Е 25 в реальной жизни. Маскировка и свет

Рецепты 10.08.2019
Рецепты

Здравия желаю, уважаемые читатели, с вами снова я – DynastyCrusher , и меня посетило вдохновение для нового обзора. Возможно, читателей текстовых обзоров на этом ресурсе не так уж и много, но если вы есть, то сегодня я поработаю для вас.

После долгого вынужденного перерыва я снова начал играть, и вот что я обнаружил: из игрока средне-высокой рукастости я перекочевал в стан обладателей бооольших клешней.

И пока я стараюсь вывести свою игру из затяжного падения в неизведанные глубины самого донного днища, цифры во всяких рейтингах и прочих стволомерках неуклонно падают.
Но не будем отвлекаться! Объект этого обзора – снова премиумная машина. Питая слабость к премиум-танкам, я знаю, как порой мучаются танкисты с выбором: покупать или нет, хорошо или плохо, кваскактанк и так далее. Возможно, обзор поможет кому-нибудь определиться. Итак, поехали – встречайте E-25: вертлявую, маленькую и кусачую гадость.

Характеристики «блохи»
В одном из последних своих обзоров (давно это было), где речь шла о СУ-122-44, я хвалил советскую ПТ-шку за динамику, скорость и хорошую маневренность, которая в сочетании с мощным орудием дает очень бодрый геймплей. Но тогда я еще не знал о будущем появлении в игре «блохи» - E-25. Купив эту немецкую ПТ-САУ, я понял – это самое что ни на есть безумие, веселье и боевой угар. Посмотрим на ТТХ E-25:

В руки игроку попадает очень маленькая машина – по размерам сравнимая с Hetzer, что на 7-м уровне достаточно редкое явление.

Благодаря габаритам E-25 обладает отличной незаметностью, а орудие без дульного тормоза и с малым калибром усиливает это преимущество.
Но что конкретно умеет E-25? Она умеет быть дико поворотливой – 44 градуса в секунду. Даже без дополнительных водительских умений машина радует своими подвижными характеристиками.
Еще E-25 умеет быстро ездить. Семь сотен лошадиных сил на ~30 тонн массы! Максимальная скорость 65 км/ч набирается очень бодро, что несвойственно для ПТ-САУ даже с высокой заявленной скоростью. Тот же Hellcat, хотя и имеет в ТТХ скорость 72 км/ч, разгоняется достаточно неохотно.
Тонкая броня E-25 – это, конечно, большой недостаток. Но если вспомнить о незаметности и небольших габаритах самоходки, то отсутствие брони не выглядит таким уж жирным минусом.
Многих огорчит орудие E-25 – это топовая пушка со StuG III G, немного улучшенная разработчиками в угоду боеспособности. Как-никак, седьмой уровень.

Несмотря на скверные ожидания, как и в случае с СУ-122-44, на E-25 я очень редко переключаюсь на золотые снаряды. При этом получается набивать достаточно внушительные для такого орудия суммарные уроны. Все дело в отличной точности и скорострельности орудия. Если в ваш прицел попался вражеский танк, то зачастую живым ему уйти уже очень сложно.

У E-25 очень комфортный уровень боев. Машина играет либо в топе, либо с танками 8-го уровня. Поэтому низкое пробитие орудия – не самая большая проблема. Неприятности в основном могут случиться только с тяжелыми танками, но на этот случай можно припасти подкалиберные.

Ганс, Фриц, Клаус и Михаэль

Экипаж Е-25 состоит из четырех человек: командира, наводчика, мехвода и заряжающего. В этом заключается и небольшой минус: усадить в машину всех танкистов с «Яги» или «Вафли» не выйдет.
К сожалению, у меня нет топовых немецких ПТ-САУ, но я знаю, что для таких мастодонтов, как «Вафля» и JagdPanzer E-100 маскировка – это одно из последних умений экипажа, которые станет учить нормальный игрок. Если вы качаете экипаж отдельно для E-25, то маскировку я бы изучал в первую очередь. По достижении первым умением стопроцентного уровня я бы сбросил навыки командиру и заменил бы маскировку на «Лампочку» – этот перк зарекомендовал себя на любой технике. Если экипаж пересаживается с топовых ПТ, то у него почти наверняка есть «Боевое братство». Будет полезно и для E-25.

Учитывая скорострельность E-25, имеет смысл изучение «Снайпера» у наводчика – с ним вы будете немного чаще критовать модули противника.
Для мехвода будут хороши и «Виртуоз», и «Король бездорожья». Впрочем, вертится «блоха» и без того неплохо, а проходимость можно и улучшить. Поэтому «Королю бездорожья» дам больший приоритет.
Заряжающему берем «Бесконтактную БК», если желаем реже взрываться. Неплохой вариант – «Отчаянный». Больших проблем с БК у Е-25 замечено не было, поэтому мой выбор – «Отчаянный».
«Ремонт» для Е-25 – не самый критичный скилл. С ней как со светляком: сбили гусеницу – привет, ангар. Но если вы берете готовый экипаж с «Вафли» или «Яги», простор для фантазии сужается: умения для топа важнее, а «блоха» отлично будет сражаться и не с самым подходящим набором.

«Блошку» на прокачку: оборудование

Сейчас мы встроим в Е-25 монитор, чтобы можно было смотреть фильмы, пока играем.

