Литературный час по тропинкам лета. Экологическая игра путешествие: По лесным тропинкам

Полезные советы 06.07.2019
Полезные советы

Наталья Мелентьева
Проект «По тропинкам лета»

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

Проект

«По тропинкам лета » .

Вид проекта : творческий, игровой.

Актуальность темы :

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке , подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир : стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли : в лес, на луг, в поле, к реке или озеру. Но и у нас в детском саду есть много таких мест, где можно наблюдать за обитателями нашего родного края.

Цель проекта : вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательнее отношение к ней посредством знакомства с миром насекомых, растений и цветов. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта :

Познакомить детей с разнообразием мира насекомых, выделив их отличительные общие признаки;

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете и бережное отношение к природе родного края.

Развивать творческие способности.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;

Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.

Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.

Способствовать у детей развитию познавательной активности.

Помочь ребенку усвоить правила поведения и общения с миром природы.

Формировать трудовые навыки и умения.

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Участники проекта : дети 4 – 5 лет, воспитатели; родители.

Продолжительность проекта : средней продолжительности – 3 месяца

Основные формы реализации проекта :

Наблюдение;

Чтение художественной литературы,

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

Обеспечение проекта :

Материально-техническое : картинки; альбомы; элементы костюмов; игрушки насекомых; нагрудники с изображением насекомых, природные материалы; оборудование и материалы для продуктивной деятельности, книги про насекомых.

Предполагаемый результат :

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) ;

иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает , бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые» ;

Составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;

Называть части цветка (стебель, листья, цветок) .

Предварительная работа :

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые» ;

знакомство с литературными гпроизведениями : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» , А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» , «Паучок – пилот» , Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики» , С. Михалков «Академия наук» ,Г. Скребицкий «Счастливый жучок» , В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка» , «Кузнечик» , «Майский жук» , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» , К. Чуковский «Муха-Цокотуха» ;

разучивание стихов о насекомых «Сороконожка» , «Песенка жука» , «Про бабочку» , пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы» , «Божьи коровки» , загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми) ;

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» , А. Чайковского «Вальс цветов» ;

Просмотр мультфильмов «Лунтик» , «Пчёлка Майя» , «Винни-Пух» , «Под грибом» .

Сотрудничество с семьёй :

Консультации «Как привить любовь к природе» , «Первая помощь при укусах насекомых» .

Изготовление из бросового и природного материалов поделок для оформления участка.

Консультация «Ребенок и природа» (основы безопасности детей дошкольного возраста) .

Привлечение к участию в конкурсе «Вальс цветов» .

Оформление стенгазеты «Вот оно какое, наше лето!» .

Взаимодействие со специалистами :

Физкультурное развлечение «На полянке» .

Продукт проектной деятельности : рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке» ,

Продукт проектной деятельности :

Выставка работ детского творчества «Удивительный мир насекомых»

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр

Альбом «Насекомые»

Поделки из природного материала

Выставка рисунков «Букашечки-таракашечки» .

Сценарий КВН ;

Консультация для родителей «Укусы насекомых» .

Презентация проекта :

КВН «Маленькие обитатели планеты Земля» .

Перспективный план реализации педагогического проекта

«По тропинкам лета » .

1 неделя «Лети, коровка божая»

1. Беседа : «Шестиногие малыши» .

2. Наблюдение за божьей коровкой.

3. Чтение стихотворения «Божья коровка»

4. Чтение сказки «Божья коровка»

5. Загадывание загадок о божьей коровке.

6. Пальчиковые игры «Божьи коровки»

7. П/и «Паук и мухи»

8. Загадки о насекомых

9. Пение «Добрый жук» сл. Е. Шварца, муз. Спадагвекиа

10. Продуктивная деятельность : оригами «Божья коровка»

11. Консультация для родителей «Оказание первой мед. помощи при укусах насекомых» .

12. Рассматривание иллюстраций о цветах (формирование эмоциональной заинтересованности, показать многообразие произрастающих цветов).

13. Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок) .

2 неделя «Муха-муха,Цокотуха»

1. Беседа о комарах и мухах.

2. Наблюдение за комарами и мухами.

3. Чтение сказки «Комары-толкуны» .

4. Пение песни «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. Филиппенко) .

5. Загадки, пестушки, чистоговорки.

6. П/и «Зайцы и волк» .

7. Д/и «Кто в домике живёт»

3 неделя «Жил на свете добрый жук»

1. Беседа о пользе и вреде жуков.

2. Наблюдение за жуками.

3. Чтение сказок «Дровосек» , «Жужелица» .

4. Инсценировка стихотворения «Штранная иштория» .

5. Загадки, скороговорки, пестушки.

6. П/и «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

7. Пальчиковая игра «Жук» .

8. Д/и «Какой первый звук»

9. Продуктивная деятельность-поделка из природного материала «Жук» .

10. Дидактическая игра «Мир цветов» (уточнить знания детей о садовых и дикорастущих цветах) .

