Джеймс мориарти из шерлока. Джим Мориарти – идеальный антагонист

Здоровье 19.06.2020
Здоровье

Профе́ссор Мориа́рти - персонаж цикла произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, антагонист главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…
- «Последнее дело Холмса»

Холмс также говорит о Мориарти как об «одном из лучших умов Европы» и «Наполеоне преступного мира». Последнюю фразу Конан Дойл позаимствовал от одного из инспекторов Скотланд-Ярда, связанного с делом Адама Ворта - международного преступника XIX века, который послужил прототипом литературного Мориарти.
В тексте «Долины ужаса» присутствует описание внешности Мориарти:

Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо - прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром.
- «Долина ужаса»


Там же упоминается, что профессор Мориарти имеет легальный доход 700 фунтов в год (жалованье на университетской кафедре) и что он не женат. Данные об имени и семье Мориарти противоречивы: в «Последнем деле Холмса» профессор не называется по имени, но упоминается, что у него есть брат полковник Джеймс Мориарти, после его гибели «защищавший память покойного брата». При этом в «Пустом доме» имя «Джеймс» приписано уже самому профессору; таким образом, буквально получается, что у двух братьев одинаковое имя (в четырехактной пьесе «Шерлок Холмс», написанной при участии Конан Дойла, профессор носит уже имя «Роберт»). Кроме того, в «Долине ужаса» брат-полковник не упоминается вовсе, зато появляется другой, младший брат профессора, который «служит начальником железнодорожной станции где-то на западе Англии».

Мориарти действует лишь в двух произведениях цикла, в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893) и более поздней повести «Долина ужаса» (1914-1915); кроме того, он упоминается в пяти рассказах: «Пустой дом» (1903), «Подрядчик из Норвуда» (1903), «Пропавший регбист» (1904), «Его прощальный поклон» (1917), «Сиятельный клиент» (1924).

Персонаж был введён Конан Дойлом как способ «расправиться» с Холмсом, чтобы прекратить цикл, который сам писатель считал легковесным бульварным чтивом. Мориарти гибнет во время рукопашного поединка с Холмсом, сорвавшись с обрыва в Рейхенбахский водопад; по тексту рассказа вместе с ним гибнет и Холмс; тела обоих не найдены. Однако впоследствии Конан Дойлу из-за многочисленных протестов читателей пришлось «оживить» Холмса, объявив его кажущуюся гибель инсценировкой, которая была вызвана необходимостью скрываться, чтобы разгромить остатки организации Мориарти (см. рассказ «Пустой дом» в сборнике «Возвращение Шерлока Холмса»)

В советском сериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» роль Мориарти сыграл Виктор Евграфов (озвучивал Олег Даль). Среди исполнителей роли Мориарти в кино был и сэр Лоуренс Оливье (в фильме 1976 «Семипроцентный раствор»).
Также Мориарти появлялся в фильме «Шерлок Холмс» Гая Ричи, но его лицо не было показано, и в фильме «Лига выдающихся джентльменов», где его сыграл Ричард Роксберг.
В фильме «Шерлок Холмс: Игра теней» лицо профессора всё же показано, более того, он является важным персонажем фильма.
В сериале «Шерлок» 2010 года Мориарти впервые появляется таким образом, что ни зритель, ни персонажи не догадываются, кто он на самом деле. По возрасту он явно значительно моложе, чем в книжном оригинале. Шерлок так характеризует его в серии «Рейхенбахский водопад»: Это не человек, это паук. Он точно знает, где находятся слабые места у людей и когда на них нажать.
В честь персонажа назван астероид (5048) Мориарти, открытый в 1981 году.
Обе упомянутые научные работы Мориарти (о динамике астероида и о трактовке биномиальной теоремы) иногда упоминаются в научной литературе.

Главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.

Джим Мориарти - персонаж современной киновариации детективных историй о Шерлоке Холмсе всемирно известного и прославленного английского писателя Артура Конан Дойла, профессор, враг главного героя и непревзойденный злоумышленник из сериала «Шерлок».

Характеристика персонажа

Джим Мориарти англичанин, которому присущи остроумие, высокомерность, заносчивость и безграничное самолюбование. Несмотря на хорошее происхождение, престижное образование и необыкновенный ум с блистательными математическими способностями, герой имеет склонность к жестокости и ему безумно нравится быть опасным злодеем, противостоять уважаемому им детективу Шерлоку Холмсу.

