Происхождение олимпийских игр. Реферат: История развития физической культуры в древней Греции и Риме

Туризм и отдых 30.04.2018
Туризм и отдых

Физическая культура в Древней Греции.

Физическая культура в Древнем Риме.

Физическая культура в Древней Греции.

Литература:

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2001.

Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.

Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС, 1970.

Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 ʼʼФиз. воспитаниеʼʼ и № 2115 ʼʼНач. воен. обучение и физ. воспитаниеʼʼ. – М.: Просвещение, 1989.

Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др., Олимпийский комитет России. - М.: Советский спорт, 1999.

Энциклопедия для детей. Т.20. Спорт / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.

ФК рабовладельческого общества наивысшего своего развития достигла в Древней Греции. Ее расцвет приходится на VI-V вв. до н.э. По этой причине особенности ФК рабовладельческой формации целœесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, к примеру, Спарта и Афины.

Древнегреческая культура, особенно в период V-IV вв. до н.э., представляла идеал человека как сочетание телœесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. По существу, это была история одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны выступал агон – соревнование, связанное с культом тела, а с другой – соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н.э., а затем начал проявляться и всœе более углубляться разрыв между ними. Негативные стороны древнегреческой атлетики (жестокость, уловки) сопровождали ее с момента возникновения. Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсœеместно. К тому же древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же – исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки – большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всœеми возможными способами.

ФК Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в. до н.э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли данный полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, в случае если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым (обычай, вероятно, возникший в первобытной общинœе).

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию.

После 7 лет детей отбирали у родителœей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым: мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения упражнений допускались удары ногами, укусы, царапанье. В детской среде иногда намерено провоцировались раздоры и драки. Воинственность и грубая сила в общинœе равных Спарты оценивались как наивысшее достижение человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. К примеру, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30-40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе этих ночных налетов, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в базе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу физической подготовки составлял пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли ʼʼспартанскую гимнастикуʼʼ. Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Считалось, что укрепление тела способствует рождению здоровых детей. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин.

Т.о., идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин.

В V-IV вв. Афины были центром всœей греческой жизни. В отличие от Спарты здесь была рабовладельческая демократия. Из 400 тыс. жителœей, 150 тыс. были свободными гражданами. ʼʼДемосʼʼ Аттики имел право выбора форм воспитания и обучения своих детей. Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-эстетическое и физическое воспитание.

В городе-полисе Афины сохранился обычай умерщвления слабых младенцев, но при согласии отца.

Афиняне обучали бесплатно тех детей, чьи родители погибли на войне, защищая Родину.

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические – где мальчиков 7-15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова ʼʼпалеʼʼ – борьба) – где мальчики 12-16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителœей, достигшие 16-летнего возраста͵ имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимназиях, где значительную часть времени отводилось ФУ, а остальное – беседам с философами, выдающимися государственными деятелями, посœещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

Девочки не получали такого ФВ, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Т.о., идеалом афинского общества был гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному и обладающий красноречием.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населœения были главными причинами создания античной гимнастики . В Греции сам процесс ФВ назывался гимнастикой. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1-7 лет проводились под наблюдением родителœей или воспитателœей. Это были упражнения с мячом, обручем (сферистика), с элементами бега, метание копья и диска и другие ФУ, развивающие ловкость. Игры афиняне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления торговых отношений.

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединœение борьбы с кулачным боем) езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел определœенной длины, т.к. отмерялся судьями ступнями – 600 ступней) – около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами.

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок представлял собой 5-кратный многоскок с двух ноᴦ.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска – на дальность. Метание выполнялось в вертикальной плоскости полета диска, т.к. данный способ движения был полностью заимствован из военного дела, где диск был боевым снарядом.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спинœе.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой. Афиняне считали игры способом установления торговых отношений.

Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики (системы подготовки к агонам, или, как их сейчас называют, к играм) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания (особенно первоначально) посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными (спортивными) целями. С IX в. до н.э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств рабовладельцев, ᴛ.ᴇ. становятся более атлетическими по содержанию.

Кроме самых известных и значительных – Олимпийских игр проводились также и другие: Немейские, Истмийские, Панафинœейские, Пифийские – всœего около 40, по названию мест, где они проводились.

Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 ᴦ. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Победителœем стал повар из Элиды Корэб. В дальнейшем имя победителя на один стадий присваивалось последующему четырехлетию – олимпиаде. Постепенно программа Олимпийских игр расширялась за счёт бега на 2 стадия (14 игры в 724 ᴦ. до н.э.), борьбы и пентатлона (18 игры в 708 ᴦ. до н.э.), кулачного боя (23 игры в 688 ᴦ. до н.э.), скачки на колеснице (25 игры в 680 ᴦ. до н.э.), панкратиона (33 игры в 648 ᴦ. до н.э.), бега атлетов в полном вооружении (520 ᴦ. до н.э.). С 37 игр (632 ᴦ. до н.э.) в олимпийском празднике начинают участвовать и юноши моложе 20 лет. Состязания заметно освобождаются от религиозного влияния. Продолжительность Игр увеличивается до 4-5 дней.

С VIII-II вв. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки-мужчины. Каждый из участников должен был готовиться в течение 10-ти месяцев дома и одного – в Олимпии.

В VIII-V вв. до н.э. около 40 городов-полисов участвовали в Олимпийских играх. Представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа становились участниками этих соревнований. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединœению разрозненных полисов, служили делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.

С IV в. до н.э. с появлением наемной армии институт эфебии приходит в упадок. Ведение войны стало делом профессионалов-наемников. Состоятельные слои населœения стали избегать тренировок, связанных с большими физическими нагрузками. Популярность среди молодежи начали завоевывать облегченные формы занятий ФК, музыка, танцы, песни и др.
Размещено на реф.рф
Агоны стали заметно утрачивать свою основную функцию – демонстрации рабовладельцами военно-физических умений. Среди участников агон стали появляться иностранцы, вольноотпущенные, разорившиеся рабовладельцы, для которых выступления на состязаниях становятся профессией. Игры начали превращаться в чисто зрелищное мероприятие, а вместо почетного венка победителю стали вручать крупные денежные суммы.

Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 ᴦ. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр.
Размещено на реф.рф
В 394 ᴦ. до н.э. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

В целом, методы воздействия на физические возможности человека в Древней Греции достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубинœе, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами. Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии – макроциклы) – 4 года и малые (микроциклы) – 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий – снижалась, в четвертый выполнялась ʼʼподдерживающаяʼʼ физическая нагрузка.

Физическая культура в Древней Греции. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Физическая культура в Древней Греции." 2014, 2015.

1. Гимнасий и палестра

Спорт играл огромную роль в жизни древних греков. Дети занимались гимнастикой под руководством учителя – гимнаста и его помощников (педотрибов). Это были люди, знакомые с правилами питания и основами медицинской науки. С 16 лет юноши-эфебы начинали посещать взрослый гимнасий, где тренировались самостоятельно, но под надзором особых смотрителей.

Гимнасий представлял собой открытую спортивную площадку, окруженную со всех сторон портиками, и включал в себя следующие основные помещения: эфбейон (комнату для упражнения юношей); баню; аподитерион (гардеробную); элеотесион (комнату для натирания маслом); конистерион (комнату, где осыпались мелким песком); сферистерион (зал для игры в мяч); корикейон (место, где проходили упражнения с мешком); крытые и открытые коридоры (дроме), предназначенные для прогулок и бега.

Занятия гимнастикой дополнялись палестрикой. Так называлась особая категория физических упражнений, объединяющая в себе военно-прикладные виды спорта и различные виды единоборств. Занятия проходили в палестре – здании с обширным внутренним двором, окруженном колоннадой. В центре двора располагалась площадка для борьбы. Землю на этой площадке вскапывали киркой, выравнивали и посыпали просеянным чистым песком.

