Виккерс 6 тонный альтернативная модернизация. Vickers Mk.E Пехотный танк

Здоровье 27.06.2019
Здоровье

История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт - даже история бронетанковой техники изобилует подобными ситуациями. Один из таких примеров - судьба английского танка "Виккерс-Армстронг" Мк.Е, более известного под названием "Виккерс 6-тонный".

Он был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй - 47-мм пушкой. Ни тот, ни другой варианты никакого интереса у британских военных не вызвали. Наверное, на этом и была бы поставлена точка в судьбе новой боевой машины, но...

В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый танк, который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году "Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА", предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930 (см. "М-К" № 5"92), а для последних как нельзя лучше подходил "Виккерс-Армстронг" Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные "виккерсы". К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы.

В СССР танк приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) - 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе "Большевик" (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода "Большевик" вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), "двадцать шестой" также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии.

Целью этой статьи не является подробный рассказ о танке Т-26, тем более что "Моделист-конструктор" уже освещал эту тему (см. "М-К" № 9"81). Более интересным для читателя будет рассказ о судьбе "виккерсов" в армиях других стран, хотя к Т-26 волей-неволей придется еще вернуться.

Следующим по времени заказом на "6-тонный" стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.

Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство "виккерсов", стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов "Гочкис" wz.14. Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации.

Довольно капризный карбюраторный двигатель "Армстронг-Сиддлей" был заменен дизелем "Заурер" мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "Браунинг" wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski).

Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма "Бофорс" разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.

Тем временем "расползание" "виккерсов" по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины - двеоднобашенных и одну двухбашенную - заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными "виккерсами" на Латиноамериканском континенте, а кроме того - первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских "виккерса". Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны - Асунсьоне.

В феврале - марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд (тогда эта страна называлась Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси "6-тонного" с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат "пом-пом".

В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем "Роллс-Ройс".

Двадцать однобашенных машин модели F в 1934-1936 годах закупил и Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни - в ней устанавливалась радиостанция. В 1938 году восемь однобашенных "виккерсов" закупила Болгария.

В США, Японию и Италию "6-тонные" не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному "Виккерс А" находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.

Самая же богатая "коллекция" "виккерсов" имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "таиландскими" танками они были единственными "6-тонными", состоявшими на вооружении британской армии.

Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции "Маркони" SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы "Гочкис". И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков "Рено" FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо "Гочкисов" установили пистолеты-пулеметы "Суоми" калибра 9 мм. Именно в таком виде финские "виккерсы" пошли в бой против своих советских "собратьев" - танков Т-26.

После "зимней войны" 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы "Суоми" также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд "родных" английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е! Внешне модернизированный таким образом "виккерс" действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е - к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года.

Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года - двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной - с 45-мм пушкой. В период "зимней войны" были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года.

В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ - в корпусе.

Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.

Еще одной страной, имевшей на вооружении как "виккерс", так и Т-26, был гоминьдановский Китай. О поставках "виккерсов" уже упоминалось; из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 "двадцатьшестых".

Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26.

В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.

Таким образом, в 30-40-х годах танки "Виккерс 6-тонный" всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой "Виккерс-Армстронг" было изготовлено 153 танка, заводом "Урсус" в Варшаве - 139 и, наконец, заводом "Большевик" в Ленинграде - более 12 тысяч танков

Тактико-техническая характеристика танка "Виккерс-Армстронг"

Назначение

Непосредственная поддержка пехоты

Тип

Легкий с пулеметным вооружением

Год выпуска

1930

Боевая масса, кг

6655

Экипаж, чел.

Макс. скорость,км/ч

Вооружение

2 7,62-мм пулемета "Виккерс"

Боекомплект

Противопульное: 5 - 13 мм;

Тип двигателя

"Армстронг-Сиддлей"
4 цил., возд. охлаждения

Мощность двигателя

80 л. с. при 2000 об/мин

Запас хода по топливу по шоссе, км

Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота

4500
2286
2180

История танка (1916 – 1996) Шмелев Игорь Павлович

Легкий танк «Виккерс-6 тонн»

Легкий танк «Виккерс-6 тонн»

Этот танк был разработан, как уже упоминалось, в инициативном порядке фирмой «Виккерс» в 1929 году в пулеметном и пушечном вариантах.

Фирма предусматривала возможность создания на его базе серии машин: арт-тягача, зенитной самоходной установки, истребителя танков с 47-мм пушкой и т.д.

Все страны, строившие танки по этому типу, скоро отказались от двухбашенной компоновки, предложенной англичанами, считавшими, что эти машины станут поражать только живую силу. Возобладало мнение, что и легкий танк должен обладать вооружением, пригодным для борьбы и с равноценной техникой. Конструкция «Виккерс-6 тонн» была проста: клепаные корпус и башня из броневых катаных листов; в ходовой части по две тележки с четырьмя опорными обрезиненными катками малого диаметра на листовых рессорах; двигатель воздушного охлаждения с горизонтально расположенными цилиндрами, уменьшившими высоту моторного отделения. Танк имел сухой многодисковый фрикцион, механическую коробку передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами. В башнях для горизонтальной наводки имелся ручной привод.