Литературное имя злодея - Джеймс Мориарти, в сериале он известен под именем Джим Холмс называет его преступником-консультантом. У злодея также существуют другие названия - "паук" и "подрывник".

Деятельность героя

Джим Мориарти - гений криминальной среды, глава крупного преступного объединения, по сути своей - бешеный психопат-садист. Первый и единственный в мире преступник-консультант - полная противоположность детектива-консультанта Шерлока. Герой использует своих подчиненных, менее успешных злодеев, в качестве своего оружия - все преступники, попадавшиеся Шерлоку в первом сезоне, являются предшественниками и верными последователями Мориарти.

Связь с Шерлоком Холмсом

Вопреки жесткому соперничеству, Джим Мориарти по-настоящему восхищен Шерлоком, как никем другим. Он признает беспримерные способности детектива, считает его достойным противником, из-за чего тщательно и усердно старается создавать преграды на пути раскрытия преступлений противника. У Джима с Шерлоком даже есть нечто общее в характеристике: сарказм и цинизм.

В 1989 году за то, что Карл Пауэрс посмеялся над Джимом Мориарти, он был убит беспощадным преступником. Убийца хранил обувь своей жертвы. Он подкинул кеды в квартиру Шерлока Холмса на Бейкер-стрит 221Б для того, чтобы в очередной раз встретиться с детективом.

По мнению сценаристов, Джим - слабое место Шерлока. Сам Холмс называет его пауком, считает, что преступник четко знает, где болевые точки у людей и когда их умело использовать.

Экранный образ антигероя

Сценаристы сериала считали, что Мориарти, вымышленный Артуром Конан Дойлом, слишком успешный. Черты героя унаследовали многие последующие литературные и кинозлодеи: изысканность, примерная пристойность, галантность и деликатность. Поэтому кинодраматурги, работая над сценарием сериала, не захотели придерживаться сложившихся стереотипов, и Джим превратился в актуальный, более современный образ мрачного, пугающего, сумасшедшего архизлодея-психа.

Антагонизм Шерлока и Джима завершается в третьем эпизоде «Рейхенбахский водопад» второго сезона сериала (2012 г.), где они падают с края крыши. В эпизоде специального выпуска сериала (2016 г.) «Безобразная невеста» изображена смерть Джима, которая соответствует ее книжной версии рассказа Конан Дойля «Последнее дело Холмса»: в поединке заклятых врагов погибают оба героя, сорвавшиеся с обрыва в Рейхенбахский водопад.

Джим Мориарти - актер Эндрю Скотт

Эндрю Скотт - ирландский кино- и телеактер, а также актер театра, родившийся 21 октября 1976 года в Дублине. Дебютировал в кино 1995 году в качестве главного персонажа (Имон Дойл) в фильме «Корея». Актер снялся более чем в 30 фильмах, в том числе ему принадлежала роль Пола Маккартни в фильме «Леннон без прикрас» (2010 г.), главная роль (Лаевский) в экранной постановке рассказа Антона Чехова «Дуэль» (2010 г.) и другие. Многие кинокритики считают его талант выдающимся.

Впервые Эндрю Скотт в ипостаси Мориарти появился в третьем эпизоде «Большая игра» первого сезона (2010 г.) Актер заметно выделяется из других исполнителей, прежде игравших Мориарти: прежде всего, его экранный образ по возрасту существенно моложе, чем в книжном оригинале и других киноверсиях.

В народные массы

Бесспорно, Джим Мориарти, цитаты которого разошлись среди широкой зрительской аудитории моментально, имеет не меньшую армию поклонников, чем его кинопротивник Шерлок Холмс. Все почитатели злодея-гения знают его неподражаемые емкие фразы и с удовольствием к месту их применяют в разговорной речи. Среди особо популярных высказываний:

  • нетрадиционное приветствие, упоминающее армейский браунинг М-1 в кармане;
  • циничное признание того, что у антигероя нет сердца, значит, и выжигать нечего;
  • на пылкое обвинение в сумасшествии - ответ: «Ты что, только догадался?»;
  • философское высказывание о том, что в мире, где закрыты все двери, королем считается тот, кто имеет ключ и т. д.

Цитирование такого харизматичного антагониста является хорошим аргументом в жаркой дискуссии. А особо краткие и лаконичные высказывания Мориарти активно используются обывателями в качестве статусов социальных сетей.

