Аня помнила из рассказов матери что она. Еду домой к маме — сказала Аня и отвернулась к окну, на глаза навернулись слезы

Рецепты 22.08.2019

Транскрипт

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ «СИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.01 Русский язык по специальностям технического профиля базовая подготовка среднего профессионального образования Иркутск,

3 СОДЕРЖАНИЕ Перечень практических работ.4 Пояснительная записка 5 Требования к выполнению практических работ 6 Практическое занятие 1..7 Практическое занятие 2..9 Рекомендуемая литература.14 3

4 ПЕРЕЧЕНЬ практических работ учебной дисциплины БД.01 Русский язык по специальностям технического профиля п/п Название работы Количество часов 1 Практическое занятие по итогам 1 семестра 2 2 Практическое занятие по итогам 2 семестра 2 4

5 Пояснительная записка Практические занятия направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, отнесены наряду с другими к основным видам учебных занятий. В процессе практического занятия обучающиеся выполняют практические задания в соответствии с изученным учебным материалом. Выполнение студентами практических заданий направлено на: обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных знаний по конкретным темам дисциплины, формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности, развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов. Целью практических занятий является: совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. Содержанием практических занятий являются решения разного рода задач, работа со справочниками и учебной литературой. Наряду с формированиями умений на практических занятиях обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в рабочей программе дисциплины «Русский язык и литература» и составляет 4 часа. Практические занятия по русскому языку носят частично-поисковый и поисковый характер. Работы частично-поискового характера требуют от обучающегося самостоятельного выбора способа выполнения работы в справочной литературе. Поисковые работы характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. Форма организации обучающихся на практических занятиях групповая и индивидуальная. Оценки за выполнение практических работ выставляются в журнал. 5

6 Требования к выполнению практических работ Практические работы проводятся в ходе осуществления учебного процесса и направлены на закрепление теоретического материала. Практические работы оформляются в письменном виде, преподаватель проверяет отчет студента о выполненной практической работе и делает отметку в журнале учебных занятий. Описания практических работ должны содержать: наименование работы; цель работы; задание; перечень используемого оборудования; перечень справочной литературы, таблицы; краткие теоретические сведения; ответы на контрольные вопросы, вывод о проделанной работе, список литературы. Перед выполнением практической работы преподаватель проверяет готовность студентов к ее выполнению по возможности с применением технических средств обучения, других современных методов контроля. Преподаватель контролирует выполнение практической работы в соответствии с инструкцией по проведению. 6

7 Практическое занятие 1 Тема: Практическое занятие по итогам 1 семестра Цель: повторить и обобщить ранее полученные знания по изученным разделам русского языка. выполнить анализ текста; выполнить фонетический и лексический анализ слов Достижение студентами предметных результатов: - владение навыками анализа текстов с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; - сформированность представлений о системе стилей языка - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике. Тексты для лингвистического анализа ТЕКСТ 1 Портится ли бензин при хранении Надо понимать, что бензин является не самым простым веществом. В его состав входят различные углеводороды, количество и вид которых определяется технологией изготовления, а кроме того, многочисленные присадки, добавляемые производителем. На момент отпуска с завода продукт соответствует предъявляемым требованиям, а вот дальше он начинает изменяться. И вызвано это несколькими факторами. ТЕКСТ 2 Испытания газонефтепроводов Испытания газонефтепроводов проводят после очистки полостей трубопроводов от отложений и загрязнений с последующей промывкой или продувкой. Наибольшие сложности представляет собой очистка и промывка нефтепроводов. Очистку участков, имеющих одинаковое проходное сечение, осуществляют с помощью механических очистных устройств (скребков), вводимых в трубопровод с помощью камер приема пуска средств очистки и диагностики. В трубопроводах с неравнопроходным сечением для очистки применяют эластичные разделители переменного диаметра, шары-разделители или гель, вводимый в трубопровод через вантуз. ТЕКСТ 3 Тип светочувствительного датчика сканера. В планшетных сканерах обычно используется один из двух типов датчиков: контактный (CIS) или ПЗС (CCD). CCD (Charge-Coupled Device) или ПЗС (прибор с зарядовой связью) представляет собой интегральную микросхему со светочувствительной линейкой. Для передачи изображения со сканируемой поверхности, используется оптическая система, состоящая из зеркала и объектива. Для освещения оригинала обычно используется люминесцентная лампа. Основным преимуществом CCD-сканеров является большая глубина резкости, хорошая цветопередача. При сканировании книг, оригиналов с объемными буквами, мятых листов, вы получите четкое и резкое изображение. Все профессиональные сканеры обычно создаются на базе CCD. Из недостатков такой конструкции можно отметить большую толщину, вес, а также стоимость, по сравнению с CIS. ТЕКСТ 4 Несовпадении кадастровых границ земельного участка с фактическими. Изменение границ кадастрового деления Часто на практике возникает следующая характерная ситуация: собственник земельного участка длительное время не устанавливает на нем забор, а когда собирается это сделать обнаруживает, что забор соседа заходит на его территорию возникает конфликт. Такая ситуация происходит при несовпадении кадастровых границ земельного участка с фактическими. Причины тут могут быть разные. Одна из них допущенная кадастровым 7

