Классный солнце воздух и вода. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» план-конспект занятия на тему

Полезные советы 05.07.2019

Формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект на тему:

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Выполнила:

Овчаренко М.М.

Воспитатель

Краснодар

2018

Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.

Задачи:

Образовательная.

1. Расширять представление детей о предметах быта, связанных с культурно- гигиеническими привычками, о том что природа является источником здоровья.

2. Расширять представление о культурно- гигиенических привычках средствами художественной литературы.

Развивающая.

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

2. Развивать умение точно выполнения движения в соответствии с текстом.

Воспитательная.

1. Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками по поводу соблюдения культурно – гигиенических привычек.

2. Воспитывать желание следить за своим внешним видом и аккуратность.

Предварительная работа: Разучивание стихов, разгадывание загадок; чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»; беседы с детьми: о солнце, воздухе, воде; о личной гигиене.

Оборудование: схема чистки зубов, голубые ленточки, воздушный шарик , картинки по сказке К. Чуковского: «Краденое солнце».

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Здравушка»,а отправимся мы на волшебном транспорте. Садитесь на ковер – самолет, закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится…

Вот мы и прилетели.

Ребята скажите, когда мы с вами летели, что светило нам в пути?

Дети : Солнце.

Воспитатель : Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…

Дети: солнце.

Воспитатель : дети, а что дает нам Солнышко?

Дети: тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д» .

Воспитатель : правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.

Воспитатель : давайте, вспомним произведение К. Чуковского «Краденое солнце». (Показ картинки из произведения). Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил?

Дети: звери испугались, потерялись…

Воспитатель : а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы растения, животные?

Дети: нет.

Воспитатель : правильно, без солнца не было бы жизни на нашей планете. Но, солнце – это лекарство, которое следует принимать дозировано и, не переусердствовать. Но в разумных количествах солнце лечит. Под воздействием солнечных лучей формируется витамин «Д», который нельзя получить с пищей. Витамин «Д» полезен для нашего организма тем, что помогает нам расти и укрепляет наши кости. Но если не соблюдать определенные правила, солнце может навредить нашему организму. Как вы думаете, когда солнце для нас может быть опасным?

Дети: летом.

Воспитатель : правильно, солнце бывает опасно летом, когда сильно греет. Летом мы все едем с семьёй на море, где любим купаться и загорать. Давайте, запомним, какие советы нам помогут, когда мы загораем.

Воспитатель :

Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце;

Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут;

Солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно;

Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой;

Не принимай солнечные ванны в неподвижном месте положении.

Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Воспитатель : ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Воспитатель : дети, а к нам пришел необычный гость.

Что это?

Дети : шарик.

Воспитатель : он почему – то сдувается. Что внутри его было?

Дети: Воздух.

Воспитатель : что мне нужно сделать, чтоб он снова стал круглым?

Дети : надуть.

Воспитатель: где мы можем ощутить воздух?.

Дети: в мяче, воздушном шаре, на улице.

Воспитатель : зачем нам нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Воспитатель: можем прожить без воздуха?

Дети: нет.

Дыхательная гимнастика - упражнение «Погончики» по Стрельниковой.

И. П – стоя ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

Вдох носом, плавно поворачиваем голову к правому плечу, выдох через рот, голову прямо, вдох, плавный поворот к левому плечу, выдох.

Звучит музыка и входит «Мойдодыр»

Мойдодыр: Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки.

Я великий умывальник.

Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Отвечайте мне.

Вы здоровенькие?

Дети: Да

Мойдодыр: Вы чистенькие?

Дети: да.

Мойдодыр: с мыло дружите?

Дети: да.

Мойдодыр: с водой дружите?

Дети: да.

Мойдодыр: Покажите-ка, как вы дружите с водой, как моете руки (показ детьми правила мытья рук)

Чтение и имитация движениями.

Кран откройся нос умойся

Мойтесь сразу оба глаза

Мойтесь уши, мойся шейка, мойся шейка хорошенько.

Мойся мойся обливайся, грязь смывайся, грязь смывайся.

Мойдодыр: а где можно встретить воду?

Дети: в реке, ручейке, океане… (ответы детей) .

Игра «Ручеек»: короткие ленточки, разложенные в разных местах групповой комнаты, соединить их в одну «большую речку».

Мойдодыр: а какие предметы личной гигиены вы знаете?

Дети: расческа, мыло, зубная щетка, паста…

Мойдодыр: каждое утро и вечер всем нужно чистить зубы, так как между зубами остаются остатки пищи. Рассмотреть с детьми правила чистки зубов.

А отгадаете ли вы мои загадки?

Загадки :

Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит

(зубная щетка)

Гладко и душисто, моет очень чисто,

Нужно, чтоб у каждого было. Что это? (мыло) .

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос села кляксы,

То она нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук. (вода)

Мойдодыр : Ну, молодцы, теперь я уверен, что вы всегда будете следить за чистотой своего тела, за своим здоровьем. До свидания ребята.

Дарит детям детское мыло.

Воспитатель : ребята, вот наше путешествие и подошло к концу, нам пора отправляться в детский сад, давайте займем свои места на ковре - самолёте.

Полетели:

Наш ковер по небу мчится,

Волшебство сейчас случится…

Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите что вы узнали, кого мы можем назвать нашими лучшими друзьями?

Дети : Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

Воспитатель : Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда

На прогулку вы ходите, она вам силы даст, друзья!


