Ввс израиля его типы самолетов. Военно-воздушные силы израиля

Семья и отношения 27.06.2019
Семья и отношения

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ ИЗРАИЛЯ

По количеству самолетов и вертолетов она не уступает ведущим странам Европы, а пилотов для нее начинают готовить со школьной скамьи
Марк Штейнберг

Хэйль авир - так на иврите называются военно-воздушные силы еврейского государства, которые считаются главным ударным орудием ЦАХАЛа. Основаны они были в октябре 1947 года и к началу войны за независимость составляли 4 эскадрильи из 28 легких пассажирских самолетов. Их переоборудовали, установили пулеметы и самодельные бомбосбрасыватели. Пилотировали эти машины опытные летчики, участники Второй мировой войны. И хотя среди их самолетов не было ни одного боевого, но действия первых эскадрилий ЦАХАЛа наводили на арабов ужас.

В ходе войны к ним присоединились 25 "Мессершмиттов", купленных в Чехословакии, 13 истребителей, приобретенных в США и 10 - из Южной Африки, на которых прилетели еще 40 летчиков-добровольцев.

Несмотря на такое разномастное и отнюдь не современное оснащение, израильская авиация доминировала на полях сражений, и, когда к окруженным в районе Фалуджи египтянам на помощь пришли британские штурмовики, еврейские пилоты разгромили их наголову, сбив 6 самолетов.

В последующих войнах Хэйль авир был оснащен в основном французскими истребителями "Мистер" и "Мираж". На этих машинах израильтяне неуклонно завоевывали господство в воздухе, что и было одной из главных предпосылок разгрома арабских армий.

И только в 70-х годах началось перевооружение Хэйль авир на самолеты американского производства. Одновременно израильские фирмы приступили к реализации собственных проектов изготовления боевых машин. И сегодня Израиль входит в число немногих стран, производящих современные истребители, к числу которых относится состоящий на вооружении "Кфир". Но еще до него израильские конструкторы создали истребитель-бомбардировщик "Лави", по своим характеристикам превосходящий современные ему самолеты. Американцы же буквально заставили их прекратить доводку этой машины, обязавшись поставлять взамен свои истребители. Сегодня именно они и составляют основную часть парка боевых самолетов ВВС Израиля.

Организационно ВВС состоят из авиации и противовоздушной обороны. Возглавляющий Хэйль авир командующий (в данное время генерал-майор Дан Халуц) подчинен начальнику генштаба и отвечает за боевую готовность, развитие, оперативную подготовку и материально-техническое обеспечение ВВС, штаб которых расположен в Тель-Авиве.

По количеству самолетов и вертолетов израильская авиация не уступает ведущим странам Европы. Боевых самолетов у нее более 700, из них в резерве 250. 18 эскадрилий, состоящих из 86 перехватчиков Ф-15 "Стайк Игл", 232 истребителя-бомбардировщика Ф-16 "Файтинг Фалкон", 50 истребителей-бомбардировщиков Ф-4 "Фантом", 100 фронтовых штурмовиков А-4 "Скай Хок" и 250 истребителей-бомбардировщиков "Кфир". Основу боевой авиации составляют американские самолеты Ф-15 и Ф-16, способные доставить на дальность до 1500 км свыше 10 тонн бомб и ракет.

В составе разведывательного соединения 10 самолетов типа "Авакс", 6 "Боингов", оборудованных системой обнаружения "Фалкон", 33 дальних разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Военно-транспортная авиация состоит из 5 эскадрилий - 34 транспортных и 8 заправочных самолетов. Вертолетное соединение насчитывает 130 ударных вертолетов, 153 транспортно-десантных и 10 противолодочных вертолетов.

Части и подразделения ВВС дислоцированы на 10 авиабазах. Кроме того, имеется еще 47 аэродромов, из которых только три - с грунтовыми ВПП, остальные - с твердым покрытием. Все они оснащены системами, обеспечивающими полеты в сложных метеоусловиях и ночью.

Личный состав авиации насчитывает 21 тыс. человек, в основном это кадровые офицеры и сержанты (еще 20 тыс. - в ПВО, по большей части - призывники). Наиболее пристальное внимание командование Хэйль авир уделяет комплектованию и подготовке летного контингента. В Израиле уже несколько десятилетий налажен отбор кандидатов на эту престижную военную службу.

Поиском юношей, пригодных по своим психофизическим данным стать пилотами, занимаются все призывные пункты, отыскивая их еще в средних школах. Отобранные выпускники проходят десятидневные сборы. Успешно завершившие их обучаются летной практике на легкомоторных самолетах в течение года. Лучшие становятся абитуриентами академии ВВС на авиабазе Хацерим. Но, несмотря на такую суровую селекцию, эту академию оканчивают не более 15% поступивших в нее первоначально.

В дальнейшем израильские пилоты непрерывно совершенствуют свое мастерство. У них самый большой в мире налет часов, на 30% превосходящий американских пилотов, хотя час полета современного истребителя обходится израильтянам в 17 тыс. долл. Более половины боевых летчиков из числа отслуживших находятся в мобилизационном резерве и систематически привлекаются к полетам, чтобы сохранить полученные навыки на уровне, не уступающем кадровым пилотам.

