработке находилось сразу три модели:

Mark E Alternative A (Mk.E Type A) – двухбашенный вариант «чистильщика окопов», концепция которого была унаследована со времен 1-й мировой войны.

Mark E Alternative A (Mk.E Type B) – однобашенный вариант с пушкой и пулеметом.

Mark E Alternative A (Mk.E Type C) – двухбашенный «танк-охотник» вариант с двумя 37-мм пушками в корпусе.

До уровня практической реализации довели только Type A и Type B. «Танк-охотник», по сути своей представлявший противотанковый вариант двухбашенной модели, остался только в проекте – более подробная оценка показала, что при предложенной компоновке в не очень просторном боевом отсеке, с учетом установки 37-мм пушек в передней и задней стенке подбашенной коробки, станет ещё теснее.

Шасси будущего танка Vickers-Armstrong Mark E было изготовлено и прошло ходовые испытания в том же 1927 году. Предвидя, что новая боевая машина не вызовет большого интереса у военного ведомства Великобритании, Карден и Лойд сразу ориентировались на экспортные поставки и не прогадали. Относительно испытаний первого прототипа Vickers-Armstrong Mark E, проведенных в 1928 году, подробных сведений пока найти не удалось. Тем не менее, известно, что двухбашенный танк показал вполне приемлемые ходовые качества, а по бронированию и вооружению он не уступал другим изделиям фирмы Vickers, создававшимся по военным контрактам (вспомнить хотя бы танки A3E1 и D3E1\D3E2). В ответе британской оценочной комиссии было указано примерно то же, а формальной причиной отказа послужила якобы недостаточно надежная конструкция ходовой части. На самом деле War Office работал в условиях утвержденной концепции, не предусматривавшей наличия в войсках легких танков (по мнению британских экспертов того времени «костяк» бронетанковых сил должны были составлять тяжелые и средине танки, а также танкетки). Да и в бюджете не предусматривалось количественное расширение бронетанковых сил. К тому же, инициативные разработки почти всегда считались чем-то вроде «второго сорта» и чиновники из министерства относились к ним явным пренебрежением. Таким образом, фирма Vickers осталась наедине со своим лёгким танком, теперь окончательно перешедшим в категорию «только на экспорт».

И всё же, танки Vickers-Armstrong Mark E состояли на вооружении британской армии, хоть и случилось это весьма неожиданным способом. В 1939 году правительство Великобритании наложило запрет на поставки вооружений Сиаму, поведение которого нельзя было назвать дружественным. В это время в процессе выполнения находилась вторая часть сиамского заказа на танки Mk.E Type B, четыре из которых фирма Vickers отгрузить так и не успела.

Некоторое время им не находили применения, поскольку в британскую систему вооружений они никак не вписывались и считались устаревшими. Однако, после разгрома во Франции в мае 1940-го года Британского Экспедиционного Корпуса оказалось, что в метрополии почти не осталось боеспособной бронетехники. В условиях ожидаемого вторжения из «закромов родины» извлекли буквально всё, что могло быть использовано в боевых условиях. Естественно, что все четыре Mk.E Type B были тут же приведены в ходовое состояние и в июне 1940 года их ввели в состав 44-го Королевского танкового полка для использований в учебных целях. Впоследствии три «виккерса» отправили на слом, но четвертый (собранный для Сиама в апреле 1940 года) решили оставить в качестве музейного экспоната. Сейчас этот Mk.E Type B находится в экспозиции Танкового Музея в Бовингтоне.

В конструктивном отношении все танки Mk.E были практически идентичны и имели общую компоновку: трансмиссия спереди, отделение управления и боевое отделение в средней части, моторный отсек сзади. Основные изменения вносились исходя из контрактов, подписываемых зарубежными заказчиками. Как правило, в них указывались доработки в силовой установке и изменение состава вооружения.

Конфигурация корпуса и башен зависела от определённой модели и периода выпуска танка, однако компоновка всегда оставалась стандартной. В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. За ней, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «6-тонных виккерсов». Внутри коробки размещался экипаж: место механика-водителя находилось всегда с правой стороны, а вот места командира и заряжающего меняли своё положение в зависимости модели. Теперь рассмотри подробнее, какие существовали варианты танка Mk.E.

Mk.E Type A (прототип) – первый опытный образец имел подбашенную коробку с плоскими лобовыми листами, в верхнем из которых был сделан двухстворчатый люк со смотровой щелью для мехвода. Коробка была развита назад и плавно переходила в бронировку моторного отсека, на верхнем заднем бронелисте которого крепился глушитель. На крыше коробки поперечно устанавливались две одинаковые по форме цилиндрические башни с небольшой нишей для пулемета смещенной на правую сторону. Сверху имелся люк для посадки и высадки из танка. В правой башне находилось место командира, в левой – второго пулеметчика. Штатное вооружение состояло из двух 7,71-мм пулеметов (разумеется, фирма Vickers предпочитала устанавливать изделия собственно изготовления, но требования заказчика также учитывались).

Mk.E Type A (серийный) – серийные танки, поставлявшиеся на экспорт, получили модернизированный корпус. Поскольку внутри подбашенной коробки было достаточно тесно, в её передней части появилась небольшая рубка для мехвода с двухстворчатым люком и смотровой щелью. Массивная бронировка моторного отсека была демонтирована, а вместо неё устанавливалась небольшая бронированная коробка. Глушитель теперь крепился на кормовом листе корпуса. Конструкция башен не изменилась. Схема бронирования была следующей: лоб корпуса – 13 мм, борта и корма корпуса – 10 мм, башни – 10 мм, крыша и днище – по 5 мм.

Mk.E Type B (первых серий) – танки этой модели, которые выпускались в 1931-1936 гг. оснащались корпусами, которые были идентичны Mk.E Type A, с той лишь разницей, что в крыше подбашенной коробки был сделан вырез только под одну башню в форме усеченного конуса. Часть экспортный танков оснащалась дополнительным воздушным фильтром цилиндрической формы, крепившемся на подбашенной коробке сзади-слева.
Башня, в крыше которой был сделан люк, устанавливалась на крыше подбашенной коробки с левой стороны. Штатное вооружение, предлагаемое фирмой Vickers, включало 47-мм пушку QF2 и 7,71-мм пулемет Vickers. Боекомплект состоял из 49 выстрелов двух типов: осколочно-фугасные (массой 1,5 кг и начальной скоростью 302 м\с) и бронебойные (с начальной скоростью 488 м\с). Максимальная дальность стрельбы составляла 5600 метров, а скорострельность – до 12 выстрелов в минуту при наиболее благоприятных условиях. Бронебойный снаряд пробивал вертикально установленную бронеплиту толщиной до 30 мм на дистанции 500 метров, что делало Mk.E Type B очень опасным противником для любого серийного танка, за исключением разве что FCM 2C, того периода.