Группа: средняя.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с целебным воздействием природных факторов на здоровье человека., с элементами дыхательной гимнастики. Закреплять свойства, воды, воздуха, их пользе и вреде для человека. Совершенствовать двигательную активность, формировать правильную осанку. Воспитывать стремление к ЗОЖ.
Материалы и оборудование: стеклянный кувшин с водой, пустой стакан, пузырьки разной формы и размера; картинки с изображением рака, рыбы, кита. ,игра «Рыбалка», воздушные шарики, лягушонок, веера по количеству детей, трубочки по количеству детей.
Ход досуга:
Ребята, отгадайте загадку:
«Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней»
- Догадались? (врач). Хорошо, молодцы! А у матушки – природы есть свои врачи, которые дают нам здоровье ежедневно, всем сразу и даже когда мы их об этом не просим. Так кто же они?
«До чего сияет ярко, щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце – в небе радостное ….(солнце)
Сегодня солнышко светит ярко-ярко, его любят взрослые и дети, все рады Солнышку. Давайте сделаем упражнения со мной «Солнышки». Встали прямо, ноги на ширине плеч, медленно поднимаем руки вверх, тянемся к солнышку. Солнышко высоко. Потянитесь навстречу теплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваш организм наливается упругой силой, бодростью, становится стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма. Поймайте солнечные лучики, один положите себе в сердце, остальные отдайте тем, кого любите и пожелайте им добра.
Ребята, поиграем в игру «Солнце вредно – полезно» (с использованием карточек)
-Выясним, чем вредно? (долго нельзя на солнце смотреть, плохо глазам, нельзя быть без головного убора в жару, может быть солнечный удар) А польза в том, что солнце полезно для закаливания, укрепляет нервную систему, помогает образовываться витамину Д в коже и тем самым оберегает нас от болезней. Молодцы!
- Можно ли долго быть на солнце летом? (нет, можно обгореть, получить солнечный удар)
«Переходим скорее под деревья, здесь под деревьями – красота!
Ну а воздух здесь сама чистота!
Мы не только природой будем любоваться,
мы дыхательной гимнастикой будем заниматься!
- Для дыхательной гимнастики, правильной работы наших легких что нам нужно?
Дети: нужен воздух.
Проведем дыхательное упражнение «Аромат цветов». Сделаем вдох через нос, задержим слегка дыхание и на выдохе продолжительно скажем: «А-а-ах!».
А теперь вспомним игру, в которую вы играли, когда были маленькие «Пузырь». А сейчас перейдем на веранду.
Как вы думаете, ребята, как поймать воздух? Воспитатель показывает, берет в руки пакет. Вот сколько воздуха!
А сейчас возьмите стаканчики с водой, попейте немного воды, а теперь подуем в трубочку, воздух проходит через трубочку и образуются пузырьки. Поставьте стаканчики.
А сейчас выясним, как воздух движется.
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? Особенно в жаркую погоду с веером очень легко и комфортно.
Вывод: Воздух движется.
Итак, воздух необходим всему живому, без него мы не проживем и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Воздух – часть природы.
Педагог загадывает детям загадки и предлагает найти отгадки на картинках:
Не кузнец, а с клешнями. (Рак)
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
Через море – океан плывет чудо – великан.
Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Педагог. Ребята, а что объединяет рыбу, рака и кита?
Дети. Они живут в воде.
Педагог. Если сказать другими словами, их объединяет среда обитания (место, где они живут). А где можно увидеть воду?
Дети. В кране, в ручейке, в реке, в аквариуме, в море, в океане.
Педагог. Как человек использует воду? Для чего она нужна?
Дети. Вода нужна для стирки, умывания, приготовления пищи, мытья посуды, полива растений.
Педагог. Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания.
Педагог. А скажите, ребята, что такое вода?
Дети. Это жидкость.
Педагог. Что умеет делать вода?
Дети. Она течет. Её можно во что-нибудь налить. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Педагог. Давайте поиграем с водой. (педагог наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, её можно наливать и переливать).
Педагог. А сейчас мы попробуем проделать ряд опытов, которые помогут нам сделать научные выводы.
Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?
Дети. Это кубик. Это шар.
Педагог. Давайте постучим кубиком по столу, покатим шарик… изменили они свою форму?
Дети. Нет. Они так и остались кубиком и шариком.
Педагог. А сейчас я налью воду в круглую ёмкость.Что с ней произошло?
Дети. Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Педагог. Другими словами, она приняла форму этой ёмкости. А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети. Она стала кубиком.
Педагог. Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?
Дети. Нет, вода формы не имеет.
Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму того сосуда, в который налита.
Педагог. А сейчас мы узнаем: имеет ли вода цвет, вкус и запах?
(Педагог ставит на стол стакан с водой и стакан с молоком. Рядом кладет лист чистой белой бумаги.)
Педагог. Какого цвета молоко и бумага?
Дети. Белого.
Педагог. А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети. Нет.
Педагог. Есть ли цвет у воды?
Дети. Нет, вода бесцветная.
Далее педагог предлагает детям понюхать воду.
Выясняется, что у воды нет запаха.
Педагог предлагает детям попробовать воду на вкус. Выясняется, что вода не имеет вкуса.
Вывод: вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Самомассаж «Умывалочка».
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши!
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся, грязь смывайся!
Я знаю, все из вас любят играть с водой и водичка всем друг, а летом надо больше купаться, плавать. ИГРА «РЫБАЛКА».
Творческое упражнение «Рисование водой на асфальте».
Дети изображают на асфальте любые предметы с помощью воды, налитой в бутылочки.
Итог.
Природа – тоже врач, заботящийся о нас постоянно и делающий так, чтобы мы не заболели. Скажем слова:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ

«Человечество обречено жить по соседству со стафилококком.

Соседство это не самое приятное, но терпимое.

Все, что мы можем в этой ситуации - избегать конфликтов…»

Врач-педиатр Е. О. Комаровский

Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым. Это позволяет ему надолго сохранять молодость, продолжать полноценную созидательную деятельность.

Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Чтобы эти факторы работали на наше самочувствие, необходимо вести правильный образ жизни. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то роль образовательного учреждения в этом вопросе велика.

В нашем лицее учителями и старшеклассниками проводится много полезных, важных просветительских мероприятий по сохранению здоровья учащихся. Как будущий медик, я подключилась к данному волонтёрскому движению в прошлом учебном году: провела микробиологическое исследование воздушной среды лицея на наличие патогенных микроорганизмов и на основании результатов разработала, создала коллекцию игрушек - «микробов» в качестве реквизита к внеклассному мероприятию «Быль о микробах и воде» для учащихся начальной школы (см. Приложение 1).

Просветительское мероприятие прошло успешно. Первоклассники с удовольствием приняли в нем участие, узнали много нового о профилактике болезней «Грязных рук» и болезней, передающихся воздушно-капельным путем. Существенную роль в этом сыграли выполненные мной игрушки - «микробы».

