Карты по первой мировой войне егэ. Участие россии в первой мировой войне

Авто 27.03.2021
Авто

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! С вами Андрей Пучков. Сегодня я решил сделать пост об участии России в Первой мировой войне. Это крайне важная тема и наиболее трудная для выпускников школ, которые готовятся к ЕГЭ по истории. Вообще весь период с 1914 по 1922 год наиболее сложный, и ему Вы должны уделить самое пристальное внимание.

В этой статье четко, лаконично и доступно для учащихся донести важные моменты участия России в Первой мировой войне, а также правильно расставить акценты. Отдельным бонусом к этой статье будет таблица по теме и тест, который можно прорешать онлайн.

Итак поехали!

(При подготовке текста статьи использовались данные из книги История первой мировой войны 1914—1918 гг. - М.: Наука, 1975.)

(На карты можно нажимать и откроется больший размер:))

Причины Первой мировой

Как я уже много раз говорил, любое событие из истории можно разложит по схеме: Предпосылки, Причины, Повод, Ход событий и итоги.

Причинами этого глобального события следует считать империалистические противоречия между ведущими мировыми державами. Что же такое империалистические противоречия? Империализм сам по себе - это высшая стадия развития капитализма.

Предположим вы толковый английский буржуй — бизнесмен. И скажем, Вы производите мм... чайные сервизы. У вас многочисленные заводы в самой Англии, России и Европе. Но Ваши сервизы есть уже у каждой европейской семьи, и не п одной штуке. Вы должны понимать, что Вы можете стать банкротом в ближайшем будущем. Почему?

Потому что рынок забит Вашим товаром, а он продолжает производится. Его надо кому-то «впаривать», чтобы Вы и дальше получали свои прибыли. И что же делать? Элементарно, Ватсон: Англия ведь колониальная держава. У нее масса колоний: Индия и пр. Почему бы туда не поставлять Ваши товары — местным аборигенам. А взамен будете выкачивать у них их ресурсы: чай, кофе, дорогие ткани и прочую местную экзотику.

А сами колонии ничего поделать не смогут, так как вы колонист. Вот и получается, что при империализме внутренний рынок для капиталистов становится для них узок и им нужны другие рынки, и как следствие — новые колонии. Чем больше колония, тем лучше!

И вот к началу 20 века оказалось, что весь мир «поделен» между великими державами. «Поделен», потому что на самом деле между великими державами были большие противоречия по поводу этого раздела. Эти противоречия и начали проклевываться на рубеже 19 и 20 веков: Японо-китайская война, Русско-японская и пр. Добавьте к этому противоречия между самими державами по поводу взаимной неприязни и спорных территорий: между Францией и Германией — спорные территории в Эльзасе и Лотарингии. Между Англией и Германией — в северной Африке. Наконец между Россией и Австро-Венгрией по поводу Боснии и Герцеговины и других славянских государств в юго-восточной Европе (Сербии, Болгарии и пр.).

Таким образом причины Первой мировой были:

  1. в колониальных противоречиях между великими державами;
  2. в спорных территориях и зонах влияния между самими державами.

К предпосылкам можно отнести:

Складывание военных-политических блоков: Антанты (Англия, Франция и Россия) и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия);

Наличие локальных военных конфликтов до решающего противоборства. Если кто, решит продолжить тему: добавьте Ваши варианты в комментарии — а то у объем поджимает 🙂

Планы сторон в Первой мировой

«Мозгом» Тройственного союза была Германия и ее начальник Генерального штаба с 1891 года Шлиффен. Его концепция «блицкрига» (молниеносной войны) обосновывалась тем, что основной противник — Франция, которая к началу 20 века реформировала как систему мобилизации своей армии, так и саму армию. Ввиду этого, Шлиффен предложил разгром войск противников в два этапа.

Первый этап должен вывести из простивостояния Францию. Для этого предполагалось нападение крупных сил через южную Бельгию — в обход оборонительной французской линии.

Второй этап должен был заключаться в том, что основные силы германской армии перебрасываются на восточный фронт (против России), где ее должны были сдерживать до этого времени австро-венгерские войска.

Англию германское командование недооценило: оно думало, что Англия ограничится тем, что пришлет Франции чисто символическую помощь.

План войны России с Германией и Австро-Венгрией начал разрабатываться аж с конца 1870-х годов — после объединения Германии и Австро-Венгрии в военный союз. План был оборонительным и был многовариантным. Так, если бы на Россию напала только Австро-Венгрия, тогда против ее сил сосредотачивались бы основные силы русской армии. И выделялось 800 тыс. человек (на 15 день мобилизации) для войны непосредственно с Германией. Ну, чтобы отвлечь на себя часть их армии на западном фронте. Ну а в случае нападения сразу и Германии и Австро-Венгрии — образовывалось сразу два фронта выделялись соответствующие войска.

Таким образом, планы России были оборонительными. Само собой я тут привел лишь общий план без конкретных географических ориентиров. Возможно, в будущем сделаю свободный видеоурок по Первой мировой войне, так что не поленитесь и оформите подписку на новые статьи, форма в конце статьи.