Mk.F – эта модель стала логическим продолжением работ по модернизации Mk.E Type B. Работы начались в 1934 году, когда коммерческий отдел фирмы Vickers вышел на бельгийскую закупочную комиссию, искавшей замену устаревшим танкам Renault FT. На выбор были предложены легкие танки Model 1934 и Mk.E Type B. Наиболее положительное впечатление произвел первый из них, но и «6-тонный виккерс» тоже обладал рядом положительных качеств, в связи с чем было принято решение приобрести один танк для испытаний, но в доработанном виде.

Основная проблема всех танков типа Mk.E заключалась в ненадежной системе воздушного охлаждения, из-за которой двигатель Armstrong-Siddeley «Puma» постоянно перегревался. Не особо помогали даже массивные бортовые воздухозаборники. Поскольку «излечения» силовой установки в ближайшее время не предвиделось вместо «Puma» был установлен рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce «Phantom II» мощностью 125 л.с. Параллельно пришлось решать вопрос с компоновкой моторного отсека – новый мотор пришлось сдвинуть к левому борту. Кроме того, для улучшения обитаемости в боевом отделении место механика-водителя перенесли на правый борт, а башню сдвинули назад-вправо. К сожалению, испытания Mk.F не принесли желаемых результатов и армия Бельгии выбрала более надежный вариант с закупкой лицензии на производство легких танков Model 1934, также поставлявшихся фирмой Vickers только на экспорт.

Mk.E Type B (поздних серий) – в связи с тем, что «бельгийская» модель Mk.F не нашла для себя заказчиков от неё решили позаимствовать доработанный корпус с развитой назад подбашенной коробкой. Опять-таки, в зависимости от страны-импортера башня могла располагаться как справа (заказ для Финляндии), так и слева (заказ для Сиама). Лобовое бронирование корпуса было усилено до 17,5 мм. Также изменили бронирование моторного отсека, где устанавливался не слишком надежный, но хорошо освоенный в производстве двигатель «Puma».

Покупатель для этой модели нашелся довольно быстро – в 1936 году правительство Финляндии одобрило заключение контракта на поставку модернизированных танков Mk.E Type B, но с определёнными нюансами. Проблема заключалась в том, что штатная башня с 47-мм пушкой QF2 финнов совершенно не устраивала, поэтому, чтобы не упустить последний выгодный заказ на устаревающую технику, фирма Vickers решилась на новый виток улучшения боевых качеств танка. Ориентация заказчика на разработки из Швеции сыграла тут более чем положительную роль – в декабре 1935-го года шведы закончили разработку башни для польского танка 7TP, в которой устанавливалась 37-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Для вентиляции башни по её периметру была сделана щель. Обе стороны быстро нашли общий язык и танки Mk.E Type B для Финляндии также оснащались башнями этого типа, отличавшиеся кормовой нишей для радиостанции и общей маской для орудия и пулемета. По аналогии с моделью Mk.F башня устанавливалась с правой стороны со смещением назад.

Характеристики башни были следующими: диаметр – 1320 мм, погон – 1170 мм, наклон бортовых бронелистов – 10°, толщина кругового бронирования – 13,6 мм. По периметру стенок была выполнена щель, служившая для вентиляции при стрельбе. Очень органично была выполнена внутренняя компоновка – при откате орудия порядка 200-230 мм (при любом угле возвышения\отклонения) артиллерист мог безопасно находится прямо напротив него. Приборы наблюдения включали два эпископа, установленных в вырезах на крыше башни, пяти призматических зеркальных смотровых приборов и одного триплекса в щитке водителя.

Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. Обеспечить плавность хода можно было несколькими способами, но основным в 1920-х гг. считался приём использования многочисленных опорных катков. Конечно же, показатель «плавности» возрастал, однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это был настоящий кошмар. Карден и Лойд пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт):

— переднее ведущее колесо;

— заднее направляющее колесо;

— 8 поддерживающих роликов блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах;

— 4 поддерживающих ролика;

— мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.

Таким образом, баланс между ходовыми и эксплуатационными качествами удалось сохранить на очень даже приемлемом уровне. Но было более важным – схема оказалась очень удачной и послужила базой для многих других танков.

Силовая установка. На всех танках Mk.E устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley «Puma» рабочим объёмом 6667 см.куб. Относительно мощности единого мнения в зарубежных источниках нет. По всей видимости, в зависимости от года выпуска, разные серии этого двигателя могли развивать мощность 80, 87 или 92 л.с. Запас топлива составлял 182 литра.

В процессе эксплуатации ранних моделей было выявлено недостаточное охлаждение двигателя, что приводило к многочисленным поломкам. Особые усилия моторостроители для решения этой проблемы не прилагали, в связи с чем неоднократно поднимался вопрос о замене двигателя «Puma» на какой-нибудь другой, как это было впоследствии сделано на артиллерийском тягаче Dragon Medium Mk.IV. Один из путей решения предложила фирма Vickers в рамках выполнения польского контракта – по бортам в задней части надстройки устанавливались массивные воздухозаборники с лобовой решеткой. Охлаждение улучшилось, но в целом проблему решить не удалось и на польских версиях Mk.E от воздухозаборников отказались.

Трансмиссия , размещавшаяся в передней части корпуса, также оставалась идентичной для всех танков Mk.E и включала следующие компоненты:

— многодисковый главный фрикцион сухого трения;

— приводной вал;

— механическая коробка передач с 4 скоростями вперед и 1 скоростью заднего хода;

— бортовые фрикционы;

— ручной тормоз.

Радиостанция предусматривалась только на танках модели Mk.E Type B поздних серий, которые оснащались башней с кормовой нишей. В качестве одного из вариантов предлагалась Marconi model SB4a, но таких радиостанций было установлено очень мало. Антенна устанавливалась в кормовой части корпуса. Поскольку радиооборудование занимало достаточно много места боекпомлект к пулеметам сокращался с 6000 до 4000 патронов.