8 инженером при производстве работ ошибка, которая привела к отражению в документах кадастрового учета неверных границ земельного участка. В такой ситуации необходимо попытаться разрешить проблему во внесудебном порядке, обратившись с заявлением в органы кадастрового учета или к кадастровому инженеру, в противном случае подать иск в суд об устранении кадастровой ошибки и об изменении границ кадастрового деления. ТЕКСТ 5 Земельные конфликты на Байкальском тракте взорвутся пикетом у Серого дома В Иркутске 29 августа в 11:00 на сквере Кирова состоится пикет в поддержку граждан, получивших иски от госслужб по возврату дачных земель. Как рассказал Телеинформу один из активистов, владелец участка в ДНТ «Мечта» Павел Циколин, согласованное с властями количество пикетчиков 30 человек. Однако сейчас участие в акции подтвердили владельцы дач и коттеджей шести садоводств. Всего на спорных землях размещены 14 садоводств. Некоторые из них расположены по Байкальскому тракту, другие по Александровскому и в Мельничной пади. Также среди пострадавших ДНТ, находящиеся в районе сел Хомутово и Смоленщина. Кроме того, по словам Павла Циколина, прокуратура Иркутского районапредъявляет аналогичные иски и некоторым владельцам коттеджей в поселке Молодежный, где сейчас уточняются границы муниципального образования. ТЕКСТ 6 Конвенция о правах ребенка Статья Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц; или b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения. ТЕКСТ 7 Что строится в России? Cитуация в России сегодня кардинально отличается от того, что мы имели 15 лет назад, в 2000 году. Уровень промышленного производства вырос примерно на 65% и почти достиг уже советских показателей (90% от уровня 1991года). Развитие сельского хозяйства позволило нам в корне закрыть вопрос продовольственной безопасности. Есть видимый прогресс и в других сегментах: Сегодня же я хочу очень кратко пробежаться по крупнейшим строящимся объектам, чтобы показать, каких приятных новостей нам следует ждать в ближайшие годы. На всякий случай сразу отмечу, что писать сегодня я буду далеко не о всех стройках, а только о тех, которые мне представляются наиболее интересными. Задание 1. СТИЛИСТИКА 1. Прочитайте текст. 2. Определите тему текста. 3. Определите основную мысль текста. 4. Озаглавьте текст. Можно ли изменить заголовок в вашем тексте? Обоснуйте ответ. 8

9 5. Составьте план текста. 6. Определите средства связи текста, докажите. 7. Определите стилистическую принадлежность текста, в соответствии с планом выделите признаки стиля (см. Русский язык. Рабочая тетрадь. Раздел 2.1, 5) 8. Определите тип речи, укажите особенности построения текста (его композиции). Задание 2 ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. 1. Выберите трёхсложное слово, сделайте фонетический разбор ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА 1. Запишите слово. 2. Поставьте ударение. 3. Разделите слово на слоги. Определите открытость-закрытость слога. 4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество. 5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает. 6. Опишите звуки: Гласный, ударный или безударный. Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный. 7. Сосчитайте и запишите количество звуков. 2. Запишите в соответствии с нормой произношения слог с гласной буквой «е»: Музей, термин, шинель, проект, ателье, свитер, тенденция, компьютер, интерьер. 3. Запишите, поставив ударение в следующих словах: Закупорить, плесневеть, жалюзи, позвонить, обеспечение, ходатайство, договор, каталог, красивее. Задание 3. ЛЕКСИКОЛОГИЯ 1. Выпишите слова, имеющие стилистическую окраску, укажите какая именно окраска у слова (науч., спец., публ. и т.п.) 2. Найдите в тексте многозначное слово, выпишите из словаря точное определение этого слова, укажите, в каком значении слово дано в вашем тексте. 3. Подберите синонимы к 3 словам из вашего текста 4. Подберите антонимы к 3 словам из вашего текста 5. Практическое занятие 2 Тема: Практическое занятие по итогам 2 семестра Цель: повторить и обобщить ранее полученные знания по изученным разделам русского языка; выполнить анализ слов разных частей речи; выполнить работу с текстом, используя правила орфографии и пунктуации. Достижение обучающимися предметных результатов: - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике. ТЕКСТ 1 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин. 9

