Основной боевой танк Leclerc. Основной боевой танк леклерк Конструкция и компоновка

Здоровье 01.07.2019
Здоровье

Наш блог уже несколько раз обращался к проблематике использования танков Leclerc вооруженными силами ОАЭ в ходе конфликта в Йемене. В статье Sebastien Roblin «What to Make of France’s Leclerc Super-Tank », опубликованной на портале War is Boring , приводятся некоторые дополнительные сведения, связанные с первым опытом боевого применения этого танка французской разработки и производства.

В краткой истории французского послевоенного танкостроения, которой предваряется основная проблематика, приводятся небезынтересные факты применения танка AMX-30 вооруженными силами Франции и Катара в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Так, катарским танкистами удалось на этих машинах уничтожить три иракских Т-55, при этом было потеряно два AMX-30. На счету французских танкистов - 10 иракских танков неустановленного типа.

Колонна танков Leclerc вооруженных сил ОАЭ в Йемене, август 2015 года (с) reddit.com

Говоря о Leclerc, автор говорит, что в 1990-х годах он был самым дорогим танком в мире - в ценах 2011 года его стоимость составляла 9,3 млн долл., в то время как американский M1A2 стоил 7,56 млн долл., а российский Т-90 - 4 млн долл. Отмечается, что Leclerc отличается неплохой экономичностью - на одной заправке он может проехать 340 миль, по сравнению с 260 миль у танка Abrams.

Французским Leclerc не удалось принять участие в боевых действиях, за исключением участия в миротворческих операциях в Косово и Ливане, причем в Ливане взвод из четырех французских танков в течение 20 минут «противостоял» от двух до пяти израильским танкам Merkava, которые хотели зайти в деревню Марвахин. Впрочем, в итоге стороны мирно разошлись.

Кроме Франции танки приобрели ОАЭ в количестве 390 единиц в «тропическом» исполнении, а также 46 БРЭМ на их базе, причем их оснащение более совершенно, чем у танков французское армии. Эмиратские танки также принимали участие в миротворческой операции в Косово. Для оснащения своих танков ОАЭ в дальнейшем закупило 13 комплектов навесной защиты AZUR.

В Йемен было направлено от 70 до 80 эмиратских танков Leclerc. Интересно, что в ходе конфликта танковая бригада ОАЭ осуществила десантную высадку (sic!) в районе нефтяного терминала неподалеку от Адена, предположительно, с танкодесантных кораблей. Далее бригада продвигаясь по шоссе N-1 захватила авиабазу Аль-Анад под Аденом, за которую до того безуспешно бились саудовские части. Захват базы открыл союзникам дорогу на Аден.

Эмиратские Leclerc были разделены на два батальона, один из которых постоянно находился в районе Адена, а другие патрулировали горные районы Йемена. Бронетанковая бригада также включала в себя механизированный батальон на БМП-3 и батарею 155-мм самоходных гаубиц G6.

Автор отмечает, что видео уничтоженных Leclerc отсутствуют, чего нельзя сказать о других типах бронетанковой техники сил коалиции. Опираясь за видео, распространенные йеменскими хуситами, автор полагает девять уничтоженных саудовских танков M1A2S, пять М60 и два AMX-30.

Ссылаясь на источники в ОАЭ, сообщается, что Leclerc поражались четыре раза различными противотанковыми системами. В двух случаях это были фугасы, в третьем - граната РПГ, которая была уничтожена динамической защитой комплекта AZUR, а в четвертый попала ПТУР. Во всех случаях танки остались целы, хотя в одном случае ПТУР убила командира танка, когда попала в командирский люк.


Эмиратский танк Leclerc, подорвавшийся на фугасе (с) warisboring.com

Один Leclerc мог быть поврежден, не находясь непосредственно на поле боя. 4 сентября 2015 года хуситы выпустили ракету 9М79 комплекса «Точка» по авиабазе Мариб. От взрыва погибло 45 человек и, как сообщалось, был поврежден один из стоящих там Leclerc.

Причины таких результатов в сравнении с саудовцами могут быть следующие. Саудовцы применили больше танков различных типов, и они могли применяться в районах, где противотанковая оборона была сильнее. Кроме того, судя по видеозаписям, саудовцы использовали не самую лучшую тактику, а также у них отсутствовало взаимодействие между различными родами войск. Возможно, что эмиратские танки применялись более осторожно и с лучшим прикрытием со стороны сопровождающих частей.

Наконец, есть и другие признаки того, что танки себя неплохо показали. Эмиратские танкисты выражали своим французским коллегам свое восхищение танками, а другие армии коалиции были сильно впечатлены характеристиками танка. А в январе 2016 года саудовское руководство обратилась к производителю танков Leclerc компании Nexter Systems (в настоящее время входит в концерн KNDS) с заинтересованностью относительно возможности приобрести несколько сотен машин (о чем наш блог

В отечественной и зарубежной прессе периодически появляются статьи с суждениями о том, какой танк лучший в мире. Газета «Военно-промышленный курьер» публикует выступление по этой теме, прозвучавшее на 15-й всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности».

Лукавые цифры

Согласно американскому журналу «Милитари Орднанс», оценивающего лучшие танки по совокупности их боевых свойств – мобильности, огневой мощи, броневой защите, места в первой десятке лучших танков на 1998 год распределились так, как указано в приведенной таблице рейтинга мировых танковых парков.

При этом не поясняется, как был составлен этот рейтинг, какие методики оценки основных свойств и танков в целом использовались. Скорее всего оценка проводилась группой экспертов по значениям основных ТТХ танков без всяких методик, без учета комплексных показателей основных боевых свойств и комплексного показателя для танка в целом и, возможно, без учета показателя «цена-качество». Может быть, «исследование» было заказано какой-нибудь фирмой-разработчиком.

Таблица 1. Рейтинги мировых танковых парков

Место Оценка по совокупности мобильности, огневой мощи и броневой защиты танка в целом Оценка с учетом объема продаж на мировом рынке
«Милитари Орднанс» – 1998 «Милитари Орднанс» – 2010 «Военное обозрение»
Марка танка Страна Марка танка Страна Марка танка Страна
1 «Леопард-2А5» Германия Германия Т-90А(С) Россия
2 США «Челленджер-2» Англия «Леопард-2» Германия
3 «Тип 90» Япония США «Леклерк» Франция
4 «Леклерк» Франция МК2 ЮК «Челленджер-2» ВКБ
5 «Челленджер-2» ВКБ «Меркава» Мк. 4 Израиль США
6 «Черный орел» Россия К1А1 ЮК нет нет
7 Т-90 (Т-90С) Россия «Тип 96» Китай нет нет
8 «Тип 88» ЮК «Леклерк» Франция нет нет
9 Т-72 (Т-72С) Россия «Тип 99» Китай нет нет
10 «Меркава» Мк. 3 Израиль Т-90А(С) Россия нет нет
ВКБ – Великобритания, ЮК – Южная Корея

В последние десять лет танковый парк мира пополнился новыми машинами: «Леопард-2А6» с пушкой L-55 (Германия), М1А2 SEP (США), «Меркава» Мк. 4 (Израиль), К1А1 и К2 (Южная Корея), «Тип 96» и «Тип 99» (Китай), модернизированный Т-90А(М) (Россия).

