Организации договора о коллективной безопасности входят. Смотреть что такое "одкб" в других словарях

Техника и интернет 06.09.2019
Техника и интернет

    Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек . Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

    При этом стоит отметить что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма не однозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Тем не менее, Белоруссия рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава Богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы - братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, - шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, - заявил 26 октября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Цели и задачи[править | править вики-текст]

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Деятельность ОДКБ в сфере борьбы с наркоугрозой[править | править вики-текст]

Одним из важных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности является противодействие современным вызовам и угрозам. Весьма серьезное внимание в этой работе уделяется борьбе с незаконным оборотом наркотиков.Устав ОДКБ

Практически все государства-члены Организации в силу своего географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территории проходит, так называемый «Северный маршрут» афганского наркотрафика. «Помимо этих, ставших традиционными наркоугроз, в последнее время правоохранительные органы регистрируют стремление наркоторговцев продвинут наркотики синтетического ряда произведенные в Европе на рынки России и Центральной Азии. Что подтверждается изъятиями достаточно крупных партий этих препаратов в некоторых городах этого региона».

«Учитывая серьезность проблемы, вопросы повышения эффективности и совершенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств - членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и использование коллективных мер организационного, правового и практического характера». 23 июня 2003 года решением СКБ был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ и Положение о нем.

«Ежегодно под эгидой ОДКБ проводится комплексная оперативно профилактическая операция под условным название «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, государственной безопасности, таможни, милиция и пограничной охраны государств-членов Организации».

Целью операции является выявление и блокирование маршрутов контрабанды наркотических средств из Афганистана, перекрытие международных и межрегиональных каналов синтетических наркотиков из стран Европы, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса.

5 сентября, 2008 года в Москве в целях дальнейшего развития проекта «Канал» на сессии Совета коллективной безопасности Решением Президентов государств-членов ОДКБ оперативно-профилактической операции «Канал» был придан статус Региональный антитеррористической операции ОДКБ постоянного действия. Это решение позволить более быстро и гибко реагировать на любые изменения оперативной обстановки связанной с распространением наркотиков, решать практические проблемы на нескольких уровнях. А именно, на первом уровне это будет двух-трех-четырех сторонние операции регионального и субрегионального характера, проводимые на отдельных наркоопасных направлениях в рамках единого замысла.

«В интересах борьбы с наркобизнесом налажены рабочие контакты Секретариата ОДКБ с Управлением по наркотикам и преступности ООН, организован регулярный обмен информацией с этой международной структурой. Кроме того, обеспечено и развивается взаимоотношения с Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва, а также с Оперативным комитетом Совета государств Балтийского моря. Активизируется взаимовыгодное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков с ОБСЕ, ведется диалог в формате процесса «Париж-2 –Москва-1». В 2012 г. в Астане обсуждалось контрабанда наркотиков из Афганистана. Страны, которые входят в ОДКБ, намерены приложить все усилия в борьбе с наркотрафиком.

Россия сегодня играет особую роль в контексте стратегии и деятельности ОДКБ, а интенсификация сотрудничества между странами-участницами и повышение эффективности деятельности Организации сегодня является одним из важных внешнеполитических приоритетов для России. Так, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., ОДКБ – главный межгосударственный инструмент, призванный противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Военная доктрина Российской Федерации формулирует ряд основных задач по сдерживанию и предотвращению конфликтов, которые включают в том числе и задачи по укреплению системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и наращиванию ее потенциала. В 2014 г. в ходе своего председательства в ОДКБ Россия приложила серьезные усилия по повышению роли и потенциала Организации, а также развитию военного и военно-политического сотрудничества с партнерами.

Сегодня страны-участницы ОДКБ продолжат содействовать консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом и считают миротворческую деятельность перспективным направлением развития организации, что полностью соответствует основным приоритетам российской внешней политики. В итоговом заявлении глав государств-членов ОДКБ по результатам саммита в Душанбе 15 сентября 2015 г. говорится о том, что «государства-члены ОДКБ рассматривают развитие миротворческого потенциала организации как перспективное направление ее деятельности и поддерживают подключение к международной миротворческой деятельности под эгидой ООН». В совместном заявлении отмечается также, что государства-члены ОДКБ продолжат содействовать консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией, обеспечению международной информационной безопасности.

История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Структура ОДКБ

Высший координирующий орган ОДКБ - секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. - Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств - участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляет Россия, в 2015 г. - Таджикистан.

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.

Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка), которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

Председательство России в ОДКБ, 2014 г.

