Разрядка в Европе. Общеевропейский (Хельсинский) процесс

Техника и интернет 15.07.2019

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Международная обстановка в конце 1960-х - начале 1970-х годов

В октябре 1964 г., когда новое руководство СССР взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: поколебленное из-за раскола с Китаем и Румынией единство социалистического лагеря; натянутые отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса; наконец, нерешенность германской проблемы. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче - укреплению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.

Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем, Кубой, а также события в Чехословакии. Здесь в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы, была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г. Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества. Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева».

Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.

Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. Образ СССР в мире все больше ассоциировался с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних государствах. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов.

В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ.

На рубеже 1960-1970-х годов советское руководство перешло к реализации нового внешнеполитического курса, основные положения которого были заявлены в Программе мира, принятой на ХХIV съезде КПСС в марте - апреле 1971 г. Наиболее существенным моментом новой политики следует считать то обстоятельство, что ни Советский Союз, ни Запад не отказывались от гонки вооружений. Этот процесс теперь приобретал цивилизованные рамки, что было объективной потребностью с обеих сторон после Карибского кризиса 1962 г. Однако такой поворот в отношениях Восток - Запад позволил существенно расширить сферы сотрудничества, прежде всего советско-американского, вызвал определенную эйфорию и породил надежды в общественном сознании. Это новое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядки международной напряженности».

«Разрядка» началась с существенного улучшения отношений СССР с Францией и ФРГ. Выход Франции в 1966 г. из военной организации НАТО стал импульсом для развития двусторонних отношений. Советский Союз пытался заручиться посреднической помощью Франции в разрешении германского вопроса, остававшегося главным препятствием для признания послевоенных границ в Европе. Посредничества, однако, не потребовалось после того как в октябре 1969 г. канцлером ФРГ стал социал-демократ Вилли Брандт, провозгласивший «новую восточную политику». Ее суть состояла в том, что объединение Германии переставало быть обязательным условием в отношениях между Востоком и Западом, а откладывалось на будущее как основная цель многостороннего диалога. Это позволило в результате советско-западногерманских переговоров 12 августа 1970 г. заключить Московский договор, согласно которому обе стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех европейских государств в их фактических границах. В частности, ФРГ признавала западные границы Польши по Одеру - Нейсе. В конце года были подписаны соответствующие договоры о границах между ФРГ и Польшей, а также между ФРГ и ГДР.

Важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин и констатировало, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею впредь. Это было полной победой советской дипломатии, поскольку наконец-то были приняты все условия, на которых СССР настаивал начиная с 1945 г. без каких-либо уступок.

Такое развитие событий укрепило уверенность советского руководства в том, что в мире произошло радикальное изменение соотношения сил в пользу СССР и стран «социалистического содружества». Позиции США и империалистического блока в Москве оценивали как «ослабленные». Уверенность СССР строилась на целом ряде факторов, главными из которых был продолжавшийся рост национально-освободительного движения и достижение в 1969 г. военно-стратегического паритета с США по количеству ядерных зарядов. Исходя из этого, наращивание вооружений и их совершенствование, согласно логике советского руководства, становилось неотъемлемой частью борьбы за мир.

Достижение паритета поставило в повестку дня вопрос об ограничении вооружений на двусторонней основе, целью которого стал регулируемый, управляемый и прогнозируемый рост наиболее опасного в стратегическом отношении вида вооружений - межконтинентальных баллистических ракет. Исключительно важное значение имел визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе этого визита, кстати первого посещения СССР президентом США, процесс "разрядки" получил мощный импульс. Никсон и Брежнев подписали "Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки", констатировав, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосуществования». 26 мая 1972 г. было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) сроком на 5 лет, названное впоследствии договором ОСВ-1. Летом 1973 г. в ходе визита Брежнева в США было также подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

ОСВ-1 устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Разрешенные уровни для СССР были выше, чем для США, поскольку Америка располагала ракетами, несущими боеголовки с разделяющимися частями. Эти части с ядерными зарядами из одной боеголовки могли быть направлены на разные цели. Вместе с тем число самих ядерных зарядов в ОСВ-1 не оговаривалось, что создавало возможность при совершенствовании боевой техники, не нарушая договора, добиться в одностороннем порядке преимущества в этой области. Таким образом, шаткий паритет, закрепленный ОСВ-1, не останавливал гонки вооружений. Такая парадоксальная ситуация стала следствием концепции «ядерного сдерживания» или «ядерного устрашения». Ее суть состояла в том, что руководство обеих стран понимало невозможность использования ядерного оружия в политических и тем более в военных целях, однако продолжало наращивать военный потенциал, включая ракетно-ядерный, чтобы не допустить превосходства «потенциального противника» и даже превзойти его. В действительности концепция «ядерного сдерживания» делала вполне естественной конфронтацию между блоками и подпитывала гонку вооружений.

В ноябре 1974 г. на встрече Брежнева с американским президентом Дж. Фордом формирование системы договоров было продолжено. Сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), которое должно было регулировать более широкий спектр вооружений, включая стратегические бомбардировщики и разделяющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений - "крылатых ракет". США категорически отказались учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооружений, хотя они и без того были сверхвысокими - 2400 боеголовок, из которых 1300 с разделяющимися головными частями. Позиция США была следствием общего ухудшения советско-американских отношений начиная с 1975 г., не связанного непосредственно с договором как таковым. Хотя в 1979 г. Брежнев и Картер все-таки подписали ОСВ-2, он так и не был ратифицирован Конгрессом США до 1989 г.

Несмотря на это, политика разрядки благотворно сказалась на развитии сотрудничества Восток - Запад. За эти годы общий товарооборот увеличился в 5 раз, а советско-американский в 8 раз. Стратегия сотрудничества в этот период сводилась к заключению с западными фирмами крупных контрактов на строительство заводов или закупку технологий. Так, наиболее известным примером такого сотрудничества стало строительство в конце 1960 - начале 1970-х годов Волжского автомобильного завода в рамках совместного соглашения с итальянской фирмой "Фиат". Однако это было скорее исключением из правил. В основном международные программы ограничивались бесплодными командировками делегаций чиновников. В целом, в импорте новых технологий отсутствовала продуманная политика, крайне негативно влияли административно-бюрократические препоны и контракты не оправдывали первоначальных надежд.

Хельсинкский процесс

Разрядка в отношениях между Западом и Востоком позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972-1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации.

Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. стало итогом мирного поступательного процесса в Европе. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д"Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, президент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по:

1) безопасности в Европе,

2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды;

3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях;

4) дальнейшим шагам после совещания.

Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участников обязательства по соблюдению прав человека (это стало базой для использования проблемы прав человека против СССР).

Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряженности. Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

Следует сказать, что, начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ.. В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс.

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике стран, военно-промышленная ориентация которых не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США «крылатых ракет» и стало еще более очевидно после начала работы США на программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.

Последствия Хельсинкского процесса и новый виток напряженности

С конца 70-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагнетания страха. При этом капиталистические страны придерживались концепции «ядерного сдерживания» СССР. В свою очередь советское руководство допустило ряд крупных внешнеполитических просчетов. По ряду вооружений, по численности армии, танковой армады и т.д. СССР превзошел США и дальнейшее их наращивание стало бессмысленным. СССР начал строить и флот авианосцев.