  • первая позиция в рейтинге – стабильное положение танков «Леопард-2А5» и «Леопард-2А6»;
  • снижение в рейтинге со второго на третье место танка М1А2 SEP;
  • перемена в рейтингах позиций танков «Леклерк» и «Челленджер-2»;
  • неоправданно низкие позиции российских танков Т-90(С) и Т-90А(С) и более высокие позиции китайских танков «Тип 96» и «Тип 99», которые являются практически копиями танков Т-72Б и Т-90С.

Коллаж Андрея Седых

По нашему мнению, такая оценка спорна, так как неясно, как при оценке танков в целом объединяются три основных рассматриваемых боевых свойства, особенно с учетом показателя «цена-качество» и как следствие – с учетом фактической ситуации на мировом рынке экспорта танков. Для примера приведу рейтинг пяти лучших танков с учетом продаж на мировом рынке, представленный в одном из российских СМИ в июне 2010 года: 1-е место – Т-90А, 2-е – «Леопард-2», 3-е – «Леклерк», 4-е – «Челленджер-2», 5-е – М1А2.

Для анализа представленных ранжированных списков необходимо выявить основные тенденции развития танков и требования к ним в современных условиях (особенно в локальных конфликтах), проанализировать существующие методы сравнительной оценки.

Рассматривая основные тенденции развития танков за последние 20–30 лет, следует уточнить содержание часто применяемого понятия – «современный танк». В настоящее время таким танком считают бронемашину, имеющую мощное артиллерийское или комбинированное ракетно-артиллерийское вооружение; высокоавтоматизированный комплекс управления огнем, обеспечивающий всесуточность и всепогодность применения и дублированное управление огнем с места наводчика и командира; комплексированную защиту (броневую, динамическую, оптико-электронную, противоминную, электромагнитную, от атомного оружия); программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию управления танком в составе подразделения; а также обладающую встроенной диагностикой и высокой ремонтопригодностью.

Современный танк – это результат совместной деятельности многих отраслей промышленности. Лучшими последними образцами принято считать поздние модификации танков типа «Абрамс» (США), «Леопард» (Германия), «Леклерк» (Франция), Т-90А (Россия) и другие. Рассмотрим некоторые из них.

Основные соперники

М1А2 (США) – модернизированный вариант танка М1А1. Производился в 1996–2001 годах. В настоящее время М1А1 после капитального ремонта и модернизации поставляется в СВ США и на экспорт как новый танк М1А2. В результате машина выпускается с предприятия в так называемом состоянии «ноль часов, ноль миль», то есть танк после капитального ремонта и модернизации по количеству отработанных часов и пробегу приравнивается к новой машине. Ориентировочная стоимость в зависимости от степени модернизации и требований заказчиков – 5,1–5,6 миллиона долларов.

М1А2 SEP (США) производился в 1998–2001 годах. В настоящее время М1А2 после капитального ремонта и модернизации поставляется в войска как новый танк М1А2 SEP (Systems Enhancement Package). Ориентировочная стоимость после модернизации – 7,5 миллиона долларов.

«Леопард-2А6» (Германия) производится с 2005 года небольшими партиями в зависимости от заключенных контрактов. В войска уже поступили 225 машин. Модель 2А6 аналогична модели 2А5 и отличается 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой L55 с увеличенной по сравнению с пушкой L44 длиной ствола и модернизированной системой управления огнем (СУО). Эти основные танки планируется эксплуатировать как минимум до 2030 года. Ориентировочная стоимость – 6,5 миллиона долларов.

«Леклерк-2» (Франция) производился в 2001–2005 годах небольшими партиями и останется на вооружении еще 30 лет. Планируется увеличить жизненный цикл этих машин до 40 лет за счет модернизации, при которой будет введен ряд усовершенствований, включающих бронезащиту повышенного уровня башни, активную защиту, покрытия по технологии «Стелс». Ориентировочная стоимость танка – 8,5 миллиона долларов.

Отечественный образец и китайский аналог Т-72

К танкам современного типа следует отнести Т-90А, оснащенный тепловизором «Эсса».

Выпускается с 2007 года. Разработана и поэтапно реализуется программа модернизации этого танка в процессе серийного производства, предусматривающая оснащение машины программно-техническим комплексом (ПТК), обеспечивающим повышение командной управляемости танка в составе подразделения, а также автоматом сопровождения цели. Постоянно проводятся мероприятия по повышению подвижности и защищенности.

Ориентировочная стоимость танка – 2,5 миллиона долларов. По соотношению «цена-качество» танки Т-90А в два-три раза лучше рассмотренных зарубежных образцов. Тем не менее последние имеют некоторые преимущества перед нашими танками за счет применения в боекомплекте бронебойных подкалиберных снарядов (БПС) повышенного могущества по сравнению с отечественными БПС; повышенной защищенности экипажа и боекомплекта при пробитии танка вследствие больших габаритно-массовых характеристик; повышенной мощности силовых установок; более современной топливной аппаратуры, турбокомпрессоров с высокими параметрами наддува; оснащения танков информационно-управляющими системами; более совершенной системы танкотехнического обеспечения и как следствие – повышенных характеристик эксплуатационных возможностей танков.

В США и странах НАТО система танкотехнического обеспечения отличается количественным составом и качеством обслуживания от нашей аналогичной системы. В танковом батальоне СВ США на два танка с экипажем по четыре человека в каждом приходится три классных техника-специалиста. Они являются контрактниками. В танковом батальоне Российской армии (РА) на четыре танка с экипажем по три человека в каждом приходится в соответствии со штатным расписание один солдат технической службы. По последним данным, структуры танкотехнического обеспечения РА укомплектованы личным составом менее чем на 30 процентов. Таким образом, существующая система танкотехнического обеспечения в войсках стран НАТО гарантирует более высокие показатели эксплуатационных возможностей их танков по сравнению с нашими. Сейчас МО РФ приняло решение об организации сервисных центров предприятий-изготовителей по обслуживанию и ремонту образцов вооружения. Поэтому в скором времени танкотехническое обеспечение должно значительно улучшиться.