Хотя нет, времени на кино на этой драйвовой машинке у вас никак не найдется. Так что обойдемся без мониторов.
Е-25 обладает хорошей скрытностью, и поначалу я использовал на ней маскировочную сеть . Но оказалось, что очень большой процент времени на «блохе» я веду достаточно агрессивную игру, и поэтому понял, что лучше заменить сеть на вентиляцию . Впрочем, стереотрубу я на E-25 оставил. Когда приходится прибегать к подкустовой тактике, она незаменима.
Не верите в пользу стереотрубы? Замените ее на приводы наводки . Но при базовой скорости сведения прицела в 1.5 секунды приводы наводки излишни. Впрочем, при агрессивной игре, когда машине приходится много вертеться, приводы могут сыграть решающую роль.
В роликах и темах о E-25 несколько раз замечал просветленную оптику . Вариант имеет право на жизнь, но, на мой взгляд, на базовый обзор в 360м бонус от просветленки маловат.

Расходные материалы и боекомплект
Из расходников я вожу с собой стандартный набор – аптечку, ремкомплект и премиумный огнетушитель. В виду очень короткой жизни E-25 под вражеским огнем огнетушитель имеет смысл заменить на шоколад или дополнительный – премиумный – ремкомплект. Эконом-вариант – бензин.

В боекомплекте я вожу 40 бронебойных, 18 подкалиберных и 2 фугасных снаряда. Однако пусть вас не обнадеживает большой боекомплект – на самом деле он довольно легко выстреливается в ноль при затяжном бое, если не экономить снаряды и часто и на предельную дистанцию.

Тактика

Как же стать той самой чертовой блохой E-25, которая вызывает тысячи гневных слов в чате, угрозы жизни, шатания трубы вашего дома и прочие прелести творчества огорченных противников? Для этого нужно в первую очередь осознать свою низкую заметность.
На открытых картах E-25 обладает двумя огромными преимуществами: скрытностью и возможностью маневра. Экипаж с прокачанной «Маскировкой» позволяет E-25 оставаться незаметной в самых неожиданных местах. С такими слепцами, как КВ-1С порой можно вообще не прятаться за кусты – они частенько в упор не видят стоящую в чистом поле E-25. Для максимальной эффективности «Лампочка» у командира обязательна.
Впрочем, увлекаться таким наглым поведением не стоит – рядом со слепым КВ-1С всегда может оказаться кто-нибудь более зоркий. А E-25 не может позволить себе получать урон – очков прочности и брони маловато.

И тут стоит вспомнить о подвижности «блохи». Это не медлительное «орудие одного выстрела», которое вынуждено находиться приблизительно в одной точке весь бой. E-25 занимает выгодную позицию, пользуясь всеми благами растительности, и ведет огонь. Если на позиции скучно, машина запросто переходит на другую – скорость позволяет успевать везде. И уж тем более нужно пользоваться скоростью, когда вражеское орудие направлено в вашу сторону: прочь мысли о храброй гибели, надо драпать без оглядки!
Благодаря скорости E-25 вам частенько придется играть роль «пожарной команды» - порхать по карте, тут и там помогая переломить ситуацию. Конечно, вы этого делать не обязаны, но победить-то хочется? Поэтому настоятельно рекомендую. Иногда вы можете стать последней надеждой команды на сбитие захвата базы или спасение артиллерии от заглянувших на огонек легких танков.
Повторю еще раз: получать урон вам нельзя. Конечно, по ДПМ вы можете передамажить даже тяжелый танк, но такой фокус может пройти самое большое 2 раза за бой. Приберегите прочность для концовки.
Сберечь ХП помогает превосходная точность орудия: 0.3м на 100м. С ней E-25 может находиться на очень почтительной дистанции от вражеской техники, в большинстве случаев вообще оставаясь незамеченной. И при этой точности низкое пробитие орудия не так уж и напрягает – частенько вы можете не просто вести ураганный огонь по противнику, а стрелять по лючкам.
Мой излюбленный метод – прицельный выстрел в каток. Если укрытие далеко, врагу не поможет даже ремкомплект: с этого места он может отправиться только в одно место – в ангар. Почему так получается? Потому что скорострельность. Орудие E-25 вообще полно сюрпризов: при перезарядке всего в ~2.5 секунды оно всегда успевает полностью сводиться к следующему выстрелу.
В городах прятаться особо негде, и часто приходится действовать по сценарию средних танков – занимать высоты, вести маневренные бои в переулках, обстреливать врага, пока он отвлечен на других. Но в любом случае без башни и без брони выживать в городе сложно.
Нередко агрессивную игру приходится показывать во время эндшпиля. Когда больше некому решительно действовать, а в союзниках одни недобитки, нужно брать быка за рога. К концу боя вы уже приблизительно знаете основную расстановку сил, а E-25 имеет возможность всегда появиться с неожиданной стороны. Быстрый налет, реализация ДПМ, и ошеломленный враг ругает вас в чате. Вот тут-то и могут понадобиться сбереженные очки прочности – в концовке часто приходится идти на размен ХП.

«Блоху» действительно легко не заметить.

Конечно, если вы в меньшинстве, а вражеские танки тупо прут на захват базы, где вы их безнаказанно уничтожаете из кустов, то переходить к агрессивной тактике не стоит. Враг сделает все сам.
Итак, формула успеха:

  • Любимый куст – хорошо, а вовремя занятый другой куст – еще лучше. Особенно если вас там не ждут.
  • Пользуйтесь точностью и скорострельностью. Они компенсируют низкое пробитие и малый урон.
  • Берегите свои очки прочности.
  • Когда надо, побудьте «пожарной командой».
  • Если ситуация требует решительных действий, знайте: E-25 на них очень даже способна.