Крупным фактором, подорвавшим доверие к СССР, стала советская интервенция в Афганистан в декабре 1979 г. Двухсоттысячный экспедиционный корпус вел войну, крайне непопулярную в стране и мире. Война поглощала людские и материальные ресурсы, в ней погибло 15 тыс. советских воинов, 35 тыс. искалечено, было истреблено около одного-двух миллионов афганцев, три-четыре миллиона стали беженцами. Следующим просчетом советской внешней политики явилось размещение ракет среднего радиуса действия в Европе в середине 70-х годов. Оно резко дестабилизировало обстановку, нарушило стратегическое равновесие.

Следует учесть также, что во второй половине 70-х - начале 80-х годов СССР, следуя классовому принципу, оказывал всемерную помощь (военную, материальную и др.) странам третьего мира, поддерживал там борьбу против империализма. Советский Союз принимал участие в вооруженных конфликтах в Эфиопии, Сомали, Йемене, вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, вооружал «прогрессивные» с точки зрения советского руководства режимы в Ираке, Ливии и других странах.

Таким образом, благоприятный для СССР период разрядки закончился, и теперь страна задыхалась в тяжёлой гонке вооружений в условиях взаимных обвинений и, давая немалый повод другой стороне утверждать о «советской угрозе», об «империи зла». Ввод советских войск в Афганистан резко изменил отношение стран Запада к СССР. Многие прежние договоренности остались на бумаге. Московская Олимпиада-80 проходила в обстановке бойкота со стороны большинства капиталистических стран.

После ввода советских войск в Афганистан международная атмосфера резко изменилась, вновь приобретая черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган.

В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе, получившей образное название планов «космических войн». В «Директивах в области обороны на 1984-1988 финансовые годы» США говорилось: «Надо направить военное соперничество с СССР в новые области и тем самым сделать бессмысленными все предыдущие советские расходы на оборону и сделать все советское оружие устаревшим». Советский Союз ежегодно будет вынужден тратить на космические программы около 10 млрд. рублей (72% военные программы).

В СССР также стало известно о принятии на декабрьской (1979 г.) сессии Совета НАТО (за две недели до ввода войск в Афганистан) решения о размещении с ноября 1983 г. в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднего радиуса действия, которые были способны достигнуть европейских столиц в считанные минуты. В ответ НАТО стало разворачивать в Европе сеть американских ракет среднего радиуса действия, а также крылатые ракеты. В короткий период Европа оказалась перенасыщена ядерными средствами. Стремясь предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности, Ю. В. Андропов пошел на уступки, предложив сократить количество советских ракет в европейской части СССР до уровня французских и британских ядерных средств, переместив остальные ракеты за Урал. Соглашаясь с возражениями об усилении напряженности в Азии, вследствие перемещения туда советских ракет, вывозимых из Европы, советское руководство заявило о готовности демонтировать излишек ракет. Одновременно Андропов приступил к урегулированию афганского вопроса, привлекая к процессу переговоров пакистанскую сторону. Снижение напряженности на афгано-пакистанской границе позволило бы Советскому Союзу сократить контингент советских войск в Афганистане и начать вывод войск. Инцидент со сбитым над территорией СССР 1 сентября 1983 г. южнокорейским пассажирским самолетом привел к свертыванию переговорного процесса. Советская сторона, отрицавшая некоторое время факт уничтожения лайнера (явно ведомого разведывательными службами США над военными объектами СССР), в глазах мировой общественности оказалась виновной в инциденте, унесшем 250 жизней пассажиров. Переговоры были прерваны.

Наиболее спорным моментом в истории разрядки 1970-х годов является различное понимание этого процесса в СССР и на Западе. Существует несколько основных точек зрения, которые отличаются степенью широты трактовки процесса, пределов его распространения. Действительно, что это было: «дымовая завеса», позволявшая брежневскому руководству укреплять свое влияние в мире и наращивать вооружение, или искреннее желание если не добиться действительно мирного сосуществования, то по крайней мере способствовать потеплению общего климата в мире. Истина, видимо, лежит где-то посередине.

Осознавая необходимость реформирования экономики, советское руководство было действительно заинтересовано в расширении сфер международного сотрудничества, надеясь экспортировать передовые западные технологии. Особенно это было характерно для раннего этапа «коллективного руководства», когда технократы пользовались гораздо большим весом, чем в середине 1970-х годов. С другой стороны, странно было бы всерьез рассматривать позицию СССР как искреннее желание полностью отказаться от расширения своего военного присутствия в мире в то время, когда США явно были нацелены локализовать конфронтацию «вдали от своих берегов». Тем более, что на XXV съезде КПСС в феврале 1976 г. Брежнев прямо заявил: «Разрядка ни в коей мере не отменяет и не может отменить или изменить законы классовой борьбы..». Скорее, обе стороны принимали определенные правила игры: США признавали реалии в Восточной Европе, СССР не вмешивался во внутренние дела Запада. Хотя некоторые западные историки и утверждают, что США рассчитывали на полный отказ от активности СССР в остальном мире, вряд ли американцы в действительности были столь наивны и простодушны, как их теперь хотят изобразить.

В этой связи процесс разрядки не сопровождался, да и не мог сопровождаться отказом СССР от поддержки «антиимпериалистических сил». Более того, в эти годы СССР последовательно проводит курс на расширение своего присутствия в различных районах земного шара под флагом «пролетарского интернационализма». Например, участие советских военных советников и военно-техническая помощь СССР Северному Вьетнаму во время его войны с Югом. Та же осторожная политика, которая все время наталкивалась на китайское участие во вьетнамских делах, проводилась СССР и в годы американо-вьетнамской войны вплоть до победного марша войск ДРВ по улицам Сайгона и объединения Южного и Северного Вьетнама под властью коммунистов в 1975 г. Поражение США и установление коммунистического режима в целом способствовало распространению советского влияния на соседние Лаос и Камбоджу (с 1976 г. - Кампучия). Это существенно ослабило позиции США в Юго-Восточной Азии. Советский Военно-Морской флот получил право пользоваться вьетнамскими портами и военными базами. Влияние СССР значительно усилилось после того, как Китай - главный советский конкурент в борьбе за влияние в Индокитае - стал основным врагом Вьетнама. Это случилось после нападения Китая на северные провинции Вьетнама в 1979 г. и победоносной для последнего войны. После китайско-вьетнамской войны ДРВ стала основным стратегическим союзником СССР в этом регионе.

Проарабскую позицию занял Советский Союз во время арабо-израильской войны 1967 г., направив в Сирию и Египет вооружение и большое количество советских специалистов. Это существенно способствовало укреплению влияния СССР в арабском мире, ставшим важным фактором в советско-американских отношениях. Традиционная поддержка Индии как инструмент советского влияния в этом регионе вылилась в военную помощь этой стране в ее периодически вспыхивающих конфликтах с Пакистаном. В «третьем мире» поддержкой Советского Союза пользовались также Ангола, Мозамбик и Гвинея (Бисау) в своей борьбе против португальской колониальной зависимости. Однако СССР не ограничился только помощью в антиколониальной борьбе, а активно вмешался в начавшиеся в этих странах гражданские войны на стороне группировок, заявлявших о своей марксистско-ленинской ориентации. Это привело к поддержке Советским Союзом военной интервенции Кубы в Анголе, а также к постоянной военной помощи Народному фронту Мозамбика. В результате в Анголе и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма. При посредничестве Кубы СССР поддерживал также партизан в Никарагуа, что привело в 1979 г. к свержению проамериканского режима Сомосы и приходу к власти правительства сандинистов, заявивших о планах строительства социализма.

