Какие самолеты стоят на вооружении израиля. Летчик-репатриант об особенностях ВВС Израиля

Диеты 27.06.2019

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОБЗРЕНИЕ №9/2007, стр.49-53

Капитан I ранга А. КАРПОВ

Военно-воздушные силы Израиля являются самостоятельным видом вооруженных сил. Они предназначены для проведения воздушных операций, завоевания господства в воздухе, непосредственной поддержки сухопутных войск и ВМС, воздушной разведки, обеспечения выброски воздушных десантов и транспортировки грузов по воздуху. ВВС рассматриваются израильским командованием как главная ударная сила при ведении боевых действий любого масштаба и основное средство для решения задач противовоздушной обороны.

По состоянию на 1 января 2007 года ВВС Израиля насчитывают около 35 тыс. человек. После проведения мобилизационных мероприятий их численность может быть доведена до 59 тыс.

На вооружении ВВС состоят: 89 самолетов F-15 (А, В, С, D и I), 206 F-16 (А, В, С и D), 12 F-16I (планируется поставить 102 машины), 5RC-12D, 39 A-4N «Скайхок», 10 Боинг 707, два Боинг 707 «Фал-кон», три G 550, два ЕС-130, три IAI-1124 «Сискан», пять КС-130Н, 11 С-47, шесть IAI-202, «Арава», восемь Do-28, два «Исландэр», четыре Бич 200 «Супер Кинг Эр», 20 Цессна U-206, 12 Бич 80 «Куин Эр», 43СМ-170,17 Гроб-120,26 ТА-4Ни J; вертолеты 55 АН-IE и F «Кобра», 33 Хьюз 500MD, 40 АН-64А, AH-64D (заказано 18 машин), семь AS-565SA, 41 CH-53D, 24 S-70A, 14 UH-60, 34 Белл 212, 43 Белл 206; БЛА «Скаут», «Сичер», «Пионер», «Файерби», «Самсон», «Делайн», «Хантер», «Гермес-450», «Скай Аи» и «Гарпи», а также ЗУР «Эрроу», «Хок», «Пэтриот» и «Чапарэл».

В составе ВВС имеются следующие рода авиации: истребительно-бомбардировочная, истребительная ПВО, разведывательная и транспортная. Базируются самолеты и вертолеты израильских ВВС в основном на АвБ Бикат-Увда, Под, Мицпе-Рамон, Пальмахим, Рамат-Давид, Тель-Авив, Тель-Ноф, Телль-эль-Мильх, Хацор и Хацерим .

В боевом составе ВВС насчитываются десять авиационных баз, 16 эскадрилий боевой и десять -вспомогательной авиации, десять вертолетных эскадрилий, девять дивизионов зенитных управляемых ракет (ЗУР) «Хок» и «Усовершенствованный Хок», три смешанных зенитных артиллерийских дивизиона «Чапарэл-Вулкан» и девять зенитных артиллерийских, а также две эскадрильи разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

Система базирования ВВС Израиля

Руководство ВВС осуществляет командующий, который непосредственно подчинен начальнику генерального штаба. Командующему подчиняются штаб ВВС, авиабазы, отдельные дивизионы ЗУР «Хок» и «Усовершенствованный Хок», отдельные зенитные артиллерийские и смешанные дивизионы «Чапарэл-Вулкан», радиотехнические войска, военные учебные заведения и тыл ВВС.

Высшая организационная единица ВВС - авиабаза. В ее состав, как правило, входят штаб, от двух до шести авиационных эскадрилий, дивизион ЗУР «Усовершенствованный Хок» или зенитный артиллерийский дивизион, подразделения радиотехнических войск и материально-технического обеспечения.

Основной тактической единицей ВВС является авиакрыло. Оно включает две - четыре эскадрильи, каждая из которых состоит из трех-четырех звеньев. На вооружении эскадрильи имеется от 12 до 25 однотипных боевых и учебно-боевых самолетов.

Руководство силами и средствами ПВО осуществляет заместитель командующего ВВС - командующий ПВО. В его непосредственном подчинении находятся зенитные ракетные войска, истребительная авиация, зенитная артиллерия и радиотехнические войска.

Зенитные ракетные войска включают отдельные дивизионы ЗУР «Хок» и «Усовершенствованный Хок», а также отдельные смешанные зенитные артал-лерийские дивизионы «Чапарэл-Вулкан».

Основу сил противовоздушной обороны составляет истребительная авиация. Она сведена в эскадрильи самолетов F-15 и «Кфир».

В мае 1994 года министерство обороны Израиля заключило договор с американской фирмой «Боинг» на производство и поставку 25 тактических истребителей F-151 (представляют собой экспортный вариант американских F-15Е «Страйк Игл»), предназначенных в основном для нанесения ударов по наземным целям. Отличием новой машины от базовой модели является ее оснащение комплектом аппаратуры РЭБ SPS-2100 израильского производства, в состав которого входят станция постановки активных помех, приемник предупреждения об облучении, а также средства предупреждения о ракетной атаке.

Первые истребители F-15I прибыли в Израиль в январе 1998 года. В ноябре того же года десять таких самолетов были размещены на авиабазе Тель-Ноф, расположенной в центральной части страны. С 1998 года F-151 участвуют в различного рода мероприятиях, проводимых как на национальной территории, так и за ее пределами. Так, в первой половине октября 1998 года три израильских самолета этого типа принимали участие в ежегодных американских учениях «Рэд флэг» (АвБ Неллис, штат Невада). Для их обслуживания привлекались 35 израильских военнослужащих.

После завершения поставок все F-15I поступили на вооружение 69-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Израиля. По сообщениям национальных военных СМИ, это подразделение было способно вести боевые действия в полном объеме уже к середине 1999 года. Руководство МО отмечало, что освоение новых машин не потребовало значительных материальных затрат в связи с наличием необходимой инфраструктуры и опыта эксплуатации самолетов F-15 других модификаций. Кроме того, ведущие израильские предприятия участвовали в изготовлении агрегатов и узлов для самолетов, заказ на постройку которых был выдан фирме «Боинг», что существенно упростило обеспечение новых машин запасными частями.