В дополнение ко всему хочу добавить, что E-25 при любых условиях сильно зависит от команды. Она не способна сформировать прорыв обороны или благодаря большой альфе держать в страхе целый фланг. Удел E-25 – это нанесение урона, но исподтишка, с бортов, из неожиданных мест. В первую очередь это очень эффективная машина огневой поддержки, а не средство обороны. E-25 регулярно оказывается в топе по урону, несмотря на смешную альфу.
Отличную игру показывают взводы из трех E-25. Попадание под фокус этой тройки выведет из душевного равновесия кого угодно.

Доходность и вердикт
Ниже – пара десятков боев на E-25. Выдались они не шибко удачными. Помимо того, что я разучился играть, на моем экипаже не было даже «Лампочки» - это частенько становилось причиной гибели.
Впрочем, тем ближе мои результаты к рядовому игроку: без пощады к себе я оставил подборку боев без цензуры. Заведите на E-25 хороший экипаж, наберитесь немного опыта игры на этой машине, и за 10 боев будете привозить и 400, а иногда и 500 тысяч кредитов чистыми.
День 1

День 2

E-25 вышла машиной-сюрпризом. Ее записали в «полный провал» еще на этапе тестирования. Причем в этом мнении сошлись как самые слабые игроки, так и именитые папки-вододелы. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что эта блоха не так проста. Кто-то даже прочит E-25 скорый нерф, но эти угрозы длятся уже несколько обновлений подряд. Будем надеяться, что ничего с этой ПТ-шкой разработчики не натворят.
Мой вердикт по E-25 – брать однозначно стоит. Если вам импонирует хоть одна из описанных в обзоре особенностей машины, вы получите много веселья от игры на ней. А если фарм некритичен, E-25 «на голде» может стать лютым ужасом для противника.

На этом у меня все. Как всегда, буду рад любой конструктивной критике (это такой, в которой не надо друг друга оскорблять J ). Я действительно давно не писал о World of Tanks

К середине 1942 года немецкие войска столкнулись с чрезмерным разнообразием своей бронетанковой техники. Слишком большая номенклатура танков, противотанковых самоходных артиллерийских установок (далее – ПТ САУ) как немецкого производства, так и трофейных или на трофейных шасси, создавала проблемы для снабженцев ремонтных подразделений танковых частей. Кроме того, значительные отличия в конструкции различных танков приводили к тому, что, в случае освоения новой продукции, немецким предприятиям приходилось полностью менять наладку всех станков.

Уже первый год боевых действий на Восточном фронте показал, что немецкие танки во многом проигрывали «советам» по своим тактико-техническим данным и технологичности. Чтобы исправить ситуацию, советник Управления вооружений (далее – Управление) гениальный немецкий конструктор Генрих Эрнст Книпкамп разработал амбициозную концепцию дальнейшего развития немецкого танкостроения. Она подразумевала создание новейших моделей бронетехники для выполнения стандартных боевых функций, которые были сформулированы военными теоретиками в течение первых трёх лет Второй мировой войны. Созданная Книпкампом инициативная исследовательская группа подвела под эту концепцию глубокую техническую и научную базу.

Генрих Эрнст Книпкамп
Источник - subscribe.ru

Бронетехника должна была создаваться с учётом всех лучших технических новшеств, разработанных немецкими конструкторами или «позаимствованных» у трофейных образцов вражеской техники. Для ускорения начала серийного выпуска и удешевления производства максимальное количество узлов и деталей новых танков должно было быть унифицировано. Кроме того, новая серия танков и САУ должна была полностью «закрыть» все требования военных к бронетехнике – танки и САУ должны были в совокупности уметь всё – от проведения разведки (лёгкие танки) до прорыва линий обороны противника (тяжёлые танки).

Был составлен целый список танков так называемой «Серии Е» (от нем. Entwicklung – развитие, разработка) с кратким описанием их характеристик и указанием функций, которые они должны были выполнять на фронте. Машины различались по массе, мощности двигателя, бронированию, вооружению и, конечно же, стоимости. После того, как список был составлен, продемонстрирован первым лицам государства и одобрен ими, Книпкампу было поручено создать конструкторскую группу из инженеров различных немецких предприятий для разработки проектной документации и создания прототипов новых танков.


Эскиз САУ Е-25
Источник - panzer-journal.ru

Чтобы работа над «Серией Е» не сказывалась на поточном выпуске бронетехники, уже поставляемой на фронт, было решено привлекать к разработке конструкторские бюро предприятий, занятых не разработкой новых вооружений, а лишь внедрением их в производство.

Третьим в списке «Серии Е» значился средний танк массой 25–30 тонн, вооружённый 75-мм пушкой 7,5cm KwK 43 длиной в 70 калибров. Ему был присвоен индекс Е-25 – по названию серии и нижнему пределу веса проектируемой машины. Подразумевалось, что он заменит собой все модели средних танков и ПТ САУ, эксплуатировавшиеся на то время Вермахтом: PzKpfw III, PzKpfw IV, StuG III/40, а также машины, созданные на их базе.

Работы по проектированию Е-25 начались в конце 1943 года. К ним было привлечено конструкторское бюро (далее – КБ) Германа Кляу компании Adlerwerke, до сих пор располагающейся во Франкфурте-на-Майне. До войны она производила автомобили (к примеру, именно на машине Adler Trimph ездят Трус, Балбес и Бывалый в известной комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»), пишущие машинки и велосипеды, а во время войны – бронетранспортёры. Теперь конструкторам компании была предложена интересная работа по созданию новой ПТ САУ. В реализации этого проекта им должно было помогать КБ компании Argus из Карлсруэ. Фирма Porsсhe из Штутгарта параллельно вела собственные конструкторские изыскания согласно тактико-технических характеристик, установленных исследовательской группой Книпкампа. После скандала с конкурсом, проведённым при выборе серийной модели тяжёлого танка PzKpfw VI «Тигр», Фердинанд Порше никак не мог простить Управлению своего проигрыша и, где только мог, конкурировал с его конструкторами и конструкторами поддерживаемых им КБ.