Повод к глобальному противостоянию

Все грамотные пацаны и девчонки давно знают, что стало поводом к Первой мировой войне. Это убийство в конце июня 1914 года в Сараево (Сербия) австрийского эрцгерцога австрийского престола Франца Фердинанда и его супруги. Убил их сербский националист Гаврило Принцип. Данный факт убийства и стал поводом к боевым действиям: Австрия потребовала от Сербии, чтобы убийство расследовали австрийцы, Сербия восприняла такие требования как ограничение собственного суверенитета, в итоге Австро-Венгрия объявила войну Сербии... и дальше понеслось...

Участие России в Первой мировой 1914 -1918 годы

ОПЕРАЦИИ 1914 ГОДА

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1914 ГОД

Так как Германия согласно своему плану военных действий напала на Францию (западный фронт), задача России была отвлечь основные силы Австро-Венгрии и заставить Германию перебросить часть своих сил на восточный фронт.

Задачей Восточно-прусской операции было овладение русскими войсками восточной Пруссии силами двух армий: 1 армия генерала Ренненкампфа была должна была наступать в обход Мазурских озер с севера, отрезая немцев от Кенигсберга (ныне Калининград). 2 армия под командованием генерала Самсонова должна была вести наступление в обход этих озер с запада, не допуская отвода германских дивизий за Вислу. Общая идея операции заключалась в охвате немецкой группировки с обоих флангов.

Операция началась 4 (17) августа. А уже 7 (20) августа началось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны — под Гумбиненном. Однако упорное сопротивление русских войск, а также их шквальный огонь обратил немецкую армию в бегство! Вот что писали об этом сами немецкие командующие: «Сцепление несчастных обстоятельств привело к тому, что великолепно обученные войска, позднее всюду достойно себя проявившие, при первом столкновении с противником потеряли свою выдержку. Корпус тяжело пострадал. В одной пехоте потери достигли в круглых цифрах 8000 человек - треть всех наличных сил, причем 200 офицеров было убито и ранено».

Кто читал «Фильмы» господина Бориса Акунина, знают, что в первых же книгах автор описывает дикий разгром русских войск: якобы они бежали на немецкие пулеметы как овцы. На самом деле ничего подобного просто не было! Кто-считает иначе пишите в комментах — подискутируем! 🙂

Однако не будем отвлекаться: ситуация позволяла русской армии нанести поражение 8-й немецкой армии. Однако Ренненкампф бездействовал. Русское командование полагало, что немцы разбиты и отступают к Кенигсбергу. Однако это было не так. На самом деле 8-ая армия сохраняла боеспособность. Немцы перегруппировали свои силы и быстро разработали дерзкую операцию. Ее успеху содействовало также и то, что русское командование все свои приказы отдавало по радио открытым текстом.

В итоге 16 (29) августа 2 армия генерала Самсонова была окружена, сам генерал застрелился. Таким образом бездействие со стороны 1 армии, способствовало окружению и разгрому второй. Между тем некоторые цели операции были достигнуты: Германия перебросила часть своих сил на восточный фронт, что дало союзникам одержать победу на р. Марне на западном фронте.

ГАЛИЦИЙСКАЯ БИТВА

На юге русским командованием также планировалась наступательная операция. Ее целью было окружением и уничтожение австрийских сил. Пятая и третья армии должны были наступать ко Львову, а 4 и 8 армии должны были нападать с запада и юга. План был хорош, но не отвечал реалиям фронта. Австрийцы также разрабатывали свою наступательную операцию. В результате завязалась огромная галицийская битва, которая разразилась на пространстве между реками Днестр и Висла.

Боевые действия первоначально развернулись на фронте в 320 км, который расширился затем до 400 км. Со стороны русских в них участвовало пять армий (9-я, 4-я, 5-я, 3-я и 8-я) и Днестровский отряд. Противник имел четыре армии (1-ю, 4-ю, 3-ю и 2-ю) и ландверный корпус Войрша. В итоге русского наступления австро-венгерские войска понесли серьезное поражение. Их потери составили около 400 тыс. человек, включая 100 тыс. пленных. Русские потеряли 230 тыс. человек. Победа была достигнута объединенными усилиями всех армий Юго-Западного фронта. Но австро-венгерским армиям удалось все же избежать полного разгрома. Причиной этого были нерешительные действия руководства Юго-Западным фронтом, которое не сумело организовать энергичного преследования. Дело ограничилось вытеснением противника из Галиции.

Общая ситцуация на фронтах заставило Германию дать большой займ Турции, чтобы она вступила в войну на стороне Тройственного союза. В итоге 2 ноября Турция начала наступательные операции. Выделился отдельный Кавказский фронт.

Разумеется в 1914 году были и другие наступательные и оборонительные операции, однако для успешного решения теста ЕГЭ Вам с лихвой хватит уже сказанного об операциях в 1914 году.