Мне бы хотелось, чтобы дети знали больше о своем здоровье и о том, как его защитить. Ведь «предупреждён - значит вооружён»! Поэтому я хотела бы продолжить свою деятельность в данном направлении.

Способы организации работы по формированию здорового образа жизни лицеистов разнообразны (см. схему 1).

Способы реализации просветительской деятельности

Экскурсия в медицинское учреждение

Познавательная игра

Тематическая газета

Просветительская деятельность

Спектакль

Информац. презентация

Брошюры, листовки

Рассмотрев различные варианты реализации просветительской деятельности, я решила разработать, создать и провести с учениками начальной школы познавательную игру (см. приложение 2). В рамках игры ребята получили бы информацию о том, что воздействием различных факторов внешней среды на микроорганизмы можно подавить их жизнедеятельность, либо вызвать их гибель, что очень важно для сохранения здоровья людей.

Форму и основные элементы познавательной игры я намерена разработать по окончании исследовательского этапа проектной деятельности (см. главу 3), опираясь на его результаты.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

создать познавательную игру, позволяющую совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

    провести микробиологическое исследование помещений лицея, выявить степень влияния абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков);

    на основании анализа результатов исследования разработать составляющие элементы тематической познавательной игры для младших школьников;

    разработать эскизы для изделий, подобрать материалы;

    выбрать оптимальный технологический процесс создания элементов игры;

    оценить свои возможности в области проектной деятельности.

2.1. Оценка своих ресурсов

2.1.1. Интеллектуальные ресурсы

Таблица 1

2.1.2. Кадровые ресурсы

Таблица 2

2.1.3. Материально-технические ресурсы

Таблица 3

2.1.4. Информационные ресурсы

Информацию я могу получить из следующих источников: сайты сети Internet, библиотеки, домашняя коллекция книг, диски DVD с обучающими программами, а также материалы, предоставленные помощниками и консультантами.

2.2. Планирование работ по проекту

Организационно-подготовительный этап

    Обоснование выбора темы проекта (возникшей проблемы и потребности).

    Изучение факторов, влияющих на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях.

    Проведение микробиологического исследования воздуха помещений лицея, анализ результатов.

    Изучение требований к познавательным играм для младших школьников.

    Разработка эскизов элементов игры, выбор лучших вариантов.

    Подбор ткани-основы и других материалов.

Технологический этап

    Выбор инструментов и приспособлений.

    Технология изготовления изделий.

Заключительный этап

    Подсчёт себестоимости проектного продукта, оценка его экологичности.

    Участие во внеклассном тематическом мероприятии с использованием познавательной игры.

    Подведение итогов, защита проекта.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Цель исследования: исследовать влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).

Задачи исследования:

    рассмотреть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность бактерий;

    изучить факторы, влияющие на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях;

    выявить степень влияния различных абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий;

    изучить морфологию бактерий (стафилококков);

    ознакомиться с методами бактериологического исследования воздуха.

Объект исследования: абиотические факторы: свет, температурный режим, влажность.

Предмет исследования: влияние абиотических факторов на развитие микроорганизмов (стафилококков).

Гипотеза исследования: на развитие микроорганизмов (стафилококков) большое влияние оказывают абиотические факторы: освещенность (300-400 лк), температурный режим (27-32°C), влажность (60-70%).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, эксперимент, микроскопирование, математические методы обработки данных.

Эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №36» г. Калуги и бактериологической лаборатории ГБУЗ "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко.

3.1. Теоретическая часть

3.1.1. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий

Экологические факторы - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. К ним относится группа абиотических факторов.

Абиотические факторы - совокупность прямых (косвенных) воздействий неорганической среды на живые организмы. Различают следующие группы:

    климатические(температурный режим, влажность , давление);

    эдафогенные (механическ. состав, плотность, воздухопроницаемость почвы);

    орографические (рельеф, высота над уровнем моря);

    химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, кислотность);

    физические (шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения ).

Я решила исследовать, как влияют климатические (температурный режим , влажность ) и физический (степень освещенности ) факторы на жизнедеятельность бактерий воздуха школьной среды.

Температура - наиболее значимый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность микробов. От продолжительности и интенсивности её действия зависит форма влияния: стимуляция роста и размножения микробов, гибель клеток, изменение метаболизма, а, следовательно, и свойств. Жизнь микроорганизмов возможна в определенных для каждого вида микробов температурных границах.

Влажность . Вода - один из самых важных компонентов микробной клетки (75-85%). Физиологическая роль воды для прокариот значительна: вода является хорошим растворителем и необходима для осуществления реакций, протекающих в клетках. Обмен веществами между бактериальной клеткой и окружающей средой также идет через водные растворы. Минимальная влажность, необходимая для жизнедеятельности бактерий, 30 %, поэтому любое обезвоживание вызывает нарушение функций бактерий и их гибель.

Интенсивность солнечного излучения . Микроорганизмы широко варьируют по своей чувствительности к действию различных излучений. Солнечный свет, его ультрафиолетовый и инфракрасный спектры губительно действуют на вегетативные формы микробов в течение нескольких минут. В зависимости от дозы и продолжительности излучение оказывает летальное или мутагенное действие на микроорганизмы.

3.1.2. Типы бактерий и их морфология

Из всех микроорганизмов, населяющих воздушную среду, наиболее распространены бактерии - надцарство безъядерных микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. Они являются самыми древними жителями нашей планеты, а также самыми мелкими представителями живой природы. По степени влияния на организм выделяют следующие типы бактерий :

- непатогенные(симбиотические ) бактерии - являются безопасными и выполняют полезные функции, например, бактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте;

- условно-патогенные бактерии, которые становятся патогенными при определенных условиях. Примером может служить кишечная палочка кишечника человека, угревой клещ, обитающий в коже человека.

Различают несколько основныхформ бактерий: кокковидные, палочковидные, извитые и ветвящиеся.

