Устойчивый туризм. Принципы устойчивого развития туризма

Карьера и финансы 27.08.2019

,
член президиума Международной туристской академии.

К концу ХХ века туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта. Поэтому туризм и получил название «феномен ХХ века».

Несмотря на возникающие препятствия (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, террористические акты и др.), туризм и в настоящее время продолжает активно развиваться. Меняются формы и методы организации путешествий, возникают новые виды туризма, разрабатываются и создаются условия устойчивого развития туризма. Туристы, в связи с расширением возможностей получения информации, все более активно начинают вмешиваться в процесс подготовки путешествия.

Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы, свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие туризма будет осуществляться путем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние будет оказывать дальнейший технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций (нанотехнологии, биотехнологии и др.), широкое использование знания.

Этому будет способствовать и борьба за устойчивое развитие мировой цивилизации, в том числе и туризма.

Устойчивое развитие туризма

Устойчивое развитие туризма – это способность туризма в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, т. е. оправдывать ожидания резидентов и туристов, как в короткий, так и продолжительный период, не нанося ущерба окружающей среде той территории, которая заинтересована в этом явлении.

Документ принятый Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации (1985 год) – «Хартия туризма и Кодекс туриста» - выдвинул положение, что «местное население, имея право на свободный доступ к туристским ресурсам, должно обеспечивать своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде. Оно вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества».

Туристы, понимая, что они являются гостями принимающей стороны, должны проявлять самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния места пребывания и воздерживаться от сравнения существующих между ними и местным населением экономических, социальных и культурных различий. Такому поведению туристов может способствовать предварительная (до начала поездки) информация: а) об обычаях местного населения, его традиционной и религиозной деятельности, местных запретах и святынях; б) об художественных, археологических и культурных ценностях, о фауне, флоре и других природных ресурсах посещаемой территории, которые должны быть защищены и сохранены.

В апреле 1989 года Межпарламентская конференция по туризму приняла Гаагскую декларацию. В декларации подчеркивается, что «с учетом глубокой взаимосвязи, существующей между туризмом и окружающей средой, следует: содействовать комплексному планированию туристского развития на основе концепции ”устойчивого развития”, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН; стимулировать развитие альтернативных форм туризма, которые способствуют более тесному контакту и взаимопониманию между туристами и принимающим населением, сохраняют культурную самобытность и предлагают разнообразные и оригинальные туристские продукты и объекты, а также обеспечивать необходимое сотрудничество государственного и частного секторов в достижении этих целей, как на национальном, так и на международном уровне».

В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио де Жанейро, концепция устойчивого развития получила дальнейшее подтверждение. Делегации 182 стран мира приняли программный документ «Повестка дня на XXI век» («Agenda 21»). Туризм в качестве отдельной темы не был включен в этот документ, однако его влияние на сохранение окружающей среды, культурного и природного наследия и на объединение усилий различных организаций по устойчивому развитию, послужило причиной разработки и принятия в 1995 году Всемирной туристской организацией (UNWTO) , Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли (Earth Council) документа под названием «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе дается следующее определение устойчивого развития туризма: «Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому развитию». Следовательно, те виды туристской деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются наиболее устойчивыми.

Документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» констатирует, что имеются многочисленные свидетельства о чрезмерном наплыве туристов, об утере курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и о растущем сопротивлении местного населения развитию туризма. Отрасль туризма и путешествий обладает потенциалом для существенного улучшения экологической и социально-экономической ситуации во всех центрах и странах, в которых эта отрасль действует, используя для этого культуру устойчивого развития туризма. Она заключается в том, чтобы заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста; уравновесить экономические и экологические факторы развития; найти общие интересы туристов и местного населения; распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных категорий населения.

В документе намечена конкретная программа действий государственных органов, отвечающих за состояние туризма, и туристских компаний по созданию условий для устойчивого развития туризма. Подчеркивается важная роль сотрудничества между органами власти, отраслями экономики и туристскими организациями, демонстрируются огромные преимущества от перемещения акцента с «экологического туризма» на «устойчивый туризм». Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных, и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга.

«Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» рекомендует девять приоритетных сфер деятельности органов государственного управления:

  1. оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого развития туризма;
  2. оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности организации;
  3. обучение, образование и просвещение общественности;
  4. планирование устойчивого развития туризма;
  5. содействие обмену информацией, навыками и технологиями, связанными с устойчивым развитием туризма, между развитыми и развивающимися странами;
  6. обеспечение участия всех общественных секторов;
  7. разработка новой туристской продукции, основанной на принципе устойчивости;
  8. оценка прогресса на пути к устойчивому развитию туризма;
  9. сотрудничество в целях устойчивого развития.

