Маленькие сказки про мушонка и других лесных малышей - юрий дмитриев. Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Авто 06.07.2019
Авто

Когда европейцы впервые увидели такие шалашики в лесах Австралии, они не могли даже подумать, что эти сооружения возведены невзрачными птицами, суетящимися поблизости. Предполагалось разное. Капитан Стокс, одним из первых исследовавший внутренние области Австралии, считал, что эти шалаши строят для развлечения своих детей туземные женщины. А тогдашний губернатор сэр Джордж Грэй был автором «гипотезы», что шалаш - дело рук кенгуру...

В дальнейшем ученые выяснили, что шалаши - "дело рук" удивительных птичек семейства воробьиных, их так и назвали - бесе́дковые пти́цы, или птицы-шалашники (лат. Ptilonorhynchidae)
Длина птиц 23-35 см. 8 родов и 17 видов, обитают в Австралии, Новой Гвинее и на прилежащих островах. Близкие родственники, и, вероятно, потомки райских птиц (Paradisaeidae). Большинство видов - полигамы.



Это лесные птицы, обладающие сильным полётом, на землю спускаются только во время тока. Токующие самцы сооружают на земле в начале периода размножения своеобразные шалаши из веток и украшают площадку вокруг них различными цветными предметами: цветами, ракушками, блестящими на солнце. Чем красивее получится, тем больше шансов у самца добиться самки.

Никакого отношения к гнёздам эти шалаши не имеют - это место только для спаривания. подобные шедевры дизайнерской мысли – не семейное гнездышко для двух птиц. Это своеобразная холостяцкая квартира, которую шалашник использует, чтобы соблазнить самку.

Построенное сооружение является только местом увеселения для пары, которая играет и бегает возле шалаша. Причина столь странного способа ухаживания до конца не ясна, однако инстинкт строительства в самцах настолько силён, что они строят беседки, даже находясь в неволе.

Вогелькопский шалашник – принадлежит к роду Amblyornis, небольшая птица около 25 см в длину. В ее оперении преобладают в основном оливково-коричневые цвета – верх более темный, низ несколько светлее. Стоит отметить, что этот вид обладает самым тусклым и невыразительным оперением среди других представителей шалашников. Некоторые ученые предполагают, что это связано со сложность возводимых видом беседок, которые столь поразительны, что самец не нуждается в ярком оперении чтобы привлечь самку.

Вогелькопский беседковый шалашник который включает в себя еще 3 вида. Семейство славится сооружением невероятно сложных конструкций, называемых «беседками».

Сооружение, возводимое вогелькопским шалашником, действительно впечатляет. По форме оно напоминает вигвам, который строится, используя в качестве опоры ствол деревца. Высота «беседки» может достигать 1,5 метров, а диаметр – 2 метров.
Несколько квадратных метров перед широким входом самец очищает и выкладывает мхом. Затем этот газон украшается самыми разными объектами: фруктами и цветами, блестящими надкрыльями жуков, листьями и кусочками древесного угля, камешками (из них местное население делает бусы из камня), и даже хламом. Самыми «привлекательными» для птиц являются красный, синий, черный и оранжевый цвета.

С появлением в Австралии людей эротическая жизнь шалашников явно расцвела новыми красками – ведь у людей масса предметов синего цвета. Пластиковые крышечки, ручки, брелки, коктейльные соломинки, ленточки, тряпочки – все синее предметы, которые плохо лежат, подберут шалашники и обиходят ими свой свадебный шалаш.
Редко какая птица или животное будут так трогательно ухаживать за самкой, предлагая ей настоящий рай в шалаше. Самцы тщательно ухаживают за порядком в своем домике – убирают увядшие цветы и листья, перекладывают соломинки с места на место, делают все, чтобы достичь наилучшего результата.

Шалашник очень кропотливо, с большим вкусом, трудится над своей постройкой, прилагая максимум усилий, чтобы выделиться из толпы таких же шалашников и построить самый прекрасный дворец для своей любимой. Во время строительства ему приходится оберегать свои найденные сокровища от других самцов, иначе всю его постройку разворуют конкуренты.

Домик-шалашик сплетается из веточек, утепляется мхом, листьями, украшается ягодами и обкладывается всевозможными «сокровищами», которые только смог найти предприимчивый самец для своей любимой. Некоторые виды шалашников ежедневно украшают свой домик свежими цветами, придирчиво заменяя увядшие.

