Темной он покрыт корой лист красивый вырезной. Открытый урок "невидимая сеть и невидимая пирамида"

Туризм и отдых 08.09.2019
Туризм и отдых

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней коррекционной группы
Разработала: воспитатель Парменова М.Н.
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Используемые технологии: Сюжетно-дидактическая игра, элементы ТРИЗа, развивающие игры.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Задачи:
Познавательно-речевое направление:
Расширять и уточнять представление детей о характерных признаках осени.
Продолжать учить различать лиственные деревья (клен, дуб, береза).
Расширять представление детей о лесных ягодах и грибах, знакомить их с особенностями внешнего вида и местами произрастания.
Активизировать речь детей, обогащать за счет использования в речи определений (какое дерево? Какая листва?), образных выражений («темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной», «хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят», «русская красавица»).
Познакомить с возможностью находить и решать противоречия, заключенные в одном предмете, используя элементы ТРИЗ (д/игра «хорошо-плохо»).
Учить отгадывать загадки.
Социальное направление:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Развивать умение общаться со сверстниками, активно участвовать в деятельности.
Художественно-эстетическое направление:
Закреплять умение лепить грибы, используя приемы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивания ладонями, лепку пальцами для уточнения формы.
Коррекционные задачи:
Обогащать зрительный сенсорный опыт дошкольников.
Развивать зрительное внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.
Материал:
Цветные силуэтные изображения ягод малины, земляники, черники, листьев березы, дуба, клена, корзинка, картинки с изображениями деревьев, ягод, модели для игры «Собери букет», муляжи грибов, фонограмма – вальс, пластилин.
Содержание:
Ребята, ночью дул сильный ветер, и к нам в окно залетел листик.
Показываю лист клена.
От какого дерева листик? Правильно, это кленовый листик. Он приглашает нас в путешествие по осеннему лесу. Я возьму с собой корзинку. Все, что увидим интересного, будем в нее складывать.
На чем можно добраться до леса? Давайте прокатимся на поезде. Вы все будете вагончики, а я – паровоз. Поехали!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики,
Так-тики, так-тики, так-тики.
Дети идут друг за другом, имитируя движение «поезда».
Приехали. Выходите из вагонов.
Раз, два, три, листик клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень желтою косой.
На полу разложены листья разных деревьев.
Как тихо в лесу, только листья шуршат под ногами.
Посмотрите, как их много. Какие вы узнали?
Найдите березовый лист. От какого он дерева? Березу все любят. Это дерево называют русской красавицей.
Воспитатель показывает картинку с изображением березы, предлагает стать всем «березками»
Физкультминутка.
Под мелодию вальса дети выполняют танцевальные движения по тексту:
Золотые листики с дерева летят,

