Западный союз 1948. Что значит "западноевропейский союз"

Авто 16.07.2019

Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-поли­тическая организация Европейского Союза (ЕС).

ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответ­ствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Запад­ный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Ис­пания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасно­сти и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантиче­ского договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропей­ского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европей­скую структуру НАТО.

В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Евро­пейском Союзе были приняты принципиально важные решения от­носительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразова­ние ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасно­сти и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.

В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к опе­ративному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.



На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлече­ния к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Бол­гария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Да­нии, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).

В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и мини­стров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секрета­риат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюс­селе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ас­самблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регу­лярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского кор­пуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.

НАТО активно поддерживает процесс создания европейской со­ставляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляе­мую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем созда­вать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.

ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самосто­ятельно, так и совместно с НАТО и другими международными орга­низациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриати­ческом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюци­ями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи босний­ской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный кон­сультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по реше­нию Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание по­мощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассо­циированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.

Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и оборо­ны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функ­ции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.

2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?

3. Проанализируйте основные положения Договора об обыч­ных вооруженных силах в Европе.

4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?

5. Практика проведения миротворческих операций в рам­ках СНГ.

6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.

7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.

8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западно­европейского союза.

Литература

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.

Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.

Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЗЕС (Western European Union, WEU) – военно-политический союз европейских государств.

Создан на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанном 17 марта 1948 в Брюсселе Великобританией, Францией и странами Бенилюкса (Западный Союз). Причиной подписания договора стало начавшееся противостояние с Советским Союзом. Западноевропейские государства посчитали необходимым принять меры по укреплению собственного оборонного потенциала. Такой шаг диктовался также стремлением гарантировать выполнение Германией условий капитуляции, а затем и интеграции образованного в 1949 государства ФРГ в западную сферу влияния. Договор предусматривал автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран-участниц. Державы, подписавшие Брюссельский договор, пригласили присоединиться Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию.

С самого начала военно-политического сотрудничества западноевропейских государств, проявились две альтернативные стратегии развития, остающиеся актуальными и по сегодняшний день. Великобритания выступала за тесное сотрудничество с США в деле обеспечения военной безопасности Западной Европы в рамках НАТО , в то время как Франция отстаивала идею более независимой от Америки европейской составляющей обороны.

Необходимость интеграции в военно-политическое евроатлантическое сотрудничество ФРГ и начало процесса западноевропейской интеграции привели к трансформации Западного союза в Западноевропейский союз (1954) с включением в его состав ФРГ и Италии.

В период «холодной войны » роль ЗЕС сводилась к содействию регулярному политическому диалогу среди европейских членов НАТО, в рамках которого разрешались некоторые проблемы взаимоотношений стран, например – разрешение проблемы Саара в 1950-х. ЗЕС также являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и ЕЭС. Однако в связи с тем, что 10 членов ЗЕС одновременно входили и в НАТО, а также вследствие отсутствия собственной полноценной военной структуры, существование Западноевропейского союза носило, в известной степени, символический характер.

В 1980-х возросший международный политический вес Европейских Сообществ побудил принять решение о «реанимации» деятельности Западноевропейского союза. Римская декларация 1984 провозгласила его «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО. Ограниченный контингент европейских стран под флагом ЗЕС принимал участие в управлении операциями по разминированию в Персидском заливе в конце 1980-х, эмбарго Югославии в Адриатике и на Дунае в 1992–1996, операциях по предотвращению кризиса в Косово в 1998–1999.

С подписанием Амстердамского договора ЕС и началом Общей внешней политики и политики безопасности, функции ЗЕС постепенно перешли к Европейскому Союзу, несмотря на то, что формально договор о ЗЕС истекает в 2004.

Подобная трансформация ЗЕС стала возможной в результате отказа Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в отношении европейского политического сотрудничества, что положило начало Европейской политике безопасности и обороны ЕС.

Окончательное решение о передаче Евросоюзу большинства полномочий и оперативного потенциала ЗЕС было закреплено Марсельской декларацией ЕС в ноябре 2001. Согласно этому документу, ЗЕС фактически прекращал свою деятельность как оперативная организация. Структуры ЗЕС должны были перейти полностью в распоряжение ЕС, чтобы придать военной организации политический вес. Предполагалось ввести в ЗЕС централизованное командование с новыми полномочиями и новой, единой концепцией европейской обороны. Это должно было сделать его сильной оборонительной организацией, способной выполнять функции гаранта стабильности в Европе. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был фактически завершен к 2002.