Оригинальных «Виккерс-6 тонн» англичане выпустили лишь несколько десятков в 1929 – 1930 годах.

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

ЛЕГКИЙ ТАНК ТММ-1 Состояние создан в 1931 году.Разработчик з-д. им. ВорошиловаИзготовитель. з-д. им. ВорошиловаПроизводство. опытный образецБоевая масса, т 8,0Длина, мм:– с пушкой вперед. 4610– корпуса 4610Ширина, мм 2256Высота по крышу башни, мм. 2085Клиренс, мм. 352Ср. уд. давление на

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26-4 Состояние создан в 1937-38 гг.разработчик з-д. им. ВорошиловаИзготовитель з-д. им. ВорошиловаПроизводство небольшая сериябоевая масса, т 9,7Длина, мм:– с пушкой вперед 4620– корпуса 4620Ширина, мм 2445Высота по крышу башни, мм. 2500Клиренс, мм. 380Ср. уд. давление на

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 1 автора Брызгов В.

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-34 Состояние создан в 1934 году Производство опытные образцыБоевая масса, т 4,6Длина, мм:– с пушкой вперед. 3600– корпуса 3600Ширина, мм 2000Высота по крышу башни, мм. 1850Клиренс, мм. 300Ср УД. давление на грунт, кг/см #178; 0,38 Преодолеваемые препятствия:– подъем, град.

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 2 автора Брызгов В.

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60 Состояние принят на вооружение в 1941г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель. з-ды NN 37,38,264,ГАЗПроизводство. серия 1941-42гг.Боевая масса, т 5,8-6,4Длина, мм:– с пушкой вперед 4100– корпуса 4100Ширина, мм 2392Высота по крышу башни, мм 1750Клиренс, мм 300Ср. уд. давление на грунт,

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 3 автора Брызгов В.

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-70 Состояние принят на вооружение в 1942 году.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель. ГАЗПроизводство серияБоевая масса, т 9,2Длина, мм:– с пушкой вперед 4285– корпуса 4285Ширина, мм 2420Высота по крышу башни, мм 2040Клиренс, мм. 300Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178;

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-70М Состояние принят на вооружение в 1942 году.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель ГАЗ и др. заводыПроизводство. серия с сент.1942 г.Боевая масса, т. 9,8Длина, мм:– с пушкой вперед 4285– корпуса. 4285Ширина, мм 2420Высота по крышу башни, мм. 2045Клиренс, мм. 300Ср. уд. давление на

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-80 Состояние принят на вооружение в 1943 году.Разработчик. Маш. з-д. МоскваИзготовитель Маш. з-д. МоскваПроизводство. серия с 1943 г.Боевая масса, т 11,6Длина, мм:– с пушкой вперед 4285– корпуса. 4285Ширина, мм 2500Высота по крышу башни, мм 2170Клиренс, мм. 300Ср. уд. давление

Из книги автора

Легкий танк Мк VI (А. 5) Трехместный легкий танк Мк VI фирма «Виккерс- Армстронг» производила с 1935 по 1940 год Он оснащался подвеской типа Картмана. Четыре его модификации незначительно отличались устройством башни и ходовой части. Наиболее многочисленными были Мк VIВ: 108 из 321

Из книги автора

Легкий танк Pz-I К 1933 году несколько немецких фирм спроектировали легкий 5-тонный танк. Лучшим признали крупповский. 15 предсерийных машин, еще без башен, испытали весной 1934 года, и в июле танк пошел в серийное производство под маркой Pz- IA. Он имел смешанную подвеску ходовой

Из книги автора

Легкий танк Pz-II В июле 1934 года фирме MAN поручили разработку легкого танка с 20-мм пушкой. Прототип был готов в октябре 1935 года. К производству подключили фирму «Даймлер-Бенц», и к началу 1936 года 10 предсерийных машин сдали на войсковые испытания. Вскоре их дополнила серия из 25

Из книги автора

Легкий танк Lt-35 (S-IIА) Его разработала фирма «Шкода» (заводское обозначение S-IIA или Т-11) в 1935 году и приняли на вооружение в качестве танка сопровождения пехоты. На нем применили немало новшеств, появившихся на иностранных образцах гораздо позже. Ведущее колесо

Из книги автора

Легкий танк 7ТР После покупки в Англии в 1930 году «Виккерс-бт» поляки решили строить на его основе собственные танки. Первые два прототипа двухбашенного танка были готовы в 1933 году, одновременно на базе «Виккерс-Е» коструировали артиллерийский тягач.Существенным отличием

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-80 Разработан в 1940 году. Выпущена опытная партия. На вооружении не состоял. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 11,6Численность экипажа, чел 3Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм.. 4285x2500x2175Вооружениепушка, шт.. 1калибр,

Из книги автора

АНГЛИЙСКИЙ ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК "ВИККЕРС-КАРДЕН-ЛОЙД" Разработан в 1930 году фирмой "Виккерс-Армстронг". Выпускался серийно с. 1931 г. Состоял на вооружении армии Великобритании. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 3Численность экипажа, чел.