4 неделя «Мохнатый шмель»

1. Беседа об осах и шмелях.

2. Наблюдение за осами и шмелями.

3. Чтение стихотворения «Шмель» Т. А. Шорыгина.

4. Чтение сказки «Оса – амофила» .

5. Краткие сообщения : «Бронзовка» , «Короед» .

6. Загадки, пословицы и поговорки.

7. Пальчиковые игры.

8. Считалки.

9. П/и «Не намочи ног» .

10. П/и «Ромашка» , «Весенние цветочки» (стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств).

1 неделя «Пчёлочка златая»

1. Беседа о пчелиной семье. «Насекомые. Какие они?»

2. Наблюдение за пчелой, шмелём, осой.

3. Заучивание наизусть стихотворения «Пчёлка» .

4. Загадки, народные приметы, пословицы и поговорки.

5. Пальчиковые «Улей» , «Осы» , «Оса» .

6. Считалка + приговорки, чистоговорки.

7. Д/и «Четвёртый лишний»

9. П/и «Медведь и пчёлы»

10. Поделка из природного материала : «Пчёлка»

11. Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).

2 неделя «Муравейка, милый мой»

1. Беседа «Ядовитые насекомые» .

2. Наблюдение за муравьём.

3. Рассказывание сказки «Муравей» .

4. Заучивание стихотворения «Муравьиный терем»

5. Загадки.

6. П/и «Кого назвали, тот ловит мяч»

7. Д/и «четвёртый лишний» .

8. Продуктивная деятельность : рисование «Гусеничный домик»

9. Работа в цветнике (уход за посаженными цветами, наблюдение за развитием растений) .

3 неделя «В траве сидел кузнечик»

1. Беседа о кузнечиках.

2. Наблюдение за кузнечиками.

3. Чтение сказки «Кузнечик» .

4. Стихотворение «Серенада кузнечика» (Т. А. Шорыгина) .

5. Загадки, народные приметы.

6. П/и со скакалкой .

7. Пение в траве сидел кузнечик (слова Н. Носова, муз. В. Шаинского) .

8. Д/и «Угадай по описанию» .

9. Продуктивная деятельность : аппликация из пуговиц «Гусеница» .

10. чтение и пересказ (русская народная сказка «Вершки и корешки» , рассказ В. Катаева «Цветик-семицветик);

4 неделя «Бабочки-красавицы»

1. Беседа о бабочках.

2. Наблюдение за бабочками.

3. Сообщение : «Насекомые-маскировщики» .

4. «Жужжащие слова»

5. Нетрадиционное рисование : «Бабочки» .

6. Стенгазета «Вот оно какое, наше лето!» .

7. Психогимнастика «Я растение»

На фоне музыки звучит текст. Дети выполняют указанные в нем движения.

«Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в черную, значит, плодородную землю. Ты еще очень маленький росточек, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои лепесточки подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами».

Вам понравилось быть растениями? Почему? (За нами ухаживали, о нас заботились) .

1. Наблюдение за бабочкой. (Программа в д/с, с. 92)

2. Чтение сказок «Адмирал» , «Апполон» , «Златоглазка» , «Зорька»

3. Инсценировка «Три бабочки»

4. Загадки.

5. Пальчиковая гимнастика «Гусеница» , «Бабочка»

6. Д/и «Я знаю пять названий насекомых» .

7. П/и «Ловля бабочек»

8. Рисование «Бабочка-красавица» (моно-типия)

9. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

2 неделя «Попрыгунья-стрекоза»

1. Беседа о стрекозах.

2. Наблюдение за стрекозой.

3. Чтение И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

4. Инсценировка «Стрекоза и муравей» .

5. Загадки.

6. П/и «Кто самый меткий» .

7. Д/и «Стук да стук, найди слово, милый друг» .

8. Нетрадиционное рисование «Стрекозы» .

3 неделя «Паучки»

1. Беседа о паукообразных.

2. Наблюдение за пауком.

3. Чтение сказки «Паук-бродяга»

4. Стихотворение «Паучок» Т. А. Шорыгиной.

5. Загадки, приговорки.

6. П/и «Кто быстрее перенесёт предметы» .

7. Д/и «Пищевые цепочки в лесу» .

8. Продуктивная деятельность «Картонные паучки» .

4 неделя «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир »

1. Презентация «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир »

2. Д\и «Бегает, прыгает, летает » .

3. П/и «Летает , не летает »

4. Д/и «Пищевые цепочки на лугу»

5. Конкурс знатоков.

6. Аппликация салфетки «Прилетели бабочки» .

7. Драматизация отрывка сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» .

12 июля в Шатурском лицее для ребят, посещающих летние оздоровительные лагеря, была проведена игра-путешествие. В игре приняли участие команды «Радуга» из Шатурского лицея, «Солнышко» из школы № 4 и «Торнадо» из «Академии Успеха».