Задачами туристских компаний являются: выработка систем и процедур внесения в менеджмент идей устойчивости и определение направлений деятельности для реализации принципов устойчивого развития туризма. «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» подчеркивает, что рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, им должно отдаваться предпочтение перед включением новых элементов в существующие программы. Вся деятельность компании от маркетинга до продаж должна находиться под влиянием программ охраны, сохранения и восстановления окружающей среды.

В последние годы наблюдается постепенный, но все более масштабный переход к применению туристскими компаниями и предприятиями, особенно средствами размещения, специальных методов, обеспечивающих рациональное использование экологических ресурсов. Все более широко применяются и становятся все более популярными основанные на принципе добровольности системы сертификации, экологическая маркировка, награды за деятельность по охране окружающей среды, кодексы поведения.

В 2000 году известные туроператоры, с участием Программы ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП), Комиссии ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организации (ЮНВТО), создали добровольное некоммерческое партнерство «Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма». Среди участников этого партнерства такие известные компании, как TUI Group (Германия), Hotelplan (Швейцария), First Choice (Великобритания), ACCOR (Франция) и другие. Эта организация открыта для присоединения всех желающих участников сферы туризма вне зависимости от их размеров и географического расположения.

Участники этой инициативы определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и совместную работу для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они обязались стремиться в деятельности как внутри каждой организации, так и в деловых отношениях с партнерами, к применению лучшего опыта касающегося ответственного использования природных ресурсов. Для этого компании будут сокращать и сводить к минимуму отходы, предотвращать загрязнение окружающей среды; охранять и сохранять растения, животных, ландшафт, охраняемые зоны и экологические системы, биологическое разнообразие, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и мастерство работников.

Всемирная туристская организация принимает активное участие в реализации положений по устойчивому развитию туризма, которые изложены в «Повестке дня на XXI век для отраслей путешествий и туризма». Активно проводится акция «Шелковый путь», в которой участвуют многие заинтересованные страны, в августе 2002 года, на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге, одобрена совместная программа ЮНВТО и ЮНКТАД – «Устойчивый туризм – залог искоренения нищеты» (Sustainable Tourism – Eliminating Poverty - ST-EP). Программа преследует решение двух задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной зависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран.

Для устойчивого развития туризма необходимо, чтобы все участвующие в этом процессе субъекты, причем на всех уровнях, ответственно и с взаимным уважением выполняли свою роль – только такой туризм может быть устойчивым. Отсюда появление нового вида туризма – социально ответственного туризма. Его философия заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, чтобы народы мира консолидировались на основе национальной самобытности, чтобы знакомить туристов с бытом местных жителей, их нравами и обычаями.

Основной проблемой при организации таких поездок является то, что необходимо научить туристов вести себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не хозяевами, которым все вокруг должны прислуживать. С другой стороны местные жители должны перестать относится к туристам как к назойливым незваным гостям и понять, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине.

В качестве примера развития ответственного туризма можно привести деятельность некоммерческой организации - Итальянской ассоциации ответственного туризма (AITR), организованной в мае 1998 года. В настоящее время членами ассоциации являются более 60 организаций, представляющих различные сферы туристского бизнеса.

Согласно последней редакции устава, утвержденной в октябре 2005 года, эта ассоциация является ассоциацией второго уровня, т. е. в ее состав могут входить только организации. В ассоциацию привлекаются общества, которые осуществляют деятельность, направленную на распространение принципов, изложенных в документах об устойчивом развитии туризма на основе критериев справедливости, уважения прав человека, заботы об экономической и социальной устойчивости окружающей среды, прозрачности в финансовых операциях, институциональных и оперативных структурах.

Устав ассоциации определяет, что ответственный туризм осуществляется на основе социальной и экономической справедливости и в полном уважении к окружающей среде и культурам. Ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, принимающих туристов, их право быть участниками в развитии устойчивого туризма и нести социальную ответственность за собственную территорию.