10 Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба. С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги. (На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев. Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку... После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить. Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире. Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему? Задание 1 СИНТАКСИС. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста. Поставьте нужную цифру перед предложением 1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно. 2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного. 3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами. 4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу. 5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому. 6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др. ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин. Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба. 10

11 С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги. Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев. Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку... После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить. Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире. Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему? (А.Н. Петров) ТЕКСТ 2 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Все сроки вышли. Т_нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны. Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств направля_мая большевиками внутре_яя орда перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?! И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?! По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни будет ее единстве_ой домашней одеждой. Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет. Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо пр_красным и одухотворе_ым. Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава (государство)к_лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв_рении (западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел. Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками. 11

12 Задание 1 СИНТАКСИС Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста. Поставьте нужную цифру перед предложением 1. Одиночное приложение обычно присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса. 2. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. 3. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного. 4. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Все сроки вышли. Тянуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента, когда Гумилев просил руки Анны. Хрупкая, стройная девушка становится женой поэта. Но она и сама поэт! И разве не знала, не предвидела Анна судьбу этого брака, свою судьбу, судьбу мужа? Что волею времени, чудовищно, нелепо совпавших неблагоприятных обстоятельств, направляемая большевиками внутренняя орда переломает хребет царствующей династии, а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить, громить, грабить?! И что она сама, Анна Ахматова, поэт, женщина с царственной осанкой и такой же душой, менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?! По пути в церковь Анна стала рассказывать Гумилеву свой сон. Ей приснилось, что будет жить она в убогой обстановке: одна-одинешенька, ветхое единственное одеяло, дырявый диван, изношенный узорчатый халат, который в течение долгого времени будет ее единственной домашней одеждой. Брось, это хандра, сказал на это Гумилев. Подожди, нас ждет Париж, Италия. Все пройдет. Анна задумалась. Всегдашняя печаль не сходила с ее лица. Будучи в подвенечном наряде, она казалась еще печальней. Лишь глаза блестели, делая ее лицо прекрасным и одухотворенным. Анна не ошиблась в своем пророчестве. Будет, будет лучшая поэтесса России через годы бедна привычной бедностью, от которой даже не попытается избавиться, а ее единственной утварью станет потертый чемоданишко, набитый блокнотами, стоящий в углу наготове, как и вся громадная держава, государство-колония, где все население, как будто в каком-то кошмарном творении западника-пессимиста, выстроилось в очереди в тюрьму, лагеря, колонии... В очереди на расстрел. Но тогда, в 1910 году, был апрель, мир был наполнен солнечным светом, чернобородые мужики, завидев свадебный кортеж, радостно махали шапками. (А.Н. Петров) Задание 2 МОРФОЛОГИЯ Выпишите из текста примеры каждой части речи, выполните морфологический разбор Теоретический материал. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль. Алгоритм морфологического разбора имени прилагательного: 1. Часть речи. Общее значение. 12

13 2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у качественных); степень сравнения (у качественных); падеж; число; род (у прилагательных в единственном числе). 3. Синтаксическая роль. Алгоритм морфологического разбора имени числительного: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж у количественных; именительный падеж, единственное число, мужской род у порядковых). Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (у количественных); Непостоянные признаки: падеж; число (если есть); род (если есть). 3. Синтаксическая роль. Алгоритм морфологического разбора местоимения: 1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Постоянные признаки: разряд; лицо (у личных). Непостоянные признаки: падеж; число (если есть); род (если есть). 3. Синтаксическая роль. Алгоритм морфологического разбора глагола: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки. Начальная форма (неопределенная форма). Постоянные признаки: вид; переходность; спряжение. Непостоянные признаки: наклонение; время (у глаголов в изъявительном наклонении); число; лицо (у глаголов в изъявительном наклонении настоящем и будущем времени; у глаголов в повелительном наклонении); род (у глаголов в изъявительном наклонении в прошедшем времени; у глаголов в условном наклонении). 3. Синтаксическая роль. Порядок разбора причастия: 1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). Постоянные признаки: вид; действительное или страдательное; время. Непостоянные признаки: полная или краткая форма; число; род (у причастий в единственном числе); падеж (у причастий в полной форме). 3.Синтаксическая роль. Порядок разбора деепричастия: 1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки. Начальная форма (неопределенная форма глагола); вид; переходность; неизменяемость. 3.Синтаксическая роль. Алгоритм морфологического разбора наречия: 1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть); неизменяемость. 3.Синтаксическая роль. Алгоритм морфологического разбора предлога: Часть речи, её назначение. Производный непроизводный. К какому существительному (местоимению, числительному) относится. С каким падежом употреблён. Разряд по значению. Алгоритм морфологического разбора союза: 13