Источники:
Luis Antezana «Los tanques en la Guerra del Chaco». Cima Editores 2010
Alejandro Quesada The Chaco War 1932-35: South America’s Greatest Modern Conflict
Kapteeni P. Hovilainen: Tankkirykmentista Panssaripataljoonaan 1919 – 1949.
Vickers light tanks in the Gran Chaco War
Фотографии голландской бронетехники
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ: Бронетехника в войне Чако
tankfront.ru: Танки в войне Гран-Чако
JAEGER PLATOON: VICKERS 6 TON AND T-26E TANKS
network54: Chinese Dragons
network54: Tanks at Chaco War
RAF vehicles in Iraq, 1938
The PIBWL military site: The Vickers 6-Ton Tank (Mark E)
Trench crossing device for vehicles (patent US 2012090 A)
Soldados del MundoTanque ligero Vickers 6-ton
Отвага: ТАНК «ВИККЕРС-ФИНСКИЙ» © Алексей Хлопотов (Gur Khan)
Material Blindado das nossas Forcas Armadas

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ ТАНКОВ
Vickers Mk.E Type A и Type B

БОЕВАЯ МАССА Vickers Mk.E Type A
1931 г.
Vickers Mk.E Type B
1937 г.
БОЕВАЯ МАССА 7200 кг 7300 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4560
Ширина, мм 2140
Высота, мм 2080 2160
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ два 7,71-мм пулемета Vickers в отдельных башнях одна пушка 47-мм (QF2 3-pdr Gun) и один 7,71-мм пулемет Vickers в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 6000 патронов 49-50 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, 4000-6000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 8 мм
лоб корпуса (низ) — 12,7 мм
лоб рубки — 5 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма корпуса (верх) — 8 мм

башня — 12,7 мм
маска орудия — 12,7 мм
крыша — 5 мм
днище — 5 мм
лоб корпуса — 17,5 мм
лоб рубки — 5 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма корпуса (верх) — 8 мм
корма корпуса (низ) — 12,7 мм
башня — 12,7 мм
маска орудия — 12,7 мм
крыша — 5 мм
днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Armstrong-Siddeley «Puma», бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 91,5 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно (подвеска на горизонтальных рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 230\290 мм
СКОРОСТЬ 35 км\ по шоссе
ЗАПАС ХОДА 160 км (по шоссе)
90 км (по проселку)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 37°
Высота стенки, м 0,76
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,85
СРЕДСТВА СВЯЗИ сигнальные флажки сигнальные флажки или радиостанция Marconi
Боевые машины мира, 2014 № 25 Транспортер-тягач МТ-ЛБ

«ВИККЕРС «6-ТОННЫЙ»

«ВИККЕРС «6-ТОННЫЙ»

История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт – даже история бронетанковой техники изобилует подобными ситуациями. Один из таких примеров – судьба английского танка, широко известного под названием «Виккерс 6-тонный» (Vickers 6-ton tank).

Легкий танк «Виккерс» Mk. Е mod. А во дворе завода фирмы Vickers-Armstrong Ltd., 1930 год. Обращают на себя внимание установленные в башнях пулеметы «Виккерс» с водяным охлаждением.

«Виккерс 6-тонный» был разработан в инициащ тивном порядке в 1930 году фирмой Vickers- Armstrong Ltd. в трех вариантах – однобашенном, двухбашенном и в варианте танка-истребителя.

ТРИ ВАРИАНТА

Однобашенный вариант «Виккерс» Mk. Е mod. В предназначался для решения задач огневой поддержки. Башня конической формы была размещена на подбашенной коробке ближе к левому борту. Вооружение – 47-мм пушка и 7,7-мм пулемет в спаренной установке.

Боекомплект – 50 выстрелов и 4000 патронов.

Двухбашенный вариант «Виккерс» Mk. Е mod. А представлял собой танк сопровождения пехоты. Он имел клепаный корпус коробчатого сечения. Механик-водитель располагался в передней его части справа. Две башни цилиндрической формы размещались рядом на подбашенной коробке. Вооружение состояло из двух пулеметов «Виккерс» калибра 7,7 мм. Горизонтальный обстрел для каждого пулемета составлял 265°. Боекомплект – 6000 патронов, бронирование – 5-13 мм. Двигатель Armstrong Siddeley – 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения мощностью 80 л. с. Максимальная скорость – 35 км/ч, запас хода -160 км, боевая масса – 6,7 т.

Третий вариант имел обозначение «Виккерс» Mk. Е mod. С. По конструкции он был аналогичен двухбашенному варианту, но дополнительно вооружался двумя 37-мм противотанковыми пушками, установленными в лобовом и кормовом листах подбашенной коробки. Танк-истребитель предполагалось изготавливать только по специальному заказу.

Ни один из трех вариантов не вызвал интереса у британских военных, так как машина не вписывалась в классификацию танков, принятую в Великобритании. Расчет же руководства фирмы на экспортные заказы оказался верным.

ТАНКИ НА ЭКСПОРТ

28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И. А. Халепским – начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с фирмой «Виккерс» на производство для СССР 15 двухбашенных танков «Виккерс» Mk. Е mod. А. Первый танк был отгружен заказчику 22 октября 1930 года, а последний – 4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. Каждая закупленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 ООО рублей (в ценах 1931 года). Пройдя испытания, танк был принят на вооружение Красной Армии, а после внесения ряда изменений в конструкцию было развернуто его серийное производство под индексом Т-26. Начало было положено. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.

Легкий танк «Виккерс» Mk. Е mod. А, изготовленный для Польши, 1932 год. Машина вооружена двумя пулеметами Гочкиса.

Легкий танк «Виккерс» Mk. Е mod. В армии Сиама. 1930-е годы.

Контракт на поставку танков Польше был заключен 16 сентября 1931 года. В период с июня 1932 по ноябрь 1933 года изготовлено и поставлено 38 единиц: 22 двухбашенных и 16 однобашенных. Двухбашенный вариант отличался от стандартного английского образца формой башен и вооружением. В Польше танки оборудовались специальным кожухом-воздухозаборником. Однобашенные танки вооружались 47-мм пушками «Виккерс» и 7,92-мм пулеметами Browning wz. 30. Спаренная установка размещалась в башне конической формы, смещенной к левому борту танка. На 1 сентября 1939 года в составе Войска Польского имелись две танковых роты, вооруженные «Виккерсами». Каждая из них насчитывала 16 боевых машин (три взвода по пять танков и танк командира роты). Первая была сформирована в Учебном центре танковых войск в Модлине для Варшавской мотобронебригады, находившейся в составе армии «Люблин», вторая входила в состав 10-й кавалерийской бригады армии «Краков». Обе роты принимали участие в боях с немцами.