Деятельность по организации ответственного туризма способствует успешному взаимодействию между туристским бизнесом, местными сообществами и путешественниками. Изначально концепция этого нового стиля путешествий подразумевала, что турист сам выбирает экскурсионный маршрут, способ перемещения по стране и место ночлега. Многие стали пользоваться этим видом путешествий из-за желания сэкономить, поскольку из расходов была исключена оплата посреднических услуг, а жилье снималось напрямую у местных жителей. Однако в последние годы концепция претерпела изменения, что отразилось на доступности «ответственных вояжей». С тех пор как ответственным туризмом занялась ассоциация, функция посредника перешла от туристских компаний к ассоциации AITR.

В мероприятиях по обеспечению устойчивого развития туризма участвуют не только туристские предприятия и ассоциации, но государственные и многие негосударственные организации.

В ноябре 2003 года правительство Австралии, с целью устойчивого развития туристской отрасли страны и для лучшего позиционирования туризма против возможных будущих потрясений, приняло Белую книгу «Поддержка долгосрочной стратегии для туризма» (Tourism White Paper). Белая книга предусматривает создание базы для сотрудничества между государственными органами власти разного уровня и туристской отраслью, поощряет совершенствование технологического развития в туристском секторе и качества туристских продуктов, практику устойчивого развития туристского бизнеса в области экологии и культуры.

Понятие «устойчивое развитие туризма » и его основные принципы определила Всемирная туристическая организация в конце 1980-х годов.

В процессе рассмотрения холистического подхода к развитию туризма (от англ. Whole — целый) следует учитывать потребности других отраслей, обеспечивая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Несмотря на достаточно длительное время развития этой концепции, исследователи не пришли к общему мнению относительно дефиниции устойчивого туризма. На сегодня самыми распространенными из них являются:

1) устойчивое развитие туризма — это все формы развития и управления туризмом, которые не противоречат естественной, социальной, экономической единства и благосостояния сложившихся обществ в бессрочном периоде (Всемирная федерация природных и национальных парков, 1992);

2) устойчивое развитие туризма обеспечивается в пределах экологической устойчивости , позволяет эффективно восстанавливать производительность природных ресурсов учитывает вклад местных общин в отдых туристов; предусматривает равенство прав местного населения на экономические выгоды от туризма; ставит на первое место пожелания и потребности рецептивной стороны (Tourist Concern & Wild World Fund, 1992);

3) устойчивое развитие туризма позволяет современным жителям планеты удовлетворить собственные потребности в отдыхе и рекреации без угрозы потери этой возможности будущими поколениями (UNDP, Production and consumption branch, 1998).

Согласно «Порядку дня на XXI век» принципы устойчивого развития туризма следующие:

1) содействие утверждению полноценного и здорового образа жизни человека в гармонии с природой;

2) вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем Земли;

3) разработка и применение устойчивых моделей производства и потребления как основа для путешествий и туризма;

4) сотрудничество народов в области открытой экономической системы;

5) отмена тенденций протекционизма в сфере предоставления услуг туристического характера;

6) обязательную защиту окружающей среды как неотъемлемая составляющая процесса развития туризма, уважение соответствующих законов;

7) участие граждан страны в решении проблем, связанных с развитием туризма «в том числе касающихся их непосредственно;

8) обеспечение локального характера принятия решений по планированию туристической деятельности;

9) обмен опытом и внедрение эффективных технологий туризма;

10) учет интересов местного населения.

На современном этапе сущность устойчивого развития туризма рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития общества в целом. Это положение четко зафиксировано в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом СТО в 1999г. В нем провозглашена обязательства всех участников туристического процесса сохранять природную среду с целью устойчивого и сбалансированного развития. Важное место принадлежит роли органов центральной, региональной и местной власти, должны поддерживать наиболее благоприятные для среды формы туризма. С целью изменения негативного влияния крупных туристических потоков следует применять меры равномерного распределения туристов и посетителей, уменьшая таким образом действие фактора сезонности. Планирование новых объектов туристической инфраструктуры нужно осуществлять с учетом особенностей местности, гарантировать сохранение привычного образа жизни населения. Устойчивое развитие территорий, привлеченных для туристической деятельности, обеспечивают путем создания объектов инфраструктуры туризма, организации новых рабочих мест, привлечение к типовой деятельности в сфере туристического обслуживания местного населения. В результате этого повышается жизненный уровень жителей периферийных регионов, происходит их закрепление на исторической территории проживания. Природоохранный характер туризма вместо заключается в обязательности сохранения биоразнообразия рекреационных территорий и центров. Для этого используют природоохранные технологии, практические наработки, рекомендации фундаментальных и прикладных наук. Важное значение в охране и восстановлении рекреационных территорий должны также схемы финансирования и кредитования природоохранной деятельности в их пределах.