И те и другие пилоты обязаны проживать в непосредственной близости от авиабазы, где служат или к которой приписаны по мобплану. В их отношении соблюдается строжайший режим секретности, их запрещено фотографировать, их имена и местожительство составляют государственную тайну. Все мероприятия по подготовке пилотов и забота о них вполне оправданны высочайшим боевым мастерством этих воздушных бойцов.

Наземный технический персонал готовится в школе ВВС, расположенной в Беер-Шеве, руководители полетов, специалисты систем управления обучаются в Бикат-Увда.

По мобилизации все резервисты ВВС обязаны в течение 24-36 часов прибыть на свои авиабазы в полной готовности к боевым действиям. При этом личный состав ВВС увеличивается на 12 тыс. человек.

Войска ПВО вошли в состав Хэйль авир в 1965 году, когда на вооружение были приняты американские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) типа "Хок". По данным журнала "Милитри текнолоджи", на 1 января 2003 года израильская ПВО состояла из 17 батарей ЗРК "Усовершенствованный ХОК", 6 батарей ЗРК "Пэтриот" и 8 батарей ЗРК ближнего действия "Чаппарэл".

Несмотря на такое сравнительно обильное количество средств ПВО, руководство Израиля полагало, что они не гарантируют страну от поражения оперативно-тактическими ракетами, которые имеются у потенциальных противников: Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Поэтому с 1988 года специалисты израильской фирмы "Ай-эй-ай" и американской корпорации "Локхид-Мартин" разрабатывали противоракетный комплекс (ПРК), получивший наименование "Эрроу". Он был создан к 1998 году, испытан, и в 2000 году первая батарея поставлена на боевое дежурство в позиционном районе севернее Тель-Авива.

ПРК "Эрроу" предназначен для уверенного перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет (дальностью до 1 тыс. км) и самолетов противника на расстояниях до 100 км и высотах до 50 км. Боевым средством перехвата служит двухступенчатая противоракета "Эрроу-2" с неотделяемой головной частью. Она оснащена комбинированной (инфракрасной и радиолокационной) головкой самонаведения, что обеспечивает надежный захват цели в сложных метеоусловиях и при наличии активных средств радиопротиводействия.

Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия с неконтактным взрывателем поражает боеголовки неприятельских ракет и самолеты в радиусе до 75 м. Поисковая система ПРК "Эрроу" способна обнаруживать и сопровождать одновременно до 12 целей и наводить на каждую из них не менее двух противоракет. По своей боевой эффективности ПРК "Эрроу" относится к числу самых передовых из состоящих на вооружении в армиях планеты.

Батарея ПРК "Эрроу" состоит из четырех пусковых установок, несущих по шесть трубных контейнеров с противоракетами. Все установки, система обнаружения и наведения, а также командный пункт батареи смонтированы на колесных транспортерах высокой проходимости, что обеспечивает комплексу достаточную мобильность.

К 1 января текущего года в позиционных районах южнее Димона и восточнее Хайфы были развернуты 2-я и 3-я батареи ПРК "Эрроу". По оценке израильских экспертов, они обеспечивают надежное прикрытие от ударов оперативно-тактических ракет вероятных противников - в числе которых уже нет Ирака - до 85% территории еврейского государства.

С 1999 года по настоящее время для ПРК "Эрроу" закуплено 144 противоракеты по цене 1,5 млн. долл. каждая. Планируется закупать по 30 ПР ежегодно, вплоть до 2010 года.

По оценке военных аналитиков НАТО, боевая авиация, средства ПВО и ПРО Израиля в настоящее время являются самыми современными и наиболее боеспособными в регионе Ближнего и Среднего Востока

Г., майор ВВС Израиля, репатриировался из Украины. Он прошел очень сложный курс подготовки военных летчиков, и в настоящее время служит заместителем командира эскадрильи. В беседе с «Курсором» он рассказал о своей службе.

Расскажите для начала о себе. Откуда вы репатриировались, где учились?

Я репатриировался из Украины в 1996 году вместе с родителями, на момент переезда в Израиль мне было 14,5 лет. Закончил здесь школу, потом получил отсрочку от службы в армии и закончил обучение на первую степень по электронике в «Технионе». После учебы был мобилизован. Сейчас я женат, у нас четверо детей. Мы с женой и детьми живем на базе ВВС, там есть специальный поселок для офицеров и их семей. В армии я брал отпуск, чтобы закончить обучение на вторую степень, тоже по инженерной специальности.

Вы хотели служить именно в авиации?

Нет, меня больше влекла пехота, но армия предложила мне курсы летчиков. Я заинтересовался, узнал о летных специальностях, и решил попробовать. Было много собеседований при отборе. Курс длится три года, практически всю срочную службу. Поступают несколько сотен человек, заканчивают – несколько десятков. Кроме меня, в начале курса было еще несколько репатриантов, около десяти человек, но среди тех, кто успешно окончил курс, репатриантом был только я один. Но это не из-за «стеклянного потолка», так как во время обучения армии все равно, на каком языке курсант говорит дома. Процент репатриантов, успешно закончивших курс, от числа начавших обучение, не отличается от показателей коренных израильтян.

Курс очень тяжелый, но главные трудности скорее ментальные, чем физические. Физические нагрузки у пехотинцев, пожалуй, выше. А у нас получается, что в течение трех лет курсанта каждый день проверяют, испытывают и экзаменуют. Впрочем, и к этому можно привыкнуть. Самая тяжелая часть курса – полетная. С физической точки зрения самый трудный период – первый год, когда мы проходим курс молодого бойца, выполняем ориентирование на местности и другие подобные задачи.

