Путевые заметки. Примере путевых заметок (Школьные сочинения)

Диеты 04.09.2019

Лето – любимое время года каждого школьника, потому что наступают долгожданные каникулы. Все вокруг становится теплым и солнечным, поляны покрываются морем цветов, над прекрасными цветами порхают стайки бабочек. Все вокруг кажется сказочным и волшебным. Каждый чувствует себя свободным и старается провести время с друзьями. Вот и наш класс решил пойти в поход.

После сдачи переводного экзамена 29 мая, каждый из нас побежал домой собирать рюкзак. В поход на несколько дней мы шли впервые, но даже в такой первый серьезный поход нам дали огромные рюкзаки вместимостью по тридцать килограмм и список продуктов, которые нужно взять. Когда я собрала рюкзак, мне даже было сложно его поднять, а предстояло мне пройти с ним не один километр.

И вот долгожданный день 30 мая все те, кто собирался идти в поход, собрались в школе. У всех были огромные рюкзаки и в руках палатки. Наш поход начинался с озера Морской глаз, до него мы доехали на автобусе. Еле-еле мы спустились по горе и очутились возле озера, нас поразила его красота, оно действительно напоминало глаз, когда мы смотрели на него сверху, оно казалось голубого цвета, а когда спустились, оно стало зеленым. Кто-то из наших ребят даже искупался в нем, хотя вода была холодной. Здесь мы расставили палатки, разожгли костер, приготовили обед. На свежем воздухе еда казалось особо ароматной и вкусной. Ночь на 31 мая мы, конечно же, не спали. Все мы 15 человек уселись в одной палатке и долго разговаривали.

Утром 31 мая мы еле проснулись, позавтракали и пошли в путь. С непривычки нести тяжелые рюкзаки и терпеть рои обозленных комаров было сложно, но мы справлялись, на данный момент у нас было много репеллентов. Мы прошли 10 км и отдыхали, мы очень сильно устали, подняться дальше идти было сложно. Но мы перебороли себя и двинулись в путь. Придя на новую стоянку, мы расставили палатки и сразу же легли спать, проспали мы до самого утра. Мы узнали, что наш поход составляет 30 км, нам было тяжело осознавать, что мы не прошли еще и половины пути. Но даже за этот один день мы увидели столько красивых мест одновременно, это очень нас поразило.

31 мая весь день мы шли, только к 10 часам вечера мы пришли, мы были счастливы, что мы сумели преодолеть такой тяжелый путь. Мы поняли, что у нс осталась последняя ночь вместе, конечно же, мы не спали, всю ночь мы сидели у костра и пели песни, нас даже не смущало то, что все репелленты закончились и нас просто съедали комары. Потом мы сидели в одной палатке и рассказывали много историй.

Утром 1 июня мы пришли к Кленовой горе и ждали автобус. Он приехал и забрал нас, с одной стороны мы были рады, что, наконец-то, мы больше не идти, а с другой стороны, было, грустно, потому что нам приходится расставаться с друзьями. Все-таки поход это очень здорово, лучше, чем всякая поездка за границу и сидение за компьютером. Желаю каждому сходить в поход в школьные годы!

Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи. Так как наш путь будет долгим, мы с мамой приготавливали еду с собой в поезд. И вот этот день настал. Рано утром нас всех разбудила мама, и мы пошли завтракать, в спешке собирали последние вещи, проверяли документы. Нас пришла провожать бабушка Валя, это мама папы. Мы сели на автобус и поехали в другой город. Наш путь длился около двух часов, мы ехали через огромную Беловежскую пущу. По пути я успела рассмотреть большое количество деревьев и цветов. Мы проезжали маленькие села и большие города. Дорога была не длинная.

Далее в 13.00 у нас был поезд. Мы с родителями зашли в наш вагон, разложили вещи, приготовили документы, так как дорого проходила через границу. И вот мы отправились в путь. Какие же красивые города и села, мы проезжали, я любовалась восхитительной природой. Спустя 12 часов мы прибыли в пункт назначения. Там нас встретила тетя, это мамина сестра. Сделала не большую экскурсию по городу лично для меня. Последний раз я была тут еще совсем маленькой и ничего не помню. Я видела огромные памятники, театры и парки.