14 Часть речи, её назначение. Сочинительный подчинительный. Разряд по значению. Простой составной; повторяющийся, двойной. Алгоритм морфологического разбора частиц: Часть речи. Функция и разряд. Алгоритм морфологического разбора междометий: 1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: тип по образованию; значение; неизменяемое слово. 3. Синтаксическая функция Рекомендуемая литература 1. Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М., Просвещение, с. 2. Замятина С.В., Постникова Т.В. Русский язык: Учебное пособие. Рабочая тетрадь. Иркутск, Форвард, с. 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (любое издание). 4. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка (любое издание). 5. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. М., 2011 г. Интернет-ресурсы: 1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» 2. Ресурсы по русскому языку 3. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 4. Национальный корпус русского языка 5. festival. 1 september.ru/ subjects Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» html Инфоурок 7. Методическое пособие по русскому языку для студентов среднего профессионального образования. 14


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა დაწყებითი, საბაზო და საშუალო საფეხური შესავალი საგამოცდო პროგრამა ეყრდნობა საქართველოს განათლებისა და მეცნიერების სამინისტროს მიერ 2008 წლის 21 ნოემბერს დამტკიცებულ `მასწავლებლის

МВД РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Объем требований по русскому языку. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил в пределах приведенной

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснительная записка Как учебный предмет русский язык имеет огромное значение при обучении в высших учебных заведениях, так как является не только

Приложение 3.1. к образовательной программе основного общего образования Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень на 2016-2017 учебный год Разработана: МО учителей русского языка и литературы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) Программа вступительного

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

Приложение 7 к Приказу 22-16 од от 30 сентября 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку и правила его проведения Форма проведения испытания Письменное вступительное испытание по русскому

ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» Автор-составитель: Давыдова Наталья Николаевна 1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки

Программа по русскому языку для абитуриентов 2010г. ФОНЕТИКА. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Ударение. Основные нормы современного русского

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГОУ ВПО НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Составитель: доцент кафедры иностранных языков,

Министерство образования и науки Российской Федерации НОУ ВО "Институт экономики и правоведения (г. Назрань)" ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СОБЕСЕДОВАНИЕ) Назрань 2015 1 Программа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому языку 2017 год Программа

Приложение.. к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ лицей 39, утвержденной приказом 62-2 от 3.08.207 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 0 класса Пояснительная

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» УТВЕРЖДАЮ: Директор центра О.В. Сизова Приказ 10 от 01.09.2015г.

Планируемые результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» Личностные) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

Требования к вступительному испытанию по русскому языку Волгоград 2013 1. Программа по русскому языку ФОНЕТИКА Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 6.030401 «ПРАВОВЕДЕНИЕ» ПРОГРАММА вступительного экзамена по общеобразовательной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК» по образовательно-квалификационному

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, поступающих на бакалавриат на базе среднего общего образования. Требования составлены на основе федерального государственного

Зовнішнє незалежне оцінювання 2013 року з російської мови 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Дефис между частями

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 2018 ГОД ПРОГРАММА Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» «УТВЕРЖДАЮ» Ректор

Ï. À. Ëåêàíò, Í. Á. Ñàìñîíîâ ÐÓÑÑÊÈÉ ßÇÛÊ ÑÏÐÀÂÎ ÍÈÊ Ïîä ðåäàêöèåé Ï. À. Ëåêàíòà 3-å èçäàíèå, èñïðàâëåííîå è äîïîëíåííîå Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: русский язык Класс 7 Профиль: базовый Всего часов на изучение программы:36 Количество часов в неделю:4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по русскому языку для

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

Календарно-тематическое планирование 4 класс п/п Тема урока Основное содержание по теме Примечания 1 четверть (45 часов) Повторяем узнаем новое (22 часа) 1 Речевое общение. Речь устная и письменная. Понятие

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор СИМОР д. полит. н., профессор О.В. Дубровина «12» сентября 2016 г. Программа по русскому языку для проведения вступительных

Составитель программы: языка и литературы кандидат филологических наук, доцент кафедры русского Кузьмичева Н.В 2014 г. Рецензент: кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснительная записка Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся МБОУ «Амурская школа» и составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый

Что то вы такая грустная… - сказал Ане молодой мужчина. Он только что зашел в купе и разложил свои вещи.

Нет у меня все нормально, еду домой к маме - сказала Аня и отвернулась к окну, на глаза навернулись слезы. Алексей дал ей свой платок и сел рядом. На мгновение их взгляды встретились, он увидел очень красивые голубые глаза.

Аня не вольно положила голову ему на плечо, ей сейчас нужен был кто то, кто мог помочь забыть все…

Она рассказала Алексею, что едет домой, ушла от любимого мужа. Он оказался подлецом и долгое время обманывал ее. Прожили они десять, как ей казалось счастливых лет. Детей не было, муж всегда был против. Да и как то все не получалось. А тут вернулась из рабочей командировки раньше на день, обнаружила у себя дома мужа с лучшей подругой…Вот так закончилась некогда красиво начинавшаяся история их любви.