Председательство России в ОДКБ строилось на утверждённых Председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритетах и плане мероприятий по реализации решений сентябрьской (2013 года) сессии СКБ ОДКБ в Сочи.

В целях укрепления механизмов сотрудничества и обеспечения безопасности на внешних границах зоны ответственности ОДКБ основное внимание уделялось принятию превентивных мер по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана. Создана временная рабочая группа из представителей пограничных ведомств государств-членов ОДКБ для координации работы по укреплению пограничной безопасности в Центральной Азии. Рабочая группа по Афганистану при СМИД ОДКБ проводила регулярную «сверку часов» по развитию ситуации, в ее работе принимали участие представители ряда международных организаций.

Продолжалось совершенствование совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности. Принято решение о создании Коллективных авиационных сил ОДКБ. В 2014 году проведены три крупных совместных учения: «Рубеж - 2014», «Нерушимое братство - 2014» и «Взаимодействие-2014». Существенный импульс более тесному сотрудничеству в сфере безопасности придал неформальный саммит глав государств-членов в Москве 8 мая 2014 года.

Осуществлялась комплексная работа по развитию миротворческой компоненты деятельности Организации. С Департаментом операций по поддержанию мира Секретариата ООН прорабатывались рекомендации в части состава, структуры, оснащения, подготовки миротворческих контингентов ОДКБ с прицелом их подключения к операциям по поддержанию мира под эгидой ООН.

Будучи многопрофильной международной организацией, ОДКБ укрепляла механизмы борьбы с современными вызовами и угрозами безопасности, прежде всего, в таких областях, как противодействие наркотрафику, незаконной миграции, преступлениям в информационной сфере. Принята Антинаркотическая стратегия ОДКБ на 2015-20 гг., на регулярной основе проводились антинаркотическая операция «Канал», комплекс специальных мероприятий по противодействию незаконной миграции «Нелегал». Статус операции постоянного действия придан операции «ПРОКСИ» по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Поступательно усиливается потенциал Организации в борьбе с чрезвычайными ситуациями. В числе важных направлений работы остается борьба с терроризмом и организованной преступностью.

Получило дальнейшее развитие парламентское измерение деятельности ОДКБ, в первую очередь, в плане синхронизации национальных законодательств государств-членов. 6 ноября 2014 года В.В.Путин принял руководителей парламентов государств-членов ОДКБ, а также стран - наблюдателей при ПА ОДКБ - Сербии и Афганистана

Важнейшим направлением работы ОДКБ становится внешнеполитическая координация государств-членов. Регулярный характер приобрели рабочие встречи министров иностранных дел «на полях» крупных международных мероприятий, продолжена и расширена практика принятия совместных заявлений по актуальным для государств-членов ОДКБ вопросам. В период председательства России в ОДКБ принято 17 совместных заявлений, 6 из которых - министрами иностранных дел ОДКБ.

В целях развития взаимодействия между ОДКБ и другими международными и региональными организациями состоялись встречи Генерального секретаря ОДКБ и Председателя Постоянного совета ОДКБ с Генсекретарем ООН и его заместителями, дважды проводились встречи с Генеральным секретарем ОБСЕ. На 69-ой сессии ГА ООН была принята Резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ.

Расширялись внешние связи ОДКБ с другими международными организациями, прежде всего СНГ, ШОС. При поддержке российского председательства организованы встречи Генерального секретаря ОДКБ с латиноамериканскими государствами и странами АТР.

В целом председательство России в ОДКБ способствовало повышению роли и потенциала Организации, а также развитию союзнических отношений с партнерами. В 2015 г. председателем в ОДКБ стал Таджикистан.

ОДКБ

Штаб-квартира Россия , Москва Участники 7 постоянных участников Официальный язык Русский Николай Николаевич Бордюжа Образование ДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
ОДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
15 мая
20 апреля

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа .

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

См. также

  • Вооружённые силы Беларуси

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6

Ссылки

  • Официальное интернет-представительство Организации ДКБ

Примечания

Все знают про военный блок НАТО, куда входят США, Великобритания, Германия, Испания и другие государства.
Россия же является членом другого военно-политического союза - ОДКБ.

Что такое ОДКБ?

С 1992 года семь государств:

Республика Армения,

Республика Беларусь,

Республика Казахстан,

Кыргызская Республика,

Российская Федерация,

Республика Таджикистан,

Республика Узбекистан

являются участниками Договора о коллективной безопасности. То есть, эти семь суверенных (независимых) государств защищаются по принципу «один за всех, и все - за одного»!