Педагоги предложили ребятам шесть этапов. На станции «Царство Животные» командам предстояло отгадать загадки про животных, вставить пропущенные буквы в названиях животных. На станции «Царство Растения» ребята разгадывали загадки про растения и угадывали, в какое время года они цветут. На станции «Царство Пернатые» команды соотносили изображения на рисунках с названиями птиц. На станции «Царство Грибы» ребята отвечали на вопросы викторины. На станции «Творческая» команды собирали рюкзак, куда складывали необходимые в походе вещи, составляли правила поведения в лесу и рисовали экологические знаки. В «Домашнем задании» ребята представили инсценированные песни про забавных животных.

Ребята не только весело провели время, но и приобрели навык работы в команде, а также больше узнали о природе.

Фото Сергея Коршунова.
#НашеПодмосковье

Запись По тропинкам лета впервые появилась

Экологическая игра-путешествие для младшим школьникам «По лесным тропинкам»

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, и все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку.

Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие детей в развитии сюжета игры и их желание получить результат: что-то узнать, чему-то научиться. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта природы, области экологических знаний, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве. В них нет соревновательности, но могут быть элементы конкурсного характера. Игры-путешествия требуют от детей самостоятельности и активности. Детям приходится самим выбирать маршрут, подбирать познавательный материал, придумывать задания для групп. Готовясь к играм- путешествиям, школьники работают со словарями, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал и формулируют вопросы. В играх-путешествиях большое разнообразие ролей, что немаловажно для развития субъектности детей, для удовлетворения их потребностей в активной деятельности.

Условия и требования к организации игр-путешествий:

Темы игр должны отвечать потребностям, интересам, запросам детей;

Необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно участвовать в игре;

Организовывать игры-путешествия предпочтительно по группам, чтобы, во-первых, охватить всех детей, а во-вторых, осветить разные стороны избранной темы;

Главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование;

В играх-путешествиях желателен сюжет, его придумывание развивает творчество детей.

Игра для учащихся начальной школы «По лесным тропинкам»

Класс разбивается на две команды по 10—15 человек. У каждой команды своя эмблема.

Ведущий.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды: «Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие «По лесным тропинкам».

Проходит представление команд.

«Елочка»

Под широкой темной елью

Прошлогодней пахнет прелью.

Подойдешь ты к ней — иголки

Под подошвами скользят,

Ведь в обычае у елки

Круглый год менять наряд,

Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая, А почему? Да потому, что листок-иголка живет 2 — 3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут.

Ель любят птицы, И медведь чаще всего строит свою берлогу под елью. Живет ель до 200 лет.

«Березка»

Люблю березку русскую —

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Издавна полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней! Береза — одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол ее даже в жаркие дни остается холодным. До сорока литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают мебель, фанеру. А береста — готовая природная бумага.

Ведущий . Переходим к конкурсу «Разминка команд»

Команде «Елочка» нужно ответить на вопросы:

1. Назвать пять пород лиственных деревьев.

2. Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Вопросы команде «Березка»:

1. Назвать пять пород хвойных деревьев.

2. Чем отличается ель от сосны?

Конкурс «Грибная поляна»

Ведущий.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы —

Нет под шапкой головы.

Берем по лукошку —

И скорее в путь-дорожку

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам : собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить (грибы из бумаги). Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются — лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор и другие?

Конкурс капитанов «Лесные жалобы»

Капитанам предлагается угадать, от кого поступила жалоба.

Команде «Елочка»

Команде «Березка»

«А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь)

Конкурс «Животный мир леса»

Все-все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд!

Из отдельных разрезанных частей картинки нужно собрать портрет животного. Приглашаю по одному человеку от команды.

Команды составляют из предложенных букв названия животных. Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных (можно инсценировать сказки про животных).

Конкурс «Птицы — наши друзья»

Ведущий.

Так весело в густом лесу!

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Команда «Елочка» записывает пять названий зимующих птиц.

Команда «Березка» записывает пять названий перелетных птиц.

Конкурс «А знаете ли вы, что?..»

Ведущий. Для этого конкурса члены каждой команды провели исследования, результатом которых стали интересные факты из жизни природы. Сейчас вы узнаете, что...

Команда «Елочка»

1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых — жук-носорог? (картинка) Сам весом 14 г, а может тащить груз в 1 кг 580 г.

2. Знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 т хлеба?

3. Знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?

Команда «Березка»

1. Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?

2. Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветков?

3. Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

Этот конкурс можно провести и в таком порядке: одна команда задает другой команде вопрос. Например: «Как вы думаете, сколько мышей за лето уничтожает сова?» После ответа соперника команда дает свой развернутый ответ.

Ведущий . Сейчас команды покажут вам совместно подготовленное выступление «Берегите природу».

Первый ребенок.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Второй ребенок.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Третий ребенок . Природа гибнет и просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц. Четвертый ребенок.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны и не будет красоты.

В заключение исполняется песня о природе (по выбору организаторов).

МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Игра – путешествие

» По тропинкам лета»

КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель начальных классов I квалификации

МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»

Игра – путешествие » По тропинкам лета»

Приближаются летние каникулы, а значит, и отдых наших учеников в лагерях, на летних площадках. Наша задача – увлечь детей познавательной деятельностью, чтобы время прошло с пользой. Помня о психологических особенностях младших школьников, нужно сделать их познавательную деятельность эмоционально окрашенной, доступной по изложению, красочно оформленной, придать ей элементы занимательности. Всё это и предлагается в данной разработке игры – путешествия.

Цель:

    расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях;

    воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Остановка «Вот и лето наступило»

Ведущий:

    Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? / Летом /

    Назовите летние месяцы. / Июнь, июль, август /

    Расскажите, как изменилась природа с наступлением лета.

— Приступило к работе Жаркое Лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», — решило оно. Весь лес расписало Солнце сочной зеленью. Деревья во фруктовом саду украсило яблоками и грушами, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там весёлый сенокос. Смотрит Красное Солнышко и не может налюбоваться картиной лета.

1 ученик:

Пришёл июнь. «Июнь, июнь!» —

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

2 ученик:

Вот и лето подоспело,

Земляника покраснела:

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер… Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно люди не напрасно

Называют лето красным!

3 ученик:

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И рассмеётся, до слёз рассмеётся.

4 ученик:

Редеют тучки, тая… полдневная пора;

Стоит, как шар, густая, тяжёлая жара.

Прохладой веет с речки. Ребята к ней спешат,

Их крик и смех беспечный во все концы летят.

5 ученик:

Сверкает в брызгах пламя,

Не молкнет шум и гам,

Бежит вода кругами к зелёным берегам.

И в летний хор согласный сливаются дружней

И говор речки ясной, и звонкий смех детей.

6 ученик:

Сколько утреннего света за распахнутым окном!

По земле шагает лето, ходит лето босиком.

Сколько ветра и простора!

Сколько песен и цветов!

Даль полей и гул моторов,

Эхо ранних поездов.

Сколько лета. Сколько солнца,

Сколько зелени кругом!

Вместе с птицами проснёмся.

Вместе с птицами споём.

7 ученик:

Очень славно пахнет лето:

Травкой, солнцем разогретой,

Алой сладкою клубникой

И степною ежевикой,

Терпкой, сочною листвой.

Пряной скошенной травой,

Робким дождиком грибным

И укропом молодым.

Ну, а главное не в этом!

Самый главный запах лета

Ты услышишь за станицей,

В поле зреющей пшеницы.

8 ученик:

Хорошо, что снова лето, снова солнце высоко,

Что вода в пруду нагрета, как парное молоко.

Хорошо, что рожь густая голубую пьёт росу,

Что встречают птичьи стаи нас и в поле, и в лесу.

9 ученик:

Собираем в августе урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Солнце над просторными нивами стоит,

И подсолнух зёрнами чёрными набит.

Азбука народной мудрости

    Если летом солнце восходит в тумане, днём будет тихо и душно.

    Во время восхода солнца стоит духота – вечером будет дождь.

    Воробьи летают кучами – к сухой и ясной погоде.

    Подул горячий ветер – к дождю.

    Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

    Тихая светлая ночь без росы – жди дождя.

    Венцы вокруг солнца – к дождю.

    Стрижи низко летают – дождь предвещают.

    Цветы перед дождём пахнут сильнее.

Творческая работа

Придумать рисунок к одной из примет, которая особенно запомнилась.

Остановка «Царство пернатых»

Ведущий:

Снится ночью червяку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого червяк боится?

Угадали? Это …. / птица /

А сейчас мы вспомним много интересного о птицах. Отгадайте загадки:

    Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. / Сова /

    Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. / Сорока /

    Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. / Воробей /

— Что интересного вы можете рассказать об этих птицах?

Викторина

    Какая птица выше всех летает? / Орёл /

    Какая птица самая маленькая в нашей стране? / Королёк /

    А какая самая большая в мире? / Страус /

    Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? / Одна и та же /

    У какой птице самый длинный язык? / У дятел /

    Когда гуси бывают особенно злыми? / Когда у них появляются гусята /

    Какую из лесных птиц зовут и лесной кошкой, и лесной флейтой? / Иволгу – она издаёт такие звуки /

    У какой птицы птенцы появляются зимой? / У клёста /

    Какую птицу называют водяным воробьём? / Оляпку /

    Почему в лесу нельзя громко кричать? / Июнь – месяц тишины: птицы сидят на гнёздах /

Знаешь ли ты пословицы?

Ведущий: Вспомните пословицы, в которых упоминаются синица, воробей, кулик. Объясните их смысл.

    Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Всяк кулик хвалит своё болото.

Конкурс на лучшее знание сказок

Ведущий: Вспомните названия сказок, героями которых являются птицы. Кто их автор?

    Галчонок из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

    Попугай из книги Г.Остера «Зарядка для хвоста»

    Соловей из книги Х.К.Андерсена «Соловей»

    Гусь из книги С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    Петушок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»

    Ворон и ворона из книги Х.К.Андерсена «Снежная Королева»

    Сова из книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все»

    Ласточка из книги Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

    Жар – птица из книги П.Ершова «Конёк – горбунок»

    Воробей из книги К.И.Чуковского «Тараканище»

    Утёнок из книги Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

А вы знаете, что …

    Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год 1 т хлеба.