Погуляв немного по городу и осмотрев все его достопримечательности, у нас на назначенное время был автобус к бабушке. Еще 2 часа и мы на месте. Как давно я этого ждала. Дорого показал мне очень быстрой. И вот, наконец, мы в гостях.

Вариант 2

Мой отец - большой любитель пеших походов. Не редко я, проснувшись рано утром, пока еще все спят, наблюдал, как папа, вооружившись большим рюкзаком, удочкой и счастливой улыбкой, уходил из дома, тихо прикрывая за собою дверь. И вот однажды, из разговора отца с мамой, я понял, что следующим утром, он тоже сбирается уйти в грибной поход на несколько дней.

Это были осенние каникулы и я умолял папу, чтобы он взял меня с собой, я даже сказал, что мне не нужен подарок на новый год, так сильно я хотел понять, что же влечет отца, что он с таким счастливым лицом покидает родной дом и спешит уйти. Следующим утром я проснулся раньше, чем даже отец, собрал свой небольшой рюкзак, оделся и стал ждать в коридоре. Спустя полчаса, отец в полной готовности направился в сторону выхода, но тут я преградил ему путь. Я хотел начать умолять его взять меня с собой, но он приставил палец к своему рту и сказал «шшш», взял меня за руку и мы вышли из дома вместе.

На улице было тихо и туманно. Мы молча дошли до станции вокзала, сели в электричку и я тут же уснул. Когда электричка остановилась, я приоткрыл глаза и увидел, что папа уже снимает наши рюкзаки с верхних полок, я вскочил и стал ему помогать. Мы вышли из электрички и сразу же направились в густой лес. Мне стало немного страшно, лес был такой огромный, везде что-то шуршало, падало и кричало, но увидев спокойное лицо отца, я немного успокоился, а после того, как он глянул на меня и весело сказал: «Дыши глубже!», мне стало совсем спокойно и радостно. Немного спустя, мы пришли в лагерь, который уже развели папины друзья. Там горел большой костер, вокруг него стояли палатки, а между ними на натянутых веревочках, сушились разные грибы.

Мы выпили чая и это был самый вкусный чай, который я когда то пробовал, он был из разных трав и совсем без сахара, а после, отец со своими друзьями взяли мешки и ружья, и куда-то двинулись. Я тоже встал, но отец сказал, что мне с ними нельзя, попросил, чтобы я остался в лагере и помогал тете Лене готовить ужин, так я и сделал. Я отлично провел там время, но не дождавшись папу и его друзей, уснул.

Утром я проснулся от того, что мой отец кричит и трясет меня, я ничего не понял! Немного проснувшись, я стал понимать, что он говорит и меня тоже охватил ужас. Папа вспомнил, что уходя из дома, мы не предупредили маму, что я тоже поехал с папой. В тот же миг я оделся и совсем позабыв со всеми попрощаться, я даже забыл свой рюкзак, побежал с папой назад на электричку. Дома мама нас конечно стала ругать за то, что мне не предупредили ее, но она совсем за меня не переживала, сказала, что из того, что я так сильно позавчера уговаривал папу взять меня с собой, она догадалась, что я поехал с ним. Мы с папой долго смеялись.

Вот так вот я первый раз отправился в путь со своим отцом.

Сочинение в жанре путевых заметок 9 класс

5:00 понедельник

Выезжаем. Ура! Даже не верится, что я способен проснуться в половину пятого. Но ради приятного путешествия – с удовольствием. Вчера ещё не получилось пораньше лечь, хотя мама советовала, но мне нужно было кое-какие дела доделать, собрать чемодан. Всё равно отосплюсь в машине!

Понедельник, вечер

Приехали! Ура-ура! Дорога прошла хорошо. Почти всё время спал. Пару раз останавливались на заправках. Все они похожи друг на друга. Кофе невкусный… Из машины смотрел в окно (пару раз ма разрешила мне ехать на «штурманском»), грустный пейзаж, но такой русский. Наша печальная природа осени. Голые ветки, серое небо, морось. Но чем дальше мы ехали на юг, тем больше становилось разноцветных листьев на ветвях – тут они еще не облетели. И трава зеленая, и солнце проглядывает… Немного мы постояли в пробках, на ремонте мостов, немного поплутали. Но приехали, уф.