Как отмечают зарубежные эксперты, поступление на вооружение ВВС Израиля тактических истребителей F-15I обеспечивает вооруженным силам страны возможность нанесения эффективных ударов по наземным целям, расположенным на удаленных рубежах. Вместе с тем эти самолеты повысили возможности израильской системы ПВО, поскольку оснащены современными многофункциональными бортовыми РЛС APG-70 и являются носителями УР класса «воздух - воздух» различного типа. Потребность в таких машинах объясняется необходимостью укрепления ВВС Израиля, так как в последние годы отмечалось некоторое снижение их превосходства в технической оснащенности по сравнению с военно-воздушными силами соседних государств, руководители которых принимают энергичные меры по их перевооружению современными самолетами. При этом подчеркивается, что F-15I имеют наиболее высокие боевые возможности по сравнению с тактическими истребителями военно-воздушных сил других стран, расположенных в данном регионе. Как отмечают западные эксперты, что тактические характеристики самолетов F-15S ВВС Саудовской Аравии, которые также являются модификацией американских тактических истребителей F-15E, несколько ниже, чем у израильских машин. Они объясняют это тем, что на истребителях арабского государства установлены упрощенные бортовые РЛС APG-70 (менее мощный процессор, бортовая ЭВМ с меньшим объемом памяти и т. д.).

Кроме того, задачи по перехвату воздушных целей отрабатывает летный состав истребительно-бомбардировочных эскадрилий. При необходимости свыше 25 проц. самолетов F-16 и F-4 могут привлекаться для решения задач ПВО.

Радиотехнические войска включают части и подразделения радио- и радиотехнической разведки, радиолокационного обеспечения, а также визуального наблюдения за воздушной обстановкой.

В районах Цефат, Эль-Бира и Мицпе:Рамон развернуты радиолокационные посты ПВО. При необходимости в интересах ПВО с целью усиления контроля воздушного пространства могут использоваться принадлежащие ВВС посты управления авиацией.

Система ПВО Израиля является объектово-зональной. Приоритет отдается защите важных государственных, военных и промышленных объектов, расположенных преимущественно в центральной и северной частях страны.

Силы и средства ПВО организационно сведены в три эшелона. Основу первого эшелона составляет дивизион противоракетных комплексов (ПРК) «Эрроу» (две батареи). В каждой батарее шесть транспортно-пусковых установок по шесть противоракет «Эрроу-2». Боевое дежурство ПРК «Эрроу» организовано на авиабазе Пальмахим (15 км южнее г. Тель-Авив) и в районе Эйн-Шемер (70 км северо-восточнее столицы). Основа второго эшелона ПВО - это батареи зенитных управляемых ракет «Пэтриот». Корабли УРО из состава 6-го оперативного флота ВМС США, находящиеся на боевом патрулировании у Средиземноморского побережья Израиля, являются третьим эшелоном.

В связи с особенностями геостратегического положения страны и необходимостью быть готовым к немедленному отражению внешней агрессии в ВВС Израиля имеется лишь одна степень боевой готовности - постоянная. В случае внезапного нападения противника требуется выиграть время и дать возможность провести мобилизацию остальных родов войск. Временной интервал между объявлением тревоги и взлетом самолетов не превышает 15 мин. При объявлении чрезвычайной боеготовности пилоты дежурят непосредственно в самолетах.

В этом виде вооруженных сил создана система подготовки личного состава, основными элементами которой являются обучение в военных учебных заведениях ВВС, изучение прикладных дисциплин в военных и гражданских учебных заведениях, а также совершенствование боевой выучки в частях и подразделениях.

Как отмечается в зарубежных СМИ, к числу таких военных учебных заведений относятся: академия ВВС (обучаются экипажи самолетов, расположена на авиабазе Хацерим), техническая школа (обслуживающий персонал, АвБ Хайфа), школа ПВО (личный состав подразделений ЗРВ и РТВ, н. п. Герцлия) и авиационная профессиональная школа (руководители полетов, связисты, персонал систем управления и другие специалисты, н. п. Бикат-Увда).

Курсы по изучению прикладных авиационных дисциплин организованы на базе командно-штабного колледжа ВВС, а также Иерусалимского университета и других гражданских высших учебных заведений.

Тактический истребитель F -15 I «Тандер»

Подготовка в частях и подразделениях является более длительным процессом, предусматривающим индивидуальное совершенствование базовой подготовки военнослужащего в служебное и неслужебное время. Командиры всех уровней несут персональную ответственность за прохождение соответствующих программ своими подчиненными. Все это позволяет добиться высокого уровня профессионализма личного состава, необходимого для эффективного применения и грамотной эксплуатации современной авиационной техники.

Наиболее пристальное внимание руководство военного ведомства страны уделяет подготовке летного состава. При разработке методики его обучения широко используется опыт военных ведомств ведущих западных стран, и в первую очередь США. Подготовка летного и штурманского состава осуществляется в академии ВВС, которая была открыта в 1950 году. В процессе обучения курсантов большое внимание уделяется не только приобретению ими летных навыков, но и воспитанию их как будущих офицеров. До зачисления в академию кандидаты проходят строгий отбор. Местные призывные пункты занимаются поиском молодых людей с наиболее подходящими качествами для освоения профессии военного летчика, которых приглашают для прохождения первой фазы подготовки (в течение недели). В ходе ее проверяются как личные качества абитуриентов, так и их коммуникабельность. Успешно завершившие эту фазу приступают к летной практике на самолетах компании «Цессна», после чего совершенствуют приобретенные навыки на машинах типа «Фуга Мажистер». Курс обучения разбит на четыре семестра (общая продолжительность два года). По завершении его курсанты проходят аттестацию для продолжения учебы в качестве летчиков самолетов или вертолетов, штурманов либо бортовых инженеров. Дальнейшая их специализация осуществляется по двум направлениям: боевая и транспортная авиация. Как отмечают зарубежные СМИ, академию ВВС заканчивают только 10 проц. курсантов, первоначально поступивших в нее.