    Кукушка за час съедает 100 гусениц.

Экологическая ситуация

    Вы гуляли по лесу и на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите?

    Для чего надо беречь птиц?

Нарисуйте плакат с запрещающими знаками.

    Где бы вы повесили эти плакаты?

Остановка «Царство растений»

Ведущий: Настало время отправится попутешествовать по лесным тропинкам. В лесу очень много тайн. И только тот откроет чудеса, кто умеет наблюдать, быть внимательным.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Ученик: Это зелёный наряд нашей планеты. Лес даёт чистый воздух. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы.

Конкурс «Цветочная поляна»

Ведущий: Наступило лето, и на смену весенним цветам приходят летние. Какие лесные цветы вы знаете?

Отгадайте загадки:

    На высокой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял шапку – шар.

/ Одуванчик /

    Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под её лохматой лапой

Светят беленькие лампы.

/ Ландыш /

    На одном растении –

Голубые, синие, фиолетовые цветочки.

/ Медуница /

Игра «Кто быстрее»

Разделите названия цветов на две группы: лесные и полевые:

василёк, ромашка, подснежник, фиалка, мак, ландыш.

— Кто знает, какие из этих растений лекарственные?

    Ромашка: её принимают при простуде и кашле. Отвар ромашки на ночь помогает заснуть – сон будет крепким и спокойным.

    Ландыш: из него делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение.

Игра «Для самых внимательных»

Перед вами изображения лесных цветов. Цветут они в разное время. Попробуйте определить, когда: весной, летом, осенью.

    Первоцвет (в), ромашка (л), лесная гвоздика (л), подснежник (в), бессмертник (о), колокольчик (л), зверобой (л), фиалка (в), голубая пролеска (в), мать – и -мачеха (в), сон – трава (в), вереск (о), медуница (в).

Конкурс «Ягодка – малинка»

Когда в лесу созревают ягоды, готовь лукошко побольше. О каких ягодах пойдёт речь?

    Ел медведь в тайге бруснику, костянику, веселику. Какая из этих ягод не существует? / Веселика /

    Какие ягоды можно собирать зимой? / Рябину, шиповник, калину, кизил /

    Чай, заваренный с этой ягодой, ароматный, густой, вкусный и полезный для здоровья. / Шиповник /

    Две сестры летом зелены, а к осени одна краснеет, а другая чернеет.

/ Смородина /

    Названия этих ягод соответствуют своему цвету. / Голубика, черника /

    Вечнозелёное растение, оно и под снегом остаётся зелёным. И ягодам тоже ни мороз, ни снег не страшны. Они такие же красные и вкусные. / Брусника /

Конкурс «Трава – мурава»

В лесу много травы, а вот о какой пойдёт речь, вы узнаете:

    Я шарик колючий, ко всем пристаю,

Расту при дороге, у всех на виду.

Задеть меня платьем прохожий боится.

Нельзя ли хоть с вами, друзья, подружиться?

/ Репей /

    Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит.

/ Крапива /

    Какое растение получило название из – за своих листьев:

снаружи – тёмных, гладких, холодных,

а изнутри – тёплых, мягких, нежных?

/ Мать – и – мачеха /

    Что за доктор Айболит

У дороги всё сидит?

/ Подорожник /

    Настойку из этого растения очень любят кошки,

её ещё называют кошачьей травой.

/ Валериана /

    Какие из этих трав лечебные? Что вы можете о них рассказать?

Конкурс «Дедушка Дерево»

Какие деревья растут в лесу? Как называются различные леса?

Выслушайте их описание и назовите.

    Большой участок леса, а на нём сплошь берёзы растут. Как называется такой лес? / Берёзовая роща /

    В этом лесу всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечного света. Этот лес называется …. / Ельником /

    Ого, а у этих деревьев даже верхушек не видать. Маленькие сосенки изо всех сил наперегонки тянутся вверх – к свету. Вот почему в этом лесу деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колонны стоят, а на них ковёр наброшен. Как называется такой лес? / Сосновый бор /

    А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Живёт он до двух тысяч лет. Жёлуди – любимое лакомство многих животных. Лес, в котором растут дубы, называют … / Дубравой /

Это интересно

Раньше на Руси всё делали из дерева: дома, укрепления, сараи, бани, колодцы, лодки, корабли, мебель. Хорошие мастера были на Руси, они могли из дерева «сплести кружева» — украшения домов. Из дерева делали посуду, инвентарь и инструменты – грабли, рубанки, плуги, бороны, телеги, сани, иконы, обувь (лапти из коры), бочки, из берёзовой коры делали туески (бидончики) для сбора ягод и хранения мёда. Вода в туесах долго не портится и остаётся холодной. Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки), игрушки, шкатулки. На Руси были построены часовни, церкви целиком из дерева, без единого гвоздя.