Какая у вас летная специальности?

Штурман боевых самолетов, F-15 и F-16. На каждую специальность во время курса осуществляется отдельный отбор, то есть, отдельная специализация – пилоты самолетов, пилоты вертолетов, штурманы и так далее.

После курса летчики проходят еще год дополнительного обучения, в том числе, оперативную подготовку. У штурманов такая подготовка длится полгода. Затем их зачисляют в эскадрилью, где их ждет еще один год тренировочных полетов, и только потом разрешается вылетать на боевые задания. Первые два года службы в составе эскадрильи летчик и штурман каждый день приходят в часть, как на работу. Потом их переводят на другие должности, например, в штаб или в летную школу, и им приходится летать раз в неделю. Затем им дают командные посты или переводят в запас. В запасе они тоже каждую неделю приходят совершать тренировочные полеты.

После курса я попал в эскадрилью F-16i, провел там первые два года, потом стал инструктором летной школы по симуляторам, затем вернулся в эскадрилью и стал командиром новых летчиков и штурманов. Затем я занял пост второго заместителя командира. Потом командовал эскадрильей в летной академии. Сейчас я первый заместитель командира эскадрильи F-1 5i «Патишим». У меня в подчинении все летчики и штурманы, солдаты и сверхсрочники, связанные напрямую с полетами. Ближайшие годы я останусь в армии, а там будет видно.

Какие задания вам доводилось выполнять?

Боевых заданий может быть много, и они разнообразные – вылеты на перехват воздушной цели, удары по наземной. Самолеты, на которых летаю я, выполняют, в основном, задания против наземных целей. Соответственно, такие задачи я и выполнял. Большего сказать не могу.

ВВС – элитарные войска…

Я бы так не сказал. Мы – часть израильской армии. У нас есть свои машины, позволяющие выполнять задачи и миссии, которые другие сделать не могут, но и все. Это наша работа. У других родов войск – другие задачи. Но каждый делает свое дело и вносит свой вклад.

Но вы при этом связываете себя с армией чуть ли не на всю жизнь, даже если решите прекратить военную карьеру.

Да, каждую неделю – один полет. До 51 года можно летать на боевых самолетах, до 60 лет – инструктором в летной школе. В 18 лет больше думаешь о летной романтике, а не об отдаленном будущем, и особенно не задумываешься о таких вещах. Но сейчас мне это даже нравится. Летать – это здорово, и чем больше возможности летать, тем лучше. Многие летчики с удовольствием продолжили бы летать и дальше, после достижения предельного возраста.

Изменилось ли что-нибудь в подготовке летчиков после размещения в Сирии российских средств ПВО – С-300 и С-400?

Российские средства ПВО, появившиеся в Сирии, нам давно известны, и мы последние годы проводим тренировки с учетом возможностей этих вооружений. Мы обучаемся не для прошлой, а для следующей войны. Такие системы могут появиться у многих вероятных противников, и мы учитываем все это. Наша подготовка построена с учетом всех видов вооружений, которые могут появиться у противников.

А насколько вообще ПВО развивается в наши дни?

Средства ПВО очень активно развиваются и совершенствуются, как в западном, так и в восточном блоке. Есть много новых разработок, как у нас, так и у других стран. Это направление пользуется большой популярностью, так как оно намного дешевле, чем производство самолетов и подготовка летчиков. Гораздо проще обучить расчеты батарей ПВО.

Главная разница, на мой взгляд – это качественная подготовка и тщательный отбор летчиков и штурманов. У израильских ВВС есть привилегия отбирать первыми новых призывников, и это большой плюс. Благодаря этому наши ВВС остаются на очень высоком уровне. К тому же, у нас одни из лучших самолетов в мире, F-15i и F-16i, оснащенных израильскими системами, которых нет у наших противников. У нас также большой накопленный опыт, мы разработали свою тактику и стратегию.

Одна из наших особенностей – мы до сих пор уделяем много внимания подготовке летчиков для ближнего боя, когда необходимо сбить вражеский самолет из орудия. Большинство ВВС других стран отказались от этого в пользу ракет. А у нас это по-прежнему базовое упражнение, и навыки обращения с современным оружием основаны на навыках, получаемых при подготовке к ведению ближнего боя. Мы считаем, что летчик должен всегда быстро реагировать, думать и принимать решения, и лучше всего это тренировать в ближнем бою. Тот, кто хорошо действует в ближнем бою, будет хорошо действовать и в дальнем, и в бомбардировках.

А если сравнить наших летчиков с летчиками других стран?

Такое сравнение проводить трудно, так как на совместных учениях мы не друг против друга, а вместе. Я бы сказал, что в западных странах подготовка летчиков хорошая, но со своей спецификой.

Например, американская подготовка от нашей немного отличается. Американцы привыкли действовать массами, у них тысячи самолетов, и их летчики просто выполняют приказы и действуют строго по инструкции. У нас же принято проявлять гибкость, так как вокруг много потенциальных противников с разными самолетами, и ситуация в воздухе может измениться в любую секунду. Мы учимся принимать решения в соответствии с такими изменениями. Американцы же тщательно готовят операцию, а потом неукоснительно следуют разработанному плану.