В свою очередь современные отечественные танки имеют определенные преимущества перед зарубежными по следующим показателям: меньшие габариты, а следовательно, и более низкая вероятность поражения их противотанковыми средствами (ПТС) противника; лучшие показатели по удельной (габаритной) мощности, удельному расходу топлива, запасу хода и ряду других характеристик; меньшая численность экипажа – три человека; высокая скорострельность независимо от состояния и загрузки членов экипажа за счет автоматизации заряжания (автомат заряжания впервые за рубежом установлен на японском танке «Тип 90»); наряду с бронебойными подкалиберными и кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами (ОФС) в боекомплект танка входят и управляемые снаряды (ПТУР, ПТУРС) для стрельбы до пяти километров по бронированным и высокозащищенным целям, самоходным установкам ПТУРС, САУ и низколетящим вертолетам.


Коллаж Андрея Седых

В последние годы прошедшего столетия на лидерство в мировом танкостроении стал претендовать Китай. На военном параде 1 октября 1999-го по случаю 50-летия образования КНР были продемонстрированы новые китайские танки «Тип 96», «Тип 98» и «Тип 99» . По мнению генерального конструктора танка «Тип 99» Чжу Юйшена, эта машина по трем важнейшим показателям боевого потенциала – подвижности, огневой мощи и защищенности – занимает первое место в мире. В 2000 году выпущена первая партия из 40 танков «Тип 99». Это модернизация (развитие) российского танка Т-72. Основное вооружение – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка – китайский вариант российской 2А46. Автомат заряжания на 22 выстрела, общий боекомплект – 41 выстрел с БПС, КС, ОФС и ПТУР 9М119 «Рефлекс» российского производства. Со слов Чжу Юйшена, по танковым орудиям западные технологии хуже русских, испытания показали, что китайская 125-миллиметровая пушка мощнее 120-миллиметровых пушек и по бронепробиваемости БПС превосходит пушку танка М1А2 на 15–20 процентов, пушку танка «Leopard 2А6» – на пять-семь, а пушку японского танка «Тип 90» – почти в 1,5 раза. Таким образом, считает китайский генконструктор, нет никаких сомнений, что танк «Тип 99» – один из трех лучших танков мира.

Главные критерии

Рассмотрим возможные методы сравнительной оценки танков. Самым простым может быть метод непосредственного сопоставления основных ТТХ – габаритно-массовых характеристик, мощности, скорости на различных трассах, уровня бронирования или уровня стойкости от различных ПТС. Приведены все чисто танковые характеристики. Этот очень простой и, казалось бы, наглядный способ сравнения танков по основным ТТХ. Можно было бы и принять его в качестве основного, если бы все согласились с номенклатурой рассматриваемых характеристик, которая обеспечивала бы объективность и адекватность оценки того или иного танка.

При таком методе приоритетность определенной группы ТТХ будет сказываться и на выборе лучшего образца. Поэтому простое сопоставление машин по таблицам основных ТТХ не может дать однозначного ответа на вопрос: какой образец лучше? Особенно в случае, когда в одном из двух сравниваемых образцов одни выбранные ТТХ выше, а другие ниже.

В теории исследования операций и других научных дисциплинах в качестве критериев сравнительной оценки ВВТ пользуются показателями боевой эффективности, тактико-технико-экономической (ТТЭ) эффективности, военно-технического уровня (ВТУ) и рядом других комплексных показателей. Кроме того, для оценки боевого потенциала танкового парка в целом нужны такие комплексные показатели боевой машины, которые давали бы возможность оценить военно-технический потенциал танкового парка в целом.

Под боевой эффективностью танка понимается способность машины в составе подразделений, частей и соединений выполнять соответствующие боевые задачи. Оценка танков с помощью моделирования боевых действий (МБД) – это приближенная оценка свойств машины в том случае, когда реальный бой физически осуществить мы не можем. Способы МБД явились основой для создания другой группы методов оценки эффективности – методов непосредственной оценки показателей основных боевых свойств и ВТУ танков. Показатели основных боевых свойств приведены во второй таблице.

Таблица 2. Комплексные и частные показатели основных боевых свойств танка, учитываемые в отраслевой методике оценки ВТУ

Показатели основных боевых свойств Характеристики основных боевых свойств и их частных показателей
Огневая мощь К Q Способность танка обнаруживать и поражать цели определенных типов.
Частными свойствами огневой мощи являются информативность, огневая производительность и огневой ресурс с учетом количества и типов боеприпасов в боекомплекте
Защищенность К З Способность танка сохранять боеспособность при решении боевых задач при воздействии поражающих факторов обычного оружия, мин и оружия массового поражения на экипаж и оборудование.
Частными свойствами защищенности являются неуязвимость при снарядном обстреле, противоминная стойкость и защищенность от ОМП
Подвижность К П Способность танка преодолевать заданное расстояние за определенное время без дополнительных средств поддержания движения.
Частными свойствами подвижности являются быстроходность, проходимость и автономность по топливу
Эксплуатационные возможности К Э Способность танка выполнять заданные функции при сохранении во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, а также его приспособленность к устранению боевых повреждений и приведению в боеготовое состояние.
Частными свойствами эксплуатационности являются надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, обслуживаемость, сохраняемость), восстанавливаемость после боевых повреждений и боеготовность
Военно-технический уровень К ВТУ Способность танка за счет огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных возможностей выполнить боевую задачу при действии в наступательной армейской операции.
К ВТУ = К Q АQ К З Аз К П Ап К Э Аэ
где АQ, Аз, Ап, Аэ – коэффициенты весомости (относительной важности) основных боевых свойств танка

Многочисленные расчеты по комплексной методике ТТЭ оценки эффективности показали, что комплексный показатель эффективности танка может быть выражен через показатели его основных боевых свойств. ВТУ танка отражает комплексный показатель военно-технической эффективности танка при действии его в совокупности боевых условий (наступление, встречный бой, отражение атаки, оборона). Показатель ВТУ представляет сравнительную оценку эффективности танка относительно некоторого эталонного танка. Расчет комплексного показателя ВТУ проводится по показателям огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных возможностей.

Под огневой мощью понимается способность танка обнаруживать и поражать цели определенных типов.

Под защищенностью понимается способность танка сохранять боеспособность при решении боевых задач при воздействии поражающих факторов на экипаж и оборудование.

Под подвижностью понимается способность танка преодолевать заданное расстояние за определенное время без дополнительных средств поддержания движения.

Под эксплуатационными возможностями понимается способность танка выполнять заданные функции при сохранении во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, а также его приспособленность к устранению боевых повреждений и приведению в боеготовое состояние.