Вместе с тем, номинально ЗЕС сохраняется в качестве отдельного института, компетенции которого сводятся к обеспечению взаимных гарантий стран-участниц в случае агрессии (статья об автоматическом применении коллективной обороны) и ежегодному докладу Совета этой организации парламентской Ассамблее ЗЕС. Очевидно, такая неопределенность в статусе ЗЕС сохранится до формального истечения срока договора в 2004.

Стратегия ЕС, направленная на создание собственных военных институтов, перекликается с позицией России в вопросе построения многополярного мира. В середине 1990-х был выдвинут ряд инициатив по сотрудничеству между РФ и ЗЕС (предоставление российских космических снимков спутниковому центру ЗЕС, соглашение о предоставлении российской транспортной авиации ЗЕС для осуществления гуманитарных и спасательных операций, операций по поддержанию мира, разработка совместных международно-правовых проблем, развитие межпарламентских связей и т.д.). Степень сотрудничества с этой организацией будет во многом зависеть от темпов и направления военно-политической интеграции ЕС.

В состав ЗЕС входят следующие государства:

– 10 полноправных членов (Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ);

– 6 ассоциированных членов, входящих в НАТО, но не входящих в ЕС (Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия);

– 5 наблюдателей, входящих в ЕС, но не входящих в НАТО (Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция);

– 7 ассоциированных партнеров – государства Центральной и Восточной Европы (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония).

Андрей Мотков

объединение ряда государств Западной Европы. Учрежден согласно Парижским соглашениям (подписаны в 1954 г., ратифицированы в 1955 г.), которые внесли изменения в Брюссельский договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией (1948 г). Эти изменения открыли возможность присоединения к Брюссельскому пакту Германии и Италии. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом; укрепление и обеспечение демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.

В ЗЕС входят 10 государств-членов: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия. Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Ассоциированные члены ЗЕС - Исландия, Норвегия, Турция. Кроме того, 9 стран имеют статус ассоциированных партнеров ЗЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония. Структуру ЗЕС составляют: 1. Совет Западноевропейского Союза; 2. Постоянный совет. Рабочая группа Совета; 3. Начальники штабов; 4. Штаб по планированию; 5. Рабочие группы: специальная рабочая группа, группа представителей министерств обороны; 6. Ассамблея ЗЕС; 7. Секретариат. Совет ЗЕС на уровне министров, состоящий из министров иностранных дел и обороны государств-членов, собирается дважды в год в столице государства, председательствующего в настоящее время в ЗЕС. Председательствующий с 1 июля 1994 г. меняется каждые полгода. Это решение принято Советом ЗЕС в 1993 г. для приспособления сроков смены председательствующего к аналогичным срокам в Европейском Союзе. Совет как высший орган ЗЕС несет политическую и военную ответственность за деятельность организации. Совет может быть созван в любое время по желанию государства-члена для обсуждения положения, могущего представлять угрозу для мира или экономической стабильности. Постоянный Совет, состоящий из послов государств-членов, обычно встречается раз в неделю в штаб-квартире ЗЕС для обеспечения его бесперебойного руководства. Председательствует на заседаниях генеральный секретарь. Рабочая группа Совета готовит еженедельные заседания Постоянного Совета. Главы генеральных штабов государств-членов встречаются дважды в год накануне регулярных заседаний Совета ЗЕС (возможны чрезвычайные встречи). Национальным делегациям могут быть приданы военные советники, задачей которых являются подготовка заключений для Совета, информирование штаба по планированию о мнениях начальников генеральных штабов, а т.ж. контроль за профессиональным качеством работы Штаба по планированию. Штаб по планированию, подчиненный Совету, отвечает за: подготовку планов возможного использования вооруженных сил под эгидой ЗЕС; разработку рекомендаций для систем управления, включая постоянно действующие служебные инструкции для оперативных штабов, создаваемых в случае необходимости; ведение списков частей и соединений, которые могут быть выделены в распоряжение ЗЕС для проведения определенных операций. В помощь Совету созданы рабочие группы: 1. Специальная рабочая группа из представителей министерств иностранных дел (политические вопросы европейской безопасности); 2. Группа представителей министерств обороны (военные вопросы европейской безопасности); 3. Рабочие комитеты по вопросам космического права, верификации, Договора об "открытом небе", Средиземноморья и др. Ассамблея ЗЕС состоит из 108 депутатов (с заместителями) государств-членов Брюссельского пакта в Парламентской ассамблее Совета Европы. Она собирается дважды в год и обсуждает все вопросы деятельности ЗЕС.



Рекомендуем почитать

Наверх