Когда домик окончательно готов, шалашники начинают петь призывную песню, приглашая самок посетить его домик. Если самке не понравится домик, она улетит.
Если же усилия шалашника увенчались успехом, и самка зашла в его великолепный дворец, он будет еще долго вертеться и приседать перед нею, хватая то один, то другой предмет и поднося его к ней, как бы демонстрируя, что самка не ошиблась и сделала правильный выбор.

В чем тут дело, науке неизвестно, но факт остается фактом – самки предпочитают тех самцов, чьи шалаши ярче и разнообразнее разукрашены. Инстинкт строительства в них настолько силен, что даже в неволе самцы-шалашники не перестают строить свои дворцы.


https://youtu.be/GPbWJPsBPdA

Самки выбирают себе будущего партнера в три этапа:

Сначала они посещают строительную площадку в отсутствии самцов, чтобы, не привлекая лишнего внимания, спокойно посмотреть по сторонам.
Следующий свой визит они наносят, когда уже заложены фундаменты будущих шалашей, а их хозяева находятся здесь же и могут оценить всю привлекательность гостьи. Излишне говорить, что самка делает все возможное, чтобы произвести самое лучшее впечатление.
Дождавшись окончания строительства, самка приходит в третий раз и уже окончательно определяется с жилплощадью и ее владельцем.

После спаривания самка отправляется вить гнездо, которое устраивается на деревьях, и откладывает от 1 до 3 яиц.

Великий соблазнитель не участвует ни в высиживании, ни в воспитании птенцов, обо всем этом заботится самка.

А самец продолжает приманивать других самок своими богатствами, и так – ведь брачный сезон, с октября до декабря. В этом месяце самцы собираются в стайки, но и тогда продолжают время от времени навещать свои домики и наводить в них порядок, ухаживают и украшают свое "любовное гнездышко", на строительство которого иногда уходит не один год...

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 27.04.2014 19:37 Просмотров: 29291

    Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

    Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

    Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступи­ла...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка при­мчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

    Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

    Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

    Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

    Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения , главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения . Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом учебника.

    Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой.

    На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя.

    Читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:

    • умением желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
    • знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
    • умением найти нужную книгу и освоить ее содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом.

    Сейчас, в век техники, дети стали меньше читать. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры-приставки. Родители жалуются, что ребенка трудно заставить читать. Я предлагаю детям для самостоятельного чтения книги. Но раз задала читать, то надо проверить. А как? Составляю кроссворды или викторины по прочитанным произведениям. Так как слова-ответы берутся из всего произведения, то сразу видно, кто из детей дочитал книгу до конца. Ученики стали читать книги и с удовольствием ждут дня, когда проводится урок внеклассного чтения, и предстоит работа с кроссвордами. Что это дает? Дети более внимательно стали прочитывать произведение, у них появляется интерес к большим произведениям, повышается техника чтения.

    На уроке внеклассного чтения дети читают отрывки к иллюстрациям, пересказывают наиболее понравившиеся фрагменты, дают характеристики героям.

    Итак, источниками повышения эффективности урока являются: интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей, учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений и навыков, своевременный активный отдых на уроке.

    «Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах»,- считает Татьяна Молчанова, учитель средней школы №19 из города Старый Оскал Белгородской области, которая также применяет на уроках внеклассного чтения кроссворды.

    «Где, что, как и почему?»
    Книги Юрия Дмитриева о природе

    • расширить знания детей о жизни и творчестве Ю.Дмитриева;
    • прививать любовь и интерес к природе, к чтению;
    • развивать память, речь, мышление.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Постановка темы урока.

    Поэты и писатели обладают редким даром – не только видеть и чувствовать красоту окружающего мира, но и уметь донести эту красоту до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждый куст, каждое дерево рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, волшебную страну.

    Юрий Дмитриев написал много книг для детей о живой природе. В 1976 году вышла его энциклопедическая книга «Большая книга леса». Эта книга о лесе и о каждом его обитателе. В ней вы найдете и рассказы, и сказки, и очерки, и маленькие заметки.

    Книги Юрия Дмитриева воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что нас окружает.