Из книги автора

АНГЛИЙСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК "ВИККЕРС-АРМСТРОНГ" Разработан в 1936 году фирмой Виккерс-Армстронг". Выпускался серийно с 1937 г. Состоял на вооружении армии Великобритании. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 4,2Численность экипажа, чел 2Габаритные

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК T-IA Разработан в 1935 году фирмой "Крупп". Выпускался серийно с 1935 по 1939 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях во время войны в Испании и во второй мировой войне.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 6Экипаж, чел..

Виккерс 6-тонный

Виккерс 6-тонный



Виккерс 6-тонный". ">
История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт - даже история бронетанковой техники изобилует подобными ситуациями. Один из таких примеров - судьба английского танка "Виккерс-Армстронг" Мк.Е, более известного под названием "Виккерс 6-тонный".
Он был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном () и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй - 47-мм пушкой. Ни тот, ни другой варианты никакого интереса у британских военных не вызвали. Наверное, на этом и была бы поставлена точка в судьбе новой боевой машины, но...
В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый , который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году "Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА", предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930 (см. "М-К" № 5"92), а для последних как нельзя лучше подходил "Виккерс-Армстронг" Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные "виккерсы". К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы.
В СССР танк приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) - 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе "Большевик" (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода "Большевик" вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), "двадцать шестой" также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии.
Целью этой статьи не является подробный рассказ о танке Т-26, тем более что "Моделист-конструктор" уже освещал эту тему (см. "М-К" № 9"81). Более интересным для читателя будет рассказ о судьбе "виккерсов" в армиях других стран, хотя к Т-26 волей-неволей придется еще вернуться.
Следующим по времени заказом на "6-тонный" стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.
Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство "виккерсов", стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов "Гочкис" wz.14. Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации.
Довольно капризный карбюраторный "Армстронг-Сиддлей" был заменен дизелем "Заурер" мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "Браунинг" wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski).
Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма "Бофорс" разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.
Тем временем "расползание" "виккерсов" по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины - двеоднобашенных и одну двухбашенную - заказала Боливия. Эти оказались первыми и единственными "виккерсами" на Латиноамериканском континенте, а кроме того - первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских "виккерса". Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны - Асунсьоне.
В феврале - марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд (тогда эта страна называлась Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой "6-тонного" с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный "пом-пом".
В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем "Роллс-Ройс".
Двадцать однобашенных машин модели F в 1934-1936 годах закупил и Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни - в ней устанавливалась радиостанция. В 1938 году восемь однобашенных "виккерсов" закупила Болгария.
В США, Японию и Италию "6-тонные" не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному "Виккерс А" находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.
Самая же богатая "коллекция" "виккерсов" имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "таиландскими" танками они были единственными "6-тонными", состоявшими на вооружении британской армии.
Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции " " SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы "Гочкис". И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков "Рено" FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо "Гочкисов" установили пистолеты-пулеметы "Суоми" калибра 9 мм. Именно в таком виде финские "виккерсы" пошли в бой против своих советских "собратьев" - танков Т-26.
После "зимней войны" 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы "Суоми" также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд "родных" английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е! Внешне модернизированный таким образом " " действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е - к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года.
Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года - двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной - с 45-мм пушкой. В период "зимней войны" были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года.
В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ - в корпусе.
Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.
Еще одной страной, имевшей на вооружении как "виккерс", так и Т-26, был гоминьдановский Китай. О поставках "виккерсов" уже упоминалось; из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 "двадцатьшестых".
Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26.
В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.
Таким образом, в 30-40-х годах танки "Виккерс 6-тонный" всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой "Виккерс-Армстронг" было изготовлено 153 танка, заводом "Урсус" в Варшаве - 139 и, наконец, заводом "Большевик" в Ленинграде - более 12 тысяч танков.


Тактико-техническая характеристика танка "Виккерс-Армстронг" Mk E
Библиография:
Моделист-Конструктор №11 за 1992 год

Энциклопедия танков . 2010 .