Здание компании Adlerwerke – вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте-на-Майне
Источник - de.academic.ru

Разработчики учли положительный опыт участия в боях ПТ САУ StuG III на начальном этапе войны. Низкий силуэт этих самоходок было тяжело поразить танкистам и артиллеристам противника, поэтому конструкторы приняли решение создавать не средний танк, а ПТ САУ. Первоначально её планировали снабдить 400-сильным двигателем водяного охлаждения фирмы Maybach с 4000 оборотов в минуту. Но этот двигатель не был запущен в серию, и разработчики начали рассматривать 350-сильный авиационный двигатель компании Argus с прямым впрыском топлива и воздушным охлаждением. Однако воздушное охлаждение создавало целый ряд проблем для бронированных машин, в которые было затруднено поступление чистого незапылённого воздуха, поэтому в итоге остановились на другом проверенном двигателе с водяным охлаждением. Серийный 12-цилиндровый 23-литровый карбюраторный Maybach HL 230 P30 уже вовсю использовался на танках «Пантера», «Тигр», САУ «Ягдпантера», и у немецких танкистов нареканий на него не было. Мощность двигателя достигала 700 л.с. при 3000 об/мин, и, в случае его установки, САУ Е-25 могла бы развивать скорость до 65 км/ч.

Двигатель HL 230 в музее техники в Зинсхайме (Германия)
Источник - de.academic.ru

По мере продвижения работ росли требования к мощности основного вооружения Е-25, так как на фронте появлялись всё более новые модели советских танков, уровень бронезащиты которых рос на глазах. Было решено заменить 75-мм орудие 7,5cm KwK 43 на более мощную 75-мм пушку 7,5cm KwK 44, работы над которой совместно вели корпорации Shkoda и Krupp. Это орудие с концентрическим расположением гидрооткатника и накатника, к которому в Чехии разрабатывали автозарядник, в перспективе позволило бы достичь скорострельности в 40 выстрелов в минуту. По сути, с таким орудием скорость ведения огня самоходки ограничивалась бы лишь профессионализмом её наводчика. Однако до конца войны это орудие так и не было запущено в серию, поэтому проектанты рассматривали возможность установки на первые Е-25 других артсистем: легендарного 88-мм орудия 8,8cm KwK 43 и 105-мм гаубицы 10,5cm StuH 42. Последнее орудие уже устанавливалось на самоходные гаубицы, создаваемые на базе Pz.Kpfw.III, под индексом StuH 42. Гаубичный вариант Е-25 использовался бы, в основном, для ведения огня с закрытых позиций.

Пушка 8,8cm Pak 43была создана на основе ствола легендарного зенитного орудия Flak 41, которое в 1941 году позволяло немцам бороться с советскими танками КВ-1 и КВ-2, неуязвимыми для других пушек. С апреля 1943 года его ствол начали устанавливать на ПТ САУ «Фердинанд» под индексом KwK 43, с октября того же года – на ПТ САУ «Ягдпантера», с марта 1944 года – на танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский Тигр»). Вооружённая таким мощным противотанковым орудием, самоходка Е-25 с её низким силуэтом и высокой скоростью стала бы серьёзным аргументом в борьбе с бронетехникой противника. Поэтому в документации создатели указывали этот вариант машины как Panzerjagerwagen (нем. – противотанковая САУ) Е-25 «Ягуар».


Немецкая 88-мм противотанковая пушка 8,8cm Pak 43
Источник - de.academic.ru

С левой стороны на крыше Е-25 планировалось установить небольшую башенку с 20-мм автоматической пушкой, предназначенной для борьбы с пехотой противника и его слабо бронированной техникой.

Бронирование новой ПТ САУ не отличалось большой мощностью: верхний лобовой лист – 60 мм; нижний лобовой лист – 30 мм; борт, корма, крыша и днище – 20 мм. Такая слабая защита была обусловлена тем, что ставка делалась на малозаметность Е-25 и высокую скорость смены позиции. Кроме того, лобовой и кормовой листы новой САУ были расположены под углом 45°, что значительно увеличивало её непробиваемость. Для того времени это было новшеством, значительно отличавшим Е-25 от предыдущих немецких разработок. Пушка должна была защищаться новейшей на тот момент бронемаской типа «кабанье рыло».

Система подвески Е-25 и шахматное расположение катков этой САУ, располагавшихся по разные стороны одного ряда гусеничных зубьев, были творением Книпкампа. Более того, шахматное расположение катков характерно для всех машин «Серии Е».


3-D модели ПТ САУ Е-25
Источник - juegaenred.com

Компоновка САУ Е-25 была похожа на компоновку самой массовой немецкой САУ – StuG III/40. Отделение управления и боевое отделение были совмещены. Слева от орудия, размещённого в лобовой части машины, находился механик-водитель. Справа – наводчик, сзади слева – командир машины, а сзади справа – заряжающий. В кормовой части САУ находился двигатель, размещённый поперечно.