Это был день для отдыха. Город, где живёт бабушка, это городок, скорей. Он от завода, а завод работает уже плохо. Там почти все старики… Молодежь вся уехала в «столицу» региона. Центр города – один ресторанчик быстрого обслуживания, церковь и магазин – просто большой, а не торговый центр даже. Общаемся с родственниками – ходим по гостям.

Сегодня мы сходили в музей. Было интересно! Немного всё намешано, правда. Музей до шести, но в половину шестого все его работники стояли уже в куртках и осуждающе смотрели на нас.

Вот мы добрались до главного города области. Тут размах! И суши-бары, и дискотеки. Пышные здания, много машин, народ-народ. Мы погуляли по улицам, по набережной. Вот только уже осень, там никого особо нет, кафе закрыты. Но и в этом какая-то особая атмосфера.

Сегодня, наоборот, день мы провели в станице. Ходили на речку! Смотреть, конечно, не купаться. Погуляли в лесу – даже грибов собрали, а отец ловил рыбу. Тут ещё столько хризантем.

Станица большая, зажиточная. Много кирпичных домов, виноградники, огороды. Народ веселый.

Опять в дорогу. Каникулы скоро заканчиваются… Жаль, я б ещё недельку тут погулял.

Мы ехали намеренно мимо городов – всё по окружным, но проехали, конечно, через много деревень. Деревянные домики, не очень яркие, как и природа.

Воскресенье

Вот мы и дома! Столько впечатлений привезли, гостинцев. Хорошо, что мы в те выходные дома всё сделали, теперь не нужно даже уже в школу на завтра собираться. А там мы, наверняка, напишем сочинение, как я провёл каникулы. Хорошо!

  • Сочинение Живое пламя Носова рассуждение о книге

    Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну.

  • Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

  • Анализ произведения Дубровский Пушкина

    Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

  • Вот уже как неделю мы живем в Новом Поморие, отстроенном на модернистский лад районе старого города Болгарии. Под рукой все, что нужно туристу – море, отели и незатейливые таверны. Но проведи здесь больше пяти дней и шести ночей и начнешь расхаживать по своим апартаментам не хуже тигра в клетке. Изученный нами вдоль и поперек город больше не мог насытить возрастающую скуку и отчаянную жажду перемен. Остро встал вопрос о «культурной» составляющей нашего отдыха.

    Описанные в буклете единственного местного тур-агенства болгарские деревни и птичья ферма наводили тоску одним своим названием. Хотелось чего-то большего, стоящего.

    Вскоре от «местных» соотечественников мы узнали о Рильском монастыре, единственной святой обители в Болгарии, предоставляющей ночлег своим посетителям. Туристы, пробывшие в стенах святыни лишь одну ночь, успевали пережить не то экзистенциональный кризис, не то провидение. Многие говорили об Иоанне Рильском, являвшимся им во сне, первом монахе-отшельнике, учениками которого и был построен монастырь. Тогда мы еще не были готовы испытать все то, что описывали нам первопроходцы, но уж точно не могли вообразить себе пятичасовую поездку до Софии – испытание не для изможденных жарой и унынием горетуристов.

    Монастырь расположен в долине реки Рильская, на западном склоне горного массива Рила. Со всех стороны святыня окружена многовековыми деревьями и руслами горных рек. Последние семнадцать километров пути тянулись узким серпантином от подножья до вершины горы. Комплекс сооружений, кажущийся снизу необъятным, на высоте в тысячу сто сорок семь километров над морем впечатлял своим поистине грандиозным размахом. Обитель не просто возвышалась над окружающими склонами, но и сама будто была выточена из скалы. Мы впервые вдохнули горный южный воздух: прохладный и сладкий, – и отправились верх по уютным узким тропинкам.

    Рильский монастырь был культурным центром Болгарии практически на протяжении всего своего существования. Именно здесь нашла убежище культура болгарского народа, спасавшаяся от гнета турецкого ига: детей в монастыре обучали болгарскому языку, сохраняли местные обычаи и предания. Но природа и архитектура этого места говорят на другом языке, ясном и понятном каждому, которому они открывают свои двери.