ОПЕРАЦИИ 1915 ГОДА

ГОРЛИЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Горлицкая операция длилась 52 дня: с 19 апреля (2 мая) по 9 (22) июня 1915 г. Это была одна из наиболее крупных оборонительных операций первой мировой войны. Русское командование было вынуждено отступит из Галиции, которая была захвачена в 1914 году. Стратегическое положение их армий, действовавших в Польше, серьезно ухудшилось. Но германо-австрийцы не смогли добиться крупного стратегического результата. Дело свелось фактически не к прорыву русского фронта, а к его «продавливанию».

ОПЕРАЦИИ 1916 ГОДА

Полтора года самой кровопролитной на тот момент в истории человечества войны не могли пройти даром: в Европе и России нарастали кризисные тенденции. В Европе она привела к резкому повышению рабочего движения. В России назревала революционная ситуация, вызванная хлебным, оружейным, транспортным в конце концов политическим кризисом. Причина всего этого было также в том, что русское общество, поначалу демонстрировавшее патриотизм, чем дальше, тем больше не понимало, зачем Россия ввязалась в эту бессмысленную бойню?

Наступательная операция Юго-Западного фронта летом 1916 г. привела к крупному поражению австро-венгерских войск в Галиции и Буковине. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек, 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. Потери русских составили около 500 тыс. человек

Чтобы ликвидировать прорыв, военное командование Центральных держав вынуждено было снять с Западного и итальянского фронтов 30,5 пехотных и 3,5 кавалерийских дивизий. Это облегчило положение французов под Верденом. Легко вздохнула и Италия, так как австрийские войска вынуждены были прекратить свои атаки в Трентино. «Россия пожертвовала собой ради своих союзников, - пишет английский военный историк, - и несправедливо забывать, что союзники являются за это неоплатными должниками России».

ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ ЛЕТОМ 1917 ГОДА

После Февральской революции в России и перехода власти к Временному правительству, положение армии стало наиболее трудным. На фронте были введены новые приказы и директивы, отменяющие единоначалие, на фронте начались братания: этой когда солдаты с обеих сторон прекращали воевать и начинали, к примеру, играть в футбол, или распивать шнапс. 🙂

Однако временное правительство в ноте П.Н. Милюкова в апреле заявило о том, что и дальше будет воевать на стороне Антаны. В итоге было спанировано летнее наступление. Главные военные наступательные действия должны были развернуться в июне. Однако июнское наступление захлебнулось главным образом из-за неорганизованных действий новых властей, вводивших войска в бой вазнобой, без единого замысла. На взгляд Керенского и других деятелей Временного правительства главное было начать, а там авось само всё настроится.

В итоге наступление захлебнулось, что привело к новому политическому кризису Временного правительства: известия о поражениях на фронте усилили возмущение народа. Утром 3 (16) июля солдаты 1-го пулеметного полка в Петрограде выступили с требованием свержения Временного правительства вооруженным путем. 4 (17) июля в Петрограде состоялась грандиозная антивоенная демонстрация. От имени ее участников Центральному Исполнительному Комитету Советов, который заседал в Таврическом дворце, было передано требование о взятии власти в руки Советов.

ВЫХОД РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В НАЧАЛЕ 1918 ГОДА

Как Вы знаете, партия большевиков была против ведения Первой мировой войны. Поэтому сразу же после Октябрьской революции новое, уже советское руководство повело разговор с Германией и ее союзниками о прекращении военных действий. Позиция Ленина была четкой: за демократический мир без аннексий и контрибуций. Была, правда ещё точка зрения Л.Н. Троцкого на прекращение боевых действий, которая выразилась в его лозунге: «Ни мира, ни войны». Правда эта точка зрения была отринута советским руководством после наступления немцев.

В итоге 9 декабря началась конференция между Тройственным союзом и Советской Россией по вопросу о прекращении военного противоборства.

Позиция советского руководства была выражена в следующих тезисах:

1. Отказ обеих сторон от насильственного присоединения оккупированных во время войны территорий и вывод оттуда оккупационных войск.

2. Восстановление во всей полноте политической самостоятельности тех народов, которые лишились ее в ходе боевых действий.

3. Гарантирование национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, права на самоопределение.

4. Законодательное оформление культурной самостоятельности и административной автономии национальных меньшинств.

5. Отказ от взыскания с других государств контрибуций и «военных издержек».

6. Предоставление колониям независимости и политической самостоятельности в соответствии с принципами, изложенными в пунктах 1, 2, 3 и 4

Однако Германия решила в полной мере воспользоваться ситуацией и навязала свои правила игры. В результате 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был заключен мирный договор, получивший название «Брест-Литовский».

Его условия надо знать и постараться запомнить:

От Советской России отторгались Прибалтика и часть Белоруссии; на Кавказе к Турции отходили Карс, Ардаган и Батум.

Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами, а части Красной Армии должны были быть выведены оттуда. Советское правительство обязывалось заключить договор с Центральной радой и признать ее мирный договор от 27 января (9 февраля) с Центральными державами.

Таким образом Брест-Литовский мирный договор считается сепаратным. Так как с одной стороны он отделял от России территории, а с другой Россия порывала с Антантой, выйдя раньше из войны. Слово «сепаратный» происходит от французского глагола separer — отделать, разделять.