«Хельсинкский процесс» четко увязал вопросы соблюдения индивидуальных прав человека с проблемами национальной безопасности. Он помог положить конец коммунистическому правлению в Восточной Европе и способствовал началу новых отношений в области безопасности и экономических связей между Востоком и Западом. В рамках процесса была образована насчитывающая ныне 56 членов Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – активный международный орган, который выступает в защиту демократии и прав человека во всем мире.

Но самым большим достижением Хельсинки, возможно, явились обязательства в вопросах прав человека и демократии, соблюдения которых жители всего региона продолжают требовать от своих правительств.

Полковник Сухопутных войск в отставке Тай Кобб, работавший советником президента Рональда Рейгана по Советскому Союзу, заявил в интервью, что когда советское правительство подписало хельсинкские соглашения спустя 30 лет после завершения Второй мировой войны, оно считало, что заключает выгодную сделку.

Достигнутые договоренности, как представлялось, легализовали послевоенные границы между Германией, Польшей и Советским Союзом, но в реальности их положения в области прав человека пробили первую брешь в «железном занавесе».

Хотя консерваторы на Западе в целом придерживались мнения, что соглашения вряд ли резко изменят положение вещей в СССР, на самом деле, подписав их, Советский Союз принял на себя многочисленные обязательства. В конечном счете соглашения «оказались полезным инструментом» для урегулирования конфликтов и в итоге привели к ликвидации советской власти как в Восточной Европе, так и в России.

В частности, Хельсинкский Заключительный акт позволил государствам-участникам образовать группы, занимавшиеся мониторингом соблюдения прав человека, что создало благоприятные условия для деятельности движений диссидентов и организаций ненасильственного протеста в странах Восточного блока. Московская хельсинкская группа оказалась особенно эффективной в привлечении внимания международной общественности к нарушениям прав человека в Советском Союзе.

Немецкий историк Фриц Штерн отметил в своей недавней статье «Дороги, приведшие к 1989 году», что вначале «лишь немногие политические деятели по обе стороны «железного занавеса» осознали зажигательный потенциал хельсинкских соглашений... и поняли, что они предоставили диссидентским движениям в странах Восточной Европы и в Советском Союзе моральную поддержку и хоть какие-то элементы правовой защиты».

Прямым итогом Хельсинских соглашений 1975 года и последовавшего за ними нового политического мышления стало «падение» Берлинской стены 9 ноября 1989 года, когда Восточная Германия открыла свои границы и позволила гражданам ездить на Запад.

В течение года 106-километровая Берлинская стена была демонтирована, бывший диссидент и политзаключенный Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии, диктатуры от Болгарии до Прибалтики были свергнуты, а 100 миллионам людей в странах Восточной Европы после 40 лет коммунистического господства была предоставлена возможность выбирать свои собственные правительства.

По мнению Кэрола Фуллера, временного поверенного в делах США при ОБСЕ «Падение Берлинской стены и последующий распад Советского Союза придал новый импульс хельсинкскому процессу. ОБСЕ создала новые структуры – в том числе секретариат и миссии на местах – и столкнулась с новыми проблемами, от терроризма и изменения климата до военной транспарентности и стабильности на Балканах и на территории бывшего Советского Союза».



Европа была местом, где возникли обе мировые войны и которое сильнее всего пострадало от них, поэтому желание создать систему, которая исключала бы возможность возникновения нового военного конфликта, было среди европейцев всеобщим. В первое время после окончания Второй мировой войны участники Антигитлеровской коалиции продолжали сотрудничество по многим вопросам. Были подписаны и ратифицированы мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией, воевавшими на стороне гитлеровской Германии. В соответствии с ними данные государства обязывались искоренить фашизм, проводить в дальнейшем миролюбивую и демократическую политику, соглашались с установленными границами, выплачивали репарации. Одновременно освобождались все военнопленные из этих государств. Территориальный спор между Югославией и Италией тогда разрешен не был, он был урегулирован в 1954 г. Однако главной тенденцией развития международных отношений в Европе уже тогда было ухудшение взаимоотношений между великими державами-победительницами и начало холодной войны. Не случайно в своей речи в Фултоне в марте 1946 г. Черчилль говорил в первую очередь о Европе. Действительно, именно Европа стала главным полем противостояния двух общественно-политических систем в годы холодной войны.

Первый период холодной войны в Европе охватывает промежуток времени от окончания Второй мировой войны до Берлинского кризиса и сооружения стены в августе 1961 г. Его главная особенность состоит в том, что Ялтинско-Потсдамские договоренности реализовались на практике и произошел четкий раздел Европы на два лагеря при минимальном числе нейтральных и неприсоединившихся государств. При этом Европа впервые столкнулась с ситуацией, когда не она является центром мирового развития.

Наиболее сложной и взрывоопасной в эти годы была германская проблема. Сотрудничество между четырьмя державами-победителями, поделившими на зоны оккупации Германию и ее столицу Берлин, постепенно прекращалось. Более того, три западные державы проводили все более скоординированную политику в своих зонах. Соединенные Штаты распространили «план Маршалла» на все три западные зоны, что сыграло важную роль в восстановлении их экономики.

Общественное развитие в Западной и Восточной Германии начинало все больше различаться, по существу оно шло в противоположных направлениях. В этих условиях союзники не смогли выработать даже основ мирного договора с Германией. Прекратилось и общее управление Берлином, которое первоначально функционировало хорошо. Именно в Берлине в 1948-1949 гг. произошел первый в Европе крупный кризис времен холодной войны. Проведение в западных зонах оккупации денежной реформы привело к наплыву обесцененных марок в восточную часть страны, что создавало серьезные проблемы для ее экономики. В ответ советские оккупационные власти полностью закрыли границу с Западным Берлином. При этом они ставили целью не только защитить экономические интересы своей зоны, но и попытаться выдавить западные державы из их секторов в Берлине. Однако США проявили твердость, организовав переброску продовольствия и других предметов первой необходимости по воздуху. Убедившись, что западные державы не отступят, Москва сняла блокаду.

Берлинский кризис 1948-1949 гг. стал и отражением общего ухудшения отношений между союзниками, и стимулом для усиления конфронтации. Наиболее ярко это проявилось в расколе Германии. В мае 1949 г. Парламентский совет, действуя с согласия западных держав, принял Основной закон ФРГ и объявил о создании этого государства, а в октябре 1949 г. в восточной зоне была провозглашена ГДР. Оба германских государства почти сразу включились в противостоящие блоки. Правительство ФРГ во главе с канцлером К. Аденауэром взяло курс на скорейшую интеграцию в европейские и евроатлантические структуры (Европейское сообщество, НАТО и др.), а также заявило, что только оно имеет право выступать от имени всего немецкого народа на международной арене. В свою очередь ГДР вступила в СЭВ и Организацию Варшавского договора, но в то время получила международное признание только от стран «народной демократии». Напряженность в центре Европы особенно возросла в годы Корейской войны. Так как в 1952 г. компартия ФРГ выдвинула лозунг «революционного свержения правительства Аденауэра», в Бонне всерьез опасались советского вторжения.

