Ко мне очень часто приходят гости и каждый раз я стараюсь их удивлять чем-то...
Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-политическая организация Европейского Союза (ЕС).
ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Западный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Испания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасности и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантического договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропейского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европейскую структуру НАТО.
В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Европейском Союзе были приняты принципиально важные решения относительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразование ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.
В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к оперативному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.
На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлечения к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Дании, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).
В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и министров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секретариат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюсселе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ассамблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регулярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского корпуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.
НАТО активно поддерживает процесс создания европейской составляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляемую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем создавать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.
ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самостоятельно, так и совместно с НАТО и другими международными организациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриатическом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюциями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи боснийской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный консультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по решению Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание помощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассоциированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.
Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и обороны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.
2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?
3. Проанализируйте основные положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?
5. Практика проведения миротворческих операций в рамках СНГ.
6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.
7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.
8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западноевропейского союза.
Литература
Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспекты деятельности СНГ. - М., 2001.
НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.
Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.
Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЗЕС (Western European Union, WEU) – военно-политический союз европейских государств.
Создан на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанном 17 марта 1948 в Брюсселе Великобританией, Францией и странами Бенилюкса (Западный Союз). Причиной подписания договора стало начавшееся противостояние с Советским Союзом. Западноевропейские государства посчитали необходимым принять меры по укреплению собственного оборонного потенциала. Такой шаг диктовался также стремлением гарантировать выполнение Германией условий капитуляции, а затем и интеграции образованного в 1949 государства ФРГ в западную сферу влияния. Договор предусматривал автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран-участниц. Державы, подписавшие Брюссельский договор, пригласили присоединиться Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию.
С самого начала военно-политического сотрудничества западноевропейских государств, проявились две альтернативные стратегии развития, остающиеся актуальными и по сегодняшний день. Великобритания выступала за тесное сотрудничество с США в деле обеспечения военной безопасности Западной Европы в рамках НАТО , в то время как Франция отстаивала идею более независимой от Америки европейской составляющей обороны.
Необходимость интеграции в военно-политическое евроатлантическое сотрудничество ФРГ и начало процесса западноевропейской интеграции привели к трансформации Западного союза в Западноевропейский союз (1954) с включением в его состав ФРГ и Италии.
В период «холодной войны » роль ЗЕС сводилась к содействию регулярному политическому диалогу среди европейских членов НАТО, в рамках которого разрешались некоторые проблемы взаимоотношений стран, например – разрешение проблемы Саара в 1950-х. ЗЕС также являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и ЕЭС. Однако в связи с тем, что 10 членов ЗЕС одновременно входили и в НАТО, а также вследствие отсутствия собственной полноценной военной структуры, существование Западноевропейского союза носило, в известной степени, символический характер.
В 1980-х возросший международный политический вес Европейских Сообществ побудил принять решение о «реанимации» деятельности Западноевропейского союза. Римская декларация 1984 провозгласила его «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО. Ограниченный контингент европейских стран под флагом ЗЕС принимал участие в управлении операциями по разминированию в Персидском заливе в конце 1980-х, эмбарго Югославии в Адриатике и на Дунае в 1992–1996, операциях по предотвращению кризиса в Косово в 1998–1999.
С подписанием Амстердамского договора ЕС и началом Общей внешней политики и политики безопасности, функции ЗЕС постепенно перешли к Европейскому Союзу, несмотря на то, что формально договор о ЗЕС истекает в 2004.
Подобная трансформация ЗЕС стала возможной в результате отказа Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в отношении европейского политического сотрудничества, что положило начало Европейской политике безопасности и обороны ЕС.
Окончательное решение о передаче Евросоюзу большинства полномочий и оперативного потенциала ЗЕС было закреплено Марсельской декларацией ЕС в ноябре 2001. Согласно этому документу, ЗЕС фактически прекращал свою деятельность как оперативная организация. Структуры ЗЕС должны были перейти полностью в распоряжение ЕС, чтобы придать военной организации политический вес. Предполагалось ввести в ЗЕС централизованное командование с новыми полномочиями и новой, единой концепцией европейской обороны. Это должно было сделать его сильной оборонительной организацией, способной выполнять функции гаранта стабильности в Европе. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был фактически завершен к 2002.