Объем входной и выходной информации для расчета комплексных показателей основных боевых свойств и ВТУ танка в целом составляет более 5000 показателей. Это придает оценке объективность. Учитывая большой объем входной информации, особенно по переменной ее части, связанной с частными ТТХ, и недостаточную достоверность ее по иностранным образцам, надо признать, что погрешность в оценке может составлять порядка десяти процентов. При отличиях показателей основных боевых свойств и ВТУ в пределах этой величины следует считать, что сравниваемые танки приблизительно равноценны. Однако часто результаты оценки показателя ВТУ отдельных танков вызывают критику у некоторых оппонентов в связи с публикацией в иностранных СМИ рейтингов, подобных представленным в первой таблице.

Виктор Степанов ,
генеральный директор ОАО «ВНИИтрансмаш», заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент РАРАН

Французский современный основной боевой танк. Спроектирован концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство стартовало в 1992 году. По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство «Леклерка» прекращено. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских эмиратов. До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ.

Основной французкий танк Леклерк

Французское танкостроение послевоенных лет нельзя отнести к числу мировых лидеров. Хотя бронетехника производилась французскими фирмами во внушительных масштабах и находилась на вооружении многих стран мира, в том числе европейских (особенно популярны были их колесные бронемашины), но танкиФранции оставались в тени более приметных Леопардов и Чифтенов. Положение изменилось к концу восьмидесятых годов, когда французы оказались в центре всеобщего внимания. Объектом, заставившим не только говорить о себе, но и изменившим взгляды на облик современного основного боевого танка, стал Леклерк.

Начиная с 1978 г., конструкторы Франции и ФРГ совместно прорабатывали программы Наполеон-1 и Kpz-3 (Kampfpanzer - боевой танк). Помимо чисто технического сотрудничества, в это время страны предприняли ряд шагов и в расширении военных контактов, следствием чего стало создание франко-германской бронетанковой бригады. Технические проблемы преодолеть оказалось гораздо труднее из-за множества разногласий - в их числе было и определение предельной массы танка - не более 54 т с французской стороны, против чего возражали немцы, имевшие свой взгляд на защищенность машины и пути её обеспечения. В итоге Франция, и без того задержавшаяся с принятием танка третьего поколения (производство прежней основной машины АМХ-30 затянулось до 1977 г.), с 1982 г. самостоятельно продолжила разработку нового танка ЕРС (Engin Principal de Combat), который должен был существенно превзойти современные ему Леопард-2, Абрамс и Челленджер.Форсируя работы, инженеры государственного оружейного концерна GIAT сделали ставку на наиболее передовые решения, многие из которых воплощались в конструкции впервые, включая и широкое внедрение достижений электроники. Окончательное решение было принято в начале 1986 г., а сам перспективный танк получил название Леклерк в честь командира 2-й танковой дивизии Франции, в июле 1944 г. освобождавшей Париж.

Сложные узлы и агрегаты были испытаны на стендах и экспериментальных машинах. В их числе были варианты подвески (торсионная и два типа гидропневматической), блок силовой установки, гусеницы с траками из стали и легких сплавов, система управления огнем, в составе которой проверялись и тепловизоры фирм TRT и SAT. К концу 1986 г. было собрано шесть первых опытных образцов, один из которых управление вооружений Сухопутных войск Франции предъявило 10 января 1987 г. высшему руководству. Машина, представленная как функциональный образец, была еще далека от заданного уровня и несла часть оборудования в виде экспериментальных моделей.Первые прототипы сохраняли известное сходство с немецким собратом, - танком Леопард-2 (особенно башней), - однако под броней скрывались принципиально новые решения, в большинстве лишь предполагавшиеся к внедрению на западных бронемашинах. Следуя французской военной доктрине, армия хотела иметь быстроходный танк - компактную машину с высокой удельной мощностью, что оказало решающее влияние на конструкцию в целом. Рассматривалось несколько вариантов компоновки, в том числе - безбашенный танк с экипажем в корпусе и выносной установкой вооружения сверху на лафете.

Победил все же здоровый консерватизм, и приоритет получила традиционная классическая компоновка, сочетавшая лучшую технологичность, удобство в эксплуатации и возможность обеспечить лучшую защищенность.Обжатие силуэта танка вокруг боевого отделения и компактного мотоотсека позволило снизить забронированный объем до 17,5 м.куб против 21 у Абрамса и 19,4 у Леопарда-2А4, а уязвимую площадь лобовой проекции до 1,6 м.кв против 2,7 и 2,1 м.кв у американской и немецкой машин. По корпусу Леклерк оказался на 1 м короче Леопарда и на 2 м- английского Челленджера, а высота по крыше башни французского танка составила лишь 2,3 м.В ходе испытаний и подготовки к серийному производству изменения претерпела как конструкция танка, так и комплекс его оборудования. Защиту башни усилили навеской разнесенного бронирования, придавшей ей характерные плавные обводы, дымовые мортиры заменили многоцелевой гранатометной установкой, от торсионной подвески на первой паре прототипов отказались в пользу индивидуальной гидропневматической, обеспечивающей плавность хода, необходимую для нежной электроники. Переход на новую подвеску высвободил внутренние объемы, позволив разместить в передней боеукладке 18 выстрелов вместо прежних 12.Из соображений экономии два лазерных дальномера, сопряженных с прицелами командира и наводчика, заменили единым с выводом на оба канала.

Электронно-оптический командирский прицел HL15 сменил HL70, был также усовершенствован тепловизор Атос, который стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду, в то время как ночные прицелы предыдущего поколения обеспечивали наведение лишь на дистанциях 1500-2000 м. При доводке Леклерка прототипы прошли 39 000 км и выполнили 1800 стрельб.Внутри Леклерка Сложившийся облик танка характеризовался плотной компоновкой, высокой удельной мощностью и насыщенностью электроникой, управляющей основными системами машины. Передовые технологии вводились не ради них самих или как дань моде, а в продуманном комплексе, имевшем целью повышение эффективности танка в бою.

Плотности компоновки способствовала установка автомата заряжания пушки, впервые использованного на западных основных танках. Автомат заряжания с транспортером ленточного типа был приспособлен для установки не в корпусе, а в башне; 22 унитарных выстрела размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося в корме башни поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта пушка автоматически становится на угол заряжания -1,8°, а конвейер подает к окну ячейку с соответствующим снарядом и сгораемой гильзой. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту, что дает эффективную скорострельность 10-12 выстр./мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки - вращающегося барабана на 18 выстрелов, стоящего в корпусе справа от механика-водителя.

Отсек пушки и автомата заряжания Леклерка отделен от рабочих мест командира и наводчика герметическими стенками, что повышает безопасность и живучесть (по мнению создателей, изолированное размещение боекомплекта гарантирует спасение экипажа даже при внутреннем взрыве боеприпасов). Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка гуляет по башне. Управление башенными приводами ведется при помощи электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных, по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются и пожарной безопасностью, 19-тонная башня Леклерка весьма подвижна: 30-киловаттный электропривод обеспечивает ее полный разворот за 5 с, причем для обеспечения разгона с места подключаются специальные аккумуляторы-разрядники.Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты танка, но и использовать полученный выигрыш для повышения его защищенности: француз, оказавшийся почти на 10т легче М1А2 (54,6 т, по сравнению с 63 т), несет на 5-6 т больше брони, чем его современники. Основным новшеством в защите стала модульная конструкция брони, навешиваемой на несущий коробчатый каркас.

Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой.Лобовая броня танка образована наружным листом из снарядостойкой стали, затем листом стали высокой твердости, наполнителем из слоев керамики и стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Борта танка, помимо противокумулятивных экранов, несут в передней части стальные короба шириной 200 мм, набранные из пустотелых секций на шарнирах. Этой разнесенной бронировкой укрыты передние пары катков, ленивцы и рабочее место механика-водителя. Подобную же защиту имеет башня, причем из-за непривычной формы многогранные экраны на ней одно время принимались за ту самую модульную бронировку.В целом создатели танка оценивают его защищенность от огня спереди как вдвое лучшую, чем у других западных машин. Воздерживаясь от конкретных данных, французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829У2 - 650...700-мм; от ПТУРТоу-2А- 1100... 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств - 500..600-мм.Характерным выглядит отказ французов от установки динамической защиты, сочтенной ими небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.

Стремление опередить конкурентов в полной мере можно отнести и к вооружению Леклерка. Мощная 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 имеет длину ствола 6,20 м (52 калибра), что на 1 м превышает длину американской М256 и германской Rh 44 со стволами в 44 калибра. Боеприпасы Леклерка, Абрамса и Леопарда-2 взаимозаменяемы, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно превосходя соперников. Для стрельбы в движении пушка стабилизирована в двух плоскостях. Эжектора она не имеет, а продувка ствола для охлаждения и удаления пороховых газов после выстрела производится сжатым воздухом от собственного компрессора. Полную замену орудия, ресурс которого равен 400 выстрелам, можно произвести менее, чем за час, без снятия башни. В целом пушка Леклерка, обладающая превосходной баллистикой при меньшем весе, оценивается как самая мощная из сегодняшних танковых артсистем Запада, однако устройство башни позволяет в перспективе перейти на более мощный калибр 140 мм.

С пушкой спарен 12,7-мм пулемет с боекомплектом 800 патронов, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет, калибра 7,62 мм, монтируется на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может использоваться для самообороны как ручной.В корме башни смонтирована гранатометная установка Галикс 13, включающая два блока по бортам на девять 80-мм мортир. Комплект гранат составляет четыре дымовых заряда, создающих в 30-50 м завесу в видимом и ИК-диапазоне, двух тепловых ловушек, выстреливаемых вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и трех противопехотных гранат весом по 5 кг, каждая из которых при разрыве дает по сотне осколков в радиусе 15-30 м вокруг танка.Высокая проходимость, подвижность и маневренность танка определяются его энерговооруженностью. Удовлетворительными для современного танка считаются показатели не менее 25-27 л.с./т, что для 54-тонной машины требовало выхода на 1500-сильный уровень.

Фирмой Юни Дизель был специально разработан высокофорсированный многотопливный турбодизель жидкостного охлаждения V-8X 1500 с системой наддува Гипербар - своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Благодаря наддуву воздуха от турбокомпрессора с высокой степенью сжатия, равной 7,85, восьмицилиндровый мотор при собственной массе 1650 кг и рабочем объеме всего 16,48 л обладает мощностью 91 л.с./л, в то время как с литра рабочего объема лучших советских танковых моторов 6ТД-2 снималось 72 л.с., а германских двенадцатицилиндровых дизелей -40-50 л.с. Развивая вдвое большую мощность, чем французские двигатели предыдущего поколения на АМХ-30, двигатель V-8X 1500 сохранил те же габариты, причем много меньшие, чем соответствующие размеры мотора Леопарда.Турбокомпрессор ТМ-307В может использоваться независимо от основного двигателя как автономный 12-сильный источник энергии или стартер для запуска дизеля. Комбинированная силовая установка позволила Леклерку опередить большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5 л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за 6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч). Правда, средний удельный расход топлива (особенно большой на холостом ходу) оказался достаточно высоким - 231 г/кВт.ч, что обусловило потребность в повышенном запасе горючего, доведенного до 1300 л, и еще 400 л в двух дополнительных бочках.

Агрегаты моторно-трансмиссионного отделения, включающие автоматическую гидромеханическую трансмиссию ESM500 с пятью передачами вперед и двумя назад, механизмы поворота, тормоза и систему охлаждения, смонтированы в едином силовом блоке с двигателем. Его удачная компоновка и рациональное крепление позволяют заменить блок всего за 30 мин техниками средней квалификации.Подвеска каждого опорного катка индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески с ходом 300 мм вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с резино-металлическим шарниром имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые башмаки на траки для движения по дорогам. Сочетая подвижность, огневую мощь и защищенность - триединую задачу современного танкостроения - Леклерк обладает отличительной чертой, которая может быть охарактеризована как информационное качество. Большинство систем танка управляется при помощи гибко программируемых электронных процессоров и аппаратуры, контролирующих движение, прицеливание, заряжание, ведение огня и связь.

В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса Навстар; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет ее пеленгацию.ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов.Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины.

Ее основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнем (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневного телевизионного канала с 10-кратным увеличением и ночного канала тепловизора Атос (его отвод выдает изображение и на командирский прицел); дульного визира.

Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки - не более трех). Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.

С СУО сопряжены восемь перископических приборов командира, обеспечивающих круговой обзор, и три - наводчика, не только служащих для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.Для учета изгиба ствола при нагреве служит контролирующая система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом над дульным срезом и принимается датчиком на башне, оценивающим уход ствола, который компенсирует СУО.Начинка Леклерка может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности - считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд. Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров (как внутри телевизора) был растиражированный в технических журналах курьез - фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами!Эргономику обитаемых отделений можно определить как технический гуманизм. Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно большие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). В экипаж Леклерка допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.