Улучшение советско-американских отношений после смерти Сталина и избрания президентом США Эйзенхауэра сказалось и на ситуации в Европе. После окончания Корейской войны в Западной Европе перестали опасаться советского нападения. Начался процесс нормализации отношений между СССР и ФРГ. В 1955 г. во время визита Аденауэра в Москву были достигнуты договоренности о прекращении состояния войны, освобождении германских военнопленных и установлении дипломатических отношений. Бонн при этом отказался устанавливать дипломатические отношения со странами «народной демократии», которые признали ГДР. Отказ ФРГ признать ГДР и сложившиеся после Второй мировой войны границы в Центральной и Восточной Европе вызвали в Москве очень большую тревогу. Несмотря на обмен послами и некоторое развитие торгово-экономических связей, ФРГ продолжала быть главной мишенью атак советской пропаганды, которая обвиняла западногерманские власти в возрождении милитаризма и реваншизме. Особенно резкими эти атаки стали после вступления ФРГ в НАТО и создания бундесвера, который вскоре превратился в реальную военную силу. Это вызвало у руководства и населения СССР неподдельную тревогу, поскольку память о жертвах и страданиях Второй мировой войны была еще очень сильна.

Позитивным сдвигом в Центральной Европе стало разрешение проблемы Австрии. Последняя и ее столица Вена были также поделены великими державами-победительницами на четыре зоны оккупации. Однако в отличие от Восточной Германии СССР не пытался проводить в своей зоне каких-либо шагов по установлению режима «народной демократии». В то же время Москва долгое время связывала урегулирование вопроса об Австрии с подписанием мирного договора с Германией. После смерти Сталина советский подход стал более прагматичным. В 1955 г. был подписан Государственный договор, согласно которому Австрия становилась нейтральным государством, а иностранные войска покидали ее территорию. Статус нейтрального государства объективно способствовал повышению роли Австрии в международных делах. Вена стала местом проведения различных переговоров, в том числе и советско-американских встреч на высшем уровне в 1961 и 1979 гг., а сама Австрия в ряде случаев выступала посредником в некоторых, в том числе и деликатных, контактах между Востоком и Западом.

В значительной степени прорывным событием стал визит в Великобританию весной 1956 г. Хрущева и Булганина. Впервые за всю историю Советского государства его высшие руководители посещали с официальным визитом капиталистическую страну. Это вызвало повышенный интерес во всем мире. Практические результаты были незначительны, но обмен мнениями и обсуждение проблем европейской безопасности оказались полезными для лучшего взаимопонимания. В 1959 г. премьер-министр Г. Макмиллан нанес ответный визит в Москву. В 1950-1960-е гг. объем торговли между двумя странами постоянно рос. В 1959 г. Великобритания первой из стран НАТО подписала пятилетнее соглашение о торговле с СССР. В эти годы именно Лондон рассматривался в Москве в качестве основного партнера среди государств Западной Европы.

В целом, в середине 1950-х гг. в Центральной Европе разделительные линии были проведены достаточно четко. Сложным и противоречивым оставался лишь вопрос о Западном Берлине.

В Северной Европе в конце 1940-х - начале 1950-х гг. сложился своеобразный баланс сил. Норвегия и Дания вступили в НАТО, оговорив, что в мирное время на их территории не будут размещены иностранные базы и войска. Финляндия под нажимом СССР подписала в 1948 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривающий не только оказание друг другу помощи в случае возобновления агрессии со стороны Германии или ее союзников, но и право СССР при определенных обстоятельствах ввести свои войска на территорию Финляндии. Сталии не пошел на попытку привести здесь коммунистов к власти (по некоторым данным, вопрос о государственном перевороте в Москве обсуждался, но был решен отрицательно). Однако Финляндия во многом оказалась в орбите советского влияния практически на все годы холодной войны. При этом Москва не пыталась добиться смены общественного строя в Финляндии. Более того, Хрущев и Брежнев встречались с лидерами финских коммунистов, как правило, в СССР, а не в Финляндии. Финская политика также эволюционировала. Если президент Ю. Паасикиви стремился ограничить торгово-экономические связи с СССР, опасаясь попасть в полную зависимость, то сменивший его в 1956 г. У. Кенконен стал добиваться (и не без успеха) от СССР экономических выгод в обмен за лояльность в сферах международной политики и безопасности. К переизбранию Кенконена в 1962 г. данная линия прочно утвердилась в советско-финских отношениях.

Швеция официально продолжала проводить политику нейтралитета, но на практике в 1950-е гг. установила неофициальные контакты с НАТО, которые должны были сработать в случае крупного военного конфликта в Европе. Такой баланс сил сделал регион Северной Европы уже в 1950-е гг. одним из самых спокойных во времена холодной войны.

В Южной Европе ситуация также постепенно приобретала достаточно определенные черты и параметры. Главным очагом напряженности здесь была Греция, где в 1947-1949 гг. происходила гражданская война. Компартия Греции начала ее во многом под воздействием югославского руководства, и основная помощь шла из Югославии и Албании. Конфликт между Тито и Информбюро привел к прекращению югославской поддержки (греческие коммунисты встали на сторону Сталина) и поражению коммунистов, которые отвели остатки своих войск в Албанию. Турция оказалась под прямым нажимом СССР, который на конференциях союзников в годы Второй мировой войны ставил вопрос о совместном контроле над черноморскими проливами, а в 1946 г. поднял вопрос о возврате Карса и Ардагана, принадлежавших до Первой мировой войны Российской империи. После разрыва Югославии с Информбюро обстановка на се границах с Албанией, Болгарией и Венгрией резко обострилась, дело дошло до перестрелок и других серьезных инцидентов. Опасения вторжения СССР в Югославию тогда были у многих. В 1947 г. Трумэн объявил о поддержке Греции и Турции в противостоянии коммунизму («доктрина Трумэна»). Эйзенхауэр еще до вступления в должность президента высказался за укрепление южного фланга НАТО путем включения в него Испании, Югославии, Греции и Турции. В 1952 г. Турция и Греция официально стали членами НАТО.

Вопрос о приеме коммунистической страны в НАТО вызвал споры. Франция и Великобритания возражали, да и в югославском руководстве не было уверенности в целесообразности этого шага. В связи с этим в 1953 г. был заключен Балканский пакт между Югославией, Грецией и Турцией, который мог бы стать основой для подключения Югославии к НАТО. Однако после смерти Сталина в Югославии уже не опасались советского вторжения. Активность в рамках Балканского пакта на практике была минимальной. Более того, Белград встал на путь повышения своей роли в мире путем создания и лидерства в движении неприсоединения, а также маневрируя между двумя блоками с целью получения экономической поддержки и от тех, и от других. В 1961 г. Албания, вступившая в конфликт с СССР, фактически покинула коммунистический блок. С учетом того, что советские войска были выведены из Болгарии и Румынии, советское военное присутствие (подводные лодки) было прекращено в Албании, а американские базы в Турции и Греции были ограниченными, уровень военного противостояния на Балканах оказался незначительным. К началу 1960-х гг. положение всех стран в новой системе координат уже было определено.