Значительную роль в этом контексте играет формирование экологического мировоззрения как население рекреационных регионов, так и туристов. Прежде всего, осознать рекреационную привлекательность природного ландшафта, его эколого-эстетическую ценность, может приносить экономическую выгоду, а потому и потребность охраны и бережного отношения к рекреационным ресурсам. Понимание местным населения того, что хищническое применения ресурсов приведет к тому обстоятельства, которые территория останется за пределами сферы рекреационного использования, может быть значительным стимулом для бережного и рационального использования ресурсов. Относительно туристов, то им тоже следует понять необходимость принимать правила, которые диктует природа, то есть соблюдать ресурсных ограничений. Это означает обеспечение соответствующего уровня информированности об условиях пребывания. От туристов нужны: согласие уступить определенной долей своего комфорта; предпочтение продукции, производимой в регионе; интерес и уважение к местным привычкам, традициям и принятого образа жизни; согласие пользоваться только общественным транспортом; энтузиазм по активной защиты окружающей среды, минимизация негативных последствий от рекреационной деятельности, увеличение времени пребывания на отдыхе за счет уменьшения частоты путешествий. Итак, по устойчивому развитию туризма все рекреационные ресурсы используются и направляют таким образом, чтобы удовлетворять экономические, социальные и эстетические потребности при одновременном сохранении культурной идентичности, экологического равновесия, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения региона отдыха.

Прежде всего, нужно применять такие меры по активизации работы в этом направлении:

1) утверждение на государственном уровне положений устойчивого развития, в частности по туризму;

2) сотрудничество и обмен опытом с международным сообществом по вопросам теории и практики устойчивого развития, адаптация их методов и инструментов;

3) повышение уровня экологического сознания населения, распространения информации о качестве окружающей среды и методы его охраны;

4) экономическая и правовая поддержка природоохранной деятельности;

5) стимулирование природоохранных инициатив населения путем поддержки неправительственных организаций.

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ "Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма" (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

Оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
- оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
- обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
- содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
- разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.


Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.

Таблица 9.1.

Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного)