Техническая школа ВВС Израиля является основным учебным заведением, обеспечивающим потребности в обслуживающем персонале этого вида вооруженных сил с первых дней его создания. За прошедшие годы задачи школы существенно расширились. В настоящее время она обеспечивает подготовку всех наземных специалистов, необходимых для национальных ВВС. Кроме того, на ее базе организованы различные курсы переподготовки инженерно-технического состава боевых подразделений. В состав технической школы входят два высших учебных заведения - в н. п. Беэр-Шева и на авиабазе Хайфа.

Программа боевой подготовки составляется с учетом стоящих перед ВВС задач, особенностей физико-географического положения страны и малой протяженности территории. Большое внимание уделяется отработке навыков выполнения боевых приемов на тренажерах. Для моделирования сложной воздушной обстановки широко применяется компьютерная техника и специальная аппаратура.

В 2006 году мероприятия боевой подготовки ВВС Израиля отрабатывались в ходе комплексных, летно-тактических и командно-штабных учений, а также повседневной боевой учебы. Особое внимание уделялось вопросам боевого применения авиации за пределами Израиля, взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС. Главным событием, оказавшим значительное влияние на процесс боевой подготовки летного состава ВВС страны в 2006 году, стало его участие в боевых действиях против группировки «Хезболлах» на территории Ливана. Кроме этого, израильские ВВС отрабатывали выполнение боевых задач с применением оружия в ходе вылетов в районы сектора Газа и Западного берега р. Иордан.

В зарубежных СМИ отмечается, что в ходе военной операции против ливанской шиитской организации «Хезболлах» (июль-август 2006 года) тактическая авиация ВВС Израиля решала свойственные ей задачи, такие как: нанесение авиационных ударов по объектам инфраструктуры и позициям ракетных установок, непосредственная авиационная поддержка подразделений сухопутных войск, сбор разведывательных данных о деятельности вооруженных формирований «Хезболлах».

За период активной фазы было совершено более 7 000 боевых вылетов (до 200-220 в сутки). Основная нагрузка легла на экипажи тактических истребителей F-16. Ракетно-бомбовым ударам подверглись места предполагаемого пребывания боевиков - практически все объекты инфраструктуры Ливана: жилые кварталы населенных пунктов, автомагистрали, мосты, аэропорты, морские порты, плотины, электростанции. В результате был нанесен значительный ущерб экономике страны, в частности выведены из строя свыше 500 км автомобильных дорог, более 60 мостов, около 800 промышленных предприятий, разрушено не менее 15 тыс. жилых домов.

По оценкам западных аналитиков, в целом военно-воздушные силы Израиля являются одним из наиболее боеготовых видов ВС страны. Они способны выполнять боевые задачи по обеспечению национальных интересов и безопасности государства в полном объеме. Планомерная реализация руководством страны программ модернизации самолетного парка боевой авиации и оснащения ее новыми системами вооружения позволит сохранить тенденцию к закреплению превосходства ВВС Израиля над военно-воздушными силами арабских государств Ближнего Востока.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ. ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ ИЗРАИЛЯ

В оперативном отношении вооруженные силы подразделяются на три территориальные округа (Северный, Центральный и Южный), а по родам войск - на сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы.

Общенациональная армия . Израильская армия насчитывает сравнительно небольшое число кадровых военнослужащих и состоит преимущественно из военнослужащих срочной службы и резерва (число кадровых военнослужащих относительно велико в ВВС и ВМС). По этой причине израильские вооруженные силы, в отличие от большинства других армий, не образуют замкнутую профессиональную корпорацию, но в полном смысле слова являются общенациональной армией. Следствие этого - заинтересованность Армии обороны Израиля в повышении профессионального и общеобразовательного уровня населения страны. Мобилизованные получают в армейских технических школах знания и навыки, необходимые в современном военном деле; специальные образовательные программы направлены на расширение и углубление знаний солдат в области еврейской истории, географии, археологии Израиля и т. п.; армия заботится о том, чтобы новые репатрианты и новобранцы, формальное образование которых осталось незавершенным, лучше овладели навыками чтения и письма; армия направляет специально подготовленных девушек-инструкторов в города развития для ликвидации неравенства в сфере образования.

В Цах але существует ряд особых программ службы, в том числе:

Иешивот х а-х есдер - специальный вариант срочной службы, при котором службу совмещают с учебой в иешиве. Эта служба предназначена для учеников средних школ-иешив (иешивот тихонийот ), призывников Цах ала. Срок такой службы - 4 года, в том числе 16 месяцев боевой службы, а остальное время - учеба в иешиве. В августе 2005 г. численность солдат и офицеров, служащих в Цах але по этой программе, достигла шести тысяч человек, из них 88% - в боевых частях.

В задачи ПВО входят:

  • Обеспечение противовоздушной обороны страны. Эту задачу выполняют зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» и усовершенствованные комплексы HAWK во взаимодействии с системой управления и контроля и истребительной авиацией.
  • Обеспечение противоракетной обороны страны. Предупреждение о пуске баллистических ракет в сторону Израиля поступает от сети американских спутников раннего оповещения. Перехват осуществляется специализированными противоракетами «Хец-2», а в случае неудачи - ракетами «Пэтриот».
  • Оборона отдельных военных и гражданских объектов (например, базы ВВС, ядерный центр в Димоне).
  • Противовоздушная оборона сухопутных войск. Эту задачу выполняют мобильные средства ПВО, на вооружении их дивизионов находятся зенитно-ракетные комплексы «Стингер», «Чапарэль», а также ракетно-артиллерийские комплексы «Махбет».
  • Охрана и наземная оборона баз ВВС.