Наскоро собрав вещи, Анна купила билет на ближайший поезд до своего родного города, где она когда то родилась, ходила в школу и была счастлива. Там жили её мама и старенькая бабушка.

Вечером Алексей пригласил Аню сходить в вагон-ресторан. Она надела платье, достала из сумочки колечко с бирюзой, его когда то подарила мама на свадьбу, но одевала Аня украшение редко.

Они долго сидели в ресторане, говорили не о чем. Тут Алексей увидел кольцо на пальце и очень долго рассматривал его. Оно было очень красивое, ручной работы, мама его заказывала специально для дочери, с обратной стороны на была гравировка - мелкими буквами «Счастье».

В купе они пришли уже за полночь. От выпитого вина кружило голову, ночь пролетела очень быстро…

Аня ещё спала, когда Алексей собрал свои вещи и тихонько попрощался с ней, оставив на столе записку с номером телефона: «если захочешь когда нибудь услышать меня, позвони…».

Прочитав, она улыбнулась, в ее планы не входили серьезные отношения, но записку женщина все же положила в сумочку.

Вечером она была уже дома, дверь открыла мама.

Аня, что же ты не предупредила, что приедешь, я бы встретила тебя. - сказала она.

Чуть позже сели за стол, мама стала расспрашивать, как у нее дела, как Максим. Аня сказала, что приехала на совсем, Максим в прошлом.

Начну новую жизнь, ведь мне только 32 года. У меня все еще впереди…

Мама помогла найти хорошую работу, жизнь потихоньку налаживалась. Как то утром Аня проснулась и побежала в ванную, ее сильно тошнило, кружилась голова. Мама обеспокоено спросила:

У тебя все нормально?

Ничего страшного,все пройдет, наверно съела что-то не то, - сказала Аня и стала собираться на работу.

Днем все повторилось. Вечером тоже.

Анечка сходи завтра в больницу, - обеспокоенно сказала мама.

На следующий день Аня поехала к врачу.

Вы беременны, поздравляю! - после осмотра сказал врач - рожать будем?

Да, конечно, - не раздумывая ответила Аня и счастливая пошла домой.

Вечером рассказала маме, та взяла в руки телефон и стала набирать номер.

Мама, ты кому звонишь?

Хочу Максима обрадовать. - ответила она.

Не надо, - Аня забрала телефон из рук мамы - ребенок не Максима. Ему мои дети не нужны и я тоже.

И она рассказала причину своего возвращения домой.

А кто же тогда отец? - удивлено спросила мать.

Алексей…И давай эту тему больше не поднимать.
Наступила тишина… Аня для себя все решила. Она сама вырастит и воспитает ребенка. Мужчины ей больше не нужны.

Беременность проходила сложно, женщина часто лежала в больнице, находилась под постоянным наблюдением врачей. Роды начались в срок, после долгих изнуряющих схваток на свет появилась замечательная здоровая девочка - Мия.

А дальше жизнь пошла своим чередом, малышка росла на радость бабушке и маме. Аня радовалась каждому новому дню, жила ради дочки, иногда смотрела нее и ловила себя на мысли, что она все больше напоминала ей Алексея, того попутчика, который подарил ей радость материнства и сделал ее самой счастливой…

Но жизнь распорядилась по своему. Аня заболела, болезнь стала стремительно развиваться после родов. Прогнозы врачей были неутешительны, полгода, год…

Мия к тому времени закончила школу, стала уже взрослой. Аня так и не смогла рассказать ей об отце, она думала, что дочь ее неправильно поймет. Только в последний момент, передавая дочери кольцо, Аня сказала:

Возьми дочка, это колечко, оно принесло мне когда-то счастье, и ты тоже будь счастлива…

Прошло несколько лет, после окончания института бабушка подарила внучке путевку на море. Накануне отъезда они обе очень волновались, Мия успокаивала бабушку.

Не переживай, я еду только на неделю, а она пролетит очень быстро…

Билет на поезд девушка положила в сумочку, проверила документы и надела на палец мамино кольцо.

Поезд пришел во время, девушка села в свое купе. Под стук колес стала смотреть в окно, на проносящиеся леса, станции, реки. Утром дверь купе открылась и зашел мужчина одетый с иголочки, с приятной улыбкой на лице. Он поздоровался, сел на свое место и тоже стал смотреть в окно. Долго ехали молча, потом заглянула проводница и предложила чай.

Поставила на стол два стакана, и пожелала приятного чаепития.