3.1.3. Микрофлора воздуха

Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, переменную. Она менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Однако, в воздухе закрытых помещений микроорганизмов больше, чем снаружи, т.к. повышено содержание бактерий, возникающих в результате жизнедеятельности человека, и не происходит процессов самоочищения, в отличие от воздуха атмосферы.

Особую опасность представляют патогенные виды бактерий, находящиеся в воздухе: чумная палочка, бактерии Борде-Жангу, палочка Коха, холерный вибрион, стафилококки .

Поскольку род Стафилококк в настоящее время представляет большую опасность для человека, т.к. бактерии широко распространены во всех средах, в том числе и в воздухе, они являются представителями нормальной кожной микрофлоры человека и вызывают широкий спектр болезней (более 100 заболеваний, относящихся к 11-ти классам по Международной классификации 1968 г.; стафилококки могут поражать любую ткань, любой орган), в работе исследуется влияние абиотических факторов именно на бактерии данного рода .

3.1.4. Особенности жизнедеятельности бактерий воздуха

Воздух, как среда обитания, неблагоприятен для развития микроорганизмов. Их жизнеспособность обеспечивают взвешенные частицы воды, слизи, пыли, вместе с которыми бактерии образуют бактериальный аэрозоль . Пыль и аэрозоли, загрязняющие воздушную среду, выступают в качестве своеобразных «транспортных средств» для различных капельных инфекций и других заболеваний. Скорость размножения зависит от ряда условий и для каждого вида бактерий может быть весьма различной.

3.2. Практическая часть

3.2.1 Определение степени влияния абиотических факторов на количество стафилококков в воздухе

Для бактериологического исследования воздуха применяются два метода:

седиментационный и аспирационный (см. Приложение 3). При исследовании воздушной среды лицея мной использовался седиментационный метод.

Первый этап бактериологического исследования. Посев бактерий

Исследование проводилось в понедельник утром, до прихода учеников. В нескольких локациях лицея, отличающихся друг от друга температурой, освещенностью и влажностью (см. табл. 4), был произведен посев бактерий путем горизонтального установления чашей Петри. Использовался желточно-солевой агар (элективная для стафилококков среда).

Чашки Петри (кроме контрольных) были открыты на 40 минут, по истечении которых были плотно закрыты и доставлены в бактериологическую лабораторию ГБУЗ «КОК БСМП им. К. Н. Шевченко», помещены в термостат на трёхдневный срок при постоянной температуре 37°C.

Таблица 4

Места установления чашек Петри

Освещенность

Температура

Влажность

1 (кубовая)

2 (кладовая в каб. технологии)

3 (подвал)

4 (библиотека, архив)

5 (кабинет психологии)

6 (кабинет биологии)

7 (запасной кабинет)

9 (контроль)

*Были выбраны те помещения, в которых не проводились занятия, после выходных, чтобы проследить влияние только абиотических факторов, исключая антропогенное воздействие.

Второй этап экспериментального исследования. Подсчёт колоний

После извлечения посевов из термостата был произведён количественный подсчёт колоний (см. табл. 5).

Таблица 5

Подсчет колоний

помещения

Кол-во колоний

помещения

Кол-во колоний

9 (контроль)

Третий этап. Анализ материала

Был произведен анализ полученных данных: выявлено по две чашки, которые располагались в условиях, отличающихся по одному из изучаемых факторов. Зная количество выросших колоний, я установила, какие факторы оказались наиболее благоприятными для жизнедеятельности стафилококка.

В следующих сравнительных таблицах приведено влияние одного отдельно взятого фактора на количество бактерий.

Таблица 6

Фактор: освещенность

помещения

Степень освещенности

Температура

Влажность

Кол-во колоний

Вывод

0-75 лк

300-400 лк

300-400 лк

0-75 лк

300-400 лк

300-400 лк

0-75 лк

0-75 лк

300-400 лк

0-75 лк

300-400 лк

300-400 лк

Вывод: освещенность в 300-400 лк наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем освещенность в 0-75 лк.

Таблица 7

Фактор: температура

помещения

Степень освещенности

Температура

Влажность

Кол-во колоний

Вывод

27-32 °C

27-32°C

12-16 °C

12-16 °C

27-32 °C

12-16 °C

27-32 °C

12-16 °C

27-32°C

27-32 °C

Вывод: температура 27-32°C наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем температура 12-16°C.

Таблица 8

Фактор: влажность

помещения

Степень освещенности

Температура

Влажность

Кол-во колоний

Вывод

Вывод: влажность 60-72% наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем влажность 35-45%.

В контрольной чашке изменений не наблюдалось, что говорит о чистоте среды в начале исследования.

Четвертый этап. Окрашивание по Граму

Из выросших колоний были приготовлены микропрепараты, произведено окрашивание по Граму (см. Приложение 4). После чего окрашенные бактерии были рассмотрены под микроскопом (см. Приложение 5).

Окрашиваемые бактерии приобрели темно-фиолетовый цвет, значит, они относятся к грамположительным . Были выявлены бактерии, расположенные в виде виноградных гроздьев - стафилококки .

После четвертого этапа исследования чашки Петри были доставлены в лабораторию, где их утилизировали.

3.2.2. Определение количества бактерий на 1 м 2

Микробное число - кол-во микроорганизмов, обнаруженных в 1м 3 воздуха.

Чтобы определить его в воздухе, пользуются формулой Омелянского, который считал, что в течение 5ти-минутной экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см 2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха (1:100 м 3):

Где: а - кол-во выросших на чашке колоний;

b - площадь чашки;

t - время в течение которой чашка была открыта;

5 - время по расчету Омелянского;

10 - объем воздуха (в литрах);

100 - площадь в см2, на которую происходило оседание;

1000 - искомый объем воздуха в литрах.

Микробное число вычислялось в чашке №8 (кухня), так как в ней число колоний было наибольшим (см. табл.9).

Таблица 9

Определение микробного числа

Из данных расчетов можно сделать вывод, что в среде лицея воздух является чистым, т.к. был произведен подсчет в чашке с max числом колоний. Однако стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки, без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.