    Время в монастыре течет так же быстро, как летит с горных порогов вода Рилы. Тяжелое, свинцовое цвет небо куполом опустилось над святыней. Пронизанная тишиной мистическая ночь постепенно стала наполняться шумом горных рек и звуками мирной жизни монастыря. Часто ли доводиться заночевать в горной келье и пробудиться от бьющего в окно лучей светила?

    Покидать тихое, умиротворенное место не хотелось. Отдаляясь от монастыря, мы наблюдали за экскурсионными автобусами и копошащимися в них туристами. Им еще только предстояло ощутить возвышенное удовлетворение, которое дарит это место. А пока им можно толкаться в очередях, спорить о стоимости билетов и обсуждать обратную дорогу домой.

    Путевые заметки (Занятия 23-24)

    Путевые заметки, как и очерк, создаются на основе наблюдений автора над фактами реальной действительности, но содержат (включают в себя) не только воспроизведение увиденного, но и мысли и чувства автора в связи с увиденным. Как писал К. Паустовский, "факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещенный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол".

    Путевые заметки и очерки помогают увидеть, как преображается наша страна, где и как строятся заводы и электростанции, растут города, осваивается космос, изменяется природа, быт людей и меняется сам человек.

    Воспитательное воздействие путевых заметок заключается в том, что в них правдиво и образно отражается жизнь, что в них не только утверждается положительное, но и вскрываются недостатки и трудности - этот жанр является важным средством активного вмешательства автора в жизнь, в различные явления повседневной действительности.

    В путевые заметки включаются описание местности, пейзаж, портреты персонажей, элементы повествования и рассуждения, диалоги.

    Занятие 23

    Цель занятия

    Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, познакомить учащихся с их особенностями и структурой.

    Оборудование

    Книги (например, В. Канторович. "Заметки писателя о современном очерке"; Ю. Смуул. "Ледовая книга"; Н. Н. Михайлов. "У карты родины", "Земля русская", "Я иду по меридиану"; В. Солоухин. "Владимирские проселки"; В. Конецкий. "Соленый лед", а также А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву", А. С. Пушкин. "Путешествие в Арзрум", А. П. Чехов. "Остров Сахалин" и др.

    Основные этапы работы

    Это занятие можно начать по-разному: с беседы, с анализа путевых заметок или очерков, имеющихся в книге для учащихся "Развивайте дар слова" (см. упр. 87-89 и др.) или собранных самостоятельно, с краткого вступительного слова учителя и т. д.

    Последовательность и разнообразие этапов и форм работы зависят от конкретных условий, в которых происходят занятия, от состава факультативной группы, ее интересов и возможностей, от имеющихся в распоряжении учащихся средств обучения (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, фотоаппарат и др.). Очень хорошо, если во время подготовки к данному занятию учащиеся совершат интересные прогулки и экскурсии, зафиксируют свои наблюдения и впечатления, произведут фотоснимки местности, исторических памятников и укромных уголков природы, запишут на магнитофонную ленту или в дневники интересные встречи, голоса птиц и животных, "деревенские голоса" и звуки большого города, железнодорожной станции, речного вокзала и т. д.

    Рассмотрим содержание некоторых этапов занятия более подробно.

    Выборочное чтение и анализ путевого очерка В. Пескова "Речка моего детства" можно начать с ответов на вопросы, которые предлагаются в задании к упр. 87 в книге "Развивайте дар слова". А можно - и с краткого сообщения о самом авторе: чем интересен, что написал, о чем любит рассказывать (вспомнить "Шаги по росе", передачи "В мире животных"). Вскрыть истинный смысл выражения В. Пескова "У каждого из нас есть "своя речка" поможет прослушивание созвучных данной теме песен, просмотр слайдов или кинофрагментов "По родному краю", зарисовок учащихся и фотографий.