Профессор Мориарти - это главный антагонист знаменитого детектива Шерлока Холмса. Во всех экранизациях он неизменно выступает как главный противник известного сыщика, хотя в произведениях Артура Конан Дойля является полноценным действующим лицом всего лишь в одной повести. Также он упоминается в двух-трех других рассказах писателя. В данной статье будет дана краткая характеристика этого персонажа, а также упомянуты наиболее удачные его воплощения на экране.

В литературе

Профессор Мориарти описан автором как гениальный математик, человек незаурядного склада ума, который стал создателем целой сети преступного мира, действующей в Лондоне и за его пределами. Сам Шерлок Холмс очень высоко отзывался об уме этого человека. В одной из бесед со своим другом и неизменным спутником доктором Ватсоном он говорит, что профессор Мориарти - Наполеон преступного мира.

Он признается, что этот человек обладает необычным мышлением и острым умом. Холмс даже признается, что время от времени даже восхищался тем его мастерством, с которым он создал свою собственную преступную паутину. Поэтому он сравнивает его с пауком, который сам ничего не делает, но лишь приводит в движение ее нити для совершения очередного преступления.

Причиной такой популярности персонажа является то, что он так же умен, как и знаменитый детектив, только употребил свои способности во зло. Профессор Мориарти, Шерлок Холмс в глазах всех любителей рассказов писателя являются лучшими литературными антагонистами. И хотя в произведениях у сыщика было множество других противников, тем не менее именно Мориарти стал наиболее колоритным. Не зря детектив еще в нескольких рассказах упоминает об этом человеке, как бы напоминая читателям о его могуществе. Сам сыщик считал победу над ним вершиной своей карьеры, так как он действительно оказался самым опасным преступником.

Э. Скотт

Профессор Мориарти во всех фильмах про знаменитого сыщика выступает как его главный враг. Так поступили создатели культового современного сериала «Шерлок», действие которого перенесено в наше время. Каждый эпизод является оригинальной адаптацией произведений Дойля. И если в его рассказе зловещий профессор Мориарти погиб в Рейхенбахском водопаде, то в соответствующей серии шоу он застрелился по не совсем понятным причинам.

И хотя этот герой умер (по крайней мере, так утверждают создатели шоу), персонаж в исполнении Э. Скотта появляется в новых сезонах во флэшбеках или так называемых чертогах разума Холмса. Этот актер представил другой образ своего героя. Вместо мрачного и погруженного в себя профессора он сыграл довольно остроумного молодого человека. Впрочем, последнее обстоятельство еще более усилило зловещий образ героя.

Дж. Харрис

Многих поклонников книг Артура Конан Дойля может заинтересовать вопрос о том, кто играет профессора Мориарти. В довольно популярном американском фильме Г. Ричи этого персонажа воплотил британский актер Харрис. По мнению большинства критиков и зрителей, он великолепно справился со своей задачей.

Этот персонаж получился очень выразительным и колоритным и местами даже затмевает самого главного героя своей харизмой. В исполнении Харриса персонаж получился чем-то средним между классическим и осовремененным образами.

В. Евграфов

В отечественной экранизации тоже одним из наиболее запоминающихся образов является профессор Мориарти. Актер русский, сыгравший его роль, воплотил на экране один из наиболее удачных образов этого персонажа. Хотя данный герой появился всего в одной серии, тем не менее в исполнении Евграфова персонаж получился одним из наиболее запоминающихся в мировом кинематографе. Этот артист является прекрасным каскадером, поэтому сцена схватки его персонажа у Рейхенбахского водопада стала одной из наиболее удачных в картине.

Следует отметить, что режиссер несколько уклонился от оригинального текста, в котором схватки не было, однако введение ее в фильм сделало кино еще более зрелищным и драматичным, тем более что актеры прекрасно ее отыграли. Здесь следует отметить, что внешность Евграфова полностью соответствует книжному описанию, данному автором в рассказе. Кроме того, артист прекрасно вжился в образ этого зловещего профессора.

Наверняка все наши читатели видели популярный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Имеется в виду советская версия с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Одна из колоритных фигур - зловещий профессор Мориарти тоже, конечно, запомнился зрителям. Но мало кто знает, что актёр, сыгравший эту роль, наш земляк. И живет он не в Москве, не в Питере, а в Самаре. Наш корреспондент встретился с заслуженным артистом России Виктором Евграфовым и попросил ответить на ряд вопросов.