Выводы:

    абиотические факторы оказывают большое влияние на жизнедеятельность и количество бактерий в воздухе;

    наиболее благоприятными условиями для развития стафилококков оказались температура 27-32°C, влажность 60-72%, освещенность 300-400 лк.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

Кроме того, я провела подсчет количества бактерий на 1 м 3 (расчет проводился по формуле Омелянского). В результате чего был сделан вывод о безопасности воздушной среды в лицее. Однако, стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.

Результаты анализа микробиологического исследования воздушной среды лицея на наличие патогенных бактерий позволили мне определить основные элементы познавательной игры:

    рисунок «Здоровой ребенок»;

    рисунок «Болеющий ребенок»;

    магнитные пазлы (20 шт.);

    миниатюрные игрушки на магнитах;

    карточки с вопросами.

4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ

(см. Приложение 5).

5. АНАЛИЗ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА

НАБОРА ДЛЯ ИГРЫ

Выбирая окончательные варианты элементов набора для игры, я оценивала свои физические, материальные возможности и учитывала следующие моменты:

    психологические особенности восприятия информации детей младшего школьного возраста;

    сложность технологии изготовления изделий;

    практичность и экологичность материалов для игрушек;

    соответствие изделий тематике познавательной игры;

    соответствие изделий санитарно-гигиеническим требованиям.

На мой взгляд, самые удачные эскизы рисунков - 3 и 4 (см. главу № 4). Они наиболее целостно отражают тему проекта.

Кроме того, я планирую выполнить миниатюрные игрушки на магнитах: золотистый стафилококк, солнышко, капельку воды и облачко (воздух), т.к. считаю игрушки эмоционально теплым и позитивным материалом.

Предполагаемая средняя высота игрушек - около 8 см.

6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»

Цель игры: совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни.

Познавательная игра для младших школьников «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» может использоваться:

    участниками волонтерского движения лицея для информационно-просветительской деятельности;

    учителями начальной школы на уроках по окружающему миру и на внеурочных занятиях.

Ход игры

1). Демонстрация картинки «Больной ребенок».

Ведущий просит детей рассказать об увиденном на картинке, предположить причину болезни ребенка.

2). Проведение викторины на тему здорового образа жизни (см. приложение 8).

В качестве бонуса за правильные ответы ученики получают пазлы на магнитной основе, элементы картинки «Здоровый ребёнок».

3). Сбор пазлов . Наиболее активные участники игры собирают на магнитной доске картинку «Здоровый ребёнок».

4). Сравнение картин, обсуждение темы игры. Для развития зрительного восприятия и логического мышления детей используются миниатюрные игрушки на магнитах: солнышко, капелька воды, облачко (воздух), бактерия (Золотистый стафилококк).

5). Подведение итогов, обобщение новых знаний, полученных младшими школьниками в ходе игры.

Вышеописанная игра позволяет не только совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни, но и развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение), совершенствовать навыки здорового поведения.

7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

Капелька воды Солнышко Облачко Золотистый стафилококк

8. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Для изготовления мягких игрушек можно использовать различные материалы (см. схемы 2, 3).

Материалы для изготовления мягкой игрушки

Ткани из синтетических волокон

смешанных волокон

натуральных волокон

Мягкая игрушка

Стеклярус, бисер, пайетки, др.

Дублирующие материалы

Фурнитура: глазки,

пуговицы, кнопки, др.

Ленты, косая бейка,

тесьма, кружево

Набивочные материалы

Синтетические материалы:

синтепон, синтепух, поролон, холофайбер

Натуральные материалы:

вата, ватин, шерсть, х/б лоскут

Пенопластовые шарики

различных диаметров

Силиконовая набивка

в виде волокон разной текстуры

Пластмассовые

наполнители в виде гранул

простых и ароматных шариков

Учитывая вышеописанную информацию, для элементов игры я подобрала следующие материалы:

    лаке золотистого, желтого, голубого цветов - лоскут;

    нитки х/б № 60 - в тон тканей и контрастные;

    двусторонний скотч;

    синтепон - остатки.

Все материалы выбраны с учетом требований, предъявляемых к детским игрушкам.

9. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для создания мягких игрушек мне понадобятся:

    швейная машина «Janome Jem Gold 660»;

    доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник;

    игла для ручных работ № 10, напёрсток;

  • калька, карандаш, линейка, угольник.

10. РАСКРОЙ ИГРУШЕК

10.1. Особенности материала «Лаке»

Лаке - это разновидность искусственной кожи, которая изготавливается путем нанесения на трикотажную (капроновую) основу лакового блестящего покрытия. Для достижения особых эффектов - перелива, светоотражения и мерцания - в состав материи добавляются специальные пигменты (например, металлического свинцового пигмента или перламутрового красителя).

В ее составе нет вредных химических растворителей , поэтому она долго хранится, остается мягкой, приятной на ощупь, эластичной и упругой.

10.2. Нюансы обработки лаке

Таблица 10

Как работать с искусственной кожей

Выкройка располагается с изнаночной стороны ткани, обводится карандашом (для солнышка - с лицевой). Припуск на обработку срезов - 3 мм.

11. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК

Таблица 11.

Последовательность

выполнения работ

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Время,

Солнышко

Выполнить раскрой круглых деталей игрушки с припуском 3 мм.

простой карандаш, линейка, ножницы

Детали кроя сложить лицевой стороной внутрь, стачать, оставив отверстие для набивки.

игла № 10 для ручных работ,

шв. машина, ножницы

Вывернуть изделие на лицевую сторону, выправить линию стачивания, набить синтепоном.

Вставить плоскую магнитную ленту.

Зашить отверстие для набивки швом «через край» нитками в тон ткани.

игла № 10 для ручных работ, ножницы

Соединить два слоя лаке изнаночной стороной внутрь.

Обвести шаблон «солнышко», вырезать по контуру.

двусторонний скотч,

ручка, ножницы

Соединить детали изделия.

Технология изготовления игрушек (облачка, капельки воды, бактерии) аналогична вышеописанной, за исключением пунктов №№ 5,6.

12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Необходимо определить себестоимость изделий, на изготовление которых требуются следующие затраты:

1) М 3 - материальные затраты

Таблица 12.