Вместе с тем, номинально ЗЕС сохраняется в качестве отдельного института, компетенции которого сводятся к обеспечению взаимных гарантий стран-участниц в случае агрессии (статья об автоматическом применении коллективной обороны) и ежегодному докладу Совета этой организации парламентской Ассамблее ЗЕС. Очевидно, такая неопределенность в статусе ЗЕС сохранится до формального истечения срока договора в 2004.
Стратегия ЕС, направленная на создание собственных военных институтов, перекликается с позицией России в вопросе построения многополярного мира. В середине 1990-х был выдвинут ряд инициатив по сотрудничеству между РФ и ЗЕС (предоставление российских космических снимков спутниковому центру ЗЕС, соглашение о предоставлении российской транспортной авиации ЗЕС для осуществления гуманитарных и спасательных операций, операций по поддержанию мира, разработка совместных международно-правовых проблем, развитие межпарламентских связей и т.д.). Степень сотрудничества с этой организацией будет во многом зависеть от темпов и направления военно-политической интеграции ЕС.
В состав ЗЕС входят следующие государства:
– 10 полноправных членов (Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ);
– 6 ассоциированных членов, входящих в НАТО, но не входящих в ЕС (Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия);
– 5 наблюдателей, входящих в ЕС, но не входящих в НАТО (Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция);
– 7 ассоциированных партнеров – государства Центральной и Восточной Европы (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония).
Андрей Мотков
объединение ряда государств Западной Европы. Учрежден согласно Парижским соглашениям (подписаны в 1954 г., ратифицированы в 1955 г.), которые внесли изменения в Брюссельский договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией (1948 г). Эти изменения открыли возможность присоединения к Брюссельскому пакту Германии и Италии. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом; укрепление и обеспечение демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.
В ЗЕС входят 10 государств-членов: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия. Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Ассоциированные члены ЗЕС - Исландия, Норвегия, Турция. Кроме того, 9 стран имеют статус ассоциированных партнеров ЗЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония. Структуру ЗЕС составляют: 1. Совет Западноевропейского Союза; 2. Постоянный совет. Рабочая группа Совета; 3. Начальники штабов; 4. Штаб по планированию; 5. Рабочие группы: специальная рабочая группа, группа представителей министерств обороны; 6. Ассамблея ЗЕС; 7. Секретариат. Совет ЗЕС на уровне министров, состоящий из министров иностранных дел и обороны государств-членов, собирается дважды в год в столице государства, председательствующего в настоящее время в ЗЕС. Председательствующий с 1 июля 1994 г. меняется каждые полгода. Это решение принято Советом ЗЕС в 1993 г. для приспособления сроков смены председательствующего к аналогичным срокам в Европейском Союзе. Совет как высший орган ЗЕС несет политическую и военную ответственность за деятельность организации. Совет может быть созван в любое время по желанию государства-члена для обсуждения положения, могущего представлять угрозу для мира или экономической стабильности. Постоянный Совет, состоящий из послов государств-членов, обычно встречается раз в неделю в штаб-квартире ЗЕС для обеспечения его бесперебойного руководства. Председательствует на заседаниях генеральный секретарь. Рабочая группа Совета готовит еженедельные заседания Постоянного Совета. Главы генеральных штабов государств-членов встречаются дважды в год накануне регулярных заседаний Совета ЗЕС (возможны чрезвычайные встречи). Национальным делегациям могут быть приданы военные советники, задачей которых являются подготовка заключений для Совета, информирование штаба по планированию о мнениях начальников генеральных штабов, а т.ж. контроль за профессиональным качеством работы Штаба по планированию. Штаб по планированию, подчиненный Совету, отвечает за: подготовку планов возможного использования вооруженных сил под эгидой ЗЕС; разработку рекомендаций для систем управления, включая постоянно действующие служебные инструкции для оперативных штабов, создаваемых в случае необходимости; ведение списков частей и соединений, которые могут быть выделены в распоряжение ЗЕС для проведения определенных операций. В помощь Совету созданы рабочие группы: 1. Специальная рабочая группа из представителей министерств иностранных дел (политические вопросы европейской безопасности); 2. Группа представителей министерств обороны (военные вопросы европейской безопасности); 3. Рабочие комитеты по вопросам космического права, верификации, Договора об "открытом небе", Средиземноморья и др. Ассамблея ЗЕС состоит из 108 депутатов (с заместителями) государств-членов Брюссельского пакта в Парламентской ассамблее Совета Европы. Она собирается дважды в год и обсуждает все вопросы деятельности ЗЕС.