Смотреть что такое "Виккерс 6-тонный" в других словарях:

    Vickers Mk.1 Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 38,1 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Количество выпущенных, шт. более … Википедия

    Польский Vickers Mk.E (двухбашенный) Vickers Mk.E (двухбашенный) Классификация лёгкий танк Боевая масса, т … Википедия

    - … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Т 28 (значения) … Википедия

    Польский Vickers Mk E (двухбашенный) … Википедия

    Танки Vickers Medium Mk I на манёврах в Великобритании … Википедия

    Танк Vic … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Mk VI … Википедия

    Matilda Клас … Википедия

Книги

  • Советский средний танк Т-28. Основная боевая машина РККА , Коломиец Максим Викторович , История мирового танкостроения знает немного примеров, когда конструкторы использовали при проектировании боевых машин многобашенную схему (три и более башни). Наиболее известные из них - это… Серия:

September 23rd, 2011

Несмотря на общий индекс Т1 танки T1E4 и T1E6, выпущенные фирмой Cunningham в начале 1930-х гг., имели высьма опосредованное отношение к моделям Т1Е1-Т1Е3. Новая разработка создавалась под очевидным влиянием британского легкого танка Vickers 6 tonn (Vickers E), который не был принят на вооружение Королевским Танковым Корпусом, но нашел немало покупателей за границей. Более того, 6-тонный "виккерс" послужил прототипом для серии легких танков Т-26, производившихся в Советском Союзе тысячами, а также для польского легкого танка 7ТР и итальянского M14/41.



По замыслу создателей эта машина предназначалась для поддержки пехоты непосредственно на поле боя и по британской классификации "виккерс" являлся "пехотным танком", хотя его броня с трудом выдерживала обстрел из крупнокалиберного пулемета. Впрочем, в начале 1930 годов это не считалось большим недостатком и появление в Европе столь удачного танка не осталось не замеченным в США.

Простая и надежная конструкция, рациональная компоновка и отличный задел по модернизации определили успех схемы, как минимум, по обе стороны Атлантического океана.

За разработку отечественного аналога взялась фирма Cunningham, представившая в 1931 г. прототип легкого танка Т1Е4. Американский танк поддержки пехоты также имел клепаный корпус, собираемый из бронелистов толщиной 6-16 мм. Небольшой угол наклона имел только лобовой лист корпуса, в то время как остальные стыковались большей частью под прямым углом. Башня танка была выполнена цилиндрической с частично скошенным бронелистом крыши. Ходовая часть Т1Е4 во многом напоминала "виккерс". Применительно на один борт она состояла из восьми опорных катков малого диаметра сблокированных попарно в четыре тележки с эллиптическими листовыми рессорами, четырех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса с натяжным механизмом и заднего направляющего колеса. Экипаж танка состоял из трех человек. Вооружение - 37-мм пушка М1924 и 7,62-мм пулемет Browning M1919A4.

Испытания опытного образца Т1Е4, проходившие в 1932 г., не принесли желаемого результата. Штаб сухопутных сил к тому времени больше внимания уделял танку Т2, на котором также использовалась подвеска "виккерс", поэтому проект фирмы Cunningham не числился в разряде приоритетных. Прототип Т1Е6, появившися в скором времени, был лишь немного улучшенной модификацией Т1Е4, в связи с чем пехота отказалась от дальнейших работ над ним.

Т.о. эта интересная машина выпала из внимания советских специалистов. Зададимся следующими вопросами:

  • могла ли закупочная комиссия под руководством Иннокентия Халепского приобрести этот танк для вооружения РККА?
  • что нужно изменить, чтобы этот танк был приобретен?

Вот что пишет Михаил Свирин про поездку закупочной комиссии:

В 1930 г. с целью произвести закупки образцов бронетанковой техники из СССР отбыла закупочная комиссия под руководством нач. УММ И. Халепского и нач. инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.

Первой страной, куда прибыла комиссия, стала Великобритания - мировой лидер по производству бронетанковой техники тех лет. Наибольший интерес для УММ здесь представляла фирма «Виккерс-Армстронг», где согласно утвержденной в Москве программы надлежало купить образцы танкетки, малого танка, танка «Мидиум» («Виккерс» - 12-тонный) и большого танка («Индепендент»). Однако в единичном экземпляре, тем более - с документацией, фирма продавать что-то категорически отказалась. Поэтому в результате переговоров, проведенных начальником УММ и представителем компании «Аркос» с руководством «Виккерса», было приобретено танкеток (в наших документах - «танкетки ВКЛ») 20 экземпляров со сроками поставки: 5 - в мае, 4 - в июне, 4 - в июле, 4 - в августе и 3 - в сентябре. Малых шеститонных танков Mk А (в наших документах «В-26») было куплено 15 шт.

Главное внимание уделялось малому 6-тонному танку Мк А, так как он в основном отвечал принятой системе вооружений РККА. 12-тонные танки рассматривались специалистами комиссии как альтернатива Т-12/Т-24 (если с их производством вдруг возникнут какие-то проблемы). Ведь параметры подвижности 12-тонников как нельзя лучше отвечали соответствующим требованиям к маневренному танку. Однако броня указанных английских танков была тоньше, чем было предусмотрено «Системой…» Но весьма важным фактором приобретения именно этих образцов было то, что английская сторона готова была продать их в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными и в срок 3 года - информировать советскую сторону обо всех улучшениях, производимых в конструкции указанных танков.