Это, это, это листопад!
Мы идем по листикам, а они шуршат,
Кружит ветер листики – это листопад.
Это, это, это листопад!
Положите березовые листики в корзинку.
Воспитатель показывает картинку с изображением дуба.
А это что за дерево?
Темный он, покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
Найдите листья дуба. Как они называются?
Скажите листику приятные слова. Какой листик? (резной, темный, легкий…).
Воспитатель держит листик вертикально, спрашивает:
На что похож лист? (елочка, шишка…)
Воспитатель держит листик горизонтально:
А так на что похож лист? (тучка, облачко, лужа…)
Действительно, дубовые листики красивые, вырезные.
Воспитатель кладет листик дуба в корзинку.
Найдите листья клена. Осенью самые красивые листья у клена. Почему?
Показывает картинку с изображением клена.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной.
Давайте составим букеты из листьев.
Проводится игра «Соберем букет». Воспитатель предлагает вокруг моделей собрать листья, группируя их тремя способами:
1 вариант – собрать все березовые и все кленовые листья.
2 вариант – собрать все дубовые и все зеленые листья.
3 вариант – воспитатель показывает зеленый березовый лист. Дети вместе определяют, в какой букет поставить листик.
Красивые осенние букеты у нас получились.
Положу я осенний листочек в корзинку.
Пойдемте еще гулять по лесу.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки,
Поднимая ноги выше,
Мы к лесной полянке вышли.
Воспитатель подводит детей к ковролину, на нем – цветные картинки с изображениями ягод и силуэтное изображение ягод.
А на солнечной полянке любят расти ягодки.
Отгадайте загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
О какой ягоде загадка? Почему вы так решили?
Да, малина растет на кустах. Поспевает летом.
Пальчиковая гимнастика «ягодка».
С ветки ягодки снимаю (поглаживаем каждый пальчик, как будто
снимаем с него ягодку).
И в лукошко собираю (обе ладошки сложить перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко,
Я попробую немножко (одну ладошку, сложенную лодочкой,
накрыть другой).
Найдите силуэтное изображение ягодки малины. Положите ягодку в корзинку.
Отгадайте еще загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый стебелек
Держит красный огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (земляника)
Какие ягоды похожи на огоньки? Найдите среди картинок землянику. Эти ягоды растут на солнечных полянках, тени не любят. Ягоды на солнце краснеют, поспевают летом.
Найдите силуэтное изображение ягодки земляники. Положим ягодку в корзинку.
Кто знает, как называется вот эта маленькая ягодка? (черника).
Почему она так называется?
Растет она в тени, солнце не любит. Поэтому искать ее надо в лесу, под елками.
Давайте сделаем «лес».
Воспитатель предлагает детям наборы фигур к игре «танграм». Дети на столах выкладывают из геометрических фигур «елочку». Воспитатель составляет «елочку» на ковролине.
Молодцы! Много черники вырастет в вашем лесу.
Возьмем черничку в корзинку.
Послушайте загадку:
Под деревьями, под елкой
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
Пойдемте за грибами.
Представьте, что у вас в руках корзинки. Кем вы стали? Вы – грибники. Внимательно смотрите под ноги, поднимайте нижние ветки елок, срезайте грибы ножом.
А вот возле березы стоит грибок. (подберезовик)
Как он называется? Как вы догадались? Да, подберезовик растет под березой.
Я родился в день дождливый
Под березой молодой
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой.

А вот еще один гриб. (белый)
Наверно, тоже подберезовик?
Сравниваем белый гриб и подберезовик.
Кто знает, почему белый гриб так назвали, ведь шляпка-то коричневая. Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.
Воспитатель кладет гриб в корзинку.
Идем дальше. Смотрите, какие интересные грибы торчат. Люди их назвали лисичками. Как вы думаете, почему?
Проводится игра «Четвертый лишний». Дети рассматривают карточку, рассказывают, что на ней изображено, какой предмет лишний и почему.
Первая карточка: белый гриб, подберезовик, лисичка, листик
Вторая карточка: елочка, корзинка, гриб, многоэтажный дом.
Вот еще стоит красавец! (мухомор).
Вы знаете этот гриб? Он ядовит, но топтать его нельзя. Гриб нужен зверям. Лось и белка им лечатся. В природе нет ничего ненужного. Этот гриб мы не будем брать в корзинку.
Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем.
Воспитатель проводит развивающую игру «хорошо-плохо».
Ребята, давайте вместе подумаем, чем хороши грибы.
Хорошо:
Грибы красивые, они, как цветы, рассыпаны по всему лесу. У них есть шляпка и ножка, шляпки могут быть разноцветные.
Под грибом могут спрятаться насекомые.
Некоторые животные лечатся грибами.
Грибы сушат на зиму, солят, из них варят суп.
Дети приводят свои примеры.
А теперь подумайте, если ли в грибах что-то плохое, или расскажите, что может произойти из-за грибов.
Плохо:
Грибы бывают ядовитые. В этом случае их надо обходить стороной, не топтать. Старые грибы червивые. Название грибов может быть обманчивое (сыроежки). Если грибы не срезать ножом, а срывать, на том месте может больше не вырасти грибов.
Дети приводят свои примеры.
Молодцы: Как много вы знаете о грибах.
Я предлагаю вам вылепить грибы, какие хотите.
Дети подходят к столам, выбирают пластилин. Обсуждаем, как слепить ножку гриба, какими движениями раскатать пластилин в шар. В процессе лепки воспитатель интересуется у детей, какие грибы они лепят.
Были с вами мы в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный. Золотой
Осень желтою косой.
Кленовый листочек зовет нас в обратный путь. Давайте возвращаться в детский сад. Садитесь в вагончики, поехали.
Дети идут друг за другом, имитируя движение поезда.

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 станицы Павловской

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

В 1 КЛАССЕ

Тема:

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2

Шишкова Елена Борисовна

2015г

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ В 1 КЛАССЕ (01.04.2015г.)

Тема: Растения и животные вокруг меня.