    Юрий Дмитриев пишет о защите природы, о сохранении мира на земле. Таковы все его произведения: и повесть «Необыкновенный охотник», посвященная замечательному немецкому ученому и писателю Альфреду Брему, и книга «Земля у нас только одна» - проникнутая призывом сохранить прекрасный мир природы, мир, без которого не может быть жизни на земле.

    Мысль об охране и защите природы проходит и через все пять книг издания, которое называется «Соседи по планете». Это книги о насекомых и пресмыкающихся, о земноводных и птицах, млекопитающих, а главное - о людях, открывающих, изучающих, спасающих наших соседей по планете.

    IV. Работа по произведениям (вопросы и задания по домашнему чтению).

    «Сказки про Мушонка и его друзей» .

    Понравились вам эти рассказы-сказки?

    Начинаем заполнение кроссворда.

    Отгадайте загадку: «Сидит в траве пушистый комочек – ушки прижал, глазками из стороны в сторону поводит и не шевелится?» (Зайчишка).

    («Незнакомец на полянке»).

    Что нового узнали, прочитав этот рассказ? (Маленькие зайчата три дня после рождения не умеют ни бегать, ни прыгать. Им надо обязательно в это время сидеть тихо и не шевелиться. Тогда волк и лисица не увидят и не учуют зайчонка, даже если близко подойдут. Потому что пахучие следы у зайцев остаются, когда они бегают. А если заяц сидит смирно – запаха нет никакого.)

    4. Кто знал, куда делся зайчик? (Шмель).

    И куда же делся зайчик? (Подрос и убежал: у него теперь быстрые ноги.)

    2. Кто без крыльев летает? (Паучок).

    6. При помощи чего летал паучишка? (Паутинки).

    Прочитайте, как паучишка летал.

    Может ли паучишка прилететь обратно? Почему?

    (Нет. Взлететь-то может, а где сядет – не знает.)

    5. Что делали жуки на старом дубе? (Спорили).

    О чем спорили? (Какой жук лучше.)

    Какие жуки участвовали в споре? (Жук-носорог, жук-олень, жук-слоник, майский жук, жук-бронзовка.)

    Что узнали интересного о жуках? Расскажите о достоинствах каждого жука.

    Какой жук не участвовал в споре? (Навозный жук.)

    Почему? (Ему нечем похвастаться.)

    Почему все лесные жители, увидав его или услыхав его жужжание, радуются? (Он – добрый вестник. Если летает над тропинками, над дорожками и полянками – значит, будет хорошая погода. А спрячется в норку – жди дождя.)

    1. Какой цветок Мушонок назвал синим шалашиком? (Колокольчик).

    Кто помог Мушонку найти синий шалашик? (Бабочка.)

    Нужны ли родители мушатам? Почему? (Они могут летать, едва появляются на свет.)

    Почему колокольчик назван добрым цветком? (Всех пускал к себе синий шалашик.)

    3. Кто по воде не бегает, а катается? (Водомерка).

    Из какого рассказа этот герой? ( Рассказ «Как Мушонок ноги выбирал».)

    Найдите в тексте и прочитайте, как передвигается по воде водомерка.

    Как описывает ноги жука-плавунца Юрий Дмитриев?

    Какие ноги у стрекозы? А зачем они такие? (Для того чтобы в воздухе легче было ловить всяких мух и комаров.)

    Что нового узнали о ногах кузнечика? Жука-жужелицы? Пчелы?

    Что приснилось Мушонку?

    Почему Мушонок решил, что его ноги самые лучшие?

    Какое слово было спрятано? (Чудеса.)

    Что обозначает слово «чудеса»?

    Где встретилось это слово? (Рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Обыкновенные чудеса»: «Тайна березок», «Бархатная дорожка., «Елкины иголки», «След белого человека., «Зеленое и желтое».)

    Физкультминутка

    Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Обыкновенные чудеса» . О каких чудесах говорит автор?

    Назовите главных героев рассказа «Тайна березок».

    Найдите в тексте и прочитайте, какие сравнения использует автор, описывая семена березок.

    Как вы думаете, в чем главная мысль этого рассказа?

    Какую тайну раскрывает Аленка в рассказе «Бархатная дорожка»?

    Какую тайну про елку узнала Аленка в рассказе «Елкины иголки»?

    Какое растение индейцы назвали «след белого человека»? (Подорожник)

    В рассказе «След белого человека» найдите и прочитайте, что автор говорит о подорожнике.