В октябре 1932 года три машины – две однобашенных и одну двухбашенную – заказала Боливия. Эти танки оказались единственными 6-тонными «Виккерсами» на Латиноамериканском континенте и первыми, принявшими участие в боевых действиях. Летом 1932 года вспыхнула война между Боливией и Парагваем, известная под названием «Война Гран Чако». В ней участвовали все три боливийских «Виккерса». Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны -Асунсьоне.

В феврале 1933 года 10 машин модификации «В» отправили в королевство Сиам (ныне Таиланд). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси «6-тонного» с корытообразным открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат «пом-пом». В1938 году Сиам заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939-го фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы британским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Великобритании в качестве учебных.

Двадцать однобашенных машин в 1934-1936 годах закупил Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни – в ней устанавливалась радиостанция. В 1938 году восемь однобашенных «Виккерсов» закупила Болгария.

В США, Японию и Италию «6-тонные» не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному «Виккерсу» модификации «А» находились в Румынии и Эстонии с той же целью.

Командиры Красной Армии осматривают подбитый финский танк «Виккерс» Mk. Е mod. В, вооруженный 37-мм пушкой Bofors. Март 1940 года.

20 ЛЕТ В СТРОЮ

Один танк «Виккерс» Mk. Е mod. В в 1933 году закупила Финляндия. Контракт на поставку партии танков Финляндии был заключен 20 июля 1937 года. От базового английского варианта Mk. Е mod. В финский образец отличался формой амбразуры под установку 37-мм пушки Bofors. В Финляндию предполагалось поставить 32 единицы: без вооружения, средств связи и оптических приборов. Однако до начала Второй мировой войны удалось отправить только 26 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя «сиамскими» машинами они были единственными танками этого типа, состоявшими на вооружении британской армии. Шестнадцать танков в Финляндии получили 37-мм французские пушки Puteaux SA18, демонтированные с устаревших французских танков Renault FT17, и 7,62-мм пулеметы Lahti L-33/36. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции Marconi SB-4a. Боевая масса составила 8,4 т, экипаж – три человека. Остальные 10 танков были вооружены 37-мм пушкой 37 psvk 36 (Bofors) и 7,62-мм пулеметом L-33/36 в башне, 9-мм пистолетом-пулеметом Suomi в лобовом листе корпуса слева от механика-водителя. Экипаж – четыре человека.

Накануне Зимней войны танками «Виккерс» были вооружены 3-я и 4-я роты единственного финского танкового батальона. Боевые машины 4-й роты 26 февраля 1940 года приняли участие в первом для финской армии танковом бою под Хонканиеми (Лебедевкой). Финские «Виккерсы» столкнулись здесь с «Виккерсами» советскими – танками Т-26 из 112-го танкового батальона 35-й легкотанковой бригады. В этом бою финны потеряли семь машин. Восьмой танк был сильно поврежден, эвакуирован в тыл, но не восстанавливался. Советская сторона потерь не имела. Еще одна стычка с советскими танками произошла 29 февраля, когда средний танк Т-28 обстрелял два «Виккерса», в результате чего один из финских танков сгорел вместе с экипажем.

После Зимней войны оставшиеся в строю машины перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26, пистолеты-пулеметы Suomi были заменены советскими пулеметами ДТ. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е. Внешне модернизированный таким образом «Виккерс» действительно был очень похож на Т-26 образца 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е – к правому. К началу Продолжительной войны (так в Финляндии именуется период участия этой страны во Второй мировой войне) Т-26Е были сведены в 3-ю танковую роту, которая одной из первых начала боевые действия против Красной Армии 25 июня 1941 года. Боевые машины этого типа, как и трофейные советские Т-26, достаточно эффективно использовались финнами для непосредственной поддержки пехоты. К лету 1944 года по десять Т-26Е состояло на вооружении 1-го и 2-го батальонов танковой бригады, входившей в состав единственной финской танковой дивизии. Некоторое количество Т-26Е эксплуатировалось и после окончания войны. На 31 декабря 1958 года в финской армии еще числилось семь танков этого типа.

Финский легкий танк Т-26Е на боевой позиции во время уличных боев в Выборге 19 июня 1944 года. Судя по антенне радиостанции, это танк командира взвода. Обращает на себя внимание тот факт, что финские танкисты использовали танковые шлемы советского образца.

Из книги Техника и вооружение 2003 02 автора

Из книги Техника и вооружение 2004 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Крупнокалиберный пулемет «Виккерс» Фирма «Виккерс» на основе своего станкового пулемета разработала пулемет калибра 12,7 мм. известный как «Виккерс.50». 12,7-мм патрон снаряжался пулей массой 35,64 или 37,03 г. Первая на дальности 200 м пробивала 15-мм никелевую броню, на 400 м -

Из книги Истребители Первой Мировой войны. Часть 2 автора Иванов С. В.

203-мм гаубица Виккерс Мк VI После начала Первой мировой войны Великобритания, как и Россия, испытывала острый недостаток мощных осадных орудий для штурма хорошо укрепленных крепостей. Поэтому в 1916 году на заводах фирмы «Виккерс» начался массовый выпуск спешно

Из книги Техника и вооружение 2014 08 автора

Виккерс F.B.9 Самолет представлял собой продолжение линии первых «толкачей» фирмы «Виккерс» (F.B.5 и F.B. 6), созданных еще 1913 году. Самолет отвечал популярной перед войной концепции двухместного многоцелевого самолета, хотя предназначался прежде всего на роль истребителя.

Из книги Техника и вооружение 2014 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Виккерс F.B.12 Имя Сесила Бернарда Редрапа малоизвестно даже историкам. Редрап был одним из пионеров английской авиации, создавая авиационные двигатели, на которые получил несколько патентов в 1910–1914 годах. Прежде всего он занимался совершенствованием так называемых

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 25 Транспортер-тягач МТ-ЛБ автора

«Виккерс 12-тонный», он же «Медиум» Семен Федосеев Несмотря на жаркие споры о необходимости существования танковых частей по окончании Первой мировой войны, в 1922 г. в Великобритании все же приняли решение сохранить Танковый корпус, созданный пятью годами ранее. В октябре

Из книги автора

Танк "Виккерс" Mk II* экспозиции британского. Музея бронетанковой техники в Бовингтоне Эти фото преоставил редакции журнала "Техника и вооружение" наш постоянный читатель Уве Харнах из Швейцарии. Подробный рассказ об истории создания и применения 12 тонных танков

Из книги автора

«ВИККЕРС «6-ТОННЫЙ» История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт – даже история бронетанковой техники изобилует

Конец 20-х годов оказался довольно мрачным временем для английского танкостроения в целом и фирмы Vickers в частности. 9 мая 1928 года умер главный конструктор компании сэр Джордж Томас Бакхем. Примерно в это же время заказы на новые танки начинают сходить на нет. Новые машины фирмы - A1E1 Independent и A6 Medium Tank - оказались не самыми удачными. Между тем, Vickers наконец получила первый опыт поставок танков на экспорт, продав Medium Tank Mk . C в Японию. Следующим за рубеж (в Ирландию) ушёл Medium Tank Mk . D , да и Medium Tank Mk.II тоже заинтересовал зарубежных заказчиков.