    Руководитель факультатива вместе с активом учащихся заранее подбирает интересную для данной группы песню, и она звучит на определенном этапе занятия. Предлагаем на выбор несколько песен (конечно, учитель и учащиеся вправе их заменить или дополнить):

    "Родина моя" (сл. Е. Евтушенко, муз. Б. Терентьева),

    "Я Россию люблю" (сл. П. Черняева, муз. А. Новикова), "Край родной" (сл. В. Татаринова, муз. Е. Птичкина),

    "Я пою о Москве" (сл. Ю. Полухина, муз. С. Туликова), "Морское сердце" (сл. С. Острового, муз. Б. Терентьева), "Цветы луговые" (сл. С. Красикова, муз. Г. Пономаренко). После прослушивания одной-двух песен (большее количество песен может отвлечь от решения главной задачи) анализ путевых заметок и очерков может быть продолжен. Следует обратить внимание на композицию анализируемого текста (с чего начинается, чем кончается, на какие части делится, почему события излагаются в данной последовательности и т. д.) и особенности языка автора.

    Самостоятельная работа учащихся на факультативных занятиях должна быть целенаправленной и конкретной. Учащимся предлагаются дифференцированные задания по одному тексту или, наоборот, аналогичные задания по нескольким заметкам или очеркам. Вот, например, какие вопросы и задания могут быть предложены учащимся при работе над путевым очерком В. Пескова "Речка моего детства":

    1. Как описывает автор свою любимую речку в начале очерка по воспоминаниям детства? ("...Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой... Соловьиная трель по ночам... Плавать мы... учились так же естественно, как учатся в детстве ходить... А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка!" и т. д.) Как выражаются чувства автора при виде "речки без воды"? ("Речка была без воды... (ср. дом без окон, лес без деревьев)... травяной призрак реки... А ниже плотины лежал сухой и черный каньон...красногрудая птичка, прилетевшая искупаться, едва замочила лапки... Особенно грустным был час, когда я дошел наконец к местам особенно мне дорогим...")

    Как изменяется настроение автора, когда он видит знаменитый Усманский бор, разрезаемый полноводной Усманкой? ("Сердце у меня притихло от радости, когда уже в сумерках лодка выбралась на широкие плесы... И вся жизнь заповедного леса тянулась сюда, к берегам... На берегу, как залетные пули, прошивали кроны дубов и тяжело падали в темноту желуди... При свете фонарика я записал в дневнике: "Заповедные плесы. Счастливый день. Все было почти как в детстве"...)

    2. Объясните значение непонятных слов и выражений, имеющих важное значение в раскрытии содержания текста (каньон - глубокая узкая долина, размытая рекой; плес - широкое водное пространство на реке или озере; пойма - заливаемая во время половодья и паводков низкая часть речной долины, где растут хорошие травы, заливной луг). Дайте объяснение, как образованы местные слова и выражения: топтуха, лохмотник, потное место; найдите в толковом словаре объяснение значения слов: бочаг, колдобина, чаплыги и др.

    3. Найдите в тексте слова, обозначающие названия растений, кустарников, деревьев (камыш, тальник, лозняк, ветла, хмель, осока, таволга, болиголов, ольха, черемуха), названия животных, птиц, рыб (скопа, коростель, бобер, цапля, кулик, козодой, зимородок, налим, окунь, щуренок, язь). Какие из названных растений и животных вам известны? Что вы можете рассказать об их повадках и особенностях?

    4. Произведите словообразовательный анализ слов, обозначающих названия населенных пунктов: Московка, Безымянка, Приваловка, Желдаевка, Лукичевка, Енино, Красино, Горки, Пушкари, Стрельцы, Сторожевое, Красное. Найдите в "Кратком топонимическом словаре" В. А. Никонова и других пособиях происхождение названий (топонимы) городов, рек и сел: Москва, Смоленск, Тула, Псков; Горки, Красное, Усмань, Плес; Елань, Угра, Унжа, Усолье, Починок, Прилуки, Ямская. Попытайтесь объяснить название села, поселка, деревни, города, где вы живете.

    Самостоятельная работа учащихся может быть продолжена на материале других упражнений (см. пособие для учащихся "Развивайте дар слова").

    Вопросы-задания к текстам упражнений направляют внимание школьников на связь между содержанием и формой путевых заметок и очерков, ориентируют на целостное восприятие текста.

    Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов можно начать с просмотра слайдов, фотографий, рисунков, сделанных ребятами в походе, на экскурсии, с прослушивания дневниковых записей и черновых заметок. Во время обсуждения выясняется, что затруднило учеников в начатых ими путевых набросках, что удалось пронаблюдать, какие мысли и чувства вызвали картины природы и как это "ложится на бумагу", отражено и зафиксировано юными путешественниками. Учащиеся читают свои записки и поясняют, почему выбрано такое начало, в чем смысл данного описания, с какой целью в текст включен диалог или лирическое отступление, чем предполагается закончить путевые заметки и как озаглавить. Как показывает опыт, юные авторы путевых заметок уделяют мало внимания обоснованию цели путешествия. Отсутствие мотивировки затрудняет восприятие текста, понимание авторской позиции. Нередко учащиеся избегают описаний природы и местности, а если и вводят их, то неумело, формально, иногда отсутствует аргументация.

    Тексты упражнений и задания к ним призваны помочь учащимся выбрать место, с которого хорошо просматривается улица города или поселка, речка или озеро, колхозные поля, т. е. необходимые для путевых заметок "объекты описания". Но не только на недостатках следует фиксировать внимание учащихся.

    Следует поощрять юных авторов, которые отразили в своих записях живые впечатления, выразили свое отношение к описываемому факту и событию; включили собственные раздумья и размышления в связи с увиденным; сумели недвусмысленно выразить гражданскую позицию.

    Подводя итог обсуждению собранных материалов, руководитель факультативных занятий указывает на то, что путевые заметки и очерки помогают читателю увидеть, как преображается наша страна: растут города, строятся заводы и электростанции, поднимаются высотные дома, прокладываются железные дороги и новые линии метрополитена, осваиваются целинные земли. А вместе с тем преображается и сам человек, строитель и созидатель новой жизни.

    Доработка учащимися собранных материалов. Данный этап работы можно провести в форме консультации с отдельными учащимися. Руководитель отвечает на вопросы по содержанию и форме путевых заметок, помогает советами улучшить композицию сочинения, указывает на погрешности языка и стиля, дает конкретные советы и рекомендации.

    Рекомендуются консультации с группами учащихся, работающими над близкими по тематике путевыми заметками. Руководитель может предложить отдельным учащимся прочитать уже законченные части текста, готовые фрагменты работы и даже, если позволит время, целые сочинения. Внимание пишущих обращается на то, как выражена основная мысль (идея) путевых заметок, ясна ли она самому автору и доведена ли до сознания читателя, чему учит данное произведение, хорошо ли построены путевые заметки (нет ли чего лишнего, что недосказано и недоказано), каков язык автора. При необходимости и на данном этапе работы возможно еще раз обратиться к анализу текстов, включенных в пособие для учащихся "Развивайте дар слова" (см., например, упр. 88 и задание к нему).

    Занятие 24

    Цель занятия

    Проверить, как учащиеся овладели сочинениями в форме путевых заметок.

    Основные этапы работы

    Самостоятельная письменная работа учащихся.

    Обсуждение написанных сочинений и подготовка материалов к выпуску очередного номера бюллетеня "По родному краю".

    Постановка задачи: 1) двум-трем ученикам предлагается подготовить сообщения "М. Горький об очерке" и "Воспоминания Г. Медынского об очерке" (см. упр. 94, 95); 2) несколько учащихся получают задания рассказать о том, как писатели-очеркисты собирают материал для своих очерков (см. упр. 98).

    Лето - время отпусков. Нет, не так. Лето - время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.

    Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать - это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход - написать путевые заметки.

    Как это сделать? Одно дело сказать «напишу». Другое дело заставить себя сесть и написать. Когда собираешься писать, столько мыслей. Сядешь - вселенская пустота окутывает сознание, подсознание и прочие отделы головного мозга. Будем действовать по плану.

    Первый план: техническая сторона.[ more]
    1. Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол.
    2. Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс.
    3. Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана.
    4. Не забудем фотоаппарат!

    Второй план: непосредственное ведение путевых заметок. Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.

    Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.

    С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.

    Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта.
    1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие?
    2. Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал.
    3. Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла.
    4. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?

    Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.

    Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!



    Рекомендуем почитать

    Наверх