Кроме того, фирма обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 шт. каждого типа, с которыми советская сторона могла провести испытания, после чего внести изменения в конструкцию по своему усмотрению, которые должны были быть учтены во всех остальных поставляемых машинах, но уже за счет покупателя.

На приобретении танкетки особо настаивал М. Тухачевский, так как вся зарубежная военная литература того времени склонялась к мысли, что именно танкеткам предстоит вскоре заменить кавалерию, а танкетка «Виккерс» была признана лучшей в своем классе.

В отношении же большого танка «Индепендент» фирма вести переговоры о продаже отказалась. Танк был лишь показан нашим специалистам в покое и в движении. Представитель фирмы озвучил готовность разработать конструкцию большого танка специально по тактико-техническим требованиям СССР, но стоимость такой услуги была признана слишком большой, тем более что в нагрузку к проекту фирма предлагала купить еще танкеток и малых танков от 15 до 20 шт. каждого наименования.

Кроме Великобритании советская закупочная комиссия посещала также Чехословакию, Францию и Италию, причем в последней был подписан протокол о намерениях разработки тяжелого позиционного танка, но дальнейшего развития эти планы не получили. Во Франции же и Чехословакии были произведены закупки автомобилей и мотоциклов. Танков же, отвечавших требованиям Танко-тракторно-автоброневооружения, в указанных странах обнаружено не было.

Еще один визит за бронетанковой техникой предстоял за океан. 30 декабря 1929 г. комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским с заместителями отбыла в Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ). Там ожидалось знакомство с танками типа Т-1Е-1 у фирмы «Канингэм» (Cunningham), служившими компоновочным прототипом для Т-12/Т-24. Однако эти танки развивали скорость на 6-8 км/ч меньше, чем было заявлено в ТТХ, и сильно отставали от закупленных у фирмы «Виккерс» 12-тонных машин. Двигатель и редукторы американских танков грелись, а громоздкие гусеницы издавали большой шум. К тому же их цена оказалась значительно выше ожидаемой, а требования фирмы - закупить минимальную партию в 50 машин с 50%-ной предоплатой, оказались абсолютно неприемлемыми. Поэтому дальнейшие переговоры с фирмой «Канингэм» были прекращены.

Внимание начальника У ММ в Америке было переключено на колесно-гусеничные танки конструктора Дж. Уолтера Кристи «М. 1928», незадолго до визита наших специалистов показавшие рекордные характеристики скорости.

Те есть мы имеем следующие препятствия при покупке T1E4 взамен "Vickers 6-ton":

  1. передвинуть срок приезда закупочной комиссии на 1931 год, что к сожалению нереально, т.к. к 1931 году танки должны были быть в серийном производстве в связи с ожидавшимся польским вторжением,
  2. лучшее коммерческое предложение со стороны фирмы «Виккерс-Армстронг»,
  3. попытка послать комиссию в 1932 году нереальна, т.к. т-26 был уже в серийном производстве и приобретение нового танка (более перспективного, но на данном временном промежутке не превышающего по характеристикам Т-26) экономически не было оправдано,
  4. покупка элементов танка (двигатель и трнсмиссия) для модернизации Т-26 - данный вариант выливается в создание нового танка и очередные проблемы произвдоства.

Таким образом, выбор танка T1E4 в тех условиях представляется маловероятным.

МОДИФИКАЦИЯ

БОЕВАЯ МАССА, кг

ЭКИПАЖ, чел.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

ВООРУЖЕНИЕ

пушки

1× 37-мм М1924

1×47-мм QF 3 (для пушечного варианта)

пулеметы

1× 7,62-мм Browning М1919А4


  • 2× 7,7-мм Vickers (для пулеметного двухбашенного варианта)

  • 1 × 7,7-мм Vickers(для пушечного варианта)

БОЕКОМПЛЕКТ

пушки

80 выстрелов

111 выстрелов

пулеметы

3000 патронов

6000 патронов (для пулеметного двухбашенного варианта)

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические прицелы

телескопический орудийный прицел (для пушечного варианта)

БРОНИРОВАНИЕ, мм

лоб и борт башни

лоб корпуса

борт корпуса

крыша и днище

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Тип двигателя

Cunningham V8, бензиновый, жидкостного охлаждения (запас топлива - 189 литров)

"Армстронг-Сиддлей"

4-цилиндровый, воздушного охлаждения

Мощность, л.с.

ТРАНСМИССИЯ

механическая, с 4-скоростной КПП (3+1)

механическая с надвижными шестернями, 6-скоростной КПП (4 передачи вперед, 1 добавочная передача вперед, 1 передача назад)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

8 опорных катков сблокированных в 4 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ, км/ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Уклон, град.

