Национальные отношения. Что такое межнациональные отношения? Межнациональное сотрудничество и конфликты

Интересное 11.07.2019
Интересное

Социальные отношения.

Социальная структура.

Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Социальные группы.

Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.

К социальным группам относятся:

· семья, школьный класс, компания сверстников;

· рабочие, крестьяне, интеллигенция;

· дети, молодежь, ветераны;

· городские и сельские жители.

4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.

Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)

Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.

Социальные роли.



Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:

· предконфликтную (накапливаются противоречия)

· конфликтную (столкновение сторон)

· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)

Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.

Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).

Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.

Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.

Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.

Семья.

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:

· репродуктивную (биологическое продолжение рода);

· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);

· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);

· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);

· досуговую (организация нормального досуга);

· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).

Правовые основы брака и семьи.

Семейное право.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.

Основным источником семейного права является

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).

Цели семейного законодательства.

Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.

4). Основные принципы правового регулирования (СК):

1. Добровольность брачного союза.

2. Равенство прав супругов в семье.

3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.

4. Приоритет семейного воспитания.

5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).

5). Препятствия для вступления в брак:

1. Не расторгнутый брак.

2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.

3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).

4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)

6). Личные права супругов:

· право на свободный выбор рода занятий, профессии,

· места пребывания и жительства.

· выбор фамилии;

· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей

7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:

· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

· заботится о благополучии и укреплении семьи;

· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.

Супружеская собственность.

Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).

Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.

Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.

По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.

9). Личные права ребенка.

1. Право на имя и гражданство.

2. Право жить и воспитываться в семье.

3. Право на общение с родителями и др. родственниками.

4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)

5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.

6. Право на содержание.

7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.

Обязанность детей.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.

До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу

Этнос.

ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.

Межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:

· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;

· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.

Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.

Социальная политика.

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.

Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.

Что такое сотрудничество?

Сотрудничество - это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду. Сегодня известны различные формы экономического, политического, военного, экологического взаимодействия. В наше время особо актуальны вопросы сотрудничества, связанные с финансовой поддержкой, использованием природных ресурсов, военно-политическими объединениями, охраной окружающей среды, освоения космоса, развития бизнеса, коммуникационных сетей.

О сути сотрудничества

На самом деле сотрудничество — это процесс, в котором взаимодействующие стороны без применения насилия ищут способы удовлетворения общих интересов. Обстоятельства, в которых одна из сторон может достичь своих целей только в том случае, если того же может добиться и другой участник соглашения, можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством. Другими словами, цели партнеров должны быть связаны между собой.

Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей партнеров, ожидании конкретной выгоды от исполнения договоренностей, обоюдном получении пользы. Эти три момента являются фундаментальными для любого договора о совместной деятельности.

О международном сотрудничестве

Существует неточное понимание выражения «международное сотрудничество». Иногда под этим термином подразумевается отсутствие конфликта или же избавление от его крайних форм.

Сотрудничество ― это показатель взаимозависимости государств и организаций. Развитие международных отношений соорудило политические, экономические, природоохранные, культурные и религиозные системы взаимодействия. Например, в последнее время обостряются нерешенные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества. В этой сфере крайне объективно расширение международной деятельности, способствующей решению мировых проблем.

К элементам развития деловых отношений относят дипломатические средства, координацию усилий по обеспечению безопасности, планы по урегулированию военных конфликтов.

Почему международные связи интенсивно развиваются?

Существует целый ряд причин, заставляющих усовершенствовать формирование взаимовыгодных отношений. Вот некоторые из них:

  • Неравномерное развитие экономики в некоторых странах. Каждое государство формирует свою структуру сельского хозяйства, развитие определенных видов промышленности, инфраструктуры, образования. Если определенное государство известно тем, что качественно производит какую-то конкретную продукцию, то эта специализация будет стимулировать развитие внешней торговли.
  • Неравенство в финансовых, сырьевых и людских ресурсах. Около 25 миллионов человек каждый год мигрируют в другую страну с целью найти работу. Некоторые страны Азии и Африки обладают огромными трудовыми ресурсами, тогда как в Америке и Европе не хватает рабочих рук. Добыча полезных ископаемых и наличие других видов сырьевых ресурсов способствуют развитию взаимовыгодных связей между странами, которые заключают соглашение о сотрудничестве. К примеру, некоторые государства кредитуют и инвестируют в различные организации других стран.
  • Неравенство в сфере научно-технического прогресса. Если страны обмениваются научными сотрудниками, проводят совместные исследования, разрабатывают новые технологии и заключают контракты в этой области, это тоже послужит на пользу обеим сторонам.
  • Специфика политических отношений. Этот фактор сильно влияет на объемы торговых оборотов. Дружественная внешняя политика увеличивает внешнеторговые обороты, а воинственная способствует разрыву экономических связей.

Соглашение о сотрудничестве подразумевает активные действия государств-партнеров для взаимной координации в сфере экономики и политики, не приносящие вреда или отрицательных последствий тому или иному участнику соглашения.

Выводы

Поиск и развитие международных связей способствуют открытию доступа тому или иному государству-партнеру к мировому хозяйству, увеличивают экономический потенциал, обеспечивают ресурсные потребности нации. Итак, что же сегодня подразумевается под сотрудничеством?

Сотрудничество ― это комплекс отношений, развивающихся на основе взаимообмена. В условиях современной реальности международные отношения выглядят как процесс установления диалога, сопоставления интересов, достижения консенсуса, механизмов приспособления в случаях несовпадения ценностей и в конфликтных ситуациях между регионами, странами и организациями.