Мия достала из сумки печенье, конфеты, мужчина шоколад и они сели пить чай.

Тут он замер, шоколад выпал из его рук.

Что с вами?- спросила девушка.

Это кольцо на вашей руке? откуда он у вас?- спросил он.

Мамин подарок, - ответила Мия, а потом рассказала про то как она родилась, как однажды спросила у мамы про отца и не получила ответа на свой вопрос, как мама болела…

Алексей сидел, смотрел в глаза Мии, и вспоминал Аню, ту прекрасную попутчицу, про которую он помнил всю жизнь.

Он так и не дождался звонка от нее, а номера Ани не зал, Алексей ждал и надеялся, каждый день, каждую минуту, не проходило и дня, чтобы он не вспоминал ее…

На нем есть гравировка? « Счастье».

Откуда вы знаете? Вы знали мою маму?

Алексей рассказал все Мие, сейчас он смотрел на девушку и понимал, что это его дочь. Он так и не встретил и не полюбил никого, Аня всегда стояла перед глазами, мужчина всю жизнь мечтал, что они когда нибудь встретятся. Но этого не произошло. Наверно чудеса не повторяются… Мия обняла своего папу, он прижал ее к себе, так они ехали долго долго. Прощаясь, договорились, что она ему позвонит когда поедет обратно домой.

Мия ждала отца около вагона, он побежал увидев ее из далека.

Я очень боялся, что потеряю тебя, -сказал Алексей обнимая дочь.

Нет, папа, теперь то мы будем всегда вместе.

Она посмотрела на свое кольцо и сказала:

Счастье есть. Оно с нами.

Отец обнял дочь. Они сели в вагон и поехали к бабушке, которая еще ничего не знала.

Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии

10 - 11-е классы

ТЕКСТ № 1

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.

С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

Задание. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.

2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.

3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.

4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.

5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.

6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.

ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север - в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.

Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.

С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.

Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...

После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.

Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.

Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?

Что то вы такая грустная… - сказал Ане молодой мужчина. Он только что зашел в купе и разложил свои вещи.

Нет у меня все нормально, еду домой к маме - сказала Аня и отвернулась к окну, на глаза навернулись слезы. Алексей дал ей свой платок и сел рядом. На мгновение их взгляды встретились, он увидел очень красивые голубые глаза.

Аня не вольно положила голову ему на плечо, ей сейчас нужен был кто то, кто мог помочь забыть все…

Она рассказала Алексею, что едет домой, ушла от любимого мужа. Он оказался подлецом и долгое время обманывал ее. Прожили они десять, как ей казалось счастливых лет. Детей не было, муж всегда был против. Да и как то все не получалось. А тут вернулась из рабочей командировки раньше на день, обнаружила у себя дома мужа с лучшей подругой…Вот так закончилась некогда красиво начинавшаяся история их любви.

Наскоро собрав вещи, Анна купила билет на ближайший поезд до своего родного города, где она когда то родилась, ходила в школу и была счастлива. Там жили её мама и старенькая бабушка.

Вечером Алексей пригласил Аню сходить в вагон-ресторан. Она надела платье, достала из сумочки колечко с бирюзой, его когда то подарила мама на свадьбу, но одевала Аня украшение редко.

Они долго сидели в ресторане, говорили не о чем. Тут Алексей увидел кольцо на пальце и очень долго рассматривал его. Оно было очень красивое, ручной работы, мама его заказывала специально для дочери, с обратной стороны на была гравировка - мелкими буквами «Счастье».

В купе они пришли уже за полночь. От выпитого вина кружило голову, ночь пролетела очень быстро…

Аня ещё спала, когда Алексей собрал свои вещи и тихонько попрощался с ней, оставив на столе записку с номером телефона: «если захочешь когда нибудь услышать меня, позвони…».

Прочитав, она улыбнулась, в ее планы не входили серьезные отношения, но записку женщина все же положила в сумочку.

Вечером она была уже дома, дверь открыла мама.

Аня, что же ты не предупредила, что приедешь, я бы встретила тебя. - сказала она.

Чуть позже сели за стол, мама стала расспрашивать, как у нее дела, как Максим. Аня сказала, что приехала на совсем, Максим в прошлом.

Начну новую жизнь, ведь мне только 32 года. У меня все еще впереди…

Мама помогла найти хорошую работу, жизнь потихоньку налаживалась. Как то утром Аня проснулась и побежала в ванную, ее сильно тошнило, кружилась голова. Мама обеспокоено спросила:

У тебя все нормально?

Ничего страшного,все пройдет, наверно съела что-то не то, - сказала Аня и стала собираться на работу.

Днем все повторилось. Вечером тоже.

Анечка сходи завтра в больницу, - обеспокоенно сказала мама.

На следующий день Аня поехала к врачу.