Первые системы ПВО (40-мм зенитные пушки L-70) были поставлены Израилю правительством ФРГ в 1962 г.; в том же году в Израиль из США поступили первые зенитно-ракетные комплексы HAWK. Именно Германия и США поддерживали развитие ПВО Израиля и на протяжении всех последующих лет. По состоянию на 2002 г., Израиль располагал 22 батареями тяжелых зенитно-ракетных комплексов, а также примерно 70 переносными установками легких зенитно-ракетных комплексов.

Израильский военно-морской флот длительное время оставался наименее развитым родом войск. Однако после беспрецедентных успехов в 1973 г. (19 уничтоженных судов неприятеля без потерь с израильской стороны) начался период быстрого развития, и в настоящее время израильские ВМС считаются не только одними из наиболее оперативных в мире, но и доминантной морской силой в бассейне Восточного Средиземноморья.

В военно-морском флоте Израиля служит около 9500 человек; во время мобилизации численного личного состава ВМС достигают 19 500 человек. Израильский военный флот (данные за 2002 г.) располагает шестью подводными лодками (три - устаревшей модели «Гал», заложены в 1973–74 гг., сданы в строй в 1976–77 гг.) и три - модели «Долфин», заложены в 1994–96 гг., сданы в строй в 1999–2000 гг.), пятнадцатью (по другим данным - двадцатью) корветами типа «Эйлат» и ракетными катерами типов «Хец», «Алия» и «Решеф» и тридцатью тремя сторожевыми катерами.

В Цах але и полиции создано несколько подразделений, главная задача которых - противостояние террору . Среди них: Ямам - специальное подразделение полиции по борьбе с террором, ответственное за антитеррористические операции на территории Израиля; Саерет Маткал (Разведка Генерального штаба), ответственная за антитеррористические операции за пределами страны; Шаетет-13 (13-я флотилия, спецназ ВМФ, ответственная за антитеррористические операции за рубежом с участием морских сил); Лотар Эйлат (Лотар - лохма бе-террор /борьба с террором/, подразделение 7707, ответственное за антитеррористические операции на территории Израиля в районе города Эйлат; из-за географической удаленности Эйлата и его близости к египетской и иорданской границам было решено создать для него отдельное подразделение). Кроме того, антитеррористические спецподразделения были созданы в каждом из военных округов: Саерет «Голани» (разведрота пехотной бригады «Голани») - в Северном, Саерет Цанханим (разведрота парашютно-десантной бригады), Саерет Нахал (разведрота пехотной бригады Нахал) и Саерет «Дувдеван» (спецподразделение так называемых мистарвим , действующее в арабском камуфляже на контролируемых территориях) - в Центральном и Саерет «Гив‘ати» (разведрота пехотной бригады «Гив‘ати») - в Южном военном округе. В 1995 г. для противостояния «партизанской войне» в Ливане была воссоздана Саерет «Эгоз» (расформированная в 1974 г. вместе с Саерет «Херув» и Саерет «Шакед»); впоследствии бойцы этого отряда внесли неоценимый вклад в борьбу с палестинским террором на Западном берегу (Иудее и Самарии) и в Газе.

Ядерный потенциал . Существование постоянной угрозы национальной безопасности со стороны арабских соседей вынуждает Израиль сохранять в стране мощные вооруженные силы, оснащенные современными средствами вооруженной борьбы, включая и оружие массового поражения. Хотя Израиль никогда не проводил открытых ядерных испытаний, согласно имеющимся оценкам, Израиль ныне занимает шестое место в мире среди ядерных держав после США, России, Англии, Франции и Китая. Ядерная программа Израиля была начата еще в 1950-е годы; у ее истоков стояли Д. Бен-Гурион и Ш. Перес . Научное обеспечение ядерной программы осуществлялось коллективом ученых из . В 1952 г. под контролем Министерства обороны была создана Комиссия по ядерной энергии во главе с Э. Д. Бергманом . В 1956 г. Израиль заключил секретное соглашение с Францией о постройке плутониевого ядерного реактора. Реактор начали возводить в отдаленном уголке пустыни Негев , около Димоны . Установка для переработки облученного топлива была создана в 1960 г., а реактор мощностью 26 МВт введен в строй в 1963 г. (Сейчас мощность реактора достигает 150 МВт, что по оценкам специалистов, позволяет получать оружейный плутоний в количестве, достаточном для производства более десяти бомб средней мощности в год.) К Шестидневной войне уже были собраны первые два ядерных устройства, начиная с 1970 г. Израиль стал производить от трех до пяти ядерных зарядов в год. При этом Израиль отказался подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, достигнув взаимопонимания с администрацией США (и лично с президентом Р. Никсоном), согласно которому, «предполагалось, но не признавалось», что Израиль является государством, располагающим ядерным оружием. Только 13 июля 1998 г. на пресс-конференции в Иордании Ш. Перес, бывший тогда премьер-министром Израиля, впервые публично признал, что Израиль обладает ядерным оружием, однако ни он, ни кто-либо другой из израильских руководителей ни тогда, ни позднее не обнародовали никаких деталей, относящихся к этой сфере. По разным оценкам, Израиль потенциально может иметь к настоящему времени от ста до пятисот ядерных боезарядов, совокупный тротиловый эквивалент которых может составлять до пятидесяти мегатонн. Начиная с 1963 г. в Израиле создаются баллистические ракетные системы, способные нести ядерные боеголовки. Еще в 1989 г. успешные испытания прошла баллистическая ракета «Иерихо-2Б» с дальностью действия до 1,500 км, способная поражать цели, в том числе и на всей территории Ливии и Ирана. Вооруженные силы Израиля располагают также и авиационными средствами доставки ядерного оружия (в том числе самолетами F-16, F-4E «Фантом» и A-4N «Скай Хок» американского производства). Израиль - единственная на Ближнем Востоке держава, с высокой степенью вероятности имеющая ядерные системы оружия наземного, морского и воздушного базирования.