Цели: 1) Познакомить с некоторыми растениями и животными нашей местности, их значением для человека;

р асширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;

2) Донести до сознания детей понятие: «Природа и люди – одно целое»;

3) Воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам.

4) Прививать любовь к родному краю, родной станице.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι.Организационный момент.

Высокие горы,

Родные просторы,

Приморского берега грань,

Леса и поляны,

Сады и лиманы

Все это родная Кубань!

Мы все живем на Земле. На ней растут деревья, кустарники, травы. Живут разные животные: звери, птицы, насекомые, рыбы, лягушки, змеи, черепахи…

Нас окружает прозрачный воздух. По земле текут ручьи и реки, по небу плывут облака. В ясную погоду светит солнце, а ночью - луна и звёзды.

-Все это мы называем … природой. Выберете из двух пейзажей на слайде тот, который соответствует вашему настроению. (На слайде две картины с изображением пейзажей.Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым.

Личностные УУД:

1) формируем внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к школе;

2) формируем основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как житель Кубани;

3) формируем чувство прекрасного и эстетические чувства.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(Стук в дверь. Принесли телеграмму).

Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы?

Ребята, помогите мне разгадать ее! (Телеграмма на слайде. Из первых букв изображений растений и животных надо составить слово (ПРИГЛАШАЕМ .)

Вот мы и прочитали телеграмму! Примем приглашение?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Предположения детей.

- Да, ребята, о растениях и животных Кубани и растениях и животных, которые растут в нашем Павловском районе. О растениях и животных вокруг нас.

Мы будем учиться их распознавать. А еще мы вспомним, как следует относиться к природе.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

2 )

3 )

Личностные УУД:

1) формируем учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные УУД:

1 )

2 )

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1 ) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.

Кто догадался, как называются эти два царства?

(Царство Растений и Царство Животных).

Как думаете, чем занимается Царство Растений?

(Добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных).

Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретили представителей обоих царств.

К какому из этих царств принадлежим мы? (К Царству Животных).

Правильно. И мы все должны подчиняться главному закону этого Царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика, цветка.

Назовите, какие культурные растения выращивают в нашем Павловском районе?

а) В поле?

(Кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечник и т.д.)

б) В огороде?

(Помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

в) В саду?

(яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.).

Теперь скажите, как человек использует эти растения?

Из каких растений получены эти продукты?

Пшено;

Чёрный хлеб;

Гречневая крупа;

Растительное масло.

Работа в группах.

Задание 1.

    Узнайте деревья по листьям из гербария.

    Какое дерево первым зацветает весной? (верба).

    Назвать деревья, растущие в округе.

    Чем отличается сосна от дуба? (сосна – хвойное, дуб – лиственное).

    Как можно узнать возраст дерева? (по кол-ву колец на срезе).

Задание 2. Разгадать загадки.

Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Семя летучее. (Берёза)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (дуб).

Весной растет, летом цветет,

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа).

Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими. (ели).

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (сосна).

- По разнообразию растительности Краснодарский край превосходит многие районы страны. Ботаники насчитывают в крае около трех тысяч видов растений.

Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь ещё до ледникового периода, примерно два миллиона лет назад. Эти растения вам хорошо известны: липа, каштан, дуб, черника и другие. (Показ картин) Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Посмотрим на карту-схему растительности Краснодарского края. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему?

Во многом вы правы. В нашем крае есть и горы, и моря, и степи, т.е. разные природные условия, поэтому растут разные растения. Мы с вами живем в северной части края – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь.

Растительность степной части края давно потеряла прежний облик дикой ковыльной степи с зарослями бурьянов, дикого миндаля, терновника. Дикорастущие травы – ковыль,метлик, типчак, тонконог (демонстрация гербария «Растения моей малой Родины») – можно найти лишь вдоль дорог, балок и возле курганов. Местами встречаются подорожники, пижма, маки, пырей, зверобой.

Кубанская степь превратилась в огромные поля пшеницы, подсолнечника, кукурузы, в дивные сады, виноградники и бахчи.

Леса покрывают склоны Кавказских гор. Леса – это золотое царство, царство красок и богатство разных видов растений, ценнейших древесных пород: дуба, бук,. граба, кавказской пихты. В крае сохранились растения древнейших времен: тис, самшит, падуб и другие. На Черноморском побережье – царство вечнозеленых субтропических кустарников, лиан, пальм, цитрусовых.