Это подтолкнуло компанию, в 1927 году объединившуюся с Sir W G Armstrong Whitworth & Company в Vickers-Armstrongs Limited, к дальнейшей работе по созданию чисто экспортных танков. В результате появился танк Vickers Mk.E - машина, золотыми буквами вписавшая своих создателей и фирму Vickers вообще в историю мирового танкостроения.

Свежая кровь

После окончания Первой мировой войны и неизбежного сокращения вооружённых сил британские офицеры, лишённые возможности строить дальнейшую военную карьеру, по-разному решали свою судьбу. Некоторые из них пробовали свои силы в автомобилестроении. Среди них был и Джон Карден (John Valentine Carden), дослужившийся в армии до звания капитана. Ещё до войны он занимался крошечными автомобильчиками, а после неё занялся спортивными машинами. Впрочем, особого успеха на этом поприще ему достичь не удалось.

То же увлечение было у ещё одного капитана британской армии, Вивиана Лойда (Vivian Graham Loyd). Два талантливых инженера познакомились в 1923 году. Вместе они решили уйти из автомобилестроения, которое к тому времени было переполнено мелкими фирмами, и перейти на производство военной продукции.

Узел подвески, разработанной Джоном Карденом и широко применявшаяся на танках Vickers

В 1925 году была открыта фирма Carden-Loyd. Подобно Гиффорду Мартелю (Giffard Le Quesne Martel), ещё одной ключевой фигуре английского танкостроения, Карден и Лойд решили попытать счастья, создав одноместную колёсно-гусеничную танкетку . Вслед за созданными ими тремя опытными одноместными танкетками последовали двухместные Carden-Loyd Mk.IV/Mk.V.

Результатом работы талантливых конструкторов стала эпохальная машина – танкетка Carden-Loyd Mk.VI, которая разошлась огромным для своего времени тиражом в 450 с лишним экземпляров. Детище Кардена и Лойда оказалось эталонным для такого класса боевых машин, как танкетки, и послужило базой для создания аналогичных конструкций в целом ряде стран. Помимо прочих ноу-хау, эта машина оказалась первым серийным танком, в котором трансмиссия размещалась в носовой части корпуса.


Опытный образец 6-тонного танка Vickers с двигателем Dorman

Помимо строительства танкеток, фирма Carden-Loyd занималась инжинирингом. С 1926 года начинается её плотное сотрудничество с Vickers. Сотрудничество это оказалось крайне продуктивным и взаимовыгодным. Маленькая фирма обзавелась покровительством со стороны оружейного гиганта, а Vickers-Armstongs получила в своё распоряжение перспективные разработки Carden-Loyd.

Наибольший интерес представляла гусеничная ходовая часть, в разработке которой Джон Карден достиг больших успехов. Им была разработана балансирная схема с опорными катками довольно большого диаметра и рессорной подвеской. Эта схема оказалась очень удачной при использовании на лёгких танках.

Карден разработал и другую балансирную подвеску. В ней использовалась четырёхкатковая схема (2 тележки по 2 опорных катка малого диаметра в каждой) с полурессорами в качестве упругого элемента. Благодаря такой схеме лёгкий танк получал по 8 опорных катков на борт, что было целесообразно для боевых машин, которые в основном использовались не на дорогах, а на пересечённой местности.

Подвеска Кардена получилась довольно компактной и простой в эксплуатации. Такую ходовую часть, в случае чего, мог обслуживать механик квалификации ниже средней. Оставалась самая мелочь – создать танк с такой ходовой частью.

Малый триплекс

Разработка нового лёгкого танка осложнялась тем, что английская армия в нём не нуждалась. В то время концепция английских механизированных частей подразумевала использование тяжёлых танков (A1E1 Independent) как машин прорыва, которые должны были поддерживать средние танки с пушечно-пулемётным вооружением (Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II). Третьим «звеном» в этой системе были танкетки (Carden-Loyd Mk.VI). Лёгким танкам поддержки пехоты вроде Renault FT в этой концепции места просто не было. Естественным выходом из ситуации была разработка танка на экспорт.


Эта же база послужила основой для артиллерийского тягача

Несмотря на то что словосочетания «Carden-Loyd» нет в названии танка, который в итоге появился на свет, в значительной степени своим созданием он обязан именно этой фирме. Речь идёт не только о ходовой части, но и о компоновке новой машины. За её основу была взята компоновка танкетки Carden-Loyd Mk.VI, при этом двигатель переместился из боевого отделения в кормовую часть.

В качестве силовой установки было решено применить 80-сильный двигатель водяного охлаждения фирмы Dorman, довольно широко использовавшийся разными автомобильными фирмами. Механика-водителя конструкторы разместили справа по ходу движения. В исходном варианте его люк состоял аж из пяти секций. Подбашенную коробку танка при необходимости можно было демонтировать.


Артиллерийский тягач, оснащённый двигателем Armstrong-Siddeley

Экспериментальный танк, который первоначально назывался 6-ton Tank Experimental Vehicle, был весьма необычно вооружён. В то время лёгкие танки, как правило, имели одноместную башню, в которой был установлен либо пулемёт, либо малокалиберная пушка. В новом английском танке башен было две, и обе они оснащались станковыми пулемётами Vickers.

Подобная схема вооружения однозначно говорила о предназначении машины. По задумке инженеров Vickers, новый лёгкий танк создавался как «чистильщик окопов». Благодаря наличию двух башен он мог вести огонь одновременно в две стороны. Кроме того, при необходимости обе башни могли сконцентрировать огонь на одной точке либо впереди, либо позади танка. При боевой массе в 6 тонн и экипаже из 3 человек новый лёгкий танк имел такие же бронирование и скорость, как Vickers Medium Tank Mk.II.


Как можно заметить, название «Vickers-Armstrongs 6 ton tank» использовалось вполне официально

В дополнение к танку одновременно на его базе был создан артиллерийский тягач . «Рецепт» его изготовления оказался предельно простым: подбашенная коробка с башней снимались с танка, впереди устанавливался щиток со смотровым окошком, а в боевом отделении крепились сидения.