Подобно гимнасию, палестра включала в себя много помещений: эскедры (комнаты отдыха с лавками и стульями); эфебейон, корикей (здесь тренировались кулачные бойцы); конистерион; баню; элеотесион. Обязательной принадлежностью палестры был крытый портик – ксист, где атлеты занимались в зимние месяцы. Впрочем, в хорошую погоду все тренировки проводились под открытым небом.

Атлетам прислуживали мальчики-рабы, которые подметали палестру после занятий.

2. Натирание маслом и омовение

Прежде, чем приступить к тренировке юноши снимали всю одежду в аподитерионе и проходили в элеотесион, где обильно натирались оливковым маслом. Цель этой процедуры состояла в том, чтобы сделать все мускулы тела эластичными и гибкими.
О том, как это происходило, мы можем судить по изображениям на древнегреческих сосудах (). В конистерионе они обсыпались мелким песком, добывавшимся в особых песчаных ямах или даже специально размельчавшимся для этих целей. Вся палестра также была посыпана мягким песком.

Окончив тренировку, юноши возвращались в комнаты палестры, где счищали с себя пот и грязь скребками-стригилями, а потом мылись в бане. Впрочем, название это условное, поскольку в палестре того времени не было горячей воды. Юноши вновь намазывали тело маслом, посыпали его порошком из древесной золы и растирали до тех пор, пока не появлялась пена, напоминающая мыльную. Пену снимали скребком, а тело омывали холодной водой (). После омовения делали массаж, а также смазывали оливковым маслом тело и волосы.

В связи со сказанным выше не стоит удивляться, что обычными предметами при посещении палестры и гимнасия, помимо сумки (в которой носили диск) были губка и круглый сосуд для оливкового масла.

3. Борьба и кулачный бой

Искусство борьбы заключалось в умении ускользнуть или вырваться от противника, освободить руки, шею или тело от его захватов. Для этого нужны были сильные мускулы и крепкая шея. На тренировках каждого юношу обучали прежде всего простым броскам и приемам, учили быстро падать, стремительно вскакивать на ноги и подбрасывать противника в воздух. Иногда борцы во время тренировок посыпали натертое маслом тело песком, который хранился в корзинах в конистерионе. Тело после этого становилось жестким и шершавым, и тогда особенно трудно было вырваться из рук противника. Приемы борьбы и кулачного боя изучали под звуки флейты.

Для предохранения рук при ударе их обматывали кожаным ремнем, длина которого составляла 3 – 3,5 м. Делали небольшую петлю, в которую пропускали все пальцы руки, кроме большого. Затем пальцы несколько раз обматывали ремнем, но не слишком туго, чтобы их можно было сжать в кулак. Ремень перекручивали на ладони и тыльной стороне кисти руки, туго закручивая его вокруг кисти.

Для развития силы атлеты поднимали большие камни и переносили их с места на место. Для укрепления мускулов ног бегали по песку, что было особенно трудно. Кулачные бойцы использовали для тренировки кожаный мешок, набитый фиговыми косточками или песком. Его подвешивали на ветке дерева или на перекладине. Для «набива» рук применяли специальные мешочки с песком или деревянные доски. Для тренировки равновесия использовалась большая корзина с камнями, которая постепенно опорожнялась (обучающийся ходил по ее краю). Во дворе на цепях висели бревна, используемые для отработки устойчивости позиции. Бревно отводилось в сторону, и испытуемый принимал его удар на грудь.

4. Орхестрика. Игры с мячом

Одним из видов греческой гимнастики была орхестрика. Она носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. Здесь было несколько специфических направлений.

Кгбистесь - искусство кувыркания с разбегом и опорой на руки. Этому упражнению придавались даже женщины. Опасность увеличивалась кувырканием среди кинжалов, воткнутых в землю рукоятями.