В начале 1989 г. была заказана первая партия из 16 танков Леклерк, предназначенных для войсковых испытаний. 14 января 1992 г. концерн GIAT передал армии первую серийную машину, немного (на месяц) запоздав со сроком. Изготовление новых танков затягивалось, до конца года к первенцу прибавились только две боевые машины, и только в следующем году на обкатку в составе танкового батальона вывели всю пробную партию.В ходе испытаний выявились дефекты многих систем - неизбежное продолжение достоинств сложной машины. Отказами сопровождалась электронная регулировка, из-за чего не раз при малых оборотах двигатель сам по себе останавливался, а повторно запустить его экипажу не удавалось без корректировки ЭВМ, доступной только специалисту. Остановы на холостом ходу продолжали преследовать Леклерк и в строевой эксплуатации, заставляя держать обороты повышенными хотя это и сопровождалось изрядным перерасходом топлива.Бортовая электроника оставалась постоянным источником проблем. Высокая эффективность, достигнутая ее усложнением, на начальном этапе имела оборотной стороной множество отказов. К тому же точному и чувствительному комплексу в полевых условиях приходится работать в обстановке, далекой от лабораторной. Если сами танки привычны к грязи и пыли, то этого нельзя сказать о прецизионной технике, достоинства которой оказываются напрямую зависящими от условий эксплуатации.В то же время электронная начинка Леклерка оказалась чрезвычайно дорогой, составляя около 60% стоимости танка поднявшейся до рекордного уровня. Контрактная цена танка составляет от 9 до 10 млн долларов, в то время как другие машины третьего поколения стоят гораздо меньше: Леопард-2 - 2,0-3,0 млн долларов, Абрамс М1А2 - 3,2-6,9 млн, Т-80У - 0,5-3,0 млн (колебания в стоимости определяются условиями поставки - комплектацией, изготовлением машин специально для заказчика или расконсервацией из резерва, экономических отношений между странами).Путь Леклерка в армию оказался не менее своеобразным, чем его конструкция. Поначалу для бронекавалерийских сил Франции предполагалось заказать 1400 танков, уже в 1995 г. укомплектовав шестьюдесятью новыми машинами один полк, а в 1996 г. - бронетанковую дивизию. Однако намерения пришлось изменить: сказались возросшая цена танка и финансовые ограничения, заставившие сначала урезать заказ до 612, а затем и до 406 машин.

Первыми танки получили 501-й и 503-й танковые полки 10-й дивизии в Мурмеллоне, где к дорогой машине было проявлено должное уважение: большие средства вложили в тыловое обеспечение и учебные средства, только на строительные работы выделили 120 млн долларов, в том числе - на возведение специальных ангаров с кондиционерами, создающими благоприятный климат для работы бортовой электроники.Стараясь сохранить полномасштабные производственные возможности выпускать 110-120 танков в год, французы занялись поиском экспортных заказов. Предыдущие поставки странам Персидского залива почти 400 танков АМХ-30 и намерение Объединенных Арабских Эмиратов обновить свой танковый парк вселяли надежды на экспорт новых машин в этот регион.Эффектно выглядевший Леклерк, занимавший видное место на оружейных выставках, быстро привлек внимание нефтяных шейхов, достаточно свободных в расходах и не привыкших себе отказывать. Препятствием не стали ни известные проблемы с доводкой танка, ни изрядная цена, скорее, даже привлекательная и свидетельствовавшая о престижности товара. Очевидно, не обошлось и без обязательной для оружейного бизнеса закулисной борьбы, но все же французам надо отдать должное - с чисто галльской находчивостью они не только одержали весомый коммерческий и политический успех, прибавив к 48-миллиардному заказу для метрополии еще 28 млрд арабских франков и получили возможность наладить параллельную лидерную эксплуатацию в достаточно сложных условиях еще до массового поступления танков в свои войска. 14 февраля 1993 г. в первый же день выставки вооружения IDEX-93 в Абу-Даби, столице ОАЭ, компания GIAT объявила о подписании контракта на продажу Эмиратам 390 боевых танков и 46 ремонтно-эвакуационных машин на их базе.5 ноября 1994 г. два первых танка были доставлены самолетом в ОАЭ.

Машины в исполнении Леклерк Тропик отличались от французских не только установкой обязательного кондиционера и снятием ненужного в песках оборудования подводного хода. Серьезные изменения претерпела конструкция, а наиболее существенной стала замена силовой установки. Не очень надеясь на горячий для пустынного климата двигатель с Гипербаром, заказчики сочли более подходящим немецкий 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией Ренк HSWL 295.Танки осмотрели наследник престола ОАЭ шейх Халифа Бин Зайед и главнокомандующий войсками, а затем машины подверглись придирчивым испытаниям. Контрактные обязательства привели к тому, что на сборочных линиях GIAT экспортные Леклерки составляли большую долю выпуска, опережая даже поставки для французской армии. Укомплектовав танковый батальон, армия ОАЭ в апреле 1996 г. предприняла масштабные учения с участием Леклерков, входе которых танки вели дневные и ночные стрельбы, выпустив более 1800 снарядов, большей частью - в движении и по подвижным целям. 2 декабря 1996 г. 80 арабских Леклерков продефилировали по улицам Абу-Даби во время парада. На празднествах присутствовали гости из 43 стран, в числе которых были члены королевских семей и правительств соседних государств, которые не могли остаться равнодушными при виде новеньких танков. Леклерками заинтересовались в Кувейте и в Саудовской Аравии, армия которой уже весной 1995 г. затребовала на пробу два образца.В самой Франции публичный показ Леклерков состоялся лишь 14 июля 1997 г., в день национального праздника - Дня взятия Бастилии. Их появление на Елисейских полях стало гвоздем парада, хотя он и оттенил известные детские болезни этих машин. Дело в том, что на парад предыдущего года Леклерки вывести так и не решились из-за частых сбоев в излишне сложной компьютерной бортовой системе. Однако после показа в Абу-Даби на карту оказалась поставлена гордость Франции.

Как писала газета Либерасьон, невозможно, чтобы в Париже было представлено меньше танков, оговариваясь при этом, что организаторы парада испытывают опасения, что во время своего первого появления на публике на самом красивом проспекте мира новый танк заглохнет. Подобное событие может стать полной катастрофой для фирмы GIAT-Industries и отрицательно повлиять на общественное мнение, которое необходимо убедить в поддержке программы по массовому производству нового танка общей стоимостью 48 миллиардов франков, то есть свыше 100 млн франков за каждый Леклерк.И хотя опасения не оправдались - ни один Леклерк во время парада не заглох, - лишь 27 машин сводного батальона, сформированного из танков 501-го и 503-го полков, прошли по центральным улицам тремя стройными колоннами, удовлетворив любопытство парижан. За кулисами праздника осталось то, что, во избежание неприятных сюрпризов, на танках было отключено большинство элементов электронной системы, полностью обесточена башня и работал лишь необходимый для движения минимум оборудования. Еще 12 танков парижане увидели только на платформах трейлеров, ехавших следом.Первые шаги Леклерка оказались нелегкими - таков удел всякого новшества. Тем не менее по своему потенциалу французский основной боевой танк является одной из наиболее перспективных машин мира как по боевым возможностям, так и по набору обеспечивающих их технических решений.