Российских и украинских летчиков я видел только во время лесных пожаров у нас, мне довелось сопровождать их в полетах самолеты пожарной авиации МЧС России в 2010 и в 2016 году и МЧС Украины в 2016 году.

Летчики во всех странах похожи, мы говорим на понятном друг другу языке.

Иногда создается впечатление, что авиации отводится все более главенствующая роль, а другие войска становятся ее придатком.

На самом деле это не так. С течением времени интеграция всех родов войск становится все более тесной. Современные системы управления авиацией и наземными войсками позволяют им постоянно вести диалог. При этом штаб видит общую картину, наземную и воздушную, и это дает необходимый информационный узел для принятия решений. Бой в воздухе и бой на земле сегодня тесно связаны, есть специальные офицеры ВВС, которые сопровождают наземные войска и координируют их взаимодействие с нами. Во Второй Ливанской войне в 2006 году этого еще не было. В наши дни летчики проводят много тренировок с наземными войсками.

Сейчас активно развивается беспилотная авиация. Как вы считаете, за ней будущее?

Да, конечно, все к этому идет. Израиль – один из мировых лидеров беспилотных летательных аппаратов. Думаю, еще лет 30, и большинство миссий будет выполнять беспилотная авиация. Пока это еще не так, уровень технологии не позволяет заменить человека, наблюдающего за боем сверху своими глазами, нет еще полной возможности заменить человека во всех задачах. Но это, повторяю, лишь вопрос времени.

Не грустно?

На мой век боевых заданий хватит.

ХЭЙЛЬ АВИР - так на иврите называются военно-воздушные силы еврейского государства, которые считаются главным ударным орудием ЦАХАЛа. Основаны они были в октябре 1947 года и к началу войны за Независимость составляли 4 эскадрильи из 28 легких пассажирских самолетов. Их переоборудовали, установили пулеметы и самодельные бомбосбрасыватели. Пилотировали эти машины опытные летчики, участники 2-й мировой войны. И хотя среди их самолетов не было ни одного боевого, но действия первых эскадрилий ЦАХАЛа наводили на арабов ужас.

В ходе войны к ним присоединились 25 "мессершмиттов", купленных в Чехословакии, 13 истребителей, приобретенных в США и 10 - из Южной Африки, на которых прилетело еще 40 летчиков - добровольцев.

Несмотря на такое разномастное и отнюдь не современное оснащение, израильская авиация доминировала на полях сражений и когда к окруженным в районе Фалуджи египтянам на помощь пришли британские штурмовики, еврейские пилоты разгромили их наголову, сбив 6 самолетов.

В последующих войнах Хэйль авир был оснащен в основном французскими истребителями "Мистер" и "Мираж". На этих машинах израильтяне неуклонно завоевывали господство в воздухе, что и было одной из главных предпосылок разгрома арабских армий.

И только в 70-х годах началось перевооружение Хэйль авир на самолеты американского производства. Одновременно израильские фирмы приступили к реализации собственных проектов изготовления боевых машин. И сегодня Израиль входит в число немногих стран, производящих современные истребители, к числу которых относится состоящий на вооружении "Кфир". Но еще до него израильские конструкторы создали истребитель-бомбардировщик "Лави", по своим характеристикам превосходящий современные ему самолеты. И американцы буквально заставили их прекратить доводку этой машины, обязавшись поставлять взамен свои истребители. Сегодня именно они и составляют основную часть парка боевых самолетов ВВС Израиля.

Организационно они состоят из авиации и противовоздушной обороны. Возглавляющий Хэйль авир Командующий (в данное время генерал - майор Дан Халуц) подчинен начальнику генштаба и отвечает за боевую готовность, развитие, оперативную подготовку и материально-техническое обеспечение ВВС, штаб которых расположен в Тель-Авиве.

По количеству самолетов и вертолетов, израильская авиация не уступает ведущим странам Европы. Боевых самолетов более 700, из них в резерве 250. 18 эскадрилий, состоящих их 86 перехватчиков Ф-15 "Стайк Игл", 232 истребителей-бомбардировщиков Ф-16 "Файтинг Фалкон", 50 истребителей-бомбардировщиков Ф-4 "Фантом", 100 фронтовых штурмовиков А-4 "Скай Хок" и 250 истребителей-бомбардировщиков "Кфир". Основу боевой авиации составляют американские самолеты Ф-15 и Ф-16, способные доставить на дальность до 1500 км свыше 10 тонн бомб и ракет.

В составе разведывательного соединения 10 самолетов типа "Авакс", 6 Боингов, оборудованных системой обнаружения "Фалкон", 33 дальних разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Военно-транспортная авиация состоит из 5 эскадрилий - 34 транспортных и 8 заправочных самолетов. Вертолетное соединение насчитывает 130 ударных вертолетов, 153 транспортно-десантных и 10 противолодочных вертолетов.

Части и подразделения ВВС дислоцированы на 10 авиабазах. Кроме того, имеется еще 47 аэродромов, из которых только три - с грунтовыми ВПП, остальные - с твердым покрытием. Все они оснащены системами, обеспечивающими полеты в сложных метеоусловиях и ночью.