Танк Е-25 и Е100 – единственные машины «Серии Е», по которым были выполнены проектные работы, и началась сборка прототипов. Бронированные корпуса для Е-25 запустили в производство во второй половине 1944 года на металлургических предприятиях в городе Каттовиц (ныне – Катовице, Республика Польша). По состоянию на 23 января 1945 года там находилось несколько корпусов, готовых к отправке для сборки во Франкфурт-на Майне, но уже 27 января в город вошли подразделения Красной Армии. Что произошло с этими корпусами в дальнейшем, авторам статьи неизвестно.

Разработку варианта E-25 фирмы Porsche, которая назывались Mehrzweckpanzer (нем. – универсальный, многоцелевой танк) Porsche Typ 255, успели довести только до эскизного проекта. Согласно проекта толщина деталей корпуса ПТ САУ составляла: в лобовой части – 120 мм; по бортам, в корме и крыше – 80 мм; днище в передней части – 50 мм; в кормовой части – 30 мм. Вооружение – 105-мм пушка 10,5cm le.FH.43. Боекомплект орудия – 60 снарядов. Скорострельность орудия – 10 выстрелов в минуту. Для командира монтировалась командирская башенка с десятью перископическими наблюдательными приборами. В качестве средства борьбы с пехотой, слабо бронированными целями и самолётами противника в башенке планировалось установить 30-мм автоматическую авиационную пушку Mk-108.


Модель САУ Е-25, вставленная в историческое фото посредством программы
Photoshop (пример «фейковых» исторических фото)
Источник – waralbum.ru

А главное, острый дефицит сырья делали массовый выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные исследовательские и конструкторские работы и строились опытные образцы. Приоритетом были скорее изыскательные наработки по новым узлам и механизмам, а не массовое производство, поэтому проекты E-серии доверили фирмам, не занимавшимся производством танков для фронтов, чтобы не отвлекать их.

История

В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп создал специальную исследовательскую группу, которую возглавил лично. Эта группа должна была разработать ряд проектов боевых машин, в которых предполагалось учесть весь полученный к этому времени боевой опыт в области бронетехники. Работа эта была личной инициативой Книпкампа, и, естественно, шла довольно медленно - основные силы отдела испытаний танкового вооружения были задействованы на обеспечение серийного производства танков и разработку новых образцов по заказам армии. Тем не менее, к апрелю 1943 года группа сформулировала основные требования, которые следовало воплотить в новых боевых машинах. Весь проект получил обозначение «серия Е» (Е обозначает «разработка », от немецкого «Entwicklung »).

В машинах серии Е предусматривалось реализовать следующие принципы:

  • максимально усилить защиту лобовой части корпуса, усилить вооружение и возимый боекомплект;
  • создать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простой монтаж и демонтаж в корпусе для упрощения обслуживания и ремонта;
  • для увеличения внутреннего объёма корпуса и снижения общей высоты машин использовать подвеску с размещением упругих элементов снаружи корпуса, а также изменить компоновку, разместив двигатель с трансмиссией в корме;
  • конструкция подвески должна обеспечить возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков для возможности отвода танка в тыл;
  • использовать максимальное количество одинаковых узлов и агрегатов на всех боевых машинах, для облегчения производства, обслуживания и ремонта.

Танки программы «E»:

Танки программы «E»

E-10

E-10 - проект лёгкого танка массой около 10 тонн .

Конструкция E-10 в целом похожа на конструкцию легких немецких истребителей танков «Hetzer ». В целях экономии массы, уменьшения количества деталей и снижения общей высоты танка башню как таковую было решено исключить. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm PaK 39 en (как на «Хетцере»).

Работы над проектом E-10 прекратились спустя несколько месяцев. Его предполагаемая масса составляла примерно 15-16 тонн, хотя он по условию должен был быть десятитонным. Отсутствие башни исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью, что создало бы препятствия при развертывании серийного производства.

Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было.

E-25

E-25 - проект опытного истребителя танков массой около 25 тонн.

Договор на разработку шасси для истребителя танков Е-25 был заключён весной 1943 года с компанией «Аргус» de из Карлсруэ . Проектирование велось под руководством доктора Клауэ de . Проект машины был представлен на рассмотрение военных только осенью 1944 года. Новая машина напоминала Е-10, но имела более мощное вооружение и большую массу. В январе комиссия по развитию танков приняла решение об изготовлении трёх опытных образцов для проведения испытаний. Корпуса Е-25 начали собирать на заводе фирмы Alkett в Берлин-Шпандау , но до конца войны завершить их сборку не получилось.

На танки предполагалось устанавливать двигатель Maybach HL 100 мощностью 400 л. с. с возможностью замены на Maybach HL 101 , однако из-за задержек с отработкой данных моторов на танк решили устанавливать 600-сильный двигатель воздушного охлаждения или же авиационный мотор Otto, мощностью 400 л. с. Однако два последних варианта оказались неудачными, в результате чего на Е-25 было решено установить двигатель Maybach HL 230 . В ходовой части использовались такие же опорные катки, как и у Е-10, но теперь их было по 5 на борт. На танке планировалось использовать 700-мм траки. Е-25 имел лобовое бронирование 50 мм, бортовое - 30 мм, кормовое - 20 мм. Крыша и днище имели броню 20 мм. На истребитель танков планировали устанавливать 75-мм пушку PaK L/70 , впрочем окончательного решения о вооружении принято не было.