Как раз на тягаче инженеры Vickers-Armstrongs решили опробовать мотор собственной конструкции. Двигатель Armstrong-Siddeley имел воздушное охлаждение. В целом это была вполне обычная рядная «четвёрка», причём той же мощности, что и мотор Dorman. Но с её компоновкой был один существенный нюанс. С целью снизить высоту моторного отделения двигатель конструкторы разместили горизонтально, прикрыв сверху масляным радиатором. В результате высота моторного отделения стала значительно меньше.

Испытания, проведённые на опытном тягаче, показали состоятельность такой идеи, и от мотора Dorman создатели машины отказались. Таким образом, в 1929 году облик нового лёгкого танка сформировался окончательно. К этому же времени была немного переделана ходовая часть, в том числе подвеска и траки. Разработанная Карденом и Лойдом конструкция оказалась поистине революционной. Ресурс гусеницы составил 4800 км, что для того времени было поистине фантастическим показателем.


Vikcers Mk.E Type A в финальной конфигурации

Потенциальным заказчикам танк предлагался под двумя обозначениями. Помимо вполне официально использовавшегося Vickers-Armstrongs 6 ton tank (в русском варианте - «Виккерс 6-тонный»), применялся и другой индекс – Vickers Mk.E. Иные конспирологи расшифровывают E как «Export», но никакого отношения к действительности такая версия не имеет. Буква E просто идёт следующей после D, а танк с таким названием - Vickers Medium Tank Mk.D - уже существовал.

Базовой версией танка стал Vickers Mk.E Type A, имевший две пулемётные башни. По сравнению с прототипом, форма его башен была изменена, а пулемёты получили бронированные кожухи. Надо сказать, что обозначение «6-тонный» было верным лишь отчасти, поскольку даже первый вариант смело перешагнул эту отметку, достигнув массы в 6,6 тонны.

За дополнительную плату производитель предлагал установить на танк радиостанцию с антенной позади башен, при этом боезапас пулемётов снижался с шести до четырёх тысяч патронов.


Специальное устройство для преодоления окопов, разработанное венгерским конструктором Николасом (Миклошом) Штраусслером

Именно эта модификация стала первым танком, принёсшим по-настоящему серьёзный коммерческий успех Vickers-Armstrongs на зарубежном рынке. В 1930 году 15 танков заказала советская закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА (УММ) Халепским. Обошёлся каждый танк в 4200 фунтов стерлингов. Вряд ли эта сделка обрадовала поляков, которые познакомились с Vickers Mk.E ещё в 1927 году, когда тот только проектировался. В результате Польша приобрела 38 таких машин.

Ещё один Type A ушёл в Грецию, по одному двухбашенному танку купили Боливия и Португалия. Также с целью изучения по одному танку приобрели японцы и американцы. Продажа 58 танков – это очень даже неплохо, особенно в условиях мирового финансового кризиса и не спешащей с новыми заказами британской армии.


Vickers Mk.E Type B на вооружении армии Гоминьдана

В 1930 году зарубежным покупателям была предложена следующая версия танка – Vickers Mk.E Type B. Боевая масса этой модификации «Виккерса 6-тонного» превысила отметку 7,2 тонны. Главным её отличием стало то, что вместо двух пулемётных башен танк получил одну, смещённую влево от продольной оси. Смещена башня была для того, чтобы её экипаж не мешал механику-водителю. Кроме того, благодаря этому решению ногам наводчика и командира не так мешал передаточный вал, идущий над полом от двигателя к трансмиссии.

Внутри двухместной башни конической формы конструкторы разместили короткоствольную 47-мм пушку Vickers QF. С пушкой был спарен пулемёт Vickers. Несмотря на скромную длину ствола, бронебойный снаряд 3-фунтовой пушки пробивал с дистанции в 500 метров броню толщиной 25 мм. Этого вполне хватало для уверенного пробития брони практически всех танков того периода, включая французский Renault NC , также поставлявшийся на экспорт. В боекомплект 47-мм пушки кроме бронебойных входили и осколочно-фугасные боеприпасы, что было необычным для английского танкового вооружения того периода.


Танк 3-й серии с забашенной нишей, в которой находилась радиостанция

Примерно в это же время потенциальным покупателям, возможно, был предложен весьма специфичный вариант, известный как Vickers Mk.E Type C. Представлял он собой Type A с установленными в лобовом и кормовом листах 37-мм противотанковыми пушками. Впрочем, поскольку даже схем этой машины не сохранилось, есть подозрение, что существовала она только в чьём-то воображении. В пользу этого говорит и тот факт, что пушки калибром 37 мм на английских танках не использовались в принципе.

Экспортные вариации

Первыми Vickers Mk.E Mk.B заказали греки, получившие свой танк в августе 1931 года. Следующими оказались боливийцы, заказавшие 2 танка . Ещё 2 танка получил Сиам (Таиланд), по одной машине заказали финны и португальцы.

Впрочем, это была лёгкая разминка по сравнению с тем, что началось в 1934 году. У Vickers-Armstrongs появился крупный, во всех смыслах этого слова, клиент – Китай. Первые 12 Vickers Mk.E Type B были заказаны китайцами в марте 1934 года. Всего же ими было заказано 20 танков в трёх сериях. Начиная со второй серии, в башне танка появилась кормовая ниша, в которую устанавливалась радиостанция. Ещё 8 танков в варианте Mk.B заказала Болгария. В дополнение к этому Польша приобрела 22 башни для переделки части закупленных ранее танков первой модификации.


Vickers Mk.F на испытаниях, 1934 год

Между тем инженеры Vickers-Armstrongs не сидели на месте. При всех плюсах двигателя воздушного охлаждения у него был один существенный минус – перегрев, который был довольно частым явлением. Здесь сказывались компактные размеры силового отделения, что создавало проблемы для эффективного охлаждения.

Простым и одновременно радикальным решением проблемы с охлаждением стала замена силовой установки. Новый двигатель нашёлся довольно быстро, им стал 120-сильный Rolls-Royce Phantom II. Разместить рядный 6-циллиндровый мотор объёмом 7,67 литров в существующем силовом отделении было нереально, поэтому конструкторы пошли на хитрость. Двигатель оказался прямо в боевом отделении, слева по ходу движения. Из-за этого башню пришлось смещать вправо и максимально назад, чтобы не мешать механику-водителю.