Личный состав авиации насчитывает 21 тыс. человек, в основном это кадровые офицеры и сержанты (еще 20 тыс. - в ПВО, по большей части - призывники). Наиболее пристальное внимание командование Хэйль авир уделяет комплектованию и подготовке летного контингента. В Израиле уже несколько десятилетий налажен отбор кандидатов на эту, прямо скажем, наиболее престижную военную профессию.

Поиском юношей, наиболее пригодных по своим психофизическим данным, чтобы стать пилотами, занимаются все призывные пункты, отыскивая их еще в средних школах. Отобранные выпускники проходят десятидневный сбор. Успешно завершившие его обучаются летной практике на легкомоторных самолетах в течение года. Лучшие становятся абитуриентами на поступление в академию ВВС, расположенную на авиабазе Хацерим. Но, несмотря на такую суровую селекцию, эту академию оканчивает не более 15 процентов поступивших в нее первоначально.

В дальнейшем израильские пилоты непрерывно совершенствуют свое мастерство. У них самый большой налет в мире, на 30 процентов превосходящий американских пилотов, хотя час полета современного исребителя обходится израильтянам в 17 тыс. долл. Более половины боевых летчиков, из числа отслуживших, находится в мобилизационном резерве и систематически привлекаются к полетам, чтобы сохранить полученные навыки на уровне, не уступающим кадровым пилотам.

И те, и другие пилоты обязаны проживать в непосредственной близости от авиабазы, где служат или к которой приписаны по мобплану. В их отношении соблюдается строжайший режим секретности, их запрещено фотографировать, их имена и местожительство составляют государственную тайну. Все мероприятия по подготовке пилотов и забота о них вполне оправданы высочайшим боевым мастерством этих воздушных бойцов, которые заслужили славу лучших в мире.

Наземный технический персонал готовится в школе ВВС, расположенной в Беер-Шеве, руководители полетов, специалисты систем управления обучаются в Бикат-Увда.

По мобилизации все резервисты ВВС обязаны в течение 24-36 часов прибыть на свои авиабазы в полной готовности к боевым действиям. При этом личный состав ВВС увеличивается на 12 тыс. человек.

Войска ПВО вошли в состав Хэйль авир в 1965 году, когда на вооружение были приняты современные в то время американские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) типа "Хок". По данным журнала "Милитри текнолоджи", на 1 января 2003 года израильская ПВО состояла из 17 батарей ЗРК "Усовершенствованный ХОК", 6 батарей ЗРК "Пэтриот" и 8 батарей ЗРК ближнего действия "Чаппарэл".

Несмотря на такое, сравнительно обильное количество средств ПВО, руководство Израиля полагало, что они не гарантируют страну от поражения оперативно тактическими ракетами, которые имеются у потенциальных противников - Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Поэтому с 1988 года специалисты израильской фирмы "Ай-Эй-Ай" и американской корпорации "Локхид - Мартин" разрабатывали противоракетный комплекс (ПРК), получивший наименование "Эрроу". Он был создан к 1998 году, испытан и в 2000 году первая батарея поставлена на боевое дежурство в позиционном районе севернее Тель-Авива.

ПРК "Эрроу" предназначен для уверенного перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет (дальн. до тысячи км.) и самолетов противника на расстояниях до 100 км и высотах до 50 км. Боевым средством перехвата служит двухступенчатая противоракета "Эрроу-2" с неотделяемой головной частью. Она оснащена комбинированной (инфракрасной и радиолокационной) головкой самонаведения, что обеспечивает надежный захват цели в сложных метеоусловиях и при наличии активных средств радиопротиводействия.

Советские военные летчики, вступившие в воздушную схватку с израильскими истребителями, потеряли 5 машин, не сбив при этом ни одного самолета противника.


Вот уже сорок лет об этом бое ходят легенды. 100 советских асов. 50 смертоносных перехватчиков МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ. Русский «легион смерти», переброшенный в срочном порядке на Ближний Восток, должен был кардинально изменить расклад сил в воздухе.

Молодость и злость. Желание драться до последней капли крови – как завещали отцы, бравшие Берлин. Родина обеспечит Вас самой лучшей техникой и выучит всем необходимым навыкам летчика-истребителя. Отряд победителей. Гроза воздушного океана.

К этому бою готовились. Для решающей схватки отобрали лучших из лучших - 135-й истребительный авиаполк ВВС СССР, прошедший спецподготовку на полигонах в южных областях СССР. Пока советские «соколы» нарезали виражи над Крымом и Каспием, пытаясь зайти в хвост друг другу, израильтяне глотали кровь «войны на истощение» и учились, учились, учились, отрабатывая собственные приемы ведения воздушного боя.

В бой идут одни старики – лучшие советские пилоты против Амоса Амира, Ашера Снира, Авраама Шалмона и Ави Гилада. Только эта четверка асов имела на счету в сумме более 20 воздушных побед. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям отряду «воздушных киллеров» под командованием Амоса Амира.
Две команды профессионалов. Два скорпиона, запертые в одном сосуде. В живых должен остаться только один. Боливар не вынесет двоих.