Сама же Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года Компьенским перемирием. А в июне 1919 года образовалась новая Версальско-Вашингтонгская система сдержек и противовесов, которая де факто признала свою недееспособность уже через 12-14 лет.

Ниже я привожу некоторые факты и моменты, которые надо знать и проработать для успешного написания теста ЕГЭ по истории:

1. Верховными главнокомандующими до Февральской революции были: князь Николай Николаевич (с 20 июля 1914 года по 23 августа 1915 года) и Николай Второй (с 23 августа 1915 года по 2 марта 1917 года).

2. Надо знать, к каким последствиям привело участие России в глобальной бойне: уметь описать хлебный кризис, транспортный, оружейный и самое главное — политический. Если будут затруднения, всё это описано в моем авторском видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».

3. Главный внутренний итог участия России - Февральская революция! Как всё это связано детально описано в моем .

Ну, что, конечно статья получилась немаленькая, зато крайне полезная. Ниже привожу обещанную таблицу по участию России в Первой мировой войне:

Оказалась втянутой практически сразу же на стороне блока Антанта. Но в 1917 г. в России произошла революция, царя от власти отстранили, передав её партии большевиков, сформировавшей новое правительство, которое не желало вести боевые действия. Германии, как основному противнику России в Первой мировой войне, было отправлено сообщение с предложением о заключении мирного договора. Итогом переговоров стал выход России из войны и объявление о заключении Брестского мирного договора 1918 г.

Первая мировая война. Минимум для ЕГЭ.

Официальным поводом для войны стало убийство представителя австрийской императорской семьи Франца Фердинанда сербским националистом 28 июля 1014 г. Но реальные причины конфликта были куда более глубокими.

Схема: Россия в первой мировой войне.

Участвующие стороны их цели и задачи

Незадолго до начала войны в мире сформировались два основных военных блока:

  • Антанта (основные участники — Россия, Британская империя, Франция, Сербия);
  • Тройственный Союз (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария).

У каждого блока были свои причины. Кроме того, свои причины имелись и у отдельно взятых государств.

Стороны конфликта

Цели и задачи

Британская империя

Желала отомстить Германии за поддержку буров в войне 1899-1902 гг. и предотвратить её экспансию в Восточную и Юго-Западную Африку. Германия стала активно осваивать моря, господство на море ранее принадлежало исключительно Британской империи, уступать его было не выгодно.

Стремилась отомстить Германии за крах своих планов во франко-прусской войне 1870 г., а также устранить торгового конкурента. Французские товары не могли конкурировать с немецкими. Противоречия имелись и в области контроля над колониями в Африке.

Российская империя добивалась свободного доступа для её флота в Средиземном море, а также контроля над Дарданеллами, Балканами и всеми землями, на которых проживали славянские народы (сербы, болгары).

Германия

Стремилась к господству в Европе, добиться которого можно было только военным путём. Желала завоевать новые колонии и территории.

Австро-Венгрия

Основного противника видела в Российской империи, пытавшейся пошатнуть её власть над балканскими народами. Причина вступления в войну – закрепление позиций в Боснии и Герцеговине, противодействие России.

Османская империя

Потеряла часть территории в ходе Балканского кризиса и желала их вернуть.

Сербия желал отстоять своё право на независимость и стать лидером среди балканских государств. Болгария пыталась отомстить Сербии и Греции за поражение в конфликте 1913 г, боролась на возврат старых и присоединение новых территорий. Италия стремилась получить земли на Юге Европы и установить первенство своего флота на Средиземном море (в войну вступила позже остальных на стороне Антанты).

В итоге, Первая мировая война стала идеальным поводом для передела карты Европы.

Соотношение сил

Всего на стороне Антанты в Первой мировой воевало в разные периоды не менее 28 государств, в том числе и США (всего в войне принимало участие 38 стран), но на момент начала боевых действий соотношение основных сторон было следующим:

Характеристики

Тройственный союз

Численный состав

10 119 миллионов солдат (русские – 5.3 млн, англичане – 1 млн, французы, 3.7 млн.

6 122 000 человек.

Вооружение

12 308 орудий (Россия предоставила 6848 орудий, Франция – около 4 тыс., Англия – 1.5 тыс.

9433 орудия (Германия – свыше 6 тыс., Австро-Венгрия – 3.1 тыс.)

449 самолётов (Россия – 263 самолёта, Великобритания – 30 и Франция — 156).

297 самолётов (Германия – 232, Австро-Венгрия – 65).

Крейсеры

316 кораблей крейсерского типа.

62 крейсера.

Сербия (Антанта) и Болгария (Тройственный союз), а также Италия (Антанта) ни значительными боевыми ресурсами, ни вооружением не обладали. Италия предоставила в распоряжении союзников не более 1 млн. человек.

Командующие и военачальники

Боевыми действиями на разных фронтах со стороны Антанты руководили:

  1. Российская империя:
    • Брусилов А.А.
    • Алексеев М.В.
    • Деникин А.И.
    • Каледин А.М.

    Главнокомандующий – Романов Николай Николаевич.