Оборонные расходы Израиля в 2002 г. составили 9,84 миллиарда долларов (1984 г. - 4,3 млрд долларов). Хотя оборонные расходы Израиля неуклонно растут, в пересчете на душу населения они остаются относительно стабильными, хотя и весьма высокими - примерно полторы тысячи долларов в год.

Большой вклад в поддержание обороноспособности Израиля вносит военная помощь, получаемая Израилем от США. Впервые Израиль получил безвозмездную военную помощь от США в 1974 г. (на сумму в полтора миллиарда долларов). За период с 1974 по 2002 гг. Израилем была получено от США безвозмездная военная помощь на общую сумму 41,06 миллиардов долларов. При этом большую часть средств военной помощи Израиль обязан тратить в США, на приобретение военной техники, запчастей, боеприпасов и снаряжения, что сковывает развитие предприятий оборонной промышленности в самом Израиле.

Закупки, производство и экспорт вооружения . Первые крупные закупки вооружения были сделаны в 1948 г. в Чехословакии (винтовки, пулеметы, а позднее - истребители типа «Мессершмидт»). Одновременно Израиль покупал оружие во Франции и в других странах, а также приобретал излишки американского военного оборудования. В 1952 г. Израиль подписал с правительством США соглашение о закупках военного оборудования, однако в этот период доля военных закупок Израиля в США была незначительна. Первые реактивные самолеты израильских ВВС - «Метеор» - были куплены у Великобритании, которая со временем превратилась в главного поставщика военно-морского оборудования, прежде всего - эскадренных миноносцев и подводных лодок. В 1950-х гг. Франция постепенно становится главным поставщиком вооружения Армии обороны Израиля (прежде всего - реактивных самолетов) - вплоть до эмбарго на поставки вооружения Израилю, наложенного 2 июня 1967 г. президентом де Голлем. В 1960-х гг. возрастает роль США как поставщика вооружения для Армии обороны Израиля, - однако главным поставщиком США становятся только после Шестидневной войны.

Мощь Армии обороны Израиля определяется не только современным оружием, закупаемым за границей, но в значительной степени зависит от индустриальной инфраструктуры, с которой израильские вооруженные силы образуют единый военно-промышленный комплекс: вооруженные силы ставят перед израильской военной промышленностью технические задачи, а военная промышленность обогащает арсенал Цах ала своими техническими достижениями, открывающими новые оперативные возможности. Высокий уровень израильской военной промышленности является результатом не столько экономических факторов, сколько политических решений, так как с первых же дней существования еврейского государства стало очевидно, что в чрезвычайных обстоятельствах нельзя полагаться на доставку заказанного за рубежом оружия и снаряжения. Сегодня продукция израильской промышленности охватывает практически все основные отрасли военного производства и включает электронное и электрическое оборудование (в частности, радарное и телекоммуникационное оборудование - область, в которой Израиль находится в ряду лучших мировых производителей), точное оптическое оборудование, легкое стрелковое вооружение, артиллерийские орудия и минометы, ракеты, некоторые из которых являются совершеннейшими в своем классе, танки, самолеты (легкие - для оперативной связи и морского патрулирования, транспортные, беспилотные, истребители и истребители-бомбардировщики), боевые суда, боеприпасы, личное снаряжение, военно-медицинское оборудование и т. д.

К началу 2002 г. общее число предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) Израиля составляло около ста пятидесяти, а общая численность занятых на оборонных предприятиях превысила пятьдесят тысяч человек (из них около двадцати двух тысяч человек заняты в трех государственных компаниях: концерне «Авиационная промышленность», объединении «Военная промышленность» и в Ведомстве по разработке вооружений «Рафаэль»).

Суммарный объем производства ВПК Израиля в 2001 г. превысил 3,5 млрд долларов, причем израильские оборонные предприятия подписали контракты на экспорт своей продукции на сумму 2,6 млрд долларов (на долю Израиля приходится 8% от мирового экспорта вооружений). Израильская военная промышленность не только обеспечивает значительную часть потребности Цах ала в вооружении, оборудовании и снаряжении, но и на сотни миллионов долларов экспортирует свою продукцию в Южную (Аргентина, Чили, Колумбия, Перу) и Центральную (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор, Мексика) Америку, Южную Африку, Восточную Азию (Сингапур, Тайвань, Таиланд) и многие другие страны, избегающие огласки своих военных закупок в Израиле, а также в страны НАТО, включая США. В последние годы Израиль успешно развивает военно-техническое сотрудничество с Китаем, Индией, Турцией, странами Восточной Европы.

Продукция израильской военной промышленности пользуется спросом на мировом рынке благодаря своему высокому качеству. Переоборудованные израильскими предприятиями в последние годы самолеты стоят на вооружении Хорватии, Румынии, Турции, Замбии, Камбоджи, Бирмы, Шри-Ланки и других стран. Израиль контролирует 90% мирового рынка беспилотных самолетов, причем основным их покупателем являются США; эту технику приобретают также многие другие страны. Среди важных объектов израильского экспорта военной техники следует также отметить средства связи (например, системы поиска и обнаружения катапультировавшихся пилотов самолетов и вертолетов, а также разведчиков и бойцов спецназа, позволяющие установить их местонахождение с точностью до 10 м); прицелы и приборы ночного видения как для стрелкового оружия, так и для бронетехники и вертолетов; электронные системы управления боевыми действиями для подразделений различного уровня; радиолокационные установки для разных видов вооружений; средства поиска и обнаружения мин, неразорвавшихся снарядов (что весьма актуально для многих стран Азии и Африки); роботы для безопасного подрыва обнаруженных взрывных устройств; стрелковое оружие и многие другие виды военного оборудования и снаряжения. Преимуществом израильского вооружения и военной техники, поставляемой на внешний рынок, является то, что практически вся она была испытана в реальных боевых действиях, доработана в соответствии с требованиями полевых условий ее эксплуатации и поэтому отличается весьма высокой надежностью. Доходы от экспорта военной промышленности Израиля служат ее дальнейшему развитию.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Cтатья об израильских ВВС. Вдохновился на нее сообщением, что лучший в мире летчик-истребитель (согласно Гиннесу), на чьем боевом счету около 20 сбитых советских МИГов и СУхих - это полковник Хейль Авир Гиора Эпштейн, а за ним - еще толпа израильских асов. Впрочем, статья об израильских летчиках-асах еще впереди