E-50 и E-75

Проекты Е-50 и Е-75 планировались в качестве «стандартных танков». Они должны были иметь одинаковые двигатели, топливные баки, систему охлаждения, ведущие и направляющие колёса, механизм натяжения гусениц, а также одинаковую форму и габариты, однако за счёт менее сильного бронирования у Е-50 внутренний объём был больше. Всё это позволяло добиться высокой степени унификации машин. Стоит отметить, что проектные работы над этими танками к концу Второй Мировой были далеки от завершения, не были подготовлены полные комплекты чертежей, не говоря о опытных образцах. Дело ограничилось проведениям расчётов, ряда испытаний и создания различных макетов и стендов, необходимых для этого. В конце 1944 года предполагалось провести испытания элементов подвески Е-50 и Е-75 на корпусе «Королевского Тигра », однако сделать этого не удалось.

На танки планировалось установить двигатель Maybach HL 233 P , планировавшийся к запуску в серийное производство в начале 1945 года . Его мощность составляла 900 л. с. Однако в связи с тем, что работы над этим двигателем не были завершены, также рассматривался вариант установки на танки двигателя Maybach HL 234 , имевшего такую же мощность, однако до конца войны работы над этим двигателем также не были завершены. Предусматривалось установить на танки 8-скоростную коробку передач с гидромеханическим приводом. Расчётная скорость движения Е-50 составляла 60 км/ч, а Е-75 - 40 км/ч. В подвеске данных машин предполагалось использовать тележки, состоявшие из двух катков каждая, закреплённых на подпружиненных балансирах. В подвеске Е-50 использовалось три тележки на борт, а у Е-75 - четыре. Катки были смещены относительно друг друга таким образом, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы. Также следует отметить, что гусеницы Е-50 предполагалось использовать в качестве транспортных для Е-75. Разработкой башен и вооружения для танков занималась фирма Krupp , однако до конца войны вопрос о том, какое вооружение установить на танки, окончательно решён не был. Предположительно, это могли быть длинноствольные 88- и 105-мм орудия (первое - в том числе длиной 100 калибров).

E-100

Модель танка E 100

Е-100 - проект сверхтяжёлого танка с массой 130-140 тонн, разрабатывался как альтернатива разработанному Ф. Порше сверхтяжёлому танку Maus , который при сходных боевых характеристиках с «Маусом» был бы достаточно технологичным для массового производства. Проектирование началось 30 июля 1943 года в Фридберге . Разработку конструкции и постройку опытного образца вела фирма «Adler ». Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками (касающийся как Е-100, так и разрабатываемого параллельно с ним «Maus»), проектирование продолжалось медленными темпами и была начата постройка прототипа. Продолжались работы на заводе Henschel в Хаустенбеке и на полигоне Зеннелагер вплоть до окончания войны. Незавершённый опытный образец (шасси без башни) был захвачен в Зеннелагере на заводе «Хеншель » английскими войсками . В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний. Потом полуготовый Е-100 был отправлен на металлолом, посему до наших дней не сохранился.

На танке Е-100, в отличие от остальных машин серии «E», использовали традиционную для германского танкостроения компоновку, в которой двигатель располагался в корме, а ведущие колёса и трансмиссия - в передней части танка. На Е-100 планировалось устанавливать двигатель Maybach HL 230P30 и рулевое управление Henschel L 801. В перспективе планировалось установить более мощный Maybach HL 234 или дизель мощностью 1100-1200 л. с. С новым двигателем должна была устанавливаться новая гидромеханическая трансмиссия Maybach Mekydro . По расчётам фирмы «Adler» танк должен был развивать скорость 40 километров в час, что весьма маловероятно. В ходовой части использовались обрезиненные опорные катки диаметром 900 мм, имевшие в качестве упругих элементов спиральные пружины. «Боевые» гусеницы имели ширину 1000 мм, были разработаны специальные «транспортные» гусеницы шириной 550 мм . Лобовое бронирование должно было составлять 150-200 мм под углом 45 или 30 градусов, бортовое - 120 мм, а кормовое - 150 мм. Причём, верхняя часть борта и верхняя часть гусениц должны были закрываться 90-мм экранами , которые предполагалось при перевозке снимать. Следует сказать, что решение об окончательном вооружении танка не было принято. Предполагалось вооружить танк либо 150-мм орудием, либо 174-мм орудием. Скорее всего, для установки 174-мм орудия на шасси E-100, потребовалось бы избавиться от башни, сделав неподвижную рубку. Башня имела диаметр погона 3060 мм, её поручили разрабатывать фирме Krupp . Также рассматривался вариант использования шасси Е-100 в качестве базы для различных САУ и спецмашин.

Третьей по счету весовой категорией программы Entwicklung стали танки Е-25 – то есть массой около 25 тонн. Этими унифицированными боевыми машинами планировали заменить целую плеяду довольно удачных, но уже устаревших противотанковых самоходных созданных на базе ходовой части средних танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, а также знаменитые “Hetzer”.

Работы по программе Е-25 начались несколько раньше остальных – в конце 1943 года. Руководил ими 6-й отдел Управления испытаний вооружений (Waffenprufamt 6 или WaPruAmt 6), главой которого был генерал Книпкамп (H.E. Kniepkamp). К разработке САУ нового типа подключили фирму Adler из Франкфурта, которой предстояло спроектировать высокоподвижный истребитель танков с низким силуэтом и мощным бронированием. Кроме того, в работе по программе Е-25 участвовали фирмы Porsche и Argus. Помимо выше перечисленных характеристик главной “изюминкой” САУ должно было стать вооружение.