Последним вопросом, по которому к рубежу 1950-1960-х гг. не было достигнуто полной ясности, оставался Берлин. Во второй половине 1950-х гг. СССР неоднократно выдвигал различные проекты в отношении Берлина, основной идеей которых был вывод войск западных держав. Естественно, что они отвергались. При этом СССР настаивал, что Западный Берлин - особая единица, а не часть ФРГ. Между тем, разрыв в уровнях экономического развития и жизни между ФРГ и ГДР постоянно возрастал. Бегство населения из Восточной Германии на Запад через открытую границу в Берлине приобретало все более массовый характер. Чтобы положить этому конец, руководители СССР и ГДР, как уже говорилось, приняли решение о создании между Восточным и Западным Берлином мощных ограждений, вошедших в историю как Берлинская стена. Именно она, разделявшая огромный город в самом центре Европы на две части, стала для европейцев почти на три десятилетия символом холодной войны.

Второй этап холодной войны в Европе - это период от построения Берлинской стены в августе 1961 г. до поворота в советской внешней политике в середине 1980-х гг. к «новому политическому мышлению» и «общеевропейскому дому». Он в целом характеризуется значительной степенью стабильности, хотя определенные колебания как в сторону нагнетания напряженности, так и разрядки происходили постоянно.

Прежде всего, в течение всего данного периода наблюдалась неослабевающая гонка вооружений. В Центральной Европе концентрировались огромные по численности и вооружению войска. В ФРГ постоянно располагался значительный контингент войск США, Великобритании и Франции. Выход Франции в 1966 г. из военной структуры НАТО нс повлиял на численность ее контингента. В то же время группа советских войск в Германии была одной из лучших и самых мощных группировок Вооруженных сил СССР. С 1968 г. советские войска находились в Чехословакии. С 1945 г. они не выводились из Венгрии и Польши. Обе противостоящие группировки имели на вооружении тактическое ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения. Такой концентрации войск и вооружений, как в Центральной Европе в 1960-е - начале 1980-х гг., в истории, пожалуй, никогда не было. Однако за все время противостояния между двумя группировками не произошло ни одного вооруженного столкновения.

Оба противостоявших блока вели ожесточенную идеологическую войну, проводили пропагандистские кампании друг против друга. В Мюнхене были размещены штаб-квартира радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа», которые постоянно вещали на русском языке и языках стран Варшавского договора. Аналогичные передачи вели «Голос Америки», Би- би-си, «Немецкая волна» и др. СССР и его союзники тратили огромные средства на создание целой цепи глушителей этих радиопередач. Были приняты жесткие ограничения по контактам между людьми. Однако полностью изолироваться от внешнего мира было невозможно. Сопоставление уровней экономического развития и уровня жизни между двумя частями Европы (и не только Германии) все больше и больше становилось не в пользу коммунистического блока. Это, конечно, ослабляло позиции Организации Варшавского договора и СЭВ в противостоянии с Западом.

Несмотря на то, что основные переговоры шли на уровне блоков, определенную роль играли и двусторонние отношения государств, особенно крупных. До середины 1960-х гг. основным советским партнером в Западной Европе оставалась Великобритания. В 1967 г. состоялся визит председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина в Лондон, британский премьер Г. Вильсон неоднократно посещал с визитом Москву. Успешно развивались и торгово-экономические связи. Однако после визита президента Франции де Голля в СССР в 1966 г. и выхода Франции из военной организации НАТО советское руководство стало все больше обращать внимание на отношения с этой страной. Советско-французский диалог на высшем уровне в конце 1960-х - 1970-е гг. шел постоянно. Несмотря на разногласия по многим вопросам глобальной политики (режим нераспространения ядерного оружия, частичный запрет ядерных испытаний и т.д.) по проблемам европейской безопасности позиции обеих стран оказались близкими.

Вскоре после сооружения Берлинской стены СССР предпринял шаги с целью зондажа возможности улучшения отношений с ФРГ, но после отставки Хрущева в 1964 г. они временно прекратились. Возобновлены они были в конце 1960-х гг., когда к власти в ФРГ пришла «большая коалиция» ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз) и Социал-демократической партии Германии, а вице-канцлером и министром иностранных дел стал социал-демократ Вилли Брандт. После того, как в 1969 г. Брандт стал канцлером, в «восточной политике» ФРГ произошел важный сдвиг. В Москве 12 августа 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, согласно которому ФРГ признавала нерушимость существующих в Европе границ. Это был главный момент для руководства СССР, которое в свою очередь согласилось с тем, что это не ограничивает право немецкого народа на самоопределение. Затем ФРГ подписала аналогичные договоры с Полыней (1970) и Чехословакией (1973), где, в частности, согласилась признать Мюнхенский сговор 1938 г. ничтожным с момента подписания, а также договор об основах взаимоотношений с ГДР (1972). В 1973 г. ФРГ и ГДР были одновременно приняты в ООН. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания подписали соглашение о Западном Берлине, что существенно разрядило обстановку. Ряд договоренностей был также достигнут сенатом Западного Берлина и властями ГДР. Западноберлинцы получили возможность встречаться со своими родственниками из Восточной Германии, но визиты в обратном направлении оставались под запретом. Во второй половине 1960-х гг. резко активизировались экономические связи СССР и Италии, символом чего стало строительство автомобильного завода «Фиат» в городе Тольятти.

Однако наиболее крупные сдвиги на Европейском континенте произошли в связи с началом многосторонних переговоров по безопасности и сотрудничеству. В 1966 г. страны Варшавского договора выступили с инициативой проведения общеевропейского совещания но безопасности и сотрудничеству. Первоначально Запад встретил такую инициативу холодно, считая это очередным пропагандистским шагом с целью оторвать Западную Европу от США и добиться признания ГДР. Однако «восточная политика» Брандта сняла второй сюжет, а СССР на каком-то этапе согласился на участие в совещании США и Канады. Это серьезно меняло ситуацию: до этого СССР предлагал различные проекты создания системы европейской безопасности без участия США, что рассматривалось Западом как попытка раскола НАТО. Важную посредническую роль в проведении консультаций и переговоров играла Финляндия. В 1950-1960-е гг. СССР возражал против активного участия Финляндии в международных делах, опасаясь, что эта страна ослабит связи с ним. В начале 1970-х гг. в советском руководстве пришли к выводу, что именно Финляндия сможет стать проводником советских идей о европейской безопасности среди государств Запада и стали поддерживать ее посредническую роль.

Кроме политических факторов изменению ситуации в Европе способствовали и иные, в первую очередь экономические. СССР и его союзники испытывали нарастающие экономические проблемы и надеялись хотя бы частично решить их за счет развития торгово-экономического сотрудничества с Западной Европой. Речь шла о резком увеличении поставок нефти и газа в обмен за покупку новых технологий и некоторых сельскохозяйственных товаров. Объявленное осенью 1973 г. арабскими странами эмбарго на поставки нефти союзникам Израиля помогло СССР успешно продвинуться на мировых рынках, в том числе и Западной Европы и создать определенные запасы свободно конвертируемой валюты. Некоторую роль в желании Москвы пойти на разрядку напряженности в Европе играл и фактор резкого обострения советско-китайских отношений.