Крикомахия - игра с мешком. Мешок прикрепляли к потолку и спускали до уровня живота играющего. Упражнение состояло в том, чтобы сильно раскачать мешок обеими руками, а потом ловко оттолкнуть его руками или грудью. Для более слабых его наполняли фиговыми зернами или мукой, для более сильных – песком.

Однако самыми распространенными были упражнения и игры с мячом – сферистика (мячи в Древней Греции делали из разноцветной кожи и набивали шерстью, пухом или фиговым зерном; существовали также большие полые мячи). В одних случаях полагалось ловить мяч, отскакивающий от земли, в иных – жонглировать несколькими мячам. В комнатах палестры юноши с силой ударяли мячом о стену, а когда мяч отскакивал, наносили по нему удары прямыми ладонями. Того, кто первый ронял мяч, называли ослом, и он должен был выполнить приказ победителя в этом состязании.

Значение сферистики в некоторых полисах (например, в Спарте) было чрезвычайно велико. Их победителей прославляли как победителей в Олимпийских играх. Тимократ из Спарты написал известное руководство по игре в мяч.

Любимой спартанской игрой был епискирос. Игроки делились на две равные команды, разделенные линией из камешков. Таким же образом на определенном расстоянии с обеих сторон проводилась граница, за которую не имела права переступать ни та, ни другая команда. Один из игроков бросал мяч, положенный на среднюю линию, в сторону противников, которые должны были поймать его, не переступая проведенной за ними границы.

Другая популярная игра – эфетинда - была основана на обмане партнера. Тот, кто бросал мяч, целил им в одного из играющих, а на самом деле кидал другому, поэтому каждый участник должен был быть настороже, чтобы брошенный мяч не застал его врасплох.

Урания. Мяч подбрасывался высоко в небо, а другой участник игры обязан был, подпрыгнув, поймать его налету.

Тригон. Каждый из трех участников должен был одной рукой поймать летящий мяч и, быстро перебросив его в другую руку, отослать кому-нибудь из партнеров.

Гарпастон. Командная игра: две команды пытались отобрать друг у друга мяч, причем игроки сталкивали партнеров с мест, где те стояли. Эта игра требовала ловкости и силы, а также быстрой ориентации в обстановке.

Существовала также игра, напоминающая нынешний хоккей с мячом – партнеры перебрасывали друг другу мяч при помощи изогнутых палок.

Цивилизация и культура Древней Греции

Древняя Греция по праву считается родиной спортивных соревнований, какими мы знаем их сегодня. Еще задолго до 776 года до н. э., когда произошли первые исторически засвидетельствованные Олимпийские игры, греческий народ проявлял большую любовь к спорту, и атлетические игры занимали ведущее место в общественной жизни и в системе воспитания молодежи. Спортивные состязания тех времен воспеты Гомером в «Илиаде». И как это видно вообще из литературы Древней Греции, спорт уже тогда пользовался такой же огромной популярностью, как и в наши дни. История спорта как определенного вида деятельности людей, бесспорно, заслуживает глубокого изучения. Становление спортивной жизни Греции, сравнение спортивных игр, их организации, спортивных показателей и наград с существующими - все это представляет несомненный интерес.

Однако задача накопления специфических данных о спортивной жизни тех времен оказалась гораздо более сложной, чем можно было предположить. Очень трудно, например, судить о спортивных результатах древнегреческих чемпионов, скажем, о рекордах в скоростном беге: ведь тогда не было точных приборов для замера времени (впрочем, как и не было удаления волос лазером (зато есть сейчас), да и многих других современных вещей, ныне применяющихся в спорте). Однако из литературных источников, творений художников и скульпторов можно многое узнать о популярных в то время видах спорта, о спортивных играх, их организации и духе, в котором они проводились, об отношении к спорту и его развитии от гомеровской Греции до эпохи Римской империи.