Виктор Иванович, что-то давно вы не радовали нас, зрителей, своим появлением в кино. Неужели не приглашают?

Почему же? Приглашают. Дело в другом. Мне не всё равно, кого играть и у кого играть. Терпеть не могу плохое кино и себя в плохом кино. Отказываюсь от некоторых предложений. Но если, читая сценарий, вижу, что получится серьёзная, качественная картина, то соглашаюсь. Например, три года назад мне предложили сняться у режиссёра Николая Досталя в телевизионном сериале «Завещание Ленина». Скажу честно, не жалею об этой работе. Лента, снятая по мотивам произведений Варлама Шаламова, - историческая драма. Это не развлекаловка, а серьёзное философское произведение, заставляющее людей не только переживать но, заглядывая в прошлое, думать о будущем, о добре и зле. Сила киноискусства заключается в том, что она должна вызывать у зрителя потребность задать себе вопросы, которые до этого он либо не задавал вовсе, либо всячески пытался
от них уйти.

Но ведь одна из ваших главных ролей - злодей Мориарти. Тяжело было перевоплощаться?

- Я подошёл к поставленной задаче серьёзно. Начал размышлять о судьбе героя. Почему он такой негодяй, что в нём не так? И придумал! Профессор должен иметь комплексы. Какие? Скорей всего, порождённые физической ущербностью. Придумал себе небольшой горбик, прямой немигающий взгляд. Гримёр Ленфильма Людмила Елисеева, удивительная женщина, мою идею поняла с полуслова и преобразила меня лучше некуда. Увидев, режиссер тут же утвердил меня не в качестве дублёра-каскадёра, а на роль самого Мориарти.

Каскадёра?

Ну да. Изначально роль Мориарти предназначалась Смоктуновскому. Я был приглашён в качестве его дублёра, то есть для постановки драки с Шерлоком Холмсом. Естественно, меня переодевали в тот же костюм, гримировали. Но режиссёру Игорю Масленникову больше понравился мой образ.

А образование у вас актёрское?

Да. Я закончил ГИТИС, курс Владимира Андреева. Правда, поступил туда сравнительно поздно, в 25-летнем возрасте, после службы в армии.

С детства хотели быть артистом?

Нет. Я вырос в семье военного. Отец был летчиком. Естественно, как и большинство мальчишек моего поколения, мечтал об офицерских погонах. Почему всё же выбрал искусство? Много причин. Одна из них - возможность ощутить реинкарнацию при физической жизни. Но актёрство - плодородная почва не только для перевоплощения, но и для самопожертвования: только умирать в кадре мне приходилось 13 раз.

Не страшно?

Мне нравились эти сцены. Ведь работа закончена, я умер в фильме, и она, эта роль, больше не будет меня преследовать. Ведь до этого я жил тем киношным героем, а в жизни реальной образовывалась какая-то пустота.

И чем же она заполнялась?

Еще одним перевоплощением - каскадёрством.

Так все же кем себя больше чувствуете, актёром или трюкачом?

Актёром, безусловно! Каскадёрство - это, скорее, отдушина. Хобби. Впрочем, им я тоже занимаюсь серьезно, профессионально.

Кстати, а почему же вы не служите, как большинство артистов, в каком ни будь театре? Нет желания?

Желание было. Более того, я начинал с питерского ТЮЗа. Будучи студентом очень мечтал работать у Шукшина. Увы, мастер рано ушёл из жизни, а Андреев меня почему-то к себе не взял.

Впрочем, я отвлёкся. Возвращусь к ответу на вопрос. На самом деле актёр театральный и киношный по сути - разные профессии. Профессия киноактёра включает несколько нюансов, которые отсутствуют в театральной профессии. Во-первых, умение мгновенно мобилизоваться и сыграть маленький кусочек от начала и до конца. Это могут быть даже одна реплика, один жест или просто взгляд. Главное - какой!

В кино ты тоже, разумеется, волнуешься, но, в отличие от театрального актёра, делаешь это не на протяжении двух-трёх часов, когда имеешь возможность отладить роль, а перестраиваясь мгновенно. И наконец, если на сцене артист на протяжении нескольких спектаклей может работать над ролью, углублять её, в кино такой возможности у него нет - он может взять дублем, но только сейчас и только здесь.

В ТЮЗЕ кого играть приходилось?

В том-то и дело, что роли мне предлагали даже не второстепенные, а третьестепенные.

А вы, наверное, мечтали сыграть Гамлета?