Среди современных теорий развития туризма особое место занимает концепция устойчивого развития туризма. Необходимость перехода туристской сферы на принципы устойчивого развития в современных условиях глобализации и информатизации общества очевидна. Практика показыва-ет, что неконтролируемый рост туризма, преследующий цель быстрого получения прибыли, зачастую имеет негативные последствия, поскольку он наносит ущерб окружающей среде, местному сообществу и разрушает саму основу, на которой держится функционирование и успешное разви-тие туризма.
Дебаты во всем мире по поводу концепции устойчивого развития туризма стали феноменом 90-х гг. прошлого века. Впрочем, несомненно, концепция устойчивого развития туризма берет свое начало из концепции устойчивого развития в целом. Понятие устойчивого развития многогранно, многоаспектно и неоднозначно. Таким образом, устойчивое развитие учитывает более долгосрочные перспективы, чем обычно человек учитывает при принятии решений и подразумевает необходимость в управлении и планировании.
В то время как сам термин «устойчивость» стал использоваться недвусмысленно только в течение последних 20 или 30 лет, идеи, поддерживающие его, относятся к самым ранним примерам планирования городов. Некоторыми из самых ранних попыток достичь устойчивого развития были города и поселения, построенные и управляемые еще римлянами во времена Римской империи. Также многие традиционные сельскохозяйственные системы базировались на принципах устойчивости. Земледелие осуществлялось таким образом, чтобы скорее сохранить, нежели растратить плодородие земли, для того чтобы продолжать выращивать на ней продукты питания в будущем.
Тем не менее, со временем, технологические изобретения, рост населения, социальные и экономические изменения привели к росту производства и урбанизации. Это, в свою очередь, повлияло на стремление максимизировать производство продукции за короткий период времени. Такой способ развития неизбежно привел к возникновению множества проблем.
Индустриализация трансформировала экономику и общество, так же как и окружающую среду. Было понимание того, что если этот процесс не будет контролироваться, то окружающая среда может быть разрушена. Однако вплоть до рубежа 60-70-х гг. XX века доминировали представления о не-ограниченности ресурсов либо достаточно большом потенциале исполь-зуемых ресурсов, неисчерпаемости и бесплатности многих благ, предос-тавляемых окружающей средой. Приоритетным был максимально воз-можный количественный экономический рост, который даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями.
И лишь в 70-е гг. ХХ века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.
С началом 1970-х гг. положение резко изменилось: обострение ресурсно-сырьевой глобальной проблемы, ухудшение экологической ситуации и демографический «взрыв» в развивающихся странах способствовали тому, что предшествующие представления о возможности практически неограниченного хозяйственного роста были опровергнуты известными американскими учеными Деннисом и Донеллой Медоузами в исследовании 1972 г. «Пределы роста». Они показали на основе компь-ютерного моделирования, как экономический рост может повлиять на будущее человечества, если уровень загрязнений и использования ре-сурсов будет оставаться таким же.
В случае сохранения современных тенденций роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов в течение следующего столетия мир может подойти к пределам роста. В результате может произойти резкое ухудшение среды обитания человека, несовместимое с его дальнейшим существованием.
Однако можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного по-тенциала.
Документом, в котором впервые говорилось о концепции устойчивого развития, является «Всемирная стратегия охраны окружающей среды», опубликованная в 1980 г. Всемирным союзом охраны природы. Всемирный союз охраны природы предложил следующую формулировку ус- тойчивого развития: «Устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно-возобновляемых ресурсов на быстровозобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и
40
настоящим поколениями» .
Затем в 1984 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла решение о создании международной комиссии по окружающей среде и развитию, которая должна была подготовить соответствующий доклад для ООН. В 1987 г. Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию под руководством норвежского врача Г.Х. Брунтланд опубликовала доклад «Наше общее будущее». В нем сообщалось, что беднейшие 20% населения Земли владеют менее чем 2% продукции мировой экономики, тогда как на долю богатейших 20% приходится 75% продукции. 26 % мирового населения, живущие в развитых странах, потребляют от 80 до 86% невосполнимых ресурсов и от 34 до 53% пищевых продуктов. В нем говорилось о стратегии устойчивого развития, как о спасении для человечества.
Комиссия определила устойчивое развитие как «удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению потребностей будущих поколений» . Основная суть концепции заключалась в следующем: человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создает слишком сильное давление на экосферу нашей планеты, ведущей к её деградации, лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность.
В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро главы 179 государств одобрили план действий по устойчивому развитию, получивший название «Повестка дня на XXI век». Она была принята в связи со стремительно ухудшающейся экологической ситуацией и прогнозом о возможной глобальной катастрофе в XXI веке, которая может привести к гибели всего живого на планете. Человечество столкнулось с обостряющимся противоречием между растущими потребностями людей и неспособно- стью биосферы обеспечить их. В итоге была признана необходимость кардинального изменения характера экономического роста и провозгла-шена концепция устойчивого развития, которой должны следовать все го-сударства мира.
В основу устойчивого развития должны быть заложены такие экономические механизмы, которые, с одной стороны, ведут к эффективному использованию природных ресурсов и сохранению окружающей среды, а с другой - к удовлетворению потребностей людей и улучшению качества жизни не только ныне живущих, но и будущих поколений.
Итоговые документы конференции определили основные положения современной экономической, ресурсной, социально-демографической и экологической ситуации и сформулировали основные положения перехода мировой экономики к стратегии устойчивого развития.
В «Повестку дня на XXI век» туризм в качестве отдельной темы не был включен, однако его влияние на сохранение окружающей среды, культурного и природного наследия и на объединение усилий различных организаций по устойчивому развитию, послужило причиной разработки и принятия в 1995 г. Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли документа под названием «Повестка дня на XXI век для индустрии туризма и путешествий».
В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, констатируется, что имеются многочисленные свидетельства о чрезмерном наплыве туристов, об утере курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и о растущем сопротивлении местного населения развитию туризма. Индустрия туризма и путешествий обладает потенциалом для существенного улуч-шения экологической и социально-экономической ситуации во всех цен-трах и странах, в которых эта отрасль действует, используя для этого культуру устойчивого развития туризма. Она заключается в том, чтобы заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста; уравновесить экономические и экологические факторы развития; найти общие интересы туристов и местного населения; распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных категорий населения.
ТЛ KJ KJ
В документе намечена конкретная программа действий государственных органов, отвечающих за развитие туризма, и туристских компаний по созданию условий для устойчивого развития туризма. Подчеркивается важная роль сотрудничества между органами власти, отраслями экономики и туристскими организациями.
Ведущие международные организации, такие как ЮНВТО, Всемирный совет по путешествиям и туризму, Международная Федерация туроператоров, Европейская комиссия и др. ведут активную работу по стимулированию устойчивого развития туризма по всему миру.
ЮНВТО готовит рекомендации и методические материалы по устойчивому развитию и управлению туризмом; распространяет успешный опыт, собираемый со всего света, обеспечивая правительства и частный бизнес необходимым инструментарием и консультационной поддержкой для устойчивого развития туризма. С целью ознакомления с удачными примерами развития и управления туризмом ЮНВТО выпущено 3 сборника наиболее успешных положительных примеров, каждый из которых содержит около пятидесяти исследований конкретных примеров в более чем тридцати странах мира.
В 2004 г. ЮНВТО сформулировала концепцию устойчивого развития туризма, согласно которой устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Кроме того, отмечается, что достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо,
42
соответствующие предупредительные и корректирующие меры.
В Повестке дня дается следующее определение устойчивого развития туризма: «Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуще-ствляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социаль-ные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому
43
развитию» .
Устойчивое развитие туризма - это такое развитие туризма, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестина- ций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства.
Устойчивый туризм - это такой вид туризма, при котором обеспечивается рациональное использование ресурсов окружающей среды, поддерживаются социально-культурные особенности прини-мающих сообществ, обеспечивается эффективность и жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, а часть получаемых средств от развития туризма направляется на восстановление туристских ресурсов и совершенствование технологий производства туристских услуг.
В то же время существует множество других терминов, которые тесно связаны с устойчивым туризмом, но им не являются. В основе всех этих концепций лежит бережное отношение к природе, сохранение куль-турных объектов, социальная ответственность и экономическое процвета-ние территории (рис. 5.1).
В целом, необходимо стремиться сделать любой вид туризма более устойчивым. Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма. Сейчас по своей сути большинство видов туризма не соответствует критериям устойчивого раз- вития; необходимо стараться сделать их таковыми, переходить на новые принципы развития туризма.
Популярность большинства туристских центров зачастую основывается на чистоте окружающей среды и самобытности местной культуры. Поэтому, только соблюдая основные принципы устойчивого развития, ту-ристские центры могут рассчитывать на успех в развитии туризма. Эти принципы включают в себя следующее.
¦¦¦ Экологическая устойчивость обеспечивает совместимость развития с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов.
¦¦¦ Социальная и культурная устойчивость обеспечивает такое положение, при котором развитие совместимо с сохранением культурных ценностей и традиций, а также местной самобытности.
¦¦¦ Экономическая устойчивость обеспечивает экономическую эффективность развития и такое положение, при котором избранный метод управления ресурсами дает возможность их использования будущими поколениями.