Первые спортивные соревнования в Греции были связаны с религиозными обрядами. Еще во II тысячелетии до н. э, существовал обычай, сопровождать похороны вождя погребальными играми. В память об умершем устраивали атлетические соревнования. Позже, однако, возникают другие, более рациональные предпосылки к проведению спортивных игр. Физическая тренировка стала культивироваться как источник здоровья, как подготовка к военным битвам или мирным состязаниям.

Самое первое описание спортивных игр, их содержания, характера и отношения к ним народа встречается в «Илиаде» Гомера (песнь 23 . Ахиллес организует игры на равнине перед троянским валом как погребальную дань молодому Патроклу, павшему на поле брани. Участниками и зрителями были воины, и, естественно, главным событием дня стали гонки на колесницах. Соревнующихся воодушевляли призы, обещанные Ахиллесом за победу:

Первому дар; кобылица второму шестигодовая,
Неукрощенная, гордая, в недрах носящая меска.

Занявшим с третьего по пятое место предназначались предметы меньшей ценности. Гомер начинает сцену с длинного обращения Нестора к своему сыну Антилоху, одному из участников соревнования. Из его слов мы узнаем, какое большое значение придавали греки интеллекту во всех областях человеческой деятельности, включая спортивные состязания. Побеждают не самые быстрые кони, а возница, сумевший проявить наибольшую трезвость мысли и мудрость. Нестор подробно объясняет своему сыну, как править колесницей, замечая при этом:

Душою искусство все обойми, да из рук не упустишь наград знаменитых.
Плотник тебя превосходит искусством своим, а не силой;
Кормщик таким же искусством по бурному черному понту (морю).
Легкий правит корабль, игралище буйного ветра:
Так и возница искусством одним побеждает возницу.

Но, очевидно, не случайно Нестор в своем долгом наставлении ничего не говорит сыну о честном отношении к соперникам. Из описания самих гонок становится ясно, что, увлеченные состязанием в хитрости и ловкости, снедаемые жаждой победы, греки иногда забывали о требованиях истинно спортивных соревнований.

Итак, пять участников выстраиваются в порядке, установленном по жребию, в своих военных колесницах, каждая из которых запряжена парой ездовых коней. По сигналу они устремляются к отдаленной отметке, которую должны объехать и затем вернуться к старту, Гомер описывает гонку технически точно, эмоционально, с юмором и живым сочувствием к участникам состязания, их коням, зрителям. К лошадям он относится так, как если бы они были людьми. Они так же, как и возницы, охвачены боязнью поражения и страстным желанием победы. Антилох так обращается к своим коням:

Быстро вперед! чтобы вас всенародно
стыдом не покрыла
Эфа: она кобылица, а вы, дорогие,
отстали!
Вам говорю я, и слово мое совершится
сегодня:
Более неги себе от владыки народов
Нелида
Дома не ждите: убьет вас сегодня же
острою медью,
Если по лености вашей награду
последнюю снищем.
О, настигайте скорее, как можно скорее
скачите!


Гонимый желанием победить, Антилох начинает теснить соперника и вынуждает его во избежание столкновения уступить ему дорогу. Составляющие аудиторию воины, для которых езда на колесницах - повседневное занятие, пристально следят за ходом состязаний, заняв наиболее выгодные наблюдательные позиции. Эмоциональное напряжение зрителей очень высоко, и Гомер описывает реакцию «болельщиков» с точностью очевидца. Среди зрителей возникают споры, суждения, толки - совсем как это происходит на трибунах наших стадионов. Завидев появившиеся вдали, окутанные пылью колесницы, воинственный Аякс затевает жестокий спор с Идоменеем, главой критян, Аякс утверждает, что впереди колесница Эвмела, а Идоменей говорит, что лидирует Диомед. Идоменей оказывается правым.