Эмблема Военно-Воздушных сил Израиля


©Alexander Shulman
Александр ШУЛЬМАН

Израильские военно-воздушные силы

История боевых побед израильских военно-воздушных сил берет свое начало 3 июня 1948 года. В этот день командир эскадрильи Модди Алон на истребителе «мессершмит» сбил в небе над Тель-Авивом два вражеских бомбардировщика «Дакота», шедших на бомбежку густонаселенных кварталов еврейской столицы.
Еще в конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов в летной школе «Авирон», первые выпускники которой в составе британских королевских ВВС приняли участие в воздушной «Битве за Англию» в годы Второй мировой войны. В 1943 году летная школа «Авирон» стала составной частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии. Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947 года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании «Шерут Авир» (в переводе с иврита - воздушная служба), впоследствии переименованной
в «Хейль Авир» (военно-воздушные силы).
Создавать израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость. У молодого еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским авианалетам. Буквально под огнем врага осуществлялись закупки авиатехники, в Израиль стали прибывать еврейские добровольцы - летчики из разных стран мира. Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии. Воздушным путем их доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и летчики шли в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев израильские пилоты захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов противника. Бомбовые удары наносились по боевым позициям и тыловым объектам врага.
С тех пор назначением израильских ВВС являются завоевание господства в воздухе и защита населения Израиля и его вооруженных сил от агрессивных атак вражеских армий и террористических организаций. Израильские ВВС обладают мощным парком боевой техники, уникальным боевым опытом, накопленным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах, но главная сила «Хейль Авир» - это люди. Профессионализм и мужество пилотов и наземного персонала овеяны легендарной славой. В воздушных боях израильские асы сбили 686 вражеских самолетов, потеряв только 23 своих. Такого соотношения побед к потерям (30:1) нет ни у одних ВВС мира.
Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре стратегических планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и нетривиальном подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых пилотов до командиров авиационных соединений. В полной мере этот принцип раскрылся в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45 израильские ВВС атаковали по всему фронту. Их план действий заключался в нанесении удара по авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов противника на земле. Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая волна израильских самолетов полетела в открытое море, развернулась и на малой высоте, над гребнями волн, подошла с запада - совсем не с того направления, с которого ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320 египетских самолетов, израильтяне немедленно перешли к уничтожению ВВС других арабских государств, граничащих с Израилем. После сокрушительных ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии были также уничтожены. В воздушных боях израильские летчики сбили еще шестьдесят самолетов врага.
Главком израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: «Шестнадцать лет планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти часах. Мы жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем. И наконец, мы сделали это». Секрет этой выдающейся победы кроется в первую очередь в высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала - многие летчики совершали по 8-10 боевых вылетов в день.
В тяжелых воздушных боях войны Судного дня в 1973 году израильские летчики сбили 277 вражеских самолетов, потеряв только пять своих.
Стратегия воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС в 1982 году в кампании «Мир Галилее», целью которой являлось отражение террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск противника, которая находилась под защитой двадцати батарей зенитно-ракетных комплексов и авиации. В воздух были немедленно подняты десятки израильских самолетов для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. В воздухе также находились самолеты с радиолокационными станциями, отслеживавшими полеты вражеской авиации, и самолеты для ведения радиоэлектронной борьбы, подавившие системы связи и управления противника. Управление воздушными боями осуществлялось в реальном времени - вся электронная информация о противнике стекалась в центры управления израильских штабов, откуда немедленно шли телеуказания непосредственно израильским пилотам. Итог воздушного сражения в долине Бекаа говорит сам за себя - израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и 19 батарей зенитно-ракетных комплексов противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета.
Залогом успехов ВВС является применение новейших технических разработок. Значительную часть боевой техники и вооружений «Хейль Авир» составляют изделия израильской авиационной промышленности. Концерн «Таасия Авирит», созданный в 1953 году, является одной из крупнейших аэрокосмических фирм мира. На его предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки тысяч квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику и электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты, как создание многоцелевых боевых самолетов «Кфир» и «Лави», во многом ставшие примером для разработок в других странах.
По количеству и качеству боевой техники, состоящей на вооружении, израильские ВВС принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати, авиационный парк ВВС Израиля составляет более тысячи самолетов, в том числе около 700 суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко представлены самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые вертолеты. Но главная сила израильских ВВС - этого тысячи летчиков и авиационных специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое признание израильской военной авиации.

Летчики являются элитой израильской армии. Подготовка одного летчика-аса стоит один миллион долларов, и поэтому пилотами «Хейль Авир» могут стать только лучшие из лучших. Подготовка летчиков ВВС осуществляется в Академии военно-воздушных сил. Отбор кандидатов начинается еще со школьной скамьи в авиаклубах авиационной секции Гадны. Многочисленные испытания позволяют выявить не только физические и интеллектуальные способности будущего кадета, но и его лидерские качества, а также способность быть членом экипажа и работать в составе группы. Прошедшим этот этап испытаний предстоит недельный тест на выживание в экстремальных ситуациях. Только преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению летного мастерства. До недавнего времени среди боевых пилотов не было женщин. Однако сейчас сломан и этот барьер - первой женщиной-кадетом ВВС стала восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями все приемные испытания.
Трехлетний курс обучения состоит из нескольких этапов. Первоначально происходит распределение кадетов по летным специальностям - кому-то предстоит стать пилотом, кому-то - штурманом или бортинженером. В дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих летчиков-истребителей, пилотов транспортной авиации и вертолетов. На протяжении всего периода обучения кадеты находятся в ситуации жесткого давления и высоких нагрузок, всячески стимулируется соревновательный дух - ведь только 10 % кадетов станут в конце концов профессиональными боевыми летчиками. Два ивритских слова - Хатовим ле Тайяс - символизируют философию военно-воздушных сил: только лучшие становятся летчиками «Хейль Авир».