Материальные затраты

Наименование

Цена за 1 м (шт.), руб.

Расход материала, м (шт.)

Всего,

Копирование рисунков формата А3

Ламинирование рисунков формата А3

Изготовление пазлов на магнитной основе

Итого: 1300 руб.

М 3 = 1300 руб.

2) Р оп - затраты на оплату труда

С 01.07.2016 г. МРОТ составляет 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Продолжительность ежедневной работы учащихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2.5 часа; от 16 до 18 лет - 3.5 часа (ТК РФ, Статья 94).

Я - ученица 11 класса, мне 17 лет, время работы в день составляет - 3.5 часа, всего я работала 8 час.

Р оп = С (руб.) х Т (ч.), где: С - стоимость одного часа работы (руб.),

Т - время работы над изделием (ч).

Стоимость одного часа работы рассчитывается следующим образом:

С = МРОТ: среднее кол-во раб. дней в месяц: время работы в день

Среднее кол-во рабочих дней в месяц - 22, МРОТ = 7500 руб., Т= 8 ч, тогда

Р оп = 7500: 22: 3.5 x 8 = 779.22 руб., Р оп = 779.22 руб.

3) А о - амортизационные отчисления

А о = С обор х Т: Н: 12: 2: 8, где:

С обор - стоимость оборудования (р.);

Т - время работы оборудования в процессе изготовления изделия;

Н - срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;

12 - количество месяцев в году;

22 - среднее количество рабочих дней в месяце;

8 - время работы оборудования в день на предприятии (ч).

Т.к. работа выполнялась в домашних условиях, А о = 0 руб.

4) З др - другие затраты

К ним относятся затраты на электроэнергию и на работу в сети Internet.

Расчёт затрат на электроэнергию: З э = С эн х N обор х Т, где:

С эн - стоимость одного кВт/ч;

N обор - мощность оборудования в кВт;

Т - время работы оборудования в часах.

С эн = 2.76 руб.

N машинки = 0.1 кВт, Т машинки = 0.2 час;

З э = 2.76 х 0.1 х 0.2 = 0.06 руб.

Стоимость работы в сети Internet при Т = 3 ч составила:

З инт = 600:30:24х3 = 2.5 руб.

Т.к. работы проводились при естественном дневном освещении,

З др = З э + З инт = 0.06 +2.5 = 2.56 руб., З др. = 2.56 руб.

5) Себестоимость изделия

С = М 3 + Р оп + А о + З др

С = 1300 + 779.22 + 0 + 2.56 = 2081.78 руб., С = 2081.78 руб.

Таким образом, себестоимость элементов игры составила 2081.78 руб. Наборов для проведения познавательных игр на прилавках магазинов много, но на данную тему и в подобной комплектации я не встречала. Поэтому считаю, что мой проект экономически выгоден.

13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

По-моему, набор для познавательной игры соответствует экологическим нормам, так как для его изготовления можно использовать:

    текстильный лоскут (мерный и весовой),

    старые вещи и фурнитуру,

    отходы от швейного производства (например, швейные нитки, синтепон).

Процесс создания игрушек почти не требует применения различных вредных веществ (клеев, пропитки и др.). Лаке не содержит вредных химических растворителей, не вызывает аллергическую реакцию.

Остатки лаке и синтепона можно израсходовать на изготовление других декоративных изделий. Отходы не требуют утилизации, затраты минимальны.

При необходимости, рисунки и мягкие игрушки можно обработать мыльным раствором, дезинфицирующими средствами.

Следовательно, в процессе изготовления изделий при соблюдении ПТБ (см. приложение 9) не наносится вред здоровью людей и окружающей их среде.

14. САМООЦЕНКА

Работа завершена. Я очень довольна проектными изделиями - на мой взгляд, красивыми, оригинальными, функциональными и качественными.

В ходе исследования мною была изучена информация о влиянии абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).

Я ознакомилась с методами бактериального исследования воздуха и остановилась на седиментационном, основанном на оседании микроорганизмов на питательную среду чашек Петри под действием силы тяжести.

Трудности возникли у меня при разработке элементов набора для познавательной игры: пришлось изучить особенности проведения данного вида игр с младшими школьниками.

Шить мягкие игрушки на магнитах не сложно. Но кропотливая работа заняла много времени. Мелкие детали изделий требовали тщательной обработки.

Проект оказался выгодным не только с практической, но и с экономической точки зрения. Материальные затраты относительно невелики. Себестоимость рисунков и мягких игрушек составила 2081рубль.

Своим проектным продуктом я довольна. У меня получилось именно то, что я хотела: познавательная игра, позволяющая совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.

Ребятам и учителям начальной школы мой проектный продукт понравился, мероприятие прошло успешно.

Реализуя проектный продукт, я в очередной раз убедилась, что быть волонтером интересно и полезно как для других, так и для себя. Считаю, что это образ жизни современного цивилизованного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимиров В.В. Урбоэкология. Курс лекций. - М.: МНЭПУ, 1999 - 204 с.

2. Горбунова Т.В. Современные технологии обучения; Контексты, алгоритмы, образы. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и студентов педагогических специальностей. Калуга; КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 - 108 с.

3. Камкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М.: Радио и связь - 62 с.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. - ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.

5. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований под редакцией А. С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной-М.: Медицина, 2004

6. Основы микробиологии: Практикум: учебно-методическое пособие для вузов / Жарикова Г.Г., Леонова И.Б. - М.: Академия, 2008 - 128 с.

7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: Издатель И. В. Балабанов, 2004 - 120 с., ил.

8. Сидоренко О.Д. Микробиология /О.Д. Сидоренко, Е.Г Борисенко, А.А. Ванькова, Л.И. Войно. - М.: Инфра, 2005 - 305 с.

9. Фирсов Н.Н. Микробиология: словарь терминов. - М.: Дрофа, 2006 - 256 с.

10. Шлегель Г.Г. История микробиологии/Г.Г. Шлегель.- М.: УРСС, 2002-153 с.

11. Экология человека: Словарь-справочник /Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др. - М.: Академия, 1997 - 208 с.