Высота стенки, м

Ширина рва, м

Глубина брода, м

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствуют

отсутствуют

Лёгкий танк 7TP был польским вариантом развития английского «Виккерса 6-тонного», одного из наиболее распространенных танков предвоенного периода во всем мире. Разработка данного танка велась в 1933-1934 годах, при этом за время его серийного производства в 1935-1939 годах в Польше было собрано 139 таких танков. К моменту начала Второй мировой войны именно 7TP являлся наиболее боеспособным польским танком, который по своим возможностям и характеристикам превосходил немецкие легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, однако ввиду своей малочисленности никак не смог повлиять на ход боевых действий и предотвратить захват Польши. По своей боевой мощи данный танк на тот момент времени был сравним с чехословацким танком LT vz.38 и советским Т-26.

Стоит отметить, что в межвоенное время мало у какой европейской армии были сомнения в том, что в войне будущего решающую роль на поле боя сыграют танки. Прекрасно понимали это и в Польше, по этой причине польское военное руководство сделало основную ставку на развитие в стране собственного танкостроения. Однако для этого развития нужна была хоть какая-то база. Поэтому, как и большинство государств, которые обрели независимость по итогам Первой мировой войны, Варшава достаточно длительное время приобретала иностранную бронетехнику.


Первыми танками Польши в 1919 году стали полученные из Франции легкие танки Renault FT-17, которые достаточно успешно зарекомендовали себя в годы Первой мировой войны, действуя на Западном фронте. Именно танки Renault FT-17 до 1931 года составляли основу танковых войск Польши, пока не возникла острая потребность, чем-то заменить эту устаревшую боевую машину. Для замены польские военные рассматривали несколько вариантов, среди которых в лучшую сторону выделялись американский танк М1930 конструкции Кристи и британский Vickers Mk.E (известный в России больше как «Виккерс 6-тонный»). Однако с американцами договориться так и не удалось, поэтому поляки обратились к компании Vickers, чей танк ранее уже приглянулся делегации СССР, а позднее послужил прототипом для советского танка Т-26.

В 1930 году польской военной делегацией был подписан контракт на поставку в страну 50 танков Vickers Mk.E, из которых 12 боевых машин поляки должны были собрать на месте своими руками. Танк произвел на военных очень благоприятное впечатление, однако нашелся и целый ряд недостатков - недостаточное бронирование, слабое вооружение (всего 2 пулемета), ненадежная силовая установка. Помимо всего прочего, стоимость одного «Виккерса» достигала 180 тысяч злотых, немалой по тем временам суммы. В этой связи уже в 1931 году польское правительство принимает решение создать на основе английского танка свой собственный легкий танк. Работы по модернизации боевой машины были развернуты в конце 1932 года. Надежды на новый танк поляки возлагали немалые - достаточно сказать, что контракт на поставку армии первой партии новых танков был подписан уже 19 января 1933 года, а проектные работы удалось завершить только 24 июня того же года.

Ходовая часть танка изменений не претерпела, полностью перейдя от «Виккерса». Ходовая состояла из 4-х двухкатковых тележек, которые были сблокированы попарно с подвеской на листовых рессорах, 4-х поддерживающих роликов, а также переднего ведущего и заднего направляющего колеса (на каждый борт). Гусеничная цепь была мелкозвенчатой, она насчитывала 109 стальных траков шириной 267 мм. Длина опорной поверхности гусениц танка составила 2900 мм. В отличие от ходовой части корпус польского танка был доработан за счет монтажа бронированного кожуха, расположенного над моторным отделением. При этом усилили и бронирование танка: толщину лобовых листов корпуса поляки довели до 17 мм, бортовых - до 13 мм.

Вооружение танка решили оставить полностью пулеметным, оно состояло из двух 7,92-мм пулеметов wz.30, установленных в двух цилиндрических башнях, которые по своей конструкции были аналогичны английским. Для своего времени пулемет Browning wz.30 калибра 7,92-мм обладал неплохими характеристиками. Максимальная его скорострельность составляла 450 выстр/мин, начальная скорость пули 735 м/с, максимальная дальность стрельбы - до 4500 метров. На дистанции в 200 метров данный пулемет пробивал 8-мм броню, поэтому мог эффективно использоваться для борьбы с легкобронированными целями. Боезапас двух танковых пулеметов состоял из 6 тысяч патронов. Для защиты ствола с жидкостной системой охлаждения польские конструкторы использовали цилиндрические кожухи. Каждая танковая башня могла вращаться на 280°, а углы вертикального наведения пулеметов составляли от -10° до +20°. При этом поляки выполнили конструкцию пулеметной установки с таким расчетом, чтобы вместо «Браунинга» всегда можно было установить пулеметы Maxim wz.08. или Hotchkiss wz.35.

Замене подвергся и британский двигатель, который считался ненадежным и пожароопасным. Он был заменен на 6-цилиндровый дизельный двигатель Saurer, развивавший мощность 110 л.с. при 1800 об/мин. Система охлаждения двигателя была жидкостной. Внутри боевого отделения и моторного отсека циркуляция воздуха обеспечивалась с помощью двух вентиляторов. Топливные баки находились в передней части танка. Основной бак емкостью 110 литров находился рядом с местом механика-водителя, запасной емкостью 20 литров - рядом с коробкой переключения передач. При движении по шоссе танк мог тратить до 80 литров на 100 километров, а при движении по пересеченной местности расход увеличивался до 100 литров.