    Почему подорожник растет только у дороги?

    Почему это растение индейцы называют «следом белого человека»?

    Найдите в тексте и прочитайте, как расселяются растения.

    Кто помогает семенам путешествовать?

    Почему, несмотря на то, что листья пожелтели, и наступила осень, настроение в этом рассказе жизнеутверждающее?

    V. Работа с выставкой книг.

    Книги Ю. Дмитриева: «Большая книга леса», «Здравствуй, белка!», «Как живешь, крокодил?», «Необыкновенный охотник», «Человек и животные».

    Природа на протяжении всей истории человечества была основным источником существования людей. И люди эксплуатировали ее, не задумываясь ни о чем. И даже с гордостью объявляли себя завоевателями, покорителями природы. В течение долгого времени люди жили не в содружестве с природой, а как бы в постоянной борьбе с ней, не понимая, что природные богатства могут истощиться. И только недавно поняли: с природой не воевать надо, не покорять ее, а дружить с ней и беречь ее. Много бед натворили люди на нашей планете своими непродуманными действиями.

    Вот об этом пишет Юрий Дмитриев. Его книги воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что тебя окружает.

    Конечно, человек не может обойтись без всего того, что дает ему природа. И именно поэтому с природой надо заключить союз. Но, чтобы такой союз заключить, надо знать характеры и привычки обитателей природы, своих союзников: изучать их жизнь, много путешествовать и читать, встречаться с опытными, бывалыми людьми, надо быть добрым и терпеливым.

    Юрий Дмитриев любит своих героев, ему симпатично все живое, окружающее его. И он убежден: каждый человек не только может, но и должен относиться к окружающему миру природы с интересом и уважением. Надо обязательно понимать роль и место животных и растений в жизни нашей планеты и, конечно, роль каждого растения и каждого животного, которых ты часто встречаешь, потому что в природе нет мелочей, из мелочей складывается главное. И еще Юрий Дмитриев хочет, чтобы люди не были только пассивными созерцателями, всем своим творчеством он призывает к активно-бережному отношению к природе.

    Сегодня на нашей выставке представлена книга рассказов Юрия Дмитриева под общим названием «Таинственный ночной гость» . Это рассказы о животных, которые попадали в беду и обращались за помощью к человеку. (Рассматривание книги и иллюстраций).

    Понравился вам этот рассказ? Скажите, какое настроение хотел передать автор? Какая главная мысль его рассказа?

    Мы с вами закончили чтение рассказов о природе Юрия Дмитриева. Думаю, что они вам понравились. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь к этому автору и самостоятельно прочитаете его добрые, смешные, грустные истории про животных, которые живут на нашей планете.

    VI. Итог урока.

    Урок я хочу закончить словами Мушонка: «До чего же интересно жить в лесу!» Так и живет Мушонок – уже большой стал, а все не перестает удивляться лесным чудесам».

    VII. Домашнее задание.

    Кроссворд

    Литература:

    1. Молчанова Т. Уроки внеклассного чтения. Газета «Начальная школа». – М.: Издательский дом «Первое сентября», №41, ноябрь, 2003.

    Мушонок родился рано утром и сразу стал летать над полянкой. До чего же хорошо! Солнышко светит! И еды сколь ко угодно: на каждом цветке сладкий сок. А захочется пить — на нижних листьях цветов всегда найдётся капелька-росинка.

    Весь день летал мушонок и не заметил, как подкрался вечер. Набежали тучи. Холодно стало мушонку. Страшно.

    Он уже хотел заплакать, но в это время увидал бабочку.

    — Эй, мушонок! — крикнула бабочка.— Лети за мной!

    Мушонок сразу расхотел плакать и по летел за бабочкой.

    Скоро они оказались около растеньица с синими, похожими на шалашик цветами. Бабочка быстро забралась в шалашик, а мушонок за ней. И сразу ему стало тепло. Повеселел мушонок. А когда повеселел, огляделся вокруг. Но в темноте ничего не было видно. Только слышалось, как кто-то шевелится, шуршит рядом. Догадался мушонок, что не один он тут.

    Вдруг шалашик качнулся. Раз, другой. А потом что-то застучало снаружи. Сначала медленно, вот так: тук-тук-тук...

    А потом всё быстрее: тук-тук-тук-тук...