Вы беременны, поздравляю! - после осмотра сказал врач - рожать будем?

Да, конечно, - не раздумывая ответила Аня и счастливая пошла домой.

Вечером рассказала маме, та взяла в руки телефон и стала набирать номер.

Мама, ты кому звонишь?

Хочу Максима обрадовать. - ответила она.

Не надо, - Аня забрала телефон из рук мамы - ребенок не Максима. Ему мои дети не нужны и я тоже.

И она рассказала причину своего возвращения домой.

А кто же тогда отец? - удивлено спросила мать.

Алексей…И давай эту тему больше не поднимать.

Наступила тишина… Аня для себя все решила. Она сама вырастит и воспитает ребенка. Мужчины ей больше не нужны.

Беременность проходила сложно, женщина часто лежала в больнице, находилась под постоянным наблюдением врачей. Роды начались в срок, после долгих изнуряющих схваток на свет появилась замечательная здоровая девочка - Мия.

А дальше жизнь пошла своим чередом, малышка росла на радость бабушке и маме. Аня радовалась каждому новому дню, жила ради дочки, иногда смотрела нее и ловила себя на мысли, что она все больше напоминала ей Алексея, того попутчика, который подарил ей радость материнства и сделал ее самой счастливой…

Но жизнь распорядилась по своему. Аня заболела, болезнь стала стремительно развиваться после родов. Прогнозы врачей были неутешительны, полгода, год…

Мия к тому времени закончила школу, стала уже взрослой. Аня так и не смогла рассказать ей об отце, она думала, что дочь ее неправильно поймет. Только в последний момент, передавая дочери кольцо, Аня сказала:

Возьми дочка, это колечко, оно принесло мне когда-то счастье, и ты тоже будь счастлива…

Прошло несколько лет, после окончания института бабушка подарила внучке путевку на море. Накануне отъезда они обе очень волновались, Мия успокаивала бабушку.

Не переживай, я еду только на неделю, а она пролетит очень быстро…

Билет на поезд девушка положила в сумочку, проверила документы и надела на палец мамино кольцо.

Поезд пришел во время, девушка села в свое купе. Под стук колес стала смотреть в окно, на проносящиеся леса, станции, реки. Утром дверь купе открылась и зашел мужчина одетый с иголочки, с приятной улыбкой на лице. Он поздоровался, сел на свое место и тоже стал смотреть в окно. Долго ехали молча, потом заглянула проводница и предложила чай.

Поставила на стол два стакана, и пожелала приятного чаепития.

Мия достала из сумки печенье, конфеты, мужчина шоколад и они сели пить чай.

Тут он замер, шоколад выпал из его рук.

Что с вами?- спросила девушка.

Это кольцо на вашей руке? откуда он у вас?- спросил он.

Мамин подарок, - ответила Мия, а потом рассказала про то как она родилась, как однажды спросила у мамы про отца и не получила ответа на свой вопрос, как мама болела…

Алексей сидел, смотрел в глаза Мии, и вспоминал Аню, ту прекрасную попутчицу, про которую он помнил всю жизнь.

Он так и не дождался звонка от нее, а номера Ани не зал, Алексей ждал и надеялся, каждый день, каждую минуту, не проходило и дня, чтобы он не вспоминал ее…

На нем есть гравировка? « Счастье».

Откуда вы знаете? Вы знали мою маму?

Алексей рассказал все Мие, сейчас он смотрел на девушку и понимал, что это его дочь. Он так и не встретил и не полюбил никого, Аня всегда стояла перед глазами, мужчина всю жизнь мечтал, что они когда нибудь встретятся. Но этого не произошло. Наверно чудеса не повторяются… Мия обняла своего папу, он прижал ее к себе, так они ехали долго долго. Прощаясь, договорились, что она ему позвонит когда поедет обратно домой.

Мия ждала отца около вагона, он побежал увидев ее из далека.

Я очень боялся, что потеряю тебя, -сказал Алексей обнимая дочь.

Нет, папа, теперь то мы будем всегда вместе.

Она посмотрела на свое кольцо и сказала:

Счастье есть. Оно с нами.

Отец обнял дочь. Они сели в вагон и поехали к бабушке, которая еще ничего не знала.

Зачет №1 по теме «Лексика и фразеология». Вариант I.

  1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания .

Аня помнила из ра__казов матер__ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев__зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве___ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю__ый Александр Пушкин.

Аня в подр__стковом возрасте была н__чем (не)пр__мечательна. Тихоня замкнутая ст__снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу__ствовала себя как рыба.