В разделе излагаются основные понятия и концепция перехода российской федерации к устойчивому развитию, даны определение, принципы, организационно и нормативно правовая основа устойчивого развития туризма, рассмотрены понятия и содержание «качество» и «безопасность» в сфере туризма, как необходимые условия ее устойчивого развития, дана оценка тенденций развития туризма в мире и России и проанализированы современные технологии и индикаторы обеспечения устойчивого развития. Рассматривается социальный туризм в качестве существенного фактора оздоровления населения России, экономического механизма устойчивого развития туристских дестинаций в соответствии с принципами Глобального этического кодекса туризма и критериями устойчивого развития туристских дестинаций.

Понятие устойчивого развития. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

Во второй половине 20-го века становившийся реальностью экологический кризис послужил причиной роста озабоченности всего человечества и международных организаций проблемами окружающей среды и признания необходимости кардинальных изменений в мировом сообществе. Взгляды на развитие цивилизации были коренным образом пересмотрены. Парадигма развития изменялась от бесспорности идеи покорения природы, бесконечности природных ресурсов и возможности количественного роста, до осознания существования пределов роста, невосполнимости многих теряемых природных благ и необходимости разработки программ перехода на устойчивое развитие человеческой цивилизации.

В 1968 году итальянский предприниматель и общественный деятель Аурелио Печчеи основал неправительственную международную организацию, получившую название «Римский клуб», объединившую ученых, представителей политических и деловых кругов из разных стран мира. Направлением деятельности клуба стала попытка ответить на вопросы о том, сможет ли человечество достичь зрелого общества, которое бы мудро управляло и разумно распоряжалось своей земной средой, сможет ли это новое общество создать действительно глобальную, стабильную цивилизацию .

В конце 60-х годов XX века «Римским клубом» была поставлена цель исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. Публикации и доклады ученых «Римскому клубу» имели ошеломляющий характер - они впервые показали, что человечество достигло пределов, за которыми его ожидает катастрофа, если оно сохранит существующие тенденции развития научно-технического прогресса.