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Политика

Вспомните:

что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.


Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:

Экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;

Интеграция национальных образований в пределах мно­
гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
реплению этого единства.



Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с


населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес­сов XXI в. Это, в частности, проявляется:

В заботе о формировании общего экономического, гума­
нитарного правового пространства с несколькими странами,
входящими в созданное после распада СССР Содружество
Независимых Государств;

В переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
культуры. Большое место в документах о партнерстве уде­
лено совместным действиям по соблюдению принципа не­
дискриминации, включая противодействие любым формам
нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Межнациональное сотрудничество и конфликты
Цели:
­повторить и обобщить изученный материал; развивать умения осуществлять поиск и
систематизацию информации по теме; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы,
решать познавательные и проблемные задачи;
­уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах; уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в
группах;
­способствовать формированию чувства толерантности,
национализма, расизма, антисемитизма.
неприятия проявления
Оборудование: учебники, словарь
Ход урока:
1. Организационная часть урока
2. Введение в тему
Эпиграф урока: «Когда могущество государства и нации объявляется большей
ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже
подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» (Н.А.
Бердяев)
В. В чем
Ц.
государства может привести к конфликтам, как внутри государства, так и между ними).
смысл высказывания Бердяева?(Неправильная, ошибочная политика
Сегодня на уроке мы на конкретных примерах попробуем разобраться в проблемах
межэтнических отношений, выяснить причины межнациональных конфликтов и пути их
урегулирования.
В. Почему так важно для нас изучение данной темы? (3000 народов составляют
современное человечество, они живут приблизительно в 200 государствах, следовательно,
существует множество многонациональных государств, в том числе и наша страна, в
которой проживает более 100 этносов, 30 наций. От того, каковы отношения между
нациями зависит и развитие страны, и обстановка в мире).
В. Что такое межэтнические отношения? (отношения между этносами, охватывающие все
сферы общественной жизни)
В. Назовите 2 уровня отношений и раскройте их сущность. (1 уровень­взаимодействие
народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке,
искусстве; 2 уровень­межличностные отношения людей различных национальностей в
разных формах общения – в трудовом, семейно­бытовом, образовательном, неформальном
видах взаимоотношений)
В. Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете? (интеграция и
дифференциация)

Вывод: межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными,
либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
3. Повторение и обобщение изученного материала
Тема нашего урока «Межнациональное сотрудничество и конфликты». Мы с вами будем
работать в группах. Каждая группа получает задание. После самостоятельной работы с
учебником, дополнительными материалами, группы представляют выполненные задания.
1группа­задание: составить кластер « Тенденции в развитии межэтнических отношений»
Вывод: межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях,
которые могут либо объединять народы, либо привести к конфликтам.
В. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
В. В чем оно проявляется?
В. Какие интеграционные тенденции проявились в течение 20 века?
В.Создание и деятельность ЕС позитивное или негативное явление?
В. В чем проявляется участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к
созданию СНГ?
Межнациональное сотрудничество предполагает не только интеграцию, но и
дифференциацию, которая принимает не только мирные формы, но и выражается в форме
конфликтов.
2 группа­составление схемы «Фишбоун» по теме «Межнациональные конфликты»
В. Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
В. Назовите основные причины межнациональных конфликтов.
В. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма?
В. Что такое ксенофобия?
Вывод: Игнорирование проблем в национальных отношениях может привести к серьезным
последствиям.
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической
составляющей?
3 группа­составление таблицы
Лист для решения проблем
1.Какова главная проблема в предотвращении межэтнических конфликтов?
2.Каковы пути урегулирования межнациональных конфликтов?
3.Какой из выбранных путей самых наилучший? Почему?

Вывод: Нельзя выделить какой­либо один путь урегулирования конфликтов на
национальной почве. Все они взаимосвязаны. Главное, чтобы при решении национальных
проблем использовался гуманистический подход:
­признание и уважение многообразия культур, неприятия насилия между народами;
­развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и
свобод личности, этнических сообществ;
­нацеленность государства на формирование у граждан культуры межэтнического
общения.
В. Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?
В. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения.
Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
В отношениях с другими народами каждый человек должен следовать следующим
установкам:
­природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
­нет наций плохих и хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее плохие или хорошие
поступки;
­национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто
игра случая, судьбы.
4.Физкультминута
5.Проверка усвоенного материала.
Проводится на основе решений заданий части В6, С5 и С8.
В. Дать определение понятию «межнациональные отношения» и составьте два
предложения, содержащие информацию о межнациональных отношениях.
В. Составьте сложный план по теме «Нации и межнациональные отношения»
В. Вставьте предлагаемые в списке слова на место пропусков.
Возникновение такой социальной общности как _________(А) связано с развитием
капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком
этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой
является национальное _______(Б). Основным направлением в развитии межнациональных
отношений являются_______(В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество
может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______(Г),
духовной.
Причинами межнациональных________(Д) могут являться: бытовые
предрассудки, территориальные споры, ________(Е) на расовой и религиозной почве.
Одним из принципов регулирования межнациональных конфликтов является уважение
культурных________(Ж) и интересов все национальных групп, осуждение насилия в
решении национальных проблем.
1.интеграция 6.гуманизация



Рекомендуем почитать

Наверх