  2. Франция:
    • Фош Фердинанд.
    • Жоффр Ж.Ж.
  3. Англия:
    • Френч Д.Д. Пинкстон.
    • Дуглас Хейг.

Вооружёнными силами Тройственного союза руководили Эрих Людендорф и Пауль Гинденбург.

Основные этапы

Первая мировая война длилась 4 года. В историографии её разделяют на следующие периоды:

    Первый (1914-1916 гг.). В это время войска Тройственного союза вели успешные компании на суше, а Антанта на море.

    Второй (1917 г.). В войну вступают США, в конце периода в России происходит революция, что ставит под вопрос возможность дальнейшего участия её в войне.

    Третий (1918 г.). Неудачное наступление союзников на западном фронте, революция в Австро-Венгрии, заключение сепаратного Брестского мира и окончательный проигрыш Германии в войне.

Заключение Версальского мирного договора знаменовало собой окончание Первой мировой.

Карта: Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.

Ход войны (таблица)

Россия действует на трёх фронтах – Северо-Западном, Юго-Западном и Кавказском.

Кампании

Русские армии, наступавшие в Восточной Пруссии, терпят поражение, но в августе-сентябре в подчинении Антанты оказывается Галиция. От разгрома Австро-Венгрию спасает посланное Германией подкрепление. В результате Саракамышской операции (декабрь 1914 – январь 1915)турецкие войска почти полностью вытеснены из Закавказья. Но в кампании 1914 г. ни одна из сражающихся сторон успеха не достигла.

С января по октябрь ведутся сражения на Северо-Западном фронте. Россия потеряла Прибалтику, Польшу, Белоруссию и Украину. В ходе Карпатской операции австро-венгры вернули себе Галицию. В июне-июле на Кавказском фронте проходят Эрзурумская и Алашкертская операции. Действия на всех фронтах активизировались, Германии не удалось вывести из войны Россию.

На Северо-Западном фронте ведутся оборонительные бои, в мае и июле в ходе Брусиловского прорыва взяты Буковина и Южная Галиция, русским удалось оттеснить и разгромить австро-венгерские войска. С января по апрель идут бои за Эрзурум и Трапезунд, турки терпят поражение. Происходит сражение под Верденом, закончившееся потерей Германией стратегической инициативы. На сторону Антанты вступает Румыния.

Неудачный для русских войск год, Германия отвоевала Моонзунд, операции в Галиции и Белоруссии успеха не имели.

В ходе решающего наступления Антанты осенью 1918 г. Австрия и Германия остались без союзников. 11 ноября Германия капитулировала. Произошло это в Компьенском лесу близ Парижа.

Для Российской империи Первая мировая война закончилась 3 марта 1918 г., когда самой империи уже не существовало. Между Германией и Россией был подписан сепаратный мирный договор, известный, как Брестский мир 1918 г.

Предпосылки к заключению Брестского мира с Россией, его суть и последствия

В феврале 1918 г. в России произошла революция. Пришедшие к власти большевики стремятся к выходу из войны, даже если это будет противоречить существующим договорам с союзниками по Антанте. Страна воевать не может по следующим причинам:

  • в армии отсутствует порядок, численность войск значительно уменьшилась по вине недальновидных полководцев;
  • мирное население голодает и не может более обеспечивать интересы армии;
  • новое правительство вынуждено обратить всё своё внимание на внутренние противоречия, завоевательная политика бывшей императорской власти его не интересует.

20 февраля начинаются переговоры о мире с Тройственным союзом, 3 марта 1918 г. такой мир был заключён. По его условиям, Россия:

  • теряла территории Польши, Белоруссии, Украины, Финляндии, частично Прибалтику.
  • уступала Турции ряд Батум, Ардаган, Карс.

Условия мира были ужасны, но выхода у правительства не было. В стране началась Гражданская война, бывшие союзники отказались уходить с русских земель и фактически их оккупировали. Изменить положение удалось после завершения Первой мировой войны и стабилизации внутриполитического курса.

Парижский мирный договор

В 1919 г. (январь) в Париже на специальную конференцию собрались представители государств-участниц Первой мировой. Цель сбора – разработка условий мира с каждой из проигравших сторон и определение нового мирового порядка. По Компьенскому соглашению Германия обязалась выплатить огромную контрибуцию, лишалась флота и ряда земель, численность её армии и вооружения сокращалась в разы.

Результаты и последствия

На заключении союзники не остановились. 1919 г. подтвердил все ранее подписанные пункты Компьенского соглашения и обязывал Германию расторгнуть Брестский мир с Россией, а также все союзы и соглашения, которые были заключены с советским правительством.

Германия потеряла свыше 67 тыс. кв. км, с населением в 5 тыс. человек. Земли были разделены между Францией, Польшей, Данией, Литвой, Бельгией, Чехословакией и вольным городом Данциг. Права на колонии Германия также утрачивала.

Не лучшим образом поступили и с союзниками по Тройственному союзу. С Австрией заключили Сен-Жерменский, с Венгрией – Трианонский, с Турцией – Севрский и Лозанский мирные договоры. Болгария подписала Нёйиский договор.