В 1972 году в Стокгольме была проведена первая Всемирная конференция но окружающей среде, где была создана специальная организация ООН но окружающей среде (ЮНЕП).

В 1983 году Организация Объединенных Наций (ООН) создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1987 году эта комиссия публикует отчет «Наше общее будущее», где впервые прозвучал термин «устойчивое развитие».

В философском плане иод «устойчивым развитием» подразумевалось такое развитие человечества, которое удовлетворяло бы нужды нынешнего поколения людей и в то же время не подвергало бы риску способность будущих людских поколений удовлетворять свои потребности.

За непродолжительное время это понятие стало самым употребимым в контексте обсуждений будущего цивилизации. Существует великое множество интерпретаций определения устойчивого развития. Традиционно, вслед за Комиссией Брунтдланд, его определяют как развитие, при котором жизненные потребности настоящих поколений удовлетворяются без лишения такой возможности поколений будущих.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН но окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Результатом конференции в Рио стали 5 документов.

  • 1. Декларация но окружающей среде и развитию, определяющая права и обязанности стран в обеспечении развития и благосостояния людей.
  • 2. Повестка дня на XXI век - программа перехода на устойчивое с социальной, экономической и экологической точки зрения развитие.
  • 3. Заявление о принципах, касающееся менеджмента, охраны и устойчивого использования всех видов лесов, играющих неоценимую роль в поддержании экологического баланса планеты.
  • 4. Конвенция о биоразнообразии.
  • 5. Рамочная конвенция об изменении климата, исполнение которых требует перестройки социально-экономических отношений и технологий.

В результате предпринятых действий была впервые создана теоретическая база перехода общества на путь устойчивого развития.

Основой концепции устойчивого развития является необходимость гармонизации функционирования суперсистемы природа-общество. Это предполагает изменение хода процессов и свойств компонентов социально-экономической подсистемы таким образом, чтобы они не нарушали функционирование природной подсистемы и не приводили к необратимым изменениям ее компонентов. Сохранение структуры природной подсистемы важно с точки зрения поддержания комфортности среды обитания человека и возможности удовлетворения жизненных материальных и духовных потребностей. Здесь интересы не только выживания и развития цивилизации совпадают с интересами охраны окружающей среды. Предпринимаемые шаги в этом направлении должны соответствовать интересам развития обеих подсистем. Поскольку ведущим условием перехода на устойчивое развитие является корректировка общественного уклада, особую важность приобретают исследования и учет общественных процессов в контексте проблем окружающей среды.

В Декларации, принятой на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро не раз подчеркивается, что центром устойчивого развития является человек, а главная его задача - улучшение качества жизни, которое включает повышение благосостояния, культурное развитие и обеспечение высокого качества окружающей среды. Довольно распространено образное определение устойчивого развития как развития, осуществляемого за счет% имеющегося капитала, а не за счет траты самого капитала. Это положение чаще применимо к природному капиталу, к которому относятся различные природные ресурсы и условия, а также способность к их возобновлению и сохранению качества среды, которая теряется с изменением природной подсистемы. Помимо природного выделяют так называемый искусственный или произведенный капитал - финансы, основные фонды, предметы потребления и т.п. В традиционной экономике учитывается практически исключительно этот вид капитала как меры развития общества (ВВП). Человеческий капитал включает уровень образования, здоровья, питания; социальный - организационные общественные структуры, культурные накопления и т.д. Устойчивое развитие подразумевает стабильное количество капитала всех видов на душу населения. Помимо этого, большое значение имеет проблема взаимозаменяемости капиталов и их количественная оценка. Эти направления пока недостаточно изучены.

Подводя итоги десятилетия Конференции в Рио-де-Жанейро, в Йоханнесбурге с 26 августа но 4 сентября 2002 года прошел Всемирный саммит по проблемам устойчивого развития. Основным итогом работы Саммита стало принятие двух документов. «Политической декларации» и «Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию». Эти документы не несут такой фундаментальной нагрузки, как «Повестка дня на XXI век», принятая в Рио, но являются основой для реализации провозглашенных в ней принципов. Саммит в Йоханнесбурге вновь подтвердил, что устойчивое развитие остается центральным элементом международной повестки дня, и придал новый импульс глобальным действиям, направленным на борьбу с бедностью и охрану окружающей среды. В результате Саммита было расширено и усилено понимание устойчивого развития, особенно значение взаимосвязи бедности, окружающей среды и использования природных ресурсов.