Результатом французского подхода стало то, что достигнутые Леклерком защищенность, подвижность и огневая мощь позволяют специалистам причислить его к уровню 3+ - предвестнику нового поколения боевых машин.Итак, явление Леклерка состоялось. По понятным причинам на сегодняшний день вся информация о новинке носит рекламный характер - машина еще не показала своих достоинств и не прошла проверки в эксплуатации. Предоставим слово специалистам отечественной танковой школы - конструкторам и военным.А.Ветров, ведущий конструктор ХКБМ Часть решений, реализованных в Леклерке, выглядит спорной. Автомат заряжания для упрощения подачи втиснули в башню, что потребовало раздувать ее объемы, а громоздкие контуры, в свою очередь, повлекли за собой дополнительную бронировку и возросшую массу. Леклерк на 10т легче Абрамса, но и на 10т тяжелее наших танков, не говоря уж о габаритах. Деление башни на герметичные обитаемые отсеки и пушечное отделение, для повышения живучести и безопасности, затрудняет доступ к пушке для устранения возможных отказов и задержек при стрельбе и, к тому же, лишает экипаж необходимого в бою чувства локтя, которое не способны заменить никакие дисплеи и инфосистемы - обычная поддержка и сработанность в бою все же надежнее. Полковник Кузнецов Французские конструкторы первыми уже на стадии проектирования сделали ставку на использование электроники.

Безусловно, пронизывающая все узлы танка ТИУС делает функционирование узлов системным и сокращает километры сплетений электропроводки, ускоряет работу в бою, делая ее на порядок более эффективной. Такие системы уже зарекомендовали себя в авиации, но... что позволено Юпитеру, не позволено быку. По сравнению с условиями работы авиаоборудования, эксплуатацию наземной техники нельзя назвать иначе как варварской, ведь в воздухе на агрегаты не воздействуют постоянные удары и критические нагрузки, вибрация, вездесущая пыль, жара и холод. Отсюда и отличные от авиационных критерии принятия танковых узлов, основным из которых служит эффективность-надежность. С последним у Леклерка дела, похоже, обстоят не лучшим образом: во избежание отказов многие составляющие ТИУС в эксплуатации просто отключены, так что трудно оценить хорошо не работающие комплексы. По последним сообщениям, французы приостановили оснащение Леклерков еще более современными системами, доводя до ума уже имеющееся оборудование. Что касается компоновки, то размещение боезапаса в кормовой нише башни ведет к ее неуравновешенности при расходовании снарядов, компенсировать которую приходится за счет очень мощного электромотора и стабилизатора пушки, питаемых от сети напряжением 270 В, небезопасного для жизни. В поворотном механизме использован емкостной накопитель, сдвигающий массивную башню и пушку с места при наводке, а заряжаться он может лишь при их неподвижном положении. Как можно соблюсти такие паузы в бою, когда потребуется длительная и непрерывная работа орудия? Несомненно, Леклерк представляет большой интерес как тот самый функциональный образец, отрабатывающий перспективные решения, но о боеспособности так еще и не принятой на вооружение машины можно говорить лишь с большой натяжкой.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т полная 54,6
корпуса 36,1
башни 18,5
Среднее удельное давление на грунт, кг/см 0,98
Габаритные размеры, м Длина корпуса, м 6,88
Длина с пушкой вперед, м 9,87
Ширина по экранам, м 3,71
Высота общая, м 2,92
по крыше башни 2,46
Клиренс 0,50
Максимальная скорость, км/ч по шоссе 71
по грунтовой дороге 50
задним ходом 38
Запас хода по шоссе, км: с доп. Баками 700
без доп. Баков 550
Максимальный угол, град. Подъема 31
Крена 16
Препятствия, м Ширина преодолеваемого рва, м 3
Высота стенки, м 1,25
Глубина брода, м
без подготовки 1
с ОПВТ 4

В конце 70-х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы "Наполеон-1" и КРг-3 соответственно), но в 1982 году она была прекращена. Во Франции, однако, работы по созданию собственного перспективного танка третьего поколения были продолжены. Причем до появления опытного образца были изготовлены и испытаны такие подсистемы как боевой блок и подвеска. Основным разработчиком танка, получившего наименование "Леклерк" (по фамилии французского генерала времен Второй мировой войны), является государственное объединение. Серийное производство танков "Леклерк" осуществляет государственный арсенал, расположенный в городе Роан.

Танк "Леклерк" по своим основным боевым свойствам (огневая мощь, подвижность и броневая защита) значительно превосходит танк АМХ-30В2. Для него характерна высокая степень насыщенности электроникой, стоимость которой достигает почти половины стоимости самого танка. Танк "Леклерк" выполнен по классической компоновочной схеме с размещением основного вооружения во вращающейся бронированной башне, отделения управления в передней части корпуса, а моторно-трансмиссионного - в корме машины. В башне слева от пушки расположено место командира танка, справа - наводчика, а в нише установлен автомат заряжания.

Лобовые и боковые части корпуса и башни танка "Леклерк" изготовлены из многослойной брони с применением прокладок из керамических материалов. В передней части корпуса частично применена модульная конструкция броневой защиты. Она имеет два основных преимущества перед обычным исполнением: во-первых, при повреждении одного или нескольких модулей их можно относительно легко заменить даже в полевых условиях, а во-вторых, в будущем возможна установка модулей, выполненных из брони более эффективного типа. Особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными броневыми экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба, представляющие собой дополнительное разнесенное бронирование.

Танк "Леклерк" оснащен системой защиты от оружия массового поражения. В случае преодоления участков зараженной местности в боевом отделении с помощью фильтровентиляционной установки создается избыточное давление с целью предотвращения попадания в очищенный воздух радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Живучесть танка "Леклерк" также повышена за счет уменьшения его силуэта, наличием автоматической быстродействующей системы пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и электрических (вместо гидравлических) приводов наведения орудия, а также снижения оптической сигнатуры вследствие очень малой задымленности при работе двигателя. При необходимости может быть поставлена дымовая завеса путем отстрела дымовых гранат на расстояние до 55 м в переднем секторе до 120°.

Танк оснащается системой предупреждения (сигнализации) об облучении его лазерным лучом с тем, чтобы экипаж мог незамедлительно осуществить необходимый маневр машины для избежания поражения управляемым противотанковым средством. Также танк обладает достаточно высокой подвижностью на пересеченной местности. ОАЭ заказало танки "Леклерк", оснащенные моторно-трансмиссионной группой немецкого производства, в состав которой входят 1500-сильный двигатель фирмы МТУ 883-й серии и автоматическая трансмиссия фирмы "Ренк". С учетом эксплуатации в условиях пустыни танки оснащены системой кондиционирования боевого отделения. Пять первых танков из серии, предназначенной для ОАЭ, были готовы в феврале 1995 года. Два из них были доставлены заказчику по воздуху на борту российского транспортного самолета Ан-124, а три других поступили в бронетанковую школу в Сомюре.