Правила поведения в лесу

Для того, чтобы на земле шумели леса, расцветали цветы, пели птицы, надо беречь природу. Это под силу и взрослым, и детям. Сохранность природы зависит от каждого из нас. Сейчас мы все вместе составим правила поведения в лесу и нарисуем экологические знаки. (На листе ватмана дети записывают правила и рисуют знаки, призывающие беречь природу.)

    Главное правило друзей леса: много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса — посади.

Экологическая ситуация

На лесной полянке вы увидели ярко цветущее растение. Как вы поступите?

Творческая работа

    Расскажи, что ты видел в лесу.

    Придумай диалог растений: «В одно удивительное утро разговорились растения между собой …»

    Нарисуй то, что тебе особенно понравилось в лесном путешествии.

Остановка «Царство грибов»

Какой денёк хороший: солнечно, тепло!

Берём с тобой лукошко –

И скорее в путь – дорожку.

Идём тропинкой узкой, потом свернули в лес,

Туда, где сосны рослые касаются небес,

Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.

В нашем путешествии мы встретимся с интересными обитателями леса. Отгадайте, какими?

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

/ Грибы /

Викторина

    Какой гриб считается самым ценным? Почему он назван белым?

/ Боровик. Сломанная ножка у него не темнеет, остаётся белой /

    Шляпки каких грибов в любую погоду влажные? / Маслята /

    Вспомните грибы, названия которых произошло от названий деревьев?

/ Подосиновик, подберёзовик, дубовик /

    Какие грибы называют рыжими сестричками?

/ Лисички /

    Какой гриб лечит?

/ Чага. Этот гриб растёт на берёзах. Им лечат язву желудка, некоторые опухоли /

Игра «Узнай по описанию»

    Это гриб появляется в августе, растёт во мху под ёлкой. Он звонче всех хрустит в засолке. Растут эти грибы кучками – грудами, откуда и пошло их название. /Груздь /

    Я самыё красивый, самый добрый, самый полезный. Красивый потому, что ножка у меня тонкая, стройная. На ней резная салфеточка, а уж о шляпке и говорить нечего: она у меня красная, с белыми точками. Добрый я потому, что лечу лосей, а полезный – потому, что отгоняю мух. Вот я какой замечательный. / Мухомор /

    Живут эти грибы на пнях большой семьёй. Иногда можно сразу собрать целое лукошко этого семейства. / Опята /

Это интересно

Отгадайте, что за гриб:

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай, это … / сыроежки /

Своё название они получили за то, что при засолке уже через сутки готовы к употреблению. Мир грибов удивителен. Формой, цветом поражают они. Но среди огромного мира грибов самые разноцветные – сыроежки. В лесу сыроежки выбирают красивые места. Словно разноцветное конфетти, рассыпаны крошечные сыроежки среди старых еловых иголок. На болоте, на зелёном моховом ковре стоят крепенькие жёлтые, малиновые. Коричневые грибы. Растут сыроежки повсюду: в хвойных и лиственных лесах, на болотах.

Я пойду поутру,

В травяных низинах

Сыроежек наберу

Полную корзину

Разноцветных, молодых,

Самых – самых разных:

Под дубами – голубых,

Под сосною – красных,

А под клёнами – зелёных,

Под осиной – синих.

Пусть грибов не дорогих,

Но зато красивых!

Игра «Будь внимательным»

Послушайте внимательно стихотворение и назовите грибы в том порядке, в каком они были названы.

Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Нам не надо ни одной, их обходим стороной.

Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Не пойдём на косогор – нам не нужен мухомор.

Рядышком с иголками рыжики под ёлками –

Ни малы, ни велики и лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,

Чьё – то беленькое ушко.

Это груздь – надо взять,

А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать –

И его придётся взять.

Вот и гриб боровик!

И красив он, и велик,

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

А вы знаете, что …

    Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.

    Быстрее всех трубчатых грибов растут подберёзовики – по 4 – 5 см в сутки.

    Каждый год на гектар леса выпадает свыше 2 тонн хвои, листьев, шишек, коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.

Грибные частушки

    Шоколадная папаха,

Белый шёлковый мундир.

Посмотрев, опёнок ахнул:

Настоящий командир!

    Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду – старичок.

Удивил грибок меня:

— Возраст мой – всего два дня!

    Не играйте вы, опятки,

Дотемна с Ванюшей в прятки,

Окажите Ване честь –

В кузовке местечко есть!

Викторина

    Какие лесные растения могут заменить мясо?

/ Грибы. По питательности наиболее ценны белые и шампиньоны /

    Может ли гриб есть дом?

/ Может. Это может сделать домовой гриб, который разрушает древесину /

    Какие птицы едят грибы?

/ Глухари /

    Какие грибы появляются первыми?

/ Сморчки, строчки /

Остановка «Царство зверей»

Лес – большой дом. Кто в нём живёт? Сейчас мы отправимся в чащу леса и узнаем о его обитателях.