В 1973 г. в Хельсинки состоялась встреча министров иностранных дел 35 европейских государств, США и Канады (Албания осудила Хельсинкский процесс и присоединилась к нему только после падения коммунистического режима), на котором произошел общий обмен мнениями о состоянии международных отношений в Европе, были сформированы рабочие группы по подготовке итогового документа, решены организационные вопросы. В последующем в течение почти двух лет в Женеве шла подготовительная работа к совещанию, которое состоялось летом 1975 г. в Хельсинки. По инициативе СССР итоговый этап совещания проводился на высшем уровне и Заключительный акт подписывали высшие руководители стран-участников. От СССР Заключительный акт подписал генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Заключительный акт был во многом уникален. Он не подлежал регистрации в ООН как международный договор, а являлся документом, в котором подписавшие его страны добровольно принимали на себя обязательства. В Заключительном акте провозглашались принципы взаимных отношений между подписавшими его государствами (советское руководство настолько высоко оценивало эту часть документа, что провозглашенные в нем принципы были в 1977 г. внесены отдельной статьей в новую Конституцию СССР), предусматривались шаги по укреплению доверия (оповещение о крупных военных маневрах и приглашение на них иностранных наблюдателей; первым этот пункт также выполнил Советский Союз), развитие торгово-экономического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, включая предоставление всем участникам режима наибольшего благоприятствования, всемерное развитие сотрудничества в гуманитарной сфере и продолжение многосторонних встреч и консультаций в дальнейшем.

В 1977-1978 гг. в Белграде, в 1980-1983 гг. в Мадриде и в 1986 г. в Вене прошли встречи участников совещания, на которых обсуждались ход выполнения Заключительного акта и дальнейшие шаги в развитии общеевропейского сотрудничества.

Параллельно с этим СЭВ и Европейские сообщества вели переговоры по вопросам взаимоотношений друг с другом, а НАТО и Организация Варшавского договора - по вопросу ограничения войск и вооружений в Центральной Европе.

В 1970-е гг. в основном успешно развивались отношения СССР с крупнейшими европейскими государствами. Серьезный дипломатический конфликт произошел лишь в 1971 г. с Великобританией, но и тут ситуация быстро изменилась к лучшему. Однако основным партнером СССР в Западной Европе уже стала ФРГ, торгово-экономические связи с которой быстро развивались.

На рубеже 1970-1980-х гг. обстановка в Европе ухудшалась. Основными причинами этого стали развертывание ракет среднего радиуса действия, советское вторжение в Афганистан, а также трагический инцидент с южнокорейским «Боингом». Естественно, что на ситуации в Европе сказалось и ухудшение советско-американских отношений. Консервативный курс Р. Рейгана получил полную поддержку британского премьера М. Тэтчер (1979-1990). Однако диалог по многим направлениям продолжался - прошли встречи на высшем уровне Брежнева с президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном в 1980 г. и руководством ФРГ в 1981 г. Несмотря на многочисленные трудности, удалось завершить работу Мадридской конференции, которая несколько раз была на грани срыва. Сложнее было с переговорами СЭВ и Европейских сообществ, НАТО и Организацией Варшавского договора: они оказались практически замороженными.

Таким образом, в 1960-е - первой половине 1980-х гг. именно Европа была центром холодной войны, именно здесь происходило наиболее явное противостояние двух общественно-политических систем. Однако здесь же удалось начать Хельсинский процесс многосторонних переговоров по вопросам безопасности и сотрудничества, который объективно создавал предпосылки для окончания холодной войны и демонтажа Ялтинско-Потсдамской системы в Европе.

Третий, завершающий этап холодной войны в Европе связан во многом с поворотом нового советского руководства во главе с Горбачевым, к «новому политическому мышлению» и «общеевропейскому дому».

Улучшение советско-американских отношений и подписание договора о ракетах средней и меньшей дальности создали значительно более благоприятную обстановку в Европе. Одновременно СССР предпринял ряд шагов по одностороннему сокращению войск и обычных вооружений в Европе. Сдвинулись с мертвой точки и переговоры о сокращении войск и вооружений в Центральной Европе, причем было принято решение рассмотреть данный вопрос в более широком общеевропейском контексте. Итогом этих переговоров стало подписание Договора об обычных вооружениях в Европе осенью 1990 г. Договор предусматривал сокращение войск, вооружений и устанавливал потолки как для отдельных стран, так и для обоих военных блоков. Сама но себе идея существенного сокращения войск и вооружений в Европе была, безусловно, позитивной, но подписание данного договора явно опоздало: к осени 1990 г. Организация Варшавского договора практически уже нс функционировала, а в 1991 г. официально прекратила свое существование. В СССР данный Договор подвергся критике со стороны некоторых политиков и военных, однако было принято решение (подтвержденное Россией после распада СССР) выполнить его, несмотря на изменившуюся ситуацию.

В сфере экономического сотрудничества диалог также активизировался, но приобрел несколько иное содержание. Кризис стал настолько очевиден, что еще до «бархатных революций» 1989 г. страны - члены СЭВ встали на путь сепаратных переговоров с Европейскими сообществами. Это сделал и Советский Союз, установивший в 1989 г. дипломатические отношения с Европейской комиссией. Переход стран Центральной и Восточной

Европы к рыночной экономике означал конец СЭВ, который мог функционировать только при наличии у его членов плановой, административно- командной экономики. Летом 1991 г. СЭВ также официально прекратил свое существование.

После конференции в Вене в 1986 г. заметно активизировался Хельсинский процесс. В его рамках проходили переговоры, консультации, форумы практически по всему спектру вопросов, включенных в Заключительный акт 1975 г. Наиболее важное значение имели Стокгольмские договоренности о расширении мер доверия: предусматривалось заблаговременное оповещении не только о маневрах, но и о крупных перебросках войск, обмен планами военной деятельности, проведение выборочной инспекции на местах и т.д.

Приверженность всех государств - участников Хельсинского процесса принципам, провозглашенным в Заключительном акте 1975 г., создала благоприятные международные условия для смены общественно-политического строя в восточноевропейских странах «народной демократии». Поскольку советская интервенция, как в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968), или нажим со стороны СССР, как в случае с Польшей (1980-1981), были уже исключены, правящие компартии предпочли мирно отказаться от монополии на власть и пойти на проведение свободных выборов. Кровопролитие произошло лишь в Румынии и Югославии. В Румынии тогдашний коммунистический руководитель Н. Чаушеску попытался применить силу против протестующих, что привело к кровавым столкновениям, его аресту и казни. Югославия в связи с окончанием холодной войны оказалась в сложном положении: заинтересованность обоих блоков в привлечении ее па свою сторону практически исчезла, соответственно резко сократилась экономическая помощь. Это привело к серьезному социально-экономическому кризису, обострению межнациональных противоречий, возникновению конфликтов. Весной 1991 г. Югославия распалась, на ее месте появилось несколько новых государств, внутри которых также продолжались вооруженные конфликты и столкновения.

Однако наиболее крупным сдвигом в Европе было, конечно, объединение Германии. То, что строительство «общеевропейского дома» невозможно без такого объединения, было очевидно для всех участников переговоров. Однако вряд ли кто-то из них предполагал, что события будут развиваться столь стремительно. Движение за демократизацию вынудило власти ГДР в ноябре 1989 г. объявить об открытии границы с Западным Берлином. Ликующие толпы народа в прямом смысле слова снесли Берлинскую стену на ряде участков в центре города. Крах Берлинской стены стал по существу символическим окончанием холодной войны в Европе. В марте 1990 г. в ГДР состоялись свободные выборы, на которых победу одержали сторонники скорейшего объединения. Это не вызвало возражений со стороны СССР, США, Великобритании и Франции. В ходе переговоров по принципу «4 + 2» были урегулированы практически все спорные вопросы, и в октябре 1990 г. Германия вновь стала единым государством.