Трансмиссия боевой машины находилась в передней части корпуса. Она включала в себя карданный вал, главный и бортовые фрикционы, приводы управления, бортовые передачи и коробку переключения передач. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 37 км/ч. При этом скорость при движении на 1-й передаче составляла 7 км/ч, на 2-й - 13 км/ч, на 3-й - 22 км/ч и на 4-й - 37 км/ч.

Экипаж легкого танка включал в себя 3-х человек. В передней части корпуса справа находилось место механика-водителя, командир боевой машины занимал правую башню, второй стрелок левую башню. Приборы наблюдения, установленные на танке, были простыми и немногочисленными. В бортах каждой башни было выполнено по две смотровых щели, которые были прикрыты бронестеклами, а рядом с пулеметами были установлены телескопические прицелы. Для механика-водителя был предусмотрен лишь передний двухстворчатый люк, в котором дополнительно была вырезана смотровая щель. Перископические приборы наблюдения на двухбашенных легких танках 7TP не устанавливались. Одновременно в разработке находилась версия однобашенного танка, вооруженного 37-мм танковой пушкой Bofors и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом wz.30.

Первый прототип легкого танка 7TP поступил на испытания в августе 1934 года. Хотя времени для создания полноценного опытного образца было достаточно, он был частично выполнен из небронеовой стали. Ходовые испытания танка проводились с 16 августа по 1 сентября 1934 года, за этот временной отрезок танк прошел 1100 км. Второй прототип танка в железе был доставлен для прохождения полигонных испытаний 13 августа 1935 года.

Сравнение нового легкого польского танка с британским Mk.E, не позволяет усомниться в том, что польским инженерам удалось оптимизировать конструкцию боевой машины, сделав танк более надежным. Но наиболее значимые изменения касались улучшения охлаждения двигателя, замены вооружения и усиления подвески. После производства прототипов и их осмотра военными, армия выдала заказ на строительство легких танков 7ТР (7-Tonowy Polsky).

При этом уже в 1935 году было совершенно очевидно, что двухбашенный вариант легкого танка 7ТР не обладает никакими резервами для дальнейшей модернизации. По этой причине основная ставка делалась на однобашенный вариант танка с пушечным вооружением. Однако достаточно долгое время поляки не могли решить, какую именно пушку поставить на танк. С 1934 по 1936 годы они успели рассмотреть 6 разных вариантов орудий калибром от 37-мм до 55-мм. При этом требования, предъявляемые к танковой пушке, были вполне себе стандартными. Орудие должно было обладать высокой скорострельностью, компактными размерами, возможностью бороться с бронетехникой противника, а также иметь хорошие эксплуатационные характеристики. Перебрав все возможные варианты, польские военные остановили свой выбор на 37-мм пушке шведской компании Bofors. Узнав о желании польской стороны разместить орудие «Бофорс» вместе с польским пулеметом, представители компании предложили Польше бесплатную помощь в создании спаренной конструкции башенного вооружения легкого танка 7ТР. Помимо этого, шведы оснастили польский танк прицелами компании «Zeiss». В итоге шведская сторона изготовила башню по предоставленным из Польши чертежам. Во многом она была похожа на башню танка «Виккерс».

Легкий танк 7ТР с башней фирмы Bofors

Работы над башней велись в Швеции с декабря 1935 по ноябрь 1936, когда компания Bofors представила полякам готовую башню, с установленной в ней 37-мм пушкой. При этом от дальнейших поставок башен из Швеции польская сторона отказалась. Вместо этого при помощи инженера Фабриковского была спроектирована новая «адаптированная» конструкция, которая была предназначена для установки на первый прототип танка 7ТР. Изменения коснулись лишь подбашенной коробки и размещения аккумуляторных батарей, которые переместили из боевого отделения в трансмиссионное. Башня танка была выполнена в форме усеченного конуса и обладала дифференцированным бронированием. Лобовая часть, борта, корма и маска орудия были изготовлены из одинаковых бронелистов толщиной 15 мм, крыша башни имела толщину 8-10 мм. Из-за особенностей компоновки корпуса танка башню пришлось ставить на боевую машину со смещением на левый борт.

В период с 3 по 7 февраля 1937 года были проведены испытания, которые показали пригодность башен к установке на легкие танки 7ТР. Серийная продукция отличалась люком на крыше башни, а не в кормовом бронелисте, а также наличием кормовой ниши. Ниша одновременно была и противовесом для танкового орудия и местом для установки радиостанций N2C или RKBc, которые начали ставить на польские танки осенью 1938 года. Всего до начала Второй мировой войны успели собрать только 38 радиостанций. В итоге они появились на танках командиров взводов, рот и батальонов.