Примечание: Статистические данные, приведенные в статье, являются официальной информацией Военно-воздушных сил Израиля (

Г., майор ВВС Израиля, репатриировался из Украины. Он прошел очень сложный курс подготовки военных летчиков, и в настоящее время служит заместителем командира эскадрильи. В беседе с «Курсором» он рассказал о своей службе.

Расскажите для начала о себе. Откуда вы репатриировались, где учились?

Я репатриировался из Украины в 1996 году вместе с родителями, на момент переезда в Израиль мне было 14,5 лет. Закончил здесь школу, потом получил отсрочку от службы в армии и закончил обучение на первую степень по электронике в «Технионе». После учебы был мобилизован. Сейчас я женат, у нас четверо детей. Мы с женой и детьми живем на базе ВВС, там есть специальный поселок для офицеров и их семей. В армии я брал отпуск, чтобы закончить обучение на вторую степень, тоже по инженерной специальности.

Вы хотели служить именно в авиации?

Нет, меня больше влекла пехота, но армия предложила мне курсы летчиков. Я заинтересовался, узнал о летных специальностях, и решил попробовать. Было много собеседований при отборе. Курс длится три года, практически всю срочную службу. Поступают несколько сотен человек, заканчивают – несколько десятков. Кроме меня, в начале курса было еще несколько репатриантов, около десяти человек, но среди тех, кто успешно окончил курс, репатриантом был только я один. Но это не из-за «стеклянного потолка», так как во время обучения армии все равно, на каком языке курсант говорит дома. Процент репатриантов, успешно закончивших курс, от числа начавших обучение, не отличается от показателей коренных израильтян.

Курс очень тяжелый, но главные трудности скорее ментальные, чем физические. Физические нагрузки у пехотинцев, пожалуй, выше. А у нас получается, что в течение трех лет курсанта каждый день проверяют, испытывают и экзаменуют. Впрочем, и к этому можно привыкнуть. Самая тяжелая часть курса – полетная. С физической точки зрения самый трудный период – первый год, когда мы проходим курс молодого бойца, выполняем ориентирование на местности и другие подобные задачи.

Какая у вас летная специальности?

Штурман боевых самолетов, F-15 и F-16. На каждую специальность во время курса осуществляется отдельный отбор, то есть, отдельная специализация – пилоты самолетов, пилоты вертолетов, штурманы и так далее.

После курса летчики проходят еще год дополнительного обучения, в том числе, оперативную подготовку. У штурманов такая подготовка длится полгода. Затем их зачисляют в эскадрилью, где их ждет еще один год тренировочных полетов, и только потом разрешается вылетать на боевые задания. Первые два года службы в составе эскадрильи летчик и штурман каждый день приходят в часть, как на работу. Потом их переводят на другие должности, например, в штаб или в летную школу, и им приходится летать раз в неделю. Затем им дают командные посты или переводят в запас. В запасе они тоже каждую неделю приходят совершать тренировочные полеты.

После курса я попал в эскадрилью F-16i, провел там первые два года, потом стал инструктором летной школы по симуляторам, затем вернулся в эскадрилью и стал командиром новых летчиков и штурманов. Затем я занял пост второго заместителя командира. Потом командовал эскадрильей в летной академии. Сейчас я первый заместитель командира эскадрильи F-1 5i «Патишим». У меня в подчинении все летчики и штурманы, солдаты и сверхсрочники, связанные напрямую с полетами. Ближайшие годы я останусь в армии, а там будет видно.

Какие задания вам доводилось выполнять?

Боевых заданий может быть много, и они разнообразные – вылеты на перехват воздушной цели, удары по наземной. Самолеты, на которых летаю я, выполняют, в основном, задания против наземных целей. Соответственно, такие задачи я и выполнял. Большего сказать не могу.

ВВС – элитарные войска…

Я бы так не сказал. Мы – часть израильской армии. У нас есть свои машины, позволяющие выполнять задачи и миссии, которые другие сделать не могут, но и все. Это наша работа. У других родов войск – другие задачи. Но каждый делает свое дело и вносит свой вклад.

Но вы при этом связываете себя с армией чуть ли не на всю жизнь, даже если решите прекратить военную карьеру.

Да, каждую неделю – один полет. До 51 года можно летать на боевых самолетах, до 60 лет – инструктором в летной школе. В 18 лет больше думаешь о летной романтике, а не об отдаленном будущем, и особенно не задумываешься о таких вещах. Но сейчас мне это даже нравится. Летать – это здорово, и чем больше возможности летать, тем лучше. Многие летчики с удовольствием продолжили бы летать и дальше, после достижения предельного возраста.

Изменилось ли что-нибудь в подготовке летчиков после размещения в Сирии российских средств ПВО – С-300 и С-400?

Российские средства ПВО, появившиеся в Сирии, нам давно известны, и мы последние годы проводим тренировки с учетом возможностей этих вооружений. Мы обучаемся не для прошлой, а для следующей войны. Такие системы могут появиться у многих вероятных противников, и мы учитываем все это. Наша подготовка построена с учетом всех видов вооружений, которые могут появиться у противников.

А насколько вообще ПВО развивается в наши дни?

Средства ПВО очень активно развиваются и совершенствуются, как в западном, так и в восточном блоке. Есть много новых разработок, как у нас, так и у других стран. Это направление пользуется большой популярностью, так как оно намного дешевле, чем производство самолетов и подготовка летчиков. Гораздо проще обучить расчеты батарей ПВО.