    И сразу мушонку почему-то захотелось спать. Не знал он, что это капли дождя стучат по крыше синего шалашика: кап- кап-кап...

    А в шалашике слышно: тук-тук-тук...

    Утром проснулся мушонок и удивился: всё вокруг стало голубым-преголубым. Это солнце просвечивало сквозь тонкие стенки шалашика.

    «Обязательно надо вечером вернуться сюда», — подумал мушонок, взмахнул крылышками и вылетел из шалашика.

    И опять он весь день весело и беззаботно летал над полянкой. А когда начало темнеть — полетел искать свой шалашик. Искал-искал, но так и не нашёл. Да где ж найдёшь его, если на полянке много таких шалашиков. И все похожи!

    Устал мушонок и забрался в первый попавшийся. А там оказалось не хуже, чем во вчерашнем.

    Так и стал ночевать мушонок в синих шалашиках. Часто вместе с ним ночевали и другие мушки, жучки, маленькие бабочки, комарики. Всех пускал к себе синий шалашик.

    Такой уж это добрый цветок — колокольчик.

    Раздел. Социальные навыки.

    Занятие « Взаимопомощь».

    Задачи. Развивать чувство единства, умение действовать согласованно. Повышать у детей уверенность в себе. Развивать внимание и воображение; координацию движений.

    Ход занятия.

    I. Оргмомент.

    II. Дыхательная гимнастика «Доброе животное».

    - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доброе животное». Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышем вместе. Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьётся его большое сердце: стук – шаг вперёд, стук – шаг назад. Очень хорошо. Молодцы.

    III. А сейчас садитесь, пожалуйста, на коврик и послушайте сказку про маленького мушонка «Синий шалашик».

    Чтение детям сказки «Синий шалашик» («Скакзки про Мушонка и его друзей» Ю.Дмитриева, «Родничок», 3 класс, с.47)

    IV .Беседа по прочитанному:

    Почему Мушонку стало холодно и страшно?

    Почему Мушонок перестал плакать, кто его успокоил?

    Куда привела бабочка Мушонка?

    Кто ещё был в маленьком шалашике?

    Почему Мушонок не стал больше грустить и плакать?

    Да, ребята, у Мушонка появились друзья: бабочки, комарики, жучки и ему стало с ними очень хорошо. Ведь они помогли малышу, когда ему стало грустно. Вот так и мы с вами должны всегда и во всём помогать друг другу.

    V . Пальчиковая гимнастика «Семья»

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папа,

    Этот пальчик – мама,

    Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!

    VI. Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, на мою игру с пальчиками «У меня кругом друзья».

    Со мной здоровался петух: «Ку-ка-ре-ку!» - пропел он вслух.

    (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.)

    Мурлыка –кот мурлыкал: «Муррр…»

    (Средний и безымянный пальцы упирают в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

    А пёс Барбос, меня узнав, пролаял вежливо: «Гав! Гав!»

    (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец – вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

    И протянул телёнок: «Мууу…». Мол, здравствуй, скучно одному.

    (Показать рожки на голове).

    Как хорошо, - подумал я, -

    Что у меня кругом друзья!

    (Развести руки в стороны, сомкнуть).

    1. Итог занятия.

    Да, ребята, это очень хорошо, что у каждого из нас много друзей: вместе весело, интересно и ничего-ничего не страшно:

    Мы ссорились, мирились и спорили порой

    Мы очень подружились за нашею игрой.

    Игра игрой сменяется, кончается игра

    Но дружба не кончается: Ура!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вкусы бывают разные (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми I мл.гр.)

    Задачи занятия: формировать представления детей о вкусах; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; учить детей входить в образ персонажа в игре....

    Какой подарок ты хочешь получить (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми II мл.гр.)

    Задачи занятия: формировать желание получать и дарить подарки, развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, побуждать детей к активному общению; развивать умение строить диалог....

    Страх, темнота (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми II мл.гр.)

    Задачи занятия: помочь детям понять причины возникновения страха; способствовать профилактике возникновения страхов у детей; развивать чувство уверенности в себе, способность «побороть» страх; в...

    Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

    Конспект интегрированного занятияпо нравственно – патриотическому воспитаниюс детьми старшей группы Тема: «День рождения на Руси» Образовательные задачи:·...



    Рекомендуем почитать

    Наверх