Историческое значение Первой мировой войны

После окончания Первой мировой войны:

  • произошёл передел Европы в территориальном плане;
  • распались три империи – Российская, Австро-Венгерская и Османская, на их месте образовались новые государства;
  • создана новая организация, призванная поддерживать мир и спокойствие народов – Лига Наций;
  • в европейскую политику начинают активно вмешиваются американцы – фактически создатель Лиги наций – это американский президент Вудро Вильсон;
  • Россия оказалась в дипломатической изоляции, она лишилась шанса на получение Босфора и Дарданелл;
  • Великобритания и Франция получили колонии в Африке и Индокитае;
  • Италия присоединила к себе Тироль и Истрию.
  • дивиденды в виде территорий достались Дании, Бельгии, Греции, Румынии, Японии;
  • образовалась Югославия.

В военном плане все участвующие в войне стороны приобрели неоценимый опыт, были разработаны новые способы ведения боевых действий и оружие. Но одновременно, велики и значительны были человеческие жертвы. Погибло свыше 10 миллионов солдат и 12 миллионов гражданских.

Россия понесла значительные человеческие потери. Из-за войны и связанной с ней разрухи в стране начался голод, беспорядки, правительство никак не могло справиться с Гражданской войной и иностранной интервенцией. Длительная международная изоляция, отказ в признании прав на существование нового государства со стороны европейских государств, усугублял положение. Из Первой мировой войны Россия вышла крайне ослабленной. Заключение Брестского мира позволило на некоторое время улучшить положение, но его существование послужило причиной того, что Россию не пригласили на Парижскую конференцию и она не был признана страной-победительницей, а значит, не получила ничего.


Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите 2 суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из последствий Первой мировой войны стал распад империи, которой посвящена данная карикатура.

2) Россия никогда не подписывала международных договоров с империей, которой посвящена карикатура.

3) Империя, которой посвящена карикатура, входила в Антанту.

4) Во время Первой мировой войны русской армии удалось временно захватить часть территории империи, которой посвящена карикатура.

5) В состав империи, которой посвящена карикатура, входила Пруссия.

Пояснение.

1) Одним из последствий Первой мировой войны стал распад империи, которой посвящена данная карикатура - ДА, верно, австрийская империя распалась в результате Первой мировой войны.

2) Россия никогда не подписывала международных договоров с империей, которой посвящена карикатура - НЕТ, неверно, «Союз трех императоров».

3) Империя, которой посвящена карикатура, входила в Антанту - НЕТ, неверно, она входила в Тройственный союз.

4) Во время Первой мировой войны русской армии удалось временно захватить часть территории империи, которой посвящена карикатура - ДА, верно, в ходе брусиловского прорыва.

5) В состав империи, которой посвящена карикатура, входила Пруссия - НЕТ, неверно, Пруссия входила в состав Германской империи.

Ответ: 14.

Ответ: 14

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Лицом, во имя которого было предпринято движение, стала императрица, успевшая приобрести широкую популярность, особенно в гвардейских полках. Император дурно жил с женой, грозил развестись с ней и даже заточить в монастырь, а на её место поставить близкую ему особу, племянницу канцлера графа Воронцова. [Императрица] долго держалась в стороне, терпеливо перенося своё положение и не входя в прямые сношения с недовольными».

Б) «В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный текст был написан В. О. Ключевским.

2) Данный отрывок из манифеста относится к 1917 г.

3) Текст был написан перед началом Второй мировой войны.

4) В данном отрывке речь идет о Первой мировой войне.

5) Современником описываемых событий был Л. Н. Толстой.

6) Описываемые события повествуют об императоре, впоследствии свергнутым в результате дворцового переворота.

Фрагмент А Фрагмент Б

Пояснение.

1) Данный текст был написан В. О. Ключевским - да, верно, относится к тексту А.

2) Данный отрывок из манифеста относится к 1917 г. - да, верно, относится к тексту Б.

3) Текст был написан перед началом Второй мировой войны - нет, неверно. К данным источникам отношения не имеет.

4) В данном отрывке речь идет о Первой мировой войне - да, верно, относится к тексту Б.

5) Современником описываемых событий был Л. Н. Толстой - нет, неверно. К данным источникам отношения не имеет.

6) Описываемые события повествуют об императоре, впоследствии свергнутым в результате дворцового переворота - да, верно, относится к тексту А.

Ответ: 1624.

Ответ: 1624

Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В Г

Пояснение.

A) А. А. Брусилов - командующий Юго-Западным фронтом в 1916 г. в период Первой мировой войны.

Б) С. М. Буденный - командир Первой Конной армии в годы Гражданской войны.

В) А. Н. Куропаткин - командующий русскими войсками в русско-японской войне 1904−1905 гг.

Г) Г. К. Жуков - первый заместитель Верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны.

Ответ: 4132.

Ответ: 4132

Установите соответствие между государственными деятелями начала XX в. и их деятельностью.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Великий князь Николай Николаевич руководил русской армией в годы Первой мировой войны.

Б) С. Ю. Витте подготовил манифест об учреждении законодательной Государственной думы.

В) С. В. Зубатов был инициатором создания рабочих организаций под контролем полиции.