Впереди – тягостная неизвестность. Со щитом или на щите. Воины-интернационалисты, наша страна оказала вам большую честь – право представлять интересы Советского Союза в регионе Ближневосточного конфликта. Я не имею права приказывать. Здесь собрались добровольцы. Прошу, сделайте там все правильно и вернитесь назад живыми.
Выходя из комнаты, он добавил строгим голосом: "Имейте в виду товарищи: если вас собьют за линией Суэцкого канала - мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами..." (из воспоминаний летчиков о встрече с министром обороны СССР А. Гречко)

Секретная миссия в одной из самых опасных горячих точек на планете. На крыльях и киле – опознавательные знаки ВВС Египта. В носовой части фюзеляжа – тактический номер, выведенныф причудливой арабской вязью. Личный состав подразделения, все пилоты и техники – «ана хабир руси» (пер. «Я русский специалист»). «МиГи» базировались на авиабазах Ком-Аушим, Бени-Суэф, Джанаклис, периодически использовался передовой аэродром в Катамие.

Всевидящая разведка Моссад уже доложила о прибытии русских. Это не простые инструкторы, эти люди пришли сюда воевать. На другой стороне Суэцкого канала возникло короткое замешательство: Прямая угроза существованию государству Израиль? Но как же соблюдение нейтралитета? Насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой Большой войны?
«Нет, мы должны драться», - премьер-министр Голда Меир взяла инициативу в свои руки – «при необходимости немедленно вступайте в бой».

К генеральному поединку тщательно готовились – с первой половины апреля 1970 года начались еженедельные встречи русских с израильтянами. Увы, всякий раз, противники расходились в разные стороны, так и не рискнув вступить в схватку. Израильские летчики внимательно наблюдали за поведением своих вероятных противников, отслеживали все их маневры и схемы построения во время вылетов, изучали манеру управления советских истребителей.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Наши пилоты с не меньшим интересом рассматривают противника. Вот он! Буквально в паре десятков метров, в стороне, скользит толстобрюхая туша «Фантома». Двухместный истребитель американского производства просто гигант - 20 тонн сплошной скорости и огня - против 8 тонн максимальной взлетной массы МиГа! Подвески McDonnell Douglas F-4 «Фантом» усеяны множеством крылатых ракет класса «воздух-воздух», два двигателя, совершенный комплекс бортовой электроники. Исключительно опасный враг.


F-4E Phantom II ВВС Израиля


А вот – мелькнул стреловидный силуэт «Миража». Грациозный французский истребитель представляет едва ли не большую опасность, чем американский «монстр» - нагрузка на крыло у «Миража» меньше, чем у МиГа - нашим истребителям рискованно вступать в ближний бой с таким вертким противником. Последний штрих к портрету Dassault Mirage III - две встроенные авиационные пушки DEFA калибра 30 мм.

Вместо смертельно опасной и бессмысленной «карусели» с французскими машинами, советским пилотам было рекомендовано «держать дистанцию», используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.



Как же выглядел легендарный МиГ-21 на фоне армады современной иностранной техники? Маленький, легкий, стремительный перехватчик - у МиГа не было сверхмощных радаров, дальнобойных ракет AIM-7 «Сперроу» и впечатляющих комплексов прицельно-навигационного оборудования – боевые возможности самолета определялись исключительно талантом летчика. В целом, истребитель был прост в управлении, быстр и надежен, а его превосходные летные данные позволяли опытному пилоту «вымести» с небес любого воздушного противника.

…К июню 1970 года советские летчики совершили порядка 100 боевых вылетов на перехват нарушителей в небе Египта, увы, всякий раз израильская авиация отказывалась вступить в бой - при возникновении малейшей опасности боевого столкновении противник немедленно уходили вглубь своей территории. Игра в прятки продолжалась до 25 июня 1970 года – в тот день пара советских МиГов (летчики Крапивин и Сальник) скрытно вышла наперерез звену штурмовиков «Скайхоук» – одна из выпущенных МиГами самонаводящихся ракет Р-3 поразила двигатель самолета со «звездой Давида» на фюзеляже. Однако, живучий «Скайхоук» сумел стабилизировать полет и, коптя развороченным соплом, растворился в небе за Суэцким каналом.

Пьянящий вкус победы требовал немедленного продолжения – на 27 июня была запланирована засада на израильские «Миражи»: египетские МиГ-17 нанесли провокационный удар по израильским позициям на восточной стороне канала – далее, согласно плану, на перехват наглых МиГов должно было подняться звено «Миражей». Египетские самолеты, используемые в качестве приманки, заманят их на свою территорию, где в бой вступят три группы МиГов с советскими экипажами. Далее, врага просто размажут в воздухе.

План не сработал. Видимо почуяв неладное, израильтяне отказались подниматься на перехват. «Отутюжив» израильский опорный пункт, египетские самолеты спокойно вернулись на свои аэродромы. Неприятность произошла вечером того же дня. Египтяне повторили удар - на этот раз из раскаленного марева синайского воздуха вывалилась четверка «Миражей». Их удалось завлечь на египетскую территорию, однако … русских истребителей нигде нет! Отвратительное взаимодействие между русским и египетским командованием не позволило вовремя поднять перехватчики. Израильтяне расстреляли, как на учениях, два МиГ-17 и безнаказанно удалились за линию канала. За избиением египетских МиГов наблюдала четверка «русских» МиГ-21, однако наземный КП запретил вступать в бой до прибытия двух других звеньев.

30 июля был дан генеральный бой. То сражение, которое так долго ждали и к которому так напряженно готовились. В ряде российских источников это событие проходит под обозначением «Сражение над Эль-Сохной». Официальное израильское название: Операция «Римон-20».