Судьба гонок в конечном итоге решается богами, которые порой так же нечестны в соревновании, как это случается и с простыми смертными. Аполлон, покровительствующий Эвмелу, вышибает бич из рук Диомеда. Но Афина - поклонница Диомеда - не дремлет: она подает ему бич и вдыхает «новую рьяность коням». После этого она, полная гнева, устремляется к Эвмелу и разбивает конский ярем, кобылицы Эвмела бросаются дико с дороги, падает на землю дышло, а сам возница срывается с колесницы. Мимо него к победе скачет Диомед.

Больше всего в описании Гомера поражает тот факт, что в грандиозных состязаниях, устроенных Ахиллесом, нет пассивных наблюдателей: зрители принимают живейшее участие в событиях. Иная, совершенно противоположная картина - спортивные игры Римской империи. Римляне приходят посмотреть спектакль, исполняемый спортсменами-профессионалами. Для них это всего лишь представление, никак не связанное с их собственной деятельностью. Конечно, соревнования вызывают эмоции и волнения, но римляне в отличие от греков мало интересовались спортом, так же как и идеей о гармоническом развитии души и тела.

Гомер описывает и другие виды спорта, входившие в программу соревнований, организованных Ахиллесом: кулачный бой, борьбу, бег, бой с оружием. Участникам кулачного боя предлагается две премии: победитель получает мула, побежденный - двудонный кубок. На поле приглашаются желающие. Славный кулачный боец Эпеос вызывает соперника:

Что до битвы, объявляю при всех,
и исполнено будет:
Плоть до костей прошибу я и кости
врагу изломаю.
Пусть за моим сопротивником все попечители выйдут,
Чтоб из битвы унести укрощенного силой моею.


Это действительно угроза, а не просто хвастливая гипербола. Прародитель - кулачный бой у древних народов был чрезвычайно опасным видом спорта и нередко означал смерть для побежденного. Греки не пользовались варварскими цестами, налитыми свинцом или железом, как это было принято у римских боксеров. Однако удар кулака, обвязанного воловьей шкурой, часто бывал смертелен. Боец направлял все удары в лицо и голову противника, поэтому боксеры древности всегда изображаются с поднятыми вверх руками. Так как в то время боксеры не подразделялись по весовым категориям, мужчины невысокого роста и слабого телосложения старались избегать этого вида спорта. Боксеры тех времен всегда сильные, могучие мужчины. Бой продолжался без перерыва до тех пор, пока один из соперников уже был совершенно не в состоянии продолжать борьбу.

Вот как описывает Гомер битву между Эпеосом и принявшим его вызов Эвриалом:

Так опоясавшись оба, выходят бойцы
на средину,
Разом один на другого могучие руки
заносят,


Следующее событие - борьба двух знаменитых воинов: Аякса и Одиссея. Борьба была, пожалуй, самым популярным видом спорта в Древней Греции. И соревнования по борьбе, менее жестокие и грубые, чем кулачный бой были смотром силы, изворотливости, быстроты реакции, ловкости и выдержки спортсменов. Цель борьбы - повалить противника на землю. Схватка прекращалась, как только один из участников был сбит с ног. Победителем становился тот, кому удавалось сбить соперника три раза. Долго продолжалась борьба между Аяксом и Одиссеем, но ни один из героев не смог одолеть другого. Тогда Ахиллес прекратил матч и объявил ничью.

Продолжение следует.

Страница 1 из 5

В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI-V вв. до н. э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.

Для понимания сущности феномена древнегреческой физической культуры необходимо отметить характерные и принципиально важные черты ее развития в этом регионе мира.