Электронные ресурсы

https://ru.wikipedia.org

http://probakterii.ru/

http://strana-sovetov.com

http://krasodom.ru/stil/odezhda

Приложение 1.

Реализация творческого проекта «Быль о микробах и воде»

Приложение 2.

Виды познавательных игр для младших школьников

Игра - важнейший и самый распространенный вид детской деятельности, который подготавливает малышей к жизни. Такой вид познания в простой, ненавязчивой, и, главное, интересной форме, обучает явлениям и связям в нашем большом мире.

Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для младших школьников называть дидактическими, а интеллектуальными - познавательные игры для старших школьников.

В процессе познавательных игр не только обогащаются знания ребенка о мире, но и создаются условия для формирования полноценной личности, реализуется воспитательная функция. Познавательные игры способны легко решать возможные проблемы обучения, т. к. в их основе лежит интерес ребенка к процессу. Играя, ученик решает поставленные перед ним задачи и, сам того не замечая, становится более дисциплинированным, настойчивым в достижении целей.

Виды познавательных игр:

    Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.

    Творческие познавательные игры , где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.

    Дидактические игры с готовыми правилами: настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для младшего школьника по какому-то учебному предмету.

    Конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный физик», направленные на овладение конкретных приемов постановки несложных научных экспериментов или сборки конструкций различного типа сложности.

    Игры на тестовой основе , позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации.

Познавательные игры для младших школьников позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности, стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.

Приложение 3.

Методы бактериологического исследования воздуха

Все методы отбора проб воздуха можно разделить на седиментационные и аспирационные .

Седиментационный - наиболее старый метод, широко распространен благодаря простоте и доступности, однако является неточным. Метод предложен Р. Кохом и заключается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхность питательной среды в открытые чашки Петри. Чашки устанавливаются в точках отбора на горизонтальной поверхности. При определении общей микробной обсемененности чашки с мясопептонным агаром оставляют открытыми на 5—10 мин или дольше в зависимости от степени предполагаемого бактериального загрязнения.

Аспирационный. Более совершенными методами являются аспирационные, основанные на принудительном осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхность плотной питательной среды или в улавливающую жидкость (мясопептонный бульон, буферный раствор, изотонический раствор хлорида натрия и др.). В практике санитарной службы при аспирационном взятии проб используются аппарат Кротова, бактериоуловитель Речменского.

Приложение 4.

Окрашивание по Граму

Метод Грама - метод окраски микроорганизмов для исследования, позволяющий дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. Предложен в 1884 году датским врачом Г. К. Грамом.

По Граму бактерии окрашивают осно́вными красителями - генциановым или метиловым фиолетовым и др., затем краситель фиксируют раствором йода. При последующем промывании окрашенного препарата спиртом те виды бактерий, которые оказываются прочно окрашенными, называют грамположительными бактериями (обозначаются Грам (+)),- в отличие от грамотрицательных (Грам (−)), которые при промывке обесцвечиваются.

Этапы окрашивания бактерий по Граму:

1). Приготовить образец для исследования (колонии 2-ух видов: белые, малые, плоские; желтые, малые, выпуклые).

2). Поместить одну-две капели образца на предметное стекло (равномерное распределение мазка). Ждем пока мазок высохнет.

3). Зафиксировать мазок (необходимо провести предметным стеклом 2-3 раза над верхней частью пламени горелки).

4). Нанести на образец кристаллический фиолетовый (ждем 30 секунд; кристаллический фиолетовый в водных растворах выделяет ионы хлора (Cl-). Грамположительные бактерии прочно окрашиваются раствором после обработки йодом. Грамотрицательные бактерии образуют с кристаллвиолетом и йодом легко разрушающееся под действием этанола соединение.

5). Аккуратно смыть краситель водой (при слабом напоре).

6). Нанести йод минимум на три секунды (он зафиксирует окраску).

7). Аккуратно смыть водой.

8). Обесцветить мазок, наливая на предметное стекло этанол (или ацетон). Стекающая жидкость должна стать прозрачной.

9). Аккуратно смыть обесцвечивающий раствор водой.

10). Нанести краситель фуксин, который окрасит грамотрицательные бактерии в розовый цвет.

11). Аккуратно смыть излишки фуксина водой, высушить образец.

12). Изучить образец под микроскопом.

Приложение 5.

Исследование в фотографиях

Приложение 6.

Эскизы рисунков в М 1:2

Приложение 7.

Выкройки игрушек

Приложение 8.

Вопросы викторины

1. С аппетитом все в порядке,

Зайка съел морковку с грядки,

Мыть не стал, а сунул в ротик,

И теперь болит животик.

Нет большого в том труда,

Мойте овощи всегда!

Почему у зайки заболел животик? Что вызвало эту боль? (бактерии).

2. Как выглядят бактерии? (по форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые).

3. Можем ли мы увидеть бактерии невооруженным глазом? Или для этого нам нужны специальные приборы? Какие? (Световой, электронный, сканирующий микроскопы)

4. Чем бактерии отличаются от всех других живых организмов? (самые маленькие по своим размерам организмы на нашей планете; безъядерные, клетки не содержат ядер).

5. А много ли бактерий нас окружает? (Очень много! Ученые-микробиологи считают, что бактерий во всем мире насчитывается 5 нониллионов бактерий: 5 и тридцать нулей)

6. Бактерии есть везде? (Бактерии распространены везде, даже в космосе, поскольку многие бактерии относятся к анаэробам, т.е. им не нужен кислород для жизни).

7. Где бактерий больше всего? (Оказывается, на мобильных телефонах, клавиатурах компьютеров находится больше бактерий, чем в туалете).

8. В организме человека есть бактерии? (в организме человека содержится много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами).

9. В любом ли возрасте в организме человека есть бактерии? (у новорожденных детей их нет).

10. Как бактерии попадают в наш организм? (через немытые овощи, фрукты, через грязные руки, при чихании и кашле больного человека).

11. Какие вы знаете болезни, которые вызывают бактерии? (Ангина, бронхит, гайморит, туберкулёз и др.).