За 40 лет эта история обросла таким немыслимым количеством мифов и легенд, что почти невозможно установить точные детали, характер и хронику жестокой воздушной схватки между ВВС СССР и Хэль Хаавир (ВВС Армии обороны Израиля) имевшей место 30 июля 1970 года. Единственное, о чем можно говорить с некоторой долей уверенности, это: приблизительный состав сил, имена некоторых участников и, самое главное, его трагические результаты – в тот день было действительно сбито несколько МиГов с советскими экипажами. В результате воздушного боя погибли:

Журавлёв Владимир Александрович - капитан, старший летчик. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Юрченко Николай Петрович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Яковлев Евгений Герасимович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Совершенно очевидно одно – это была организованная засада ВВС Израиля (она так и называется – операция «Римон-20»). Но как получилось, что советские пилоты оказались в ловушке? И почему не смогли из неё выбраться?

Существует множество ответов. Согласно ура-патриотической версии Израиля, двадцать советских МиГ-21 набросились на «беззащитную» пару разведывательных «Миражей» (приманка). Увы, к своему удивлению русские обнаружили перед собой четыре близко летящих истребителя, так, что на экранах египетских наземных РЛС отображались всего 2 отметки. Осознав, что это какая-то подстава, русские задергались и ВНЕЗАПНО оказались окружены еще 12 самолетами ВВС Израиля.

20 МиГов против 16 «Фантомов» и «Миражей». В результате опытные израильские истребители расстреляли пять советских асов, как куропаток, и, не потеряв ни одного самолета, вернулись на свои аэродромы. В ту ночь на авиабазах Хэль Хаавир гудел пир - счастливые летчики пропивали свои премии за убитых ими русских…Хэппи энд!

Версия пошлая и, естественно, весьма далекая от истины. Например, одна из заслуживающих внимание версий от украинского исследователя В. Бабича звучит следующим образом:

Никакого боя 20 vs 16 не было в помине. В тот день было несколько схваток, разнесенных по времени и в пространстве – и всякий раз МиГи дрались с многократно превосходящим силами противника – когда одна советская четверка вступала в бой, другая четверка МиГов уже выходила из боя с критическим остатком топлива. Израильтяне все рассчитали и смогли добиться концентрации сил в нужном месте и нужный момент.

Первым был сбит капитан Юрченко – его МиГ взорвался в воздухе от попадания ракеты «Сайдуиндер». Через несколько минут пришлось катапультироваться капитанам Яковлеву и Сыркину – увы, при приземлении капитан Яковлев попал в расщелину и разбился насмерть (есть версия, что купол его парашюта был сожжен реактивной струей пролетавшего рядом истребителя).

До сих пор точно неизвестно, как погиб капитан Журавлев – по воспоминаниям очевидцев, он дрался один против четырех самолетов противника, пока не был сбит шальной пушечной очередью «Миража». Есть мнение, что его жертвами едва не стали два израильских пилота Ифта Спектор и Авраам Сэлмон, с трудом дотянувшие на поврежденных машинах до территории Израиля.


Взрыв "Миража"


Тяжелые повреждения также получил «Мираж» израильского аса Ашера Снира - выпущенная в упор ракета Р-13 повредила самолет, однако боевой части маленькой Р-13 оказалось слишком мало, чтобы прекратить полет «Миража» - Ашер Снир вышел из боя и экстренно сел на авиабазе Рефадим (об этом пишет его боевой коллега Амос Амир в своей книге «Огонь в небесах»).

Юрченко – сбит, погиб; Яковлев – сбит, погиб; Сыркин – сбит, остался жив; Журавлев – сбит, погиб.
Но как же пятый сбитый русский самолет? А он пропал! О сбитом самолете и его пилоте ничего не известно.

По слухам, израильтянам удалось сбить самолет капитана Каменева, однако никаких подтверждений этому нет. К тому же, сам капитан Каменев впоследствии продолжил службу в рядах ВВС СССР. Слухи, слухи… иногда говорят, что один из МиГов совершил аварийную посадку на одном из египетских аэродромов. Никто не знает, что произошло на самом деле.

В то же время, имеются показания свидетелей, согласно которым уже после боя над местом схватки кружили израильские поисково-спасательные вертолеты – неужели «несбиваемый» Хэль Хаавир понес какие-то потери? Не исключено. В операции принимало участие множество «Миражей» из 101, 117 и 119 эскадрилий, а также многоцелевые истребители «Фантом» из 69 эскадрильи ВВС Израиля. Имеется высокая вероятность, что факт потери одной (или нескольких) машин был тщательно скрыт, а результаты боя фальсифицированы.

Не прибегая к сомнительной конспирологии, можно установить следующие достоверные факты:
В результате боя 30.07.1970 было сбито 4 МиГ-21, при этом погибло три советских летчика.
Достоверные потери ВВС Израиля – подбитый «Мираж» Ашера Снира, что приземлился на авиабазе Рефадим.

После боя

Грустная и поучительная история. Ничуть не желая «подтасовать факты» (сбили не нас, а мы их!) или «найти виноватых» (их было больше! так не честно), отмечу, что израильские летчики действительно имели ряд серьезных преимуществ.