Есть русская поговорка: «Растение – земли украшение». Вот и наши кубанские растения это украшение нашей родины, её богатство.

Физминутка. На лужайке, на ромашке

Жук лежит в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Отгадайте загадки:

    Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги (подорожник).

    Сердечко песочное, лепестки молочные (ромашка).

    Был цветок, как медок, молодым, а когда постарел, стал седым (одуванчик).

    Зубастую муравушку всяк сторонится: царь и царица (крапива).

Какие из известных вам растений являются лекарственными?

Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? (не выдергивать с корнями, оставлять большую часть для размножения).

На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения, как вы поступите? Почему?

Красивые цветы в природе, особенно в лесу и на лугу привлекают людей, они восхищаются их красотой. Но цветы вовсе не для нас. Яркие краски, аромат необходим цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Ведь цветы их кормят соком и пыльцой. Чтобы у растения появились семена, нужно перенести пыльцу с цветка на другой цветок. Вот это и делают насекомые. Но они любят не все цветы. Пчела, например, никогда не сядет на ландыш. Зато комару ландыш – и стол, и дом. И люди должны это знать и помнить, чтоЕсли я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Насекомые. Почему мы так их называем? Это от слова «насечка», «насекать». Рассмотрите брюшко бабочки, пчелы, муравья. Здесь видны поперечные полоски.

Посчитайте. Сколько конечностей у насекомых? (шесть).

А глаз? Бывает и два, и четыре, и пять, и десять.

У нас уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте. У кузнечиков, например, в носе.

Насекомые – дети солнца. Есть насекомые полезные и есть вредные, есть красивые и есть безобразные. Но все очень интересные.

Насекомые зимуют, проявляя массу изобретательности. Посмотрите,кто где зимует.

    Муравей закрывает окна в своём муравейнике.

    В ворохе сухих листьев прячутся божьи коровки.

    Комары укладываются прямо на землю.

    Сверчок сооружает себе домик в земле.

    Шмелиха – то в заброшенной мышиной норке, то в скирде сена.

- Это кто шуршит в траве? Да это мышь! А вы знаете, ребята, что мыши – вредители и обжоры? Она становится взрослой через 30 дней после рождения. Очень быстро размножается. Мыши бывают – домовые, полевые, лесные. Если взять пару мышей, хорошо их кормить, то через год будет больше 15 тысяч мышей. 1 мышь в год съедает 1 кг.зерна. А на мышей охотится сова, за лето она уничтожает 1000 мышей. Выходит, что только 1 сова сохраняет нам в год 1 тонну хлеба.

Физминутка. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки,(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем

Наше путешествие продолжается. Мы идем по опушке леса. Чей голос мы слышим? (Ку-ку! Ку-ку!) Правильно, это кукушка. Легенда об этой птице рассказывает: одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено было иметь своей семьи. С той поры люди часто слышат ее плач.

Смотрите, ребята, на тропинке выпавший из гнезда птенец! Как нам поступить? (Дети отвечают на вопрос).

Молодцы! А каких вы птиц знаете?

Назовите перелетных птиц.

Какие птицы зимуют в наших краях?

В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. Утром лес и долины наполняются пением и щебетанием различных птиц: сойки, сороки, кукушки, дрозды, трясогузки, иволги, кобчики, дерябы, щурки, совы, скворцы и тд. Они приносят огромную пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредных насекомых.

А это что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой (опята).

Умницы! Все-то вы знаете!

Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти на пнях и деревьях.

Когда начинают расти грибы? (Когда хорошо прогреется и напитается влагой.)

(Рассказы детей о грибах).

Подосиновик любит сырые осинники. Торчат из травы, как яркая пуговица.

Подберезовик ищи под березой.

Лисичек много в сырое лето. Растут ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу. Шляпки у них всех цветов радуги.

Боровик (белый гриб) – самый вкусный и душистый гриб. Ножка толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет в березовых и дубовых лесах.

Но надо опасаться несъедобных ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей! Учитесь у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. (Демонстрация рисунков грибов).

Нельзя портить ядовитые грибы, не срывайте и не топчите их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

А что здесь делает белочка? (Рисунок белочка с корзинкой, в лапке гриб).

Давайте поможем ей набрать грибов.

Разбежались по поляне

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути!

(Грибы-картинки на доске, съедобные и несъедобные.Дети собирают съедобные грибы, ставят в корзину белочки).