Отгадайте о них загадки:

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её … / лиса /

    Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Видеть, знайте: это …. / лось /

    Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И сады отважный …. / ёж /

    В сосне – дупло, в дупле – тепло.

А кто в дупле живёт в тепле? / белка /

    Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. / медведь /

    Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он –

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан –

Очень грозен был … / кабана /

    Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит … / рысь /

Конкурс «Поразмыслим не спеша»

    У кого когти самые сильные?

    У медведя

    У муравьеда (он раздирает когтями деревья, разрушает термитники, роет землю, рвёт корни)

    У льва

    Зачем звери раны зализывают?

    Чтобы быстрее заживали

    Чтобы скорее прошла боль (слюна убивает микроорганизмы и раны заживают быстрее. В слюне обнаружен белок, который стимулирует размножение клеток кожи)

    С гигиенической целью

    Зачем белке пушистый хвост?

    Чтобы заметать следы

    Для красоты

    Чтобы согреться сильные морозы белка своим хвостом закрывает вход в дупло, и ей не страшны вьюги)

    Зачем зайцу длинные уши?

    Чтобы лучше слышать

    Чтобы не перегреться (заяц ими потеет. Сидит в летний день под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через большие тонкие заячьи уши)

    Чтобы тормозить на поворотах

Фотоконкурс «Узнай по портрету»

Для викторины надо подобрать необычные картинки животных.

Конкурс «Живые синонимы»

Вспомните, как и о ком у нас говорят в народе.

Злой, как … / волк /

Хитрый, как … / лиса /

Трусливый, как … /заяц /

Тихий, как … / мышь /

Косолапый, как … / медведь /

Быстрый, как … / олень /

Плюётся, как … / верблюд /

Визжит, как … / поросёнок /

Подвижная игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – медведь, остальные – грибники. Дети подходят к медведю со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, всё на нас рычит»

Грибники убегают, медведь их догоняет.

Конкурс «Литературная викторина»

Назовите произведения, в которых герои – звери.

Игра «Растения – животные»

Продолжи названия растений

    Волчье … / лыко /

    Львиный … / зев /

    Медвежье … / ушко /

    Гусиные … / лапки /

    Верблюжья … /колючка /

    Заячья … / капуста /

    Мышиный … / горощек /

    Конский … / щавель, каштан /

Творческая работа «Угадай, кто это?»

За несколько минут каждая группа учащихся составляет рассказ о животном, не называя его. Команда – соперница должна отгадать, о ком идёт речь.

Правила поведения в лесу

Давайте ещё раз повторим правила, которые должен соблюдать каждый человек, находясь на природе.

    Обсуждаются различные ситуации, которые могут произойти.

Ведущий:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это.

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

Подведение итогов игры.

Дата: 20.06.16.

Тип занятия : Игра- путешествие.

Тема: «По тропинкам лета»

Цели: расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях;

развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.

Средства воспитания : идеальные(слово), письменные описания предметов и явлений.

УУД:

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Ход занятия

-Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает.

Когда это бывает?

Назовите летние месяцы.

Расскажите, как изменилась природа с наступлением лета.

1 ученик:

Пришёл июнь. «Июнь, июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

2 ученик:

Вот и лето подоспело,

Земляника покраснела:

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер… Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно люди не напрасно

Называют лето красным!

3 ученик:

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И рассмеётся, до слёз рассмеётся.

Давайте с вами познакомимся с «Азбукой народной мудрости»

Азбука народной мудрости(Слайд1)

Если летом солнце восходит в тумане, днём будет тихо и душно.

Во время восхода солнца стоит духота – вечером будет дождь.

Воробьи летают кучами – к сухой и ясной погоде.

Подул горячий ветер – к дождю.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Тихая светлая ночь без росы – жди дождя.

Венцы вокруг солнца – к дождю.

Стрижи низко летают – дождь предвещают.

Цветы перед дождём пахнут сильнее

Летом

Июнь, июль, август /

Высказывают свое мнение.

Читают подготовленные стихотворения.

Знакомятся с азбукой.

2.Проведение викторин.

Остановка "Царство пернатых"

Ведущий (Слайд 2)

Снится ночью червяку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого червяк боится?

Угадали? Это ….

А сейчас мы вспомним много интересного о птицах. Отгадайте загадки:

Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Маленький мальчишка в сером армячишке.

По дворам шныряет, крохи собирает.

Что интересного вы можете рассказать об этих птицах?

Викторина

1.Какая птица выше всех летает?

2.Какая птица самая маленькая в нашей стране?

3.А какая самая большая в мире?

4.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?

5.У какой птице самый длинный язык?

6.Когда гуси бывают особенно злыми?

7.Какую из лесных птиц зовут и лесной кошкой, и лесной флейтой?

8.У какой птицы птенцы появляются зимой?

9.Какую птицу называют водяным воробьём?

10.Почему в лесу нельзя громко кричать?

Конкурс на лучшее знание сказок(Слайд 3-11)

Ведущий: Вспомните названия сказок, героями которых являются птицы. Кто их автор?