Стоит отметить, тот факт, что на тот период времени 37-мм пушки Bofors было достаточно. Орудие обладало отличными характеристиками и боевыми качествами, его было достаточно для поражения всех танков, имевшихся на тот период времени. На дистанции до 300 метров снаряд, выпущенный из такой пушки, пробивал броню толщиной до 60 мм, с дистанции до 500 метров - 48 мм, до 1000 метров - 30 мм, до 2000 метров - 20 мм. При этом скорострельность орудия составляла 10 выстр/мин. Боекомплект орудия состоял из 80 снарядов и располагался внутри танка следующим образом: 76 выстрелов хранились в нижней части боевого отделения, а еще 4 в танковой башне. Боекомплект спаренного вместе с орудием 7,92-мм пулемета wz.30 составлял 3960 патронов.

Первые боевые стрельбы нового танка состоялись в 1937 году на баз Центра баллистических исследований, расположенном в местечке Зеленка недалеко от польской столицы. При этом цена одного танка с артиллерийским вооружением выросла до 231 тысячи злотых. Основным местом производства легких танков 7ТР с 1935 по 1939 годы был завод, расположенный в Чеховицах. Всего здесь было произведено 139 таких танков, из которых 24 являлись двухбашенными и были вооружены лишь пулеметами. Однако впоследствии все двухбашенные танки прошли модернизацию, на них была установлена одна орудийная башня.

Перед началом Второй мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков польской армии (по 49 боевых машин в каждом). Вскоре после начала войны, уже 4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск, расположенном в Модлине, закончилось формирование 1-й танковой роты командования обороны Варшавы. В составе роты насчитывалось 11 танков 7ТР. Еще 11 танков данного типа насчитывалось в составе 2-й роты легких танков командования обороны Варшавы, которая была сформирована незначительно позднее.

Стоит отметить, что польские легкие танки 7ТР обладали лучшим вооружением, чем многочисленные немецкие легки танки Рz.I и Рz.II и лучшей проходимостью, не уступая танкам Германии в бронезащите. В результате танки 7ТР успели принять участие в боевых действиях, уничтожив и повредив за все время боев примерно 200 немецких танков. В частности, данные польские танки приняли участие в контрударе польской армии под Пётркув-Трыбунальски, где 5 сентября 1939 года один танк 7ТР из состава 2-го батальона легких танков подбил 5 немецких легких танков Рz.I. Дольше всех с немецкими войсками сражались танки из состава 2-й танковой роты, которая обороняла Варшаву, они принимали участие в уличных боях в городе до 26 сентября 1939 года.

Большая часть этих боевых машин была потеряна в боях, часть подорвана своими экипажами или даже утоплена в Висле. Но некоторое количество танков (до 20) было захвачено гитлеровцами, которые затем использовали их во время Второй мировой войны. Еще как минимум 4 подбитых танка 7ТР и один тягач на его базе были захвачены РККА в процессе присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины к СССР в сентябре 1939 года. Этим польским танкам советские инженеры уделили пристальное внимание. Все захваченные советскими частями танки были повреждены, поэтому их сначала отремонтировали на Ремонтной базе №7, расположенной в столице Украины, а также на Научно-испытательном бронетанковом полигоне в Кубинке.

После этого танки прошли в Советском Союзе серию испытаний. По итогам испытаний конструкторы отметили, что для танковой промышленности СССР представляют интерес следующие элементы польского «Виккерса»: броневая защита маски орудийно-пулеметной установки в башне танка, дизельный двигатель производства компании «Заурер», а также смотровые приборы. В последнем случае речь велась о приборе кругового обзора образца 1934 года, который был создан инженером Рудольфом Гундлахом. Начиная с 1936 года, подобные устройства выпускались во Львове, поляки ставили их на танкетки TKS и легкие танки 7ТР. Патент на производство данного танкового перископа был позднее продан британской компании «Виккерс Армстронг». В годы Второй мировой войны подобными приборами наблюдения были оснащены все английские танки. Советские инженеры также скопировали польский перископ, использовав его затем в своих боевых машинах.

Тактико-технические характеристики танка 7TP:

Габаритные размеры: длина - 4,56 м, ширина - 2,43 м, высота - 2,3 м.
Боевая масса - 9900 кг.
Бронирование: лоб корпуса - 17 мм, борта корпуса - 13 мм, башня - 15 мм, крыша корпуса и днище - 5 мм.
Вооружение - 37-мм пушка Bofors (80 снарядов) и 7,92-мм пулемет WZ. 30 (3960 патронов).
Силовая установка - 6-цилиндровый дизельный двигатель Saurer CT1D мощностью 110 л.с.
Максимальная скорость - 37 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 160 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности)
Запас топлива - 130 л.
Экипаж - 3 человека (механик-водитель, командир-заряжающий, наводчик).

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/poland/7tp.htm
http://www.istpravda.ru/research/5110
http://szhaman.com/polskie-tanki-7tr
http://www.opoccuu.com/7tp.htm
Материалы из открытых источников



Рекомендуем почитать

Наверх