Белочка хочет задать вам вопрос.

Вопрос белочки:

Почему грибы нельзя рвать с корнем, разрывать вокруг них мох и почву? (такие действия нарушают грибницу, из которых вырастает гриб).

Зачем белочка собирает грибы? Как хранит?

Физминутка. Прилетели облака, тучкой стали (дети машут руками).

На землю из тучки капельки упали (приседают).

Спал грибок и вдруг проснулся, (поднимаются)

Больше спать не захотел (туловище вправо, влево).

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потягиваются).

Шляпку быстренько надел.

Поднатужился немножко (руки в бока).

И на белый свет поспел (прыжки на месте).

Посмотрите, дети, что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?

Стоит среди травы – уши больше головы? (заяц).

А вы знаете, что у зайца не бывает домика: нет у него норы, где можно было спрятаться от врагов. Выручают зайца его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Зайчиха оставляет своих детенышей в траве, покормит и убегает, остаются малыши одни. Они могут погибнуть от голода? Нет! Любая другая зайчиха-мать найдет их и накормит.

В Кубанских лесах обитает много животных.

В давние-давние времена здесь жили огромные буйволы, важные жирафы, можно было встретить носорога, тряслась земля от поступи южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни животные вымерли, другие перебрались в далекие теплые края.

Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает на просторах Краснодарского края.

- Красива наша река. Как она называется? (Сосыка).

Много рыбы в нашей реке. Сейчас мы отправимся на рыбалку.

(Игра «Поймай рыбку». Магнитной удочкой поймать рыбку, назвать её, объяснить, чем питается. Это: окунь, щука, лещ, краснопёрка, карась).

А вот об этих рыбах я вам немного расскажу и покажу:

Толстолобик: Эта рыба так не любит шума, что услышав его ухитряется выпрыгивать из воды на 2 метра. Говорят, если прибыть на лодке в место скопления этих рыб и похлопать вёслами по воде, рыбы попрыгают прямо в лодку.

Линь: Окраска этой рыбы зависит от цвета воды, она покрывается тёмными пятнами – «линяет». Отсюда и название.

Много удивительного рядом с нами.

Вот, например, зелёная лягушка. Что общего у неё со слоном? Скажете – ничего… и ошибётесь. У обоих кожа прикреплена к телу только в нескольких местах. Оба одеты, как бы в свободный халат с несколькими застёжками. А вот у вас, у людей, тело стиснуто прочной эластичной кожей. У слона кожа прочная, как канат. А вот у лягушки не так прочна. Зато красавицы – лягушки следят за модой и переодеваются – меняют кожу четыре раза в год. А куда они девают сброшенную «одежду»? съедают! Не пропадать же добру…

Смотрите, к нам пришла Берёзка. Но она очень грустная. Почему? Оказывается, на соседней поляне побывали горе-туристы: костер не затушили, мусор не убрали. Так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. Что надо было сделать? (сжечь мусор и хорошо затушить костер).

Берёзка подарила нам свои листочки, а на них написаны правила поведения в лесу. Давайте их прочитаем! (детям вручают «Березовые листочки, они читают):

    Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

    Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

    Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

Спасибо, тебе, Березка, теперь мы навсегда запомним, как правильно вести себя в лесу и никогда не причиним вред природе.

Познавательные УУД:

1 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

2 ) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3 )

4 ) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1 ) формируем умение слушать и понимать других;

2 ) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 )

4)

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1 )

2)

.

ΙV. Применение нового знания

Вы сегодня узнали много интересного о растениях и животных, которые живут рядом с нами. Если вы хотите узнать ещё больше будьте наблюдательны и внимательны, читайте книги и журналы о животных, смотрите телепередачи о животном мире.

1. Показать рисунки птиц: воробей, скворец, сорока, ворона, трясогузка, ласточка.

- Почему я именно этих птиц вам показываю? (Они живут в нашей местности).

- На какие две группы можно их разделить? Почему? (Перелётные птицы и зимующие).

- «Сколько птицам надо есть?» - спросите вы. А вот сколько. Если бы у человека был такой аппетит, то человеку надо было бы в день 70-80 буханок хлеба. Многие птицы питаются насекомыми и кормят ими своих детишек. Знаете ли вы таких птиц?

(Ответы детей: ласточки, стрижи, соловей, дятлы).

-Есть такие, которые питаются семенами растений. Назовите таких птиц.