Галчонок из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Попугай из книги Г.Остера «Зарядка для хвоста»

Гусь из книги С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Петушок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Ворон и ворона из книги Х.К.Андерсена «Снежная Королева»

Сова из книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Ласточка из книги Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Жар – птица из книги П.Ершова «Конёк – горбунок»

Утёнок из книги Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

А вы знаете, что …

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год 1 т хлеба.

Кукушка за час съедает 100 гусениц.

Остановка "Царство растений"

Ведущий: Настало время отправится попутешествовать по лесным тропинкам. В лесу очень много тайн. И только тот откроет чудеса, кто умеет наблюдать, быть внимательным.

(Слайд 12)

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Конкурс «Цветочная поляна»

Ведущий: Наступило лето, и на смену весенним цветам приходят летние. Какие лесные цветы вы знаете?

Отгадайте загадки: (Слайд13)

На высокой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял шапку – шар.

(Слайд 14)

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под её лохматой лапой

Светят беленькие лампы.

(Слайд 15)

На одном растении –

Голубые, синие, фиолетовые цветочки.

Игра «Кто быстрее»

Разделите названия цветов на две группы: лесные и полевые:

василёк, ромашка, подснежник, фиалка, мак, ландыш.

Кто знает, какие из этих растений лекарственные?

Игра «Для самых внимательных»(Слайд 16-17)

Перед вами изображения лесных цветов. Цветут они в разное время. Попробуйте определить, когда: весной, летом, осенью.

Первоцвет (в), ромашка (л), лесная гвоздика (л), подснежник (в), колокольчик (л), зверобой (л), фиалка (в), голубая пролеска (в).

Конкурс «Ягодка – малинка»

Когда в лесу созревают ягоды, готовь лукошко побольше. О каких ягодах пойдёт речь?

Ел медведь в тайге бруснику, костянику, веселику. Какая из этих ягод не существует?

Какие ягоды можно собирать зимой?

Чай, заваренный с этой ягодой, ароматный, густой, вкусный и полезный для здоровья.

Две сестры летом зелены, а к осени одна краснеет, а другая чернеет.

Названия этих ягод соответствуют своему цвету.

Вечнозелёное растение, оно и под снегом остаётся зелёным. И ягодам тоже ни мороз, ни снег не страшны. Они такие же красные и вкусные.

Конкурс «Трава – мурава»

В лесу много травы, а вот о какой пойдёт речь, вы узнаете:

Я шарик колючий, ко всем пристаю,

Расту при дороге, у всех на виду.

Задеть меня платьем прохожий боится.

Нельзя ли хоть с вами, друзья, подружиться?

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит.

Какое растение получило название из – за своих листьев:

снаружи – тёмных, гладких, холодных,

а изнутри – тёплых, мягких, нежных?

Что за доктор Айболит

У дороги всё сидит?

Настойку из этого растения очень любят кошки,

её ещё называют кошачьей травой.

Это интересно

Раньше на Руси всё делали из дерева: дома, укрепления, сараи, бани, колодцы, лодки, корабли, мебель. Хорошие мастера были на Руси, они могли из дерева «сплести кружева» - украшения домов. Из дерева делали посуду, инвентарь и инструменты – грабли, рубанки, плуги, бороны, телеги, сани, иконы, обувь (лапти из коры), бочки, из берёзовой коры делали туески (бидончики) для сбора ягод и хранения мёда. Вода в туесах долго не портится и остаётся холодной. Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки), игрушки, шкатулки. На Руси были построены часовни, церкви целиком из дерева, без единого гвоздя.

Слушают

Воспринимают

Птица

Сова

Сорока

Воробей

Отвечают

Орёл

Королёк

Страус

Одна и та же

У дятел

Когда у них появляются гусята

Иволгу – она издаёт такие звуки

У клёста

Оляпку

Июнь – месяц тишины: птицы сидят на гнёздах

Внимательно слушают

Внимательно слушают

Это зелёный наряд нашей планеты. Лес даёт чистый воздух. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы.

Одуванчик

Ландыш

Медуница

Распределяют по группам:

Лесные: подснежник, фиалка, ландыш.

Полевые: василек, ромашка, мак. Ромашка: её принимают при простуде и кашле. Отвар ромашки на ночь помогает заснуть – сон будет крепким и спокойным.

Ландыш: из него делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение.

Веселика

Рябину, шиповник, калину, кизил

Шиповник

Смородина

Голубика, черника

Брусника

Репей

Крапива

Мать-и-мачеха

Подорожник

Валерина

3. Подведение итогов

Давайте с вами подведем итоги нашего сегодняшнего мероприятия.

Подсчитайте, пожалуйста, цветочки, которые вы зарабатывали в процессе викторин.

Подводят итоги.

4. Рефлексия

Какое растение получило свое название из-за своих листьев?

Из чего раньше все делали на Руси? Расскажите об этом?

Сколько мышей сова уничтожает за год?

Мать-и-мачеха

Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:_____________________

Руководитель практики:__________________

Отметка:________________________



Рекомендуем почитать

Наверх