Древнегреческая культура , особенно в период V-IV вв. до н. э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Первая критика прозвучала в связи с излишним одобрением победителей атлетических агон (состязаний). Ксенофан, философ VI в. до н. э., доказывал, что мудрость и осмотрительность, приносящие пользу всему городу-государству, должны цениться больше, нежели атлетическая сила и быстрота, поскольку они приносят славу лишь отдельному индивиду. Этот процесс борьбы между ценностями культуры тела и культуры духа начался в Древней Греции очень рано. Его происхождение греки связывают с периодом появления гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» (XI - IX вв. до н.э.). Поскольку Гомер считался самым авторитетным знатоком Древней Греции, в его произведениях искали культурные нормы и модели для людей, занимающих любое общественное положение. Примером в этом плане, разумеется, был образ Ахилла - одного из храбрейших древнегреческих героев-воинов.



Сложное и опасное акробатическое упражнение с быком.
Настенная роспись в Кносе (2-е тысячелетие до н.э.)

Из «Илиады» мы узнаем, что воспитание Ахилла не сводилось к физической подготовке, которая была необходима ему в сражениях, а включало в себя также музыку и ораторское мастерство, потому что, как говорит в «Илиаде» Феникс, учитель Ахилла, тот имел мужество не только говорить, но и действовать, знал ораторское искусство, выражающее духовную и интеллектуальную культуру, и в совершенстве владел всеми видами военного искусства, которое составляет вершину физической культуры. У Ахилла было два учителя: Хирон, который обучал его охоте, верховой езде, метанию копья, а также игре на лире, хирургии и медицине, и Феникс, который учил его красноречию, чтобы он мог быть хорошим оратором на заседаниях совета, и искусству военной стратегии. Такое всестороннее воспитание Ахилла выступало как универсальная модель на протяжении всего античного периода.

История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон - соревнование, связанные с культом тела, а с другой - соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Платон, например, разделял всю культуру на две составляющие: гимнастику, которая включала в себя всю область физической культуры тела, и музыку - область духовной и интеллектуальной культуры. Постулат Платона - искать гармонию и синтез этих двух составляющих культуры человека.

В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.

Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру. Например, Пифийские игры под покровительством бога Аполлона, проходившие до 582 г. до н. э., посвящались вначале исключительно его музам (позднее они включили в себя и атлетические состязания).

У Немейских и Истмийских игр, проводившихся под покровительством бога Посейдона, было две официальные программы: атлетическая и музыкальная, которые объединяли духовную и физическую культуру.

Олимпия была местом проведения атлетических состязаний, во время которых выступали поэты, писатели и философы. Некоторые древние ученые философы, например Сократ, сожалели о том, что организаторы Олимпийских игр решили присуждать высокие награды на Играх атлетам за достижения, связанные с их физическими результатами, но не награждали поэтов, мыслителей и философов, концепции и труды которых, по словам Сократа, могли принести не только личную славу, но и пользу другим людям, жителям других городов-полисов. Впоследствии же, как известно, и состязания в интеллектуальной сфере стали приносить лавры олимпийцев на агонах в Олимпии. Так что и Эсхил, и Софокл, и Еврипид были для древних греков олимпийцами, разумеется, в интеллектуальной сфере.

Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Трагедии Еврипида уже полны насмешек над атлетами. Аристофан (древнегреческий поэт-комедиограф) говорит о том, что молодые люди перестали посещать палестры, а более интересуются философией.

Ксенофан (древнегреческий поэт и философ) с возмущением замечает, что люди восхищаются «...быстротой ног и силой кулаков...». Сама атлетическая мораль с самого начала проведения агон была полна издержек. Хитрые уловки, направленные на достижение победы, по-видимому, по-настоящему не осуждались общественным мнением и, более того, широко практиковались. А в таких состязаниях, как кулачный бой, борьба, панкратион, было очень много откровенной жестокости. Известно, что поединки в них продолжались до победного конца, а в панкратионе все приемы единоборства были дозволены и спортсмены подчас заканчивали схватки с тяжелыми увечьями. Эти негативные стороны древнегреческой атлетики сопровождали ее с момента возникновения.

Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К этому следует добавить, что древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же - исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки - большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами, часто в ущерб гуманным принципам. Таким образом, идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.



Рекомендуем почитать

Наверх