(Ответы детей: щеглы, воробьи, синицы и др.).

- Но не мало и всеядных птиц. Вороны, например, всё едят: мясное и рыбное, зерно и насекомых, улиток и птичьи яйца, даже арбузы и дыни.

- А какие они певуньи! На весь мир знаменит «певец любви, певец печали» – соловей.

(Прослушивание в записи пения соловья).

Да и все птичьи песни – так волнуют душу.

(Прослушивание голосов птиц).

- По поведению птиц можно даже предсказать погоду.

(Дети в группах составляют из слов приметы).

2. Работа в учебнике-тетради (стр.27)

3. Кроссворд «Угадай»

    Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

1

А

2

3

4

5

    На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

    Как зовут меня – скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок

Синеглазый …

    Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

    С этих шариков пушистых

полетят парашютисты.

Ответы: Земляника, ромашка, василек, крапива, одуванчик.

Познавательные УУД:

1 ) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2 ) формируем умение устанавливать аналогии;

3 ) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

4 ) формируемосуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

1 ) формируем умение слушать и понимать других;

2 ) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем основы экологической культуры.

Регулятивные УУД:

1 ) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

V. Итог урока.

Рефлексия.

Что узнали нового?

Какие тайны животных мы открыли?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

    Ребята, чем мы можем помочь Матушке-природе? (дети отвечают).

    Что заинтересовало, о чем вы хотели бы узнать побольше?

    Я благодарю вас за интерес к окружающей природе, за ваши добрые сердца, за то, что вы хотите, чтобы Земля-матушка расцветала и хорошела день ото дня.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть зверям и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Выберете из двух пейзажей на слайде тот, который соответствует вашему настроению. (На слайде две картины с изображением пейзажей. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым.

Личностные УУД:

1) формируем знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

2) формируемумение осуществлять итоговый контроль по результату.

VΙ. Домашнее задание.

- Нарисуйте на альбомном листе растение, которое заинтересует вас, идя по улице или дома у двора, в огороде, в саду. Обязательно узнай его имя, прочитай о нём и подготовься рассказать о том, что ты узнал об этом растении.

Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2)гражданско- патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4)воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание .

Работа в группе.

Задание 1.

Задание 2.Разгадать загадки.

1)Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее.

2)Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

5) Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый.

Работа в группе.

Задание 1.

1. Узнайте деревья по листьям из гербария.

2. Какое дерево первым зацветает весной?

3. Назвать деревья, растущие в округе.

4. Чем отличается сосна от дуба?

5. Как можно узнать возраст дерева?

Задание 2.Разгадать загадки.

1)Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее.

2)Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.

3)) Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

4)Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими.

5) Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый.

1

А

2

3

4

5

    Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

    На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

    Как зовут меня – скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок

Синеглазый …

    Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

    С этих шариков пушистых

полетят парашютисты.

1

А

2

3

4

5

1. Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

2. На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

3. Как зовут меня – скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок

Синеглазый …

4.Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

5.С этих шариков пушистых

полетят парашютисты.

1) Ласточки летают низко – к дождю.

2) Воробьи в пыли купаются – к дождю.

3) Гусь на одной ноге стоит – к морозу.

4) Гуси высоко летят – воды будет много.

5) Воробьи дружно собирают пух, утепляют свои гнёзда – через несколько дней наступят сильные морозы.

6) Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом; садятся на снег – к оттепели; садятся на верхние ветки к морозу.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6–7 лет «У лукоморья дуб зелёный»

Программное содержание:

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бумагой, засушенные растения). Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Учить создавать сказочный, выразительный образ. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материалы и оборудование:

Картина «Дубы» И. И. Шишкина, для работы детей: (на выбор) картон А 4, клей ПВА, салфетки зелёного цвета, гуашь, пластилин, сухой чай, бумага, сухие листья, засушенные листья дуба, кисти, вода.

Предварительная работа:

Знакомство с разными породами деревьев, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Узнай, с какого дерева лист», работа нетрадиционным материалом.

Ход занятия:

Педагог:

Друзья мои, сегодня я вас приглашаю в удивительное сказочное путешествие.
А главным героем нашей сказки будет … отгадайте загадку:

Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)

Вопросы детям:

Расскажите, какое это дерево?
Можем ли мы его отличить от других деревьев?
Какие у него листья?
Есть ли у него плоды?
Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (богатыря)
А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный).
Знаете ли вы поговорки о дубе? (крепкий как дуб, мудрый как старый дуб).
Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща).
Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине.