Кроме того, в верхнем лобовом листе корпуса, с левой стороны, появился воздухозаборник. Глушитель с кормового листа корпуса перекочевал на левую сторону подбашенной коробки.


Продольный разрез Vickers Mk.F. Хорошо видна разница в компоновке с Vickers Mk.E

В 1934 году опытный образец танка, получившего обозначение Vickers Mk.F, был испытан бельгийцами, для которых он изначально предназначался. От идеи разместить большой, шумный и горячий мотор в боевом отделении заказчики не пришли в восторг. Кроме того, охлаждение нового двигателя всё равно оставляло желать лучшего, а воздухозаборник в лобовой части корпуса оказался превосходной мишенью. Бельгийцы отказались от Vickers Mk.F.

Впрочем, у Vickers-Armstrongs нашлась альтернатива, которая их, в конечном итоге, устроила. Но это уже другая история.


На лобовом листе корпуса появился большой воздухозаборник

Несмотря на столь печальный итог, история Vickers Mk.F имела продолжение. Корпус танка этой модификации инженерам так понравился, что было принято решение о его внедрении в серийное производство. В переделанном моторном отделении нашлось место для штатного мотора Armstrong-Siddeley, а охлаждение улучшилось. Кроме того, боевое отделение стало заметно просторнее.


Финский Vickers Mk.E Type B, имеющий корпус по типу Vickers Mk.F

Именно такие танки англичане поставили в Финляндию. 20 июля 1936 года финны заказали 32 Vickers Mk.E Type B. Нередко эти машины путают с Vickers Mk.F, хотя это были именно Mk.E с моторами Armstrong-Siddeley. 12 точно таких же танков в 1938 году заказал Сиам , но до заказчика в этом случае добрались только 8 машин.

На службе со второй попытки

Как уже упоминалось, в системе вооружения британской армии для Vickers Mk.E места не было. Несмотря на это, английские военные всё же протестировали опытный образец танка, а заодно и тягач на его базе. Двухбашенная пулемётная машина не впечатлила военных, не убедила их и цена, составлявшая половину от стоимости Medium Tank Mk.II. Продать Vickers Mk.E «своей» армии так и не удалось. Как и в случае с бельгийцами, заинтересовать английских военных удалось совсем другим, гораздо более лёгким танком, также разработанным при участии Carden-Loyd.


Серийный образец артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV

Неудача с испытаниями опытного Vickers Mk.E, между тем, не означала, что машинам на его базе полностью закрыта дорога в английскую армию. Тягач, испытанный в 1930 году, было предложено доработать. В 1932 году появился сильно переработанный артиллерийский тягач, получивший обозначение Vickers B12E1. За счёт смещения места механика-водителя вперёд объём салона машины значительно вырос. Тем не менее, и эту машину военные забраковали.

В конце концов появилась сильно переработанная машина - Dragon, Medium Mk.IV. Вместо мотора Armstrong-Siddeley на неё был установлен 90-сильный двигатель фирмы AEC. По бортам появились укладки для снарядов, довольно много переделок оказалось и в салоне. Британская армия заказала 12 таких машин. Серийные Dragon, Medium Mk.IV немного отличались от прототипа. Основным их назначением стала перевозка 60-фунтовых (127-мм) орудий.

К слову, этот тягач оказался единственной машиной из семейства Vickers Mk.E, которая реально повоевала в составе британской армии. В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британского экспедиционного корпуса) во Францию, где и остались после эвакуации в июне 1940 года. Владельцами тягачей стали немцы.

Кроме того, 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки – Китай.

Очень похожей на Dragon, Medium Mk.IV была зенитная самоходная установка, которую заказал Сиам. Туда ушло 26 машин, вооружённых 40-мм автоматическими зенитными орудиями Pom-Pom.


Vickers Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986

С Сиамом связана ещё одна история. Как уже упоминалось выше, в 1938 году из этой страны поступил заказ на 12 Vickers Mk.E Type B. 4 танка с серийными номерами V.A.E.1983–1986 так туда и не попали. В июне 1940 года, когда BEF при эвакуации из Франции потерял большую часть матчасти, в том числе танки, английские военные стали лихорадочно искать любые машины для замены. На глаза попались те самые четыре Vickers Mk.E из сиамского заказа. Эти танки немедленно были определены в британскую армию. Машины, получившие WD-номера 10674–10677, были включены в состав 44-го королевского танкового полка.

В этой части танки, использовавшиеся как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Таким образом, Великобритания, родина танка Vickers Mk.E, стала последней страной, принявшей его на вооружение. Один из этих танков , с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне. На танк нанесён камуфляж, в который красили машины по китайскому заказу, хотя на самом деле он носил тактические знаки британской армии.

Танк Vickers Mk.E оказал огромное влияние на мировое танкостроение. Он стал отправной точкой для создания американского Light Tank T1E4 - прародителя подавляющего большинства американских танков и САУ, появившихся между 1933 и 1944 годами. Примерно такое же воздействие Vickers Mk.E оказал и на японское танкостроение. Фактически, все японские танки, разработанные с начала 30-х годов, включая Тип 95 Ха-го , являются «потомками» английской машины. Похожим образом сложилась ситуация с итальянскими средними и даже тяжёлыми танками военного периода. Британская родословная польского 7TP и советского Т-26 настолько известна, что о них можно было даже и не упоминать. В этом свете неожиданным выглядит тот факт, что, за исключением нескольких предвоенных лёгких танков, на английское танкостроение Vickers Mk.E практически не повлиял.

Для описания такого знакового танка, как Vickers Mk.E, и его карьеры одной статьи явно мало. Помимо влияния, оказанного на мировое танкостроение, есть у него и другие заслуги. «Виккерс 6-тонный» оказался самым повоевавшим танком межвоенного периода. Его боевая карьера началась в 1933 году, а закончилась в конце 40-х. О превратностях судьбы Vickers Mk.E в армиях ряда государств будет рассказано в следующих материалах.

Источники и литература:

  • Vickers 6-ton Mark E/F vol.II, Janusz Ledwoch, Wydawnictwo Militaria 325, 2009
  • Архив автора

Британский основной боевой танк Виккерс появился на свет не так, как большинство других. Его создание было частной инициативой фирмы, рассчитывающей создать недорогой, простой, но современный ОБТ , который найдёт своих покупателей в других странах.

Для такой задачи решили использовать максимальное количество компонентов танков Центурион и Чифтен. Их применение позволяло сократить цену, понизить риски неудачных решений и обеспечить новую машину достаточным количеством необходимых узлов и агрегатов.