Ответ: 4215.

Ответ: 4215

А)руководство правительством в годы Первой мировой войны, это ответ под номером 3

тоесть должно быть 3215

Иван Иванович

Николай Николаевич был Верховным главкомом русской армии в 1914-1915, а Советом министров РИ руководило в период Первой мировой войны несколько человек: Горемыкин, Штюрмер, Трепов, Голицын.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Название документа, выступления, прокламации Содержание Год
__________(A) Выступление английского политического деятеля, содержащее призывы к сплочению стран Запада перед лицом угрозы распространения советского влияния в мире __________(Б)
__________(В) Обращение депутатов с призывами к пассивному сопротивлению действиям властей после роспуска I созыва Государственной думы 1906 г.
«Апрельские тезисы» __________(Г) 1917 г.
«Нота Милюкова» __________(Д) __________(Е)

Пропущенные элементы:

2) «Фултонская речь»

4) программа помощи европейским странам в восстановлении экономики после Второй мировой войны

5) «Выборгское воззвание»

7) заявление о намерениях Временного правительства продолжить выполнение обязательств перед союзниками в Первой мировой войне

9) программа действий партии большевиков, содержащая задачу перехода всей полноты государственной власти к Советам рабочих и солдатских депутатов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А)−Б) В 1946 г. в г. Фултоне У. Черчилль призвал к отпору СССР и холодной войне.

В) Выборгское воззвание 1906 г. содержало обращение депутатов с призывами к пассивному сопротивлению действиям властей после роспуска I созыва Государственной думы.

Г) Апрельские тезисы 1917 г. содержали программу действий большевиков.

Д)−Е) В 1917 г. Милюков заявил о намерениях Временного правительства продолжить выполнение обязательств перед союзниками в Первой мировой войне.

Ответ: 235971.

Ответ: 235971

Установите соответствие между фамилиями военачальников и названиями войн, в которых они прославились: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

A) А. А. Брусилов - Первая мировая война.

Б) М. Д. Скобелев - русско-турецкая война 1877−1878 гг.

В) П. С. Нахимов - Крымской война.

Г) А. В. Суворов - русско-турецкая война 1768−1774 гг.

Ответ: 5431.

Ответ: 5431

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3., ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Пояснение.

А) опричный террор - 3) разгром Новгорода в 1569/70 гг.

Б) Семилетняя война - 4) взятие российскими войсками Берлина в 1760 г.

В) внешняя политика первых русских князей - 1) разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем

Г) Первая мировая война - 6) Брусиловский прорыв в 1916 г.

Ответ: 3416.

Ответ: 3416

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание манифеста о законодательной Государственной думе

4) начало Русско-японской войны

Пояснение.

Раньше других началась Русско-японская война - январь 1904 года. Первая российская революция началась в январе 1905 года. Манифест о законодательной Государственной думе был подписан в октябре 1905 года. Россия вступила в Первую мировую войну в августе 1914 года.

Правильный ответ указан под номером: 4

Ответ: 4

Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) П. И. Багратион был военноначальником Отечественной войны 1812 года.

Б) М. Д. Скобелев - генерал Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

В) П. С. Нахимов командовал обороной Севастополя в годы Крымской войны.

Г) А. А. Брусилов - военноначальник Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Ответ: 2314.

Ответ: 2314

Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.

Пояснение.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны - ДА, верно, на карте гражданской войны изображены события завершающего этапа войны - советско-польская война 1920 г. и разгром войск генерала П. Врангеля в Крыму.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне - НЕТ, неверно.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш - ДА, верно, осенью 1920 г.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича - НЕТ, неверно.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира - НЕТ, неверно.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе - ДА, верно.

Ответ: 136.

Ответ: 136

Елена Александровна Дергунова

В 1920 г. гражданская война завершилась на основной территории России. На окраинах страны она продолжалась до 1922 г.

Гость 05.05.2013 15:18

Ответ под цифрой 1 дан неверно. Гражданская война делилась на 3 этапа и 1920 год относиться ко второму этапу (ноября 1918 - март 1920 года). Третий этап войны продолжался до октября 1922 года, до взятия города Владивосток, где в то время базировались антибольшевистские формирования при поддержке японских войск. Считаю не справедливым то, что завершением войны здесь считается 1920 год, ведь вплоть до разгрома Сибирской Добровольческой Дружины в 1923 на территории России происходили боевые столкновения.

ЕГЭ по теме «Первая мировая война. Февральская революция 1917 г.»

Часть А.

1. Каковы причины Первой мировой войны?

а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

2. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?

а) подписание сепаратного мира Германией и Англией

б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

3. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

4. Каковы главные итоги Февральской революции?

а) пала монархия б) возникло двоевластие

в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

5. Каково значение приказа №1?

а) установление диктатур в пролетариата б) началась демократизация армии в) была ликвидирована Государственная Дума

6. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра вительства?

а) нота Милюкова о продолжении войны б) выступление Ленина на I Съезде Советов

в) прорыв на фронте генерала Брусилова

7. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда чи?