Для выполнения задач коллективной безопасности 18 сентября 2003 года была создана О рганизация Д оговора о К оллективной Б езопасности, коротко - ОДКБ . Сегодня ОДКБ - большая, очень серьёзная организация, в которой вместе работают представители всех семи государств-членов, ведь задачи у нас общие и решать их можно только совместными усилиями.

Чем занимаются сотрудники ОДКБ?

1. Сотрудники Секретариата ОДКБ, который находится в Москве, согласовывают внешнеполитические вопросы. Раз безопасность у нас общая, значит наши собственные отношения и отношения с другими государствами, не членами ОДКБ, мы должны строить согласованно.

2. Сотрудники Секретариата ОДКБ, организовывают и обеспечивают взаимодействие армий наших стран. Для обеспечения коллективного отпора врагу армии должны действовать согласованно и организованно. Поэтому регулярно проводятся совместные учения армий наших стран. Командование армий стран-членов ОДКБ прорабатывают различные сценарии совместных войсковых операций по защите суверенитета и территориальной целостности государства, подвергшегося агрессии.

Важно, что на всех учениях ОДКБ отрабатываются конкретные задачи. Например, учения в Армении принципиально отличались от учений в Казахстане: ведьместность в этих странах очень разная. Поэтому в небольшой по площади горной стране Армении на учениях были задействованы бронетехника, артиллерия, зенитные средства, системы ПВО и авиация. А в Казахстане - стране с собственным военно-морским флотом - к маневрам привлекались также военные корабли, морской десант и подразделения береговой охраны Казахстана и России.

3. Страны ОДКБ совместно борятся с наркотрафиком и незаконным оборотом оружия.
Наркотрафик - это путь, по которому поставляются наркотики. Большое количество наркотиков приходит в Россию, например, из Афганистана. Но у России ведь нет общей границы с Афганистаном, значит, наркотики проходят длинный путь через несколько стран. Если пытаться отлавливать преступников только тогда, когда они пытаются провезти наркотики или оружие через российскую границу, то можно кого-то и пропустить. Но если КАЖДАЯ страна будет пытаться остановить проход наркотиков и оружия для бандитов и террористов через свою территорию, то прорваться преступникам станет почти невозможно.

4. Страны ОДКБ совместно борятся с незаконной миграцией.
Каждый порядочный гражданин любой страны мира может поехать отдыхать, учиться или работать в любую другую страну. Для этого надо поставить в известность своё государство (получить загранпаспорт) и государство, в которое вы въезжаете (получить визу). Ваше пребывание заграницей будут контролировать специальные службы этой страны: они проследят, чтобы вы занимались именно тем делом, для которого вы приехали и чтобы вы вовремя выехали из страны на Родину, в тот срок, на который вам выдана виза.
Но, к сожалению, всегда находятся люди, которые или въезжают в чужую страну незаконно, или не возвращаются вовремя на Родину. Такие действия считаются преступлением и люди, находящиеся в чужой стране незаконно, называются «незаконными мигрантами».

5. Сотрудники Секретариата ОДКБ координируют действия специальных и государственных служб при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий - крупных промышленных аварий и природных катастроф.
В СССР все Республики всегда приходили друг другу на помощь. Страшные разрушительные землетрясения в Ашхабаде (Туркмения) в 1948 году, в Спитаке (Армения) в 1988 году, авария на Чернобыльской атомной электростанции (Украина) в 1986 году - последствия этих и множества других катастроф устраняли вместе.
Сегодня сотрудники ОДКБ в лучших добрососедских традициях СССР организовывают межгосударственную помощь в предупреждении и устранении последствий катастроф.

6. Сотрудники Секретариата ОДКБ работают над созданием «миротворческого контингента ОДКБ».
Иногда внутренние противоречия на территории любого государства приводят к гражданской войне, как было в России в начале прошлого века, когда родные братья могли оказаться врагами, воюя один за «белых», другой за «красных, например. Сегодня в таких случаях в страну могут быть введены «миротворческие силы» - войска других государств. «Миротворцы» не занимают ничью сторону, они защищают всех от всех, то есть просто следят, чтобы вообще никто в стране не воевал, защищая тем самым мирное население. «Миротворцы» находятся в стране до тех пор, пока правительство этой страны не разберётся само, как им жить мирно.

Кроме этого, страны ОДКБ постоянно обмениваются друг с другом информацией о существующих и потенциальных (возможных) угрозах и проводят совместные учения своих армий, чтобы при необходимости можно было слаженно выступить единым фронтом.

ОДКБ

Страны-члены

ОДКБ



Рекомендуем почитать

Наверх