Что вы видите? (рассказ детей)

Педагог:

Несокрушимые дубы – великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая.

Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря – твёрдого, сильного, стойкого, мощного.

Предлагаю вам погулять по дубовой роще.

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»

Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами). А сейчас ветер сильный (дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З – З – З – З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.
Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж – Ж – Ж – Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.

Повторить 2–3 раза.

Педагог:

Дубы – богатыри часто встречаются в сказках. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом:
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый).
Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы. Приступайте к работе.
Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Примеры изображения дуба: ствол – сухой чай, пластилин, гуашь; крона – зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин).

Итог занятия:

Занятие заканчивается анализом и любованием детских работ, в процессе которого подчёркиваются оригинальность и проявленное творчество.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Разделы: Начальная школа

На уроке мы создали модель аллеи, выбрали дерево – символ России. Затем ко Дню Победы на территории школы высадили саженцы березки. Это явилось символом вечной памяти о людях, трагически погибших в годы ВОВ.
Такие уроки оставляют в душе ребенка неизгладимые впечатления о необходимости совершать добрые дела. А на окружном конкурсе проектных работ мой класс занял третье место по Юго-Восточному округу.
В нашей школе есть музей Боевой Славы, где мы проводим уроки патриотической направленности, встречаемся с ветеранами войны Сталинградской битвы, имя которых носит наша школа.

Тема урока: В. Солоухин «Деревья». 2 класс. (УМК «Начальная школа 21 век»)

Задачи:

  • упражнять в выразительном чтении, выборе тона и темпа чтения, выделении главных слов (логическое ударение);
  • развивать внимание к слову, обогащать словарный запас;
  • формировать у учащихся мотивацию к общественно значимой деятельности, воспитывать доброе отношение к старшему поколению;
  • создать проект «Зеленая аллея памяти».

Оборудование: карточки с названием деревьев, листы бумаги с расположением чисел от 1 до 20 (изображение дерева), карточки для групповой работы по составлению рифмы, стволы деревьев, их крона на магнитах (демонстрационный материал), аудиозапись стихотворения, музыкальное сопровождение « Соловьиная роща».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Пожелали друг другу удачи.

II. Подготовка к введению темы урока

– Перед вами лист бумаги, на котором написаны числа от 1 до 19. Соедините их по порядку и узнаете тему сегодняшнего урока.
– Что получилось? (Дерево)
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О деревьях)

III. Закрепление знаний

1) У. Какую роль играют деревья в природе и жизни человека?
Д. Выделяют кислород необходимый для дыхания
Д. Дают пищу животным и человеку
Д. Служат местом обитания и укрытия животных
Д. Увлажняют и очищают воздух

2) Работа по карточкам

– Подчеркните название деревьев, растущих в нашей местности, (есль, саксаул, сосна, береза, клен, баобаб, мандарин, липа, тополь, дуб, алыча)

3) Работа с доской.

– На доске стволы деревьев: береза, дуб, клен, рябина, сосна. Вы должны догадаться,о каком дереве говорится в загадке, найти это дерево и одеть его крону.

Загадки.

Липкие почки, зеленый листочки
С белой корой стоит под горой. (Береза)

Темной он покрыт корой
Лист красивый вырезной
А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб)

Прилетаю в гости к ней
Стайки алых снегирей,
По ветвям они снуют
Красны ягодки клюют. (Рябина)

– Что вы знаете об этих деревьях? (Рассказ детей о березе, дубе, рябине)

IV. Творческая работа в группах

– Сейчас я предлагаю вам стать поэтами. Соедините строки так, чтобы получилась рифма.

1 группа

Каждый день я вижу
Милей мне, чем она
Березу из окна
И нет подруги ближе
Зеленой легкой дымкой
И ветер невидимка
Колышет лист резной
Окуталась весной

2 группа

Задевая тучи
С думой вековой
Головой седою
Дуб стоит могучий
Буря птицей черной
Словно царь в короне
Вдруг засвищет в кроне
Дуб стоит спокойный

3 группа

На плечах ее – косы длинные
Сарафан с широкой каймой
Брови смелый соболиные
Полушалок цветной с бахромой
Золотыми расшитый листьями
Подойду и глазам не верится
Разрисован алыми кистями
Это рябины тонкое деревце

V. Работа по теме

Анализ стихотворения В. Солоухина «Деревья».