12. Вредных бактерий очень много. Как же нам спастись от них? Отгадайте загадку:

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (воды).

13. Что такое ультрафиолетовых бактерицидных лампах? Почему их так назвали? Где их располагают? (У/ф лампы применяют часто в больницах для дезинфекции и обеззараживания, чтобы убить вредные и опасные бактерии, которые могут вызывать заболевания).

14. Для чего взрослые часто проветривают помещения? (это позволяет избавиться от вредных микроорганизмов, грибков и инфекций и сохранить здоровье).

15. Часто мы видим, как наши родители кипятят воду, молоко… Для чего они это делают?

(Высокая температура убивает большую часть опасных бактерий).

16. Есть ли полезные бактерии? (бактерии помогают готовить квас, квашеную капусту, выпекать хлеб. Существуют и кисломолочные бактерии).

17. Какие кисломолочные продукты содержат полезные бактерии? (простокваша, кефир, ряженка, йогурт).

18. Бифидо- и лактобактерии считаются полезными для организма человека? (способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых).

19. Что разрушает полезные бактерии? (консерванты, красители, ароматизаторы, антибиотики).

Приложение 9.

Организация рабочего места. ПТБ

    ПТБ при выполнении ручных работ

    До начала работ:

    • положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

    Во время работы:

    быть внимательной к работе;

    надевать напёрсток на средний палец правой руки;

    вкладывать иглы и булавки только в игольницу;

    класть ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

    По окончании работы:

    убрать рабочее место.

Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются нужные инструменты (ручные иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособления (манекен, лекала, колышек, булавки, резец), а также обрабатываемые детали. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Следует учитывать, что большое влияние на самочувствие и качество выполнения мною работы оказывает правильная посадка.

    ПТБ при выполнении машинных работ

    До начала работы:

    застегнуть манжеты рукавов;

    проверить исправность машины;

    проверить, не осталось ли в деталях кроя ручной иглы или булавок.

    Во время работы:

    установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине;

    не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;

    не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

    По окончании работы:

    выключить машину;

    убрать рабочее место.

Рабочее место для выполнения машинных работ состоит из стола, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. За машинкой нужно сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Рабочее место должно быть хорошо освещено; на столе находятся только предметы, необходимые для выполнения данной технологической операции.

Приложение 10.

Изображение готовых изделий

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Мунипальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Классный час

(1 класс)

«Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья»

Подготовила учитель второй

квалификационной категории

Кудряшова А.Х.


Цель занятия: научить заботиться о своем здоровье; формировать у детей представления о здоровом образе жизни; укреплять гигиенические навыки.

Оборудования: плакаты «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Вода и мыло – настоящие друзья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; картинки с изображением животных; маленькие бумажные солнышки для каждого ученика; магнитофон.

    Организационный момент.

    Беседа по теме.

Здравствуйте! Я желаю вам здоровья. Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.

Сегодня, 7 апреля, всемирный день здоровья. Мы с вами не можем остаться в стороне, и наш классный час посвятим здоровью.

Кто мне скажет, что означает слово здоровье? (Ответы детей)

«Сотвори в себе солнце»

В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце, которое лежит у вас в ладошке. Оно несет тепло всем-всем.

Но посмотрите, наше солнышко безликое, давайте сделаем его радостным, теплым, добрым. (Готовые солнышки прикрепляем к доске)

Ребята, скажите, а почему вы в свободное время идете гулять, а не сидите дома?

(Нужен свежий воздух,...)

А без чего бы высохли деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Без воды)

На доску вывешивается плакат

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Природа подарила людям хороших друзей, и мы с вами должны с ними дружить.

Будем дружить с ними?

Сегодня мы поближе познакомимся с другом по имени Вода.

Ребята, а вы видели, как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)

Зачем она это делает?

А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки с изображением животных)

Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

Вспомним сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр» (Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята...»)

Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?

А зачем моется человек?

Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты и болит живот и т.д.)

3. Оздоровительная минутка.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

    Анализ игровой ситуации.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой... (позор)»

Как же не быть грязнулей? (Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получить от этого удовольствие).

5. Советы друга Воды:

    Раз в неделю мойся основательно.

    Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

    Каждый день мой ноги и руки перед сном.

    Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

6. Продолжение беседы по теме «Сказку о микробах»

Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

Что помогает нам победить микробов? (Вода)

С водой надо дружить. Без воды не может жить человек.

Как вы думаете, мама перед тем, как готовить пищу, моет руки?

Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце).

Да, Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

От простой воды и мыла у микробов тают силы

7. Игровая ситуация.

Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» - они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер, придумал «Вредные советы»:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Скажите, какой портрет человека получится, который выполняет эти вредные советы. Это красивый человек?

8. Итог.

Друзья! Нам прощаться настала пора!

Чтоб не случилось, всегда человек

Здоровья желает другому навек!

Список литературы:

    Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб, 1997

    Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996.

    Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб, 1997.

    Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., 2004.

    Мир детства: Младший школьник. М., 1988.

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Задачи:

Расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

2. беседа

Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.
Ваш Доктор ЗОЖ.

Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)

Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко.А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Иллюстрация солнца на доске.

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

Что мы любим делать на солнышке?

1. Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.

Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи. 1. Даёт тепло растениям и животным.
2. Солнечный удар. 2. Загораем.
3. Гибнут растения, животные. 3. Солнце, как лекарство.

Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

На доске вывешивается картинка с изображением воздуха .

Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

Показываю детям веер. - Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.

Зачем нам нужен воздух?

Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

Давайте проведём опыт. Зажмите все - нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

3. Опыт . У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа)

Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

Должны проветривать помещение.

Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)

Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1. Черный дым из труб 1. Дышать свежим воздухом
2. Выхлопные газы от машин 2. Сажать деревья
3. Гниение мусора 3. Строить очистительные сооружения

Воздух - это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

Это вода!

Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде.
- В луже, море, океане.
- И водопроводном кране.

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

4.Опыт .

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

Какого она цвета? Безцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

5.Опыт .

Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1. Экономить воду 1. Пить чистую воду
2. Не засорять воду 2. Соблюдать правила личной гигиены

Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

6.Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

7.Итог : Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее



Рекомендуем почитать

Наверх