В качестве основной арсистемы предлагалось использовать хорошо зарекомендовавшую себя 75-мм пушку 7,5cm KwK 43 с длиной ствола 70 калибров, но предусматривалась возможно её замены на более мощную 7,5cm KwK 44 с той же длиной ствола. Это орудие было изначально разработано фирмами Krupp и Skoda для установки в башни типа Schmalturm, которая предназначалась для танка “Panther II”, но для самоходного орудия оно также подходило. Отличительными особенностями KwK 44 было наличие концентрического противооткатного механизма к которому впоследствии планировали добавить автозарядник фирмы Skoda. Это позволило бы держать темп стрельбы до 40 выстрелов в минуту(!) К сожалению для немцев (и к счастью для союзников) к концу войны удалось собрать только несколько опытных образцов и провести их испытания.

Впрочем, столь высокая скорострельность имела один большой недостаток – наводчик просто не успевал бы наводить орудие на цель. Также рассматривались другие альтернативные варианты. Один из них включал 105-мм гаубицу 10,5cm StuH 42, ранее установленную на самоходки с таким названием, созданным на шасси танка Pz.Kpfw.III. Второй предусматривал установку 88-мм орудия 8,8cm KwK 43. Этот вариант иногда обозначается как Panzerjagerwagen Е-25 “Jaguar” . Дополнительное вооружение было не менее мощным. Для борьбы с пехотой и легкой бронетехникой противника предназначалась автоматическая пушка калибра 20-30 мм, которую планировали установить в отдельной башенке на крыше боевого отделения.

Формой корпуса Е-25 сильно напоминал “Hetzer”, что было неудивительно учитывая требования к высоте самоходки. Интересной особенностью была установка всех вертикальных бронелистов (за исключением нижних бортовых) под различными углами наклона. Так, верхний лобовой и кормовой листы брони устанавливались под наклоном 45°.
Компоновка Е-25 была несколько иной, чем у серийных САУ на танковых шасси. В передней части корпуса, почти ровно по центрально оси, устанавливалась пушка защищенная маской типа “кабанья голова”. Слева от неё располагалось место механика-водителя и органы управления машиной. Боевое отделение было совмещено с отделением управления: здесь находились места для командира, наводчика и заряжающего. Башенка с автоматической пушкой, располагавшаяся на крыше, была сдвинута влево. Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса. Изначально планировалось поперечно установить в задней части машины бензиновый двигатель фирмы Argus с воздушным охлаждением мощностью 350 л.с., а также 8-ми скоростную коробку передач и агрегат гидроэлектрического рулевого управления. Также рассматривался 400-сильный двигатель Maybach водяного охлаждения. Также имеются упоминания о 12-цилиндровом двигателе Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с. при 3000 об\мин., который устанавливался на “Panther” и “Tiger” Ausf.B. В последнем варианте ожиадлось получение максимальной скорости до 65 км\ч.

При проектировании ходовой части учитывался фактор технологичности и скорости её производства. Торсионная подвеска, при всех её преимуществах, была слишком трудоёмкой и тяжелой. Вместо торсионов была предложена другая система подвески наружного типа. Она состояла из рычага, который включал в себя пружину и амортизатор и имел ход на валу, установленном на внешней стороне корпуса. Пружины должны были располагаться внутри корпуса блока подвески и иметь центральный гидравлический амортизатор. Каждый блок подвески крепился на боковую и нижнюю часть корпуса посредством болтов, так что, если блок был бы повреждён, то его снятие и установка не представляли бы больших проблем и не требовали для этого специального оборудования. На один борт приходилось по 5 блоков, на каждый из которых крепилось по одному сдвоенному опорному катку диаметром 1000 мм. Колёса устанавливались по шахматной схеме, слева и справа от однорядных зубьев гусеничной цепи, трака и оснащались резиновыми бандажами. Каждая гусеничная цепь состояла из мелкозвенчатых стальных траков шириной 660 мм. Конструктивно она была аналогична цепи для танка “Panther II”, но в данном случае предусматривался лишь один ряд зубьев, проходивших между перекрывающимися колёсами.

Проект самоходной установки Е-25 фирмы Adler был единственным, который удалось довести до “железной” стадии развития. По состоянию на 23 января 1945 года было изготовлено несколько корпусов, которые находились в г.Каттовиц (Kattowitz) и были готовы к отправке на испытательный полигон. Однако, ни одной опытной САУ Е-25 так и не было построено. Что касается остальных проектов, то относитльно их имеется следующая информация. Разработка фирмы Porsche, носившая альтернативные названия Sturmgeschutz 27t и Porsche E-25 Jagdpanzer, основывалась на проекте легкого танке Typ 245 и осталась только в виде эсксизов и макетов. О проекте фирмы Argus никаких данных нет.

Статья с http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/e-25.htm

E 25 — одна из самых незаметных ПТ-САУ в игре. Обладает динамикой на уровне легких танков и неплохой маневренностью. Однако пушка со слабым пробитием ограничивает боевое применение данной самоходки, а плотная компоновка способствует частым повреждениям и пожарам.

Как получить

Общее количество E 25 в боях неуклонно растёт, что приводит к дисбалансу в боях соответствующих уровней, поэтому было принято непростое решение: постепенно вывести самоходку из продажи и придать ей статус акционной.

Не исключается возможность, что E 25 ещё можно будет приобрести в Премиум магазине в рамках специальных акций или получить в качестве награды за участие в конкурсах.

E 25 будет выводиться из продажи поэтапно:

  1. 22 декабря 2014 года будет снята с продажи во внутриигровом магазине World of Tanks.
  2. 15 января 2015 года она покинет полки и Премиум магазина.

У всех игроков, кто приобрёл её ранее либо успеет приобрести до снятия с продажи, самоходка останется в ангаре.