Все эти перемены открыли путь к проведению нового Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне, которое состоялось в ноябре 1990 г. в Париже. На нем была принята Хартия новой Европы, провозглашавшая необходимость вывода общеевропейского сотрудничества на новый уровень, преодоления последствий раскола Европы в годы холодной войны.

В ходе процесса распада СССР в 1991 г. большинство европейских государств занимало сдержанную позицию. Явную поддержку они оказывали только движению за независимость в Литве, Латвии и Эстонии. После того, как Советский Союз прекратил свое существование, все новые независимые государства были приняты в состав участников Хельсинского процесса. Это сделало его состав более разнообразным и широким, но в то же время затруднило процесс принятия решений.

Таким образом, Европа в целом достаточно благополучно преодолела период холодной войны. Хотя оба противостоящих блока сконцентрировали именно здесь свои главные силы, с обеих сторон не было произведено ни одного выстрела. Именно в Европе зародился и получил развитие Хельсинский процесс многосторонних переговоров, который позволил преодолеть это противостояние.

Процесс перестройки европейской системы международных отношений на принципах, призванных обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. Начало ему было положено Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершающая стадия которого состоялась в Хельсинки в 1975 г. В Совещании приняли участие руководители 33 европейских государств, а также США и Канады. Подписание Заключительного акта стало возможным в условиях наступившей разрядки международной напряженности. Он положил начало прекращению «холодной войны» и ликвидации ее последствий. Исторически акт связан с решениями держав антигитлеровской коалиции о послевоенном устройстве Европы, которые определенные силы пытались пересмотреть в свою пользу в годы «холодной войны». Советский Союз стал инициатором созыва Совещания и активным участником на всех его этапах.

Заключительный акт, подписанный в Хельсинки, открывается Декларацией принципов, на которые должна опираться общеевропейская система международных отношений: суверенного равенства, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Декларация явилась авторитетным подтверждением и развитием основных принципов международного права, закрепленных Уставом ООН (см. Организация Объединенных Наций).

1 августа 1975 г. в зале пленарных заседаний дворца «Финляндия» состоялась церемония подписания Заключительного акта.

Хельсинкский акт включает также Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, в котором содержатся положения о предварительном уведомлении о военных учениях и крупных передвижениях войск, об обмене военными наблюдателями, о других мерах доверия и о вопросах разоружения. Многие из этих мер беспрецедентны в международных отношениях.

Значительное внимание уделено сотрудничеству в области экономики, науки, техники и охраны окружающей среды. Установлены положения о развитии торговли, промышленного сотрудничества. Особое внимание к сотрудничеству в области новейших направлений науки и техники. Важное место занимают положения о сотрудничестве в гуманитарных областях: контакты между людьми, информация, культура, образование. В заключение намечены дальнейшие шаги после Совещания. Иначе говоря, с самого начала речь шла о непрерывном процессе, в ходе которого происходило бы упрочение общей безопасности и развитие всестороннего сотрудничества.

СССР проделал немалую работу по реализации акта в своей внутренней и внешней политике. В Конституцию СССР была включена статья 29, устанавливавшая, что основой отношений с другими государствами служат принципы, которые целиком совпадают с теми, что перечислены в акте. В гуманитарной сфере были приняты законы о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан, правила пребывания иностранных граждан в СССР и транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР и др. Были заключены многочисленные соглашения об экономическом, научно-техническом и других видах сотрудничества с европейскими странами.

Хельсинкский акт не только знаменовал поворотный пункт в развитии международных отношений в Европе, но и дал остальному миру образец решения сложнейших проблем. Он оказал влияние на мировую систему международных отношений в целом. Однако открытые им возможности не были использованы в достаточной мере. Новое обострение международной напряженности стало на пути реализации положений акта. Свою долю ответственности за это несло и прежнее советское руководство. Крайне отрицательно сказался на Хельсинкском процессе ввод советских войск в Афганистан. В период застоя не были реализованы в СССР и многие положения гуманитарного характера.

И тем не менее, несмотря на обострение напряженности, Хельсинкский процесс не прекратился, а продолжал развиваться. Об этом свидетельствуют встречи и конференции в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Стокгольме (1984-1986), Вене (1986-1989). На Мадридской встрече было решено созвать Конференцию по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе. Ее первый этап состоялся в Стокгольме (1984-1986) и открылся в условиях резкого ухудшения международной обстановки. Положение изменилось коренным образом с началом преобразований в СССР, положивших начало и коренным изменениям в международных отношениях. Результаты сказались в принятом Стокгольмском документе, который явился огромным достижением в развитии Хельсинкского процесса. Документ обязал государства предварительно уведомлять об учениях, передвижениях войск свыше установленных параметров, обмениваться ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению, приглашать наблюдателей и даже проводить иностранную инспекцию на местах. Особое значение имела договоренность, подтверждающая обязанность неприменения силы во всех ее видах, включая вооруженную.

На Венской встрече, ставшей новым этапом в развитии Хельсинкского процесса, большое внимание уделялось сотрудничеству в области экономики, науки и техники, окружающей среды и др. Важным шагом в развитии Хельсинкского процесса стало Парижское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1990 г. Оно было приурочено к моменту подписания Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе. Договор предусматривал значительное снижение вооруженных сил участников НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), достижение таким путем равновесия на существенно пониженном уровне. В результате практически исключалась возможность внезапного нападения.

Была принята Совместная декларация 22 государств, представляющая собой многостороннее политическое обязательство о ненападении. Центральный документ Совещания - Парижская хартия для новой Европы, под которой поставили свои подписи руководители 35 государств. Подписавшие Хартию взяли обязательство строить и укреплять демократию как единственную систему правления в своих странах; оказывать помощь друг другу с целью сделать демократические завоевания необратимыми. Участники Совещания исходили из неделимости безопасности, полагая, что безопасность каждого из них связана с безопасностью остальных. Предусмотрено дальнейшее развитие сотрудничества в области экономики и охраны окружающей среды. Речь идет о более глубокой интеграции в международную экономическую и финансовую систему.

Особенно велико значение Парижского совещания для формирования организационной структуры Хельсинкского процесса, для его институционализации. Инициатором здесь выступил СССР. Установлен механизм регулярных совещаний и консультаций на уровне глав государств и правительств. Центральным форумом политических консультаций будет Совет Министров иностранных дел, которому придается в качестве вспомогательного органа Комитет экспертов. Для обслуживания этих органов в Праге создается Секретариат. Особого внимания заслуживает учреждаемый в Вене Центр по предотвращению конфликтов, призванный контролировать военно-политическую обстановку в Европе. В Варшаве создается бюро по свободным выборам, в задачу которого входит содействовать обмену информацией о выборах. Предстоит создание парламентской ассамблеи СБСЕ, состоящей из представителей парламентов всех стран-участниц. Парижское совещание сыграло важную роль в определении общеевропейских ценностей и принципов, установило далеко идущие цели сотрудничества, вплоть до интеграции. Участники приняли на себя широкие обязательства по обеспечению безопасности. Были заложены организационные основы Хельсинкского процесса. Все это знаменует наступление нового этапа в развитии процесса, что отражает его жизненную силу и значение.

