Дети на прогулке в гпд интересные рисунки. Конспект прогулки в ГПД план-конспект занятия (1 класс) на тему

Семья и отношения 06.07.2019
Конспект прогулки «В поисках весны»

Цели:

  1. Обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе.
  2. Развитие словаря, мышления, общей и мелкой моторики;
  3. Расширять представление об окружающем, воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной.
  4. Развивать творческое воображение, имитационные возможности, согласование ритма движений с музыкальным сопровождением красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку.
  5. Закреплять знания о времени года;
  6. Развитие воображения, творческой и физической активности;
  7. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Словарная работа:

  1. пополнение словаря,
  2. Закрепление прилагательных.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите как сегодня хорошо на улице, как ярко светит солнышко, как сладко поют птицы. А какое сейчас на улице время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, на дворе Весна!

Солнце светит нам с утра.

Вы, детишки, не ленитесь,

Быстро собирайтесь,

В путь - дорожку отправляйтесь!

Садимся в поезд. Поехали! (ходьба в колонне по одному, имитируя руками движение колес) .

Внимание, впереди извилистая дорога! (ходьба в колонне по одному змейкой) .

Дети, садимся в вагон по двое (перестроение в колону по два) .

Наш поезд замедляет ход (остановка) .

Мы старались, ехали- до весеннего леса доехали! ,

На дереве письмо.

Как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)

Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята» . Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания.

А вот и первое задание.

Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. (без яркого солнца, птиц, ручья, почки, подснежников, вербы)

Физкультминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза) ,

Улыбнулись (улыбаются) ,

Потянулись (тянутся) ,

Раз – росой умылись (умываются) ,

Два – изящно покружились (кружатся) ,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают) ,

А четыре полетели (бегают) ,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают) .

Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик.

Давайте поиграем в интересную игру «Скажи наоборот»

Зимой лед толстый – а весной (тонкий)

Зимой день короткий – а весной (длинный)

Ручей широкий, а ручеек (узкий)

Зимой воздух холодный, а весной (теплый)

Чай горячий, а сосулька (холодная)

дерево высокое – куст низкий

река глубокая – ручей мелкий

Весной просыпается не только природа, но и животные.

Давайте пойдем по весеннему и лесу и посмотрим какие животные просыпаются весной, а какие не спали всю долгую зиму?

Дети находят зайца и лису (игра «Лиса и зайцы» ) ;

Дети находят медведя (игра под мелодию Е. Железновой «Пусть со мной все девочки попрыгают как белочки…»)

Дети находят ежа (пальчиковая гимнастика «Ёжик» )

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, мы расколдовали все приметы весны, и разбудили всех животных.

Дети возвращаются в детский сад.

Классификация прогулок в группе продлённого дня

Прогулка — это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

Движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

Физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;

Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

. «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

. «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте

ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

. «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

Прогулка-игра

Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Прогулка вне территории школы

Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

Для первоклассников — 2—2,5 км;

Для второклассников и третьеклассников — до 4 км;

Для четвероклассников — более 4 км.

Прогулка-наблюдение

Темы прогулок-наблюдений:

. «Облака-белогривые лошадки».

. «Хозяйка Осень».

. «Художница Зима».

. «Как появляется листочек».

. «Как рождается здание».

. «Кто делает город красивым?».

. «Мир насекомых».

. «Птицы, что рядом с нами живут».

. «Удивительное - рядом» (о растениях).

. «Как прекрасен этот мир!»

. «Кто в парке живет, что в парке растет?»

По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.

Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.

Прогулка-задание

Варианты заданий:

. «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»

. «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».

. «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».

. «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),

. «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».

Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.

Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.

Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

Первое — подготовка к прогулке:

Определение маршрута игры-поиска;

Предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;

Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» - набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.

Проведение прогулки : дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:

«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.

Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!

Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.

Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.

Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.

Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.

Задание 4. Его дает библиотекарь.

А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.

Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.

Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?

Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».

Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.

Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.

Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».

Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:

Сделать зарисовку;

Изготовить поделку из природного материала;

Сплести венок, корзину;

Составить букет из листьев, цветов, веток;

Придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей

эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.

Темы прогулок-фантазий:

. «Осенний букет».

. «Осенний сон».

. «Есть в осени первоначальной...»

. «Оригинальный венок».

. «Удивительное — рядом».

. «Снежный зоопарк».

. «Сказки цветных камней».

. «Замки из песка».

. «Цветы на асфальте».

Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.

Темы прогулок-практикумов:

. «Красный, желтый, зеленый».

. «Правила поведения в природе».

. «Ты играешь во дворе».

. «Скажите, как пройти».

. «Правила поведения в транспорте».

. «Культура поведения на улице».

Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).

Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

Спортивные игры во время прогулки

Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки

Небольшое

Выраженное

Окраска кожи

Значительная

Бледность или синюшность

Потливость

Незначительная

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащенное, поверхностное и аритмичное

Координация движений,внимания

Четкое выполнение команд

Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание при ходьбе от группы

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. О)! сам выстраивает для себя события дня.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.

Конспект № 1.

Тема: «Зима холодная»

Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Наблюдение.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он оделся потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер» .

Педагог просит проверить, какой сегодня снег. Дети берут лопатки, набирают снег, подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Воспитатель уточняет: «Сыпучий» . Лепить нельзя - решают все и договариваются делать снежную горку.

Труд. Все подходят к снежному валу и решают, где лучше соорудить горку: далеко или близко от веранды, выше или ниже снежного вала - и начинают «работать» .

Воспитатель вырубает из снега горку (высота 40-60 см) . Дети помогают: подчищают края, отгребают снег, подравнивают скат.

Как только постройка завершена, все относят инвентарь на место, собрав ведерки, лопатки, отряхнув их от снега.

Самостоятельная деятельность детей.

Малыши начинает катать кукол с горки. Старшие украшает ее края цветными льдинками (узоры, цветы) вместе со взрослым.

Подвижная игра «Дед Мороз» .

Конспект № 2.

Тема: «Снегопад» .

Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» - сообщают они воспитателю. «Правильно! - говорит воспитатель. - Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся?» Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» - говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка - подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Вот какая звездочка-малютка» .

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони) , взрослый читает стихотворение 3. Рождественской «Звездочка-малютка» , повторив дважды его концовку:

Села и растаяла на моей ладошке.

Дети повторяют: «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка» . «А какого она цвета? - спрашивает педагог. - А у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки-пушинки! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки-пушинки полетают!»

После этого взрослый говорит: «Какой снегопад! Много снега навалило, все засыпало кругом. Старается зимушка-зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?» Дети говорят: зима белого цвета.

Подвижная игра.

Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится» .

Труд. Спустя некоторое время педагог предлагает желающим расчистить площадку перед верандой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе со взрослыми убирают снег: одни сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (педагог показывает действия) . Затем по желанию можно подмести площадку.

Самостоятельная художественная деятельность воспитанников.

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, выкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?»

Прогулка продолжается.

Конспект № 3

Тема: «Поведение птиц зимой»

Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь - покормить их.

Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!» Педагог предлагает им посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать.

Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели» .

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше - у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что - вспорхнут и улетят. Воспитатель говорит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Скажите им, ребята» .

А вот и шум-гам начался - это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны! Расшумелись и все улетели. Воспитатель обращается к детям, предлагает им найти на участке разных птиц (муляжи) . Дети рассматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.

Если есть возможность, можно рассмотреть следы птичьих лапок на снегу, где кормились птицы. Большие следы - голубей, маленькие - воробьев. Дети имитируют движения птиц, их голоса. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,
«Кар! Кар!» - кричу.
Чик-чирик!
С ветки прыг.

Клюй, не робей!
Кто это?

Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.

Воспитатель предлагает детям соорудить для птиц кормушку, чтобы каждый день насыпать в нее корм, заботиться о птицах: «Кто хочет помочь?»

Все дружно берут лопаты, идут в тихий уголок участка и вместе с воспитателем вырубают из снега куб. Педагог учит детей правильно держать лопатки, когда все вместе отбрасывают в сторону снег, подчищают края кормушки. Дети наблюдают за его действиями, слушают объяснения: «Чтобы крошки ветер не унес, нужно сделать бортик, вот так!» После завершения постройки все относят лопатки на место.

Подвижная игра.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Собачка и воробьи» .

Самостоятельная деятельность.

После игры дети переходят к самостоятельной деятельности. Младшие воспитанники катаются на санках с горки. Старшие воспитанники играют в хоккей на катке.

Конспект № 4

Тема: «Помощники»

Цель: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.

Ход прогулки:

Дети вышли на прогулку, оглянулись - кругом высокие сугробы намела зимушка-зима, не проехать, не пройти. Снег убирать нужно, а то людям трудно ходить, коляску с малышом не провезешь, машины буксуют.

Вдруг все слышат приближающийся шум мотора. По тротуару движется снегоочистительная машина. Проехала, и сразу стало чище, ведь у нее щетки широкие - во всю ширину тротуара. Дети ждут, когда машина развернется и пойдет обратно, снова наблюдают за ее работой. В кабине сидит шофер, внимательно смотрит по сторонам, ведет машину ровно. Щетки крутятся, счищают снег с тротуара.

Во двор выходит дворник с широкой лопатой. Он счищает снег по краям тротуара, отбрасывает в сторону. Педагог предлагает детям помочь дворнику.

Труд. Дети разбирают лопаты, начинают убирать снег у входа в детский дом. Дворник увидел, подошел, благодарит за помощь. Он показывает им, как надо правильно держать лопату, куда бросать снег.