1. Прослушивание стихотворение в аудио записи без названия.

– К какому жанру относится это произведение?
– Как бы вы его озаглавили? (Деревья)

2. Чтение стихотворения молча

– Какое чувство передает поэт в стихотворении? (Любовь и гордость)
– В каком темпе надо читать его? (Медленно)

3. Анализ стихотворения

– Прочитайте первое четверостишье так, чтобы показать любовь автора к зеленым насаждениям.

Второе четверостишье.

– Что такое потеха?
– Передайте словами гордость поэта за старшее поколение.

Третье четверостишье.

– В чем сомневается поэт?
– Кто такой лирик?

Четвертое четверостишье.

Пятое четверостишье.

– Сад полыхает – как вы понимаете?
– Как сам автор относится к рябине? (С любовью)
– Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали?

Физкультминутка

Встали, потянулись,
Мы с вами деревья.
Выросли высоко-высоко,
Подул ветер, пошел дождь,
Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли
Спокойно сели.

VI. Обобщение знаний

Составление мини-проекта «Зеленая аллея памяти».

У. Ребята, кого напоминают нам деревья?
Д. Дуб похож на сильного человека
Д. Береза – на стройную девушку в белом платье
У. Сажая деревья, люди оставляли память о себе. Какую память о себе вы можете оставить?
Д. Мы предлагаем посадить аллею памяти к юбилею Победы на территории нашей школы.
У. Какие деревья вы предлагаете посадить на аллее?
Д. Давайте посадим ель и сосну
У. Хвойные быстрее, чем другие растения погибают в условиях загазованности и задымленности города.
У. Я предлагаю посадить дуб. У него ценная древесная кора, дубильные вещества, которые из нее получают, нужны в медицине. Живет тысячу лет. Его считают символом силы и мужества. Поэтому как нельзя лучше подходит для аллеи памяти.
Д. А вот ученые заметили, что дуб медленно растет, требователен к плодородным почвам, любит много тепла, а в юном возрасте плохо переносит заморозки и боится жгучих лучей солнца.
Д. Мы предлагаем посадить липу. Липа выделяет в 3 раза больше кислорода, чем другие деревья. Пчелы после посещения ее цветов приносят много меда. Издавна люди считали ее священным деревом.
У. Мы должны помнить, что липа любит влагу, а в засушливое время чувствует себя не комфортно. Я предлагаю посадить тополь.
Д. К сожалению, пух, который образуется на семенах тополя вызывает аллергию у некоторых людей, пух легко воспламеняется.
У. Угадайте, о каком дереве идет речь? Это неприхотливое дерево. Может расти на заболоченных и сухих почвах. Первой заселяет пожарища, вырубки, пустые места. Ее считают символом России.
Д. Это береза
У. При выборе породы деревьев для нашей аллеи мы должны учесть не только красоту дерева, его роль в природе и жизни человека, и какое дерево будет лучше расти в условиях нашей местности, но и выбрать дерево, которое является символом России (высказывание учащихся … выбор береза). Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно красива в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба.

VII. Итог урока

У. Какое доброе дело вы можете совершить к юбилею Победы?
Д. На территории нашей школы посадить березовую аллею, как память о людях, завоевавших мир на земле.

VIII. Рефлексия

Самооценка своей работы на уроке. На доске дерево березы, которое нужно будет одеть в красные, желтые, зеленые листья.

У. Покажите, как вы сегодня поработали на уроке:

Красный цвет – отлично
Желтый – хорошо
Зеленый – только часть заданий получилась

IX. Домашнее задание

– Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся строфе.

  • формировать представления о сетях питания и об экологической пирамиде;
  • выделять основные группы животных по способу их питания;
  • воспитывать любовь к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование :

  • презентация урока;
  • индивидуальные карточки;
  • карточки для работы в парах (цепь питания; экологическая пирамида);
  • ответы на загадки в виде пирамиды.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс
Интересно здесь у нас.

У. Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

Приложение № 1. Слайд № 1

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Прочитайте тему нашего урока.

Д. Невидимая сеть и невидимая пирамида.

У. Что вы знаете об этом?

Д. Ответы.

У. Отметьте на своих ступеньках знания по этой теме.

V. Изучение нового материала.

Приложение № 1. Слайд № 4

  1. В дубовом лесу.
  2. Сообщение о дубе/


Рекомендуем почитать

Наверх