Главная разница, на мой взгляд – это качественная подготовка и тщательный отбор летчиков и штурманов. У израильских ВВС есть привилегия отбирать первыми новых призывников, и это большой плюс. Благодаря этому наши ВВС остаются на очень высоком уровне. К тому же, у нас одни из лучших самолетов в мире, F-15i и F-16i, оснащенных израильскими системами, которых нет у наших противников. У нас также большой накопленный опыт, мы разработали свою тактику и стратегию.

Одна из наших особенностей – мы до сих пор уделяем много внимания подготовке летчиков для ближнего боя, когда необходимо сбить вражеский самолет из орудия. Большинство ВВС других стран отказались от этого в пользу ракет. А у нас это по-прежнему базовое упражнение, и навыки обращения с современным оружием основаны на навыках, получаемых при подготовке к ведению ближнего боя. Мы считаем, что летчик должен всегда быстро реагировать, думать и принимать решения, и лучше всего это тренировать в ближнем бою. Тот, кто хорошо действует в ближнем бою, будет хорошо действовать и в дальнем, и в бомбардировках.

А если сравнить наших летчиков с летчиками других стран?

Такое сравнение проводить трудно, так как на совместных учениях мы не друг против друга, а вместе. Я бы сказал, что в западных странах подготовка летчиков хорошая, но со своей спецификой.

Например, американская подготовка от нашей немного отличается. Американцы привыкли действовать массами, у них тысячи самолетов, и их летчики просто выполняют приказы и действуют строго по инструкции. У нас же принято проявлять гибкость, так как вокруг много потенциальных противников с разными самолетами, и ситуация в воздухе может измениться в любую секунду. Мы учимся принимать решения в соответствии с такими изменениями. Американцы же тщательно готовят операцию, а потом неукоснительно следуют разработанному плану.

Российских и украинских летчиков я видел только во время лесных пожаров у нас, мне довелось сопровождать их в полетах самолеты пожарной авиации МЧС России в 2010 и в 2016 году и МЧС Украины в 2016 году.

Летчики во всех странах похожи, мы говорим на понятном друг другу языке.

Иногда создается впечатление, что авиации отводится все более главенствующая роль, а другие войска становятся ее придатком.

На самом деле это не так. С течением времени интеграция всех родов войск становится все более тесной. Современные системы управления авиацией и наземными войсками позволяют им постоянно вести диалог. При этом штаб видит общую картину, наземную и воздушную, и это дает необходимый информационный узел для принятия решений. Бой в воздухе и бой на земле сегодня тесно связаны, есть специальные офицеры ВВС, которые сопровождают наземные войска и координируют их взаимодействие с нами. Во Второй Ливанской войне в 2006 году этого еще не было. В наши дни летчики проводят много тренировок с наземными войсками.

Сейчас активно развивается беспилотная авиация. Как вы считаете, за ней будущее?

Да, конечно, все к этому идет. Израиль – один из мировых лидеров беспилотных летательных аппаратов. Думаю, еще лет 30, и большинство миссий будет выполнять беспилотная авиация. Пока это еще не так, уровень технологии не позволяет заменить человека, наблюдающего за боем сверху своими глазами, нет еще полной возможности заменить человека во всех задачах. Но это, повторяю, лишь вопрос времени.

Не грустно?

На мой век боевых заданий хватит.

Один из видов вооружённых сил Израиля, образован в 1948 г. Имеется четыре рода авиации: тактическая, истребительная ПВО, разведывательная и транспортная.

Численность личного состава Военно-воздушные сил Израиля составляет 35 тыс. человек, из которых около 20 тыс. составляют военнослужащие срочной службы (в основном в частях ПВО). Численность резервистов 24,5 тыс. человек.

  • Боевые самолёты (F-15 Eagle (А также F-15I, специальная модификация для Израиля), F-16 Fighting Falcon (А также F-16I, специальная модификация для Израиля). Первая партия самолетов F-16 поступила на вооружение в 1980 г.
  • Боевые вертолёты (AH-1 Cobra, AH-64 Apache)
  • Транспортные самолёты (C-130 Hercules)
  • Транспортные вертолёты (CH-53 Sea Stallion, UH-60 Black Hawk)
  • Многоцелевые беспилотные летательные аппараты (Hermes 450, IAI Heron)
  • Подразделение «Шальдаг» (зимородок) - спецназ израильских ВВС.
  • Подразделение 669 - спасательно-эвакуационное подразделение.

Аэродромная сеть Израиля насчитывает около 57 аэродромов, 54 из них имеют ВПП с искусственным покрытием (в том числе два с ВПП длиной свыше 3 000 м, шесть - от 2 500 до 3 000 м, восемь - от 1 500 до 2 500 м, семь - от 900 до 1 500 м и 31 - до 900 м) и три грунтовых.

Командующий ВВС Израиля с 15 февраля 2008 г. - генерал-майор Идо Нехоштан, сменивший Элиэзера Шкеди.

Пункты базирования

  • Авиабаза «Тель-Ноф»
  • Авиабаза «Хацерим»
  • Авиабаза «Овда»
  • Авиабаза «Рамон»
  • Авиабаза «Бейт Захария»
  • Авиабаза «Сде Дов»
  • Авиабаза «Хацор»
  • Авиабаза «Рамат Давид»
  • Авиабаза «Пальмахим»
  • Авиабаза «Неватим»
  • Авиабаза «Лод»

Техника и вооружение

Наиболее массовым боевым самолётом израильских ВВС является F-16 модификаций C и D - их насчитывается 124.

Всего самолётов F-16 на вооружении израильской авиации 240-244, включая 12 машин F-16I, поставки которых завершаются в 2009 г.

Планируется, что к 2014 г. на вооружение начнут поступать многоцелевые истребители пятого поколения F-35.

В 2009 г. заказано 25 самолётов этого типа, на втором этапе планируется закупить ещё 50.



Рекомендуем почитать

Наверх