1. ВВС Израиля имели возможность ДОСКОНАЛЬНО изучить истребитель МиГ-21.
15 августа 1966 года иракский летчик Мунир Редфа угнал МиГ-21 в Израиль (операция «Пенициллин»). Самолет был тщательно изучен, разобран и даже облетан - израильтяне получили полное представление о конструкции, боевых возможностях и секретах советского истребителя. Советские летчики, увы, такой возможности не имели – знакомство с вражескими «Миражами» и «Фантомами» происходило непосредственно в воздушном бою.

2. Израильтяне использовали новейшие тактические приёмы – превосходная организация боя, применение средств РЭБ – шквалы радиоэлектронных помех «забили» все советские линии связи, полностью расстроив управление боем.

3. Боевой опыт. ВВС Израиля действительно имели впечатляющую практику ведения воздушных боёв – ежедневно, в течение многих лет, истребители «Хэль Хаавир» вылетали на перехват воздушных целей - регулярные воздушные схватки во всем диапазоне высот, лихие погони и обмены ракетами, вылеты на сопровождение ударных групп… Подобные вещи откладывают свой отпечаток на организацию боевой работы авиации.
Один из ярких примеров – скрупулезное освещение обстановки в воздухе: на боевой планшет наносились не только текущие курсы самолетов, но и их радиопереговоры – это позволяло в считанные секунды разобраться в обстановке и перенаправить самолеты туда, где они были особенно нужны.

4. Самое важное. Подготовка пилотов и система управления в бою.
В одном из интервью командующий израильскими ВВС генерал-лейтенант Мордехай Хот сказал: «мы говорим командиру эскадрильи только что надо сделать, а он сам решает, как надо сделать». Анализируя результаты боевых вылетов, ВВС Израиля перенесли центр тяжести подготовки к бою на звеньевой уровень. Командир эскадрильи самостоятельно планировал сценарий грядущей операции, используя «домашние заготовки» и накопленные данные о поведении вражеских самолетов в воздухе.

В отличие от израильских пилотов, советские истребители были скованы чудовищной цепью запретов, рекомендаций и предписаний. Не случайно, сразу после трагических событий 30.07.1970, всех участников боя собрал командующий советской авиационного группировкой в Египте генерал Григорий Устинович Дольников:

Смысл сказанного состоял в том, что снимаются все запреты и ограничения на пилотаж и боевое маневрирование. Воздушную подготовку мы должны были начать с чистого листа и руководствоваться в ней своим здравым смыслом, а не чужой совестью. Генерал призвал нас верить собственным инстинктам и интуиции, а сам обязался верить в нашу общую удачу.

«Египетские истребители в «войне на истощение», История Авиации, №2/2001

http://www.skywar.ru
http://www.hubara-rus.ru
http://airwar.ru
"Fire in the Sky" by Amos Amir (brigadier-general). UK: Pen & Sword Aviation, 2005

Один из видов вооружённых сил Израиля, образован в 1948 г. Имеется четыре рода авиации: тактическая, истребительная ПВО, разведывательная и транспортная.

Численность личного состава Военно-воздушные сил Израиля составляет 35 тыс. человек, из которых около 20 тыс. составляют военнослужащие срочной службы (в основном в частях ПВО). Численность резервистов 24,5 тыс. человек.

  • Боевые самолёты (F-15 Eagle (А также F-15I, специальная модификация для Израиля), F-16 Fighting Falcon (А также F-16I, специальная модификация для Израиля). Первая партия самолетов F-16 поступила на вооружение в 1980 г.
  • Боевые вертолёты (AH-1 Cobra, AH-64 Apache)
  • Транспортные самолёты (C-130 Hercules)
  • Транспортные вертолёты (CH-53 Sea Stallion, UH-60 Black Hawk)
  • Многоцелевые беспилотные летательные аппараты (Hermes 450, IAI Heron)
  • Подразделение «Шальдаг» (зимородок) - спецназ израильских ВВС.
  • Подразделение 669 - спасательно-эвакуационное подразделение.

Аэродромная сеть Израиля насчитывает около 57 аэродромов, 54 из них имеют ВПП с искусственным покрытием (в том числе два с ВПП длиной свыше 3 000 м, шесть - от 2 500 до 3 000 м, восемь - от 1 500 до 2 500 м, семь - от 900 до 1 500 м и 31 - до 900 м) и три грунтовых.

Командующий ВВС Израиля с 15 февраля 2008 г. - генерал-майор Идо Нехоштан, сменивший Элиэзера Шкеди.

Пункты базирования

  • Авиабаза «Тель-Ноф»
  • Авиабаза «Хацерим»
  • Авиабаза «Овда»
  • Авиабаза «Рамон»
  • Авиабаза «Бейт Захария»
  • Авиабаза «Сде Дов»
  • Авиабаза «Хацор»
  • Авиабаза «Рамат Давид»
  • Авиабаза «Пальмахим»
  • Авиабаза «Неватим»
  • Авиабаза «Лод»

Техника и вооружение

Наиболее массовым боевым самолётом израильских ВВС является F-16 модификаций C и D - их насчитывается 124.

Всего самолётов F-16 на вооружении израильской авиации 240-244, включая 12 машин F-16I, поставки которых завершаются в 2009 г.

Планируется, что к 2014 г. на вооружение начнут поступать многоцелевые истребители пятого поколения F-35.

В 2009 г. заказано 25 самолётов этого типа, на втором этапе планируется закупить ещё 50.



Рекомендуем почитать

Наверх