В 2012 году состоялась международная конференция иод эгидой ООН «РИО+20». В начале XXI века человечество оказалось на историческом разломе - в период смены мировых цивилизаций. 200-летняя индустриальная цивилизация переживает фазу заката, что ознаменовалось кластером глобальных кризисов - энергоэкологического и продовольственного, демографического и миграционного, технологического и экономического, геополитического и социокультурного. Саммиты 1992, 2000 и 2002 годов приняли стратегию устойчивого развития. Но все более очевидно, что за 20 лет, особенно в начале 21 века, мировое развитие стало более неустойчивым, хаотичным, турбулентным, принося страдания сотням миллионам семей. Значительная часть молодого поколения оказалась без будущего. Эти опасные тенденции были призваны оценить и выработать стратегию их преодоления мировые лидеры на Конференции «РИО+20». Несмотря на большую работу по подготовке и проведению Конференции по устойчивому развитию «РИО+20», эти надежды не оправдались. В обширном итоговом документе «РИО+20» (283 пункта) не просматриваются и научно обоснованная долгосрочная стратегия, ни базисные инновации, отвечающие вызовам XXI века .

Со времени Конференции Рио - 92 и Саммита в Йоханнесбурге в России наблюдается резкий рост научных исследований и публикаций по проблематике устойчивого развития, которые в значительной мере восходят к идеям ноосферного развития В. И. Вернадского.

Первым государственным документом по устойчивому развитию, принятым в России, стал изданный в 1994 году Указ Президента «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Затем, 1 апреля 1996 года была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция была разработана во исполнение программных документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992 г.).

Концепция включала в себя следующие разделы.

  • 1. Устойчивое развитие - объективное требование времени.
  • 2. Россия на пороге XXI века.
  • 3. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
  • 4. Региональный аспект устойчивого развития.
  • 5. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
  • 6. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
  • 7. Этаны перехода России к устойчивому развитию.

В соответствии с Указом Президента Правительству поручалось учитывать положения Концепции при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии решений.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества, непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60% всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны. Будущее нашей страны связано с формированием постиндустриального общества - магистральным путем, по которому идет все человечество в том числе и Россия. По существу это означает, что наша страна должна переориентировать стратегию своего развития в соответствии с потребностями постиндустриальной модернизации, что предполагает:

  • ? изменение структуры экономики, переориентацию хозяйства на современные наукоемкие отрасли, а также на сферы производства, связанные с удовлетворением потребностей людей;
  • ? создание рыночного, то есть конкурентного, антимонопольного хозяйственного механизма, который побуждал бы предприятие внедрять в производство новинки научно-технической мысли, получать прибыль за счет снижения издержек, а не монопольного взвинчивания цен или раскручивания инфляции;
  • ? формирование личной и общественной модели ресурсосберегающего потребления, способствующей развитию современного человека;
  • ? поворот всего общества и государственной политики в сторону культуры, развитие образования, переобучение людей новым профессиям, создание в обществе такой атмосферы, при которой у большинства людей возникала бы собственная потребность учиться, осваивая новые специальности;
  • ? развитие личной и коллективной инициативы, становление нового типа работника, способного к самоорганизации и самодисциплине, изменение типа мышления у наиболее активных людей, способных стать субъектами постиндустриальной модернизации, для чего необходимо развитие демократии, в том числе и экономической.

Россия обладает неплохими стартовыми условиями для продвижения в постиндустриальном направлении. На ее территории сосредоточено 58% мировых запасов угля, 58% запасов нефти, 41% - железной руды, 25% леса и т.д. За последние 100 лет страна достигла высокой степени освоения индустриального способа производства. И сейчас, после выезда из страны около 200 тысяч ученых, России располагает 12% ученых мира, из которых треть в возрасте до 40 лет.

Общечеловеческие ориентиры устойчивого развития едины, но каждый народ, каждая страна идет к ним своей дорогой, все больше подчиняя свою жизнь согласованным нормам и формам мирового сожительства людей. Таков и путь России в ее ноосферное будущее, такова и ее дорога к постиндустриальному обществу.

  • Яковец Ю. Перспективы развития современной цивилизации (к итогам конференции «Рио+20») электронное научное издание «устойчивое инновационное развитие:проектирование и управление» www.rypravlenie.ru том 8 № 3 (16), 2012, ст. 2.


Рекомендуем почитать

Наверх