Ребята возвращаются на участок, где их встречает большая ворона (игрушка) . Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ворона и собачка» .

Прогулка заканчивается.

Конспект № 5

Тема: «В гостях у нас Снегурочка»

Цель: познакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

На фоне снега выделяется пушистая зелень елки. Воспитатель обращается к детям: «Смотрите, все деревья, кусты стоят голые, одна елочка зеленеет, красуется. Она к нам на новогодний праздник приходила в гости. Помните? А как она была украшена? Посмотрите, какие у нее колючие иголки, потрогайте ладошкой! А как пахнет елочка? (Чуть приминает в руках елочные иголки и дает детям понюхать.) Нравится? Елочка пушистая. Ветки ее называются лапами, они густые, зеленые. Елочка - красавица, детям очень нравится!» Дети повторяют эти слова. Все отмечают, что зима любит елочку, укутывает ее сугробами. Высокие сугробы, елочку еле видно.

Затем педагог обращает внимание детей на белый ствол березы, предлагает им обнять, погладить березу, ощутить ее гладкую, шелковистую поверхность и уточняет: белая березка. Дети обхватывают березу руками, решают, какой у нее ствол: толстый или тонкий. Затем находят на участке другие березы, отмечают, какая из них самая толстая (вдвоем обхватывают ствол) , самая высокая.

Подвижные игры.

Проводятся подвижная игра «Перебежки» с целью уточнения названия деревьев. «Раз, два, три - елку найди!» Все перебегают от елки к елке, ждут следующей команды: «Раз, два, три - к березе беги!» Воспитатель спрашивает, как дети узнали, что это береза (елка) ; объясняет, что к деревьям и кустам надо относиться бережно, не ломать их ветки.

Бегая по участку, дети замечают на дорожке Снегурочку (воспитатель незаметно выставляет большую куклу-Снегурочку) . Дети радуются, подробно рассматривают ее наряд, вспоминают новогодний праздник, а затем начинают строить ей домик (вырубая куб из снежного вала) , украшают его разноцветными льдинками, все время обращаются к Снегурочке: «Нравится тебе домик? Теперь ты от нас не уйдешь в лес?»

Самостоятельные игры.

После окончания постройки дети начинают играть со Снегурочкой: возить на санках, показывать свой участок, рассказывать о назначении сооружений. Затем все переходят к свободной игре.

В конце прогулки проводится игра «Коза рогатая» .

Цель: развитие речи, моторики, координации движений.

Прогулки в группе продлённого дня

Классификация прогулок в группе продлённого дня

— это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

Движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

Физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;

Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

. «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

. «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте

ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

. «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

Прогулка-игра

Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Прогулка вне территории школы

Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

Для первоклассников — 2—2,5 км;

Для второклассников и третьеклассников — до 4 км;

Для четвероклассников — более 4 км.

Прогулка-наблюдение

Темы прогулок-наблюдений:

. «Облака-белогривые лошадки».

. «Хозяйка Осень».

. «Художница Зима».

. «Как появляется листочек».

. «Как рождается здание».

. «Кто делает город красивым?».

. «Мир насекомых».

. «Птицы, что рядом с нами живут».

. «Удивительное - рядом» (о растениях).

. «Как прекрасен этот мир!»

. «Кто в парке живет, что в парке растет?»

По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.

Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.

Прогулка-задание

Варианты заданий:

. «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»

. «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».

. «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».

. «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),

. «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».

Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.

Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.

Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

Первое — подготовка к прогулке:

Определение маршрута игры-поиска;

Предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;

Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» - набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.

Проведение прогулки : дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:

«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.

Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!

Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.

Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.

Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.

Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.

Задание 4. Его дает библиотекарь.

А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.

Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.

Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?

Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».

Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.

Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.

Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».

Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:

Сделать зарисовку;

Изготовить поделку из природного материала;

Сплести венок, корзину;

Составить букет из листьев, цветов, веток;

Придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей

эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.

Темы прогулок-фантазий:

. «Осенний букет».

. «Осенний сон».

. «Есть в осени первоначальной.»

. «Оригинальный венок».

. «Удивительное — рядом».

. «Снежный зоопарк».

. «Сказки цветных камней».

. «Замки из песка».

. «Цветы на асфальте».

Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.

Темы прогулок-практикумов:

. «Красный, желтый, зеленый».

. «Правила поведения в природе».

. «Ты играешь во дворе».

. «Скажите, как пройти».

. «Правила поведения в транспорте».

. «Культура поведения на улице».

Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).

Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

Спортивные игры во время прогулки

Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки

Небольшое

Выраженное

Окраска кожи

Значительная

Бледность или синюшность

Потливость

Незначительная

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащенное, поверхностное и аритмичное

Координация движений,внимания

Четкое выполнение команд

Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание при ходьбе от группы

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. О)! сам выстраивает для себя события дня.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.



Рекомендуем почитать

Наверх