Представьте себе, да, хотел. Нет, не хотел - мечтал! А кто из артистов не мечтает? Другой вопрос - роль эта не всем под силу, это вершина актёрского мастерства: сыграл принца датского - значит, ты состоялся как артист.

И как, в итоге удалось сыграть этого персонажа?

Нет. Я учил роль, готовился. Очень надеюсь, что кто-то из моих учеников сыграет. Среди ребят, которых я подготовил, есть очень талантливые. Старался им передать то, чему меня в свою очередь учили настоящие мастера. К сожалению, глядя на нынешнее кино, невооружённым глазом видно, что мы утрачиваем великую школу Станиславского.

Что, по-вашему, быть преподавателем?

Это значит вкладывать свою душу в учеников, которые есть продолжение меня самого. Впрочем, актёра нельзя до конца научить. В театральном вузе отношения учитель-ученик строятся на уровне души. Как педагог я, конечно, могу преподать технологию: как говорить, как двигаться на сцене. В сценическом искусстве есть свои приёмы и секреты, но главное - божья искра.

Где вы сейчас преподаёте?

В настоящее время я доцент кафедры режиссуры и массовых представлений Института современного искусства. Готовлю молодёжь по профессии «актёр драматических театров и кино».

А почему молодёжь не идет в театр?

Потому что в так называемые «лихие 90-е» произошла культурная контрреволюция. Всё идёт из детства. А кто занимается детьми? Почти никто. Взять те же школы. Где кружки юных техников, натуралистов, театральные? Дети не хотят сострадать, переживать, они приходят домой, включают телевизор и смотрят какую-то чернуху про убийства. «Шедевры» нашего ТВ - «Камеди клаб» и «Дом-2», которым надо попросту придать статус теленаркотиков. А Букины? Ведь в этом сериале мы видим дискредитацию семейных отношений. У зрителя формируется потребность в том, чтобы его развлекали, чтобы кто-то на экране раздевался, хотя телевидение должно заставлять людей прежде всего думать.

То же происходит из-за многочисленных сериалов в отношении милиции (нынешней полиции) и армии, где людей в погонах пародируют, попросту издеваются над ними. В итоге у современных молодых людей нет примера для подражания, нет героя нашего времени.

Часто ли вам приходилось сталкиваться со стражами правопорядка?

Конечно! Я частый гость в милицейских подразделениях. Меня приглашают на творческие встречи в коллективе. Я выступал в Тольятти, Самаре, Центре профессиональной подготовки ГУВД. Аудитория очень тепло меня принимала. Пользуясь случаем, хочу внести предложение. Сотрудникам, особенно оперативникам, нередко приходится перевоплощаться, играть те или иные роли, причём не только во время разработок, но и при беседах с людьми, а вот актёрского мастерства им порой не хватает. Думаю, какие-то азы этого искусства в учебных заведениях системы МВД преподавать стоило бы.

Действительно, я разработал систему упражнений для восстановления организма. Произошло это не от хорошей жизни. В 1995 году на съёмках совместного советско-американского фильма «Дети капитана Гранта» мне нужно было сделать трюк: прыгнуть с реи парусника. Высота была нешуточная. По ошибке коллеги, второго постановщика трюков, я получил тяжелейшие травмы. Врачи буквально собирали по кусочкам мои поломанные рёбра и позвоночник. Было серьезно повреждено лёгкое. Я начал разрабатывать собственную методику восстановления здоровья. Аналога ей нет. В её основе - многовековые приёмы труда русского крестьянина, которые сохранились в нашей генетической памяти. Когда-то дед, а он был лесничим, демонстрировал мне некоторые приёмы работы с палкой. Суть их заключается в том, что с помощью этого нехитрого приспособления можно целенаправленно развивать те или иные мышцы. Плюс к этому специальный массаж, позволяющий активировать нужные энергетические центры. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

Фото Дмитрия ЛЫКОВА

P.S. Несколько лет назад в Новой Зеландии была выпущена серия монет с героями советского сериала фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Нумизматическое чудо, достоинством в два доллара каждое, существует пока в восьми тысячах экземплярах. На монетах присутствуют изображения следующих персонажей: Шерлок Холмс (Василий Ливанов), доктор Ватсон (Виталий Соломин), сэр Генри Баскервиль (Никита Михалков), профессор Джеймс Мориарти (Виктор Евграфов).



Рекомендуем почитать

Наверх