а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

б) существовало разрозненное действие фронтов

в) Англия и Франция нарушали союзнический договор

8. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

9. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

в) выступление солдат Петроградского гарнизона

10. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

а) Учредительное собрание

б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

в) Временное правительство

г) Государственный Совет

11. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра вительства, принятая 3 марта 1917 года?

а) ввела широкие гражданские права и свободы

б) обеспечила крестьян землей

в) вывела Россию из первой мировой войны

12.Каков был состав Антанты накануне войны?

а) Англия, США, Франция; б) Англия, Россия, Франция; в) Англия, Россия, Италия.

13. Германия объявила войну России :

а) 28.06.1914 г.; б) 28.07.1914 г.; в) 1.08.1914 г.; г) 3.08.1914 г

14. Брусиловский прорыв проходил в:

15. Верденская операция проходила в:

а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.

Часть B.

1.Расположите события по годам:

А) 1914 г.; б) 1916 г.; в) 1918 г.

1. Битва при Сомме; 2. Брусиловский прорыв; 3. первая газовая атака у г. Ипр; 4. Вступление в войну США; 5; битва на Марне; 6. Ютландское сражение; 7. Верденское сражение; 8. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца; 9. Брестский мир; 10. Компьенское перемирие;

2.Напишите название исторического события.

Россия отказывалась от всех территорий, занятых войсками Германии. Была обязана демобилизовать армию, выплатить компенсацию за ущерб, нанесённый собственности германских граждан на её территории.

3. Причинами февральской революции стали.

1 . Аграрный вопрос не был решён

2. Участие России в Первой мировой войне

3. Отсутствие рабочего законодательства

4. Создание Временного правительства

5. Создание Совета рабочих и солдатских депутатов

4. Соотнесите.

1. Г.Е.Львов А. Министр юстиции

2. А.И.Гучков Б. Министр иностранных дел

3. П.Н.Милюков В. Председатель Временного правительства

4. А.Ф.Керенский Г. Министр военных дел

Д. Министр финансов

5.Причинами июньского и июльского кризисов власти стали.

1. Массовые выступления рабочих

2. Неудачное контрнаступление на фронте

3. Резкое ухудшение экономического положения страны

4. Отречение Николая II от престола

5. Отставка Г.Е.Львова

6. Выберите события относящиеся к революции 1917 г.

1. Кровавое воскресение

2. Падение самодержавия

3. Установление двоевластия

4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

5. Кронштадское восстание

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии, флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

  1. Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
  2. 1. Во всех ротах, батальонах, полках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей
  3. 2. Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 марта
  4. 3. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам
  5. 6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину
  6. 7. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается

С1. Напишите название документа и дату его принятия.

С2. Раскройте основные положения документа, характеризующие отношения к военным.

С3. Какое событие стало причиной принятия данного документа и каково его значение для военных?

С4. Ниже приведены 2 точки зрения на подписание Брестского мира. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  1. Подписание Брестского мира было вынужденной мерой Советского правительства.
  2. Подписание Брестского мира было выгодным для большевиков, поскольку они боялись потерять власть.

С5. . Сравните исторические события революцию 1905 г.и революцию 1917 г. Назовите не менее 2 общих положений и не менее 3 различий в их деятельности.


Интересную мысль высказал русский религиозный мыслитель XIX века Н.Ф. Федоров: «География говорит нам о земле как о жилище; история же – о ней же как о кладбище». Тем более, это высказывание актуально для ситуации войны. Историю войн невозможно изучать без географической карты, поэтому предлагаю проработать методику решения тестовых заданий в формате ЕГЭ с помощью карты.

ПОЛНАЯ ПРОРАБОТКА ВСЕГО НУЖНОГО НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛА ПО ПЕРИОДУ 1900-1945 гг.
качественная аналитика теоретического материала
никакой «воды» и пустых рассуждений
постоянное выполнение заданий в формате ЕГЭ
отличный дизайн презентации
постоянная работа с исторической картой
постоянный анализ документальных источников
постоянное обращение к фактам из духовной культуры, искусства, так сложно дающихся выпускникам

А вот и все темы курса:
1. Россия в конце XIX – в начале XX вв.
2. Социальные потрясения российской истории начала XX в.
3. Россия накануне Первой мировой войны (1907-1914 гг.)
4. Первая мировая война
5. Россия в 1917 году
6. Гражданская война и ее последствия
7. НЭП
8. История СССР в 1930-е гг.
9. СССР накануне Великой Отечественной войны
10. Стратегическое отступление
11. Коренной перелом
12. Наступательный этап ВОВ

Первая мировая война — «белое пятно» на карте истории России

2. Мы наносили линии фронтов и их передвижения на карту.

3. Мы освежили наши знания о нюансах Первой мировой войны.

4. Мы определили, как находить события Мировых войн на картах.

5. Мы продолжили работы с частью 1 (тестовой)

6. Мы разобрали ключевое событие Первой мировой войны на Восточном фронте — Брусиловский прорыв 1916 года.

7. Мы вспомнили, как оформлять ответы на тестовые задания части 1 в формате



Рекомендуем почитать

Наверх