Кроме ОАЭ, танки "Леклерк" были предложены и другим заказчикам на Ближнем Востоке. На этом рынке французские фирмы, производящие оружие, действуют весьма удачно на протяжении уже многих лет. В результате "Леклерками" заинтересовались Катар и Саудовская Аравия, где в настоящее время эксплуатируются различные модификации американских танков М60 и французских АМХ-30.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка "Леклерк"

Боевая масса, т 54,5
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм :

длина корпуса 6880
ширина 3300
высота 2300
клиренс 400

Броня, мм

противоснарядная

Вооружение:

120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26; 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет М2НВ-ОСВ

Боекомплект:

40 выстрелов, 800 патронов калибра 12,7-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель "Юнидизель" V8Х-1500, многотопливный, дизельный, 8-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 1500 л.с. при 2500 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 1,0 кг/см2
Скорость по шоссе, км/ч 71 км/ч
Запас хода по шоссе, км 720 (с дополнительными баками) - без дополнительных баков-550 км.

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3
глубина брода, м 1 м. С подготовкой 4 м

В любое время суток командир танка использует панорамный перископический прицел Н1-15, установленный на крыше башни слева от орудия. Он имеет дневной визуальный канал и ночной (с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения). У командира есть также дисплей, на котором отображается телевизионное изображение от прицела наводчика. В командирской башенке по периметру находятся восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор местности.

Командир танка и наводчик имеют все необходимые органы управления (панели, рукоятки, пульты). Для танка "Леклерк" характерно наличие большого количества электронных средств, в первую очередь цифровых вычислительных устройств (микропроцессоров), которые контролируют работу всех основных систем и оборудования танка. Через центральную мультиплексную шину данных между собой связаны: цифровой электронный баллистический вычислитель системы управления огнем (имеет связь со всеми датчиками условий стрельбы, дисплеями и ручками управления пультов командира и наводчика), микропроцессоры прицелов командира и наводчика, пушки и спаренного пулемета-автомата заряжания, двигателя и трансмиссии, панели управления механика-водителя.

Основным вооружением танка "Леклерк" является 120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26 с длинной ствола 52 калибра (у пушек танков М1А1 "Абрамс" и "Леопард-2" она составляет 44 калибра). Ствол снабжен теплоизоляционным чехлом. Для эффективной стрельбы во время движения пушка стабилизируется в двух плоскостях наведения. В боекомплект входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и кумулятивными снарядами. Бронебойный сердечник первых (отношение длины к диаметру 20:1) имеет начальную скорость 1750 м/с. В настоящее время французскими специалистами разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд с сердечником из обедненного урана и осколочно-фугасный снаряд для борьбы с боевыми вертолетами. Особенностью танка "Леклерк" является наличие автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек. Он создан фирмой "Крезо-Луар" и установлен в нише башни. Механизированная боеукладка включает 22 выстрела, а остальные 18 находятся в боеукпадке барабанного типа справа от механика-водителя. Автомат заряжания обеспечивает практическую скорострельность 12 выстрелов в минуту при ведении огня как с места, так и в движении.

В случае необходимости предусмотрено и ручное заряжание пушки. Американские специалисты рассматривают возможность применения данного автомата заряжания на танках "Абрамс" всех модификаций после проведения третьего этапа их модернизации. В качестве вспомогательного вооружения на танке "Леклерк" используются спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет и зенитный пулемет калибра 7,62-мм, установленный за люком наводчика и управляемый дистанционно. Боекомплект соответственно 800 и 2000 патронов. На бортах верхней кормовой части башни в специальных бронированных ограждениях смонтированы гранатометы (на каждый борт четыре дымовые гранаты, три противопехотные и две для создания инфракрасных ловушек). В систему управления огнем входят прицелы наводчика и командира танка с независимой стабилизацией их полей зрения в двух плоскостях и с встроенными лазерными дальномерами. Перископический прицел наводчика находится на правой передней части башни. Он содержит три оптикоэлектронных канала: дневной визуальный с переменным увеличением (2,5 и 10-кратного), тепловизионный и телевизионный. Максимальное расстояние до цели, измеряемое лазерным дальномером, достигает 8000 м Для наблюдения, обнаружения и опознавания целей, а также ведения огня снарядом с отделяющимся поддоном (на дальности 2000 м) и кумулятивным снарядом (1500 м).

В качестве силовой установки танка "Леклерк" используется 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель V8Х-1500 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Он выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией ЕЗМ 500, который можно заменить за 30 мин. Система наддува, получившая название "гипербар", включает турбокомпрессор и камеру сгорания (типа газовой турбины). Она создает более высокое давление наддува с целью значительного увеличения мощности двигателя при одновременном улучшении характеристик крутящего момента. Автоматическая коробка передач обеспечивает пять скоростей переднего хода и две заднего. Танк "Леклерк" обладает хорошей приемистостью - за 5,5 секунды разгоняется до скорости 32 км/ч. Особенностью этого французского танка является наличие гидропневматической подвески, которая обеспечивает плавность движения и наиболее возможную по тяговым качествам скорость на дорогах и пересеченной местности.. Ходовая часть включает опорные катки (по шесть на сторону), ведущие и направляющие колеса, поддерживающие ролики и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Первоначально для французских сухопутных войск планировалось закупить 1400 танков "Леклерк". Однако изменение военно-политической обстановки, вызванное распадом военной организации Варшавского договора, отразилось на потребности французской армии в танках: заказ уменьшился до 1100 единиц, из которых основная часть предназначалась для перевооружения шести бронетанковых дивизий (по 160 машин), 70 танков должны были поступить в резерв и в танковые школы. Вполне возможно, что эти цифры еще изменятся.

Ориентировочная стоимость одного танка составляет 29 млн.франков. Танк данного типа предназначен для плановой замены устаревающих АМХ-30. В начале 1989 года была заказана первая партия (16 единиц) танков "Леклерк" серийного производства с началом поставок в войска в конце 1991 года. Войсковые испытания этих машин на уровне танкового эскадрона прошли в 1993 году. Первый танковый полк был укомплектован ими в 1995 году, а первая бронетанковая дивизия - в 1996 году.

Источники:

  • Wieslaw Barnat & Michal Nita "AMX Leclerc";
  • М. Барятинский. Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Ю. Чаров. Французский основной боевой танк "Леклерк"- "Зарубежное военное обозрение";
  • Marc Chassillan "Char Leclerc: De la guerre froide aux conflits de demain";
  • Stefan Marx: LECLERC - Der französische Kampfpanzer des 21;
  • Dariusz Użycki. Leclerc - pół generacji przed Abramsem i Leopardem.


Рекомендуем почитать

Наверх