Танк для экспорта

Разработка началась в 1960 году, а в 1961 новинкой заинтересовалась Индия, чьи пожелания позже немного изменили конструкцию ОБТ.

Прежде всего следовало снизить массу машины до 38 тонн и установить мощное 105 мм орудие L7A1.

После согласования деталей проекта было достигнуто соглашение о производстве нового ОБТ для Индии и помощи в постройке завода на её территории.

Уже в 1963 году был собран первый прототип, который отправился на испытания в Индию, через год появился второй, оставшийся на полигоне в Англии.

Поставка первой серии произошла в 1965 году, а завод в индийском городе Авади, производящий Виккерс Мк 1, заработал в 1966 году.

Получив название Виджаянта - победитель в переводе, машина была произведена в количестве 2200 единиц.

Позже 70 ОБТ были переданы Кувейту, где даже смогли повоевать, причём очень неудачно.

Конструкция

ОБТ создавался по классической схеме, предполагавшей моторно-трансмиссионное отделение сзади, отделение управления спереди и боевое отделение между ними.

Поскольку при создании танка был важен минимальный вес, защита оказалась сильно уступающей британскому Чифтен.

Зато дизельный шестицилиндровый двигатель Leyland L60 мощностью 640 л.с. легко справлялся с 38 тоннами, разгоняя до 50 км/ч, а топлива хватало на 530 километров.

Виккерс Мк 1 был оборудован планетарной коробкой передач с 6 ступенями вперёд и 2 назад, позаимствованной, как и двигатель, у Чифтена.

Подвеска имела шесть обрезиненных катков, три поддерживающих и ведущие колёса сзади с телескопическими гидравлическими амортизаторами и торсионной подвеской.

Корпус сваривался из катанной брони и обладал толщиной лобового листа всего 80 мм, бортовых 60 мм и 20 мм сзади.

Спереди справа находился механик-водитель, а его кресло могло фиксироваться в выдвинутом вверх положении, значительно улучшая обзор на марше.

Для наблюдения в бою имелся широкоугольный перископ, заменяемый в темноте на прибор ночного видения.

С левой стороны располагались 25 снарядов из всего 44.

Трёхместная башня имела нетипичную для своего времени форму, поскольку сваривалась, как и корпус. Такое решение было связано с тем, что танк максимально адаптировался для производства в любых странах-заказчиках, например, не обладающих технологией литья.

Лишь маска орудия выполнялась литой, сам лоб башни имел толщину, равную корпусу - 80 мм брони, борта около 40-60 мм и задняя часть 40 мм.

Командир имел свою башенку с шестью перископами, основным прибором наблюдения и люком, и располагался справа от орудия вместе с наводчиком.

Заряжающий сидел слева от орудия и имел свой люк, состоящий из двух частей.

Основным вооружением являлось орудие L7A1, использующее подкалиберные снаряды с начальной скоростью полёта снаряда 1470 м/с и фугасные со скоростью 730 м/с.

Также имелся спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт с боекомплектом 500 патронов, зенитный 7,62 мм пулемёт на крыше башни и ещё один 12,7 мм, использующийся как против слабо защищённых целей, так и в качестве пристрелочного в случае повреждения дальномера. Их общий боекомплект состоял из 3000 патронов.

Также на каждую сторону башни крепился блок из 6 дымовых гранатомётов.

Модификации

Танк получил несколько модификаций помимо упомянутой Виджаянты.

Виккерс Мк 2 был создан в единственном экземпляре, его отличия заключались в двух установках противотанковых управляемых ракет Swingfire.

Виккерс Мк 3 появился в 1875 году, получил двигатель Detroit Diesel 12V-71T мощностью 720 л.с, стабилизацию орудия, 50 снарядов в боекомплекте, новую систему управления огнём EFCS 600 и лазерный дальномер Simrad LV352. Его производство началось в 1978 году, некоторое количество закупили Кения и Нигерия, позже модификация для Индии Виккерс Мк3 (I) получила усовершенствованные подвеску и трансмиссию, а Виккерс Мк 3 (M) для Малайзии - более современную систему управления огнём и еще некоторые изменения.

Виккерс Мк 4 был разработан в 1977 году и получил название Valiant, а в 1980 создан единственный опытный экземпляр. Его планировали экспортировать, установив новую башню под названием "универсальная башня" и защитив её неким "адаптивным бронированием".

Эта башня позволяла выбирать между 105 мм L7 английским, 120 мм английским L11A5, 120 мм немецким Rh L44 и 120 мм французским GIAT CN-120 F1 орудиями.

Дополнительно установили новую систему управления огнём Centaur от итальянской компании Marconi.

Виккерс Мк 7 часто называют очередной модификацией, однако, в нём осталось совсем немного сходства со своими предшественниками.

Эпилог

Единственным боевым применением британского ОБТ стала оборона Кувейта в 1990 году против Ирака.

Около 70 Виккерс Мк 1, сильно устаревших на тот момент, были уничтожены, а немногие уцелевшие оказались в Саудовской Аравии, где и были списаны.

ОБТ Виккерс хоть и не подходил британской армии, предпочитавшей броневую защиту всему остальному, получился весьма удачным танком, особенно учитывая то, что фирма его создавала по своей инициативе. Этот факт подтверждают большое количество произведённых танков и долгий срок их службы.

Легкий танк «Виккерс-6 тонн»

Этот танк был разработан, как уже упоминалось, в инициативном порядке фирмой «Виккерс» в 1929 году в пулеметном и пушечном вариантах.

Фирма предусматривала возможность создания на его базе серии машин: арт-тягача, зенитной самоходной установки, истребителя танков с 47-мм пушкой и т.д.

Все страны, строившие танки по этому типу, скоро отказались от двухбашенной компоновки, предложенной англичанами, считавшими, что эти машины станут поражать только живую силу. Возобладало мнение, что и легкий танк должен обладать вооружением, пригодным для борьбы и с равноценной техникой. Конструкция «Виккерс-6 тонн» была проста: клепаные корпус и башня из броневых катаных листов; в ходовой части по две тележки с четырьмя опорными обрезиненными катками малого диаметра на листовых рессорах; двигатель воздушного охлаждения с горизонтально расположенными цилиндрами, уменьшившими высоту моторного отделения. Танк имел сухой многодисковый фрикцион, механическую коробку передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами. В башнях для горизонтальной наводки имелся ручной привод.

Оригинальных «Виккерс-6 тонн» англичане выпустили лишь несколько десятков в 1929 – 1930 годах.



Рекомендуем почитать

Наверх