Разрядка - термин, которым в 1970-е годы характеризовалось состояние советско-американских отношений, политическое развитие в Европе. Разрядка подразумевала не только снижение уровня напряженности в отношениях между государствами двух противостоящих военных блоков, но и развитие между ними торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей на взаимовыгодной основе. В то же время разрядка не означала отказа от соперничества между блоками за влияние на третьи страны, на мировое общественное мнение.

Начиная с конца 1960-х годов США и СССР приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970), уменьшавшие риск появления новых ядерных держав.

В 1972 году СССР и США пришли к соглашению об ограничении числа носителей ядерного оружия. Впервые было признано существование паритета (равенства) стратегических сил, подтверждено, что его сохранение является основой устойчивых мирных отношений. Во имя со-хранения паритета СССР и США согласились на ограничение систем противоракетной обороны (ПРО). Соглашение по ПРО имело особое значение. Оно позволяло предотвратить новый раунд гонки вооружений, при которой СССР и США начали бы наперегонки создавать сотни противоракетных комплексов и тысячи новых средств доставки ядерного оружия.

Договор об основах взаимоотношений между СССР и США 1972 года зафиксировал, что эти державы исходят из недопустимости возникновения ядерной войны. В 1979 году был подписан второй договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2), установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия.

Улучшение отношений между сверхдержавами сочеталось со снижением уровня напряженности в Европе, где противостояли основные силы военных блоков. Предпосылкой этого стало подписание в 1971 году соглашения по Западному Берлину, в котором учитывалось, что СССР не признает этот город частью ФРГ. В 1972 году были установлены дипломатические отношения между ГДР и ФРГ, что снизило остроту противоречий в центре Европы. В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих в Европе границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Разрядка напряженности в Европе не остановила соперничество между СССР и США. Попытки СССР укрепить свое влияние на политику стран Африки и Азии и Центральной Америки в 1970-е годы были расценены в США как противоречащие духу разрядки. Поводом к ее срыву послужил ввод войск СССР в неприсоединившееся государство - Афганистан, где пришедшие к власти лидеры попытались осуществить модернизацию общества с опорой на советскую помощь. Оказав такую помощь, СССР был вовлечен во внутриафганскую гражданскую войну, которая вскоре приобрела характер освободительной войны против пребывания в Афганистане советских войск.

Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 году республиканская администрация Р. Рейгана сочла, что действия СССР требуют, чтобы США прибегли к политике ядерного устрашения. Были прерваны переговоры по вопросам ограничения вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. В Европе началось развертывание новых ракет средней дальности, нацеленных на территорию СССР. В 1983 году Р. Рейган объявил о начале работ по концепции «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванных обеспечить США эффективной защитой от ракетно-ядерного оружия.

Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной Европы.

Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 - 1988 годах была предложена концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну».Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.

В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987 - 1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.

Процесс перестройки европейской системы международных отношений на принципах, призванных обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. Начало ему было положено Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершающая стадия которого состоялась в Хельсинки в 1975 г. В Совещании приняли участие руководители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Подписание Заключительного акта стало возможным в условиях наступившей разрядки международной напряженности. Он положил начало прекращению «холодной войны» и ликвидации ее последствий. Исторически акт связан с решениями держав антигитлеровской коалиции о послевоенном устройстве Европы, которые определенные силы пытались пересмотреть в свою пользу в годы «холодной войны». Советский Союз стал инициатором созыва Совещания и активным участником на всех его этапах.

Заключительный акт, подписанный в Хельсинки, открывается Декларацией принципов, на которые должна опираться общеевропейская система международных отношений: суверенного равенства, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Декларация явилась авторитетным подтверждением и развитием основных принципов международного права, закрепленных Уставом ООН (см. Организация Объединённых Наций).

Хельсинкский акт включает также Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, в котором содержатся положения о предварительном уведомлении о военных учениях и крупных передвижениях войск, об обмене военными наблюдателями, о других мерах доверия и о вопросах разоружения. Многие из этих мер беспрецедентны в международных отношениях.

Значительное внимание уделено сотрудничеству в области экономики, науки, техники и охраны окружающей среды. Установлены положения о развитии торговли, промышленного сотрудничества. Особое внимание к сотрудничеству в области новейших направлений науки и техники. Важное место занимают положения о сотрудничестве в гуманитарных областях: контакты между людьми, информация, культура, образование. В заключение намечены дальнейшие шаги после Совещания. Иначе говоря, с самого начала речь шла о непрерывном процессе, в ходе которого происходило бы упрочение общей безопасности и развитие всестороннего сотрудничества.

СССР проделал немалую работу по реализации акта в своей внутренней и внешней политике. В Конституцию СССР была включена статья 29, устанавливавшая, что основой отношений с другими государствами служат принципы, которые целиком совпадают с теми, что перечислены в акте. В гуманитарной сфере были приняты законы о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан, правила пребывания иностранных граждан в СССР и транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР и др. Были заключены многочисленные соглашения об экономическом, научно-техническом и других видах сотрудничества с европейскими странами.

Хельсинкский акт не только знаменовал поворотный пункт в развитии международных отношений в Европе, но и дал остальному миру образец решения сложнейших проблем. Он оказал влияние на мировую систему международных отношений в целом. Однако открытые им возможности не были использованы в достаточной мере. Новое обострение международной напряженности стало на пути реализации положений акта. Свою долю ответственности за это несло и прежнее советское руководство. Крайне отрицательно сказался на Хельсинкском процессе ввод советских войск в Афганистан. В период застоя не были реализованы в СССР и многие положения гуманитарного характера.

И тем не менее, несмотря на обострение напряженности, Хельсинкский процесс не прекратился, а продолжал развиваться. Об этом свидетельствуют встречи и конференции в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Стокгольме (1984-1986), Вене (1986-1989). На Мадридской встрече было решено созвать Конференцию по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе. Ее первый этап состоялся в Стокгольме (1984-1986) и открылся в условиях резкого ухудшения международной обстановки. Положение изменилось коренным образом с началом преобразований в СССР, положивших начало и коренным изменениям в международных отношениях. Результаты сказались в принятом Стокгольмском документе, который явился огромным достижением в развитии Хельсинкского процесса. Документ обязал государства предварительно уведомлять об учениях, передвижениях войск свыше установленных параметров, обмениваться ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению, приглашать наблюдателей и даже проводить иностранную инспекцию на местах. Особое значение имела договоренность, подтверждающая обязанность неприменения силы во всех ее видах, включая вооруженную.

На Венской встрече, ставшей новым этапом в развитии Хельсинкского процесса, большое внимание уделялось сотрудничеству в области экономики, науки и техники, окружающей среды и др.

Важным шагом в развитии Хельсинкского процесса стало Парижское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1990 г. Оно было приурочено к моменту подписания Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе. Договор предусматривал значительное снижение вооруженных сил участников НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), достижение таким путем равновесия на существенно пониженном уровне. В результате практически исключалась возможность внезапного нападения.



Рекомендуем почитать

Наверх