Модули

  • Орудие — 7,5 cm Pak 42 L/70
  • Двигатель — Maybach HL 230 TRM P30
  • Ходовая — E 25
  • Радиостанция — FuG 7 Ausf. F

Элитная комплектация

Вооружение

Орудие данной ПТ одно из самых точных в игре, имеет разброс 0,3 м на 100 м и скорость сведения в 1,5 секунды, что позволяет за время перезарядки полностью свестись на цель. 2700 — именно столько в среднем вы сможете нанести урона за минуту.

Средняя бронепробиваемость в 150 единиц бронебойным снарядом и 194 подкалиберным дает возможность стабильно наносить урон одноуровневым противникам и пробивать танки уровнем выше в уязвимые места.

А если удаётся сбить гусеницу, то противник быстро отправляется в ангар. Боекомплект составляет 60 снарядов, и как ни странно этого вполне хватает. Шансы того, что у вас в бою закончатся снаряды невелики.

Динамика

Двигатель мощностью 700 лошадиных сил стремительно набирает максимальную скорость, благодаря относительно небольшой массе танка. Это позволяет в начале боя занимать ключевые позиции для первичного засвета соперника, быстро менять фланги, заходить в борта, а также находить неожиданные для врага позиции, недоступные другим танкам.

Единственной ложкой дёгтя можно назвать, пожалуй, скорость разворота на месте. Особенно остро это ощущается на мягких грунтах, когда к нам приезжает лёгкий танк или быстрый СТ. Это проблема всех ПТ без башни, но на E-25 такой ситуации можно легко избежать – банально покинув опасное место при первых признаках опасности.

Благодаря низкому силуэту, у танка высокие коэффициенты маскировки, поэтому первостепенную важность у экипажа имеют перки «шестое чувство» и «маскировка», с ними бои будут проходить намного эффективнее. «Лампочка» позволит вовремя уйти из-под обстрела, а маскировка даст возможность безнаказанно наносить урон противнику, используя кусты и поваленные деревья.

Всему этому также способствует неплохой для своего уровня обзор в 360 метров, который обязательно стоит усилить перками экипажа (радиоперехват, орлиный глаз) и дополнительным оборудованием (стереотруба, просветлённая оптика). Дальности связи радиостанции вполне достаточно, если не забиваться в угол карты, то её хватит всегда.

Бронирование

Если же вы не успели уничтожить противника на расстоянии, вас не спасла маскировка или же просто не успели вовремя уехать, то тогда стоит вспомнить о броне E-25, которой у неё по сути и нет. Всего 50 мм лоб, а борта и корма и вовсе по 30.

Благодаря компактным размерам, ваш нижний бронелист как правило никто не выцеливает, а маска орудия занимает почти треть лба, поэтому раз в несколько боёв можно получить заветное непробитие или рикошет, благодаря той самой маске.

Также иногда случаются рикошеты от мелкокалиберных снарядов, благодаря наклонным сторонам корпуса или небольшим углам обстрела. Однако это всё чистой воды везение и в большинстве случаев E-25 пробивают практически всегда.

Небольшим утешением может служить количество очков прочности, их достаточно, чтобы принять 1-2 снаряда какого-нибудь тяжелого танка 8 уровня, а если сохранить все очки до конца боя, то E-25 превращается в очень серьёзного противника для любого танка. Поэтому играя на этой ПТ стоит быть терпеливым и правильно выбирать момент для агрессивной атаки зазевавшегося соперника.

Обзор

Преимущества

  • Ураганная скорострельность
  • Точное орудие
  • Высокая максимальная скорость
  • Отличная поворотливость
  • Неплохие УВН / УГН
  • Компактные размеры
  • Льготный уровень боев

Недостатки

  • Малый урон за выстрел
  • Низкая бронепробиваемость
  • Слабое броинрование корпуса
  • Небольшой боекомлект.

Навыки и умения экипажа

Экипаж танка состоит из четырех человек, поэтому пересаживая экипаж с линейного танка учтите, что функции радиста возложены на командира.

Оборудование и снаряжение

Выводы

Давайте подведём итоги. При всех своих достоинствах, E-25 не лишена и некоторых недостатков, но она ни в коем случае не хуже своих одноклассников того же уровня, а скорее наоборот, что чаще всего несвойственно премиум машинам.

Конечно же, она подойдёт не каждому, этот танк очень сильно зависит от умений и прежде всего знаний игрока, но если у вас получится понять принцип игры на ней, то будьте уверены, ваша статистика будет расти с каждым днём, а количество заработанного серебра за вечер игры будет исчисляться сотнями тысяч.

Несомненно, E-25 одна из самых интересных представительниц класса ПТ в игре. Уникальность её заключается в свободе выбора действий, её универсальности.

В бою можно действовать в качестве пассивного света, врываться в тыл вместе с СТ, поддерживать огнём на расстоянии, даже успевать сбить захват, проехав через всю карту, и всё это на фоне повышенной доходности и льготного уровня боёв. Действительно впечатляет!

Поэтому вполне закономерно, что танк снискал такую сумасшедшую популярность и привлёк к себе внимание разработчиков. Не думаю, что E-25 станет таким же желанным как Type 59, но у него есть все шансы стать вашим любимым танком, который еще и приносит ощутимый доход.

Главной «изюминкой» E 25 должно было стать вооружение с темпом стрельбы до 40 выстрелов в минуту. Только к концу войны удалось собрать несколько опытных образцов и провести их испытания.



Рекомендуем почитать

Наверх