С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн__комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к__зались золотистыми (не)натуральными словно нареза___ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н__чуть (не)была заинтересована этими щ__голеватыми гимназистами свысока заносч__во посматр__вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове__о смутили пухлые губки... Нежное лич__ко... Волосы... В ее облик__ было что-то (не)высказа__ое печальное таинстве__ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име__о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч__ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр__сте девушкам нрав__(ть,т)ся разоч__рова__ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра__ий пери__д несколько деревя__ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере__ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине__ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише__ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к__в__лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр__восходной дли__ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр__ятен и даже интересен особе__о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход__т избега__т его. Почему? (А.Н. Петров)

  1. Выполните задания
  1. Найдите соответствия

1. Омонимы

2. Омоформы

3. Омофоны

4. Омографы

5. Паронимы

6. Синонимы

7. Антонимы

  1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?


1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
5) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

1) коренной житель – коренной вопрос;

2) спутник Марса – спутник в дороге;

3) пачка папирос – пачка балерины;

4) холодное молоко – холодный взгляд;

5) крутой кипяток – крутой характер.

  1. Определите средства художественной выразительности в примерах:

1) Люблю я пышное природы увяданье…

2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

  1. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:

1) гутарить, компьютер;

2) поэт, лицедей;

3) курень, предки (родители);

4) притаранить (принести), вредный.

6. Определите, какие из названных слов являются архаизмами:

Чело, дружина, лицедей, нэпман, волость, продналог, перст.

Банкротство, имитация, адекватный, имидж.

8. Замените слова описательными оборотами (перифразами):

Море, утро.

9. Определите, какие средства языковой выразительности использованы в предложениях.

1. Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин) 2. Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) 3. Я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Восемь лет не видел я Горюхина. (А.Пушкин) 4. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. (И.Тургенев) 5. Осенней неги поцелуй горел в лесах… (Н.Гумилев) 6. Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (В.Шукшин) 7. Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом!../ Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) 8. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

Зачетная работа №2 по теме «Лексика и фразеология». Вариант II

  1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Все сроки вышли. Т__нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.

Хрупкая стройная девушка станов__(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр__двид__ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем__ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр__ятных обстоятельств направля__мая большевиками внутре___яя орда перелома__т хребет царству__щей д__настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!

И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве__ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!

По пути в церковь Анна стала ра__казывать Гумилеву свой сон. Ей пр__снилось что будет жить она в убогой обстановк__ (одна)одинеш__нька ветхое единстве__ое одеяло дырявый д__ван изноше__ый узорч_тый халат который (в)течени__ долгого врем__ни будет ее единстве__ой домашней одеждой.

Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.

Анна задумалась. Всегдашняя п__чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв__нечном наряде она к__залась еще п__чальней. Лишь глаза бл__стели делая ее лицо пр__красным и одухотворе__ым.

Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр__вычной бедностью от которой даже не попыта__тся избави(ть,т)ся а ее единстве__ой утв__рью станет потертый чемодан__шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д__ржава (государство)к__лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв__рении (западника)п_(_сс,с)имиста выстро__лось в очереди в тюрьму лагеря к__лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.

Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн__н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками. (А.Н. Петров)

  1. Выполните задания
  1. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

  1. Найдите словосочетания, в которых подчёркнутые слова являются омонимами.

1) счастливый брак – заводской брак;

2) корень слова – корень растения;

3) идут торги – идут часы;

4) сборка конструкции – сборка на юбке;

5) звезда эстрады – звезда на небе.

  1. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?


1) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
2) Желтые листья медленно падали на землю.
3) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
4) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
5) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

4. Определите средства художественной выразительности в примерах:

1) И скучно, и грустно, и некому руку подать.

2) Где стол был яств, там гроб стоит.

3) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

5. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:

1) маленький, очи;

2) воевода, гимназия;

3) облом, опричник;

4) ликбез, лентяй.

6. Определите, какие из названных слов являются историзмами:

Урядник, пиит, зерцало, боярин, око, гридница, град.

7. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Презентация, креативный, инертный, интерпретировать.

8. В каких примерах встречаются контекстуальные антонимы? Запишите их.

А) Речи что мед, а дела что полынь. б) Сморчком глядит, а богатырем кашу уплетает.

В) Час побережешься – век проживешь. г) На печи не храбрись, а в бою не трусь. д) Счастье – это всего лишь отсутствие несчастья. е) Речи как снег, а дела как сажа.

9. Укажите предложения, в которых использованы эпитеты. Выпишите их вместе с определяемым словом.

1. Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду. (С.Есенин) 2. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (В.Солоухин) 3. Гряды синеющих холмов / И груды белых облаков / На фоне мраморного неба. (М.Волошин) 4. На окне, серебряном от инея, / За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин) 5. В бездонном небе легким белым краем / Встает, сияет облако. (И.Бунин) 6. О пальцы гибкие, начните / Очаровательный урок. (О.Мандельштам) 7. Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов, / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов. (А.Ахматова)




Рекомендуем почитать

Наверх